Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2061
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / HOSTILITY / TEENAGERS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонова Татьяна Николаевна

Статья посвящена актуальной и открытой для исследований проблеме профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Автор обосновывает актуальность и необходимость предотвращения агрессии в обществе, важность раннего осуществления профилактических мероприятий. Автор раскрывает психологическую сущность понятия «агрессивное поведение» с точки зрения зарубежных и отечественных психологов, показывает эмпирическое исследование и содержание программы профилактических мероприятий, дает конкретные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафонова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR: SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT AND PREVENTION WORK WITH ADOLESCENTS

The article is devoted to the actual and open for research problem of prevention of aggressive behavior of teenagers in secondary schools. The author justifies the urgency and necessity of preventing aggression in society, the importance of early implementation of preventive measures. The author reveals the psychological essence of the concept of “aggressive behavior” from the point of view of foreign and domestic psychologists, shows an empirical study and the content of the program of preventive measures, gives specific recommendations.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

вательской работы могут быть полезны психологам для разработки коррекционных программ, направленных на гармонизацию дет-ско-родительских отношений в связи с профориентацией подростков.

Ключевые слова: подросток, профессиональная направленность, детско-родительские отношения.

SUMMARY

Based on the analysis of the available literature on the research topic, it was assumed that there is a relationship between the characteristics of child-parent relationships and the professional orientation of adolescents, which determined the direction of the study. The results of the proposed research work can be useful for psychologists to develop corrective programs aimed at harmonizing child-parent relations in connection with vocational guidance of adolescents.

Key words: adolescent, professional orientation, child-parent relations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жигалин С. С., Овчарова Р. В. Родительская позиция как психологический феномен // Экономика, психология, бизнес. -Красноярск, 2004. - № 2. - С. 166-182.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. -М.: Академия, 2004. - 304 с.

3. Колодина А. В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родитель-ских отношений // Вестник Омского ун-та. Сер. Психология. - 2016. - № 2. - С. 69-77.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 341 с.

5. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2. - С. 94-108.

6. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

7. Рождественская Н. А., Разумова А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 48-55.

8. Савина Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2003. - С. 8-19.

9. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности / ред. А. А. Бодалёв. - М.: НИИ ОП, 1981. - С. 38-45.

10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 394 с.

(Ш&)

Т. Н. Сафонова

УДК: 316.6242:159.922.6:159.943

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Проблема агрессивного поведения детей и подростков - одна из самых важных и серьезных проблем общества. Проявления подростковой агрессии в обществе мы можем наблюдать ежедневно. Такое поведение обусловлено не только социальной, экономической, идеологической и экологической обстановкой в мире, но и психологическими и физио-

логическими изменениями подростка. Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации, в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики.

Изучением проблемы профилактики агрессивного поведения подростков в разное время занимались множество зарубежных и отечественных исследователей. Среди них - А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Я. Л. Коло-минский, К. Лоренц, А. В. Петровский, А. А. Реан, Д. Ричардсон, С. Розенцвейг, Т. Г. Румянцева, С. Фешбек, З. Фрейд, и др.

Несмотря на имеющиеся исследования, научный интерес к проблеме агрессивности подростков существенно вырос. К сожалению, большинство работ содержат в себе теоретическое обоснование проблемы, а исследований, основанных на практическом опыте профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков, относительно немного. Все это подтверждает актуальность нашего исследования.

Цель исследования - выявить сущность и содержание понятия «агрессивное поведение» и определить эффективные пути и условия осуществления профилактики агрессивного поведения подростков в общеобразовательной школе.

Этимология слова «агрессия» берет свое начало от латинского «aggressю» (нападение), которое, в свою очередь, происходит от «adgradi» (где ad - на, gradus - шаг), что значит «двигаться на», «наступать». Исходя из этого, мы можем отметить, что однокорен-ными словами для термина «агрессия» являются такие понятия, как прогресс, т.е. движение вперед, развитие, и регресс - движение назад, возвращение. Изначальным смыслом словосочетания «быть агрессивным» было что-то вроде «незамедлительное движение к цели без страха и сомнения».

Сегодня под агрессией понимается активное стремление к самоутверждению посредством действий, которые наносят моральный или физический вред другому человеку или объекту [8, с. 7].

К настоящему времени в психологии существует множество определений термина «агрессия», сформулированных различными учеными. Однако ни одно из определений не является исчерпывающим и общеупотребительным [8, с. 7].

Ф. Аллан рассматривает агрессию как внутреннюю силу, позволяющую человеку противодействовать внешнему напору. В свою очередь, Л. Бендер говорит об агрессии с точки зрения стремления приблизиться к объекту или удалиться от него [8, с. 7].

X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческий рефлекс, характеризующийся проявлением силы в стремлении сделать вред или ущерб личности, или обществу» [8, с. 7].

В современном психологическом словаре мы можем увидеть следующее определение: «Агрессия - это поведение, носящее мотива-ционный характер, которое может часто причинять вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим людям, приводящий их к депрессии, психологическому дискомфорту, напряженности, страху, боязни, состоянию подавленности...» [4, с. 37].

Чаще всего основанием для формулировки термина «агрессия» становится поведение человека в различных ситуациях как явление, которое поддается и наблюдению, и измерению. Например, Уилсон рассматривает агрессию как «физическое действие, или угрозу такого действия, со стороны одного человека, которое уменьшает свободу или генетическую приспособленность другого человека», а А. Басс - как «реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы» [8, с. 8].

Широко распространено определение агрессии как поведения, которое причиняет ущерб себе или третьим лицам. В свою очередь, ущерб может быть прямым, как, например, последствия физического нападения, и косвенным, также не являющимся последствием прямого действия на объект, к примеру, распространение информации, порочащей честь и достоинство третьих лиц [8, с. 8].

Агрессию как понятие можно описать следующими словами: напористость, жестокость, насилие, разрушительность, деструктивность, нападение. Под термином «агрессивность», прежде всего, понимают личностную или возникшую при определенных обстоятельствах склонность к разрушительному поведению [8, с. 8].

Советская психология (Н. Д. Левитов) описывает агрессивность как активное состояние переживания гнева, при котором происходит потеря самоконтроля [8, с. 8]. В свою очередь, Р. С. Немов определяет агрессивность как враждебность, а именно - недоброжелательность человека в отношении иных лиц и его готовность причинить им вред [6, с. 18].

Согласно исследованиям Л. М. Семенюк, агрессивность имеет такие важные характеристики, как качество и количество, и следующие уровни выраженности: от полного ее отсутствия до максимально яркого проявления. Таким образом, можно предположить, что каждой личности присуща в той или иной степени агрессивность, поскольку отсутствие таковой может означать пассивность, отсутствие индивидуальности. Яркая выраженность этого качества может задавать характер всему облику личности, определяя ее конфликтность [9, с. 48].

Т. П. Смирнова рассматривает агрессивность через призму психических отклонений у людей. Такие люди склонны к разрушительным действиям, в том числе к нападению на окружающих с нанесением телесных повреждений. Также автор отмечает, что объектами агрессии могут быть не только живые существа, но и неодушевленные предметы [10, с. 28].

О. М. Шабалин и Н. Д. Левитов выделяют три важных составляющих агрессивного состояния: познавательную, эмоциональную, волевую. Эти аспекты необходимо учитывать для наиболее глубокого и всестороннего изучения данной проблемы [3, с. 589].

В своем словаре А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский определяют агрессию как «целенаправленное разрушительное поведе-

ние, несоответствующее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящее физический вред людям, и вызывающее у них состояние напряженности, подавленности, страха, и т. д.» [7, с. 57].

И. И. Соковник подразумевает под агрессией поведение, целенаправленное на причинение морального или физического вреда другому живому существу, которое, в свою очередь, имеет тенденцию к избеганию подобного обращения [11, с. 22].

Агрессия может проявлять себя в самых различных формах. Опираясь на ряд характеристик, в психологии были сформированы следующие виды агрессии:

- негативная, также деструктивная, и позитивная, то есть конструктивная;

- явная, которая проявляется по внешним признакам, и скрытая, т. е. латентная;

- прямая, то есть направленная на какой-либо объект, и косвенная, влияющая на объект посредством других объектов;

- вербальная (проявляется в словесном нападении) и физическая;

- враждебная, когда цель - причинить моральное или физическое страдание кому-либо, и инструментальная, преследующая какие-либо иные цели;

- эго-синтонная (личные агрессивные действия не создают дискомфорта самому себе) и эго-дистонная, когда, соответственно, человек сам осуждает свои агрессивные действия [8, с. 15].

Понятия враждебной и инструментальной агрессии были введены А. Бассом. Мотивацией враждебной агрессии являются негативные эмоции с последующим намерением причинить зло. Инструментальная же агрессия преследует цель, связанную с личным обогащением или продвижением, а не с причинением вреда [8, с. 8].

В исследованиях Доджа и Койи определены такие виды агрессии, как реактивная и проактивная. Реактивная агрессия вызывается воображаемой или существующей угрозой

или атакой. Проактивная агрессия зачастую направлена на заведомо более слабого оппонента или противника с целью удовлетворения собственных амбиций или потребностей. Проактивная агрессия бывает враждебной, например, вымещение негативных эмоций на случайном человеке, и инструментальной, например, наемное убийство [8, с. 8].

Г. Паренс также выделяет два вида агрессии: недеструктивная агрессия и враждебная деструктивность [2, с. 151].

Ю. Б. Можгинским были выделены два вида патологической агрессии: трансформированная и психотическая. Психотическая агрессия возникает в состоянии измененного сознания, например, под влиянием бреда или галлюцинаций. Трансформированная агрессия проявляется как изначально адекватная агрессия на сложившуюся ситуацию с последующим проявлением агрессивно-патологических действий с признаками немотивированного садистского насилия [5, с. 37].

А. Басс совместно с А. Дарки выделяют следующие виды агрессии:

- физическую агрессию (физические действия против кого-либо);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- вербальную агрессию (угрозы, крики, ругань и т. д.);

- косвенную агрессию, которая может быть направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

- негативизм (оппозиционное поведение) [8, с. 10].

Наиболее распространенными явными выражениями агрессивного поведения являются злословие, изменение тона и громкости голоса, оскорбления, угрозы, принуждение, негативное оценивание, использование физической силы, применение оружия. Скрытая форма агрессивного поведения выражается в бездействии с целью навредить кому-либо, самовредительство и самоубийство [8, с. 16].

Наибольшую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтерс называют

ее асоциальной агрессией и связывают с действиями разрушительного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другому человеку или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1, с. 168].

Наиболее важным для исследования феномена агрессивного поведения является разделение всех форм такого поведения на две группы:

- несоциализированные формы агрессивного поведения, которые не ставят перед собой цель причинения ущерба другому человеку и не носят враждебный характер;

- социализированные формы агрессивного проведения, которые носят враждебный характер и задачей которых является причинение ущерба или боли другому человеку [8, с. 16].

В основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения лежит теория научения, так как, по мнению многих практиков, поведенческий подход является наиболее эффективным, методически универсальным и быстрым в развитии про-социального поведения [8, с. 15].

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что существует множество определений термина «агрессия», которые описывают данный феномен, базируясь на личных убеждениях и опыте исследователей. Мы можем сделать обобщающий вывод: агрессия бывает бессознательной и осознаваемой. Последняя характеризуется ярким проявлением негатива, разрушительного поведения с целью самоутверждения. Агрессивные действия человека не соответствуют нормам и правилам, признаваемым социумом.

Для того чтобы выявить степень агрессивного поведения подростков, нами было проведено исследование с использованием опросника Басса-Дарки и методики «Несуществующее животное». В исследовании приняли участи 25 человек, из них - 14 девочек и 11 мальчиков. Все испытуемые являются учениками пятого класса муниципальной общеобразовательной школы.

Результаты полученных данных по опроснику Баса-Дарки показали, что в классе у двадцати трех человек (92 %) - нормальный уровень агрессивности и у двух человек (8 %) -повышенный уровень агрессивности. Было также выявлено, что в классе у десяти подростков (40 %) - средний уровень враждебности, у пятнадцати подростков (60 %) - высокий уровень враждебности.

Полученные данные по тесту «Несуществующее животное» показали, что у пяти человек (20 %) - слабый уровень агрессивности; у семнадцати (68 %) - средний уровень агрессивности; у трех подростков (12 %) -высокий уровень агрессивности.

Таким образом, уровень агрессивности подростков в данном классе не выходит за рамки общепринятых норм. Однако в связи с тем, что подростковый период - это период личностного конфликта, когда ребенок пытается отстоять свою взрослость и независимость и одновременно является и ранимым, и грубым, мы можем отметить определенную враждебность в отношении сверстников, о чем говорят результаты опроса. Зачастую показателем разобщенности и враждебности в классе становится разделение коллектива на ярко выраженные обособленные группы. Поэтому для формирования единства коллектива, а также для профилактики появления агрессивности и конфликтных ситуаций необходимо провести комплекс мероприятий.

Для реализации профилактических мероприятий нами была разработана программа, названная «Достойное поколение будущего».

Цель программы - создание комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение агрессивного поведения подростков через формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях, развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств и эмоциональной сферы, а также просвещение родителей и педагогов по проблеме агрессивного поведения подростков.

Цель реализовывалась посредством решения следующих задач:

- выявить ранние признаки проявления агрессивного поведения подростков;

- способствовать развитию эмоциональной сферы, вежливости и ответственности за свои поступки у подростков;

- сформировать у подростков навыки поведения в конфликтных ситуациях;

- способствовать формированию коммуникативных навыков у подростков.

Данная программа разработана для детей 11-12 лет и составлена с учетом ведущих педагогических принципов, таких как:

- принцип доступности информации - проведение профилактической работы с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- принцип последовательности - построение профилактической работы в соответствии с планом и программой мероприятий;

- принцип разграничения - определение целей и задач, средств и предполагаемых результатов;

- принцип конфиденциальности - информация, полученная от подростков, не должна распространяться среди других лиц;

- принцип компетентности - проведение профилактической работы с учетом возрастных особенностей обучающихся различными специалистами;

- принцип многоаспектности - сочетание различной профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательные, воспитательные, социальные и психологические.

Содержанием профилактической деятельности станет работа с детьми: диагностика подростков; проведение занятий по программе «Достойное поколение будущего»; проведение наблюдения за участниками с целью определения видимых изменений.

Форма работы - групповая, продолжительность занятия - 45 минут.

Методы реализации программы - методы групповой работы при проведении диагностики и профилактики: наблюдение за учащимися во время уроков; диагностика степени агрессивности поведения (тест «Несуществующее животное», опросник Басса-Дарки); беседы, дискуссии; коммуникативные игры, упражнения, творческие игры.

Этапы реализации программы:

- подготовительный этап: подготовка мероприятий и материала для проведения профилактики агрессивного поведения, осуществление наблюдения за воспитанниками и использование методик с целью определения ранних признаков проявления агрессивного поведения;

- основной этап: реализация подготовленных мероприятий по программе, разучивание необходимых игр и упражнений с учащимися;

- заключительный: анализ полученных результатов, сравнение и оценка полученных результатов с ожидаемыми результатами, подведение итогов.

Ожидаемые результаты реализации программы следующие:

- формирование коммуникативных навыков и навыков поведения в конфликтных ситуациях;

- развитие эмоциональной сферы ребенка;

- индивидуально-личностное развитие учащихся;

- формирование вежливости и ответственности за свои поступки.

Таким образом, данная программа имеет конкретные цели и задачи, включает в себя принципы, ожидаемые результаты, методы, этапы, сроки проведения; составлена с учетом возрастных особенностей детей. Программа может быть использована в образовательном учреждении для профилактики агрессивного поведения подростков.

Для проверки эффективности разработанной программы «Достойное поколение будущего» нами были повторно использованы те же методики, что и на начальном этапе исследования.

Полученные результаты по опроснику Бас-са-Дарки показали, что в классе у 24 человек (96 %) уровень агрессивности в пределах нормы и у 1 школьника (4 %) - повышенный уровень агрессивности. Было выявлено, что у 14 подростков (54 %) - средний уровень враждебности; у 11 человек (46 %) - высокий уровень враждебности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, уровень агрессивности изменился с 8 % (2 человека) (повышенный уро-

вень агрессии) до 4 % (1 человек), уровень враждебности изменился с 60 % (15 человек) (повышенный уровень агрессивности) до 46 % (11 человек).

Повторное тестирование по методике «Несуществующее животное» свидетельствовало о том, что у 5 школьников (20 %) - слабый уровень агрессивности; у 19 детей (76 %) - средний уровень агрессивности; у 1 подростка (4 %) - высокий уровень агрессивности.

Таким образом, уровень агрессии снизился с 12 % (3 человека) (высокий уровень агрессивности) до 4 % (1 человек).

Сравнив первичные и вторичные результаты, можно сделать вывод о том, что в классе уровень агрессивности и уровень враждебности понизился, что свидетельствует об эффективности реализованной программы «Достойное поколение будущего». Рассмотрев теоретические основы агрессивного поведения подростков и проведя профилактические мероприятия, предлагаем следующие практические рекомендации педагогам:

- проводить профилактические занятия с подростками в форме семинара-тренинга. Как показала практика, именно семинар-тренинг был эффективен в работе с подростками, включал в себя не только лекции, но и ряд упражнений, которые интересны подросткам;

- практиковать в работе с родителями учащихся теоретические занятия, например, на тему «Роль семейных взаимоотношений и методов воспитания в проявлении агрессивных реакций». Это поможет в профилактике агрессивного поведения подростков и научит родителей правильно общаться с ребенком, находить выход из сложных ситуаций;

- осуществлять волонтерские мероприятия с подростками. Привлечение подростков в качестве волонтеров сможет выработать у них чувства сожаления, доброты и помощи. Такими мероприятиями могут быть помощь пожилым людям, помощь бездомным и многие другие.

Рекомендации родителям предусматривают следующее: избегание скандалов и публичных ссор в присутствии ребенка; адекват-

ную оценку возможностей своего ребенка; проведение свободного времени с подростком; избегание выплеска негативных эмоций при ребенке.

Предложенные нами рекомендации позволят комплексно проводить профилактическую работу, связанную с агрессивным поведением учащихся в школе, а также помогут родителям в воспитании школьника.

Таким образом, выявленная сущность и содержание понятия «агрессивное поведение», проанализированные различные подходы к данному определению, имеющийся опыт работы с подростками позволяют утверждать, что агрессивное поведение подростков - не редкость для современного общества. На появление агрессивного поведения подростков могут повлиять такие факторы, как возрастные и половозрастные особенности, семейное воспитание и ближайшее окружение ребенка. Для того чтобы предотвратить агрессивное поведение подростков, необходима планомерная, целенаправленная, систематическая социально-педагогическая профилактическая работа. Проведенные профилактические мероприятия позволили повысить уровень информированности учащихся об агрессивном поведении, сформировать коммуникативные навыки и навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также развить чувство вежливости и уважения.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной и открытой для исследований проблеме профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Автор обосновывает актуальность и необходимость предотвращения агрессии в обществе, важность раннего осуществления профилактических мероприятий. Автор раскрывает психологическую сущность понятия «агрессивное поведение» с точки зрения зарубежных и отечественных психологов, показывает эмпирическое исследование и содержание программы профилактических мероприятий, дает конкретные рекомендации.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, враждебность, подростки, профилактика

SUMMURY

The article is devoted to the actual and open for research problem of prevention of aggressive behavior of teenagers in secondary schools. The author justifies the urgency and necessity of preventing aggression in society, the importance of early implementation of preventive measures. The author reveals the psychological essence of the concept of "aggressive behaviof' from the point of view of foreign and domestic psychologists, shows an empirical study and the content of the program of preventive measures, gives specific recommendations.

Key words: aggression, aggressive behavior, hostility, teenagers, prevention.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. - 512 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2009. - 325 с.

3. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. - СПб.: Питер, 2010. - 956 с.

4. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М., 2003. -672 с.

5. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. -М.: Лань, 2008. - 128 с.

6. Немов Р. С. Психологический словарь. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 -560 с.

7. Петровский А. В. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - М.: Политиздат,1998. - 494 с.

8. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие - СПб.: Речь, 2006. -336 с.

9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2009. - 96 с.

10. Смирнова Т. П. Коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-н/Д., 2010. -154 с.

11. Соковник И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. - М.: Просвещение, 2009. - 107 с.

Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.