4. Менеджмент олицетворяет культуру каждой национальности. Методы и модели решения, контроль и планирование, организованность, системность и структурность менеджмента, раскрывает полностью традиции, обычая, моральные и нравственные качества людей в конкретной страны.
5. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
Список литературы
1. Жильников А.Ю. Концепция опережающего инновационного развития региона // Экономические науки. 2014. № 120. С. 64-67.
2. Жильников А.Ю., Стриженко Е.М. Инвестиционный форум -эффективный способ привлечения капитала // Материалы I Международной научно-практической конференции: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества, 26-27 ноября 2015 г. / Под ред. С. Л. Иголкина. 2015. - С. 127-130.
3. Глекова Н.Л., Жильников А. Ю. Анализ процесса реализации политики импортозамещения // Материалы I Международной научно -практической конференции: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества, 26-27 ноября 2015 г. / Под ред. С. Л. Иголкина. 2015. - С. 139-142.
Зулпукаров А.З., Акунжанов Э.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСТАНЕ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Джалал-Абадский государственный университет
Ключевые слова: аграрная реформа, рыночные отношения, крестьянско-фермерское хозяйство, сельскохозяйственный производитель.
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике.
Keywords: agrarian reform, market relations, peasant farming, agricultural producer.
Abstract: The article deals with modern problems and prospects of development of agrarian and land reform in the Kyrgyz Republic.
С распадом огосударствленного социализма идет процесс трансформации всей системы отношений общества. Он не только затрагивает все сферы жизни общества, но и способствует коренному обновлению всей системы хозяйствования. Реформа в аграрной сфере Кыргызской Республики, как центрального звена экономики, во многом определяет характер и темпы перехода к рыночным отношениям.
В современных условиях самыми актуальными проблемами в мировой цивилизации были и остаются, поиск правильных ответов на следующие пять вопросов:
• как добиться устойчивого роста экономики?
• как повысить долговременную отдачу ресурсов?
• как углубить интеграционные процессы?
• как обеспечить рациональное и справедливое распределение доходов?
• как уменьшить и ликвидировать бедность населения в отдельных странах и регионах Земного шара?
Выдающиеся мыслители, писатели, политики еще с древних времен для решения вышеуказанных задач занимались экономическими проблемами. Развитие и становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Экономическая наука развивалась на протяжении многих веков и на каждом этапе развития была обусловлена уровнем производительных сил и характером производственных отношений.
Каждому этапу развития общества присущи свои экономические отношения, организация производства, порядок использования основных факторов экономики: земля (природные ресурсы), труд (рабочая сила), капитал (деньги основные средства и т.д), предпринимательство и наука.
По законам развития общества человечество или отдельные части земного шара, или отдельные государства в обязательном порядке (не насильственно) должны пройти все экономические формации не революционным, а эволюционным путем. При переходе от одной экономической формации к другой революционным путем, как это сделано в царской России, Средней Азии, Казахстане а также в Кыргызстане, сделан прыжок от феодализма, перескочив капитализм к социализму, что привело к глубокому экономическому кризису. В конечном счете это привело к возврату в капитализм. Нам необходимо
прожить в условиях рыночных отношений долгие годы, прежде чем перейти к другому, более развитому цивилизованному обществу.
На каждом этапе развития общества мыслители высказывали свои экономические взгляды, теории по поводу организации государства, производтва, а также производственных отношений. Наиболее ранние проявления экономической мысли были в истории стран Древного Востока.
Переход от одной экономической системы к новой не только занимает, как правило, длительные исторические периоды, но и сопровождается коренными изменениями на базе намеченных реформ.
Так, в частности, в 1970-1980 гг. страна столкнулась проблемой заметного сокращения высоких темпов экономического роста, которыми отличалась советская экономика за два десятилетия после второй мировой войны. Например, среднегодовые темпы прироста производства по официальной оценке, составляли в промышленности в 1929-1938 гг. - 17,1%; в 1938-1958 - 7,8%; в 1958-1986 - 8,8%; только в 1978 г. - 3,9%. В те же годы среднегодовой рост национального дохода страны составил соответственно 16,2; 6,2; 6,9; и 3,3 процента. В Кыргызской ССР объем промышленного производства в 1980-1985 гг. к уровню 1975 г. вырос на 60 %, а к уровню 1980 г. -только на 26 %.
Темп роста валовой продукции сельского хозяйства 1961-1965 гг. составили 171%, а 1980-1986 гг. - 109%, по нашей республике соответственно - 201 % и 110 %.
Эти цифры свидетельствуют о том, что страна объективно шла к застойному (депрессивному) состоянию, тормозила развитие производительных сил и производственных отношений в народном хозяйстве, в том числе в аграрной сфере, что негативно влияло на благосостояние населения.
Все эти и другие причины необходимости экономической реформы объективно подтверждали закономерность и неизбежность перехода от административно-командной экономики с жестким планированием к рыночной системе со всеми ее свойствами.
Аграрная реформа и ее реализация в Кыргызской Республике призвана обеспечить коренное преобразование всей системы земельно-аграрных отношений. С 1991г. начались глубокие процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности. В 1993г. Кыргызская Республика первая среди стран содружества независимых государств (СНГ) ввела национальную валюту, частную собственность на землю (1998г.) с отменой моратория на ее куплю-продажу (2000г.). Кыргызская Республика одна из первых вошла
(1998г.) во всемирно торговую организацию (ВТО).
Аграрная реформа и ее реализация связана с особенностями аграрной сферы Кыргызской Республики, которая определяется природно-климатическими условиями республики. Кыргызская Республика - горная страна со сложным рельефом, большую часть территории которой занимает горная система Тянь-Шаня и небольшую, на юге-западе - Памира. Горных цепи занимают более % территории и ориентированы в широтном направлении.
Современная аграрно-земельная реформа в Кыргызской Республике объективно обусловлена коренными преобразованиями экономических отношений в период трансформации всей прежней системы. Качественно изменились формы собственности на основные средства производства и земли. Это связанно с повсеместным переходом на подлинные рыночные отношения, демократизацией государственного социализма, развалом социалистической системы хозяйствования. Добровольный распад Советского Союза, переход от плановой экономики к рыночным отношениям показали, что поверхностной перестройкой производственных отношений здесь не обойтись. Нужны глубокие преобразования отношений собственности, форм и методов хозяйствования, всего комплекса социально-экономических отношений. Это касалось почти всех стран Содружества Независимых Государств. Сама жизнь диктовала кардинальную реформу во всех секторах экономики. Более того, многим представлялось, что легче всего начинать трансформацию экономики именно с аграрного сектора.
И это не случайно, ведь сельское хозяйство отличается высоким уровнем концентрации производства. В аграрном секторе практически отсутствуют монопольные структуры, тем самым создаются благоприятные условия более быстрого перехода к рыночным отношениям.
За годы реформы были нарушены нормальные условия воспроизводства не только материального продукта, но и главного фактора производства - человека. Резко упал жизненный уровень населения, усилилась имущественное неравенство в обществе. Тревожен не сам по себе факт усиления имущественного расслоения в условиях перехода к рыночной экономике, а его специфики для Кыргызстана: в разряд бедных попала значительная часть экономически активного и высококвалифицированного населения.
Резко ухудшилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация: снижается рождаемость, увеличивается заболеваемость, снижается средняя продолжительность жизни.
Все это позволяет сделать вывод о том, что «шоковая терапия» не воспрепятствовала экономическому спаду, не обеспечила переход от депрессии к устойчивому экономическому росту. Общество продолжает платить непомерно высокую цену за проводимый курс реформы.
Наша республика располагает 19994,5 тыс.га земельной площади, из них только 7% приходится на равнину. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 53,9% земельного фонда (10781, тыс.га). В структуре сельскохозяйственных угодий, пастбища занимают 84,5%, на долю пашни приходится 13,06%, сенокосов - 1,5%, многолетних насаждений - 0,7%. Площадь орошаемых земель - 1074,4 тыс. га.
Главным фактором повышения эффективности
сельскохозяйственного производства является разработка механизма развития инновационных процессов в республике.
Развитие инвестиционных, инновационных и венчурных фондов будет способствовать более полному использованию ресурсов и потенциала региона, определение приоритетных направлений развития аграрного сектора.
Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от системы его обслуживания. Насколько будут эффективными созданные многочисленные крестьянские хозяйства, зависит в большой мере от организации материально-технического снабжения, агро-зооветеринарного обслуживания в условиях рынка, который, как система, еще не достаточно сложился в Кыргызской Республике.
На наш взгляд, с внедрением рыночных отношений крестьянин-товаропроизводитель должен заниматься только производством продукции. Остальные процессы работы, связанные с производством, должны организовать и выполнять самостоятельные обслуживающие структуры, что видно из нижеследующего графика.
Короткий период развития фермерства в Кыргызской Республике не богат опытом производственно-технического обслуживания. Он имеет ряд особенностей в зависимости от путей становления хозяйств и складывающегося морально психологического климата. Обслуживание хозяйств, образовавшихся в связи с реорганизацией колхозов и совхозов, производится техникой, имевшейся в них, если хозяйства при своем преобразовании путем создания ассоциаций крестьянских хозяйств, товариществ, кооперативов объединяли свои имущественные паи, чтобы пользоваться и содержать технику сообща. И даже при создании отдельных крестьянских хозяйств, объекты, в которых нуждаются многие хозяйства, оставили в качестве
совместной собственности. На их базе были созданы предприятия технического сервиса.
Создание системы технического сервиса в настоящее время должно исходить из особенностей современного технического уровня, который в настоящее время соответствует 60-м годам ХХ века.
Производитель - крестьянин (фермер)
Рис. 1 . Перечень структур обслуживающих сельских товаропроизводителей
Такое положение объясняется тем, что резко сократились поступления новой техники в связи с отсутствием финансовых средств не только у крестьян, но и у государства. Крестьянину (фермеру) в начале сельскохозяйственного года, необходимо составлять двухсторонний договор со всеми службами сервиса. Договор четко должен отражать необходимые условия, т.е. какие обязательства будет выполнять заказчик-крестьянин (фермер) и какие обязательства будут выполнять сервисные службы. Невыполнение договора оплачивается крупным штрафом. За созданием и работой этих служб необходим контроль местных исполнительных властей и сельских Управ (Айыл окмоту). Только при четкой работе вышеуказанных сервисных служб получатся желаемые результаты. Эффективность сельскохозяйственного производства полностью зависит от работы сервисных служб.
Список литературы
1. Зулпукаров А. Аграрная реформа в Кыргызстане. 2001г.
2. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Машнева А.Е. Стратегия развития агропромышленного производства на основе формирования взаимодействия бизнес-процессов // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 42-44
3. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Машнева А.Е. Разработка системы ключевых показателей эффективности для агропромышленного комплекса // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 35-38
4. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование политики импортозамещения как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 55-59.
5. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Модернизация системы управления интеграционными процессами в региональном АПК (на примере Воронежской области) // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С. 2.
Кардашян И.Г., Батищев А.В.
СОЦИОНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Приокский государственный университет
Ключевые слова: управление персоналом, соционика, типы личностей.
Аннотация: статья раскрывает необходимость развития теоретических положений и внедрение практических рекомендаций соционики в управлении персоналом организаций.
Keywords: human resource management, socionics, types of persons.
Abstract: the article describes the need of development of theoretical provisions and introduction of practical recommendations of socionics for human resource management of the organizations.
Проблема эффективного управления персоналом в современной России стоит достаточного остро, и последствия этого ощущают на себе тысячи организаций. Отголоски данной проблемы слышны во всем - в неграмотном HR-менеджменте, в постоянной текучке кадров, в отсутствии мотивации и снижении работоспособности у сотрудников, в напряженной психологической атмосфере в