Научная статья на тему '«Агроэксперт6. 0» как инструмент оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций Российской Федерации'

«Агроэксперт6. 0» как инструмент оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Агроэксперт6. 0» как инструмент оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций Российской Федерации»

Основным обобщающим показателем является показатель экономического эффекта, который определяется как разница между стоимостной оценкой результатов и совокупных затрат на весь срок осуществления инновационного мероприятия. Расчет экономического эффекта проводится с учетом приведения разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов мероприятия научно-технического прогресса моменту времени - расчетному периоду.

«АГРОЭКСПЕРТ-6.0» КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. Гатаулина, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А. Никонова

Социальные и экологические результаты осуществления мероприятия научно-технического прогресса определяются при его оценке по степени отклонения социальных и экологических показателей от целевых нормативов, установленных в централизованном порядке, и масштабов воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

В последнее время отмечается возросшее внимание к АПК со стороны органов власти, осознание ключевой роли сектора. Это отразилось, прежде всего, в объявлении отрасли приоритетной - в 2006-2007 гг. реализовывался приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Это сопровождается и увеличением финансирования сектора. В связи с этим растет необходимость оценки эффективности использования бюджетных средств, эффективности работы федеральных и региональных органов управления АПК для своевременной корректировки аграрной политики. Для этого необходим, в частности, инструмент, позволяющий быстро получать информацию о состоянии как курируемой сферы в целом, так и отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Средство программной поддержки «Агроэксперт», разработанное в ВИАПИ более восьми лет назад, успешно применяется для быстрой оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций на основе минимального набора данных. Оно позволяет анализировать данные как на уровне отдельного предприятия, так и агрегированные - на уровне районов, областей, округов, РФ в целом в динамике. При сопоставлении этих данных с применяемыми мерами поддержки можно судить об эффективности проводимой политики и об эффективности действий органов власти в отношении важнейшей категории сельскохозяйственных производителей - сельскохозяйственных организаций. Кроме того, можно выбрать направления работы по финансовому оздоровлению хозяйств.

В разработке использована апробированная методика, основывающаяся на сложивших-

ся в отечественной экономической науке подходах. Исходной позицией в проведении финансового анализа является группировка активов по степени ликвидности, а пассивов - по срочности выполнения обязательств и их сопоставление таким образом оценивается состояние предприятия как бы с позиции потенциального инвестора или кредитора, принимающего решение о вложении средств и о возможностях их возврата.

Источником входной информации являются всего три документа: бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 3 по ОКУД), из которого берутся данные о чистых активах.

Финансовое состояние СХО оценивается с помощью следующих групп показателей: агрегированной структуры баланса; балансовых пропорций, балансовых коэффициентов, отчета о движении денежных средств, финансово-экономических показателей, производственно-коммерческого цикла, инвестиционной привлекательности и агрегированного индекса финансового благополучия.

Основным оценочным показателем является индекс финансового благополучия (ИФБ). ИФБ - это интегрированный показатель, в котором объединены 11 факторов, отражающих не только состояние баланса сельскохозяйственного предприятия, но и результаты его коммерческой деятельности. Величина ИФБ определяется как сумма оценок в баллах.

По значению ИФБ СХО относятся к одной из пяти основных групп:

I. Финансово благополучные Условие: ИФБ > + 2000 баллов. Предприятия платежеспособны, кредитоспособны, высокорентабельны, своевременно обеспечивают текущие платежи, имеют суще-

ственный запас финансовой прочности. Не требуется какого-либо вмешательства в их деятельность со стороны.

II. Финансово нестабильные (временно неплатежеспособные)

Условие: 0 < ИФБ < +2000 баллов.

В сельскохозяйственных организациях, относящихся к этой группе, в отдельные периоды производственного цикла может образовываться просроченная кредиторская задолженность из-за недостатка финансовых средств. Уровень рентабельности хозяйственной деятельности и размер получаемой прибыли не всегда покрывают суммы просроченной кредиторской задолженности. В целом предприятия данной группы располагают значительным потенциалом. Наряду с более полным использованием внутренних резервов реструктуризация задолженности этих организаций может оказать существенное влияние на улучшение их финансового состояния. В качестве помощи необходимо оказать консультации по экономическим, финансовым, юридическим и производственным вопросам.

III. Начало финансового кризиса (неплатежеспособные)

Условие: -2000 < ИФБ < 0 баллов.

Наблюдается четко выраженная неплатежеспособность. Структура баланса неудовлетворительная, запас финансовой прочности незначительный.

Направления работы:

- оказание помощи в разработке и реализации антикризисной программы восстановления платежеспособности

- реструктуризация сложившейся задолженности;

- введение мер антикризисного управления (решение вопроса о руководителе предприятия).

Подгруппа СХО (-1000 < ИФБ < 0) (1-я подгруппа) еще сохраняет реальные шансы восстановить платежеспособность экономическими методами.

Другой же части предприятий III группы (-2000 < ИФБ < -1000) собственного потенциала для восстановления платежеспособности недостаточно. Требуется привлечение внешних источников финансирования на условиях кредитора или инвестора.

IV. Глубокий финансовый кризис (несостоятельные)

Условие: -4000 < ИФБ < -2000 баллов.

В результате углубления финансового кризиса большинство предприятий этой группы становятся не только полностью неплатежеспособными, но и несостоятельными, поскольку

все оборотные активы и значительная часть внеоборотных активов финансируются за счет заемных средств (в основном это накопление задолженности). Как правило, они являются убыточными и поэтому не в состоянии в полном объеме выполнять обязательства по текущим платежам. Для выхода из кризиса в большинстве случаев решается вопрос о замене руководителя, изучается возможность введения внешнего управления. Не исключается вариант продажи бизнеса с последующей сменой собственника предприятия. В ряде хозяйств не исключено введение процедур в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве).

V. Развал финансовой системы

Условие: ИФБ < -4000 баллов.

Во многих предприятиях данной группы не обеспечивается процесс простого воспроизводства. Накопленная за длительный период кредиторская задолженность несопоставима с реальными источниками ее погашения, что требует применения к ним жестких процедур, включая присоединение слабого предприятия к сильному. В целом ряде хозяйств этой группы требуется безусловное применение процедур, предусмотренных действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) с последующей ликвидацией юридического лица.

Средство программной поддержки ежегодно обновляется силами сотрудников ВИАПИ, так как необходимые для работы программы формы бухгалтерской отчетности, ежегодно корректируются Минсельхозом РФ. В настоящее время используется версия «Агроэксперт 6.0», в которой кроме приведения входных форм в соответствие с действующими формами бухгалтерской отчетности сделан более удобный пользовательский интерфейс.

На примере анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций РФ за 2006 г. на основе данных сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Мин-сельхоза продемонстрируем некоторые возможности анализа, предоставляемые «Агроэкспертом-6.0». Необходимо отметить, что более полную картину можно получить при обработке информации по областям. Приведенный здесь анализ показывает усредненный уровень финансового состояния агрегированных СХО РФ как функционирующего единого субъекта -на основе сводного бухгалтерского баланса СХО РФ и других форм годовой отчетности, необходимой для анализа. Отметим также, что в 2006 г. уже завершился первый год реализации национального проекта.

Оценка финансового состояния по индексу финансового благополучия

На рис. 1 представлены результаты изменения ИФБ по СХО РФ за 2003-2006 гг.

о

-200

ш -400 Є

з -600 £

* -800 -1000 -1200

: !003 г

2004 г !005 г

:006 г

Рис. 1. Изменение ИБФ в СХО РФ за 2003-2006 гг.

Таким образом, за все эти годы сектор СХО РФ находился в одной и той же группе -«Начало финансового кризиса, сопровождающегося неплатежеспособностью», но в 1-й подгруппе сохранялись шансы восстановить платежеспособность нормальными экономическими

методами, без глобального реформирования. В 2004-2005 г., т.е. к началу реализации национального проекта, финансовое состояния СХО РФ несколько улучшилось, приближаясь к границе II группы, где неплатежеспособность из хронической приобретает временный, периодический характер. Однако за 2006 г. наблюдалось резкое падение значение ИФБ - до -998 баллов, т.е. ниже уровня 2003 г. С чем же связана такая ситуация?

Анализ позволяет сделать вывод, что в первую очередь снизилась способность СХО отдавать долги (достаточность средств по обязательствам, достаточность собственных оборотных средств, оценка соблюдения 4-й балансовой пропорции и т.д.), т.е. платежеспособность, в то время как результаты деятельности (доля прибыли в структуре баланса, экономическая рентабельность активов) несколько выросли.

Итак, анализ выполнения балансовых пропорций, характеризующих выполнение правил формирования активов за счет соответствующих пассивов, указывает на серьезное ухудшение ситуации за 2006 г., приведшее к грубым нарушениям финансовой политики (табл. 1).

1. Выполнение балансовых пропорций в СХО РФ, тыс. р.

Наименование статьи 2005 г. 2006 г.

1-я балансовая пропорция -119 557 835 -144 408 924

2-я балансовая пропорция 9 903 482 33 869 816

3-я балансовая пропорция 132 711 745 59 589 674

4-я балансовая пропорция 6 167 490 -72 953 218

Общий запас финансовой прочности 29 224 882 -123 902 652

Первая пропорция характеризует текущую платежеспособность. Она требует, чтобы быстрореализуемые активы СХО превышали его кредиторскую задолженность. Быстрореализуемыми считаются активы, которые предприятие способно мобилизовать в виде денежных средств в течение 1-3 календарных месяцев (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения). При выполнении этой пропорции нет риска исполнительных производств и описи имущества. Дефицит по этой пропорции в СХО РФ составил на конец 2006 г. 144,4 млрд р., т.е. это постоянная угроза возможности предъявления исков и изъятия значительных средств.

Вторая пропорция характеризует обеспечение краткосрочных займов среднереализуемыми активами (дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев, товары отгруженные, готовая продукция и товары для перепродажи). Считается, что предприятие способно превратить эти активы в денежные средства в тече-

ние ближайших 6 месяцев. Эта пропорция выполняется с профицитом в 33,9 млрд р.

Третья балансовая пропорция характеризует обеспечение долгосрочных кредитов и займов медленнореализуемыми активами, в которые включают сырье, материалы, животных на выращивании и откорме, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, дебиторскую задолженность со сроком погашения более 12 месяцев, НДС по приобретенным ценностям, прочие оборотные активы. Эта пропорция также выполняется; хотя величина ее за 2006 г. снизилась в 2,2 раза по сравнению с 2005 г.

В 2006 г. перестала выполняться четвертая основополагающая пропорция, которая требует, чтобы собственный капитал превышал труднореализуемые активы (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы, незавершенное строительство). Эта пропорция явля-

ется основополагающей, ее нарушение свидетельствует о наличии финансового кризиса, грубых нарушениях финансовой политики, неплатежеспособности и несостоятельности СХО.

Общий запас финансовой прочности предприятия - это сумма средств, остающаяся у предприятия после оплаты всех долговых обязательств и обеспечения труднореализуемых активов собственными средствами. Рассчитывается он как итоговая сумма всех балансовых пропорций. В 2006 г. он стал отрицательным (-123,9) млрд р., что еще раз под-

тверждает начало кризиса. Профицит по третьей и второй пропорциям недостаточен для покрытия дефицита по первой и четвертой пропорциям. Так как общий смысл пропорций - это оценка активов предприятия с точки зрения кредиторов по возможности возврата денег, то в целом СХО с отрицательным запасом финансовой прочности крайне рискованно предоставлять новые займы, так как велик риск их невозврата.

Агрегированная структура баланса позволяет проанализировать изменения, произошедшие за год в статьях актива и пассива (табл. 2).

2. Агрегированная структура баланса СХО РФ

Наименование статьи 2005 г. 2006 г.

Тыс. р. % к итогу Тыс. р. % к итогу

Актив

Быстрореализуемые активы (БА) 31 464 268 3,4 48 474 130 4,1

Среднереализуемые активы (СА) 117 496 215 12,7 177 732 355 15,1

В том числе дебиторская задолженность (ДЗ) 86 502 820 9,3 138 083 298 11,8

Медленнореализуемые активы (МА) 276 962 123 29,9 322 133 948 27,5

Текущие активы (ТА) 425 922 606 46,0 548 340 433 46,7

Труднореализуемые активы (ТРА) 499 881 216 54,0 625 073 713 53,3

Итого актив баланса 925 803 822 100,0 1 173 414 146 100,0

Пассив

Краткосрочные обязательства (КО) 258 614 836 27,9 336 745 593 28,7

В том числе кредиторская задолженность (КрЗ) 151 022 103 16,3 192 883 054 16,4

Прочие краткосрочные обязательства (ПКО) 16 889 902 1,8 22 003 784 1,9

Долгосрочные обязательства (ДО) 144250378 15,6 262544274 22,4

Собственный капитал (СК) 506 048 706 54,7 552 120 495 47,1

Итого пассив баланса 925 803 822 100,0 1 173 414 146 100,0

Данные табл. 3 подтверждают финансовые трудности СХО РФ - быстрореализуемые и среднереализуемые активы составляют всего 67% краткосрочных обязательств, т.е. при предъявлении к оплате краткосрочных займов, кредитов, кредиторской задолженности СХО РФ придется мобилизовать медленнореализуемые активы, прежде всего, распродавать животных на откорме, сырье, материалы как наиболее ликвидные статьи. Наибольшую угрозу представляют просроченные долги, так как иски по ним могут быть предъявлены в любой момент, однако показатель просроченной кредиторской задолженности был, на наш взгляд, совершенно необоснованно исключен специалистами Минсельхоза из показателей годового отчета, что снизило возможность оценки финансового состояния СХО. В то же время текущие активы превышают краткосрочные обязательства, что говорит о возможности восстановления платежеспособности сектора. Достаточно существенная доля теку-

щих активов свидетельствует о том, что мобильность активов СХО высокая, принимая во внимание, что туда входят и животноводческие предприятия с традиционно низкой долей текущих активов.

В то же время труднореализуемые активы не обеспечены собственным капиталом (четвертая пропорция не выполняется), что ставит под угрозу независимость СХО от кредиторов в перспективе. При такой структуре возможна смена собственников, или СХО становится арендатором, а не собственником основных средств, не может принимать независимые решения. Рассмотрение структуры пассивов иллюстрирует сказанное, доля собственного капитала снизилась на 7,6%, в то время как доля долгосрочных обязательств выросла на 6,8%. Это одно из следствий национального проекта, с одной стороны, увеличившего доступность долгосрочных кредитных ресурсов для СХО, но, с другой, снизивших их платеже-

способность и независимость ниже допустимой планки.

Картину подтверждают и балансовые коэффициенты (табл. 3).

Все коэффициенты 2006 г. ниже нормативных значений. Одним из основных балансовых коэффициентов является коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть текущих активов остается в обороте предприятия в случае одновременного погашения всей краткосрочной задолженности. При его значении ниже нормативного структура баланса может быть признана неудовлетворительной. В 2006 г. его значение отрицательно, т.е. нет оборотных средств, формируемых за счет собственных источников, поэтому нет и

Коэффициент долга, характеризующий соотношение между заемными и собственными средствами предприятия, в 2006 г. составил 1,1. т.е. на 1 р. собственных средств предприятие привлекает 1,1 к. заемных, что достаточно рискованно.

Соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями указывает на то,

Прибыль выросла, как и экономическая рентабельность активов. Последняя осталась выше необходимого минимума, не менее 1-3%, но ниже желательного уровня, обоснованного для СХО, - 5-10%. Рентабельность продаж указывает, что на каждые 100 р. выручки от реализации СХО РФ получали 8,9 р. прибыли на конец 2006 г., т.е. основная деятельность приноси-

возможности маневра (коэффициент маневренности собственных оборотных средств также отрицателен). Такое положение свидетельствует о том, что основные средства СХО РФ частично уже не принадлежат им.

Коэффициент работающего капитала характеризует наличие у предприятия оборотных активов, сформированных за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. На период производственного цикла задействованный в нем работающий капитал считается свободным от обязательств. При норме 0,60,8 в СХО РФ он составляет 0,346 , т.е. работающего капитала недостаточно, есть угроза нарушения нормальной работы предприятия при появлении исков кредиторов.

что предприятие ведет политику нетто-кредитора, т.е. больше берет в долг, чем дает.

В то же время коэффициент текущей ликвидности достаточно высок для СХО, хотя и несколько ниже норматива. Несмотря на ухудшение платежеспособности в 2006 г. финансово-экономическая деятельность СХО РФ в целом была удовлетворительной (табл. 4).

ла прибыль. Коэффициент трансформации в 2006 г. составил 0,54, из чего следует, что каждый рубль актива предприятия сможет обеспечить 1 р. оборота практически за 1,85 года (в 2005 г. было за 2,2 года).

Таким образом, блиц-анализ финансового состояния СХО РФ как единой функционирующей единицы указывает на то, что их фи-

3. Балансовые коэффициенты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование показателя 2005 г. 2006 г. Норматив

Коэффициент работающего капитала (Крк) 0,353 0,346 ,8 .0, ,6. 0,

Коэффициент обеспеченности СОС (Косос) 0,014 -0,133 > 0,1

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,122 0,144 >0,2

Коэффициент промежуточного покрытия 0,576 0,672 ,0 ,8. 0,

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) 1,647 1,628 > 2,0

Коэффициент долга 0,796 1,085 < 1,0

Соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями 0,573 0,716 =1,0

Коэффициент маневренности СОС 0,012 -0,132 Нет

Коэффициент собственного капитала 0,547 0,471 Нет

4. Финансово-экономические показатели

Наименование показателей 2005 г. 2006 г.

Прибыль до налогообложения, тыс. р. 44 834 743 50 146 436

Экономическая рентабельность активов, % 4,27 4,78

Рентабельность продаж, % 9,45 8,86

Коэффициент трансформации 0,45 0,54

нансовое положение характеризуется как начало финансового кризиса. При этом за 2006 г. наблюдалось значительное ухудшение состояния, сопровождающееся серьезным дефицитом собственных средств, ростом закредитованно-сти, хотя при этом и были достигнуты неплохие результаты производственной деятельности. В будущем такое состояние грозит СХО утратой независимости, сменой собственника. Кроме того, дальнейшее получение кредитов и займов резко осложнится. Уже сейчас финансовое состояние сектора СХО РФ в целом не позволяет им претендовать на новые кредиты. Возможно, следует еще раз проанализировать аграрную политику, при которой значительные бюджетные средства планируется потратить на субсидирование процентных ставок на будущие кре-

диты. В то же время более правильные выводы можно сделать только при анализе базы данных по всем СХО РФ, а не их свода. В системе Минсельхоза и Росстата собираются все необходимые формы по предприятиям, дающие возможность использовать программу «Агроэксперт-6.0», которая позволяет быстро анализировать и группировать большие массивы информации и давать рекомендации для корректировки аграрной политики. В данной статье мы рассмотрели только часть возможностей, предоставляемых этой программой. «Агроэксперт-6.0» обязательно должна быть включена в формирующуюся систему информационного обеспечения Минсельхоза АПК, а ее совершенствование и информационное наполнение должны финансироваться из бюджетных средств.

ПРОБЛЕМАТИКА РАСЧЕТА НОРМЫ ДИСКОНТА В БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИИИ Т.Н. Чуворкина, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Обоснование ставки дисконтирования является важной составляющей определения экономической эффективности бизнес-проектов. Большинство проектов, разрабатываемых в российских условиях, характеризуются недостаточной проработкой оценки ставки дисконтирования. В результате показатели эффективности проекта оказываются завышенными или заниженными, что связано с высокой чувствительностью итоговых расчетов к величине ставки дисконта.

С экономической точки зрения, ставка дисконтирования отражает минимально приемлемую доходность проекта при альтернативных вложениях капитала. В практической деятельности для оценки бизнес-проектов используются следующие методы расчета ставки дисконтирования:

— метод оценки капитальных активов;

— метод средневзвешенной стоимости капитала;

— метод кумулятивного построения.

Метод оценки капитальных активов и метод средневзвешенной стоимости капитала используются в том случае, когда акции проектируемой организации котируются на фондовом рынке. Кроме того, для расчета ставки дисконтирования методом средневзвешенной стоимости капитала необходимо достаточно информации для расчета своего Р-коэффициента или предприятие-аналог, чей Р-коэффициент можно использовать в собственных расчетах.

Метод кумулятивного построения ставки дисконтирования является наиболее популяр-

ным методом расчета на текущем этапе развития бизнес-проектирования в России. Суть этого метода состоит в последовательном учете большого числа составляющих, отражающих в той или иной мере риски, присущие оцениваемому проекту.

В соответствии с данным методом итоговая ставка дисконтирования рассчитывается по формуле:

R = Rf+ R1 + ... + Rn,

где R - ставка дисконтирования, Rf - безрисковая ставка дохода, R1 + ... + Rn - рисковые премии по различным факторам риска.

Норма дисконта, не включающая премии за риск (безрисковая норма дисконта), отражает доходность альтернативных безрисковых направлений инвестирования. В качестве данной нормы может быть принята реальная величина следующих ставок: ставка Центрального банка РФ; средняя депозитная или кредитная ставка; индивидуальная норма доходности инвестиций; альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций.

Ставка доходности, не учитывающая риск проекта, может быть определена с учетом ставки рефинансирования (г), установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции (i):

Rf = r - i /100 + i,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.