Научная статья на тему 'АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА'

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / агропромышленный сектор / аграрное образование / модель образования / Innovative technologies / agro industrial sector / agricultural education / education model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Александрова, Е.А. Воробьева

Использование инновационных технологий, направленных на повышение уровня экономики страны сегодня является неотъемлемой частью развития экономики страны. В данной статье рассмотрены основные тренды, которые определяют процесс развития агропромышленного сектора и позволяют повысить престижность сельскохозяйственных профессий среди абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR IN INCREASING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE AGRO INDUSTRIAL SECTOR

The use of innovative technologies aimed at improving the level of the country's economy is now an integral part of the development of the country's economy. This article examines the main trends that determine the process of development of the agro industrial sector and make it possible to increase the prestige of agricultural professions among applica nts.

Текст научной работы на тему «АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА»

ВЕСТНИК ТЕХНОСФЕРНОИ БЕЗОПАСНОСТИ И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

№4(35), 2023

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 631.1.016

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА

Е.В. Александрова, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Воробьева, преподаватель E-mail: 30Elena78@mail. га Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: использование инновационных технологий, направленных на повышение уровня экономики страны сегодня является неотъемлемой частью развития экономики страны. В данной статье рассмотрены основные тренды, которые определяют процесс развития агропромышленного сектора и позволяют повысить престижность сельскохозяйственных профессий среди абитуриентов.

Ключевые слова: инновационные технологии, агропромышленный сектор, аграрное образование, модель образования.

AGRICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR IN INCREASING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR

E.V. Alexandrova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor E.A. Vorobyova, teacher Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Annotation: The use of innovative technologies aimed at improving the level of the country's economy is now an integral part of the development of the country's economy. This article examines the main trends that determine the process of development of the agro-industrial sector and make it possible to increase the prestige of agricultural professions among applicants.

Keywords: Innovative technologies, agro-industrial sector, agricultural education, education model.

В последние годы в России все активнее развиваются инновационные технологии, направленные на повышение уровня экономики страны. Такие технологии особенно затронули агропромышленный сектор, создав тем самым предпосылки для перехода на новую ступень развития. Среди основных трендов, которыми будет определяться процесс развития аграрного производства, можно выделить такие, как:

- переход на новый технологический уровень, определяемый повышением продуктивности отраслей сельского хозяйства, уменьшением потерь, в том числе и от природно-климатических условий;

- смещение спроса от традиционных продуктов питания в сторону готовой к употреблению пищи;

- переход сельского хозяйства от самостоятельной отрасли производства к функции одного из основных звеньев продовольственной системы.

Для развития цифровизации и роботизации сельского хозяйства требуются высококвалифицированные кадры, которые владеют новыми видами профессий. Именно поэтому возникает потребность к формированию такой системы аграрного образования, которая бы удовлетворяла потребности развития инновационных технологий в сельском хозяйстве.

Рассмотрим основные характеристики инновационной модели образования.

Во-первых, необходима политематичность и междисциплинарность научно-образовательной деятельности, сфокусированной на трех направлениях:

- сельскохозяйственное производство, продовольственная и непродовольственная продукция

АПК;

- ресурсосбережение и охрана окружающей среды;

- благосостояние и благополучие общества.

Во-вторых, необходимо внедрение новых конвергентных дисциплин, формирующих необходимые качества для адаптации в новом технологическом укладе:

- увеличение доли персонализированных образовательных продуктов;

- доступность и эффективность использования любых видов информации;

- возможность разработки и реализации мета проектов.

ВЕСТНИК ТЕХНОСФЕРНОИ БЕЗОПАСНОСТИ №4(35),

И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ 2023

В-третьих, необходим переход от традиционного образования к «экономике знаний», где главный ресурс - это компетенции.

Следует отметить, что аграрные вузы Российской Федерации вступают в новый технологический уклад наименее не подготовленными, по сравнению с агарными учебными заведениями развитых стран. Так, например, по данным агентства Интерфакс на 11.06.2021 года, в мировом рейтинге университетов QS World University Rankings 2022 в предметном рейтинге «Сельское и лесное хозяйство» (Agriculture & Forestry) ни один из российских аграрных вузов не входит в ТОП-200 лидеров [2]. Из профильных ВУЗов РФ только РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, по состоянию на 2020 г. входит в группу вузов, занимающих 251-300-е места.

Среди основных проблем, которыми вызван такой глобальный разрыв, следует отметить следующие.

1. На текущий момент Россия отстает по внедрению цифровых технологий именно в аграрном секторе, в отличие от опыта передовых стран. Отставание связано с большими сроками внедрения и окупаемости затрат инновационных технологий.

2. Существует серьезный дефицит кадров, способных пользоваться цифровыми технологиями, поскольку данная компетенция, как правило, не входит в программу образования обучающихся аграрных вузов. Такая проблема связана с тем, что абитуриенты не видят престижности в сельскохозяйственных профессиях, а также с консервативностью самой системы сельскохозяйственного образования, поскольку она направлена прежде всего на создание специалистов-универсалов, в то время как работодателям необходимы узкопрофильные специалисты.

3. Недостаточное государственное регулирование вопросов профориентации и повышения престижности аграрных профессий. Как показывает практика, аграрные вузы остаются один на один с преодолением субъективного отношения к сельскому хозяйству при осуществлении профориентационной работы. Оно складывается из следующих факторов:

- неискоренимое представление сельского хозяйства, в котором преобладают ручные технологии производства и устаревшая техника;

- не четкие перспективы карьерного роста;

- представление того, что, работа в агропромышленном секторе не дает возможности организовать свой прибыльный бизнес.

Тем не менее, следует отметить и положительные моменты. Разработана и реализуется перспективная национальная программа «Цифровое сельское хозяйство», запланировано внедрение интеллектуального отраслевого планирования («Эффективный гектар»), создание нового цифрового канала взаимодействия в отрасли («Умные контракты»), масштабирование отечественных типовых цифровых решений для предприятий АПК, в том числе «Умная ферма», «Умное поле», «Умная теплица» и др., где основными трендами являются системы искусственного интеллекта (СИИ), робототехника, Big data и систем поддержки принятия решений (СППР)

Так, например, комплексное внедрение и использование технологий точного земледелия способно обеспечить прирост урожайности на 70%, за счет оперативного реагирования на изменение внешних условий и корректировки параметров работы оборудования уже позволяют снизить расходы на посадочный и семенной материал, удобрения и ядохимикаты, горюче-смазочные материалы и топливо, а также сократить временные издержки на полевые агротехнические работы [7].

Технологии Big data, СППР и СИИ позволяют повысить эффективность процессов селекции и семеноводства, разработки новых эффективных кормов и удобрений, обеспечивать прогнозирование урожайности с учетом воздействия внешних факторов, а так же разработать и осуществить выбор оптимальной стратегии возделывания сельскохозяйственных культур.

Применение беспилотных технологий мониторинга существенно снижает затраты на выполнение отдельных видов работ. Например, использование БПЛА для посадки семян способно снизить затраты на данную операцию на 85% [8]. По оценкам американской ассоциации фермеров, сокращение издержек вследствие роботизации сельскохозяйственных операций достигнет 40% [9]. При этом увеличивается производительность труда. Так, одна роботизированная система SW6010 автоматической уборки хрупких ягод компании Agrobot способна за три рабочих дня собрать урожай клубники с 800 соток. [4]

Цифровые технологии предоставляют преференции потребителям и контролирующим органам, у которых уже сейчас появилась возможность получения информации о происхождении потребляемой продукции, что повышает ее безопасность, а также является дополнительным фактором развития потребительской культуры [6].

Так же немаловажным трендом применения цифровых технологий является снижение экологической нагрузки на сельское хозяйство, повышению эффективности использования природных ресурсов, росту устойчивости к неблагоприятным агроклиматическим явлениям.

Решение же вопросов с повышением количества высококвалифицированных кадров имеет комплексную структуру [1]. От наличия высококлассных специалистов-аграрников, компетенции которых,

ВЕСТНИК ТЕХНОСФЕРНОИ БЕЗОПАСНОСТИ И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

№4(35), 2023

отвечают всем вызовам и трендам нового аграрного уклада зависит не только благосостояние общества, но и продовольственная безопасность государства в целом.

Для решения проблемы разрушения негативных стереотипов о сельскохозяйственном секторе необходимо ставить профориентационную работу со школьниками.

Так, например, популяризация передовых цифровых технологий, в том числе: задачам роботизации АПК, использованию БПЛА, применению цифровых технологий в АПК, осуществляемая всероссийским конкурсом «АгроНТИ». Организованный Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, конкурс позволяет знакомить и вовлекать обучающихся средних образовательных учреждений, в работу с цифровыми и технологическими приоритетами Национальной технологической инициативы (НТИ), а также их ранней профессиональной ориентации.

Продвижение таких образовательных центров, как «Сириус», «Кванториум», которые, по сути, являются уникальной средой, предназначенной для выявления, развития и дальнейшей профессиональной поддержки одаренных детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, а также ориентированию в профессиях будущего.

Также необходимо преобразование системы среднего профессионального аграрного образования, которое должно быть трамплином для поступления в аграрные вузы. Школьное обучение не должно ограничиваться культурным образованием школьника в рамках изучаемой дисциплины (посещение театров, музеев и т.д.). Здесь необходимо дополнительное внедрение в образовательные программы трудовые практики, нацеленные на работу по приобщению молодого поколения к сельскохозяйственным наукам. Подобное обучение может основываться на дуальной основе, сочетающей как теоретическое обучение, так и практическую работу на автоматизированных животноводческих комплексах, теплицах, лабораториях, опытных участках.

Отдельного внимания заслуживает такая форма профориентационной работы со школьниками, как агроклассы. Занятия с будущими аграриями проходят в разных форматах. Факультативные - по программе «Введение в агробизнес» - организуются учителями школ, дистанционные в сети интернет (вебинары) - ведут профессора, доценты и преподаватели Орловского государственного аграрного университета. Также научно-педагогическим коллективом вуза проводятся выездные практические занятия с проведением опытов, разбором решения прикладных задач с применением цифровых технологий, а также организовываются экскурсии на передовые сельскохозяйственные предприятия Орловской области.

Таким образом, вопрос развития экономики страны в рамках повышения уровня инновационности аграрного сектора зависит не только от внедрения новых технологий, но и от повышения уровня знаний выпускников аграрных вузов, которые будут направлены на владение и скорое внедрение таких технологий в действие. Для этого необходимо внесение изменений в текущую систему образования с целью повышения престижности сельскохозяйственных профессий среди абитуриентов.

Литература

1. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г.

2. Рейтинг мировых университетов QS 2022 https://academia.interfax.ru/ ru/analvtics/research/6665/

3. Александрова Е.В., Польшакова Н.В. Модульная технология обучения в аграрном университете как одно из требований современности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3 (84). С. 201-204.

4. Мосеев В. Десять роботов для бережного сбора урожая 17.09.2018 https://iot.ru/selskoe-khozvavstvo/11-robotizirovannvkh-resheniv-dlva-berezhnogo-sbora-urozhava (дата обращения 19.09.2021)

5. Орлова, Н. В., Николаев, Д. В., Серова, Е. В. Аграрное образование в контексте перехода к АПК 4.0. Анализ международного опыта. Рекомендации для России [Текст]: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Н. В. Орлова (ред.), Н. В. Николаев, Е. В. Серова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 78 с. — ISBN 978-5-7598-2513-5 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2273-8 (e-book). https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/465307118.pdf (дата обращения 20.09.2021)

6. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Виртуализация информационной среды как средство реализации самообразования студентов // Образование и общество. 2017. № 5-6 (106-107). С. 34-36.

7. Шевченко А.В., Мещеряков Р.В., Мигачев А.Н. Обзор состояния мирового рынка робототехники для сельского хозяйства. Ч.1. Беспилотная агротехника. Проблемы управления №5. 20019 стр. 3-18

8. World Government Summit, 2018 https://www.worldgovernmentsummit.org/press/news/world-government-summit-2018 (дата обращения 20.09.2021)

9. Robotics Business Review Names the RBR50 for 2019 https://www.roboticsbusinessreview.com/news/robotics-business-review-names-the-rbr50-for-2019/ (дата обращения 20.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.