Мы поддерживаем позицию авторов, доказывающих, что необходимой основой разработки и осуществления любого управленческого воздействия является адекватный ему инструментарий, и отмечающих универсальное свойство инструментария - его целенаправленную коммутацию с методами такой функции управления, как координация. Содержание данного инструментария относительно конкретного вида инструментов показывает возможности реализации конкретных подходов к управлению, реализующему идею управления «по целевым интересам».
Список литературы
1. Брянцева Л.В. Системная методология технологических процедур сбалансированного управления развитием перерабатывающих организаций// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2008. № 3 (22). С. 22-33.
2. Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В. Бизнес-анализ деятельности перерабатывающих организаций на основе сбалансированной системы показателей//Сахар. 2009. № 10. С. 18-24.
3. Нуждин Р.В., Полозова А.Н. Методические подходы к определению и распределению синергетического эффекта// Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 244-248.
4. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В. Издержки бизнес-деятельности: управленческий анализ по статьям и элементам// Сахар. 2006. № 10. С. 19-22.
5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В., Лохманова И.С. Алгоритмизация процесса управления доходами в предпринимательской деятельности// Системы управления и информационные технологии. 2007. Т. 27 № 1.3. С. 372-377.
Жильников А.Ю., Емельянов А.В.
ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: менеджмент, модель, развитие, этап.
Аннотация: Проведен анализ этапов развития истории менеджмента, описан современный этап. Предложена Российская модель менеджмента.
Key words: management, model, development, stage.
Abstract: The analysis of the stages of development of the history of management, described the current stage. The author proposed Russian model of management.
Тема истории развития менеджмента, к сожалению, не занимает вершину актуальности в современном мире, однако, владение такой информации будет являться спутником и рычагом правильных решений в конкретных ситуация и вопросах.
Цель исследования: проанализировать развитие менеджмента с самых древнейших времен, определить значимость истории менеджмента в современном мире и каковы возможности дальнейшего развития менеджмента.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки
Появление и оформление управления как области научных исследований было [1]:
- во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении.
- во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.
- в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.
В настоящий момент можно выделит 9 этапов в развитии менеджмента:
I этап - связан с учением Ф. Тейлора в книге «Принципы научного управления». В ней он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Повышение эффективности деятельности - научный подход к организации производства.
II этап - появилась классическая (административная) школа управления, родоначальником который стал А. Файоль. Он впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. Повышение эффективности деятельности - выделение базовых функций управление и их успешная реализация.
III этап - «неоклассический», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именем ученого Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая
концепция групповых решений. Повышение эффективности деятельности - развитие человеческих взаимоотношений в процессе организации производства.
IV этап - относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. Повышение эффективности деятельности - социальный подход к управлению.
V этап управленческой мысли развивается в 1970 - 1980 гг., происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Повышение эффективности деятельности - использование экономико-математических методов в управлении.
VI этап - можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными -управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Повышение эффективности деятельности - системный подход к управлению.
VII этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Повышение эффективности деятельности - рационализация организационных структур управления.
VIII этап - относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основы повышения эффективности:
- акцент на материально-технической базе производства;
- усиление внимания к организационной культуре и к различным формам демократизации управления;
- локомотив развития - конкурентная борьба.
IX этап - наше время. Этот период движения менеджмента связан с управлением в условиях рынка. Он обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. По нашему мнению, для современного менеджмента характерны:
1. Непрерывное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
2. Предоставление широкой хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решения;
3. Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от динамики развития рынка, изменений внешней среды;
4. Ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
5. Использование современной информационной базы при принятии управленческих решений;
6. Изменение функции планирования — от текущего к перспективному;
7. Проведение детального экономического анализа каждого управленческого решения;
8. Способность разумно рисковать и управлять риском.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления.
Параллельно с развитием теорий и школ управления в менеджменте, огромную роль в практике управления, играют модели менеджмента.
В современном мире, традиционно, выделают три модели менеджмента Американская, Японская и Европейская. По нашему мнению, для современного этапа развитие менеджмента, необходимо, выделить еще одну, четвертую Российскую модель менеджмента (табл. 1).
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и
др.
Таблица 1 - Модели менеджмента
Американская Японская модель Европейская Российская
модель модель модель
Обязательные Система Концепция Принципы
функции любого управления «социального российского
менеджера: персоналом в рыночного менеджмента:
- определение целей Японии: хозяйства» (по -Восприятие
предприятия и -Пожизненные Эрхарду); профессии как
путей их наймы рабочих и -Усиление призвание, а не
достижения; служащих; государственного карьеры;
- организация - регулирования во -Фундаменталь -
работы персонала Профессионально всех сферах ное образование
предприятия е продвижение по хозяйствования; советского
(определение принципу -Введение образца;
объема работ и «старшинства»; индикативного - Опыт работы в
распределение его -Коллективные планирования, институционально
между ценности; пришедшего на и нормативно не
работниками, Ориентация на смену определенной
создание качество; директивного среде;
организационной «пяти С» - пяти планирования; -Радикальный
структуры и т.д.); принципов - Неоклассическая, индивидуализм;
- создание системы работы: Сейри монетарная -Короткий
мотивации и (организованность модель, горизонт
координация ), Сейтон основанная на планирования.
деятельности (опрятность), отрицании
работников; Сейсо (чистота), государственной
- анализ Сейкецу собственности;
деятельности (чистоплотность) - Социально-
организации и Ситсуке ориентированная
контроль за работой (дисциплина); модель,
персонала; -Особая система основанная на
- обеспечение роста заработной платы, свободном
людей в социальных льгот сосуществовании
организации. и услуг. разных форм собственности.
2. Посредством постепенного развития менеджмента, усилилась значимость и улучшилась отношение к самому понятию менеджер. Колоссально изменилось количество и качество его задач. Такие понятия как ответственность, организованность, инициативность и прочее просто сливаются воедино с понятием менеджер.
3. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
4. Менеджмент олицетворяет культуру каждой национальности. Методы и модели решения, контроль и планирование, организованность, системность и структурность менеджмента, раскрывает полностью традиции, обычая, моральные и нравственные качества людей в конкретной страны.
5. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
Список литературы
1. Жильников А.Ю. Концепция опережающего инновационного развития региона // Экономические науки. 2014. № 120. С. 64-67.
2. Жильников А.Ю., Стриженко Е.М. Инвестиционный форум -эффективный способ привлечения капитала // Материалы I Международной научно-практической конференции: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества, 26-27 ноября 2015 г. / Под ред. С. Л. Иголкина. 2015. - С. 127-130.
3. Глекова Н.Л., Жильников А. Ю. Анализ процесса реализации политики импортозамещения // Материалы I Международной научно -практической конференции: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества, 26-27 ноября 2015 г. / Под ред. С. Л. Иголкина. 2015. - С. 139-142.
Зулпукаров А.З., Акунжанов Э.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСТАНЕ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Джалал-Абадский государственный университет
Ключевые слова: аграрная реформа, рыночные отношения, крестьянско-фермерское хозяйство, сельскохозяйственный производитель.
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике.
Keywords: agrarian reform, market relations, peasant farming, agricultural producer.