3. Это форма самоорганизации и самосовершенствования объединения.
4. Развивая сельскую экономику, кооператив решает и проблемы обустройства территории, социальные проблемы.
5. Кооперация не ведет к монополизации экономики, так как объединение не ограничивает инициативы и предприимчивости у товаропроизводителей [3].
В Ульяновской области существенный импульс развитию кооперации дала областная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области на 2010-2012 годы». В рамках программы из областного бюджета выделены финансовые ресурсы в размере 104,4 млрд. руб. в виде предоставления субсидии кооперативам на укрепление их материальной базы; выплаты субсидии на молоко членам кооперативов; предоставления средств регионального фонда поручительств кооперативам при кредитовании и лизинговых операциях. С 2008 года количество потребительских кооперативов увеличилось в 3,3 раза - с 19 до 69 к 2012 году. Наибольшее развитие получила сбытовая молочная кооперация.
В мировой и отечественной практике большое распространение получили такие ассоциативные формы сотрудничества, как агропромышленные кластеры. По мнению многих ученых, кластерную стратегию нужно рассматривать как новую форму кооперации более высокого уровня системности, где людей объединяют конкретные общие интересы и взаимовыгодность сотрудничества [4.5.6].
В научной литературе основные признаки кластера сводятся к так называемому «правилу четырех К».
1. Концентрация предприятий одной или смежных отраслей в одной географической местности;
2. Конкурентоспособность продукции, выпускаемой объединением;
3. Конкуренция - завоевание и удержание клиентов на рынке за счет конкурентных преимуществ системы;
4. Кооперация - высокая степень развитости договорных отношений, разных форм кооперации.
Это не особая организационно-право-вая форма, не юридическое лицо, не холдинг, не ассоциация, а другая вертикально-
интегрированная система, целью которой является обеспечение занятости населения и повышение его жизненного уровня за счет активизации предпринимательской деятельности, комплексного использования потенциала региона, привлечения передовых технологий, а также реализация социально-экономического механизма синергии, обеспечивающего саморазвитие и самосовершенствование.
При формировании кластеров в агробизнесе как разновидности территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) используются такие стабилизирующие факторы, как:
1. Наиболее полное использование природного, сырьевого, производственного и интеллектуального потенциала региона за счет создания условий для интенсивного развития предпринимательства и вовлечения в хозяйственный оборот максимально возможного количества местных ресурсов.
2. Обеспечение гарантированного рынка сбыта продукции.
3. Консолидация финансовых потоков на приоритетных направлениях развития системы.
4. Формирование региональных «центров роста», прямое участие органов власти в формировании точек роста через систему государственной поддержки приоритетных направлений и отраслей.
5. Стимулирование развития высоких технологий через создание «бизнес-инкубаторов» или «центров биотехнологии и селекции».
6. Обеспечение конкурентных преимуществ за счет совместного использования и развития инфраструктурных объектов [7].
Таким образом, создание многоуровневой вертикально-интегрированной экономической системы, в конечном итоге, позволит сформировать жизнеспособную аграрную экономику, которая будет отзывчива на активное инвестирование производства, на консолидированную государственную поддержку, обеспечит равновыгодность и эквивалентность межотраслевого обмена, тем самым создаст стабилизационный потенциал для решения социальных проблем и развития сельских территорий.
Библиографический список
1. Сергеева, И.А. Регулирование межо-
траслевых связей в процессе ста-новления продовольственного рынка России / И.А. Сергеева // Проблемы развития российской экономики: сборник статей Всероссийской науч-но-практической конференции. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006.-С. 67-72.
2. Дозорова, Т.А. Теория потребительской кооперации / ТАДозорова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии - 2011. - № 2. - С. 142-146.
3. Сушкова, С.Н. Развитие корпоративных отношений в региональном агропромышленном комплексе / С.Н. Сушкова, Т.Ю. Сушкова, М.С. Салова. -Ульяновск: УГСХА, 2006. -146 с.
4. Дозорова, Т.А. Формирование кластера в свеклосахарном подкомплексе / Т.А.Дозорова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. -2013.-№4(24).-С. 129-133.
5. Авдонина, И.А. Создание кластеров
как механизм повышения конкурентоспособности региона / И.А.Авдонина, Т.А.Дозорова // Материалы Международной научно-прак-тической конференции 15-16 марта 2011 года «Феномен цивилизации: сущность, типы, динамика», Пенза-Баку: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. -125 с.
6. Дозорова, Т.А. Совершенствование экономических отношений в свеклосахарном подкомплексе Ульяновской области / Т.А.Дозорова, И.А.Авдонина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 1. - С. 111-116.
7. Сушкова, С.Н. Эволюция территориальных социально-экономических систем в агро-продовольственной сфере Ульяновской области /Т.Ю. Сушкова, С.Н. Сушкова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии,- 2013. - № 1 (21). - С. 173-177.
УДК 332.2.021
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дозорова Татьяна Александровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Статистика и организация предприятий АПН» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина» 432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; тел.: 8 (8422) 559501 e-mail: [email protected]
Ключевые слова: аграрная политика, теория и приоритеты аграрной политики, методические подходы к обоснованию приоритетов аграрной политик, региональные особенности аграрной политики
В статье рассмотрены сущность и теория аграрной политики, принципы регулирующего воздействия государства на региональную политику, даны методические подходы к обоснованию приоритетов аграрной политики, показана необходимость учета региональных особенностей аграрной политики
В эволюционно развивающемся человеческом обществе в условиях правого государства определяющие целеустановки аграрной политики должны отвечать объективным законам, быть прозрачными, отражать реальные интересы людей и последовательно воплощаться в практической деятельности законодателей, исполнитель-
ных управленческих и хозяйственных органов. Несоответствие этих целеустановок объективным закономерностям в развитии социальных и экономических процессов порождает субъективные научные трактовки самого понятия, целей и стратегии аграрной политики.
В аграрно-теоретических исследова-
ниях нет однозначного определения аграрной политики. Французская школа, которая считается научным центром зарубежной теории аграрной политики, при ее определении делает акцент на политическую составляющую; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - на экономическую составляющую. В ряде стран (США, Германия) учитываются и другие составляющие аграрной политики - благоприятная окружающая среда и процветающее население.
В отечественной литературе также встречаются различные трактовки. По утверждению Буздалова И.Н., аграрная политика как совокупность основополагающих целеустановок политического руководства государства в области социально-экономического развития может называться таковой и содействовать прогрессу в сельском хозяйстве, если ее целью является создание условий, необходимых для достойной жизни прирожденного земледельца, его инициативного творческого труда [1]. В.В. Милосердое главное в аграрной политике определяет «решение продовольственного вопроса» [2]. Жоголева Е.Е. характеризует аграрную политику как «...целенаправленную деятельность государства, ограниченную ресурсами, бюджетом и временем, призванную обеспечить продовольственную безопасность страны с сохранением благоприятной экологической обстановки и решением социальных вопросов на селе» [3].
На наш взгляд, с теоретической точки зрения аграрная политика представляет собой упорядоченную деятельность государства и санкционированных им обществен-но-правовых институтов по формированию экономических, социальных, правовых и культурных условий жизни сельского населения. В определении аграрной политики государства фундаментальное значение имеет объективная обусловленность политических установок и решений закономерностям развития материального производства, среди которых решающее значение имеет реализация личного интереса производителя. Поэтому сущность и научная обоснованность аграрной политики объективно
определяются ее направленностью на ценностные ориентиры, гражданские права и интересы производителей аграрной сферы экономики. Аграрная политика призвана отражать интересы общества, его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
Теория аграрной политики как система включает четыре основных элемента: онтологию (определение объекта аграрной политики); аксиологию (формулирование целей аграрной политики исходя из общественных потребностей); гносеологию (анализ состояния объекта, обеспечивающего удовлетворение потребностей) и, наконец, праксиологию (выбор приоритетов).
Современная теория аграрной политики основывается на экономической концепции государственного вмешательства в рынок с учетом специфики экономических характеристик сельского хозяйства, которая проявляется как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. В долгосрочном периоде необходимость государственного регулирования аграрной сферы связана с ценовой неэластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, относительной немобильностью факторов производства в сельском хозяйстве, что способствует формированию цен и доходов в аграрной сфере на низком уровне и пролонгирует тренд их сокращения относительно других отраслей экономики. Устойчивая тенденция отставания цен и доходов сельскохозяйственных производителей усугубляется в краткосрочном периоде их нестабильностью вследствие непосредственной зависимости аграрного производства от почвенно-кли-матических условий, сезонности и неустойчивости внешнего спроса. Следовательно, продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера, поэтому главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора играет государство, применяя инструменты, выработанные теорией и практикой. При этом на микроуровне анализируется использование ресурсов в производстве, обработке, распределении и потреблении продуктов, произведенных в аграрном секторе, учитывая его ключевую
особенность - ограниченность основного фактора производства - земли. На макроуровне экономисты заинтересованы в исследовании степени взаимовлияния аграрного сектора и других секторов экономики.
Регулирующее воздействие государства на аграрную сферу необходимо осуществлять на основе:
• принципа единства экономических и социальных целей, суть которых состоит в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психо-логические и национальные особенности;
• сочетания индикативности и директивное™ в управлении аграрной сферой;
• эффективного сочетания инструментов аграрного протекционизма: внутри-экономического (касается взаимоотношений агропромышленного комплекса с другими отраслями) и внешнеэкономического, который связан с регулированием экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров;
• принципа программного регулирования: программы в аграрной сфере выступают, во-первых, как метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия; во-вторых, согласовывают интересы, механизмы и инструменты регулирования.
Принципы государственного регулирования находят свое проявление в направлениях, инструментах и методах достижения поставленных целей. Общая целевая направленность аграрной политики определяется как:
• обеспечение населения продовольствием по приемлемым, экономически оправданным ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства;
• формирование развитых агропро-довольственных рынков, социальное возрождение села и повышение уровня доходов сельского населения;
• решение проблем сохранения окру-
жающей среды и восстановления экологического равновесия.
В общем виде применение целевого принципа при разработке аграрной политики выражается в выборе приоритетов. Понятие «приоритеты аграрной политики» предполагает сокращение числа целей и уточнение уже отобранных целей с последующей их характеристикой соответствующими показателями. Чтобы определить наилучшую концепцию приоритетов аграрной политики требуется рассмотрение широкого круга возможных вариантов в соответствии с имеющимися ресурсами. По определению американского ученого Дж. Ван Гига, «приоритеты можно рассматривать как формализацию назначения различных весов свойствам решения с целью придать большую важность одним свойствам и меньшую - другим. Они являются важным элементом при формировании стратегии и принятии решений. Приоритеты - это вид иерархии, когда определенным целям отдают предпочтение по сравнению с другими. Назначение весов диктуется и политической целесообразностью, и требованиями общественности, и текущим моментом, и результатами формального анализа» [3].
Определение приоритетов аграрной политики базируется на теории выбора, системного анализа и анализа политик, синтез которых в условиях неопределенности позволяет решать слабоструктурированные задачи оценки и сравнения механизмов трансформации исходной (проблемной) ситуации в желаемую (целевую). Теории принятия решений в условиях неопределенности достаточно разработаны зарубежной и отечественной наукой, но практическая их реализация связана с большими трудностями из-за роста неопределенности, вследствие увеличения влияния мировой экономики на национальные производства, что приобретает стратегическое значение для нашей страны [3].
Процесс определения приоритетов аграрной политики основан на целевом подходе, а именно разработке целевых схем («деревьев целей»). Практика соединения разнохарактерных вычислительных
процедур при определении приоритетов на основе анализа «дерева целей» привела к появлению таких методов, как система ПАТТЕРН, метод «двойного дерева», система РДЕ, метод функционального анализа, метод Дина и Хаузера.
Наиболее эффективной для стратегического обоснования выбора приоритетов аграрной политики в России является система ПАТТЕРН - PATTERN (Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Num-ber) помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки. Данная система основана на использовании метода экспертных оценок. Он необходим для принятия решений по аграрной политике тогда, когда проект решений уже разработан. Это требует проведения специальной экспертизы с привлечением специалистов в области методологии и методик прогнозирования. Метод экспертных оценок не заменяет количественные расчеты или решения, а лишь позволяет упорядочить информацию, облегчающую принятие решений на макро- и микроуровне и обеспечивающую лучшее понимание сложных проблем в ситуации неопределенности.
Приоритеты аграрной политики могут быть направлены на поддержку потребителей или производителей. Первый тип политики ориентирован на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с одновременным увеличением ее предложения на национальном рынке. Ее реализация осуществляется на основе выплаты целевых продовольственных субсидий низкодоходным группам населения, путем проведения реализационных государственных интервенций, а также посредством установления импортных субсидий и экспортных тарифов и квот.
Для условий российской действительности наиболее целесообразен второй тип политики, а именно поддержка производителей. В качестве приоритетов аграрной политики объективно выделить, во-первых, осуществление мер по обеспечению доходности товаропроизводителей АПК через оказание селу государственной поддержки, созданию условий для снижения издержек производства и, как следствие, по улучше-
нию инвестиционного климата в аграрном секторе экономики страны; во-вторых, государственная поддержка и содействие развитию инфраструктуры продовольственного рынка, разумный протекционизм.
В мировой практике сложилось несколько методических подходов к обоснованию приоритетов аграрной политики: метод аналогов, метод формирования системы стандартных показателей, продуктовый подход и метод «экономического ядра».
Сущность метода аналогов заключается в проведении сравнительного анализа различных типов аграрных политик стран, добившихся значительных успехов в обеспечении населения продовольствием и дальнейшем выделении на этой основе общих приоритетных направлений государственной поддержки сельского хозяйства. Однако в каждой стране проводится своя специфическая аграрная политика, направления которой обусловлены как потребностями внутреннего развития страны, так и ее положением на мировом продовольственном рынке. Она не может быть примером для подражания в другой стране. Значение данного метода для России заключается в том, что он позволяет выделить ряд общих закономерностей формирования аграрной политики в условиях рыночного хозяйства.
Разработка системы стандартных показателей в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была вызвана необходимостью поиска универсального измерителя государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, который бы учитывал основные направления их аграрной политики и допускал межстрановое сопоставление. Основным показателем поддержки производителей аграрного сектора является оценка поддержки производителей PSE (Producer Support Estimate) - стоимости трансфертов, передаваемых производителям от потребителей сельскохозяйственной продукции и налогоплательщиков (абсолютный PSE, процентный PSE, удельный PSE). Оригинальное определение PSE включает четыре компонента, которые оцениваются в рамках абсолютного показателя:
• поддержка рыночной цены, включающая меры, одновременно воздействующие на производителя и на цену продукции;
• прямая поддержка дохода, предполагающая учет мер прямого перераспределения средств от налогоплательщиков к производителям без оказания влияния на цену продукции;
• косвенная поддержка дохода, главным образом сокращение стоимости затрат на производство продукции;
• другие формы поддержки (структурные преобразования, целевые правительственные программы, маркетинговая поддержка, помощь в поиске и привлечении долгосрочных капиталовложений и др.).
Наряду с показателем PSE используется показатель оценки поддержки потребителей CSE (Consumer Support Estimate), который учитывает все виды внутренних государственных трансфертов потребителям и рассчитывается как процент снижения расходов на приобретение продукции аграрного сектора в рыночных ценах. При расчетах CSE принимаются два вида мер агропродо-вольственной политики:
• трансферты от потребителей продовольствия сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате arpo продовольственной политики (рыночные трансферты);
• бюджетные выплаты потребителям в результате агропродовольственной политики (прочие трансферты).
Методология PSE/CSE широко применяется официальными международными организациями для оценки и сопоставления национальных агропродовольственных политик.
Обоснование приоритетов аграрной политики на основе третьего, продуктового подхода предполагает установление соотношения потребностей страны и фактического производства сельскохозяйственной продукции, выбор приоритета государственной финансовой поддержки той или иной продуктовой подгруппы на основе экономического анализа «затраты-выгоды».
Процесс выбора приоритетных направлений аграрной политики на основе анализа «дерева целей» привел к появлению метода «экономического ядра», пред-
полагающего, что в экономической системе как на макро-, так и на мезоуровне существуют «точки роста», воздействие на которые оказывает существенное влияние на развитие других элементов системы, позволяет достичь нескольких целей экономической политики, в том числе и аграрной. В зарубежных исследованиях этот метод получил название «концепции полюсов роста», которую активно разрабатывал французский экономист Перу и его ученик Бурвиль.
Необходимость формирования экономического ядра обусловлена, как правило, ограниченностью ресурсов и возможностей, а также количеством и остротой хозяйственных проблем, сложившихся в экономической системе. Результаты влияния современной экономической политики на положение сельскохозяйственных товаропроизводителей свидетельствуют о том, что метод экономического ядра наиболее приемлем для разработки приоритетов аграрной политики в современной России.
Принципиально важное значение при рассмотрении аграрной политики имеют ее региональные особенности. Россия, в отличие от многих других стран, имеет значительную географическую протяженность, более ста национальностей проживает на ее территории. Различия в географическом положении, климатических и социальных условиях обусловливают дифференциацию уровней развития российских регионов. С развитием рыночных отношений наметились явные тенденции дивергенции регионов, поскольку в силу многообразных факторов изменение экономических и социальных отношений при комплексном характере преобразований не может происходить синхронно: в региональных условиях диапазон временных рамок возможных изменений отдельных элементов экономических и социальных отношений в аграрном секторе будет резко дифференцирован. Поэтому особое значение приобретают региональные аспекты аграрной политики, учитывающей особенности решения стратегических задач региона. Это в свою очередь обусловливает, во-первых, учет региональной асимметрии осуществления аграрной политики,
во-вторых, применение специфических инструментов для оценки этих неравенств и, в-третьих, понимание того, что региональные социально-экономические отличия оказывают существенное влияние на темпы проведения реформ не только в аграрном секторе отдельного региона, но и страны в целом.
Ответ на вопрос о необходимости и направленности аграрной политики формулируется в рамкахтеорий регионального роста. Поскольку важнейший вывод неоклассических теорий состоит в том, что со временем уровни экономического развития регионов выравниваются, сторонники этой научной школы пришли к выводу о нецелесообразности государственного вмешательства в экономическое развитие регионов на начальном этапе. Вместе с тем они не отрицают необходимости выделения проблемным регионам финансовой помощи на решение социальных вопросов. Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или, по меньшей мере, сохранения диспропорций в уровнях экономического развития регионов без государственного вмешательства, наоборот, предлагают проводить активную региональную политику, считая ее непосредственной целью выравнивания уровней экономического развития регионов, то есть сглаживание межрегиональных различий. Из этого следует, что государство должно стимулировать экономическое развитие наиболее отсталых регионов.
Изначально теория государственного регулирования экономического развития регионов практически исчерпывалась этими двумя крайними подходами. Однако идеи приверженцев неоклассических теорий на практике не подтверждались в краткосрочном периоде: диспропорции в уровнях экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или иной степени государству приходилось вмешиваться в их экономическое развитие.
На современном этапе относительно степени регулирования региональных диспропорций можно выделить три течения: «неинтервенционалистов», которые в принципе отрицают воздействие государства
на региональный рост; «адаптеров», пропагандирующих необходимость смягчения воздействия стихийных рыночных сил и незначительного корректирования развития территории путем ускорения естественных процессов благодаря стимулированию миграции рабочей силы и инвестиций; «радикальных преобразователей», выступающих за проведение интенсивного регулирования.
Наиболее применим в реальных условиях адаптивный подход. Особенностью функционирования регионального хозяйства в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Соответственно, экономическая и аграрная политика региона должна предусматривать в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер на всех уровнях управления. По мере обретения регионами реальной самостоятельности формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности. И хотя эти интересы - только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.
Таким образом, определение «позитивной синергии» от реализации аграрной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей задачей эффективного развития АПК региона.
Библиографический список
1. Буздалов, И.Н. Аграрная политика и крестьянство/ И.Н. Буздалов // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. - 560 с.
2. Милосердое, В.В. Аграрная политика России - XX век / В.В. Милосердое, К.В. Милосердое. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002.-543 с.
3. Жоголева, Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России / Е.Е. Жоголева. - М.: Информатик, 1996. - 228 с.
ВЛИЯНИЕ ГЕРБИЦИДОВ НА ЗАСОРЕННОСТЬ ПОСЕВОВ И УРОЖАЙНОСТЬ ПОДСОЛНЕЧНИКА
Абдуллаева Яна Апимовна, аспирант Хаблак Сергей Григорьевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Почвоведение и агрохимия» Луганский национальный аграрный университет
Ключевые слова: подсолнечник, гербицид, засоренность, севооборот, баковая смесь, урожайность, видовой состав.
Существующий ассортимент гербицидов еще не удовлетворяет растущие потребности сельского хозяйства. В современных технологиях выращивания сельскохозяйственных культур актуальным вопросом остается совершенствование ассортимента гербицидов, эффективности их действия и их композиций на сорняки, и повышения эффективности химического метода борьбы с ними. Целью наших исследований было изучение эффективности гербицидов системного действия Стилета и Селекта (120) на засоренность посевов подсолнечника в четырёхпольном зернопропашном севообороте. Методы исследований - полевой, количественный, расчетный. Результаты исследования показали, что гербицид Се-лект (120) действовал менее эффективно на уменьшение засоренности посевов подсолнечника, чем гербицид Стилет. Существенное уменьшение засоренности посевов и наибольшая прибавка урожая подсолнечника была получена при использовании смеси гербицидов Стилет + Селект (120).
IMPACT OF HERBICIDES ON INFESTATION OF CROPS AND YIELD OF SUNFLOWER
Abdullaeva Yana Alimovna, post-graduate student Khablak Sergey Grigoryevich, candidate of biological sciences, associate professor of the department «Soil science and Agrochemistry» Lugansk national agrarian university e-mail: [email protected] 91008, Lugansk, Ukraine
Hey words: sunflower, herbicide, infestation, crop rotation, tank mixture, productivity, species composition.
The existing range of herbicides have not satisfy the growing needs of agriculture. In modern technologies of cultivation of agricultural crops, the relevant issue is the improvement of the range of herbicides, the effectiveness of their action and their compositions on weeds, and improve the efficiency of chemical methods of struggle against them. The aim of our research was the study of efficiency of herbicides systemic effects of Stiletto and Select (120) on the contamination of sunflower crops in the four-fields rotation system. Research methods - field, quantitative, calculative. The results showed that the herbicide Select (120) acted less effective at reducing the contamination of sunflower crops in comparison with herbicide Stiletto. A significant decrease in the contamination of crops, and the greatest gain of sunflower yield was obtained using a mixture of herbicides Stiletto + Select (120).
Bibliography
1. Vereshchagin, LN. Atlas of weeds, medicinal and melliferous plants /
L. N. Vereshchagin.-K.: Uniwest marketing, 2002. — 384 p.
2. Beshanov, A. V. Weed control on fields of Nonblack Soil Zone /A. V. Beshanov. - L: Kotos, 1983. -166p.
3. Spiridonov, Y. A. Features of resistance of weeds to herbicides /Y. A. Spiridonov // Bulletin of plant protection. - 2001. - №1. - P. 54-62.
4. Agriculture /V. P. Gudz, I. D. Primak, Y. V. Budyonny and others; edited by V.P. Gudz. -K: Center of educational literature, 2010. -464p.
5. Luchinsky, S. I. Dominant weeds and their harmfulness for sunflower crops / S. I. Luchinsky, T. V. Hnyazeva // Scientific journal of Kuban state agrarian university. -2010. -№58 (04). -P. 1-13.
6. Dospekhov, B.A. Methods of field experience (with the basics of statistical processing of the results of studies)/. B. A. Dospekhov. - M.: Agroindustpublishing, 1985. -351 p.
7. Moyseychenko, V.F. Bases of scientific research in agronomy / V. F. Moyseychenko, V. 0. Eshchenko. -K.: High school, 1994. -333 p.
8. Shchuvar, I. A. Ecological bases of reducing the contamination of agrophytocenoses/1. A. Shchuvar. — Lvov.: New world, 2008. -496p.
9. Simikhnenko, P. G. Sunflower/P. G. Simikhnenko, A. I. Klyuchnikov, T. M. Tokarev and others. - M.: Kotos, 1965. - 96 p.
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВЫРАЩИВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗЕРНА ЯЧМЕНЯ ЯРОВОГО В ПРОЦЕССЕ ХРАНЕНИЯ
Бобер Анатолий Васильевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
Ключевые слова: ячмень яровой, зерно, качество, системы земледелия, системы обработки почвы, режимы хранения.
Изучение влияния факторов выращивания и условий хранения, которые будут содействовать формированию высококачественного сырья для использования на продовольственные, крупяные, кормовые, посевные и технические цели является довольно актуальной задачей настоящего времени.
Целью исследований было определить влияние систем земледелия, обработки почвы, условий хранения на качество зерна ячменя ярового в процессе хранения. Для исследования влияния факторов выращивания и хранения на качество зерна ячменя были заложены опыты, которые предусматривали изучение влияния систем земледелия, систем основной обработки почвы и хранение исследуемого зерна при разных условиях.
Проведенными исследованиями отмечена четкая закономерность, которая указывает на смену натуры зерна ячменя ярового в связи с изменениями влажности и продолжительностью его хранения.
Наивысшими показателями содержания белка в процессе хранения характеризовалось зерно ячменя выращенное при промышленной системе земледелия, дифференцированной и отвально-без-отвальной обработке почвы. Меньшие показатели содержания белка в процессе хранения имело зерно, которое выращивалось при экологической системе земледелия в среднем на 2,0- 2,5 % сравнительно с промышленной системой. Наиболее низкими показателями содержания белка во время хранения характеризовалось зерно выращенное при биологической системе земледелия, плоскорезной и поверхностной обработке почвы.