ДИРЕКТОРСКИЙКЛУБ5^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
УДК 663.421
Агропроекты
по организации производства пивоваренного ячменя в России
С. В. Гончаров, д-р с.-х. наук, профессор
Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки
Ключевые слова: агропроект; пивоваренный ячмень; производство пива; солод; рынок; цены; сорта.
Keywords: the agroproject; brewing barley; beer manufacture; malt; the market; the prices; grades.
Агропроект можно определить как программу взаимодействия между солодовенным или пивоваренным предприятием и сельхозпроизводителем для обеспечения потребностей в поставке сырья требуемого качества в необходимых объемах.
Главная причина этого уникального явления — бурный рост производства пива в последнее десятилетие ХХ в. при дефиците отечественного солода. Импорт солода и пивоваренного ячменя из стран ЕС достигал полумиллиона тонн. Сказалось также строительство новых пивоваренных заводов (например, «Балтикой» — холдинг ВВН, впоследствии концерн «Карлсберг») и приобретение местных пивоварен международными игроками — инвестиционной группой «САН» (впоследствии «САН-ИнБев», «АВ-ИнБев»), которые лидируют в отрасли до настоящего времени. Международные игроки привнесли свои правила на рынок. Потребовались значительные усилия и инвестиции потребителей пивоваренного ячменя в производство сырья востребованных сортов. То есть именно пивовары и солодовщики выступили заказчиками ячменного сырья требуемого качества.
Суть агропроекта сводится к взаимовыгодному сотрудничеству:заказ-чик предоставляет сельхозпроизводителю семена и другие ресурсы и заключает договор на приобретение полученного урожая по согласованной цене, сельхозпроизводитель получает ресурсы и производит товарное зерно с гарантией реализации. В процессе цикла производства от
посева до поставки товарных партий ячменя на элеватор обычно осуществляются контроль и консультирование по оптимизации использования ресурсов.
Развитие агропроектов было инициировано дефицитом солода, который побудил американскую корпорацию «Каргилл» и французскую компанию «Суффле» реализовать планы по строительству солодовенных предприятий в РФ. «Каргилл» уже имел производственную площадку с глюкозо-паточным заводом в г. Ефремов Тульской области. На этой базе с 1996 г. был инициирован проект строительства солодовенного завода, для обеспечения будущей солодовни сырьем. За основу агропроекта были взяты принципы подбора сортов (испытания и регистрация) и трейдинга, т. е. закупки и последующей продажи сырья, произведенного независимыми российскими сельхозпроизводителями. Дальнейшему развитию агропро-екта помешал финансовый кризис 1998 г., в результате которого он был временно «заморожен». Однако уже в 2002 г. эта инициатива получила дальнейшее развитие.
Группа «Суффле» с 2004 г. контрактует производство пивоваренного ячменя в Липецкой и Тамбовской областях для загрузки солодвни, построенной в сотрудничестве с «Балтикой» в С.-Петербурге. «Суффле» совмещает поставку ресурсов с трейдингом.
Пивоваренная компания «Красный Восток» развивала программу по выращиванию пивоваренного ячменя на площади 35 тыс. га в Татарстане в 2000-2006 гг. После продажи пивоваренных и солодовенных предприятий
турецкой компании «Эфес» агропроект был свернут.
Идея получила новый импульс развития с 2005 г. В агропроекты по производству пивоваренного ячменя оказались вовлечены компании «Русский Солод», МПБК «Очаково», «САН-ИнБев», пивоваренная компания «Балтика», трейдеры («Агропрод-торг», «Вилион», «Корунд» и др.)
В основе агропроекта — формирование прозрачной цепочки движения семян от селекционера до конечного потребителя товарной продукции. Здесь можно выделить селекционера (оригинатора), который выводит новый сорт и передает его лицензиару как маркетинговой компании, отвечающей за его распространение. Лицензиар заключает лицензионные договоры с лицензиатами, которым предоставляются права на размножение и продажу семян сельхозпроизводителям, вовлеченным в агропроект. Лицензиаты выплачивают лицензиару роялти за предоставленные права, а те перечисляют средства селекционерам.
Рынок производства пива на протяжении 10 лет (до 2007 г.) показывал ежегодный устойчивый прирост от 6 до 15%; спрос на сырье был высок. 2007 г. для ячменя был относительно неурожайным во всем мире. В России обеспечение потребности осуществлялось в значительной степени за счет импорта. Это было катализатором роста внутренних цен (рис. 1). Закупочная цена пивоваренного ячменя за сезон с сентября 2006 г. по август 2007 г. выросла с 3,5 руб./кг до 7,5 руб./кг.
2008 г. стал поворотным, когда в РФ впервые в современной истории была удовлетворена внутренняя потребность в пивоваренном ячмене. При потребности 1,7 млн т в 2008 г. было произведено 2,2 млн т, что привело к отказу от импорта и большим переходящим запасам (0,5 млн т). В 2009 г. производство пивоваренного ячменя также превысило потребность (1,9 и 1,8 млн т). Если в 2008 г. цена товарного пивоваренного ячменя достигала 10 руб./ кг, то в 2009 г. она упала до 3,5 руб./ кг (см. рис. 1). В начале 2010 г. цена ячменя снизилась до 2,3 руб./ кг, практически сравнявшись с фуражом. Для ячменя, как и для солода, рынок «продавца» стал рынком «покупателя». Эти обстоятельства не могли не сказаться на утрате интереса сельхозпроизводителей к пивоваренному ячменю. Посев-
Г
ПИВО и НАПИТКИ
3 • 2011
ДИРЕКТОРСКИЙКЛУБ
ные площади пивоваренных сортов сократились на 0,5 млн га; объемы лицензионных платежей снизились.
Напуганные значительными переходящими запасами большинство пивоваров и солодовщиков сократили агропроекты, полагаясь все больше на приобретение сырья на свободном рынке. Устойчивость продемонстрировали лишь трейдеры, имеющие как элеваторы, так и собственно средства производства («Курск-зерно», «Вили-он», «Орловская зерновая компания» и др.)
Доля пивоваренного ячменя, полученного в рамках агропроектов, составляла 40-50% от общих объемов в 2007-2010 гг. (рис. 2). Импорт элитных семян пивоваренного ячменя достигал несколько тысяч тонн в 2007-2008 гг., но упал на порядок в 2009-2010 гг. Этот факт станет главной причиной дефицита семян 1-2-й репродукции в сезоне 2011 г., чему также поспособствовала засуха 2010 г.
На волне дефицита солода в 90-е годы XX в. возникло убеждение, что местные сорта ячменя не в полной мере способны удовлетворять требованиям солодовенного производства. Компания «БайВа» первой ответила на вызов, передав в государственное сортоиспытание сорт Скарлетт, который был зарегистрирован в 1999 г.
Основываясь на существующий ГОСТ на пивоваренный ячмень, Росстат оценивает производство его в объемах 4-5 млн т, тогда как по оценке независимых экспертов, — в 2-3 раза меньше. Солодовенное предприятие всегда имеет собственную
16 п------------------------------------------------------------
12 10
спецификацию на товарный ячмень, содержащий требования к сырью, не представленные в ГОСТе. Пивоваренные компании выбирают солод с качеством, подходящим для производства пива определенных марок.
В Германии помимо процедуры официальной регистрации сортов авторитетными являются рекомендации Берлинской программы (VLB), на результаты которой ориентируются пивовары, солодовщики и фермеры. Во Франции имеет вес программа CBMO, рекомендации которой способны повлиять на сортовую политику мировых лидеров в области производства солода — Malteurop и Soufflet, а значит, повысить привлекательность сорта.
Сорта отечественной селекции также имеют право занять свою нишу, но лишь при правильной сортовой политике и хорошо налаженном семеноводстве. Выдвигаемое солодовенными предприятиями требование высокой сортовой чистоты товарного зерна на практике означает ограничение числа репродукций при воспроизводстве. Как правило, в агропроектах для производства товарного зерна используют семена Р-2. В России велика доля семян внутрихозяйственного использования (>90%), а законодательство не позволяет взимать роялти за внутрихозяйственное воспроизводство. Эти обстоятельства служат препятствиями на пути активизации сотрудничества иностранных компаний с отечественными селекцентрами.
В Государственном реестре селекционных достижений на допуске в РФ
4 -
"Г
"Г
2008 1 2009 Годы
« Пивоваренный ячмень ™ Семена Р-2
Рис. 1. Динамика цен на пивоваренный ячмень и семена Р-2 в 2006-2011 гг.
2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 Годы
П Импорт □ Агропроекты □ Рынок
Рис. 2. Оценка источников
товарного пивоваренного ячменя (2007-2010 гг)
в 2010 г. — 160 сортов ярового ячменя. Из них 29 — пивоваренных (18%),
34 — пивоваренных и ценных (21%),
35 — ценных (22 %), 62 — фуражных (39%). Фактически востребовано лишь несколько сортов. Агропроек-ты ориентируются в основном на сорта западно-европейской селекции. В частности, это сорта немецкой компании «БайВа» — Скарлетт, Марни, Посада; «Заатен-Унион» — Аннабель, Ксанаду, Беатрис, Белана; «КВС» — Пасадена, Филадельфия; французской «Секобра» — Жозефин. Доля сортов местной селекции, используемых в качестве пивоваренного, не превышает 5-10% (Одесский 100, Суздалец, За-зерский, Гонар).
Пивовары и солодовщики приходят к выводу, что для устойчивого развития и стабильного обеспечения своих потребностей в качественном ячмене требуется инвестирование агропроек-та. При этом ценообразование должно основываться на себестоимости производства и быть прибыльным для сельхозпроизводителя.
Игнорирование агропроектов отдельными солодовенными компаниями приведет к тому, что без надежных каналов поставки сырья они будут вынуждены приостановить работу до нового урожая. Увеличится вероятность запуска новых агро-проектов, в том числе в отдаленных регионах, так как рост логистических расходов превышает разумные пределы. Ожидаемый рост рынка пивоваренного ячменя в 2011-2012 гг. может привести к перепроизводству в 2013 г.
Опыт агропроектов по пивоваренному ячменю тиражируется в работе с другими культурами (овес, пшеница и д.) при возникновении потребности в качественном сырье.
14 -
^ 8 -
6 -
2 -
3 • 2011
ПИВО и НАПИТКИ 15