УДК 63.631.1
АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В 20-21 ВЕКАХ
т. н. Медведева,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,
курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева
(641300, Курганская обл., Кетовский р-н, п. КГСХА; тел.: 89125795751; e-mail: [email protected]),
ф. а. сычева,
кандидат экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89501943549)
Ключевые слова: аграрные преобразования, этапы аграрных реформ, система аграрных отношений, народное хозяйство, развитие сельского хозяйства.
Аннотация. На протяжении всего 20 века и по настоящее время сельское хозяйство России постоянно реформировалось. Результаты преобразований в разные этапы развития существенно отличались. Россия исторически была аграрной страной, где производили и продукцию растениеводства, и продукцию животноводства. Ученые и историки отмечают несколько этапов аграрных реформ, способствующих развитию сельскохозяйственного производства в России. Особый интерес представляет экономика страны с начала 20 века и по настоящее время. Именно в этот период в стране происходили события, которые отличались не только своей значимостью, но и противоречивостью. Большинство аграрных реформ России затрагивали, чаще всего, систему управления отрасли. Проблема всех нововведений в сельском хозяйстве заключается в принципиальном изменении самой системы аграрных отношений, поэтому на итоги проводимых реформ влияли методы государственного управления. На основе проведенных исследований, важно выделить наименее эффективные из всех преобразований — это периоды продразверстки (1918-1921 гг.) и коллективизации (начало в 1929 г.); постсоветская реформа 1992 г. Наилучшие показатели развития отрасли наблюдались во времена «Косыгинской» реформы (1966-1970 гг.). Валовой прирост продукции сельского хозяйства 21 %. Положительные сдвиги в сельском хозяйстве происходят только тогда, когда в основе преобразований лежат экономические методы.
AGRARIAN REFORMS IN RUSSIA’S AGRICULTURE IN 20-21 CENTURIES
T. N. MEDVEDEVA,
candidate of economic sciences, associate professor, head of department,
Kurgan state agricultural academy of T. S. Maltsev
(641300, Kurgan reg., Ketovskii dist., KSAA; phone: 89125795751; e-mail: [email protected]),
F. A. SYCHEVA,
candidate of economic sciences, professor, Ural state agrarian university
(620075, Ekaterinburg, K. Libknchta st., 42; phone: 89501943549)
Keywords: agricultural transformation, the stages of the agrarian reform, the system of agricultural relations, national economy, development of agriculture.
Abstract. Throughout the 20th century and to the present the agricultural industry of Russia was constantly reformed. The results of transformations in different stages of development differed significantly. Russia has historically been an agricultural country, where made both plant growing production and livestock products. Scientists and historians have noted several phases of agrarian reform, contributing to the development of agricultural production in Russia. Of particular interest is the economy of the country since the early 20th century to the present. It was during this period in the country there were events that were different not only because of its importance, but also contradictory. Most of the Russian agrarian reform affected, most often, the control system of the industry. The problem with all the innovations in agriculture is a fundamental change in the system of agrarian relations, so the results of the reforms have influenced government methods. Based on these studies, it is important to identify the least effective of all the changes is the surplus periods (1918-1921). And collectivization (beginning of 1929), the post-Soviet reform in 1992. The best performances of the industry were observed during the “Kosygin” reform (1966-1970). Gross gain of production of agricultural industry of 21%. Positive shifts in agricultural industry occur only when the core of the transformation are economic methods.
Развитие сельского хозяйства является основой продовольственной безопасности государства. Россия исторически была аграрной страной, где производили и продукцию растениеводства, и продукцию животноводства. Ученые и историки отмечают несколько этапов аграрных реформ, способствующих развитию сельскохозяйственного производства в России. Особый интерес представляет экономика страны с начала 20 века и по настоящее время. Именно в этот период в стране происходили события, которые отличались не только своей значимостью, но и противоречивостью. Доктор экономических наук, профессор Р. Х. Адуков в своей статье «Аграрные реформы и развитие сельской экономики России» представил краткую характеристику этих преобразований. Полученные результаты в разные этапы развития существенно отличались [2].
Большинство аграрных реформ России затрагивали, чаще всего, систему управления отрасли. В революции 1905 г. главный лозунг, по словам премьер-министра Сергея Витте, — это требование крестьян дать им землю. Поэтому Государственная Дума должна была, в первую очередь, разрешить земельный вопрос, так как в этот период в России крестьяне составляли 3/4 населения страны. Однако, активно воплощаемая Витте индустриализация, привели сельское хозяйство к глубокому кризису.
Другой видный государственный деятель (Председатель Совета Министров с 1906 г.) Петр Аркадьевич Столыпин ставил вопрос о передачи крестьянам государственных земель, предоставлении свободного выхода из общины, создании мелких собственнических (хуторских) хозяйств и возможности продажи крестьянам свободных участков из запаса казенных и удельных земель. «Столыпинскую» аграрную реформу можно определить как социально-политическую, социально-экономическую и экономическую — одновременно. Несмотря на то, что с 1905 по 1913 гг. были достигнуты определенные успехи в аграрной отрасли (вырос объем ежегодных закупок сельхозтехники в 2-3 раза, значительно увеличилось производство зерновых культур, Россия заняла лидирующую позицию среди мировых экспортером зерновых (от 11 до 40 % мирового экспорта), в целом, реформа не достигла, поставленных перед ней, целей [1]. Причинами ее неэффективности и скорого окончания явились: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ и др.
После Октябрьской революции произошли коренные изменения — ликвидировано помещичье землевладение, и вся земля была национализирована, в том числе и земли сельскохозяйственного назначения, которые перешли в пользование крестьян. Дореволюционное сельское хозяйство имело примитивные орудия труда, вело экстенсивное земледелие, а животноводство развивалось низкими темпами. Оно отличалось раздробленностью, отсталой организацией труда и низкой продуктивностью.
Первая мировая война еще более усугубила положение сельского хозяйства России. Введенная в 1917 г. монополия государства на хлеб, проблему не разрешила. В этой ситуации в мае-июне 1918 г. была введена продовольственная диктатура, а за-
тем, в январе 1919 г. — продразверстка (вторая после 1916 г.), которая стала частью, так называемой, политики государства — «военного коммунизма». К концу 1920 г. государством бесплатно изымались «излишки», практически, всех сельхозпродуктов, что, естественно вызвало недовольство крестьян. Как следствие, наблюдается сокращение посевных площадей, снижение урожайности культур и объемов производства. В результате, продразверстка 1919-1921 гг. привела к разорению деревни.
Чтобы как-то разрешить сложившуюся ситуацию в жизненно важной отрасли народного хозяйства, Правительство принимает решение о смене курса от военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), и в марте 1921 г. продразверстка была заменена на продналог. Так как он был существенно (в 2 раза) ниже продразверстки, у крестьянина появились стимулы к труду. Кроме того, декрет «О земле» позволял выделять дополнительные земельные наделы. Это способствовало подъему экономики. Так за 1922-1928 гг. прирост стоимости произведенной продукции (в сопоставимой оценке) в среднем за год составлял более 13 %. Темпы развития сельского хозяйства в России в данный период очень высокие [2].
Новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как временная мера. С 1929 г. в стране началась политика коллективизации. Ее суть можно определить в укреплении контроля государства на большую часть производимой сельскохозяйственной продукции. К 1932 г. в России было образовано более 211 тыс. колхозов (это более 60 % крестьянских хозяйств) и, к 1938 г. сплошная коллективизация страны была завершена. Производительность труда в коллективных хозяйствах значительно выросла. За это время построили свыше 5000 машиннотракторных станций (мТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Интенсификация, механизация, электрификация и химизация сельскохозяйственного производства коренным образом изменяют условия труда колхозников. Это позволило наращивать объемы производства таких культур как сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника, которые требовали больших трудозатрат. Благодаря коллективизации, российское сельское хозяйство стало самым крупным в мире [4].
Но в начале пятидесятых годов в России вновь начался аграрный кризис. Н. С. Хрущев предложил систему мероприятий по его ликвидации: увеличение закупочных цен на сельхозпродукцию, списание долгов прошлых лет, рост размеров личного подсобного хозяйства, увеличение расходов государства на социальное развитие села.
В 1954 г. началось освоение целинных земель. За 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил 34 % по сравнению с предыдущей пятилеткой. Но это успехи первых лет. В последующем показатели начали снижаться вследствие ряда причин, и не только организационного характера. У руководства государства возникли опасения относительно снижения роли административного руководства, по-прежнему, командно-бюрократической системы управления и, с 1959 г. началось отступление, от ранее принятых позиций: запрет горожанам иметь подсобные хозяйства, сокращение размеров ЛПХ сельского населе-
ния, запрет торговли на рынках и др. Результатом этих действий стало обострение продовольственной проблемы в стране. Сельское хозяйство России, по-прежнему, не способно было удовлетворить потребности государства в ряде основных видов аграрной продукции.
В 1965 г. принимаются меры по дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства. Были выработаны основные направления текущей аграрной политики, которые должны обеспечить материальную заинтересованность колхозов и совхозов, а также, работников отрасли. Это должно было привести к росту производства и укреплению материально-технической базы сельского хозяйства. Причем, увеличение производства продукции осуществлялись на основе интенсификации отрасли. Ускорение научно-технического прогресса способствует углублению специализации. В эти годы наблюдается усиление концентрации производства и расширению межхозяйственной кооперации [6].
Новая система аграрных отношений способствовала не только совершенствованию организации производства, но и улучшению управления сельским хозяйством. В результате этих мер существенно повысилась рентабельность сельскохозяйственных предприятий, выросли доходы их работников. Изменения коснулись и социальной сферы села, реализовывалась цель сближения города и деревни по всем показателям социально-экономического развития. Но, несмотря на значительные позитивные сдвиги в развитии, во время Брежневского периода (1965-1982 гг.) тоже был сделан шаг назад, то есть, возврат к административным (централизованным) методам управления.
Во второй половине 70-х гг. страна начала ощущать сбои в развитии народного хозяйства, и аграрное производство было не исключением. В 1980-х гг. сельское хозяйство находились в критическом состоянии. СССР постоянно импортировал зерно, имея при этом достаточное количество собственных плодородных земельных угодий. Но в связи с неэффективностью их использования (неэффективная мелиорация, химическая обработка почв) и применением устаревшей техники, сельское хозяйство теряло 3540 % производимой продукции.
Укрепление дисциплины во всех звеньях народного хозяйства Андропов рассматривал как резерв для роста производства. Он считал это «нулевым циклом» реформ, и, в целом, видел необходимость частично децентрализовать экономику, усилить экономическую заинтересованность трудящихся и самих предприятий в эффективности производства, но каких-либо крупных преобразований в АПК сделано не было.
По словам м. С. Горбачева, темпы роста национального дохода упали к началу 80-х гг. до такого уровня, что это грозило экономической стагнацией. Несмотря на усиление и даже жесткий контроль над трудовой дисциплиной, снижается производительность труда и, в целом, объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Развитие народного хозяйства в 70-е гг. все чаще стали называть застойным. В 1985 г. М. С. Горбачев объявил курс на перестройку. Был осуществлен переход предприятий на самостоятельное планирова-
ние с одновременным введение контрольных цифр по производству, обеспечению госзаказа, которые формировались, исходя из общественных потребностей. Предусматривался переход от регулирования к саморегулированию и самофинансированию. При этом принципиально изменилась и система материально-технического обеспечения производства: от фондирования (централизованного распределения ресурсов) к оптовой торговле. Это, не что иное, как первые признаки рыночных отношений.
Следует отметить, что все реформы Советского периода социалистического метода ведения хозяйства заканчивались, примерно, одинаково: изначально ставились цели, которые так или иначе стимулировали рост производства и решение ряда задач и, соответственно, были более прогрессивными по отношению к предыдущим, а когда экономика начинала сбавлять темпы, осуществлялся переход к административному методу управления. Поэтому проблема всех аграрных реформ заключается в принципиальном изменении самой системы аграрных отношений.
С приходом к власти первого Президента России Б. Н. Ельцина — реформатора и сторонника рынка, в стране началась новая экономическая эпоха — становление и развитие рыночной экономики и рыночного хозяйства. Распад централизованной системы ресурсного обеспечения и поставок сельскохозяйственной продукции и сырья, неразвитость рыночной инфраструктуры и недоиспользование рыночных механизмов хозяйствования привели к перераспределению значительной доли прибыли в пользу торгово-посреднических структур, что не способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Образовавшийся диспаритет цен, привел к резкому росту убыточности сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Несмотря на многообразие организационно-правовых форм (в соответствие с принятым Гражданским Кодексом, производством сельскохозяйственной продукции могли заниматься предприятия и организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства) и форм собственности на имущество и землю, объемы производства в сельском хозяйстве продолжали падать, а объемы импортной продукции — расти. Реформа привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства. Назрела ситуация, когда остро встала проблема продовольственной безопасности страны.
С началом президентства В. В. Путина стала формироваться новая агропродовольственная политика, основы которой закреплялись нормативно-правовыми актами. В 2001 г. принят Земельный кодекс, который стал основанием для передачи в собственность граждан сельскохозяйственных угодий для ведения личного подсобного хозяйства. Но пользование землей становилось платным. С 2006 г. начал реализовываться в жизнь один из 4 принятых Приоритетных национальных проектов — «Развитие АПК». К его положительным характеристикам можно отнести направленность на развитие конкурентоспособного сельхозпроизводства и решение социальных вопросов.
В дополнение к принятому Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» Правительство Рф в 2007 г. утверждает Государственную программу
(\^yL-
Экономика €
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а затем и до 2020 г. Большое внимание уделялось устойчивому развитию территорий, повышению уровня жизни сельчан, решению экологических проблем. Для сельхозтоваропроизводителей принимается льготный специальный налоговый режим (единый сельхозналог), а также, ряд льгот по другим налогам и сборам. Продолжается финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий и организаций на основе 83-фЗ. В результате реализации государственной программы планируется обеспечить увеличение производства продукции сельского хозяйства в 2020 г. на 39 % по отношению к 2010 г., а повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20 % [5].
В начале 2010 г. для обеспечения продовольственной независимости страны принимается Доктрина продовольственной безопасности Российской федерации. Делается ставка на инновационный путь развития АПК, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
С 2013 г. для российского сельского хозяйства начинается новый этап развития, обусловленный вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). До сих пор обсуждается вопрос: нужно ли это России? Независимый экономист В. С. Жуковский назвал 10 причин, почему России нельзя было вступать в ВТО. Среди них, он пророчит утрату экономической, валютно-финансовой и продовольственной безопасности, неполучение обещанных преференций и насыщение рынка продуктами с ГМО [3]. Но нельзя забывать, что ВТО — это надзорная организация. В настоящее время принято и ра-
ботает Соглашение по сельскому хозяйству, которое регулирует торговлю сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. Кроме того, России предоставлен переходный период на 5-6 лет, чтобы решить свои проблемы и насытить внутренний продовольственный рынок товарами.
Изучая аграрные преобразования в России, мы пришли к выводу, что нужно уточнить классификацию профессора Р. Х. Адукова и добавить еще 2 этапа реформ, которые характеризует курс Путина-Медведева.
Целесообразно отметить, что в реформе 19651967 гг. инициатором выступал не только Л. И. Брежнев. Истинным автором преобразований являлся А. Н. Косыгин. Эту реформу, зачастую, так и называют «Косыгинской». Именно А. Н. Косыгин выступал в 1965 г. с докладами по этому вопросу. Акцент был сделан не на ликвидацию отсталости сель-
ского хозяйства, а на «антикризисное управление». Л. И. Брежнев активно выражал свою позицию только в вопросе финансирования отрасли. Он был сторонником капиталовложений в аграрный сектор.
На основе проведенных исследований, важно выделить наименее эффективные из всех преобразований — это периоды продразверстки (1918-1921 гг.) и коллективизации (начало в 1929 г.); постсоветская реформа 1992 г. Наилучшие показатели развития отрасли наблюдались во времена «Косыгинской» реформы (1966-1970 гг.). Валовой прирост продукции сельского хозяйства 21 %.
Характеризуя аграрные реформы, необходимо отметить, что положительные сдвиги в сельском хозяйстве происходят только тогда, когда в основе преобразований лежат экономические методы.
Литература
1. Аграрная реформа П. А. Столыпина и развитие сельского хозяйства. URL : http://www.istorya.ru.
2. Адуков Р. Х. Аграрные реформы и развитие сельской экономики России : материалы Международной научно-практической конференции «Аграрные доктрины 20-го столетия : уроки на будущее». URL : http://www.adukov.ru.
3. Жуковский В. С. Десять причин, почему России нельзя вступать в ВТО. Мнение эксперта. URL : http://kprf.ru.
4. Большая советская энциклопедия. Сельское хозяйство. Коллективизация сельского хозяйства. URL : http://dic. academic.ru.
5. Правительство Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». URL : http://base.garant.ru.
6. Экономика СССР в 1953-1964 гг. Сельское хозяйство. URL : http://raal100.narod2.ru.
References
1. Agrarian reform Stolypin and the development of agriculture. URL : http://www.istorya.ru.
2. Adukov A. D. Agrarian reform and development of the rural economy of Russia : materials of the International scientific-practical conference “Agrarian doctrines of the 20th century : Lessons for the Future”. URL : http://www.adukov.ru.
3. Zhukovsky V S. Ten reasons why Russia cannot join the WTO. Expert Opinion. URL : http://kprf.ru.
4. Great Soviet Encyclopedia. Agriculture. The collectivization of agriculture. URL : http://dic.academic.ru.
5. The Government of the Russian Federation. Government Decree of 14.07.2007 № 446 “On the State Program for Development of Agriculture and Regulation of agricultural products, raw materials and food for the period 2008-2012”. URL : http://base. garant.ru.
6. The economy of the USSR in 1953-1964. Agriculture. URL : http://raal100.narod2.ru.