Научная статья на тему 'Агрокооперация и импортозамещение в условиях трансформационной экономики'

Агрокооперация и импортозамещение в условиях трансформационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRICULTURAL POLICY / IMPORT / COOPERATION / AGRICULTURAL PRODUCTS / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТ / КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупин Юрий Николаевич

В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия развивающихся крупных сельскохозяйственных предприятий в виде агрофирм, агрохолдингов и финансово-промышленных групп с мелкими и средними сельскими предпринимателями. Тенденции развития сельского хозяйства позволяют утверждать, что в обозримой перспективе крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения не смогут стать альтернативой крупным коллективным сельскохозяйственным предприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чупин Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agro Cooperation and import substitution in the conditions of transformation economy

This article deals with the problems of interaction of developing large-scale agricultural enterprises in the form of agricultural companies, agricultural holdings, financial and industrial groups to small and medium-sized rural entrepreneurs. Tendencies of development of agriculture suggest that in the foreseeable future, farms and private farms of the population can not be an alternative to large-scale collective agricultu.

Текст научной работы на тему «Агрокооперация и импортозамещение в условиях трансформационной экономики»

Agro Coopération and import substitution in the conditions of transformation economy

В заключении необходимо отметить, что в России государственное регулирование в среднесрочной перспективе в сфере энергоэффективности будет обеспечиваться, в том числе, путем реализации государственных целевых программ в условиях ГЧП. Для российского рынка энергосервисных услуг важным

является не метод воздействия на регулируемую область общественных отношений, а формирование условий и баланса интересов государства, частных лиц-партнеров и иных участников договорных обязательств в рамках реализации проектов ГЧП.

Список литературы:

1. Городнова, Н. В. Технико-экономическое обоснование энергоффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства/Н. В. Городнова, А. Э. Березин//^5сЬо^юеигоре)8к1е Czasopismo Naukowe. Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2016. - № 6. - С. 32-39.

2. Голованов, Л. А. Градостроительные аспекты повышения энергоэффективности (на примере г. Хабаровск)/Л. А. Голованов, А. А. Ким//Новые идеи нового века. - 2014. - № 3. - С. 2-7.

3. Городнова, Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий/Н. В. Городнова//Эко-номический анализ: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 31-45.

4. Гущина, Е. Г. Энергетическая эффективность российской экономики и «зеленые» инвестиции/Е. Г. Гущина, Н. Ю. Бадрак//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 35. - С. 44-50.

5. Шаблова, Е. Г. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС/Е. Г. Шаблова, Н. В. Городнова//Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2015. - № 3. - С. 26-30.

6. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. Paris. 2010. URL: www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16).

7. Copiello S. Achieving affordable housing through energy efficiency strategy. Energy Policy. 2015. no 85. PP. 288-298.

8. Garmston H, Pann W. Building regulations in energy efficiency: Compliance in England and Wales. Energy Policy. 2012. no 45. P. 594-605.

Chupin Yuri, a graduate student Ural state agricultural University E-mail: irinacupina716@gmail.com

Agro Cooperation and import substitution in the conditions of transformation economy

Abstract: This article deals with the problems of interaction of developing large-scale agricultural enterprises in the form of agricultural companies, agricultural holdings, financial and industrial groups to small and medium-sized rural entrepreneurs. Tendencies of development of agriculture suggest that in the foreseeable future, farms and private farms of the population can not be an alternative to large-scale collective agricultu. Keywords: agricultural policy, import, cooperation, agricultural products

Чупин Юрий Николаевич, аспирант Уральского государственного аграрного университета E-mail: irinacupina716@gmail.com

Агрокооперация и импортозамещение в условиях трансформационной экономики

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия развивающихся крупных сельскохозяйственных предприятий в виде агрофирм, агрохолдингов и финансово-промышленных групп с мелкими и средними сельскими предпринимателями. Тенденции развития сельского хозяйства позволяют утверждать,

Section 5. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes

что в обозримой перспективе крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения не смогут стать альтернативой крупным коллективным сельскохозяйственным предприятиям.

Ключевые слова: аграрная политика, импорт, кооперация, сельскохозяйственная продукция.

Агрокооперация сегодня стоит в ряду наиболее многомерных неоднократно подвергающихся переоценке явлений. Споры о её роли в развитии сельского хозяйства продолжаются. Одной из примет рыночной экономики является реабилитация кооперации. В настоящее время мы признаем, что кооперация не мешает экономическому прогрессу, а является одним из его основных условий. Более того, сегодня многие трудности быта и отставание сельского хозяйства связывается с прежней аграрной политикой, игнорировавшей потенциал кооперации. Постепенно кооперация занимает подобающее ей место в экономике АПК России.

Аграрная политика на среднесрочный период будет направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции, завершение реальных институциональных преобразований и повышение эффективности аграрного сектора. В 2013-2015 гг. завершены институциональные преобразования, основанные на реализации конституционных прав граждан на землю, и сформировать эффективные хозяйственные структуры.

В этих целях предполагается завершить выдачу собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций, свидетельства на право собственности. Заключить договоры пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, реализуя при этом все предусмотренные права собственника земельной доли.

Предстоит провести поэтапное формирование и совершенствование системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, и развивать систему земельного кадастра. Необходимо создать под контролем государства механизм рыночного оборота земли. Расширить институт аренды земли, усовершенствовать механизм её правового регулирования.

Тенденции развития сельского хозяйства позволяют утверждать, что в обозримой перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения не смогут стать альтернативой крупным коллективным сельскохозяйственным предприятиям. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, слабой технической оснащенностью сельского хозяйства. Во-вторых, потребностью в больших государственных инвестициях и радикальном изме-

нении производственного обслуживания. В-третьих, необходимостью серьезной переподготовки и психологической перестройки сельчан. Кроме того, несмотря на высокую устойчивость хозяйств населения к воздействию внутренних и внешних факторов, личный сектор остается самой простой и низкотоварной сельскохозяйственной системой. В связи с этим, считаем, что дальнейшее развитие малых и средних предприятий должно осуществляться на основе кооперации и других форм рыночной интеграции, а также путем создания новых крупных хозяйствующих систем, обладающих в условиях рынка наилучшей устойчивостью и возможностями для саморазвития.

С этой целью необходимо развивать малое и среднее предпринимательство. Государственную поддержку следует предоставлять кооперативам и другим формам рыночной инфраструктуры, созданных субъектами малого и среднего бизнеса для удовлетворения своих потребностей в материально-технических и кредитно-финансовых ресурсах, реализации продукции и получения прочих услуг.

Необходимо поддерживать взаимодействие активно развивающихся в последние годы крупных сельскохозяйственных предприятий в виде агрофирм, агрохолдингов и финансово-промышленных групп с мелкими и средними сельскими предпринимателями, например, в виде контрактации (контрактного сельского хозяйства). В данном случае фирма-интегратор передает мелким предприятиям материально-технические ресурсы, семена, молодняк скота, кредиты и реализует произведенную ими продукцию через свою торговую сеть. При этом фирма-интегратор расширяет сырьевую базу, экономя на инвестициях, затратах на производство, менеджмент, социальные нужды, а владельцы мелких предприятий решают проблемы снабжения и сбыта, а также технологического обновления производства, экономя на трансакцион-ных издержках. Мировой опыт свидетельствует о достижении высокой эффективности мелких и средних аграрных предприятий благодаря организации вертикальных связей.

Решение задачи приоритетного развития агропромышленного комплекса обуславливает необходимость разработки адекватного современным условиям экономического механизма хозяйствования, одной из основных составляющих которого является организация эффективного взаимодействия между

Agro Cooperation and import substitution in the conditions of transformation economy

товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и государством.

Говоря о малочисленности зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, необходимо в то же время отметить широкое распространение различного рода неформальных объединений, имеющих сходные с кооперативами черты, которые в целом можно отнести к стихийным незарегистрированным кооперативам. Они возникают между сельскохозяйственными производителями всех форм собственности, но особенно часто — между коллективными сельскохозяйственными предприятиями и владельцами личных подсобных хозяйств, между личными подсобными хозяйствами в форме соседской и родственной взаимопомощи, а также между крестьянскими фермерскими хозяйствами.

Основные причины недостаточного уровня развития агрокооперации заключаются в следующем:

— общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой дисбаланс цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК;

— ускоренное развитие за счет иностранных инвестиций (в результате резкой либерализации внешней торговали) акционерных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя российских сельхозпроизводителей. Они относятся к ним как к сырьевому придатку и противодействуют формированию государственной политики поддержки агрокооперации.

Но потребительская кооперация — не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской выгоды, но и инструмент экономической защиты. Поэтому главная задача потребительской кооперации на селе — создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной

инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.

Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.

Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.

Задача потребительских обществ — объединить покупательную активность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребительских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.

Финансово-кредитная политика государства должна включать меры бюджетной, кредитной, налоговой поддержки и страховой защиты сельскохозяйственных предприятий. При этом меры государственной поддержки должны носить поощрительный характер и направляться на обеспечение восприимчивости отраслей агропромышленного комплекса к научно-техническим достижениям, развитие цивилизованных рыночных отношений. Нужен комплексный подход к формированию и совершенствованию кредитного процесса как средства достижения устойчивого экономического роста.

Список литературы:

1. Потребительская кооперация: Учебное пособие/Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 292 с.

2. Ушачев И. Г., Югай А. М. Практическое пособие по организации внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях. - М.: ВНИЭСХ, 2005. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.