Научная статья на тему 'Агролизинг: методы анализа эффективности и поддержки'

Агролизинг: методы анализа эффективности и поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЛИЗИНГ / НЕРАВНОВЕСНЫЙ ПОДХОД / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фанисов Рамиль Фанисович, Нусратуллин Ильмир Вилович

Рассмотрены методы оценки реальной эффективности лизинга на качественном и количественном уровнях, возможности уменьшения рисков в агролизинге на основе использования неравновесного подхода в анализе экономики, предложены меры государственной поддержки агролизинга среди сельскохозяйственных предприятий с разным финансово-экономическим состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агролизинг: методы анализа эффективности и поддержки»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184).

Экономика. Вып. 24. С. 23-28.

Р. Ф. Фанисов, И. В. Нусратуллин АГРОЛИзИНГ: мЕТОДы АНАЛИзА ЭффЕКТИВНОСТИ И ПОДДЕРжКИ

Рассмотрены методы оценки реальной эффективности лизинга на качественном и количественном уровнях, возможности уменьшения рисков в агролизинге на основе использования неравновесного подхода в анализе экономики, предложены меры государственной поддержки агролизинга среди сельскохозяйственных предприятий с разным финансово-экономическим состоянием.

Ключевые слова: агролизинг, неравновесный подход, сельскохозяйственные предприятия.

Одной из главных проблем АПК России сегодня является значительный физический и моральный износ машин и оборудования сельскохозяйственных предприятий. Складываются тенденции снижения технического потенциала, роста издержек на поддержание старой и изношенной техники в рабочем состоянии, снижения эффективности производства, увеличения себестоимости на единицу готовой продукции и, как следствие, снижения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства. При дальнейшем ухудшении экономического положения предприятий аграрного сектора существует реальная угроза продовольственной безопасности России, когда основная масса продукции сельского хозяйства будет поставляться из-за рубежа. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по поддержке и развитию агропромышленного комплекса, в том числе по пополнению и обновлению состава машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей.

В этой ситуации возникла острая необходимость наряду с традиционными формами инвестирования в использовании сравнительно новой, особой формы привлечения инвестиций — лизинга. Лизинг зарекомендовал себя как инструмент, способный решать такие задачи, как быстрое техническое переоснащение производств, создание новых рабочих мест, увеличение прибыли предприятий, внедрение в производство современных технологических разработок и др. В настоящее время в развитых странах около 80 % новых видов продукции производится на оборудовании, приобретённым в лизинг. Удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в машины и оборудование (в 1990-х гг.) в США составлял 30 %, в Великобритании — 28,2 %, Канаде — 22 %, Германии — 14,8 %. В России, при правительственной поддержке и непосредственном финансировании из бюджетов различных уровней, этот показатель, по мнению экс-

пертов, в 2000 г. был равен 4,35 %, а в 2006 г. уже 9 %. При некотором прогрессе это всё же явно низкий уровень, учитывая имеющийся льготный налоговый режим для лизинга в России, который отсутствует в странах с развитой рыночной экономикой.

Несмотря на сходство со многими традиционными хозяйственными операциями, лизинг представляет собой явление более сложное, требующее своего теоретического осмысления и правового регулирования. В отличие от договоров купли-продажи, аренды и кредита лизинг имеет ряд принципиальных особенностей (таблица), которые делают его новой организационно-правовой формой экономических отношений.

Лизинговый бизнес в АПК в последнее время чаще называют агролизингом. Термин «агролизинг» как понятие носит отраслевой характер, применяется в основном в экономике сельского хозяйства и представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, направленных на финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с помощью механизмов лизинга в целях повышения уровня материально-технического оснащения материального их производства и финансового оздоровления. Агролизинг также можно охарактеризовать как лизинг основных средств в АПК, представляющий собой совокупность экономических и правовых отношений, связанных с приобретением основных средств в собственность лизингодателем и передачей их по лизинговому договору в пользование сельскохозяйственному предприятию в форме физического или юридического лица за определённую плату и правом последующего их выкупа последним.

Оценку реальной эффективности лизинга можно осуществлять на качественном и количественном уровне. Качественная оценка сводится к определению роста абсолютных и относительных показателей эффективности

Сходство различных финансово-экономических отношений в сельском хозяйстве

с агролизингом и отличия от него

Форма экономических отношений Сходство с лизингом Отличие от лизинга

Купля- продажа 1. После окончания сделки предмет купли-продажи переходит в собственность покупателя (финансовый лизинг) 1. Непосредственно в договоре купли-продажи участвуют только продавец и покупатель. 2. Чаще всего при купле-продаже стоимость предмета торга оплачивается сразу и полностью

Аренда 1. Предмет аренды до конца действия договора находится в собственности арендодателя. 2. Предмет аренды числится на балансе арендодателя. 3. Арендодатель передаёт предмет имущества во временное владение и пользование. 4. Арендатор по договору аренды платит равные периодические арендные платежи 1. Непосредственно в договоре аренды участвуют только арендодатель и арендатор. 2. После окончания действия договора предмет аренды возвращается арендодателю. 3. При аренде арендодатель представляет арендатору уже имеющийся у него предмет аренды, а не специально приобретает его. 4. При аренде имеется возможность изменения сроков договора

Кредит 1. Кредит позволяет приобрести необходимое оборудование в рассрочку, на условиях возвратности, платности и срочности. 2. При кредите финансирование происходит за счёт заёмных средств 1. Предмет кредитного договора находится в собственности заёмщика. 2. В случае неплатежей за кредит предмет кредитного договора изымается через суд. 3. При кредите предоставляются денежные средства, а не непосредственно средства производства. 4. Непогашенная сумма долга учитывается как кредиторская задолженность, при лизинге — как текущие затраты

производства. В первом приближении лизинг можно считать экономически эффективным, если он позволяет существенно увеличить объёмы производства, производительность труда и фондоотдачу.

Количественно эффективность лизинга для лизингополучателя определяется сравнением двух денежных потоков чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, по двум вариантам его устойчивого развития. Именно требование устойчивого развития принципиально отличает данный подход от других.

При эффективности лизинга соблюдается неравенство:

IRR > P ,

n np'

где IRRn — ожидаемая внутренняя норма рентабельности активов предприятия при привлечении имущества по лизингу;

Рпр — ожидаемая рентабельность собственных активов предприятия без лизинга.

Наиболее приемлемыми принципами исчисления экономической эффективности лизинговых взаимоотношений являются принципы «разделения затрат и доходов», «альтернативности

оценки», «финансовой реализуемости», «разности результата и затрат».

Принцип разделения затрат и доходов проекта заключается в необходимости разделения затрат и доходов, связанных с инвестиционным проектом и не относящихся к нему, в определении того, какие результаты принесёт вложение средств и какие затраты необходимо будет понести предприятию, чтобы получить эти результаты.

Принцип альтернативности оценки подразумевает обоснование решения о вложении инвестиций именно в данный проект, а не в альтернативные. В нашем случае в виду имеется обоснование финансирования приобретения необходимого оборудования или техники именно путём заключения лизинговой сделки. В качестве альтернативных вариантов принимаются: отказ от проекта, использование собственных или заёмных средств коммерческого банка. Его расчёт можно показать следующим образом:

мру = £ ,

1(1+г)?

где r — ставка дисконта в долях единицы, отражающая скорость возможного накопления свободных средств (чистых выгод проекта).

Ставка доходности, при котором NPV = 0, называется внутренней нормой доходности (IRR). Величина IRR показывает, какой процент приносят вложения средств в данный проект. Данный показатель также используется при оценке эффективности проекта (вложения средств). Проект эффективен при NPV> 0, IRR > r и неэффективен при NPV < 0, IRR < r.

Принцип финансовой реализуемости состоит в анализе реальности осуществления проекта в финансовом аспекте. Даже самый эффективный проект в условиях нехватки средств не принесёт положительных результатов. Критерием финансовой нереализуемости служит отрицательное накопление сальдо денежных потоков по текущей и инвестиционной деятельности.

Принцип разности результата и затрат основывается на арифметическом сравнении предполагаемых экономических выгод от реализации проекта и затрат на его осуществление. На основании этого принципа мы сможем сделать сравнительный анализ альтернативных способов приобретения техники.

Эффект от лизинга складывается из объективного преимущества оперативного использования достижений научно-технического прогресса, увеличения масштабов деятельности, снижения единовременных расходов лизингополучателя и интенсификации всего производственного процесса.

В целом лизинговую деятельность можно считать эффективной с позиции: личных интересов — если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей предпринимателей; коллективных интересов организации — если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; интересов общества — если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров растут поступления в бюджет.

В результате при лизинге возникает синергический (умноженный) эффект, который обусловливается следующим комплексом факторов: льготами, предоставленными сельскому хозяйству; включением лизинговой платы в себестоимость производимой продукции; использованием фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию; ускоренной амортизацией техники; снижением простоев техники и потерь

при выполнении сельскохозяйственных работ; повышением машиновооружённости производства и оборачиваемости техники; ростом эффективности использования техники за счёт высококачественных сервисных услуг и др.

Наряду с перечисленными положительными сторонами лизинг имеет следующие негативные моменты (риски): относительная дороговизна лизинга по сравнению с покупкой имущества за счёт собственных или заёмных средств; при заключении договора лизинга стоимость привлекаемого заёмного капитала будет больше, чем при использовании кредита, так как лизинговая компания получает вознаграждение за проведение лизинговой операции; при финансовом лизинге в случае выхода предмета лизинга из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния предмета лизинга; при расторжении договора лизингополучатель полностью погашает долг за весь срок, как если бы договор не был расторгнут; при оперативном лизинге риск устаревшего предмета лизинга ложится на лизингодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя; лизинг предоставляет возможность пользоваться имуществом, но не обеспечивает на неё права собственности до окончания расчётов; если предметом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий лизинговых сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.

Рассмотрим возможности уменьшения рисков в агролизинге на основе использования неравновесного подхода в анализе экономики. Способы приобретения основных средств можно разделить на три группы по источникам финансирования: за счёт собственных средств (покупка, аренда), заёмных средств (кредит, лизинг, выпуск долговых бумаг, акционеры с привилегированными акциями), привлечённых средств (инвесторы, партнёры, акционеры с обычными акциями). Предприятие может воспользоваться одним из этих источников финансирования инвестиционного проекта в зависимости от своего финансово-экономического состояния. Предприятия с хорошим финансовым состоянием могут рассчитывать на все виды источников финансирования, со средним — на собственные и заёмные, с плохим — на собственные. Рассмотрим данное положение, используя неравновесную модель экономики (рис. 1).

з

8

з

§

с

£

2

к

§

с

з

с

£

Номера товаропроизводителей в ранжированном по стоимостным показателям ряду

Рис. 1. Неравновесная модель экономики (вид спереди)

Е

С

в

А

Е

В

В

Б

2

Е

С

2

О

в

Е

М

Неравновесная модель экономики отражает совокупность товаропроизводителей, ранжированную по себестоимости продукции. По оси абсцисс ОМ откладывается ранжированный ряд товаропроизводителей, по оси аппликат ОЕх — стоимостные показатели, а по третьей оси — оси ординат (вглубь рисунка) — откладывается объём производства продукции. С]С2 — себестоимость производства; ЕХЕ2 — цена производства (себестоимость + нормальная прибыль); А1А2 — цена реализации продукции; В1В2 — среднерыночная цена. Возвращаясь к проблеме доступности финансовых средств, обоснуем сделанное ранее утверждение о том, что предприятия с хорошим финансовым состоянием могут рассчитывать на все виды источников финансирования, со средним — на собственные и заёмные, с плохим — на собственные.

На рисунке товаропроизводители ^2М — это эффективные предприятия с хорошим финансовым состоянием. Данные предприятия, кроме средней нормы прибыли по экономике, получают также дополнительную прибыль, сверхприбыль, поэтому они могут рассчитывать как на заёмные средства, так и на привлечённые в виде партнёрства и акционирования. Инвесторы будут вкладывать в такие предприятия, так как у них прибыль выше, чем в среднем по экономике.

Вторая группа товаропроизводителей (^2^2) может рассчитывать на собственные и заёмные средства, так как у них размер прибыли на уровне нормальной по экономике и они имеют возможность обслуживать заёмные средства.

Поэтому банки и другие кредиторы будут давать им финансовые ресурсы на принципах платности, возвратности, срочности.

Что касается третьей группы предприятий (0С2), то они убыточны, поэтому если их руководство не проведёт эффективные антикризисные мероприятия, их ждёт банкротство. Причём при выходе из сложившегося на предприятии кризиса они могут рассчитывать в основном на собственные силы, за редким исключением (при чётко продуманной программе выхода из кризиса, наличии гаранта, поручителя, заинтересованного инвестора) на заёмные или привлечённые.

Таким образом, при осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходим дифференцированный подход. Не стоит, например, субсидировать процентные ставки всем предприятиям, для неэффективных — это просто вложение денег в никуда, а для высокоэффективных — дополнительное средство в наращивании сверхприбыли. Целесообразно субсидирование предприятий со средним финансовым состоянием, так как это позволит им повысить рентабельность и перейти в группу эффективных предприятий. Однако это не означает, что не нужно помогать высокоэффективным и неэффективным предприятиям, просто инструменты должны быть разными. Например, включать в специальный банк данных предприятия с хорошим финансовым состоянием, где на них могли обратить внимание потенциальные партнёры и инвесторы; облегчить процедуру выпуска долговых и долевых ценных

бумаг под целевые проекты; вкладывать государственные средства в эффективные частные предприятия в виде государственно-частного партнёрства. Неэффективно работающие хозяйства могли бы получать помощь специальных центров.

В целях развития агролизинга среди сельскохозяйственных предприятий с разным финансово-экономическим состоянием необходимо предпринять следующие меры:

1. По неэффективным предприятиям:

- использование механизма возвратного лизинга. Для того чтобы заинтересовать лизинговые фирмы данной схемой, разрешить им не выплачивать налог на имущество и прибыль по указанным сделкам;

- использование механизма оперативного лизинга подержанной сельскохозяйственной техники и машин, в том числе изъятой Службой судебных приставов по решению суда;

- развитие аренды сельскохозяйственной техники через сеть республиканских МТС.

2. По предприятиям со средним финансовым состоянием:

- субсидирование процентной ставки в размере половины ставки рефинансирования кредита лизинговой компании для осуществления лизинговой сделки по технике и машинам по конечной переработке сельскохозяйственной продукции (пекарни, мясные цехи, производство комбикормов и т. п.) для сельскохозяйственных предприятий;

- снижение ставки налога на имущество при осуществлении лизинговых сделок.

3. По предприятиям с хорошим финансовым состоянием:

- использование механизмов револьверного лизинга;

- использование механизма финансового лизинга с большим уровнем оплаченного первоначального взноса как инструмента снижения налога на имущество для техники и машин с высокой стоимостью.

Основываясь на результатах нашего исследования, предлагаем следующие экономические меры государственной поддержки лизинга (рис. 2).

Ценовая политика заключается в разработке и применении системы гарантированных закупочных и залоговых цен для сельхозтоваропроизводителей (лизингополучателей). Ценовые отношения необходимо рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от при-

обретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства, до конечной её реализации. Какая бы организация кредитного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей заёмными средствами ни была предложена (в том числе и лизинг), в условиях убыточного и низкорентабельного функционирования, диспаритета цен она не обеспечит возврата ссуд. Перераспределение доходов по всей цепи воспроизводственного процесса, а также усиление обратной зависимости долей затрат и прибыли в структуре цены особенно затрагивает сельское хозяйство, так как на него приходится большая доля затрат и относительно меньшая часть совокупной прибыли.

Налоговая политика является важным рычагом воздействия государства на развитие лизинга. Система налогообложения должна стимулировать другие отрасли народного хозяйства в инвестировании лизинга. В большинстве экономически развитых стран налоги в сумме не превышают 6 % всех фермерских затрат, половина из которых приходится на налоги с прибыли и на недвижимость.

На наш взгляд, в осуществлении лизинговых операций следует придерживаться такого же соотношения. В связи с этим необходима разработка дифференцированного налогообложения и льгот для субъектов лизинговых отношений, среди которых надо ввести:

— «налоговые каникулы» лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой фирмы;

— освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации финансового договора со сроком действия не менее трёх лет;

— освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга;

— освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении техники, являющейся объектом финансового лизинга;

— предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым фирмам с целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности.

Правительство Российской федерации

меры государственной поддержки лизинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство субъектов Российской федерации

Рис. 2. Меры государственного регулирования лизинга

Финансово-кредитная политика занимает не менее важное место среди механизмов экономического воздействия на развитие лизинговых отношений. Она на федеральном и региональном уровне по отношению к лизинговому бизнесу в АПК сводится к непосредственному инвестированию проектов. Политика списания долгов и покрытия убытков в аграрном секторе остаётся, поэтому наблюдается низкая взаимосвязь между выделением инвестиций и конечными результатами производства. Эта система порождает финансовую безответственность и иждивенчество субъектов лизинга и приводит к тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления селу сокращаются. В экономическом аспекте суть финансовых проблем АПК заключается в неэффективном ме-

ханизме использования лизинговых средств, выделенных из бюджета. Хотя и недостаток этих средств играет не последнюю роль.

Считаем необходимым заменить способы финансирования, которые действуют при директивно-централизованной системе, на методы государственной поддержки, включающие в себя:

— отказ от безвозмездного и безвозвратного бюджетного финансирования;

— взаимную ответственность государства и субъектов лизинга (основа этого — избирательный принцип выделения средств);

— создание сети коммерческих банков АПК;

— не прямое инвестирование лизинга, а предоставление гарантий в лизинговых взаимоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.