Научная статья на тему 'Агрессивные средства речевого воздействия в средствах массовой информации'

Агрессивные средства речевого воздействия в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1008
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / ЛЕКСИКА / АГРЕССИЯ / ЖАРГОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крошнева Марина Евгеньевна, Якушева Ирина

Рассматриваются активные процессы в современном русском языке, исследуются причины и тенденции распространения агрессивной лексики через средства массовой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрессивные средства речевого воздействия в средствах массовой информации»

УДК 811.161.1

М. Е. КРОШНЕВА, И. А. ЯКУШЕВА

АГРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рассматриваются активные процессы в современном русском языке, исследуются причины и тенденции распространения агрессивной лексики через средства массовой информации.

Ключевые слова: русский язык, языковая норма, лексика, агрессия, жаргон.

В последние десятилетия в связи с активным развитием средств массовой информации и масс-медиа изменяются условия функционирования русского языка в печати, на телевидении, радио и т. п. В открытой форме посредством СМИ обществу предлагаются порочные образцы речевого поведения, в которых агрессивность и эпатаж становятся частью языковой личности. Специфическое воздействие глобализации мирового информационного пространства пагубно влияет на производство и распространение русского слова. «Перерабатывая информацию и передавая её читателю, комментируя или аранжируя события, СМИ формируют моральные нормы, эстетические вкусы и оценки, выстраивают иерархию ценностей, а нередко даже навязывают читателю образцы рецепции истин — исторических, социально-политических, психологических и др. Информируя о ценностях и оценивая, СМИ влияют на качество публичного дискурса, на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа» [1].

Эти сложные и многогранные процессы требуют серьёзного научного рассмотрения и разработки новых методов и приёмов практического исследования языка СМИ. Лингвистический анализ форм и средств речевой агрессии в СМИ необходим и потому, что современное русскоязычное общество в своих представлениях о речевых эталонах по-прежнему, как и в середине прошлого века, ориентируется на речь и язык журналистов, ведущих ТУ-программ, формы общения в проектах масс-медиа. Именно радиовещание, газеты, позже телевидение были, начиная с 20-х годов XX века, голосом общественного мнения и остро реагировали на нарушение грамматической, стилистической, орфоэпичес-

© Крошнева М. Е., Якушева И. А., 2016

кой правильности речи. Они сыграли большую роль в сохранении русского литературного языка и определении характеристик его норм. Современная ситуация иная, в сфере языка происходят необратимые процессы. С развитием перестроечных процессов, интенсификацией гласности и демократизацией жизни общества на радио и телевидение, в газеты и журналы потоком полилась спонтанная речь участников митингов и собраний, народных депутатов, самих журналистов. Разгар «свободы» русской речи совпал по времени с разгулом политических свобод: многолюдные митинги с косноязычными, но зажигательными речами, многочасовые трансляции заседаний съезда народных депутатов с речью, далекой от литературных и элементарных этических норм, ожесточение людей от политических противостояний и всеобщего дефицита. «Этот фактор всеобщего ожесточения, агональности словесной борьбы и физических схваток на митингах и в очередях не мог не вызвать волну грубости в речи населения, а ошибочная позиция СМИ быть её зеркальным отражением эту грубость речи только усилила» [2].

К негативным результатам «свободы» речи относятся следующие явления в языке современных российских СМИ. Прямой эфир и запрет цензуры освободили устную речь от ранее принятых ограничений, что привело к снижению уровня культуры медийной речи, к её ориентации на разговорную речь, просторечие и даже агрессивную речь — жаргон. Исследователи отмечают общее огрубление речи, широкое распространение нецензурных выражений в разных социальных группах населения, чему в немалой степени способствовали СМИ. Проникновение элементов неофициального общения в речь из теле- и радиоэфира изменило представление об эталоне речи. Далее следует остановить внимание на самой агрессивной речи.

Жаргон (от фр. «jargon») - речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определённой среде, в нём много искусственных слов и выражений. При рассмотрении лексических процессов пополнения состава жаргона выявляются три основных направления: заимствование, семантические модификации слов, словообразовательные процессы.

Заимствования могут быть внутриязыковыми (из других социальных жаргонов и арго, из профессиональной лексики) или из других языков.

Внутриязыковые заимствования составляют в жаргонном лексиконе 36%. Наиболее активно входят в данный социолект слова из арготической криминализованной речи: завалиться, смыться, стрелка, стучать. При их использовании носители часто не ощущают связи с первоисточником и не стремятся её подчеркнуть, дают лексемам новое семантическое наполнение. Например, у лексемы слямзить в молодёжном жаргоне происходит мена со значения «украсть» на «взять», т. е. происходит утрата семы преступного действия.

К криминальным арго примыкает жаргон наркоманов, с которым у молодёжного жаргона установились достаточно тесные связи двух типов. Во-первых, лексемы языка наркоманов переходят в молодёжный жаргон с меной семантики и широко распространяются, имея достаточно большой круг носителей, чаще всего не ощущающих взаимных связей этих двух жаргонов (бодяжить, кайф, кайфовать, колбасить). Во-вторых, лексемы входят в пассивный словарный запас молодого человека с чёткой маркированностью первоисточника и используются с целью показать свою осведомлённость об этом явлении (белый, кот, кокс, кумарить, травка) или для создания комического эффекта.

В последнее время агрессивная лексика всё чаще употребляется в СМИ. Средства массовой информации, независимо от того, к какому типу они относятся (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные), представляют собой тексты субьектно-ориентированные и субьектно-органи-зованные. СМИ, ориентированные на молодёжь, как и реклама, используют не только художественную образность жаргонной речи, но и заложенную в ней смысловую нагрузку, а также, что более важно, кодирующую функцию, обращённую к подсознанию. Наиболее действенными оказываются те источники, где

существует возможность визуального контакта со словом, т. е. газеты и журналы [3].

В рекламном тексте используется максимальное количество средств привлечения внимания молодёжи. Это наиболее мифологизированная структура, которая базируется в первую очередь на общественных представлениях и формирует свои мифы, опираясь на унифицированные каноны. При этом именно реклама способствует созданию новых слов, которые не входят в речь молодёжи на долгое время, но в определённый период могут быть достаточно распространены. Направленность на конкретную аудиторию определяет выбор языковых средств, и создателями используется молодёжный жаргон разнообразных широких и малых групп в зависимости от контингента потенциальных покупателей.

Дополнительные функции появляются у жаргонизмов при использовании их в кино. Выявленная лексика разделена на две группы: профессиональная (имеющая отношение к деятельности молодых людей) и общебытовая (связанная с проведением досуга, обозначением предметов быта, людей, явлений действительности).

«Свобода слова, провозглашённая на рубеже 80-90-х гг. XX столетия, вызвала стремление уйти от официоза, идеологической уравниловки, стилистической «бесцветности», желание найти свежие языковые средства. Современная публичная коммуникация «выполняет своеобразный „социальный заказ": стремится быть доступной, яркой, экспрессивной, старается отвечать актуальной речевой моде. Отсюда многочисленные коллоквиализмы, экспрессивы, иноязычные варваризмы, жаргонизмы, полудиалектные слова и обороты в передачах телевидения и радио, в популярных газетно-журнальных публикациях и материалах Интернета» [4]. Можно отметить, что к лексике 80-х годов относится 7% всех исследуемых слов, а 93% относятся к бытовой лексике: зелёные, прикид, отшить, штука.

Данная работа является попыткой комплексного социолингвистического описания одного из молодёжных субъязыков — жаргона — в средствах массовой информации. Для более полного описания решено наглядно показать, как сейчас в СМИ используются агрессивные слова и выражения. Проанализировано четыре серии российского сериала «Реальные пацаны», выписаны отдельные фразы, содержащие жаргонизмы, и проведена статистика часто-употребляемых слов.

«Реальные пацаны» — российский комедийный телесериал производства компании «Good Story Media» и «A+production» о жизни пермского «пацана» Николая (Коляна) и его друзей — Антона и Владимира (Антохи и Вована). Сериал официально признан культурным достоянием Пермского края. Премьера состоялась 8 ноября 2010 года на телеканале ТНТ. Немного о сериале: телеканал предлагает молодому человеку Николаю, попавшемуся на краже канализационных люков, принять участие в реалити-шоу. К нему будет приставлен оператор, снимающий его жизнь, работу и друзей. От него требуется: жить честно. У героя уже имеется условный срок и несколько приводов в милицию, и, если он откажется, ему грозит тюремное заключение. Поэтому участник соглашается на съёмки и принимает условия реалити-шоу «Реальные пацаны».

Курсивом выделены непосредственно агрессивные слова и выражения, которые он, или его друзья, наиболее часто употребляет: «Ооо, нифига себе, а где это вы такую тачилу взяли?», «Но в тот момент я реально хотел их ушатать», «Машка — это моя бывшая. Бывшая, потому что, пока меня не было, она с другим замутила», «Слышь ты, адвокат, а ну щеманулась отсюда, пока я в расположении, да», «Крыса среди своих завелась», «Вообще в моём мире за такой базар сразу в челюсть бьют», «Слышь, утырок, ты чё, отжатую мобилу сюда мне приволок?», «С пацанами тусану, пивка попью, чё», «Да я так, заскочил позырить, чё тут, как», «Колян, ты чё, гонишь, что ли? Да чё, это палево вообще, ты чё гонишь», «Михалыч предлагает машины гонять левые. Их там перебиваешь, и они становятся чистые. В месяц там 7—8 штук на нос получается», «А чё ты кипишишь-то сразу?, « Вы чё, ваще хлебанулись? Я себе ногу сломал», «Чё, Антоха, опять западло людям помогать?», «Да ты, Антоха, просто денег жмёшь, никогда никому не помогал и не поможешь», «Запала на меня, как кошка», «А чё ты обижаешься, Колян, как баба?», «Не, а чё он вообще пошёл в этот киоск работать? История какая-то мутная, как будто какой-то план был», «Колян, ты нафига нас сюда привёл? Это вообще херня какая-то», «А он говорит: «Я в автоматах и отсижусь» — не, ну надо такое исполнять, да и с таким-то палевом!» и др.

Самые частоупотребляемые слова (общее количество употреблений за 4 серии) и производные: пацан: 25 раз; баба : 10 раз, гнать: 8 раз, тёлка: 8 раз, братан : 5 раз, замутить: 5 раз, втащить:

3 раза, ушатать: 3 раза, зажигать: 2 раза, капец: 2 раза, кент: 2 раза, палево: 2 раза,тачка: 2 раза.

Общество нашего столетия характеризуется повышенным интересом к жаргонизмам. В современном русском языке можно наблюдать тенденцию к увеличению количества жаргонной лексики в его составе. Социальные сдвиги нашего времени, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм. Это непозволительно, как и не допустим рост ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, обилие новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных), стилистическое снижение современной устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения. Если раньше жаргонизмы употреблялись только в непринужденном общении хорошо знающих друг друга людей, то теперь их можно услышать в радио- и телепередачах и увидеть на страницах самых разных газет.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии : учебное пособие. — М. : Флинта, 2011. — 160 с.

2. Кормилицына М. А. Хорошая речь. Предисловие. Риторическая организация речи. Образцы хорошей речи с комментариями. Хорошая речь. — М. : УРСС, 2007. — Изд. II, исправ. — 352 с.

3. Голокова М. Уместен ли жаргон в прессе? [Электронный ресурс] : официальный сайт / Якутский университет. — Режим доступа: http://www.ysu.ru/gazeta/133. — Загл. с экрана. -(дата обращения 18.09.2016).

4. Сиротинина О. Б. Современная коммуникативная практика и судьба русского языка // Экология языка и коммуникативная практика. Сетевое научное издание. — 2014. — №2.

Крошнева Марина Евгеньевна, доцент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование», кандидат филологических наук. Якушева Ирина, студентка гр. ИДбд-31, гуманитарный факультет УлГТУ.

Поступила 13.12.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.