Научная статья на тему 'Агропроекты по организации производства пивоваренного ячменя в России'

Агропроекты по организации производства пивоваренного ячменя в России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОЕКТ / ПИВОВАРЕННЫЙ ЯЧМЕНЬ / BREWING BARLEY / ПРОИЗВОДСТВО ПИВА / BEER MANUFACTURE / СОЛОД / MALT / РЫНОК / MARKET / ЦЕНЫ / PRICES / СОРТА / GRADES / THE AGROPROJECT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Гончаров С.В.

Агропроект взаимовыгодное сотрудничество заинтересованных сторон, которое инициируется дефицитом сырья требуемого качества. Большинство пивоваренных и солодовенных компаний в современных условиях используют агропроекты для гарантированного обеспечения сырьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agroproject for organization manufacture malting barley

Agro-project is the mutual beneficial cooperation of involved parties, which was initiated by deficit of row material of special quality. Most of breweries and malt houses use agro-projects to guaranty of row material supply nowadays.

Текст научной работы на тему «Агропроекты по организации производства пивоваренного ячменя в России»

ДИРЕКТОРСКИЙКЛУБ5^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

УДК 663.421

Агропроекты

по организации производства пивоваренного ячменя в России

С. В. Гончаров, д-р с.-х. наук, профессор

Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки

Ключевые слова: агропроект; пивоваренный ячмень; производство пива; солод; рынок; цены; сорта.

Keywords: the agroproject; brewing barley; beer manufacture; malt; the market; the prices; grades.

Агропроект можно определить как программу взаимодействия между солодовенным или пивоваренным предприятием и сельхозпроизводителем для обеспечения потребностей в поставке сырья требуемого качества в необходимых объемах.

Главная причина этого уникального явления — бурный рост производства пива в последнее десятилетие ХХ в. при дефиците отечественного солода. Импорт солода и пивоваренного ячменя из стран ЕС достигал полумиллиона тонн. Сказалось также строительство новых пивоваренных заводов (например, «Балтикой» — холдинг ВВН, впоследствии концерн «Карлсберг») и приобретение местных пивоварен международными игроками — инвестиционной группой «САН» (впоследствии «САН-ИнБев», «АВ-ИнБев»), которые лидируют в отрасли до настоящего времени. Международные игроки привнесли свои правила на рынок. Потребовались значительные усилия и инвестиции потребителей пивоваренного ячменя в производство сырья востребованных сортов. То есть именно пивовары и солодовщики выступили заказчиками ячменного сырья требуемого качества.

Суть агропроекта сводится к взаимовыгодному сотрудничеству:заказ-чик предоставляет сельхозпроизводителю семена и другие ресурсы и заключает договор на приобретение полученного урожая по согласованной цене, сельхозпроизводитель получает ресурсы и производит товарное зерно с гарантией реализации. В процессе цикла производства от

посева до поставки товарных партий ячменя на элеватор обычно осуществляются контроль и консультирование по оптимизации использования ресурсов.

Развитие агропроектов было инициировано дефицитом солода, который побудил американскую корпорацию «Каргилл» и французскую компанию «Суффле» реализовать планы по строительству солодовенных предприятий в РФ. «Каргилл» уже имел производственную площадку с глюкозо-паточным заводом в г. Ефремов Тульской области. На этой базе с 1996 г. был инициирован проект строительства солодовенного завода, для обеспечения будущей солодовни сырьем. За основу агропроекта были взяты принципы подбора сортов (испытания и регистрация) и трейдинга, т. е. закупки и последующей продажи сырья, произведенного независимыми российскими сельхозпроизводителями. Дальнейшему развитию агропро-екта помешал финансовый кризис 1998 г., в результате которого он был временно «заморожен». Однако уже в 2002 г. эта инициатива получила дальнейшее развитие.

Группа «Суффле» с 2004 г. контрактует производство пивоваренного ячменя в Липецкой и Тамбовской областях для загрузки солодвни, построенной в сотрудничестве с «Балтикой» в С.-Петербурге. «Суффле» совмещает поставку ресурсов с трейдингом.

Пивоваренная компания «Красный Восток» развивала программу по выращиванию пивоваренного ячменя на площади 35 тыс. га в Татарстане в 2000-2006 гг. После продажи пивоваренных и солодовенных предприятий

турецкой компании «Эфес» агропроект был свернут.

Идея получила новый импульс развития с 2005 г. В агропроекты по производству пивоваренного ячменя оказались вовлечены компании «Русский Солод», МПБК «Очаково», «САН-ИнБев», пивоваренная компания «Балтика», трейдеры («Агропрод-торг», «Вилион», «Корунд» и др.)

В основе агропроекта — формирование прозрачной цепочки движения семян от селекционера до конечного потребителя товарной продукции. Здесь можно выделить селекционера (оригинатора), который выводит новый сорт и передает его лицензиару как маркетинговой компании, отвечающей за его распространение. Лицензиар заключает лицензионные договоры с лицензиатами, которым предоставляются права на размножение и продажу семян сельхозпроизводителям, вовлеченным в агропроект. Лицензиаты выплачивают лицензиару роялти за предоставленные права, а те перечисляют средства селекционерам.

Рынок производства пива на протяжении 10 лет (до 2007 г.) показывал ежегодный устойчивый прирост от 6 до 15%; спрос на сырье был высок. 2007 г. для ячменя был относительно неурожайным во всем мире. В России обеспечение потребности осуществлялось в значительной степени за счет импорта. Это было катализатором роста внутренних цен (рис. 1). Закупочная цена пивоваренного ячменя за сезон с сентября 2006 г. по август 2007 г. выросла с 3,5 руб./кг до 7,5 руб./кг.

2008 г. стал поворотным, когда в РФ впервые в современной истории была удовлетворена внутренняя потребность в пивоваренном ячмене. При потребности 1,7 млн т в 2008 г. было произведено 2,2 млн т, что привело к отказу от импорта и большим переходящим запасам (0,5 млн т). В 2009 г. производство пивоваренного ячменя также превысило потребность (1,9 и 1,8 млн т). Если в 2008 г. цена товарного пивоваренного ячменя достигала 10 руб./ кг, то в 2009 г. она упала до 3,5 руб./ кг (см. рис. 1). В начале 2010 г. цена ячменя снизилась до 2,3 руб./ кг, практически сравнявшись с фуражом. Для ячменя, как и для солода, рынок «продавца» стал рынком «покупателя». Эти обстоятельства не могли не сказаться на утрате интереса сельхозпроизводителей к пивоваренному ячменю. Посев-

Г

ПИВО и НАПИТКИ

3 • 2011

ДИРЕКТОРСКИЙКЛУБ

ные площади пивоваренных сортов сократились на 0,5 млн га; объемы лицензионных платежей снизились.

Напуганные значительными переходящими запасами большинство пивоваров и солодовщиков сократили агропроекты, полагаясь все больше на приобретение сырья на свободном рынке. Устойчивость продемонстрировали лишь трейдеры, имеющие как элеваторы, так и собственно средства производства («Курск-зерно», «Вили-он», «Орловская зерновая компания» и др.)

Доля пивоваренного ячменя, полученного в рамках агропроектов, составляла 40-50% от общих объемов в 2007-2010 гг. (рис. 2). Импорт элитных семян пивоваренного ячменя достигал несколько тысяч тонн в 2007-2008 гг., но упал на порядок в 2009-2010 гг. Этот факт станет главной причиной дефицита семян 1-2-й репродукции в сезоне 2011 г., чему также поспособствовала засуха 2010 г.

На волне дефицита солода в 90-е годы XX в. возникло убеждение, что местные сорта ячменя не в полной мере способны удовлетворять требованиям солодовенного производства. Компания «БайВа» первой ответила на вызов, передав в государственное сортоиспытание сорт Скарлетт, который был зарегистрирован в 1999 г.

Основываясь на существующий ГОСТ на пивоваренный ячмень, Росстат оценивает производство его в объемах 4-5 млн т, тогда как по оценке независимых экспертов, — в 2-3 раза меньше. Солодовенное предприятие всегда имеет собственную

16 п------------------------------------------------------------

12 10

спецификацию на товарный ячмень, содержащий требования к сырью, не представленные в ГОСТе. Пивоваренные компании выбирают солод с качеством, подходящим для производства пива определенных марок.

В Германии помимо процедуры официальной регистрации сортов авторитетными являются рекомендации Берлинской программы (VLB), на результаты которой ориентируются пивовары, солодовщики и фермеры. Во Франции имеет вес программа CBMO, рекомендации которой способны повлиять на сортовую политику мировых лидеров в области производства солода — Malteurop и Soufflet, а значит, повысить привлекательность сорта.

Сорта отечественной селекции также имеют право занять свою нишу, но лишь при правильной сортовой политике и хорошо налаженном семеноводстве. Выдвигаемое солодовенными предприятиями требование высокой сортовой чистоты товарного зерна на практике означает ограничение числа репродукций при воспроизводстве. Как правило, в агропроектах для производства товарного зерна используют семена Р-2. В России велика доля семян внутрихозяйственного использования (>90%), а законодательство не позволяет взимать роялти за внутрихозяйственное воспроизводство. Эти обстоятельства служат препятствиями на пути активизации сотрудничества иностранных компаний с отечественными селекцентрами.

В Государственном реестре селекционных достижений на допуске в РФ

4 -

2008 1 2009 Годы

« Пивоваренный ячмень ™ Семена Р-2

Рис. 1. Динамика цен на пивоваренный ячмень и семена Р-2 в 2006-2011 гг.

2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 Годы

П Импорт □ Агропроекты □ Рынок

Рис. 2. Оценка источников

товарного пивоваренного ячменя (2007-2010 гг)

в 2010 г. — 160 сортов ярового ячменя. Из них 29 — пивоваренных (18%),

34 — пивоваренных и ценных (21%),

35 — ценных (22 %), 62 — фуражных (39%). Фактически востребовано лишь несколько сортов. Агропроек-ты ориентируются в основном на сорта западно-европейской селекции. В частности, это сорта немецкой компании «БайВа» — Скарлетт, Марни, Посада; «Заатен-Унион» — Аннабель, Ксанаду, Беатрис, Белана; «КВС» — Пасадена, Филадельфия; французской «Секобра» — Жозефин. Доля сортов местной селекции, используемых в качестве пивоваренного, не превышает 5-10% (Одесский 100, Суздалец, За-зерский, Гонар).

Пивовары и солодовщики приходят к выводу, что для устойчивого развития и стабильного обеспечения своих потребностей в качественном ячмене требуется инвестирование агропроек-та. При этом ценообразование должно основываться на себестоимости производства и быть прибыльным для сельхозпроизводителя.

Игнорирование агропроектов отдельными солодовенными компаниями приведет к тому, что без надежных каналов поставки сырья они будут вынуждены приостановить работу до нового урожая. Увеличится вероятность запуска новых агро-проектов, в том числе в отдаленных регионах, так как рост логистических расходов превышает разумные пределы. Ожидаемый рост рынка пивоваренного ячменя в 2011-2012 гг. может привести к перепроизводству в 2013 г.

Опыт агропроектов по пивоваренному ячменю тиражируется в работе с другими культурами (овес, пшеница и д.) при возникновении потребности в качественном сырье.

14 -

^ 8 -

6 -

2 -

3 • 2011

ПИВО и НАПИТКИ 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.