Научная статья на тему 'Агроэкологические исследования и учебные программы кафедры экологии'

Агроэкологические исследования и учебные программы кафедры экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агрохимический вестник
WOS
ВАК
AGRIS
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агроэкологические исследования и учебные программы кафедры экологии»

АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ ЭКОЛОГИИ

И.И. Васенев, В.А. Раскатов, И.М. Яшин

На основании решения Ученого совета Тимирязевской академии «О подготовке в академии молодых специалистов в области сельскохозяйственной экологии и контроля за качеством окружающей среды», принятому во исполнение Постановления Правительства «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» в 1990 г. была создана кафедра экологии МСХА - одной из первых в России и на территории бывшего Советского Союза на базе кафедры экологии и лесоводства (до 1989 г. - лесоводства, геологии и охраны природы). Организатором и первым заведующим кафедрой стал профессор В.А. Черников - видный ученый в области экологии, охраны природной среды, производства экологически безопасной продукции, органического вещества почв, эксперт целого ряда российских и зарубежных научных советов и фондов. Исполнение обязанностей заместителя заведующего было возложено на доцента кафедры А.И. Чекереса, обладающего очень широкой эрудицией в области геоэкологии и системным подходом к решению учебно-методических, научных и организационных проблем.

Деятельность вновь организованной кафедры была ориентирована на решение трех ключевых задач: преподавание курса «Экология и охрана природы» на всех факультетах академии; учебно-методическое обеспечение, подготовка специалистов по сельскохозяйственной экологии, контроль за качеством окружающей среды на базе пятилетнего обучения; и подготовка специалистов по сельскохозяйственной экологии и контролю за качеством окружающей среды по системе второго высшего образования (обучение в течение 10 месяцев по тысячечасовой программе). Значимым результатом реализации на кафедре выработанной в академии концепции экологического сельскохозяйственного образования стало введение в 1992 г. Комитетом по Высшей школе Российской Федерации специальности «Агроэкология» в перечень специальностей высших учебных заведений страны.

В 1993 г. в связи с введением в вузах самостоятельной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» кафедры экологии и гражданской обороны были объединены в кафедру экологии и безопасности жизнедеятельности. В 2004 г. кафедра безопасности жизнедеятельности выделилась в отдельную единицу во главе с заведующими профессором В.Г. Плющиковым (в настоящее время - декан аграрного факультета РУДН), доцентом В.В. Рожновым и профессором И.Е. Автухо-вич.

Вопросам учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин на кафедре традиционно уделялось самое серьезное внимание. Прежде всего, были составлены учебные планы подготовки экологов по тысячечасовой программе и с пятилетним сроком обучения. Адекватно этим планам разработаны рабочие программы подготовки по всем дисциплинам экологического блока. Уже к началу 2002 г. сводный пакет подготовленных программных документов по специальности «Агроэко-

логия» для разных специальностей сельскохозяйственных вузов, факультетов академии и техникумов включал программы 25 наименований.

Первая подготовка экологов в академии началась в 1991-1992 учебном году по системе второго высшего образования (VI курс), которая активно функционировала в течение 15 лет до 2005 г. За это время дипломы о втором высшем образовании с присуждением квалификации ученый агроном-эколог получили более 80 человек, включая иностранных граждан (Боливия, Марокко, Эритрея и др.). Двенадцать выпускников VI курса впоследствии защитили кандидатские диссертации и сейчас успешно работают преподавателями и научными сотрудниками.

Подготовка агроэкологов по программе пятилетнего обучения начата в 1992-1993 учебном году после получения академией соответствующей лицензии на право образовательной деятельности по специальности «Агроэкология». Первый набор составил 25 человек. Затем, учитывая большой интерес абитуриентов к этой специальности и благодаря серьезной организаторской работе коллектива кафедры и деканата факультета почвоведения, агрохимии и экологии, план приема был увеличен до 50 человек. Сложился устойчивый конкурс - 3-4 человека на место. В последние годы, как правило, формируются 3 учебные группы с участием студентов, набираемых на контрактной основе. Уже состоялось 12 выпусков агроэкологов. В 2005-2008 гг. по трем формам обучения (дневная, вечерняя, заочная) ежегодно выпускали 120-140 специалистов-агроэкологов. Не менее 15-20 из них затем продолжали обучение в аспирантуре.

Кафедра совместно с другими заинтересованными кафедрами академии подготовила «банк» дипломных работ, включающий более 200 тем. При этом студент вправе самостоятельно предложить тему дипломной с учетом своих научных интересов или особенностей будущей работы. Дипломная работа может выполняться с участием любой из кафедр, выбранных студентом. Тем самым существенно обогащаются тематика дипломных работ, их качество и содержание.

Учебную практику проводят на базе учебных хозяйств, на предприятиях разных форм собственности, в ведущих НИИ РАН, РАСХН и РАМН, в природоохранных службах и подразделениях федерального, регионального и местного уровня, природных заповедниках и заказниках, национальных парках и за рубежом. Многие выпускники, по результатам прохождения практики, получают приглашение на работу или в аспирантуру.

В целях усиления подготовки выпускников академии в области экологии и охраны окружающей среды в 1994 г. приказом ректора в учебные планы всех факультетов академии была введена дисциплина «Экология» (в объеме 70 часов аудиторных занятий), разработаны рекомендации по введению раздела по охране окружающей среды в дипломные работы и введены вопросы по экологии в квалификационный экзамен по специальности.

На кафедре традиционно активно развивается международное научное и учебно-методическое сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, прежде всего с Варшавским государственным университетом наук о жизни и природных ресурсах (Польша), Университетским научно-образовательным центром Вагенингена (WUR, Голландия), Университетом наук о жизни и природных ресурсах в Вене (BOKU, Австрия) и Национальным центром инновационных технологий, ресурсов и исследований (CNERTA) Национальной школы высшего сельскохозяйственного образования в Дижоне (Франция).

В 1999-2001 гг. такое сотрудничество активно развивалось под руководством профессора В. А. Черникова в рамках международных проектов TEMPUS («Совершенствование агроэкологического образования») и TACIS («Укрепление сельскохозяйственных реформ посредством образования»). Их результатом стали не только новые учебно-методические модули и дисциплины, но и до сих пор активно работающий в университете Центр устойчивого развития, созданный в 1998 г. на базе кафедры экологии в рамках научно-технического сотрудничества с Германией (до 2004 г. его возглавляла интегрированный представитель немецкой стороны Анни Грет Вестфель).

Основная работа Центра проводилась в Переславль-ском районе Ярославской области (в непосредственной близости от основной базы учебных практик факультета в учхозе «Дружба») - по программе «Планирование со-цио-эколого-экономического устойчивого развития сельской местности, ориентированное на местное самоуправление». Совместно с Советом по изучению производительных сил Российской Академии наук и Министерства экономического развития и торговли РФ (СОПС) были разработаны «Рекомендации по планированию устойчивого развития сельской местности РФ». Научные итоги работы центра вошли в коллективную монографию «Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века» (2005), учебно-методические и практические рекомендации: «Планирование устойчивого развития сельской местности» и «Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации», в курс дистанционного обучения «Экология и устойчивое сельское хозяйство». По тематике проектов ЦУРСМ подготовлено и защищено двенадцать дипломных, две кандидатских и одна докторская работа.

С 2005 г. кафедра активно работает по новым проектам Tempus, нацеленным на повышение качества образования и развитие новой магистерской программы подготовки студентов в области агроэкологического менеджмента и инженерии, с активным использованием современных информационных технологий и богатого опыта европейских и российских университетов-партнеров. Содержание и инновационные элементы преподавания основных курсов новых образовательных программ были представлены весной и осенью 2008 г. на целой серии международных и всероссийских конференций и семинаров, в которых принимали участие представители всех аграрных вузов России и 7 зарубежных стран.

Важным направлением в деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Исследования

сосредоточены на проблеме «Информационно-методическое обеспечение агроэкологического мониторинга и экологические основы повышения устойчивости и продуктивности агроэкосистем в условиях техногене-за». В контексте этой проблемы с участием студентов и аспирантов успешно разрабатываются вопросы: «Оценка миграционных потоков загрязняющих веществ в ландшафтах» (профессор И.М. Яшин, доцент В. А. Раскатов); «Биоиндикации антропогенных изменений в агроланд-шафтах» (профессор Л.В. Мосина, доцент Д. А. Постников); «Экологически безопасные продукты питания» (профессора В. А. Черников и О.А. Соколов, доцент С.Л. Игнатьева); «Современная динамика и пространственное разнообразие природных и антропогенно измененных экосистем» (профессора И.И. Васенев и В.В. Петрашов, доцент Е.Б. Таллер, старший преподаватель В.И. Слюса-рев), «Агроэкологическая оценка земель и оптимизация землепользования» (профессора И.И. Васенев и П.М. Сапожников, доцент И.В. Сластя, ассистенты А.В. Бу-зылев и В.А. Поветкин), «Инструментальные методы исследования органического вещества и органо-минеральных фракций почв» (профессора В. А. Черников и И.М. Яшин, доценты В.А. Раскатов и З.С. Артемьева). Результаты научных исследований обобщены в монографиях и научно-методических работах.

Серьезное внимание уделяется обеспечению учебного процесса учебно-методическими материалами. В 2000 г. увидел свет фундаментальный учебник «Агроэкология», подготовленный большим авторским коллективом под руководством В. А. Черникова и А.И. Че-кереса (удостоен Золотой медали «Лауреат ВВЦ»). В 2004 г. вышло его продолжение под названием «Агроэкология. Методология, технология, экономика». Изданы учебно-методические пособия: «Использование метода электронной микроскопии в исследовании биологических объектов» (Раскатов, Грушкин, 2003); «Комплексный эколого-экономический анализ оценки воздействия на окружающую среду» (Постников и др., 2003); «Основы ландшафтоведения (геохимические аспекты)» (Яшин, Пузырев, Мухин, 2004); «Основы экологического нормирования» (Сластя и др., 2004); «Биоиндикация и биотестирование компонентов экосистем при оценке антропогенного воздействия» (Постников и др., 2008). По преподаваемым кафедрой дисциплинам опубликовано 13 модулей для интерактивной формы обучения объемом порядка 100 п.л., в том числе и для системы дистанционного образования.

Преподаватели и сотрудники кафедры успешно сочетают с преподавательской деятельностью научную работу. Каждый год на кафедре проводятся исследования по 2-3 грантам Российского Фонда Фундаментальных Исследований, в которых самое активное участие принимают студенты, аспиранты и докторанты кафедры. За 17 лет работы кафедры ее преподаватели и сотрудники защитили 5 докторских и 10 кандидатских диссертаций.

В аспирантуре и докторантуре кафедры ежегодно обучается 10-12 человек (в их числе - граждане Азербайджана, Боливии, Ирана, Китая, Намибии и др. государств).

Под руководством профессора Л.В. Мосиной и старшего преподавателя В.И. Слюсарева на кафедре активно работает научный кружок, занятия которого посещают студенты и учащиеся профильных школ.

Ежегодно в рамках кафедральной секции «Экология» традиционных научных конференций школьников, студентов и аспирантов заслушивается 60-70 научных докладов. Только за последние три года студенты и аспиранты кафедры получили Грант Президента РФ, 3 Золотые медали ВВЦ, 6 медалей Министерства высшего образования и 3 Диплома победителей Всероссийского конкурса на лучшую научную работу в области экологии и природопользования.

При кафедре создан и успешно функционирует Учебно-методический кабинет. Его фонды насчитывают более 1000 наименований монографий, учебников и учебных пособий, словарей, справочников, альбомов, атласов, аналитических докладов, методических пособий и указаний. Укомплектованная видеотека включает 56 видеофильмов по экологической проблематике. Имеются слайдфильмы, экологические компьютерные игры. При поддержке программы TEMPUS проводится качественный апгрейд компьютерного класса с доступом в открытые источники экологической информации.

С 2001 по 2004 г. кафедрой руководил доцент В.А. Раскатов - специалист в области электронной микроскопии биологических и химических компонентов экосистем. Бережно относясь к накопленному положительному опыту и сложившимся традициям, он сделал значительный вклад в развитие учебно-методической базы основных учебных курсов кафедры.

С августа 2004 г. кафедрой заведует профессор И.И. Васенев, активно развивающий перспективные направ-

ления педодинамических, функционально-экологических исследований и преподавания с использованием современных информационных технологий.

На кафедре работает 6 профессоров и докторов наук, 6 доцентов, 1 старший преподаватель, 2 ассистента, 1 ведущий инженер и 3 инженера-лаборанта. В 2008 г. открыта подготовка студентов-агроэкологов по двухуровневой системе образования «бакалавр-магистр». Конкурс в специалитет по агроэкологии в этом году составил почти 11 абитуриентов на место. В рамках инновационного университетского проекта разработана новая магистерская программа «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду». К ее подготовке привлечены ведущие специалисты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского университета Дружбы народов, Государственного университета землеустройства, головных институтов РАСХН. Для получения дополнительного профессионального образования готовится программа второго высшего образования по экологическому менеджменту в АПК.

С внедрением в процесс обучения поэтапно дифференцированных специализаций, нового лабораторного практикума, гостированных регламентов и специализированных компьютерных моделей, информационно-справочных и геоинформационных систем - выпускаемые специалисты будут готовы к выполнению самых высоких требований современного рынка труда и следовательно, они смогут найти перспективную работу.

КАФЕДРА ГЕОЛОГИИ И ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ Н.Ф. Ганжара, О.Е. Ефимов

Кафедра геологии и ландшафтоведения образована в 2005 г. на базе кафедры геологии, которая существовала с момента открытия в 1865 г. Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. Сначала кафедра располагалась в главном 10 корпусе, занимая большую часть правого крыла второго этажа, а кабинет первого заведующего кафедрой геологии профессора И.Б. Ау-эрбаха находился в нынешнем кабинете ректора. Он читал курсы минералогии, геогнозии и петрографии, составлял учебные коллекции минералов, горных пород и ископаемых остатков животных и растений. Свою личную коллекцию, минералов, горных пород, окаменелостей он завещал академии, сегодня она названа его именем и хранится в геолого-минералогическом музее кафедры.

С 1867 по 1888 г. кафедру возглавлял Г.А. Траут-шольд. Он открыл при кафедре геолого-минералогический музей, который по составу и численности коллекции минералов и горных пород в настоящее время входит в число лучших музеев России. Г.А. Траутшоль-дом написано свыше 160 научных работ. Он систематизировал образцы метеоритов и написал статью о коллекции метеоритов академии.

С 1889 по 1892 г. кафедру возглавлял А.П. Павлов. Известно литографированное издание лекций по минералогии, которые он читал в академии.

В 1895-1905 гг. заведующим кафедрой был крупнейший ученый нашей страны академик Е.С. Федоров. С его именем связана еще одна яркая страница в истории кафедры и становление важнейшего раздела геологической науки - кристаллографии. Е.С. Федоров основал учение о типах симметрии кристаллов и постоянстве углов между гранями, что служит в настоящее время базовым законом кристаллографии. Е.С. Федоров является также создателем нового направления исследований, так называемого кристаллохимического анализа, позволившего по внешней форме кристалла определять его химический состав. Он читал лекции и проводил лабораторные занятия со студентами 1 и 2 курсов по кристаллографии, минералогии, петрографии и геологии на двух имевшихся в то время отделениях - агрономическом и инженерном. В 1891 г. Е.С. Федоров публикует «Краткое руководство по кристаллографии», где в доступной форме изложены сведения о специальной науке, а в 1897 г. - «Курс кристаллографии» и «Основы петрографии». Е.С. Федоров собрал коллекцию природных многогранников - кристаллов. Эта уникальная коллекция, в которой кристаллы размещены по особым группам - сингониям. За десятилетие коллекция обогатилась многими минералами и горными породами, собранными Е.С. Федоровым на Среднем Урале, Кавказе, Забайкалье, Мурманском побережье Белого моря, в Финляндии и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.