Научная статья на тему 'Агротуризм в развитии сельских территорий'

Агротуризм в развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2090
204
Поделиться
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ / РЕСУРСЫ / АГРОТУРИЗМ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ / ВАЛОВОЙ ДОХОД / AREA / RESOURCES / AGROTOURISM AND CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT / THE GROSS REVENUE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дубиничева Людмила Васильевна, Советов Павел Михайлович

В статье рассматриваются условия, опыт и перспективы развития агротуризма в Вологодской области, определяется валовой доход агротуристических услуг в масштабе региона.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дубиничева Людмила Васильевна, Советов Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Agrotourism in development of rural territories

In clause conditions, experience and prospects of development agrotourism in the Vologda area are considered, the gross revenue agrotourism services in scale of region is defined

Текст научной работы на тему «Агротуризм в развитии сельских территорий»

УДК 338.48(470.12)

Л.В. Дубиничева, П.М. Советов АГРОТУРИЗМ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматриваются условия, опыт и перспективы развития агротуризма в Вологодской области, определяется валовой доход агротуристических услуг в масштабе региона.

Область, ресурсы, агротуризм и условия его развития, валовой доход.

В результате экономических реформ, проводившихся в 1990-е гг. в России, в сельской местности образовался комплекс экономических и социальных проблем. Для их решения требуется не только масштабное ресурсное обеспечение сельскохозяйственного производства, но и нестандартные идеи и новые подходы, способные значительно дополнить и расширить направления, определенные известным национальным приоритетным проектом «Развитие АПК». Будет полезным обратить внимание на одно из перспективных альтернативных направлений развития сельских территорий, позитивно зарекомендовавших себя за рубежом, а именно аграрный туризм.

Под агротуризмом принято понимать проведение различных мероприятий (спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных), нацеленных на создание благоприятных социальных условий в сельской местности (прежде всего, занятость местного населения), повышение эффективности сельскохозяйственного производства (за счет «перелива» капитала) и, наконец,

обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке (на базе развития рыбоводства и рыболовства, а также производства дичи для спортивной охоты).

В широком смысле аграрный туризм рассматривается в территориальном аспекте как доминирующая ключевая отрасль, т. е другие отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла) подстраиваются технологически под соответствующую природнорекреационную среду. В этой связи агротуризм рассматривается также как одна из разновидностей экологического туризма.

С геодемографической точки зрения агротуризм - это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения. С точки зрения организации производства рекреационного продукта - это набор разнообразных услуг, начиная с проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов и заканчивая непосредственным участием в занятиях местного населения.

ДУБИНИЧЕВА Людмила Васильевна м.н.с. ВНКЦ ЦЭМИ РАН

Г

НННННН д.:

СОВЕТОВ Павел Михайлович д.э.н., профессор ВГМХА им. Н.В. Верещагина

Вышеизложенное позволяет утверждать, что агротуризм - это вид туристской деятельности по использованию природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности для создания комплексного продукта, когда размещение туристов берет на себя принимающая сторона. Будет, вероятно, правомерным понятия «агротуризм» и «сельский, деревенский, фермерский туризм» считать синонимами.

Мировой туризм сегодня все более «зеленеет»: на смену трем «S» (sun, sea, sand - солнце, море, песок) приходят три «L» (landscape, lore, leisure - пейзаж, традиции, досуг). Агротуризм, довольно популярный в Европе, становится там чем-то вроде последнего крика моды, которой следуют миллионы европейцев, предпочитающих спокойствие, первозданность, экологическую чистоту суете и пестроте фешенебельных курортов.

Зарубежный опыт развития агротуризма показывает его дифференциацию по предназначению и выполнению определенных функций (табл. 1).

Возникновение агротуризма, например, во Франции в 1950-е годы было обусловлено стремительным оттоком жителей неперспективных сельских районов в крупные города. В стране резко сократилось производство вина и сыра, т. е. того, чем гордились французы много веков. Реакцией государства на этот процесс стало восстановление за счет государственного бюджета нескольких десятков заброшенных усадеб, при которых ранее имелись фермы, сыроварни

и винодельческие хозяйства. Новых хозяев усадеб подбирали из молодых пар и поддерживали их устремления в освоении производства и вспомогательных видов хозяйственной деятельности.

Аналогичная ситуация сложилась и в Италии, где начиная с 1970 г. агротуризм развивается в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. В дальнейшем этот вид туризма обнаружил способность к динамичной прибыльности, особенно в таких автономных областях страны, как Тоскана, Умбрия, Сицилия.

Развитие деревенского туризма в Германии изначально осуществлялось в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельской местности». Результатом ее реализации стали дешевые поездки и путешествия внутри страны, т. е. тот, кто зарабатывает немного, отдыхает на родине.

На Кипре агротуризм рассматривается как альтернатива пляжному прибрежному туризму, значительные масштабы которого существенно увеличили антропогенную нагрузку на окружающую среду прибрежных районов. Агротуризм в этом случае выполнил функцию переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы.

В Малайзии концепция агротуризма ориентирована на создание сельскохозяйственных парков, являющихся в основном государственными организациями, пропагандирующими достоинства национального сельского хозяйства и приносящими доход от туризма.

Таблица 1. Функции агротуризма в отдельных странах

Страна Функции

Франция Италия ^ Поддержка сельскохозяйственного производства ^ Поддержка неперспективных сельскохозяйственных районов 'ґ Сохранение сельского населения

Германия 'ґ Поддержка и развитие сельской местности ^ Отдых для малообеспеченных слоев населения

Кипр ^ Альтернатива пляжному прибрежному туризму

Малайзия Пропаганда национального сельского хозяйства

В Шри-Ланка развитие агротуризма происходит по пути создания VIP-деревень - современных туристских предприятий, предлагающих полный пакет услуг, с проживанием в отдельных, стилизованных под традиционное жилище, но оборудованных всеми современными удобствами домах, с обслуживанием и питанием на уровне отеля «5 звезд».

В зарубежных странах агротуризм поддерживается как на государственном уровне, так и на местах. Наряду с принятием соответствующих законодательных актов по развитию данного вида туризма созданы специальные организации, поддерживающие этот вид деятельности.

Хотя агротуризм как турпродукт начинает «прописываться» и в России, он не получил еще интенсивного продвижения на ее туристском рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее в ряде регионов страны отмечен первый опыт организации агротурисгских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др. Реализуются проекты по деревен-скому туризму «Зеленый дом» (Горный Алтай), «К бабушке в деревню» (Центральная Россия), сеть «Bed &Breakfast» (Прибайкалье), «Усадьба» (Карелия).

Субъектами агротуризма выступают физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, ведущие личное подсобное хозяйство, и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агротуризма. Местом постоянного проживания физического лица как субъекта агротуризма является жилое помещение, принадлежащее ему или члену его семьи. Соответственно, объектом агротуризма выступает сельская усадьба (дом в сельской местности с изолированными меблированными комнатами и кухней).

Целевыми сегментами рынка агротуризма выступают как граждане РФ, так и иностранные туристы.

Первую категорию формируют три группы граждан:

> деловые люди, которые не могут в силу особенности своей деятельности позволить себе длительный отпуск;

> лица с относительно низкими доходами и ограниченными возможностями для организации зарубежных поездок;

> дети в каникулярное время, родители которых неоднозначно воспринимают большое скопление детей в летних лагерях и полагают необходимым видом отдыха для своих детей избрать агротуризм.

Вторую категорию составляют иностранные туристы, подразделяемые на три группы:

• иностранные туристы, приезжающие в Вологодскую область с деловыми и иными целями, предпочитающие останавливаться в спокойных местах;

• транзитные туристы;

• гостевые туристы, посещающие регион по ностальгическим мотивам.

Классическая модель агротуризма предполагает его организацию исключительно усилиями фермеров или членов их семей, извлекающих из этого дополнительный доход, но не меняющих при этом своего производственного профиля. Здесь принципиальным и особенным является то, что клиенху-гостю предлагаются услуги проживания в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природных ландшафтов, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Обобщение результатов научных исследований показывает, что сельский туризм обеспечивается тремя следующими условиями:

1) жилье для размещения приезжих, создание В&В мест (дословно - «постель и завтрак»);

2) организация питания;

3) обеспечение досуга рекреантов1.

Практика показывает, что главным

условием или базой для развития агротуризма кроме природно-географичес-ких предпосылок являются достаточно высокий сельскохозяйственный потенциал и крестьянские (фермерские) хозяйства, функционирующие на территории региона. Этим условиям вполне соответствует Вологодская область, обладающая разнообразием природных условий, благоприятными климатическими параметрами, богатством животного и растительного мира, концентрацией памятников культурноисторического наследия, разнообразием широко развитых народно-художе-ственных промыслов и ремесел. Важнейшими из поименованных ресурсов выступают богатейший водный фонд, который представлен реками (1 287 ед.), озерами (4 240 ед.), водохранилищами (5 ед.), Волго-Балтийским каналом и Северо-Двинской шлюзовой системой. Рыбохозяйственный фонд региона включает 662,3 тыс. га, в том числе озера -416,6 тыс. га, водотоки - 101,1 тыс. га, водохранилища и другие искусственные водоемы - 135,6 тыс. га. Площадь охотничьих угодий составляет 14 291,4 тыс. га.

В области проживает 1 222,8 тыс. человек, из них в сельской местности -384,1 тыс. человек или 31,4%. Регион входит в число лидеров по объему про-

1 Рекреант - отдыхающий. Еще одним признаком рекреанта может быть использование им сферы рекреационных услуг; другим - использование сферы услуг за пределами своего основного места проживания.

изводства сельскохозяйственной продукции на душу населения в Северо-Западном федеральном округе (второе место после Ленинградской области).

Высокий удельный вес сельского населения и наличие крестьянских (фермерских) хозяйств отображают сформировавшуюся в регионе материальную базу для развития агротуризма (рис. 1).

Обобщенная оценка предпосылок и условий развития агротуризма в Вологодской области представлена в таблице 2.

О заинтересованности населения Вологодской области в агротуризме свидетельствуют данные проведенного ВНКЦ социологического опроса2 (табл. 3). Среди туристских предпочтений респондентов можно выделить деревенский, культурно-познавательный туризм, охоту, рыболовство и собирание грибов, ягод.

По мнению руководителей турфирм3, обозначается интерес населения к развивающимся видам туризма -деревенскому и охотничьему (табл. 4).

В целях устойчивого развития сельских территорий, улучшения условий жизни проживающего здесь населения, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и престижности сельского труда в регионе приняты целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года», «Развитие личных подсобных хозяйств Вологодской области на 2001 - 2010 гг.», «Развитие

2 Опрос проводился ВНКЦ ЦЭМИ РАН в июне 2007 года. Цель - изучение спроса населения на туристские услуги и выявление основных проблем развития туризма. Объект исследования - выборочная совокупность жителей крупных городов (Вологды и Череповца). Общий объем выборки составил 800 человек.

3 Опрос проводился ВНКЦ ЦЭМИ РАН в октябре 2008 года. Цель - получение информации о деятельности турфирм г. Вологды и выявление условий и возможностей увеличения потока туристов в регион. Объект исследования - контрольная группа среди турфирм г. Вологды. Возврат анкет составил 85%.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В РЕГИОНЕ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ • Вып. 46 (апрель - июнь)

Рисунок 1. Дифференциация районов Вологодской области по удельному весу сельского населения, количеству крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельской местности в 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

77

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Высокий удельный вес сельскоао населения (от 71 до 100%)

Средний удельный вес сельскоао населения (от 51 до 70%)

Низкий удельный вес сельскоао населения (от 15 до 50%)

Доля сельского населения в обшей численности населения района Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в районе, ед.

Таблица 2. SWOT-анализ условий развития агротуризма в Вологодской области

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

У Наличие природных ресурсов (Дарвинский государственный биосферный заповедник и национальный парк «Русский Север», особо охраняемые природные территории и др.) •/ Высокий сельскохозяйственный потенциал региона ^ Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств ^ Высокий удельный вес сельского населения в регионе ^ Незащищенность от угроз природе, связанных с отдыхом рекреантов ^ Беспокойство и шум, нарушающие размеренный сельский быт вблизи крупных промышленных центров ^ Отсутствие специальных программ кредитования для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма ^ Слабое продвижение турпродукта на туристском рынке ^ Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка по клещу

ВОЗМОЖНОСТИ (ПЕРСПЕКТИВЫ) УГРОЗЫ

/ Благоприятный инвестиционный климат для реализации проектов развития туристской инфраструктуры ^ Рост доходов местного населения и региона в целом ^ Создание дополнительных рабочих мест ^ Развитие малого предпринимательства на селе ^ Оживление объектов социальной инфраструктуры села ^ Привлечение иностранных туристов ^ Конкуренция со стороны туристских центров других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья ^ Потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса ^ Рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов ^ Социально-экономическая и политическая дестабилизация в России ^ Нарастание проблем, связанных с ухудшением экологической обстановки

Таблица 3. Наиболее привлекательные для населения Вологодской области виды туризма

(по результатам социологического опроса в 2007 г.; в % от числа ответивших)

Вид туризма На территории региона За пределами региона

Деревенский (отдых в деревне) 40,4 8,9

Культурно-познавательный 38 34

Охота, рыбалка, собирание грибов, ягод 36 8,9

Лечебно-оздоровительный 34,8 35,8

Событийный 18,8 12,8

Экологический 16 15,3

Таблица 4. Наиболее перспективные виды туризма в Вологодской области (по результатам опроса руководителей турфирм в 2008 г.; в % от числа ответивших)

Вид туризма На территории региона

Культурно-познавательный 70,6

Паломнический 64,7

Деревенский 52,9

Охотничий 47

малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 -2012 гг.», реализация которых положительно отразится на активизации агротуризма в Вологодской области.

В регионе имеется первый опыт развития деревенского туризма (рис. 2). Так, в Кирилловском, Вашкинском, Бабуш-кинском, Тотемском, Тарногском, Усть-Кубинском районах4 туристов прини-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мают в деревенских усадьбах с предоставлением услуг по проведению досуга, организуя охоту и рыбалку, сбор грибов и ягод, походы по окрестностям, уход за домашними животными.

Следует подчеркнуть, что агротури-стский сектор становится важной составной частью экономики многих стран. Приведенный прогноз валового дохода от его развития составлен на основе следующих исходных данных (табл. 5).

Предполагаются три сценария развития рынка агротуризма, которые основываются на предположении о том, что в агротуристскую деятельность будет вовлечено: согласно первому сце-

4 Данные Туристско-информационного центра Вологодской области: vologdatourinfo.ru

Рисунок 2. Развитие агротуризма в Вологодской области

Чагодо-

щенский

Верховажский ;■

¿,'иТарногский і

Великоустюгский

! Бабаевский

ы

сий ШШШЖ§!? £г,тШ{ “'

Шекснин--Череповецкий ' .о^уй Устюженский < * ^

•А

I -/"-V

{Тотемскийч

.1 Бабушкинский 3

,>Ч ‘-у )

Цд

7“!

ГрЯЗО!

К-Г ородецкий

нарию - 25% от общего числа фермерских хозяйств, второму - 5% хозяйств, третьему сценарию - 1% хозяйств (табл. 6).

На начальной стадии формирования рынка агротуризма в России (при минимальном вовлечении в эту сферу деятельности фермерских хозяйств) доход от такого вида деятельности окажется значительным - более 1 млрд. рублей в год.

Применяя данную методику на рассматриваемых материалах Вологодской области, можно просчитать условный

Таблица 5. Исходные данные для расчета валового дохода от агротуризма*

валовой доход от агротуризма. В регионе в настоящее время услуги агротурист-ской деятельности оказывают 112 хозяйств5. Если учесть, что данный сектор услуг находится на начальной стадии развития, то правомерно, на наш взгляд, в расчетах использовать два уровня доходности: низкий и средний (табл. 7).

Потенциальный экономический эффект от развития агротуризма для жителей сельских поселений весьма значителен. Неограниченный диапазон предоставления таких услуг, как прожи-

Таблица 6. Сценарий развития рынка агротуризма’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходные данные

Число фермерских хозяйств на территории (Россия), ед. 270 ООО

Варианты числа хозяйств, вовлекаемых в агротуристскую деятельность 100%-270 ООО 75%-202 500 50%-135 000 25% - 67 500 5%-13 500 1% - 2 700

Уровень доходности фермерского хозяйства от реализации агротуристских услуг (руб./год) Высокий -20 000 евро Средний -10 000 евро Низкий - 2 000 евро

* Методика Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономики России и РАН.

Вариант развития Валовой доход

25% 1/3 хозяйств - высокий уровень дохода 1/3 хозяйств - средний уровень дохода 1/3 хозяйств - низкий уровень дохода 720 млн. евро в год

5% 1/3 хозяйств - высокий уровень дохода 1/3 хозяйств - средний уровень дохода 1/3 хозяйств - низкий уровень дохода 144 млн. евро в год

1% 1/3 хозяйств - высокий уровень дохода 1/3 хозяйств - средний уровень дохода 1/3 хозяйств - низкий уровень дохода 28,8 млн. евро в год

* Методика СОПС Минэкономики России и РАН.

5 Данные Комитета по туризму Вологодской области.

Таблица 7. Сценарий развития рынка агротуризма Вологодской области

Вариант развития Валовой доход

Низкий уровень дохода 224 ООО евро (9 856 ООО руб.) в год

Средний уровень дохода 1120 ООО евро (49 280 ООО руб.) в год

вание, питание, отдых и досуг, дает возможность получать доход каждому участнику туристского процесса в сельской местности.

Таким образом, формирование отраслевого комплекса аграрного туризма может стать одним из перспективных направлений развития сельской эконо-

мики России и ее регионов и будет способствовать:

• повышению уровня доходов сельского населения;

• обеспечению занятости населения (новые рабочие места);

• развитию экономики, социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности;

• сбыту продукции личных подсобных хозяйств;

• преодолению процесса деградации сельских регионов;

• сохранению, воссозданию культурного наследия, национальной самобытности регионов и традиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамеску, A.A. Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрнопромышленного комплекса / A.A. Адамеску, В.Ю. Воскресенский // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13(70).

2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009 - 2012 годы: долгосрочная целевая программа.

3. Разработка организационно-экономических механизмов реализации долгосрочной целевой программы развития туризма и системы мониторинга внутреннего и въездного туризма в регионе: отчет о НИР / ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008.

4. Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года: постановление Правительства Вологодской области №1547 11.08.2008 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru/legislation/

5. Стратегия развития туризма в Вологодской области /колл, авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина и Ю.Н. Плеханова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. - 187 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.