Научная статья на тему 'Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение польской традиции в крестьяноведении'

Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение польской традиции в крестьяноведении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарыкова Н. М.

Впервые в отечественной историографии рассмотреныы общественно-исторические и интеллектуальные предпосылки зарождения аграрной социологии в Польше, существенный вклад в развитие которой внес всемирно известный польский ученый Ф. Знанецкий (1882-1958).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGRICULTURAL SOCIOLOGY OF FLORIAN ZNZNETSKY: THE CONCEPTION OF "POLISH TRADITION" IN PEASANT STUDY

Social, historical and Intellectual prerequisites for the conception of agricultural sociology in Poland are viewed for the first time in Russian historiography. Universally known Polish scientist F. Znanetsky (1882-1958) made an important contribution to the development of the study.

Текст научной работы на тему «Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение польской традиции в крестьяноведении»

т_

Нарыкова Н. М., Яковкина Е. В. ДИ «Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение «польской традиции»

АГРАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ФЛОРИАНА ЗНАНЕЦКОГО: ЗАРОЖДЕНИЕ «ПОЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ» В КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИИ

Н. М. Нарыкова, Е. В. Яковкина

THE AGRICULTURAL SOCIOLOGY OF FLORIAN ZNZNETSKY: THE CONCEPTION OF "POLISH TRADITION" IN PEASANT STUDY

Narykova N.M., Yakovkina E.V.

Social, historical and nntellectual prerequisites for the conception of agricultural sociology in Poland are viewed for the first time in Russian historiography. Universally known Polish scientist F Znanetsky (1882-1958) made an Important contribution to the development of the study.

Впервые в отечественной историографии рассмотрены/ общественно-исторические и интеллектуальные предпосылки зарождения аграрной социологии в Польше, существенный вклад в развитие которой внес всемирно известный польский ученый Ф. Знанецкий (1882-1958)

Одной из основных черт, характеризующих современное социогуманитарное знание, является существование «открытых» границ между различными его областями, которое признается одним из важнейших условий продвижения науки вперед. Это выражается как в применении в исследованиях так называемого интердисциплинарного подхода, так и в появлении таких отраслей научного знания, которые синтезируют достижения различных дисциплин. Одной из таких отраслей является крестьяноведение, объединившее усилия экономистов, социологов, политологов, культурологов, этнографов, историков в изучении такого многомерного феномена как крестьянство.

Современное крестьяноведение начинает складываться как научная дисциплина в странах Запада с 60-х годов XX столетия. Но это было своего рода «второе рождение», поскольку уже в течение первой трети XX века учеными Восточной и Центральной Европы был накоплен богатый фактический материал и выработаны основные подходы к изучению проблемы. Однако в тот момент еще не ставился вопрос о необходимости создания отдельной научной дисциплины, которая бы занималась исключительно изучением крестьянства.

Возникновение интереса к крестьянству именно в этом регионе и в этот период вполне объяснимо. Связано это было с активностью политической и национальной борьбы в странах, где крестьяне

УДК 941/949

составляли большинство населения, а существование здесь относительно развитой академической культуры делало возможным аналитическое осмысление происходящего. Одним из подобных примеров является польская аграрная социология, становление которой связано с именем Ф. Знанецкого.

Знанецкий впервые обратился к изучению крестьянства в период своей работы в Товариществе помощи эмигрантам и журнале «Польский эмигрант» в 1910-1914 гг. В этот период он занимался исследованием такого явления, как крестьянская эмиграция, стремился объяснить ее причины и установить степень их зависимости от социально-экономических условий (1). Затем было создание работы «Польский крестьянин в Европе и Америке» (2), которая стала результатом почти пятилетнего сотрудничества польского ученого и известного американского социолога В. Томаса. В ней исследовался процесс социокультурной трансформации польской деревни под влиянием мо-дернизационных процессов. Эту работу можно считать неофициальным появлением в польской академической науке нового научного направления - аграрной социологии.

В период работы Знанецкого в По-знаньском университете (1920-1939 гг. ) аграрная социология продолжала оставаться одной из важнейших областей его научной и педагогической деятельности. В 1920-29 гг. Знанецкий читал лекционный курс под названием «Социологический анализ сельского населения Польши»; проблемы сельской социологии были включены им также в тематику магистерских и докторских исследований, проводившихся его учениками (например, под руководством Знанецкого были защищены докторские диссертации Я. Ще-паньского «Понятие «социальное окружение» в сельской социологии», К. Дуды-Джевеж «Деревня Малой Польши и американская эмиграция») (3).

Сельская социология была и одним из приоритетных направлений в исследованиях, проводившихся в организованном Зна-нецким в 1921г. Польском социологическом институте. Уже с самого начала своей деятельности этот институт занялся исследова-

нием условий жизни населения деревни, при этом основное внимание уделялось характеристике семейных отношений, особенностей хозяйственной деятельности, изучению мировоззренческих и гражданских позиций крестьян.

В 1930-е годы Знанецкий выступил инициатором по организации социологических исследований, посвященных польской деревне, продолжив тем самым разработку основных положений, изложенных им ранее в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В частности, в 1936 г. он опубликовал программную статью под названием «Исследование великопольской деревни» (4), которая должна была стать теоретической основой для последующих прикладных исследований. В ней Знанецкий, в частности, отмечал, что главной целью подобного рода исследований должно стать изучение тех социокультурных особенностей различных категорий сельского населения, которые отличают их от других социальных категорий и классов и которые важны при прогнозировании реакции сельского населения на хозяйственные, политические, идеологические, культурные реформы, предпринимающиеся властями. Знанецкий подчеркивал важность изучения отношения крестьянского населения к политическим и экономическим изменениям, происходящим в польском обществе (5). В этой же статье он высказал мысль о необходимости объявить конкурс на написание автобиографии сельскими жителями. Идеи, изложенные польским ученым, во многом предвосхитили основные направления современных крестья-новедческих исследований (6).

Для реализации предложенной программы в этом же 1936 г. в Варшаве был создан Государственный институт культуры деревни, который возглавил ученик Знанецкого И. Халащиньский. Сам Знанецкий занимал в нем пост председателя научного совета вплоть до своей эмиграции в США в 1939 г. К сожалению, публикация собранных учеными института материалов оказалась невозможна по причине начавшейся в 1939 г. войны, во время которой часть их была уничтожена, а оставшиеся находятся в

и_

Нарыкова Н. М., Яковкина Е. В. ДИ «Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение «польской традиции»

настоящее время в архиве университета им.

A. Мицкевича в Познани. Однако в 1938 г. в Варшаве была издана четырехтомная работа И. Халащиньского «Молодое поколение крестьян», написанная на основе 1544 воспоминаний, собранных годом ранее Государственным институтом культуры деревни в рамках предложенной Знанецким программы (7).

Необходимо подчеркнуть, что методологический вклад Знанецкого в развитие аграрной социологии и крестьяноведческих исследований в Польше по важности можно сравнить с его организаторской деятельностью. В частности, им был введен в польскую социологию т. н. автобиографический метод (использование массовых личных источников - дневников, мемуаров, писем, автобиографий - в социологических исследованиях), получивший впоследствии большое распространение (8). В 1970-е гг. ученые обратили внимание на возможности использования методики Знанецкого в исторических исследованиях. В 1983 г. на страницах журнала «Польское обозрение» развернулась дискуссия среди историков о возможности использования массовых личных источников для изучения крестьянства, в ходе которой был сделан вывод о том, что ценность документов личного происхождения как исторического источника состоит в том, что они затрагивают разнообразные и важные проблемы повседневной жизни крестьян, о которых невозможно составить представление на основе других источников (9). Результатом возникшего к методике Знанецкого интереса стало издание и описание целого ряда коллекций документов личного происхождения, прежде всего, крестьянских писем (10).

Автобиографический метод был впервые применен Знанецким еще в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В первом пятитомном ее издании, вышедшем в Бостоне в 1918-1920 гг., весь второй том содержал письма крестьян с комментариями Знанецкого, а третий том составляла автобиография эмигрировавшего в США поляка крестьянского происхождения

B. Вишневского.

Внимание ученого к подобным источникам отнюдь не случайно. Это связано с его научно-методологическими взглядами в целом. Речь идет об отстаивании Знанецким тезиса о том, что основой человеческого бытия являются ценности, создающие особую социокультурную реальность, а именно личные источники позволяют лучше всего увидеть именно аксиологический аспект бытия как отдельного индивида, так и той социальной группы, членом которой он является. Во-вторых, это подход к изучению социума с учетом «гуманистического коэффициента» (т.е. человеческого фактора). В-третьих, пристальное внимание ученого к малым социальным группам, признание их определяющего влияния на отдельную личность.

Говоря об использовании Знанецким автобиографического материала, следует отметить, что уже до него автобиографии активно использовались психологами и историками. Однако специфика подхода Знанецкого заключалась в том, что он рассматривал автобиографию как отражение индивидуальности автора в контексте его социального окружения (влияние семьи, профессиональной группы, определенных стереотипов национального мышления и т. д. ), подчеркивая влияние на индивида тех ценностей и традиций, которые этим окружением сформированы (11).

Что же касается обращения Знанецкого к крестьянским письмам, то здесь необходимо отдать должное научной интуиции ученого, который обратил внимание на возникновение совершенно нового, в первую очередь, культурного явления, в крестьянской среде и смог должным образом оценить его значимость для дальнейших исследований.

Появление письма как одного из элементов крестьянской культуры стало возможным благодаря «размыканию» деревни под влиянием происходивших социально-экономических перемен. Как отмечает М. Крисань, по силе воздействия и социальному аспекту написание и получение письма в крестьянской среде в этот период можно сравнить с такими общественно значимыми ситуациями, как

ситуациями, как помолвка, проводы в армию, свадьба, похороны (12). Крестьянские письма носили общественный характер - как правило, они предназначались для чтения всей семьей. Функция письма определялась традиционной культурой - письмо являлось сбором новостей, важных как для отправителя, так и для получателей, давало возможность отсутствующему члену семьи участвовать в жизни своей семьи, являлось эквивалентом контакта или действия (13). «Характерной особенностью крестьянских писем, - подчеркивает М. Крисань, - являются как их многофункциональность, так и определенная подмена значения самого письма... Именно эта особенность крестьянского письма дает возможность проведения параллелей между ним и привнесением и функционированием других новых элементов в крестьянской среде. Кроме эстетической функции новый элемент мог обрасти культурным багажом, характерным для прошлого того или иного региона, мог быть объединен с элементами традиционной культуры. Письмо. ., придя в крестьянскую среду, не изменило отношение крестьян к письменности, а, в первую очередь, приняло на себя те важные для традиционного общества функции, которые могли быть утеряны под влиянием новых обстоятельств» (14).

Ф. Знанецкий и В. Томас в процессе работы над «Польским крестьянином» не только впервые собрали и опубликовали крестьянские письма, но также проделали большую работу по их классификации, выделив пять основных типов крестьянских писем в зависимости от целей их написания (обрядовые, информационные, сентиментальные, художественные, деловые) (15).

Позволим себе процитировать некоторые фрагменты крестьянских писем с комментариями Знанецкого к ним, что даст возможность, во-первых, понять, с какого рода источником мы имеем дело, а, во-вторых, увидеть метод Знанецкого в действии.

1) мать - сыну, эмигрировавшему в США (1904 г.):

«Дорогой сын. сообщаю тебе, что я хочу позволить Фране (дочь - Н. Н., Я. Е. ) учиться портняжному делу за ее послушание

и уважение по отношению к нам, ее родителям, а также потому, что у нее слишком плохое здоровье, которое не позволяет ей делать тяжелую работу. Хотя это и будет для нас весьма дорогостоящим, но пока мы живы, мы должны сделать ей этот подарок в знак благодарности».

Ф. Знанецкий: «Решение дать девочке профессиональное образование уже является признаком модификации традиционных экономических отношений; индивид может больше не зависеть исключительно от семьи и ее интересов, семейная собственность (в данном случае имеется в виду, в первую очередь, земля - Я. Е.) перестает быть единственным источником существования для индивида, мы видим проявление тенденции улучшения своего социального положения с помощью других видов деятельности, не только за счет увеличения собственности. Однако, это еще новая тенденция, потому что образование расценивается как дар и объясняется исключительными обстоятельствами» (16).

2) брат - брату, эмигрировавшему в США (1902 г.):

«Дорогой брат. Сообщаю тебе о событиях в нашей деревне. Она так испортилась, что, видимо, уже ничего нельзя сделать, чтобы исправить это - я говорю не о самой деревне, а о людях, живущих в ней. Прежде всего, карточные игры повсюду, без всякого разрешения. Люди из других деревень приходят к нам играть в карты. Во время игр пьют и дерутся - почти у каждого парня палка в руках, нож в кармане, револьвер за пазухой. Однажды это кончилось тем, что человек, вернувшийся из Америки и имевший при себе около 400 рублей был убит, а деньги забрали. Я не уверен, что грабитель из нашей деревни, наверное, из соседней. Еще до сих пор не обнаружено, кто сделал это. Люди начали говорить об одном человеке, что это сделал он, после чего этот человек повесился».

Ф. Знанецкий: «Подозрение, доказанное или нет, наиболее частая причина суицида среди крестьян. Это объясняется, главным образом, страхом позора и осуждения, ибо человек, который был осужден или даже

m_

Нарыкова H. M., Яковкина E. В. ДИ «Аграрная социология Флориана Знанецкого: зарождение «польской традиции»

подозревался, терял свое положение в крестьянском обществе раз и навсегда. Он никогда уже не мог иметь никакого влияния в своем сообществе, так как навсегда оставался под подозрением... Суицид среди крестьян является своего рода показателем того, что общественное мнение является наиболее мощным регулятором отношений в крестьянской среде» (17).

3) отец - сыну, эмигрировавшему в США (1908 г.):

«Дорогой сын. Мы получили твое письмо... Желаем тебе быть здоровым и телом, и душой, ибо только в этом счастье человека. Уже пошел второй год, а ты ни разу не упомянул в своих письмах о религии или о церкви. Не забывай наставления своих родителей. Вера - прежде всего, все остальное лишь вторично. Не отступай с правильного пути. Помни, что ты можешь нанести вред всей семье своими неблагоразумными поступками».

Ф. Знанецкий: «По-видимому, это означает: «Бог может наказать всю семью за твои грехи». Мы видим, что семейная солидарность касается даже отношений с Богом. Причем, это не исключительный факт; почтение к религии признавалось первостепенным не только в рамках семьи, но и в рамках других социальных объединений, таких как деревня или приход. Причем, очевидно, что это не имеет ничего общего с идеей о первородном грехе и наказании за него всего человечества: это явное проявление принципа групповой солидарности» (18).

4) жена - мужу, находящемуся в США (1914 г.):

«Дорогой и любимый муж. Я получила твое письмо... от 8 февраля... Что касается одалживания денег, ты можешь быть спокоен, я не настолько глупа, чтобы одалживать деньги или отдавать их кому-то на хранение. Ты знаешь, что я с большим нежеланием делаю подобные вещи. Я даже не хочу одалживать деньги моему брату, хотя он исправно отдает долги».

Ф. Знанецкий: «Подобное нежелание одалживать деньги указывает на то, что прежняя солидарность ослабевает. У крестьян принято давать взаймы не только самым

близким родственникам, но просто любому члену сообщества и тот факт, что возникает вопрос об отдаче долга, говорит сам за себя. Мы видим, что в данном случае семейная солидарность гораздо слабее, чем это было раньше между членами сообщества» (19).

Процитированные отрывки дают возможность увидеть некоторые особенности подхода Знанецкого к изучению крестьянства, которые и получили в дальнейшем в кре-стьяноведении определение «польской традиции». Для польского ученого крестьянство - особый социокультурный феномен. В крестьянской среде существует особая система ценностей, обычаев, норм поведения. Причиной существования подобной социокультурной системы является то исключительно важное значение, которое принадлежит в крестьянском социуме семье и принципу групповой (читай: семейной) солидарности. Семья формирует культурные, социальные и поведенческие особенности крестьянства. Существование этой особой социокультурной среды и придает крестьянскому миру его специфику, отражая все происходящие изменения.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: F. Znaniecki Statystyka wychodzstwa // Wychodzca Polski. 1911. Z. 1-2. S. 14-18; Wstrzymanie kolonizacyi brazylijskej // Wychodzca Polski. -1911. - Z. 3. - S. 1-4; Wychodzstwo i poiozenie lud-nosci wiejskiej, zarobkujqcej w Krôlestwie Polskiem // Wychodzca Polski. - 1911. - Z. 3. - S. 9-16; Sprawa wychodzstwa sezonowego // Wychodzca Polski. - 1912. -Z. 4.- S. 1-3.

2. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. V. I, II. - N. Y., 1927.

3. См. : Dulczewski Z. Okres poznanski w zyciu Floriana Znanieckiego // 60 lat socjologii poznanskiej /Pod red. Kwileckiego A. Poznan, 1981. -Ss. 55-105.

4. Znaniecki F. Badania nad wsiq wielkopolska // Przeglqd Socjologiczny. - 1936. T. IV. - Z. 3-4. - S. 613-614.

5. Ibid.

6. См.: Нарыкова H. M. Зарубежное крестьянство в системе капиталистического хозяйствования: тенденции развития в XX веке и проблемы научного анализа // Вестник Ставропольского государственного университета. - 1996. - №4. - С. 46.

7. Chaiasinski J. Miode pokolenie chiopow. Т. I-IV. Warszawa, 1938.

8. С 1945 по 1970 гг. в Польше было проведено более 400 конкурсов на лучшую автобиографию среди крестьян, рабочих, учителей, врачей, и т. д. См. : Крисань М. А. Основные направления изучения крестьянства рубежа XIX-XX вв. в послевоенной польской историографии // http://ruralworlds. msses. ru

9. См. . : Klawe-Mazurowa M., Kula M., Molenda J., Piqtkowska D., Walaszek A. Metoda Znanieckiego w oczach historykow // Przeglqd Polonijny. -1983. -Z. 4. -S. 35-53.

10. Listy emigrantow z Brazylii i Stanow Zjedno-czonych 1890-1891. Do druku podali, wstqpem opatrzyli W. Kula, N. Assordobraj-Kula, M. Kula. Warszawa, 1973; Lopatkiewicz Т. Z Lendaku i Maniow. Chiopskie listy z konca XIX wieku. Zar-nowiec, 1997. ; Molenda J. Listy chiopow galicy-jskich w sprawie sezonowej emigracji do Francji z lat 1908-1909 jako zrodio historyczne // Przeglqd Polonijny. -1983. -№ 4. - S. 43-50 и др.

11. См. : Dulczewski Z. Florian Znaniecki as the Originator of the Autobiographic Method in Sociology // The Humanistic Sociology of F. Znaniecki. Werszwa, Poznan, 1989. - P. 43.

12. Крисань М. А. В поисках потерянного мира. О функционировании элементов крестьянской культуры в условиях эмиграции (на примере польских крестьянских писем рубежа XIX - XX веков) // Славяноведение. - 2003. - №4. - С. 68.

13. Там же. - С. 69.

14. Там же.

15. См. : Thomas W., Znaniecki F. Ор. cit. V. I. Рр. 303-309.

16. Цит. по: Thomas W., Znaniecki F. Ор. cit. V. I. Part I. Primary Group Organisation. Osinski Series. №84. -P. 414.

17. Ibid. №126. P. 441.

18. Цит. по: Thomas W., Znaniecki F. Op. cit. V. I. Part I. Primary Group Organisation. Markiewicz Series. - № 147. - P. 466.

19. Цит. по: Thomas W., Znaniecki F. Op. cit. V.I Part I. Primary Group Organisation. Jablkowski Series. - № 632. - С. 935.

Об авторах

Нарыкова Нина Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков СГУ. Специалист по аграрной истории зарубежных стран, автор более 30 научных публикаций по данной проблематике, в том числе монографии «Аграрии и прогресс (Международные аграрные организации: от основания до мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.)».

Яковкина Екатерина Владимировна - аспирант кафедры истории древнего мира и средних веков. Специализируется по истории развития аграрной социологии и проблемам социокультурной трансформации восточноевропейской деревни в конце XIX - первой половине XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.