Научная статья на тему 'Агрессия как экзистенциальная проблема'

Агрессия как экзистенциальная проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1017
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / CONFLICT / EXISTENTIALISM / EXISTENTIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламова Г.С., Фейзуллаев А.Р.

Представлены результаты исследования, связанного с выявлением причины появления у человека агрессии, изучением мотивационных особенностей агрессивного поведения. Описаны результаты психологического обследования студентов, сотрудников ДГТУ. Установлены различные модификации агрессии и формы ее проявлений. Дана оценка уровня агрессии в социальной группе. Проведен анализ поведенческих схем, усилий людей в преодолении агрессивных действий. Рассмотрены социальные причины агрессии, обусловленные наличием или отсутствием у человека смысложизненных ориентаций. Предложен подход, позволяющий ситуацию экзистенционального кризиса, связанного с проблемами поиска человеком своего «Я», преодолением чувства одиночества и оторванности от общества, рассматривать в качестве возможного фактора агрессии. Предложены рекомендации, способствующие снижению уровня агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR AS EXISTENTIAL PROBLEM

The article presents the results of research related to the identification of the cause of aggression of a person, the study of motivational features of aggressive behavior. The results of psychological examination of students and employees of DSTU are described. Various modifications of aggression and forms of its manifestations are established. The assessment of the level of aggression in a social group is given. The analysis of behavioral patterns and people's efforts to overcome aggressive actions is carried out. The paper considers social causes of aggression caused by the presence or absence of life orientations in a person. An approach is proposed that allows the situation of existential crisis associated with the problems of searching for a person's "I", overcoming feelings of loneliness and isolation from society, to be considered as a possible factor of aggression. Recommendations that help reduce the level of aggression are offered.

Текст научной работы на тему «Агрессия как экзистенциальная проблема»

УДК 1.155.9

АГРЕССИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Г. С. Харламова, А. Р. Фейзуллаев

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Представлены результаты исследования, связанного с выявлением причины появления у человека агрессии, изучением мотивационных особенностей агрессивного поведения. Описаны результаты психологического обследования студентов, сотрудников ДГТУ. Установлены различные модификации агрессии и формы ее проявлений. Дана оценка уровня агрессии в социальной группе. Проведен анализ поведенческих схем, усилий людей в преодолении агрессивных действий. Рассмотрены социальные причины агрессии, обусловленные наличием или отсутствием у человека смысложизненных ориентаций. Предложен подход, позволяющий ситуацию экзистенционального кризиса, связанного с проблемами поиска человеком своего «Я», преодолением чувства одиночества и оторванности от общества, рассматривать в качестве возможного фактора агрессии. Предложены рекомендации, способствующие снижению уровня агрессии.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, конфликт, экзистенциализм, экзистенциальный кризис.

AGGRESSIVE BEHAVIOR AS EXISTENTIAL PROBLEM G. S. Kharlamova, A. R. Feizullaev

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article presents the results of research related to the identification of the cause of aggression of a person, the study of motivational features of aggressive behavior. The results of psychological examination of students and employees of DSTU are described. Various modifications of aggression and forms of its manifestations are established. The assessment of the level of aggression in a social group is given. The analysis of behavioral patterns and people's efforts to overcome aggressive actions is carried out. The paper considers social causes of aggression caused by the presence or absence of life orientations in a person. An approach is proposed that allows the situation of existential crisis associated with the problems of searching for a person's "I", overcoming feelings of loneliness and isolation from society, to be considered as a possible factor of aggression. Recommendations that help reduce the level of aggression are offered.

Keywords: aggression, aggressive behavior, conflict, existentialism, existential crisis.

Введение. Изменения, происходящие в современном мире, заставляют по-новому взглянуть на ряд социокультурных феноменов и проблем, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. В условиях турбулентности, хаотичности, охвативших общество, высокой плотности информационных потоков, проникающих во все сферы жизни человека, особо заметно агрессивное поведение людей. Оно заменяет самовыражение человека, становится формой его защиты. Агрессия вытесняет традиционные формы репрезентации и идентификации человека, сопровождает массовую коммуникацию людей, отчужденных друг от друга. Проявление человеком агрессии стало предметом исследований психологов, психотерапевтов, философов, культурологов. Изучению мотивации агрессивного поведения посвятили свои работы такие ученые, как В. К. Вилюнас, Ф. Е. Василюк, А. Н. Леонтьев, Дж. Миллер, Г. Селье, И. В. Лысак и др. [1-6]. Вместе с тем, исследование проблемы агрессивного поведения людей требует

расширения контекста ее рассмотрения, привлечения дополнительного материала для изучения природы агрессии, что и обусловило выбор темы настоящего исследования, постановку цели — выявление причин появления у человека агрессии, исследование мотивационных особенностей агрессивного поведения.

Полученные результаты

Широко распространено определение, согласно которому агрессивными следует называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность связана с намеренным причинением вреда другому человеку. Канадский и американский психолог начала ХХ века А. Бандура, известный своими работами в области социального когнитивизма, а также экспериментом с проявлением детской агрессии в отношении куклы, описывал агрессию как причинение вреда. По мнению немецкого психолога начала XX века Г. Корнадта, мотивом агрессии является такое нанесение вреда другим или интересам других, которое устраняет источники фрустрации, в результате чего ожидается благоприятный эмоциональный сдвиг. Достижение такого сдвига представляет собой цель мотивированного агрессией поведения. Согласно приведённым выше определениям, агрессия всегда является реакцией враждебности на созданную фрустрацию независимо от того, была ли эта фрустрация обусловлена враждебными намерениями или нет. При этом возможны случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают самопроизвольно, из желания воспрепятствовать или навредить кому-либо. Впоследствии начали различать реактивную и спонтанную агрессию, дифференцировать на экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Так, экспрессивная агрессия интерпретируется как неконтролируемый взрыв гнева и ярости, не имеющий определённой цели и, как правило, быстро прекращающийся. В случае с враждебной агрессией существует объект, в отношении которого направлены агрессивные действия. Инструментальная агрессия является лишь средством достижения определённых целей. В приведенных исследованиях агрессивное поведение противопоставляется просоциальному или альтруистическому. Таким поведением называют любые проявления бескорыстного гуманизма, оказание помощи и поддержки постороннему. Формы такого поведения многообразны и могут проявляться на различном уровне от незначительного одолжения до оказания серьезной услуги, иногда с большими негативными последствиями для себя.

Таким образом, работы указанных авторов затрагивают различные аспекты проблемы проявления агрессивного поведения. При этом объяснение причин такого поведения неоднозначно и требует дальнейших исследований. Так, например, недостаточно изучена взаимосвязь агрессивного поведения и проблем экзистенциального характера, вызванных отсутствием у человека смысложизненных ориентиров.

Основные положения о причинах и мотивах агрессивного поведения состоят в том, что у человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Стремление к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. В современной психологии поведения возникновение негативных ситуаций объясняется влиянием четырех ведущих факторов — стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Несмотря на обширные теоретические исследования, представления о таких ситуациях изучены не в полной мере. Особенно это актуально для учений о стрессе и кризисе, в которых большинство исследователей

касаются лишь причин возникновения стрессовых и кризисных ситуаций или ограничиваются характеристикой этих ситуаций поверхностно, объясняя их возникновение нарушением устойчивости или душевного и эмоционального баланса, не углубляясь в конкретные причины их проявления. Поэтому основной теоретической задачей в исследовании причин возникновения агрессивного поведения является точное определение каждой специфической ситуации, установление причин возникновения и определение взаимосвязи между ними.

Стресс. Понятие стресса на сегодняшний день остается одним из самых противоречивых. Г. Селье в своей работе «Стресс без дистресса» отмечает, что даже в состоянии полного покоя человек подвержен стрессу и только после смерти он его не испытывает [5]. В современных исследованиях, посвященных проблематике возникновения стрессовых ситуаций, склоняются к разделению этого термина, ориентируясь на традиционные учения психологии поведения. Так, например, американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций Р. Лазарус говорит о психологическом стрессе, который является ответом на потенциальную угрозу и необходимость защититься от опасности [7]. Российский психиатр Юрий Савенко характеризует стресс как условие, в котором у человека возникают сложности с самоактуализацией [8].

Фрустрация. Фрустрацией называется подавленное неудовлетворенное психическое состояние, возникающее в результате невозможности выполнения поставленной задачи. Неотъемлемой частью фрустрирующего состояния являются барьеры, которые становятся на пути достижения поставленных задач. Состояния, связанные с понятием фрустрации, группируются в соответствии с причинами возникновения фрустрации и с особенностями преград, которые приводят к появлению таких ситуаций. В своих исследованиях известный американский психолог начала XX века, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу охарактеризовал ключевые социальные потребности, как врожденные [9].

Конфликт. Сложность в точной формулировке определения конфликта является актуальной и на сегодняшний день. Если поставить задачу дать определение, которое бы соответствовало всем имеющимся теоретическим познаниям в области конфликтологии, то оно бы звучало неоднозначно: конфликт — это столкновение двух предметов (взглядов, личностей, групп и др). Вследствие этого возникает два основных направления в исследовании специфики конфликтов: определение предметов столкновения и определение особенностей столкновения. В различных исследованиях эти вопросы трактуются по-разному. Анализ первого направления полностью зависит от методов исследования. Сторонники психодинамического подхода характеризуют конфликт как единовременное возникновение нескольких мотивов (аргументов). Исследователи, изучающие поведение индивида в обществе, склоняются к тому, что конфликт возникает при наличии нескольких реакций. Сторонники психологии говорят о том, что конфликтная ситуация возникает в результате несоответствия ценностей, стремлений, задач. У некоторых исследователей эти направления комбинируются. И если конкретная специфика каждого направления представлена обособленно, то в целом задача изучения конфликта с позиции этих конструкций соответствует основной парадигме психологии — причина, воздействие и характер. Завершающим направлением изучения теории конфликтов является анализ особенностей взаимоотношения конфликтующих сторон. Здесь возможны две разновидности разногласий: внутренние (принципиальные несоответствия идей и взглядов) и внешние (несоответствие по косвенным условиям).

Кризис. Вопрос изучения кризисных ситуаций всегда был одним из основных вопросов в области гуманитарного знания, но в качестве обособленного направления появился относительно недавно. Основоположником изучения вопроса считают немецкого психолога Эриха Линдеманна,

который занимался исследованием психологических аспектов эмоций [10]. По его мнению, на исследование вопросов психологических кризисов оказало влияние четыре течения: теория эволюции в контексте развития индивидуальных особенностей человека; теория мотивации, характеризующая иерархию человеческих потребностей; анализ развития человека с точки зрения онтогенеза (смены жизненных циклов) и анализ особенностей преодоления экстремальных жизненных ситуаций.

В исследованиях мотивации поведения особое место занимает проблема оценки уровня агрессии. Определение же уровня агрессии может помочь в профилактике конфликтов в обществе. Одним из самых распространенных способов оценки уровня агрессии является проведение тестов-опросников среди различных групп.

Приведем наиболее популярные на сегодняшний день методики. Методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева [11] оценивает склонность к проявлению физической и вербальной агрессии. Фрустрационный тест Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» [11] способствует оценке позитивной (напористость, наступательность, неуступчивость) и негативной агрессивности (мстительность, нетерпимость к мнению других). Существует диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей [12]. Проводится оценка результатов по индексам цинизма, агрессивности, враждебности; оценка психических состояний по Айзенку [13, 14]. Методика определения уровней тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности (затрудненность); исследование тревожности по Спилбергу; оценка ситуативной и личностной тревожности.

В рамках настоящего исследования была использована методика диагностики показателей и форм агрессии, разработанная Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. [15]. Данная методика способствует выявлению причин появления у человека агрессии, определению мотивационных особенностей агрессивного поведения

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». В проведённом опросе приняли участие 50 респондентов (студентов, выпускников, сотрудников ДГТУ различных возрастных групп и социального статуса). Распределение числа опрошенных по различным группам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение участников опроса по группам

Классификационный признак Респонденты

Возраст До 25 лет 25 - 35 лет Свыше 35 лет

50% 30% 20%

Социальный статус Студент Сотрудник Выпускник

50% 20% 30%

Пол Мужской Женский

50% 50%

Оценка результатов опроса проводилась с делением по группам по следующим индексам:

• Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

• Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

• Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

• Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

• Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

• Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

• Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

• Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты опроса по социальному статусу представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1. Результат опроса по индексам 1-4 (классификация по социальному статусу)

70

60

50

40

30

20

10

64

45

5. Индекс раз др а ж ител ь ности

б, Индекс п одоз р ител ьн о сти

7, Индекс обиды

3. Индекс чувства вины

I Студенты

I Сотрудники университета

Выпускники

Рис. 2. Результат опроса по индексам 5-8 (классификация по социальному статусу)

Результаты опроса по возрастному признаку представлены на рис. 3, 4.

Рис. 3. Результат опроса по индексам 1-4 (классификация по возрастному признаку)

Молодой исследователь Дона

№3(24) 2020

80

70

60

50

40

30

20

10

49

38 40

33 34 т 30 28

1

5. Индекс раздражительности

6, Индекс подозрительности

25

7, Индекс обиды

■ до 25 125-35 ■ свыше 35

Рис. 4. Результат опроса по индексам 5-8 (классификация по возрастному признаку)

Результаты опроса по половому признаку представлены на рис. 5, 6.

3. Индекс чувства вины

Рис. 5. Результат опроса по индексам 1-4 (классификация по половому признаку)

Молодой исследователь Дона

№3(24) 2020

5. Индекс б. Индекс 7, Индекс обиды 3, Индекс чувства вины

раздражительности подозрительности

■ Мужчины ■ Женщины

Рис. 6. Результат опроса по индексам 5-8 (классификация по половому признаку)

Согласно вопросам, предложенным Бассом и Дарки, человек предстает как носитель различных желаний, в том числе желаний причинить другим вред. Он способен высказывать негативное отношение к другим людям, осознает свои цели и степень их достижения. Он может испытывать угрызения совести, критически относиться к своим негативным эмоциональным состояниям, хотя не всегда может скрывать свои отрицательные эмоции по отношению к своим друзьям. Он способен снисходительно относиться к чужим недостаткам, но также способен нарушать установленные правила, если они ему не нравятся, не всегда доверяет людям, подозрителен. Человек, в понимании авторов методики, стыдится некоторых своих мыслей, не всегда отвечает на агрессивное по отношению к себе поведение других, испытывает противоречивые чувства. Человек, представленный психологами Бассом и Дарки, испытывает чувства сожаления по поводу своей судьбы, сомневается в добрых чувствах по отношению к себе, критически относится к другим людям, способен драться, если кто-то обидел его семью, близких ему людей. Но он вместе с тем способен испытывать ярость, если над ним насмехаются, противодействует проявлениям зазнайства. В окружающих людях он склонен выявлять тех, кто ему не нравится, кто ему завидует. Он требует, чтобы его уважали, испытывает чувство угнетения от того, что мало делает для родителей, бескомпромиссно относится к тем, кто его постоянно выводит из психологически уравновешенного состояния. Человек, которого стремятся изучить психологи, предложившие данную методику, способен контролировать свои высказывания, надеется на прощение грехов. Он ориентирован на определенную систему ценностей, для него значимы такие ориентиры, как доверие или недоверие чужим людям, искренность в мыслях о человеке, правомерность применения физической силы в конкретных условиях, самооценка, рефлексия, компромиссы.

Полученные результаты позволили установить различные модификации агрессии, изучить многообразные формы ее внешних проявлений: от использования физической силы, проявлений зависти, подозрительности до вербальной агрессии, как выражения негативных чувств. Сложность

в преодолении агрессивных действий заключается в том, что человек, ведущий себя агрессивно, чаще всего оправдывает себя, снимая с себя вину за свои действия. Выявлены несколько способов оправдания агрессорами своего поведения:

1. Сравнение своих агрессивных действий с поступками и поведением объекта агрессии;

2. Объяснение своей агрессии политическими, этическими, религиозными или другими соображениями;

3. Разделение своих действий с другими людьми, под влиянием которых действовал субъект агрессии;

4. Объяснение агрессии попыткой доказать, что субъект агрессии заслуживает такого отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными причинами возникающих между людьми конфликтов чаще всего бывают незаслуженное, ошибочное, предвзятое отношение. Одним из основных способов устранения предвзятого отношения одного человека к другому является преодоление недоверия между людьми [1].

Различные проявления агрессивности в обследуемой социальной группе позволили дополнить выводы, представленные ранее в работах Барбары Крэйхи [16]. Возникновение агрессии можно объяснить, во-первых, с позиций биологического подхода, объясняя возникновение агрессии в трех аспектах: этологическом (в качестве основного стимула агрессивного поведения выступает внутренняя энергия индивида), социобиологическом (агрессия, выступает как результат эволюции) и генетическом (агрессивное поведение человека обусловлено наследственностью). Во-вторых, в рамках психологического подхода следует отметить психологические установки З. Фрейда, согласно которым агрессия рассматривается как человеческий инстинкт разрушения (стремление к Танатосу) [17]. Агрессию также можно охарактеризовать как целенаправленное побуждение и действие, связанное с ростом мотивационной напряженности и фрустрированным поведением индивида (теории фрустрации К. Лоренца [18], Э. Фромма [19], А. Бандуры) [20-23]. Кроме того, появление агрессии связывается с ключевой реакцией на отрицательные эмоции (когнитивный неоассоцианизм Л. Берковица) [24]. Степень агрессии зависит от степени возбуждения индивида (модель Д. Зильманна) [25, 26], а также напрямую зависит от объема и скорости переработки и искажения информации, что приводит к искаженной картине мира (социально-когнитивный подход в рамках психологических и философских теорий агрессии). Агрессия — результат специфического социального поведения, основанного на приобретении опыта агрессии и усвоении примеров агрессивного поведения (теория научения Б. Скиннера и А. Бандуры) [27; 20]. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают, что феномен агрессии, рассматриваемый в разных научных направлениях и школах, может быть изучен в рамках биологических теорий, где агрессия представлена в качестве фундаментального свойства человека, основанного на витальных инстинктах. Кроме того, агрессия — предмет исследования антропосоциогенных теорий, утверждающих, что существуют социальные причины агрессии, обусловленные особенностями и способами взаимодействия индивидов в обществе, наличием или отсутствием смысложизненных ориентаций. Причиной или симптомом проявления агрессии может выступать экзистенциональный кризис, связанный с проблемами поиска своего «Я» и смысла своего существования, чувства одиночества и оторванности от общества.

По результатам проведённого опроса состояния уровня агрессии авторами разработаны рекомендации, направленные на снижение уровня агрессии:

1. Моделирование условий, при которых члены сообщества будут воспринимать друг друга как равноправных участников. В современной психологии такую ситуацию можно создать с помощью ролевых игр или специальных тренингов;

2. Совершенствование у всех участников группы умения адекватно реагировать на поведенческие особенности людей, развитие способности людей оценивать имеющиеся у них навыки и опыт общения (навыки рефлексии);

3. Поддержка прямых контактов между участниками группы, у которых в общении возникают сложности;

4. Обогащение личного опыта индивидов путем развития у него аналитических навыков, способностей критически оценивать собственные взаимоотношения с другими участниками группы.

5. Разработка форм учебно-воспитательной работы, направленных на осознание человеком смысла своего существования, развитие чувства солидарности, причастности к процессам, происходящим в сообществе. Совершенствование принципов преодоления ситуаций экзистенциального кризиса.

Заключение

1. Выявлены причины появления у человека агрессии, исследованы мотивационные особенностей агрессивного поведения.

2. Рассмотрены различные интерпретации агрессивного поведения. Изучены причины и мотивы агрессивного поведения.

3. В поведении человека проявляются две различные мотивационные тенденции, обусловливающие его агрессию: тенденция к ее проявлению и тенденция к ее торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Стремление к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. В современной психологии поведения возникновение негативных ситуаций объясняется влиянием четырех ведущих факторов — стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

4. Выявлению причин появления у человека агрессии, определению мотивационных особенностей агрессивного поведения способствовала методика диагностики показателей и форм агрессии, разработанная Арнольдом Бассом и Энн Дарки.

5. Возникновение агрессии можно объяснить, руководствуясь различными теоретическими установками. Во-первых, с позиций биологического подхода можно объяснять возникновение агрессии в трех аспектах: этологическом (в качестве основного стимула агрессивного поведения выступает внутренняя энергия индивида), социобиологическом (агрессия, выступает как результат эволюции) и генетическом (агрессивное поведение человека обусловлено наследственностью). Во-вторых, в рамках психологического подхода следует отметить психоаналитические установки, согласно которым агрессия рассматривается как человеческий инстинкт разрушения (стремление к смерти). Агрессию также можно охарактеризовать как целенаправленное побуждение и действие, связанное с ростом мотивационной напряженности и фрустрированным поведением индивида. Кроме того, появление агрессии связывается с ключевой реакцией на отрицательные эмоции. Степень агрессии зависит от степени возбуждения индивида, объема и скорости переработки и искажения информации, что может приводить к искаженной картине мира.

L4QQ/J

6. Агрессия — результат специфического социального поведения, основанного на приобретении опыта агрессии и усвоении примеров агрессивного поведения. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают, что феномен агрессии, рассматриваемый в разных научных направлениях и школах, может быть изучен в рамках биологических теорий, где агрессия представлена в качестве фундаментального свойства человека, основанного на витальных инстинктах. Кроме того, агрессия — предмет исследования антропосоциогенных теорий, утверждающих, что существуют социальные причины агрессии, обусловленные особенностями и способами взаимодействия индивидов в обществе, наличием или отсутствием у них смысложизненных ориентаций. Причиной или симптомом проявления агрессии может выступать экзистенциональный кризис, связанный с проблемами поиска человеком своего «Я» и смысла своего существования, чувствами одиночества и оторванности от общества.

7. Полученные результаты опроса, выявленные уровни агрессии способствовали разработке рекомендаций, направленных на снижение уровня агрессии.

Библиографический список

1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — Москва : Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.

2. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 288 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.

4. Миллер, Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам. — Москва : Прогресс, 1965. — 238 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье — Москва : Прогресс, 2012. — 124 с.

6. Лысак, И. В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека / И. В. Лысак. — Ростов-на-Дону - Таганрог : Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. — 160 с.

7. Lazarus, R. S. Emotion and Adaptation / R. S. Lazarus // New York: Oxford University Press, 1991. — Р.557

8. Савенко, Ю. С. О природе и систематике депрессивных синдромов. Аффективные и шизоаффективные расстройства / Ю. С. Савенко — Москва : Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2003. — 279 с.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2014. — 351 с.

10. Lindemann, E. Symtomatology and Management of Acute Grief / E. Lindemann // American Journal of Psychiatry, 1944. — Р.141-148.

11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2011. — 508 с.

12. Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей / Пакет методик для диагностики риска суицидального поведения обучающихся. — Режим доступа : https://michschool15.68edu.ru/DswMedia/paketmetodikdlyaopredeleniyariskasuicida.pdf (дата обращения : 11.03.2020).

13. Айзенк, Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. — Санкт-Петербург : Ювента, 1999. — 464 с.

14. Айзенк, Г. Ю. Самооценка психических состояний. — Режим доступа : http://azps.ru/tests/tests_eysenck_so.html (дата обращения : 05.02.2020).

L4QQ/J

15. Хван, А. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова. — Кемерово : КРИПКиПРО, 2006. — 68 с.

16. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. — Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2003. — 333 с.

17. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. — Москва : Прогресс, 1992.

— 567 с.

18. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло / К. Лоренц. — Москва : Прогресс, 1994.

— 272 с.

19. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва: Республика, 1994. — 447 с.

20. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. — Санкт-Петербург : Евразия, 2000. — 318 с.

21. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — Москва : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.

22. Bandura, A. Translation of aggression through imitation of aggressive behavior models / A. Bandura, D. Ross, Sh. Ross // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1961. — Р.575-582

23. Bandura, A. Imitation of film-mediated agressive models / A. Bandura, D. Ross, Sh. Ross // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963. — Р.3-11.

24. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. — Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.

25. Zillmann, D. Cognition-excitation interdependencies in aggressive behavior / D. Zillmann // Aggressive Behaviour. 1988. — Р.51-64.

26. Zillmann, D. Effects of Prolonged Consumption of Pornography on Family Values / D. Zillmann, J. Bryant // Journal of Family Issues. 1988. — Р. 518-544.

27. Skinner, E. Reflections on Coping and Development across the lifespan / E. Skinner, K. Edge // International Journal of Behavioral Development. 1998. — Р.231-237.

Об авторах:

Харламова Галина Сергеевна, профессор кафедры «Философия и мировые религии» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1), доктор философских наук, доцент, harlamova.alina@mail.ru

Фейзуллаев Артур Рамазанович, аспирант кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1), f.artur1987@gmail.com

Authors:

Kharlamova, Galina S., professor of the Department of Philosophy and World Religions, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), doctor of philosophy, associate professor, harlamova.alina@mail.ru

Ramazanovich, Artur F., post-graduate student of the Department of Transportation and Traffic Management, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), f.artur1987@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.