Научная статья на тему '«АИС-факультет»'

«АИС-факультет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««АИС-факультет»»

А. ПИЧУГИН, профессор

Московский государственный Д fjv^ïrTrni тРТ»

институт радиотехники, "/жЖ 1Vj " V-L/QtvVJ ICI" электроники и автоматики

Практическая работа деканата факультета любого высшего учебного заведения связана с достаточно большим документооборотом и необходимостью обработки значительных объемов информации при составлении различного рода статистических и отчетных документов. Кроме того, ряд существенных для анализа работы факультета результатов не может быть получен в связи с трудностями организационного и счетно-аналитического характера.

К настоящему времени в целом ряде вузов уже разработаны и применяются различного рода автоматизированные системы, направленные на решение этой проблемы. Их общим недостатком являются трудности реализации в существующих СУБД целого ряда функций, связанных с необходимостью логической, статистической и математической обработки баз данных значительных объемов, к которым относится информационная база деканата (контингент - учебные планы - кафедры), что неизбежно ограничивает возможности таких систем. В этой связи нами была предпринята попытка синтеза автоматизированной информационно-управляющей системы (АИС) на основе стандартного, широко распространенного пакета Microsoft Office с табличным процессором Excel 97. Этот пакет позволяет обеспечить достаточную степень универсализма программного обеспечения и использовать функциональные возможности электронных таблиц. К тому же подобная ав-

томатизированная система может быть легко адаптирована к работе в качестве подсистемы АСУ-вуз при работе в локальной сети. Опыт почти трехлетней эксплуатации разработанной информационно-управляющей системы с тремя специальностями (формами подготовки) в деканате вечернего факультета радиотехники Московского института радиотехники, электроники и автоматики на практике показал ее высокую эффективность, удобство интерфейса даже для малоопытных пользователей и достаточно широкий круг решаемых с ее помощью задач. Естественно, что разработанная система может рассматриваться в качестве одного из средств управления учебным процессом в вузе. Она эффективно обеспечивает функции сбора информации о ходе учебного процесса и основных показателях работы факультетов и кафедр, а также возможность централизованного управления с сервера ректората или учебного управления. Весьма интересным является ее использование совместно с существующими программами дистанционного обучения.

Система «АИС-факультет» характеризуется следующими основными возможностями:

• Отображает в реальном времени текущую информацию об основных показателях учебной работы факультета и его структурных подразделений -кафедр, курсов и групп.

• Оперативно контролирует ход и результаты зачетно-экзаменационных сессий и последующих пересдач для

128

Высшее образование в России • № 4, 2001

всех форм подготовки, специальностей, курсов и групп в соответствии с действующими учебными планами.

• Контролирует работу кафедр, обеспечивающих учебный процесс на факультете, формируя сводные статистические данные успеваемости студентов по отдельным группам и дисциплинам учебного плана.

• Автоматически формирует по заданным критериям списки студентов, представляемых к отчислению, переводу на следующий курс (допускаемых к занятиям в следующем семестре), не имеющих по результатам сессии задолженностей и т. п.

• Обеспечивает автоматическую архивацию сведений о списочном составе студентов с указанием номеров и дат приказов об отчислении, переводе и т. п.

• Подготавливает в необходимых форматах основной пакет учебной документации деканата, в том числе зачетно-экзаменационные ведомости, отчеты о текущей успеваемости, структурированные по специальностям, курсам, группам и отдельным дисциплинам кафедр и т. д.

При синтезе исходной базы данных каждому студенту приписываются три основных атрибута - фамилия, имя, отчество, шифр (неизменяемый) и номер группы. Важным требованием является полная идентичность шаблонов, используемых в рабочих книгах-файлах и соответствующих электронных таблицах, независимо от специальности, численного состава курсов и групп. Это обстоятельство оказывается весьма удобным и обеспечивает универсальность программного обеспечения при обновлении базы данных и других операциях с информационными ячейками или их группами. Для вывода студента за пределы контингента данной группы (отчисление, академический отпуск, перевод и т.п.) достаточно вне-

сти справочную запись в соответствующий файл.

Остановимся на функции оператора при работе с автоматизированной системой «АИС-факультет». Как уже отмечалось, система обеспечивает достаточно дружественный интерфейс, и роль оператора сводится (1) - к формированию исходной базы данных (контингент - учебные планы - кафедры) в форматах разработанных универсальных шаблонов, (2) - к внесению оценок, полученных студентом по результатам сессии и последующих пересдач и (3) - к вводу информации о движении контингента в виде формулировок и дат приказов. Формирование базы данных и последующая обработка информации осуществляются автоматически, без вмешательства оператора. Необходимые для этого функции реализуются при помощи специальной служебной программы (язык программирования - Visual Basic for Applications) и управляющего файла.

Приведем основные аппаратурные характеристики разработанной системы. Минимально необходимые требования к конфигурации вычислительных средств - персональный компьютер 486 и старше. Используется операционная система Windows 98 и стандартный пакет Microsoft Office с табличным процессором Excel 97. В базовом варианте системы, когда учебный курс состоит из 4 групп, для работы требуется около 20-25 Мб дисковой памяти. Быстродействие системы (время, необходимое для обновления базы данных и формирования обновленных файлов каталога отчетов), естественно, определяется быстродействием компьютера и в рассматриваемом базовом варианте составляет около 5-7 мин. для стандартного компьютера типа Pentium-166.

Применение системы позволило существенно упростить и повысить качество работы при одновременном сни-

жении временных затрат на получение различного рода справочных и отчетных сведений и составление нормативной документации деканата (ведомости, отчеты о движении контингента и т.п.). Помимо этого, в силу достаточно широких вычислительных возможностей система способна решать и другие,

не рассмотренные здесь, задачи. Следует отметить и важную для практики возможность адаптации системы к использованию с любыми учебными планами и контингентами без какой-либо специальной перестройки и изменения параметров используемых универсальных шаблонов.

Л. ГОЛУБ, кандидат педагогических наук В. ГОЛУБ, преподаватель

Ростовский военный институт ракетных войск

Представляется интересным опыт организации процесса получения второго высшего образования по специальности «Психология» курсантами Казанского филиала Челябинского танкового института, изложенный в статье Ю. Кудрявцева (Высшее образование в России. - 2001 г. - № 1). Автор ознакомил с попыткой военного вуза создать условия для параллельного получения курсантами танкового вуза высшего психологического образования, подразумевая обеспечение необходимого уровня освоения государственного образовательного стандарта по двум специальностям. Если учесть, что у курсантов военных вузов достаточно много времени занимает выполнение служебных обязанностей, возникает ряд вопросов.

Во-первых, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) определяет объем часов, необходимый для получения квалификации «инженер», - 4500 часов, «педагог-психолог» - 4200 часов. В сумме при очной форме обучения курсанты должны освоить

Параллельное образование

8700 учебных часов, в день - 12 академических часов, в неделю - 72 при требованиях того же стандарта по максимальной недельной учебной нагрузке в 54 часа. Данные расчеты учебной нагрузки, предусмотренной ГОС ВПО, а также учет физической нагрузки на курсанта, сравнительный анализ учебно-программного и методического обеспечения и условий жизнедеятельности курсантов на 1-2-м курсах (срочная служба) показали, что вопрос о качестве подготовки специалистов может быть поставлен под сомнение. (Возможно, речь идет о получении второго высшего образования в заочной форме. Но в этом случае срок обучения увеличивается до 6 лет.) Опыт показывает, что у 90% курсантов 1-2-го курсов военного института практически нет свободного времени, не говоря уже об освоении второй специальности (вхождение и адаптация в новых для себя условиях жизнедеятельности, параллельность процесса обучения и выполнение служебных обязанностей). Конечно, нельзя полностью отрицать возможность получения двух специальностей ВПО одновременно, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.