Научная статья на тему 'Агрохимическая научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» профессора Ю. И. Ермохина (к 100-летию Омского ГАУ)'

Агрохимическая научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» профессора Ю. И. Ермохина (к 100-летию Омского ГАУ) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
296
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОХИМИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / РАСТЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИАГНОСТИКА ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ / CHEMISTRY / SCIENTIFIC SCHOOL / PLANT / RESEARCH / DIAGNOSTICS OF POWER PLANTS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович

В статье рассмотрены основные научные достижения омской агрохимической научной школы под руководством профессора Ю.И. Ермохина. Приведены основные этапы развития научной школы, отмечены ученые, внесшие существенный вклад в ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бобренко Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrochemical Scientific and Pedagogical School «Integrative System of Soil-Plant Operational Diagnostics of Plants Nutrition» of Professor Y. I. Ermokhin (The 100th Anniversary of Omsk State Agrarian University)

The article describes the main scientific achievements of the Omsk agrochemical scientific school under the guidance of Professor Y. I. Ermokhin. The main stages of development of the scientific school, noted the scientists who contributed to its development.

Текст научной работы на тему «Агрохимическая научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» профессора Ю. И. Ермохина (к 100-летию Омского ГАУ)»

Бобренко И.А. Агрохимическая научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» профессора Ю.И. Ермохина (к 100-летию Омского ГАУ) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00462.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 631.811

Бобренко Игорь Александрович

Доктор сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ia.bobrenko@omgau.org

Агрохимическая научно-педагогическая школа «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений» профессора Ю.И. Ермохина (к 100-летию Омского ГАУ)

Аннотация: В статье рассмотрены основные научные достижения омской агрохимической научной школы под руководством профессора Ю.И. Ермохина. Приведены основные этапы развития научной школы, отмечены ученые, внесшие существенный вклад в ее развитие.

Ключевые слова: агрохимия, научная школа, растение, исследования, диагностика питания растений.

Наука как культурный институт выработала механизм воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно-исследовательской деятельности. По мнению многих исследователей, таким механизмом являются научные школы, которые развиваются в различных институализированных формах научной деятельности.

По мнению М.Г. Ярошевского «Борьба школ... чаще всего двигала вперед научную мысль. А взаимоотношения школ накладывали отпечаток, как на деятельность каждого отдельного ученого, так и на общее состояние науки в данную эпоху».

Агрохимическая научно-педагогическая школа Омского государственного аграрного университета может рассматриваться как дочерняя по отношению к школе Д.Н. Прянишникова - основоположника отечественной агрохимии, как в организационном плане, так и в методическом. Кафедра агрохимии Омского ГАУ была организована в 1926 г. учеником основоположника российской агрохимии Д.Н. Прянишникова Е.В. Бобко. В 1932 г. заведующим кафедрой агрохимии стал А.З. Ламбин. В области агрохимии А.З. Ламбин начал работать с 1926 г. в лаборатории Д.Н. Прянишникова в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. После окончания аспирантуры А.З. Ламбин занимал должность помощника Д.Н. Прянишникова по агрохимической опытной станции [1].

Благодаря усилиям Дмитрия Николаевича Прянишникова и его учеников и единомышленников произошло самоопределение агрохимии как науки по отношению к смежным отраслям знания: биохимии, физиологии растений, почвоведению, земледелию, становление собственной агрохимической программы. Этот процесс осуществлялся в дискуссиях с конкурирующими программами, отрицавшими специфику предмета и метода агрохимии как самостоятельной научной дисциплины и отвергавшими перспективность развития агрохимии в стране. До сих пор иногда высказываются сомнения в необходимости развития производства

1

минеральных удобрений. Часто их противопоставляют органическим удобрениям и даже пытаются оспаривать целесообразность существования агрономической химии как науки, изучающей вопросы питания растений и круговорот элементов питания в природе. Дискуссия шла между сторонниками школ Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса, считавшего единственным условием повышения плодородия во всех районах страны смесь многолетних бобовых и злаковых трав.

Ядром исследовательской программы школы Д.Н. Прянишникова была идея единства плодородия почвы и питания растений с использованием удобрений. Она вошла в науку как знаменитый «треугольник Прянишникова», раскрывающий взаимосвязь почвы (ее физических, химических, микробиологических и других свойств) с питанием растений (биохимическими и физиологическими процессами), количеством и свойствами удобрений.

Методологический срез исследовательской программы Д.Н. Прянишникова требовал планомерного систематического изучения эффективности использования удобрений с учетом основных типов почв. Методология поднималась от эмпирического уровня к теоретическому, основываясь на данных химии, биохимии, химии растений, химии почв, химии удобрений. Практическая направленность программы Д.Н. Прянишникова ориентирована на проведение географических опытов по единым схемам и методикам по выявлению эффективности использования минеральных удобрений на основных типах почв.

На основе исследований не только перестраивалась система земледелия в стране, но и создавались новые отрасли промышленности. В 1919 г. организован Научный институт по удобрениям при Высшем Совете Народного хозяйства (в настоящее время НИУИФ - Научный институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. профессора Я.В. Самойлова). В 1928 г. при Совнаркоме был создан комитет по химизации народного хозяйства, и только с начала 30-х гг. началось строительство больших заводов по производству минеральных удобрений. Новации исследовательской программы научной школы Д.Н. Прянишникова носили для агрохимических знаний революционный характер и закладывали основы новых исследовательских традиций в данной отрасли. Эти традиции были восприняты агрохимической научной школой Омского сельскохозяйственного института.

Преемственность происходила по основным параметрам исследовательской программы: концептуальному, методологическому, практическому. Но агрохимическая школа Омского сельскохозяйственного института не остановилась на традициях школы Д.Н, Прянишникова. Новации состояли в том, что идея единства почвы, растения, удобрений конкретизировалась применительно к особенностям почвенно-климатических условий Сибири, расширилась предметная сфера исследований: наряду с макроэлементами началось изучение микроэлементов.

Методологическая составляющая исследовательской программы омской агрохимической школы также основывалась на традициях школы Д.Н. Прянишникова: использовались лабораторный, вегетационный и полевой методы. Новации в области методологии представлены зарождением комплексного метода почвенно-растительной диагностики минерального питания растений.

Научная агрохимическая школа Омского ГАУ добивалась практических результатов. Была проведена оценка агрохимических свойств пахотных почв черноземов, солонцов, началось изучение режимов минеральных соединений азота и подвижных форм фосфора и калия, определение их доли в повышении урожая зерновых, кормовых и овощных культур. Эти исследования имеют и в настоящее время большое практическое значение [1, 2].

Анализ логико-методологического аспекта взаимосвязи традиций и новаций в развитии исследовательских программ не будет полным без учета институциональных факторов: организация в 1922 г. при кафедре общего земледелия в составе Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства в г. Омске лаборатории сельскохозяйственного анализа, открытие в 1926 г. кафедры частного земледелия, специальных культур и учения об удобрении, что и явилась основой формирования кафедры агрохимии. Но материальные и институциональные факторы сами по себе не решают проблемы развития научного знания. Только бла-

годаря деятельности конкретных ученых становятся возможными новации в науке, через них сохраняется преемственность традиций, формируются новые нормы, правила, установки, задающие основания для будущих новаций и традиций. В период становления научной агрохимической школы в Сибирском сельскохозяйственном институте большую роль сыграли ученики Д.Н. Прянишникова - профессор ЕВ. Бобко (первый заведующий кафедрой агрохимии с 1926 по 1929 г.) и профессор А.З. Ламбин (руководил кафедрой с 1932 по 1964 г.). Это были очень образованные, эрудированные, талантливые ученые - организаторы науки. За несколько лет работы в Омске Е.В. Бобко удалось организовать кафедру агрохимии, расширить созданную в 1922 г. лабораторию сельскохозяйственного анализа. Особую роль в создании омской научной агрохимической школы сыграл профессор А.З. Ламбин. Как ученый, он был исключительно талантлив, принципиален, предан науке, отличался огромным трудолюбием, обладал феноменальной памятью, был прекрасным методистом. Свое отношение к делу он смог передать своим ученикам. На его примере видно, что научные традиции передаются не только через основные концепции и методы познания. Большую роль играет личность лидера - его исследовательский талант, нравственные качества, организаторские способности.

Таким образом, в период зарождения и формирования научной агрохимической школы Омского сельскохозяйственного института произошло становление исследовательской программы на основе традиций школы Д.Н. Прянишникова. Но преемственность научных школ сочеталась с новационными явлениями в концептуальной, методологической, практической составляющих исследовательской программы. Школа агрохимии на данном этапе носила преимущественно научно-образовательный характер. Ее основная задача состояла в подготовке кадров для науки и сельскохозяйственного производства.

В последующий период (с 70-х гг. и по настоящее время) исследовательская программа вышла за рамки научно-педагогической школы, расширившись до уровня научного направления с сохранением научных традиций.

Был накоплен большой объем информации, создана солидная материально-техническая база, качественный прорыв произошел по всем основным наставлениям развития исследовательской программы: логико-методологическому, практическому, институциональному. Программа приобрела комплексный характер, соединив фундаментальные и прикладные исследования, образовательные технологии, производственную деятельность в единое целое с целью подготовки высококвалифицированных бакалавров и магистров. Опираясь на традиции школы Д.Н. Прянишникова, омская научная школа вышла на принципиально новый уровень осмысления вопросов питания растений. Теперь уже исследовались не только параметры урожайности, но и, что особенно важно, - показатели качества производимой продукции. Развивалось направление растительной диагностики, у истоков которого в 50-х годах стоял Николай Константинович Болдырев [3]. Особую значимость приобрела методология интеграционной системы почвенно-растительной диагностики, разрабатываемая Юрием Ивановичем Ермохиным и его учениками [4, 5]. Интеграция науки, образования и производства получила институциональное оформление - была открыта проблемная лаборатория «Диагностика минерального питания и качества урожая сельскохозяйственных культур». Это происходило в ситуации, когда закрывались аналогичные лаборатории при сельскохозяйственных вузах страны. Ежегодно лаборатория питания растений принимает на производственную практику до 30 студентов. Именно в лаборатории трудились и сегодня трудятся аспиранты и преподаватели и вместе с ними студенты. Здесь рождаются научные открытия, о которых в дальнейшем докладывают на конференциях различных уровней, намечаются поездки студентов с докладами в различные вузы страны.

Без участия лаборатории питания растений не прошло ни одно всесоюзное совещание по почвенно-растительной диагностике (их было 17). Лаборатория и кафедра - активные члены региональных совещаний по химизации сельского хозяйства, международных совещаний по минеральным удобрениям, по разработке метода растительной диагностики стран - участниц СЭВ, международных коллоквиумов по оптимизации минерального питания

сельскохозяйственных культур (Ганновер - Германия, Братислава - Чехословакия, Будапешт - Венгрия и др.).

При кафедре стала активно работать аспирантура и докторантура. На сегодня в общей сложности научную школу профессора Ю.И. Ермохина «ковали» более 70 аспирантов, соискателей, докторантов.

Лаборатория и кафедра за научные достижения, внедрение достижений в учебный процесс и сельскохозяйственное производство приглашались Министерством высшего профессионального образования на ВДНХ для проведения семинаров «Комплексная система поч-венно-растительной диагностики», «Подготовка специалистов и вклад ученых высших учебных заведений Сибири в решение комплексно-целевых программ регионов». Лаборатория тесно связана с учебным процессом через учебно-научно-производственный комплекс. УНПК кафедры был представлен на ВДНХ (г. Москва), Всероссийской выставке (г. Томск), выставке НТТМ (г. Барнаул). Комплексный творческий молодежный коллектив лаборатории награждался дипломами, грамотами ЦК, памятным призом ЦК, медалями ВДНХ за активную учебно-научно-исследовательскую работу и внедрение достижений в практику производства и учебный процесс. На семинаре высших сельскохозяйственных учебных заведений страны практическая работа УНПК лаборатории получила высокую оценку, а за разработку перспективного научного направления в агрохимии лаборатория совместно с кафедрой награждена Красным Знаменем ЦК и ВЦСПС, Кубком Российской выставки, дипломами 1-й и 2-й степени, медалью [1].

Организатором и вдохновителем научной школы является доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель наук России, Международной академии аграрного образования, лауреат государственной премии академика Д.Н. Прянишникова Юрий Иванович Ермохин (фото 1).

Фото 1. Ермохин Юрий Иванович - руководитель научной школы «Интеграционная система почвенно-растительной оперативной диагностики питания растений»

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат государственной премии им. Д.Н. Прянишникова, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, академик международной академии аграрного образования; почетный профессор Омского государственного аграрного университета, Государственного аграрного университета Северного Зауралья, Кокчетавского государственного университета

Созданная Ю.И. Ермохиным научная школа тесно связана с новым перспективным фи-зиолого-биохимическим направлением в агрохимии - почвенно-растительной оперативной диагностикой минерального питания, эффективности удобрений, величины и качества урожая. В целом по данной комплексной теме под руководством Ю.И. Ермохина защищено 41 кандидатская и 9 докторских диссертаций. Его ученики, доктора и кандидаты наук - работают в Омске, Тюмени, Челябинске, Астане, Пензе, Свердловске, Барнауле, Новосибирске, Петропавловске, Надыме, Германии (рис.1). Многие из них являются преподавателями Омского ГАУ.

Рисунок 1. География научной школы Ю.И. Ермохина

В настоящее время более десяти аспирантов, один докторант и два соискателя на степень доктора наук проводят исследования, нацеленные на решение ключевых проблем в области интеграционной системы диагностики минерального питания растений.

Ю.И. Ермохиным опубликовано более 500 работ, в том числе 25 учебных пособий и 20 монографий, ряд методических указаний и лекций, которые составили основную базу научной и учебной литературы при подготовке высококвалифицированных кадров агрохимиков-почвоведов, агроэкологов, агрономов.

В течение последних пятидесяти лет на кафедре под руководством профессора Ю.И. Ермохина создана динамическая система управления плодородием почв, формированием величин и качество урожая эффективностью макро и микроудобрений в условиях Западной Сибири - система «ИСПРОД», основанная на трёх основных концепциях (рис. 2): 1) Способности почв удовлетворить растений питательными веществами - система ПД - почвенная диагностика; 2) Потребности растений и их способности к усвоению этих веществ в конкретных условиях сельскохозяйственного производства - система РД - растительная диагностика (оптимальные уровни и соотношения макро и микроэлементов в листьях и целых рас-

тения по фазам роста и развития); 3) Прогнозирование величины и качества урожая сельскохозяйственных культур на ходу процесса роста и развития и коррекция питания растений согласно установленных оптимальных и уравновешенных количественных характеристик эле-

Рисунок 2. Модель почвенно-растительной оперативной диагностики минерального питания растений «ИСПРОД»

Система оперативной почвенно-растительной диагностики разработана более чем для 40 культур (зерновые, кормовых; овощных, масличные и технические, лекарственные): картофеля, томатов, огурцов, моркови, свеклы, капусты, репчатого лука (Ю.И. Ермохин, 1968, 1984; Л.М. Лихоманова, 1986; Н.К. Трубина, 1989, 1991); огурцов и томатов в защищенном грунте (И.В. Науменко, 1973; Н.Н. Сергеева, 1973,1975), поздней капусты (Т. И. Володина, 1986), черной смородины (И.Ф. Северин, 1982), люцерны (С.Д. Масалкин, 1986), рапса и сурепицы (В.П. Кормин, 1988, рис. 3), овсяно-гороховой смеси (И.А. Ракицкий, 1988), проса (Э.С. Проберж, 1991), озимой пшеницы (А.Б. Братухин, 1991; О.А. Шубин, 2008), костреца безостого (Н.В. Михальская, 2003), яровой пшеницы (А.Р. Миссаль, 1989), кормовой брюквы (Г.Д. Аверина, 1986), рапса на зеленную массу (К.В. Родионов, 1989), редиса (Е.Г. Бобренко, 2001), сорговых культур (И.А. Бобренко, 1997, 2005, рис. 4), тысячелистника (Н.Н. Тищенко, 2010), рыжика (А.А. Ланглец, 2013), пустырника (О.Д. Шойкин, 2013) и др. [4-29 и др.].

За разработку модели интеграционной системы диагностики минерального питания, величины и качества урожая сельскохозяйственных культур в условиях Западной Сибири и Зауралья - руководителю научной школы Ю.И. Ермохину присуждена государственная премия имени академика Д.Н. Прянишникова.

В процессе функционирования научная школа сотрудничает с различными образовательными и научными учреждениями: Российская академия сельскохозяйственных наук, Российский научно-исследовательский институт агрохимии им. Д.Н. Прянишникова, Кокче-тавский государственный университет (Республика Казахстан), Карагандинский НИИ растениеводства (Республика Казахстан), Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень), Институт агрохимии и почвоведения СО РАН (г. Новосибирск), Сибир-

ский НИИСХ (г. Омск), ФГБУ Центр агрохимической службы «Омский», Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (г. Горки), Северо-Казахстанский научно-исследователский институт животноводства и растениеводства, (Республика Казахстан, г. Петропавловск), Семипалатинский государственный университет (Республика Казахстан), Кызылординский государственный университет (Республика Казахстан).

Моделирование минерального питания маслиничных культур на основе почвенно-растительной диагностики "ОмСХИ"

"СИСТЕМА РД"

Установленны оптимальные уровни азота, фосфора, калия в растениях рапса, сурепицы, что служит основой для проведения коррекции в питании этих культур.

Повышается урожай и его _качество._

п

"СИСТЕМА ПД!

Разработаны оптимальные параметры ПОЧВЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ. Почва 0-40 см: N-N0^ 2.4 мг/ЮО Р 9 -56,0 мг/ЮО г К - 8,0 мг/ЮО г N-110 кг/га под РАПСОМ; Г\|Т- 70 кг/га под СУРЕПИЦЕЙ. Доза, кг/га = К ПУ - 36- Э - N

Рисунок 3. Система почвенно-растительной оперативной диагностики минерального питания растений рапса и сурепицы

so а* й

S

§

5

в

is

■а «

çj

I

§

я s -а

Система почвенно - растительной оперативной диагностики "ПРОД" минерального питания и эффективности удобрений сорговых культур

Оптимум в почве

•Ч 1.Г,

Формула расчета dos удобрений:

Д = Kg * H ' Д = Кп ■

П/Ку ; H

Расчет в подкормку:

(Эо - Эф) В * Эо

==

Л вторы 'Кафедра

• <Ермохин ЮЖ., Бобренщ) :H.ß. | агрохимии ОмТЛ'У, Омск^- 8

Рисунок 4. Система почвенно-растительной оперативной диагностики минерального питания растений сорговых культур

Проблема взаимодействия традиций и новаций является актуальной для нашего времени. Без традиций произойдет разрыв связи между поколениями, без новаций - ограниченность, консервация в развитии. Взаимосвязь традиций и новаций особенно отчетливо проявляется в науке, выражая противоречивость ее внутренней природы, механизма саморегуляции научной деятельности. Эта взаимосвязь проявляется специфическим образом в силу своеобразных ценностных ориентаций: с одной стороны - установки на истинность научных результатов, с другой стороны - на их новизну. Характер взаимодействия традиций и новаций в науке зависит также от социальных факторов, сложившихся в данной системе ценностей, норм, установок, под влиянием которых формируется мировоззрение ученого. Традиции и новации как способы саморегуляции научной деятельности проявляются на разных уровнях ее организации: от общеинституционального до индивидуального. Взаимопереход этих уровней осуществляется в научном сообществе, одним вариантов которого является научная школа.

Основной системной единицей анализа деятельности научной школы является исследовательская программа. Можно выделить три важнейших структурных элемента исследовательской программы: теоретическое ядро, представленное основными концепциями, методологию и практическую реализацию результатов.

На первом этапе формирования научной агрохимической школы Омского ГАУ, как дочерней по отношению к школе Д.Н. Прянишникова, становление концептуального ядра исследовательской программы происходило на основе идеи единства плодородия почвы и питания растений с использованием удобрений. Сохранялась преемственность и в области методологии: единство вегетационного, полевого и лабораторного методов и практической направленности программ - повышения урожайности. Но на этапе становления научно-педагогической школы профессора Ю.И. Ермохина в Омском ГАУ стали очевидные новации в структуре исследовательской программы и в области методологии: идея единства почвы и растений - «научиться понимать язык растений и оно расскажет вам о своем самочувствии и своих недугах». На основе теоретических моделей и методических основ управления активным плодородием почв, режимом питания растений для получения планируемых урожаев в Сибири в качественном и количественном отношениях разработана система «ИСПРОД» -гибкая система удобрения полей.

Особенности взаимодействия традиций и новаций в развитии исследовательской программы научной агрохимической школы Омского ГАУ заключались в том, инновационные достижения вышли на первый план. При сохранении концептуальной основы приемы новации обрели качественно новый характер. Это выразилось в комплексности исследований, соединении фундаментальных и прикладных исследований, внедренческой работы. Институциональное оформление комплексных исследований проявилось в организации учебно-научно-производственного комплекса по подготовке агрономов-экологов, бакалавров и магистров по направлению «Агрохимия и агропочвоведение».

В настоящее время развивается новое для школы комплексное научное направление -экологическая агрохимия. В сферу изучения этой науки входит исследование сопряженности целого комплекса процессов, определяющих поведение элементов в почве и взаимодействие их с растением. Приоритетное направление в настоящем и будущем - создание сбалансированного элементного состава сельскохозяйственной продукции - основа нормального развития любого животного и растительного организма. Эти новации широко используются в исследовании, ибо проблема замыкается на точных разработках нормирования содержания ксенобиотиков в природных объектах, а в итоге на проблеме сбалансированного элементного состава растений. Нельзя осмыслить взаимодействие растений с окружающей средой, не определив конкретно роль химических и физиологических реакций и причинно-следственных связей между ними в процессах жизнедеятельности.

Исследования научной школы профессора Ю.И. Ермохина направлены на разработку теории и методов биологического нормирования состояния плодородия почв, изучение динамики и закономерности трансформации, прогноза поведения радионуклидов, тяжелых ме-

таллов и других токсикантов в системе «почва - удобрение - растение - животное», при этом многие химические элементы применяются в определенных дозах как микроудобрения и являются необходимыми для развития организмов [30-44]. Решение поставленных задач в эксперименте осуществляется по общей схеме [25, 44].

Рисунок 5. Общая схема исследований в системе «почва - удобрение - растение - животное» [25, 44]

Результаты научных исследований сотрудников научной школы находят свое отражение, в том числе и при подготовке учебных пособий для осуществления образовательной деятельности по агрохимическим дисциплинам [45-51].

В настоящее время сохраняются положительные традиции научной школы, идет развитие концептуального и методологического содержания исследовательской программы, решаются практические задачи. Определяющим фактором позитивной направленности этих изменений являются усилия исследователей, их самоотверженность, как старшего, так нового поколений. Однако современная наука не может держаться только на энтузиазме ее представителей. Нужна современная материальная база, она должна обновляться в соответствии с последними достижениями. Необходимо, чтобы заложенные несколькими поколениями ученых исследовательские традиции, не только были приняты научной сменой, но и, опираясь на положительный опыт прошлого, подняты на новый уровень, позволяющий рационально, комплексно решать проблемы увеличения продуктивности культур.

На формирование научной школы влияет масса причин, но и сама школа оказывает влияние на развитие научной и общественной мысли. Кроме того, немыслимо рассматривать школу в отрыве от особенностей развития науки данного периода и от других научных школ. В настоящее время, когда прежние плановые механизмы работы институтов и их финансирование разрушены, меняются схемы управления научной деятельностью, одной из важных

форм существования науки может стать сохранение традиций творчества в неформальном научном коллективе - научной школе.

Ссылки на источники:

1. Ермохин Ю.И. Научное наследие академика Д.Н. Прянишникова и развитие агрохимической школы в Омском государственном аграрном университете (к 100-летию Омского ГАУ) / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №1 (8). - С. 4.

2. Ермохин Ю.И. Исторические аспекты развития метода комплексной диагностики минерального питания сельскохозяйственных культур / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №2 (9). - С. 6.

3. Болдырев Н.К. Комплексный метод листовой диагностики, условий питания, величины и качества урожая сельскохозяйственных культур: автореф. дис. ... д-ра с.-х. наук / Н.К. Болдырев. - М., 1972. - 48 с.

4. Ермохин Ю.И. Оптимизация минерального питания и качества урожая картофеля и овощных культур: дис. ... д-ра с.-х. наук. - Омск, 1983. - 437 с.

5. Ермохин Ю.И. Почвенно-растительная оперативная диагностика «ПРОД-ОмСХИ» минерального питания, эффективности удобрений, величины и качества урожая сельскохозяйственных культур: монография / Ю.И. Ермохин. - Омск: ОмГАУ - 1995. - 208 с.

6. Ермохин Ю.И. Система почвенно-растительной оперативной диагностики минерального питания сельскохозяйственных культур / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №4 (7). - С. 4.

7. Бобренко Е.Г. Диагностика минерального питания, величины и качества урожая различных сортов и гибридов редиса в условиях Западной Сибири: дис.....канд. с.-х. наук: / Е.Г.

Бобренко. - Омск, 2001. - 229 с.

8. Бобренко И.А. Диагностика минерального питания, величины и качества урожая сорговых культур на чернозёмах Западной Сибири: автореф. дис. ... канд. с.-х. наук / И.А. Бобренко. - Омск, 1997. - 17 с.

9. Бобренко И.А. Оптимизация минерального питания кормовых, овощных культур и картофеля на черноземах Западной Сибири: дис. ... доктора с.-х. наук / И.А. Бобренко. -Омск, 2004. - 446 с.

10. Ермохин Ю.И. Влияние расчетных доз удобрений на продуктивность кормовых культур в условиях Западной Сибири / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко, В.М. Красницкий // Плодородие. - 2004. - №3. - С. 7-11.

11. Ермохин Ю.И. Диагностика минерального питания различных сортов и гибридов редиса / Ю.И. Ермохин, Е.Г. Бобренко, И.А. Бобренко // Агрохимия. - 2004. - №5. - С.14-20.

12. Ермохин Ю.И. Диагностика минерального питания сахарного сорго и его гибридов / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Вестник РАСХН. - 2001. - №6. - 37-40.

13. Ермохин Ю.И. Диагностика минерального питания, величины и качества урожая суданской травы в условиях Западной Сибири / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Агрохимия. - 1999. - № 7. - С. 45-50.

14. Ермохин Ю.И. Комплексная диагностика минерального питания растений сорго-вых культур / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №3 (10). - С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ермохин Ю.И. Оптимизация питания и эффективность применения цинковых удобрений под кукурузу на зерно в условиях лесостепи Омской области / Ю.И. Ермохин, М.А. Склярова // Вестник Бурятской ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ, 2007. - Вып. ГУ(9). - С. 39-45.

16. Ермохин Ю.И. Почвенная диагностика потребности сельскохозяйственных культур в удобрениях / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко, В.М. Красницкий // Плодородие. - 2004. - №1. - С.4-7.

17. Ермохин Ю.И. Сортовые особенности продуктивности и качества редиса при использовании удобрений / Ю.И. Ермохин, Е.Г. Бобренко, И.А. Бобренко // Доклады РАСХН. -2004. - № 5. - С. 12-14.

18. Лихоманова Л.М. Диагностика минерального питания, эффективности применения удобрений и качества корнеплодов столовой свеклы: дис. ... канд. с.-х. наук / Л. М. Лихоманова. - Омск, 1986. - 214 с.

19. Михальская Н.В. Диагностика минерального питания, величины и качества урожая

сена костреца безостого на лугово-черноземной почве Западной Сибири: дис.....канд. с.-х.

наук. - Омск, 2003. - 156 с.

20. Почвенная диагностика минерального питания растений овощных культур и картофеля / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.К. Трубина, Е.Г. Бобренко // Состояние и перспективы развития садоводства в Сибири: материалы II Национальной науч.-практич. конф. посвящ. 85-летию плодового сада Омского ГАУ имени профессора А.Д. Кизюрина (7-9 декабря 2016 года), 2016. - С. 39-47.

21. Склярова М.А. Диагностика и оптимизация цинкового питания кукурузы на зерно на лугово-черноземной почве Западной Сибири: дис. ... канд. с.-х. наук / М.А. Склярова. -Омск, 2008. - 175 с.

22. Трубина Н.К. Диагностика условий минерального питания лука репчатого: авто-реф. дис. ... канд. с. -х. наук / Н.К. Трубина. - Омск: ОмСХИ. - 1993. - 16 с.

23. Ермохин Ю.И. Управление почвенным плодородием и питанием культурных растений: монография / Ю.И. Ермохин. - Омск: Литера, 2014. - Т. 1: Плодородие почв и эффективность удобрений. - 304 с.

24. Ермохин Ю.И. Управление почвенным плодородием и питанием культурных растений: монография / Ю.И. Ермохин. - Омск: Литера, 2014. - Т. 2: Моделирование и оптимизация режима минерального питания и качества зерновых и овощных культур в условиях Западной Сибири и Северного Казахстана. - 340 с.

25. Ермохин Ю.И. Управление почвенным плодородием и питанием культурных растений: монография / Ю.И. Ермохин. - Омск: Литера, 2014. - Т. 3: Диагностика микроэлементного состояния почв и обеспеченности культурных растений в агроценозе. - 336 с.

26. Ермохин Ю.И. Управление почвенным плодородием и питанием культурных растений: монография / Ю.И. Ермохин. - Омск: Литера, 2014. - Т. 4: Моделирование и оптимизация режима минерального питания кормовых и лекарственных культур в условиях Западной Сибири и Северного Казахстана: в 2 ч. - 210 с.

27. Ермохин Ю.И. Оптимизация минерального питания сельскохозяйственных культур (на основе системы «ПРОД»): монография / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО «ОмГАУ», 2005. - 284 с.

28. Ермохин Ю.И. Оптимизация минерального питания сорговых культур: монография / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2000. - 118 с.

29. Ермохин Ю.И. Сортовая диагностика минерального питания редиса: монография / Ю.И. Ермохин, Е.Г. Бобренко, И.А. Бобренко. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. - 108 с.

30. Азаренко Ю.А. Закономерности содержания, распределения, взаимосвязей микроэлементов в системе почва-растение в условиях юга Западной Сибири: монография / Ю. А. Азаренко. - Омск: Вариант-Омск, 2013. - 232 с.

31. Бобренко И.А. Эффективность обработки семян микроэлементами (Си, Мп, Zn) при возделывании озимой пшеницы в условиях лесостепи Западной Сибири / И.А. Бобренко, Н.В. Гоман, В.И. Попова // Омский научный вестник. - 2014. - №1(128). - С. 107-111.

32. Бобренко И.А. Эффективность опудривания семян микроэлементами ^п, Си, Мп) при возделывании яровой пшеницы в условиях лесостепи Западной Сибири / И.А. Бобренко, Е.А. Вакалова, Н.В. Гоман // Омский научный вестник. - 2013. - №1 (118). - С. 170-173.

33. Болдышева Е.П. Эффективность обработки семян медью, цинком и марганцем при возделывании озимой ржи на лугово-чернозёмной почве в условиях Западной Сибири / Е.П. Болдышева, И.А. Бобренко, Н.В. Гоман // Омский научный вестник. - 2015. - №1(138) - С. 142-144.

34. Влияние разных способов внесения цинка под озимую тритикале на урожайность зерна в условиях южной лесостепи Западной Сибири / И.А. Бобренко, Н.В. Гоман, Е.Ю. Павлова, В.М. Красницкий // Плодородие. - 2012. - №3. - С. 7-9.

35. Гоман Н.В. Влияние микроудобрений на структуру урожая озимой пшеницы / Н.В. Гоман, В.И. Попова, И.А. Бобренко // Вестник Красноярского ГАУ. - 2016. - №1. - С. 114117.

36. Ермохин Ю.И. Агроэкологическая оценка действия кадмия, никеля, цинка в системе почва-растение-животное: Монография / Ю.И. Ермохин, Н.К. Трубина, А.В. Синдирёва. -Омск: ОмГАУ, 2002. - 117 с.

37. Ермохин Ю.И. Баланс стронция и кальция в почве и растениях: монография / Ю. И. Ермохин, А. Ф. Иванов. - Омск: ОмГАУ, 2003. - 106 с.

38. Ермохин Ю.И. Взаимосвязи в питании растений: монография / Ю.И. Ермохин, А.В. Синдирева. - Омск: Вариант-Омск, 2011. - 208 с.

39. Ермохин Ю.И. Микроэлементный состав овощных культур и картофеля в условиях Омского Прииртышья / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова // Вестник ОмГАУ.

- 2003. - №3. - С.33-35.

40. Ермохин Ю.И. Особенности накопления тяжелых металлов растениями сорго-суданкового гибрида при внесении минеральных удобрений / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Доклады РАСХН. - 2000. - № 6. - С. 33-34.

41. Красницкий В.М. Эколого-агрохимическая оценка плодородия почв и эффективности применения удобрений в Западной Сибири: дис. ... доктора с.-х. наук / В.М. Красницкий.

- Омск, 2002. - 52 с.

42. Параметры плодородия пахотных почв земель сельскохозяйственного назначения Омской области: монография / И.А. Бобренко, ЯР. Рейнгард, Ю.В. Аксенова, О.В. Нежевляк.

- Омск: ЛИТЕРА, 2016. - 108 с.

43. Попова В.И. Применение цинковых удобрений при возделывании озимой пшеницы на лугово-черноземной почве Западной Сибири / В.И. Попова // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - №1 (21). - С. 57-64.

44. Синдирева А.В. Критерии и параметры действия микроэлементов в системе почва-растение-животное: автореф. дис.докт. биол. наук / А.В. Синдирева. - Тюмень, 2012. - 32 с.

45. Агроэкологический мониторинг в Омской области: учеб. пособие / В.М. Красницкий, И.А. Бобренко, В.И. Попова, ИВ. Цыплёнкова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - 52 с.

46. Бобренко И.А. Биоиндикация и биотестирование в исследованиях экосистем: учеб. пособие / И.А. Бобренко, О.П. Баженова, Е.Г. Бобренко. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. - 116 с.

47. Ермохин Ю. И. Диагностика питания растений: учеб. пособие / Ю. И. Ермохин, М.

A. Склярова. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2016. - 116 с.

48. Ермохин Ю. И. Программирование урожая в Западной Сибири : учеб. пособие / Ю. И. Ермохин, А. Ф. Неклюдов. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2002. - 88 с.

49. Ермохин Ю.И. Плодородие почвы и факторы внешней среды - основа программирования урожаев: учеб. пособие / Ю.И. Ермохин, Н. К. Трубина. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2012. - 136 с.

50. Ермохин Ю.И. Применение органических удобрений в Западной Сибири : учеб. пособие / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 124 с.

51. Использование птичьего помета в земледелии Западной Сибири: учеб. пособие /

B.М. Красницкий, И.А. Бобренко, А.Г. Шмидт, Н.В. Гоман, В.И. Попова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - 60 с.

Igor Bobrenko

Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Agrochemical Scientific and Pedagogical School «Integrative System of Soil-Plant Operational Diagnostics of Plants Nutrition» of Professor Y. I. Ermokhin (The 100th Anniversary

of Omsk State Agrarian University)

Abstract: The article describes the main scientific achievements of the Omsk agrochemical scientific school under the guidance of Professor Y. I. Ermokhin. The main stages of development of the scientific school, noted the scientists who contributed to its development.

Keywords: chemistry, scientific school, plant, research, diagnostics of power plants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.