Научная статья на тему 'Академическая мобильность как инструмент мягкой силы науки'

Академическая мобильность как инструмент мягкой силы науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЯГКАЯ СИЛА / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Станислав Олегович

В статье рассматривается влияние науки на мировую политику, изучается один из инструментов влияния науки на престиж страны в целом, а именно академическая мобильность. Так же, рассматривается влияние академической мобильности на международные отношения, анализируются основные факторы академической мобильности, влияние болонского процесса на академическую мобильность, анализируются популярные и распространенные программы мобильности студентов и преподавателей. Кроме этого, в статье выделены основные цели использования данного инструмента мягкого влияния. Делаются выводы о результатах использования инструментов мягкой силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как инструмент мягкой силы науки»

УДК: 32

Сергеев Станислав Олегович

кафедра мировой политики, факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета defman91 @gmail.com

Stanislav O. Sergeev

Department of world politics, faculty of

International relations

St. Petersburg State University

defman91 @gmail.com

Академическая мобильность как инструмент МЯГКОЙ СИЛЫ науки

Academic mobility as a tool of

SOFT POWER OF SCIENCE

Аннотация. В статье рассматривается влияние науки на мировую политику, изучается один из инструментов влияния науки на престиж страны в целом, а именно академическая мобильность. Так же, рассматривается влияние академической мобильности на международные отношения, анализируются основные факторы академической мобильности, влияние болонского процесса на академическую мобильность, анализируются популярные и распространенные программы мобильности студентов и преподавателей. Кроме этого, в статье выделены основные цели использования данного инструмента мягкого влияния. Делаются выводы о результатах использования инструментов мягкой силы.

Ключевые слова: академическая мобильность, мягкая сила, наука.

Annotation. This article studies the impact of science on global politics; also it scrutinizes such instrument of impact of science on the prestige of the country in general as academic mobility. Besides, the author considerers the influence of academic mobility on international relations, analyzes the main factors of academic mobility, an impact of the Bologna process on academic mobility, the main popular programs of academic mobility. In addition, this article highlights the main purpose of the use of this instrument of soft influence. Conclusions on the results of the use of tools of soft power are given.

Keywords: academic mobility, soft power, science

Термин мягкая сила плотно укрепился как в научных кругах, так и в лексиконе многих официальных лиц и часто используется в различных выступлениях и во всевозможных публикациях^; 6].

Тем не менее, применительно к науке в нашей стране он используется крайне редко. Однако, некоторые страны, такие как Германия, ввели развитие науки и образования как важнейший фактор мягкосилового влияния в официальную концепцию внешней политики страны [2].

Для использования науки в качестве инструмента мягкой силы Российской Федерации, необходимо построение дискурса в направлении создания образа России, как влиятельного игрока на международноий научной арене. При правильном использовании науки, как инструмента мягкой силы, появляется возможность создания международной научной площадки диалога между западными и восточными учеными. Под правильным построением дискурса понимается использование как общих инструментов мякгой силы, как средств массовой информации, так и

специальных инструментов науки как элемента мягкой силы, к примеру таких, как академическая мобильность, для улучшения имиджа научной деятельности в стране.

Для университетов академическая мобильность становится важным элементом создания имиджа, так как прием студентов и преподавателей из других вузов мира и их успешная учеба и работа сами по себе являются подтверждением статуса вуза как квалифицированного учебного заведения.

Признание дипломов, в свою очередь, служит повышению рейтинга университета и его привлекательности для студентов и научных сотрудников.

Так же, академическая мобильность определяет заинтересованность работодателей, так как развитие программ мобильности означает развитие личных качеств кадров и повышение их квалификации. К этим элементам относятся: динамичность и отсутствие внутренних преград и барьеров для общения, в том числе и на иностранных

198

языках, способность к восприятию и созданию нового, большая открытость и творческий подход. Программы мобильности предполагают, что участвующие в них студенты и преподаватели одними из первых осваивают новые компетенции.

Кроме этого, академическая мобильность удовлетворяет интересы развития всего общества. Повышение уровня квалификации кадров ведет к повышению качества товаров и услуг. Международная мобильность приводит к распространению более открытых взглядов, в частности, к социально- культурной терпимости. Знакомство большого количества людей с определенным регионом приводит к повышению престижа и узнаваемости этого региона, а кроме этого, и к росту инвестиций в этот регион, привлечению партнеров и заключению выгодных договоров. С точки зрения представителей политических кругов, академическая мобильность означает использование прав граждан на свободное передвижение, что является одним из основных элементов демократии.

Важную роль в мировой академической мобильности играет Болонский процесс. Это процесс унификации систем высшего образования по всей Европе, а сейчас и по всему миру. Официальной датой начала этого процесса является дата подписания Болонкой декларации.

Одной из основополагающих целей этого процесса является «содействие мобильности путем преодоления преград эффективному осуществлению свободного передвижения» [3]. Это, в свою очередь, ведет к расширению доступа мирового сообщества к высшему образованию, и по мнению организаторов повышает уровень привлекательности высшего образования стран-участниц Болонского процесса, а кроме этого, обеспечивает успешное трудоустройство выпускников, за счет того, что квалификация и уровень образования ориентированы на рынок труда. Помимо этого, мобильность кадров обеспечивает повышение конкурентоспособности вузов, что в дальнейшем ведет к привлечению финансирования научной и образовательной деятельности университетов. Российская Федерация так же присоединилась к Боннскому процессу, что придает новый импульс для успешной модернизации высшего образования в России и открывает новые возможности финансирования за счет средств Европейской комиссии образования.

Строительство общего образовательного пространства имеет важное значение для содействия интеграции России в мировую экономику и для определения перспектив сотрудничества России и Европейского союза в различных областях науки. Как для российских, так и для европейских университетов на ближайшую перспективу вопрос привлечения иностранных студентов является стратегически важным. Тенденция в изменении демографической ситуации свидетельствуют о том, что число студентов будет сокращаться. Следовательно, уже сегодня российские вузы должны серьезно задуматься о перспективах своего существования и подготовить почву для обеспечения конкурентоспособ-

ного образования.

В рамках Болонского процесса создана такая площадка диалога, как Болонский форум. В первом Болонском форуме, проведенном в Левене, приняли участие 49 стран-участниц и обширный спектр третьих стран и неправительственных организаций [3]. Основными итогами форума являются решения о необходимости и важности государственных инвестиций в научную и образовательную деятельность, даже несмотря на экономический кризис, кроме этого, выявлена необходимость планомерного обмена исследователями и студентами в целях содействия «обмену мозгами» в противовес «утечке мозгов».

Существует ряд международных программ студенческого обмена. Одной из них является программа Erasmus. Это некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями, которая позволяет обучаться, проходить стажировку и преподавать в других европейских вузах, участвующих в этой программе. Целью программы является повышение качества образования в Европейском союзе, развитие академической мобильности и расширение культурных связей между странами Европы. Эразмус раздвигает границы сотрудничества между университетами и гарантирует зачет времени, проведенного в другой стране, в домашнем вузе. Европейская комиссия ставит следующие цели перед этой программой. Это и развитие образования, расширение лингвистических и культурных связей путем обучения в других странах Европы, это и улучшение институционального сотрудничества между вузами и обогащение образовательной среды принимающих вузов, помимо всего прочего, это еще и способствует развитию молодых людей как высококвалифицированных, непредубежденных специалистов с международным опытом [3].

Существуют также определенные требования к участникам этой программы. Студенты зачисляются сюда на конкурсной основе и должны соответствовать следующим критериям. Быть студентом не менее 2-х лет в домашнем университете, иметь средний балл выше определенного уровня, высчитываемый отправляющим вузом, свободно владеть языком, на котором будет вестись обучение. Отбор студентов для обучения за рубежом проводится домашним вузом. Студенты не оплачивают образование в принимающем вузе, все расходы покрываются домашним вузом и Европейским союзом. В большинстве случаев студенты также получают стипендию на покрытие расходов на проживание.

В рамках программы Эразмус присутствует так называемая программа Erasmus Mundus. Отдельная программа, в рамках которой участвует намного больше стран, нежели в рамках первой, так в этой программе принимают участие практически все страны мира. Эразмус Мундус-программа, нацеленная на глобализацию Европейского образования. Здесь могут принимать участие как образовательные учреждения-партнеры, так и студенты из вузов, не имеющих партнерских соглашений. Ежегодно Европейская комиссия принимает квоту на количество Гран-

199

тов для иностранных студентов.

Другим ярким примером программ академической мобильности является программа Фулбрай-та, финансируемая госдепартаментом сШа. Эта программа предоставляет возможность обмена студентами, учеными, преподавателями, а также специалистами и художниками со всего мира, Гранты выдаются как американским, так и зарубежным студентам.

Эта программа сделала многое для сближения российских и американских исследователей, но, поскольку она является правительственной и оплачивается за счет средств США, то представляет угрозу по поводу «утечки мозгов».

Также существует организация по осуществлению академической мобильности - Ассоциация генеральных штатов студентов Европы (Association des Etats Gen eraux des Etudiants de I'Europe, AEGEE)

AEGEE осуществляет деятельность по четырем основным направлениям - активное гражданство, высшее образование, мировая стабильность и культурный обмен. В рамках гражданской активности она стремится предоставить право голоса для всех своих членов путем проведения конференций и использования результатов этих конференций для лоббирования интересов своих членов.

В сфере высшего образования организация занимается развитием студенческого обмена, обучением иностранным языкам, развитием международного сотрудничества в научной сфере.

Пропагандируя идеалы толерантности и взаимопонимания между молодыми людьми, организация содействует разрешению многих международных конфликтов.

Литература:

1. Дежина И.Г. Российская наука как фактор

мягкого влияния. Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/-

inner/?id_4=495#top

2. Ланьшина Т.А. «Мягкая сила» Германии: культура образование наука // Вестник международных организаций 2014.Т 9. № 2.

3. Международные программы обмена. Программа Erasmus. URL: http:// ec.europa.eu/prog-rammes/erasmus-plus/index_en.htm

4 .Най Дж. «Мягкая» сила и американоевропейские отношения. Свободная мысль-ХХ1, 2004. №10.

5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурногуманитарного сотрудничества / МИД России. 2010. С. 3.

6. Путин В.В. Россия в меняющемся мире. URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html

Культурный обмен для этой организации становится ключевой задачей. Так как они считают, что именно это направление деятельности является фундаментом для планомерного развития глобализации и процессов международной интеграции, способствует преодолению конфликтов путем развития контактов между представителями различных стран.

В целях прироста научного знания и развития науки должен повышаться имидж научных сотрудников. Это включает в себя увеличение количества ученых, путем создания позитивного имиджа с помощью средств массовой информации и выработки цены науки. А также создание влиятельных научных центров на базе университетов, развивающих академическую мобильность и структурирующие свою деятельность для попадания в международные научные рейтинги.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что наука является важным инструментом мягкой силы государства. Но для ее эффективного использования в качестве властного инструментария необходимо планомерное реформирование науки и построение дискурса в духе мягкой силы. Как же добиться уважения к науке Российской Федерации на международной арене?

Для этого необходимо использовать все ресурсы и инструменты науки как фактора мягкой силы, такие как академическая мобильность и вхождение в университетские рейтинги.

Исследования становятся известными благодаря участию российских ученых в зарубежных конференциях, форумах и обменных визитах, так как непосредственное представительство ученых за рубежом является одним из основных ресурсов влияния академической мобильности как источника мягкой силы науки.

Literature:

1. Dezhina I. G. Russian science as a factor soft power / Russian International Affairs Council. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=495#top

2. Lenshina T.A. Germany's Soft power: culture, science, education // Bulletin of international organizations. 2014. V. 9. № 2.

3. International exchange program. Erasmus. URL: http:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/in-dex_en.htm

4. Nai J. Soft power and European-American relations. Svobodnaya Mysl'-XXI, 2004. № 10.

5. The main directions of the Russian Federation policy in the sphere of international cultural and humanitarian cooperation / Ministry of foreign Affairs. 2010. P.3.

6. Vladimir Putin. Russia in a changing world. URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html

200

7. Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России. Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.

8. Amsler. University ranking as social exclusion / Amsler, S. Sarah, and Chris Bolsmann // British journal of sociology of education 33.2 (2012): 283-301

9. Robert D. Hormats, Science Diplomacy and Twenty-First Century Statecraft, Science & Diplomacy, V. 1, № 1 (March 2012). URL: http://www.sciencedi-plo-macy.org/perspective/2012/ science-diplomacy-and -twenty-first-century-statecraft.

10. Vaughan C. Neureiter, Science and Diplomacy /

C. Vaughan Turekian and P. Norman // The Past as Prologue, Science & Diplomacy, Vol. 1, № 1 (March 2012). URL: http://www.sciencediplomacy.org/-

editorial/2012/science-and-diplomacy.

7. Torkunov A.V. Universities as a strategic resource of Russia // Higher education in the twenty-first century: the growing influence at the national world development. Kazan: Idel-Press, 2011.

8. Amsler. University ranking as social exclusion / Amsler, S. Sarah, and Chris Bolsmann // British journal of sociology of education 33.2 (2012): 283-301

9. Robert D. Hormats, Science Diplomacy and Twenty-First Century Statecraft, Science & Diplomacy, V. 1, № 1 (March 2012). URL: http://www.sciencedi-plo-macy.org/perspective/2012/ science-diplomacy-and -twenty-first-century-statecraft.

10. Vaughan C. Neureiter, Science and Diplomacy /

C. Vaughan Turekian and P. Norman // The Past as Prologue, Science & Diplomacy, Vol. 1, № 1 (March 2012). URL: http://www.sciencediplomacy.org/-

editorial/2012/science-and-diplomacy.

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.