Научная статья на тему 'Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга'

Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / АГРОЛИЗИНГ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В АПК / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION / AGROLEASING AS A FORM OF STATE SUPPORT FOR INNOVATION IN AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Советова Надежда Павловна

В статье раскрываются возможности агролизинга как формы государственной поддержки инновационного развития предприятий хлебопекарной и зерноперерабатывающей промышленности посредством бюджетного субсидирования затрат на приобретение новой техники и оборудования. Конкретными расчётами показаны преимущества лизинговой схемы финансирования затрат на инвестирование инновационных проектов в сравнении с кредитованием коммерческими банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment and innovative vector of agroleasing

The article describes the capabilities of agroleasing as a form of state support for innovative development of baking and grain processing industry through fiscal subsidies for the purchase of new equipment. The benefits of leasing finance schemes of investing in innovative projects compared to commercial bank lending are shown by means of specific calculations.

Текст научной работы на тему «Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга»

УДК 330.322.14 © Советова Н.П.

Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга

В статье раскрываются возможности агролизинга как формы государственной поддержки инновационного развития предприятий хлебопекарной и зерноперерабатывающей промышленности посредством бюджетного субсидирования затрат на приобретение новой техники и оборудования. Конкретными расчётами показаны преимущества лизинговой схемы финансирования затрат на инвестирование инновационных проектов в сравнении с кредитованием коммерческими банками.

Инновационное развитие агропромышленного производства; агролизинг как форма государственной поддержки инноваций в АПК.

Надежда Павловна СОВЕТОВА

кандидат экономических наук,

доцент Вологодского государственного технического университета n7777777@yandex.ru

Современное сельское хозяйство функционирует в условиях глобализации, международного разделения труда и формирования новых рынков, что обусловливает актуальность требований к повышению эффективности труда и конкурентоспособности продукции. Вступление России в ВТО диктует необходимость повышения конкурентоспособности не только выпускаемой продукции, но и условий её производства, гарантирующих выпуск качественной и безопасной продукции, удовлетворяющей и даже предвосхищающей требования потребителя, что предполагает потребность в инновационном развитии сельскохозяйственного производства.

Сейчас, в силу масштабного и продолжительного давления импорта продовольствия в условиях открытости экономики, наиболее остро (можно сказать, критически) стоит проблема конкурентоспособности продукции отечественного АПК на внутреннем рынке. И здесь нельзя ограничиваться подъёмом только одного лишь сельско-

хозяйственного производства. Требуется структурировать всю агропродовольствен-ную систему в виде комплекса высокотехнологичных отраслей, ориентированных на использование инноваций.

Первым среди них выступает, конечно же, зернопродуктовый комплекс, являющийся базисом продовольственной безопасности и основой функционирования предприятий по производству муки, круп, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, а также комбикормов для животноводства и птицеводства.

В современных условиях повышенной конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий производителям приходится уделять особое внимание качеству выпускаемой продукции, обновлению и расширению её ассортимента, в частности увеличению производства зерновых сортов хлеба, изделий из смеси пшеничной и ржаной муки, с целью обеспечения более здорового и функционального питания населения. Отсюда очевидна задача модерни-

зации материально-технической базы и нововведений, что требует инвестирования инновационных проектов. Однако разработка новых, перспективных для российского рынка видов хлебопродуктов является творческим, ответственным процессом, связанным с большими затратами и риском их окупаемости.

На общем фоне активизации в экономике инвестиционного процесса и оживления процесса обновления основных производственных фондов масштабно отстаёт динамика обновления основных производственных фондов предприятий зерно-переработки и хлебопечения, что обусловлено её взаимосвязью с инвестициями в основной капитал и преимущественно воздействиями и возможностями рыночного механизма кредитования корпоративных образований в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях, а также сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса и физических лиц.

Как выяснено нами в ходе когнитивного анализа, производственный потенциал предприятий зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей выступает производной ключевых характеристик состояния основных производственных фондов, а непосредственно на результирующий фактор, т.е. инвестирование капиталовложений, наибольшее влияние оказывают величина собственного капитала и объём долгосрочного кредитования предприятий. Однако их обращение к собственным источникам финансирования ограничено мизерностью размеров прибыли (особенно у малого бизнеса), получаемой по результатам хозяйственной деятельности. Так, прибыль от продаж продуктов мукомольно-крупяной промышленности Вологодской области за 2003 — 2005 гг. находилась в пределах 12,6 — 17,3 млн. руб. и рентабельность — 1,7-2,7%, в 2006 г. они составляли 26,2 млн. руб. и 3,1% соответственно. Прибыль от продаж хлеба и хлебобулочных изделий в период 2003 — 2006 гг. колебалась от 56 до 63 млн. руб.

в год и рентабельность продаж — 3,8—5,2%. Финансово-кредитный кризис 2008 года ещё более обострил ситуацию. Приведённые суммы прибыли, естественно, не могут обеспечить решения комплекса задач обновления и модернизации основных производственных фондов предприятий зернопереработки и хлебопечения, а амортизационные отчисления практически полностью задействованы на поддержании эксплуатационно-технического уровня исправности имеющегося технологического оборудования.

Недостаток инвестиций вызывает как минимум низкие темпы обновления основных фондов. При этом остаётся очень высоким моральный износ хлебопекарного оборудования и на множестве предприятий используются устаревшие, энергоёмкие, низкопроизводительные машины, продуцирующие большие затраты ручного труда. Выполнение отдельных, вызванных задачами самосохранения и выживания мероприятий по техническому перевооружению производственных мощностей некоторых предприятий зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей не решает задач повышения их конкурентоспособности и инновационного развития. Происходит утрата конкурентоспособности и потеря рынков. Возникает неотложная необходимость финансирования вложений. Отсюда становится закономерным поиск и привлечение денежных средств сторонних организаций.

В то же время уровень кредитоспособности предприятий зернопереработки и хлебопечения оценивается специалистами кафедры финансов и кредита Вологодской молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина как неудовлетворительный. К тому же, как показывает практика и подтверждается нашими расчётами, приобретение производственного оборудования посредством кредита коммерческих банков оборачивается неадекватными расходами на обслуживание долга, ограничением

фондов материального стимулирования труда персонала и имущественной зависимостью. Существующие ассоциированные формы взаимодействия предприятий зер-нопереработки и производства хлеба (Российский зерновой союз, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Российский союз пекарей) ещё не обладают возможностями сформировать консолидированные финансы для поддержки инновационных проектов.

Россельхозбанк, возрождаемый сейчас усилиями государства, более озабочен кредитованием затрат сельхозтоваропроизводителей на ведение растениеводства и животноводства, чем финансированием развития мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности. Лишь с выходом в свет постановления Правительства РФ №1001 от 29 декабря 2007 г. «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями и организациями пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса в российских кредитных организациях на строительство и реконструкцию (модернизацию), техническое перевооружение собственного производства» Россельхозбанк начал приём заявок на получение инвестиционных кредитов. Но процесс кредитования ещё практически не развернулся и во многом сдерживается нечёткостью прилагаемого к постановлению Перечня приобретаемых машин и оборудования для пищевой промышленности. Заметим, что другие коммерческие банки в регионе не отреагировали положительно на указанное постановление Правительства РФ.

В сложившихся условиях и исходя из высокой социальной значимости продуктов питания, а также учитывая активную позицию государства по ограничению роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия, было бы логичным ожидать систематического бюджетного субсидирования затрат

предприятий на выпуск зерна и зернопро-дуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, прежде всего в части инновационных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции. Однако в реальности этого не происходит. Из регионального бюджета субсидий на финансирование инвестиций в основной капитал, например, мукомольно-крупяным предприятиям в 2002 — 2007 гг., как явствует из данных статистики, вообще не выделялось. В целом на развитие регионального производства пищевых продуктов (включая мясо- и молокопродукты, напитки и табак) в 2006 — 2007 гг. было предоставлено субсидий из федерального бюджета на сумму 69,1 млн. руб., из них 1,5 млн. руб. — хлебопекарной промышленности.

Таким образом, существует объективная необходимость активизации государственной поддержки и регулирования развития зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей региона, разработки соответствующих форм и организационноэкономических механизмов субфедераль-ных управленческих воздействий. Очевидна также необходимость принятия комплекса мер с участием региональных органов власти по обновлению основных фондов и поддержанию высокой конкурентоспособности производителей зернопродук-тов, хлеба и хлебобулочных изделий.

В сложившейся ситуации хронического недостатка финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях наиболее рациональным решением по выбору источников финансирования выступает лизинговая схема инвестиций в основной капитал, поддерживаемая бюджетными субсидиями приоритетных направлений развития. Суть лизинговой сделки сводится к тому, что предприятие, выбрав необходимое оборудование, заключает договор с лизинговой компанией, которая приобретает это оборудование и передаёт его предприятию в эксплуатацию на условиях финансовой аренды

(лизинга). По окончании срока действия договора организация становится собственником оборудования.

Выполненные расчёты показывают, что предприятию экономически выгодно приобретать имущество по лизинговой схеме. Например, в случае покупки хлебопекарного оборудования стоимостью 590 тыс. руб. на условиях лизинга предприятие в период эксплуатации оборудования обоснованно снизит сумму налоговых платежей в бюджет на 26,3% в сравнении с вариантом покупки за счёт собственных средств и на 22,3% по сравнению с приобретением за счёт кредита банка, не будет изымать из оборота значительную часть собственных финансовых ресурсов и сможет погашать лизинговые платежи из выручки, поступающей от производства продукции на эксплуатируемом новом оборудовании. Вариант же обращения предприятия к кредиту коммерческих банков несёт ему дополнительные расходы, равнозначные 21,1% стоимости приобретаемого оборудования (таблица). Подчеркнём ещё и тот немаловажный факт, что суммы текущих лизинговых платежей, осуществляемых лизингополучателями, относятся на себестоимость выпускаемой продукции.

В этой связи закономерно накапливание позитивного опыта использования лизинговых схем финансирования инвестиций.

Наиболее показательной является практика использования лизинга сельхозтоваропроизводителями. Здесь в условиях инвестиционного голода лизинг, поддержанный государством, положил начало противодействию системному кризису в агропромышленном комплексе, остановив в дальнейшем процесс обвального выбытия основных производственных фондов в сельском хозяйстве, а затем обеспечил устойчивую динамику их обновления и в конечном счёте содействовал стабилизации и оживлению сельскохозяйственного производства. Агролизинг способствовал также сокращению темпов спада выпуска продукции машиностроительных предприятий и росту объёма её продаж основному потребителю — агропромышленному комплексу.

В структуре активов, передаваемых в лизинг в Российской Федерации, сельскохозяйственное оборудование составляет 11,76% и впереди его идут лишь информационные системы (17,73), автотранспортные средства (16,0), нефтегазовое и геологическое оборудование (13,35); пищевое, торговое и холодильное оборудование занимает 5,84% (седьмое место).

Как показывают данные бухгалтерского баланса Департамента сельского хозяйства Вологодской области, по состоянию на начало 2008 г. крупнотоварными сельхозпроизводителями используется на условиях текущих

Финансово-экономические преимущества использования предприятием лизинговой схемы инвестиций в основной капитал, рублей

Показатель При покупке оборудования

за счёт собственных средств за счёт кредитных источников за счёт лизинговых схем

Единовременное отвлечение из оборота денежных средств 590 000 4 020* 73 750

Недополученная прибыль в связи с единовременным отвлечением средств из оборота фирмы 88 500 (при рентабельности 15%) 503 10 063

Сумма налоговых платежей 491 100 465 457 361736

Дополнительные расходы за период сделки - 174 595 168498

Выплаты из чистой прибыли предприятия - 63 729 -

* Из расчёта 200 руб. за копию каждого документа; 500 - справки о движении денежных средств по расчётным счетам компании; 3 000 - заработная плата работников и прочие транспортные расходы в связи с подготовкой документов для кредитного договора.

лизинговых сделок (договоров), поддерживаемых субсидиями из бюджета, основных средств на сумму 56582 тыс. рублей, из них зданий и сооружений — 425 тыс. руб., машин и оборудования — 20985, транспортных средств — 18880, рабочего и продуктивного скота — 15403 тыс. руб.

Организациями, осуществляющими финансовую деятельность в сфере лизинга в Вологодской области, последовательно увеличивается объём выполняемых работ. Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключённых в 2007 г., достигла 1238 млн. руб., из которых на приобретение транспортных средств приходилось 46,5%, машин и оборудования — 34,7%, зданий и инженерных сооружений — 18,8%. В структуре стоимости договоров финансового лизинга машин, оборудования, транспортных средств наибольший удельный вес занимают сейчас обрабатывающие производства (55,5%), строительство (15,5%), оптовая и розничная торговля (13,4%). Затраты предприятий по производству пищевых продуктов на приобретение основных средств на условиях лизинга составили в 2007 г. 16,1 млн. руб., в том числе на покупку транспортных средств — 10,7 млн. руб., машин и оборудования — 5,4 млн. руб.

Как видим, субъекты хозяйствования региона всё более убеждаются в эффективности приобретения основных средств путём лизинга в сравнении с кредитом и ощущают налоговые выгоды, которые приносят лизинговые операции. К тому же ускоренный перенос стоимости оборудования на затраты предприятий позволяет им в более быстром темпе осуществлять обновление основных фондов и поддерживать конкурентоспособность.

Опираясь на данные выполненного в настоящем исследовании анализа и позитивный опыт агролизинга в регионе, мы предложили к внедрению организационноструктурную модель лизинга машин и оборудования, учитывающую специфику зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей. Модель предполагает чёткое разграничение функций государства по правовому регулированию договорных обязательств участников лизинговой сделки, повторяющихся с каждым новым договором лизинга, и функций, обеспечивающих развитие лизинга, как деятельности, направленной на разрешение проблемы модернизации предприятий зернопере-работки и хлебопечения через внедрение технических и технологических нововведений (рисунок).

Организационно-структурная модель лизинга машин и оборудования для предприятий зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей региона

Законодательное Собрание Вологодской области

Правительство Вологодской области

Департамент финансов

Заводы-изготовители (поставщики) новой техники и оборудования

Областной

бюджетный

лизинговый

фонд

->

Уполномоченная

лизинговая

компания

Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли

Модель не ориентирует на введение прямого вмешательства в организацию лизинговой сделки органов государственного управления зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей в лице департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли. Архитектура модели позволяет осуществлять государственное регулирование как научно обоснованную совокупность мер целенаправленного воздействия на лизинговую деятельность в интересах повышения конкурентоспособности предприятий зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей и достижения устойчивого развития региональной экономической системы.

Аккумулирование финансовых ресурсов в рамках специально создаваемого регионального лизингового фонда выступит экономической основой осуществления задач модернизации производственных мощностей зерноперерабатывающих и хлебопекарных предприятий в сложившихся условиях ограниченного инвестирования в основной капитал.

Региональный лизинговый фонд закономерно станет доминирующим финансовым звеном лизинговых отношений. Он примет на себя роль финансового центра, экономически обеспечивающего быстроту инвестиционно-инновационного реагирования зерноперерабатывающих и хлебопекарных предприятий на изменение рыночной конъюнктуры.

Правовой основой функционирования регионального лизингового фонда станет разработанный в этой связи проект Положения о лизинговом фонде для обеспечения зерноперерабатывающего и хлебопекарного комплекса Вологодской области специальной техникой после утверждения постановлением Правительства Вологодской области.

Формат и направления расходования средств регионального лизингового фонда для обеспечения зерноперерабатывающего и хлебопекарного комплекса Вологодской области специальной техникой выте-

кают из общей стратегии государственной поддержки и регулирования развития экономики региона. В качестве минимального размера ежегодного бюджетного субсидирования лизинговых операций может быть установлен уровень налоговых платежей, осуществляемых предприятиями зерноперерабатывающего и хлебопекарного комплекса области.

Выбор конкретных проектов модернизации производственных мощностей, внедрения инноваций и научно-технических разработок на условиях лизинга предлагается определять на конкурсной основе, применяя в необходимых случаях экспертные оценки, согласительные процедуры, консультации и т.д. Здесь будет целесообразным использование метода установления приоритетов в опоре на имеющуюся в департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов, торговли и услуг Программу технического перевооружения предприятий зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей Вологодской области на 2008 — 2020 гг.

С целью формирования рациональной политики развития лизинга в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях, повышения его эффективности и оптимизации интересов субъектов лизинга, регулирования взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателей обосновано создание координационного совета Вологодского областного бюджетного лизингового фонда и разработан проект Положения о нём.

Для выработки соответствующих решений необходимо также сформировать информационно-аналитическую базу, в которой важнейшее звено будут представлять маркетинг лизинга и мониторинг лизинговых услуг, а также систематизация данных о потребительских свойствах продукции, производимой машиностроительными заводами для зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслей, об эффективности лизинговых операций и уровне использования инновационного потенциала лизинга.

Потребуется наделить ряд должностных лиц департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли соответствующими полномочиями по воздействию от имени государства на лизинговую деятельность в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях. В частности, спектр задач государственного регулирования лизинга вызовет потребность выполнения следующих функций:

— стратегического планирования лизинговой деятельности в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях;

— обоснования состава лизингодателей и лизингополучателей;

— организации и управления финансированием лизинговой деятельности;

— осуществления расчётов потребности в технике, поставляемой на лизинговой основе, подготовки и представления материалов на конкурс, контроля за выполнением лизингодателями сроков поставки техники по договорам лизинга;

— планирования, организации и контроля целевого использования средств лизингового фонда;

— разработки рекомендаций по учёту и налогообложению, проверки правильности отражения лизинговых операций в бухгалтерском учёте;

— выполнения анализа эффективности лизинговой деятельности и прогнозирования перспектив развития лизинга в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях региона.

Реализация основных положений выполненного производственно-экономического обоснования необходимости создания регионального лизингового фонда для технического переоснащения зерноперерабатывающих и хлебопекарных предприятий Вологодской области окажет позитивное влияние на повышение их конкурентоспособности и будет способствовать упрочению позиций отечественных предприятий на рынке зернопродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий.

Литература

1. Федеральный закон «О лизинге» 184-ФЗ от 29.10.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями: от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ, от 26.07.2006 г. № 130-ФЗ, от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. № 752 «О государственной поддержке лизинговой деятельности в РФ» с изменениями от 12.07.1999 г. № 794, от 06.06.2002 г. № 388.

3. Советова, Н.П. Организация управления лизингом в региональном АПК / Н.П. Советова, НА. Пахол-ков. - Вологда: ВоГТУ, 2004. - 155 с.

4. Горбунов, А.А. Анализ использования инновационного потенциала региона / А.А. Горбунов // Проблемы современной экономики. — 2008. — №3.

5. Семин, А.Н. О совершенствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / А.Н. Семин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — №11.

6. Рыкова, И.Н. О совершенствовании законодательства в области финансовой аренды (лизинга) / И.Н Рыкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2010. — №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.