Научная статья на тему 'Агробизнес: основополагающие функции и нацеленность на результат'

Агробизнес: основополагающие функции и нацеленность на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова А. А., Титова Т. М.

Называются основополагающие функции агробизнеса. В виде основной его цели представлен деловой успех, которому предшествует видение перспективы сельскохозяйственной фирмой, занимающейся предпринимательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic functions of agrobusiness are called. The business success is presented in the form of its basic purpose to which vision of prospect by the agricultural firm attending to entrepreneurial business precedes.

Текст научной работы на тему «Агробизнес: основополагающие функции и нацеленность на результат»

Экономика

щественных факторов в окружении, способных повлиять на организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия.

Выделенные внешние факторы влияния на систему сельскохозяйственного консультирования позволяют сделать следующие выводы о необходимости изменения некоторых параметров внешней среды, в которой развивается система. В ближайшее время необходимо:

- закрепление статуса системы сельскохозяйственного консультирования;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кон-

сультантов;

- создание единого информационного и инновационного пространства;

- совершенствование организации сельскохозяйственного консультирования, форм и методов работы консультантов с учетом экономической и социальной ситуации в регионе, взглядов и ожиданий людей, их финансового положения и т.п.;

- использование многоканальных источников финансирования системы; в условиях жесткого дефицита средств государственного бюджета необходимо направлять их на поддержку наиболее эффективных консультационных проек-

тов, а также на социальную поддержку сельского населения;

- использование такого важного инструмента для развития системы сельскохозяйственного консультирования как региональные целевые программы; необходимо проводить экономическую, социальную и экологическую экспертизу этих программ.

Дальнейшее изучение практики функционирования системы сельскохозяйственного консультирования с применением научных методов позволит правильно подойти к вопросу ее совершенствования в конкретных условиях.

Литература

1. О развитии сельского хозяйства : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264.

2. Тавокин Ю. П. Исследование социально-экономических и политических процессов : уч. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008.

189 с.

3. Колотов Л. С., Демишкевич Г. М. Информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей: зарубежный опыт // АПК: экономика, управление. 1996. № 7.

4. Алексанов Д. С., Кошелев В. М., Хоффман Ф. Экономическое консультирование в сельском хозяйстве. М. : КолосС,

2008. 256 с.

5. Максимов В. И., Корноушенко Е. К., Качаев С. В. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений // Распределенная конференция «Технологии информационного общества 98 - Россия», Москва - Санкт-Петербург

- Новгород - Ярославль, 30 ноября - 2 дек. 1998 г.

АГРОБИЗНЕС: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФУНКЦИИ И НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

А.А. ПОПОВА,

Т.М. ТИТОВА,

аспиранты, Уральский ГЭУ, г. Екатеринбург

Ключевые слова: функции агробизнеса, деловой успех, сельскохозяйственная фирма, предпринимательская деятельность.

Агробизнес предполагает предпринимательскую деятельность в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и ее обмена, что предусматривает реализацию услуг торговли, сервисного и информационного обслуживания. Подчеркивая это, некоторые авторы ведут речь о функциях агробизнеса, под которыми понимается осуществление производственной деятельности и обменных операций между предпринимателем и другими партнерами хозяйственной сферы [1]. Имеются в виду следующие функции.

1. Ведение финансов и учета. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов, кредиторов или собственных средств. Накопление доходов от продажи. Управление капиталом и распоряжение доходами.

2. Кадровое обеспечение. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями сельскохозяйственной фирмы. Решение всех вопросов, касающихся использования работников.

3. Материально-техническое обслуживание. Приобретение материалов, сырья, машин, оборудования, ско-

та - всего, что необходимо для хозяйственной деятельности.

4. Производственные функции. Соединение земли, техники и рабочей силы в процессе производства сельскохозяйственной и другой продукции. Оказание услуг по удовлетворению спроса потребителей.

5. Маркетинг. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятиями, организациями и лицами в условиях рыночных отношений.

Данный список можно продолжить, добавив к нему, например, функцию экономической безопасности предпринимательской деятельности, что свойственно крупному бизнесу, представителями которого являются агропромышленные (международные, транснациональные) корпорации. Речь можно также вести о логистической функции данных и иных хозяйствующих субъектов.

«Таким субъектом является агрофирма - хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных

- 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62,

E-mail: titova@sky.ru

потребностей и получения прибыли. Как юридическое лицо он соответствует определенным признакам, установленным законодательством страны: отвечает за принятые обязательства, может получать банковские кредиты, заключать договоры на поставку необходимых материалов и реализацию продукции. Многие современные предприятия входят в состав тех или иных фирм» [2].

И далее: «Фирма по отношению к входящим в ее состав единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направление научно-технического прогресса».

На рисунке 1 представлены организационно-правовые формы юридических лиц (хозяйствующих субъектов). К их числу относятся и сельс-

Functions of agrobusiness, business success, agricultural firm, entrepreneurial business.

кохозяйственные фирмы в лице производственных кооперативов, хозяйствующих товариществ и обществ.

Некоторые авторы ведут речь о формулах успеха в бизнесе [3]. В данной работе приводятся рекомендации

на тему:

- способны ли вы быть бизнесменом (тесты);

- двенадцать правил обращения с деньгами или как получить прибыль (Г. Кессон);

Экономика

- уроки X. Маннея бизнесменам;

- как вести переговоры (О. Эрнст);

- искусство телефонной беседы;

- советы маркетологов.

О нацеленности агробизнеса на деловой успех пишут в уже цитированной работе H.A. Светлакова и Л.А. Сергеева [1]. Конкретно они указывают на необходимость достижения следующих целей.

1. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет повышения производительности труда, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, качества сельскохозяйственной продукции и услуг.

2. Обеспечение маркетинговой деятельности - доведение товара до потребителя.

3. Полная занятость работников. Обеспечение работой всех желающих за счет освоения и расширения подсобных производств и промыслов, сервисных услуг, переработки сельскохозяйственной продукции и ее реализации. Рациональное сочетание отраслей производства в течение всего календарного года с целью равномерного использования трудовых ресурсов.

4. Экономическая эффективность - производство продукции с наименьшими затратами труда и средств. Получение максимальной прибыли за счет превышения цены реализации над себестоимостью продукции.

5. Экономическая свобода - высокая степень самостоятельности товаропроизводителей.

6. Справедливое распределение доходов в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и вложенного капитала.

7. Торговый баланс, стабильность на рынке. Увеличение производства товарной продукции, повышение уровня ее конкурентоспособности.

8. Социальная защита. Создание фонда социального обеспечения и защиты больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других категорий иждивенцев.

9. Повышение жизненного уровня работников. Обеспеченность работой. Повышение оплаты труда. Снижение цен на товары народного потребления. Повышение потребительских способностей.

И далее: «В различных случаях цели различно соотносятся друг с другом. Так, полная занятость работников способствует их социальной защищенности, повышению жизненного уровня, а рост производительности труда и реализация качественного товара в срок обеспечивают необходимый уровень эффективности предприятия, создавая одновременно условия для повышения жизненного уровня работников» [1]. Однако в целом все это и есть деловой успех, определяемый (по Г. Саймону) двумя критериями: максими-

Организации - юридические лица, ст 50 ГК

Коммерческие организации, п 2. ст 20 ГК

I

I

Хозяйственные товарищества и общества, ст. 66-68

ГК

X

Производственные кооперативы (артели), ст. 107-112 ГК

Хозяйственные

товарищества

Полное товарищество, ст 69-81 ГК

Товарищество на вере

(коммандитное), ст. 82-86 ГК

Дочернее хозяйственное общество, ст 105 ГК

X

Хозяйственные

общества

Общество с ограниченной ответственностью. ст. 87-94

Общество с дополнительной

ответственностью ст. 95 ГК

X

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, ст. 113 ГК

Государственное

(муниципальное)

унитарное

предприятие,

основанное на

праве

хозяйственного ведения, ст. 114

ГК

Зависимое хозяйственное общество, ст 106 ГК

Акционерные общества, ст 96-104 ГК

Закрытое АО

Открытое АО

Дочернее унитарное предприятие на праве

хозяйственного

ведения

Государственное унитарное предприятие, основанное на праве

оперативного управления (федеральное казенное предприятие), ст 115 ГК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IL

Организации - юридические лица, ст 50 ГК

Потребительский кооператив, ст. 116 ГК Общественные и религиозные организации (объединения), ст. 117 ГК Фонды. ст. m 119 ГК

Учрежде- Объединения

ния. ст. юридических

112 ГК лиц (ассоциации и

союзы), ст.

121-123 ГК

Рисунок 1. Организационно-правовые формы производственных организаций в соответствии с Гражданским кодексом РФ

Таблица

Видение перспективы ведущими агрофирмами (обобщение опыта автором данной работы)

Направленность видения Формулировка видения

1. Философия агробизнеса Понимать реальные и ощущаемые запросы потребителей и обслуживать их как можно лучше

2. Корпоративная цель Непрерывное достижение делового успеха. С этой целью нам необходимо использовать интеллектуальную энергию и творческие способности всех заинтересованных лиц на основе неуклонного роста доверительности отношений

3. Партнерство с поставщиками Мы рассматриваем наших поставщиков как заинтересованных в деловом успехе лиц. И эта заинтересованность тем выше, чем больше они нам доверяют

4. Преданность персонала Мы стремимся создать общество заинтересованных лиц, которые преданны фирме, потребителю и склонны к постоянному совершенствованию и росту качества продукции

5. Взаимосвязь с местным сообществом Мы понимаем, что жизнеспособность местного сообщества, где мы ведем свой бизнес, является решающим моментом для нашего преуспевания и достижения делового успеха

6. Миссия агрофирмы Учить работников и вдохновлять их на достижение показателей мирового уровня. Следовать своим ценностям и правилам ведения бизнеса

Экономика

зацией прибыли и психическим доходом (удовлетворенностью от предпринимательской деятельности тех, кто создал хозяйствующий субъект и кто в нем работает).

Наличие такого рода дохода, в свою очередь, определяется выделением перспективы агробизнеса (табл.). Примером здесь могут быть сельскохозяйственные фирмы, расположенные на территории Челябинской области и Башкортостана.

Все эти направления видения представляют дух агрофирмы, дающий ощущение осмысленности ее целей. Они подчеркивают ее твердую приверженность к осуществлению преобразований, направленных на деловой успех в агробизнесе.

Цели многих успешно действующих сельскохозяйственных фирм Челябинской области и Башкортостана определяются так называемой политикой экспансии. Ее суть представлена в виде атакующего подхода к достижению делового успеха (рис. 2).

Ключевыми факторами конкурентоспособности таких агрофирм явля-

- противосезонная;

- международные операции;

- разнообразие стратегических планов

ются компетентность в разработке и осуществлении эффективных конкурентных стратегий, способность к осуществлению постоянных инноваций, высокий уровень менеджмента и корпоративной культуры. Благодаря всему этому и достигается деловой успех, под которым нами понимается практическое осуществление лидерами агрофирмы (ее агентским центром) идей, направленных на рост бизнеса и реализованных в финансовых, инновационных и морально-этических результатах.

Преуспевающие (добившиеся и до-

- технологических преимуществ;

- финансовой мощи;

- менеджерских талантов

бивающиеся дальнейшего делового успеха) агрофирмы предпочитают концентрировать свои усилия на:

1) эффективности (на том, что они умеют делать);

2) создании будущего потенциала (обеспечении надежности предпринимательской деятельности путем прогрессивных изменений).

«Многие, однако, считают, что будущее принадлежит наиболее новаторским, а не более эффективным компаниям» [5]. А это и есть, по нашему мнению, современное представление делового успеха в агробизнесе.

Рисунок 2. Атакующая политика конкурентоспособной сельскохозяйственной фирмы, ориентированной на долгосрочный

деловой успех

Литература

1. Светлакова Н. А., Сергеева Л. А. Предпринимательство. Пермь : ОТ и ДО, 2009. 378 с.

2. Экономика фирмы / под ред. О. И. Волкова и В. К. Скляренко. М. : Инфра-М, 2000. 280 с.

3. Турсумбаев В. М., Петренко И. Я., Исмуратов С. Б. Основы организации бизнеса. Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1995. 639 с.

4. Попова А. А. Формирование и оценка делового успеха фирмы. Челябинск : УралГУФК, 2008. 164 с.

5. Мильнер Б. 3. Теория организации. М. : Инфра-М, 2009. 864 с.

450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октярбя, д. 34

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В САДОВОДСТВЕ

Г. А. ХАБИРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан Г.З. СИТДИКОВА, старший преподаватель,

Башкирский ГАУ, Республика Башкортостан__________

Ключевые слова: факторы, эффективность, себестоимость, прибыль, порог безубыточности, маржинальный доход.

Цель и методика исследования

Садоводство является жизненно важной отраслью народного хозяйства, от уровня устойчивого развития которой зависит удовлетворение потребностей населения в таких ценных для организма человека продуктах как плоды и ягоды.

Необходимость повышения устойчивости производства в садоводстве обусловлена тем, что садоводство - главный производитель фруктов для населения. Вместе с этим перебои в их производстве оказывают значительное влияние на уровень жизни людей. Также следует отметить, что не все виды продукции отрасли подлежат длительному хранению и в связи с этим требуют немедленной переработки.

Целью наших исследований является уточнение сущности категории устойчивости производства, выявление взаимосвязи ее факторов и показателей экономической эффективности производства в садоводстве, анализ тенденций развития отрасли в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан и определение путей повышения ее эффективности.

Методологической основой исследования послужили специальная литература, монографии и статьи ведущих ученых, материалы периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета по статистике Республики Башкортостан, данные годовых отчетов

.Тел. 8 (347) 252 12 56

Тел. 8 (347) 228-17-00 E-mail: guz448@yandex.ru

сельскохозяйственных организаций Республики Башкортостан.

Существуют несколько подходов к раскрытию сущности понятия «устойчивость производства»:

- устойчиво развивающимся может быть только такое производство, которое удовлетворяет определенный набор конкретных потребностей с минимальными затратами и в короткие сроки исходя из имеющихся ресурсов и возможностей их эффективного применения [2];

- устойчивость - это характеристика любого производственного процесса, которая не зависит от уровня

Factor, efficiency, cost, profit, break-even threshold, marginal income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.