Научная статья на тему 'Аграрная политика российского государства'

Аграрная политика российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А.

Крестьяне во всем мире изначально связаны с сельским хозяйством. Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peasants all over the world are initially connected with an agriculture. Manufacture of food stuffs is the very first condition of a life of direct manufacturers and any manufacture in general.

Текст научной работы на тему «Аграрная политика российского государства»

Аграрное право

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Б.А.ВОРОНИН,

доктор юридических наук, зав. кафедрой права, Уральская ГСХА

Крестьяне во всем мире изначально связаны с сельским хозяйством. Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще [2].

На протяжении многих тысячелетий сельское хозяйство являлось главной, преобладающей сферой общественного труда, основным источником удовлетворения потребностей людей.

Россия традиционно считалась аграрной страной, и по этой причине сельское хозяйство занимало в экономике государства особое место. Как в любой другой стране, российское сельское хозяйство развивалось на основе естественных биологических законов и с учетом природно-климатических условий. Являясь органической составной частью общественного производства, сельское хозяйство так же развивалось на основе общих для всей экономики законов. Но наряду с вышеперечисленными факторами, развитие сельского хозяйства зависит и от политики того или иного государства в аграрной сфере. Понятие политики многогранно. Так, в Новом энциклопедическом словаре [3] политика определяется как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В Толковом словаре русского языка (С.И.Ожегов и И.Ю.Ш-ведова) [4] понятие политики определяется как - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Политика бывает внутренняя и внешняя, а также выражающая ту или иную направленность (социальная, экономическая, экологическая, военная, информационная и т.д.).

Существует и аграрная политика государства. В Народной Энциклопедии научных и прикладных знаний 1911 года издания [1] дано определение сельскохозяйственной политики (что тождественно аграрной) - это наука о задачах государства и органов местного самоуправления по отношению к развитию производительных сил в сельском хозяйстве и к повышению благосостояния всего земледельческого населения.

В сельскохозяйственной по-

Peasants all over the world are initially connected with an agriculture. Manufacture of food stuffs is the very first condition of a life of direct manufacturers and any manufacture in general.

литике различают два главных способа воздействия на сельское хозяйство:

1. издание законов (законодательная деятельность);

2. практические мероприятия, прямо или косвенно направленные на улучшение положения или всего сельского хозяйства или его отраслей.

Думается, что это определение, как никакое другое, наиболее точно обозначило роль и место государства по отношению к сельскому хозяйству. Идеи сельскохозяйственной аграрной политики государства, изложенные в далеком 1911 году, актуальны и сегодня, разница лишь в одном - сегодня органы местного самоуправления гораздо в меньшей степени могут влиять на развитие сельского хозяйства, ибо все финансы и полномочия сосредоточены у органов государственной власти, как федеральной, так и субъекта федерации. С учетом сегодняшних российских реалий, понятие «аграрная политика государства» можно изложить в такой редакции: Аграрная политика государства - это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села.

Политика государства в сельском хозяйстве является субъективной основой для правового регулирования аграрных отношений.

От эволюционного или революционного характера аграрной политики напрямую зависит состояние аграрного производства и сельский уклад жизни в государстве. Достаточно вспомнить историю развития сельского хозяйства с 1917 года, когда в результате Октябрьской революции резко сменился вектор направления сельскохозяйственной деятельности в нашей стране. Идеи П.А. Столыпина [13] о создании крепкого единоличного собственника - надежного оплота государственности, путем выделения крестьян из общины на хутора и отруба, за счет административных и землеустроительных мероприятий, продажа земли через Крестьянский поземельный банк, предоставление долгосрочных ссуд, переселение на земли Юга и Востока, воплощенные в политические решения и законодательные акты российского государства были заменены ленинской аграрной политикой. Суть этой политики состояла в земельном переделе - ликвидации помещичьей собственности и национализации земли. Однако уже к концу 1918 года было выбрано другое направление аграрной политики - коллективизация сельского хозяйства, которая получила юридическое оформление в «Положении о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию». В.И Ленин обосновал необходимость использования кооперации как наиболее приемлемой формы преобразования личного крестьянского хозяйства. Социалистическое переус-

Аграрное право

тройство крестьянского хозяйства на кооперативной основе В.И. Ленин рассматривал в тесной связи с организацией и деятельностью государственных сельскохозяйственных предприятий - советских хозяйств (совхозов).

Признавая развитие сельскохозяйственной кооперации одним из важнейших средств подъема сельского хозяйства и приобщения трудящихся крестьянских масс к социалистическому строительству, ЦИК и СНК СССР 22 августа 1924 приняли постановление «О сельскохозяйственной кооперации» [9]. XV съезд партии (декабрь 1927 г.) принял решение о всемерном развитии коллективизации сельского хозяйства в стране. С этого времени судьбу сельского хозяйства стали определять не индивидуальные крестьянские хозяйства, а колхозы и совхозы. Таким образом, аграрная политика правящей партии (ВКП(б)) способствовала совершению глубочайшего революционного переворота в российской деревне.

В советский период наряду с политикой коллективизации в развитии сельского хозяйства заметную веху оставили Постановления Пленумов ЦК КПСС. Так, мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС определил главные особенности и направления аграрной политики КПСС и российского государства в этот период [8].

Таких направлений было три: Первое - обеспечить материальную заинтересованность работников сельского хозяйства в повышении производительности путем широкого использования экономических рычагов ведения хозяйства, развитие материального стимулирования колхозов, совхозов и колхозников и работников сельского хозяйства. Второе направление - было выражено в переводе сельского хозяйства на современную индустриальную основу, ускорении научно-технического прогресса в аграрной экономике. Были предусмотрены программы комплексной механизации, химизации сельского хозяйства, мелиорации земель.

Третье важное направление аграрной политики - заключалось в совершенствовании форм организации производства и улучшении управления сельским хозяйством, создании наряду с колхозами и совхозами аграрно-промышленных предприятий и объединений. Особенно большое значение для дальнейшего развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны в целом имели решения майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС, утвердившего Продовольственную Программу СССР на период до 1990 года

[7].

Основная цель аграрной политики в эти годы

- в возможно короткие сроки надежно обеспечить население страны продуктами питания. Для достижения поставленных целей предусматривалось выделение значительных средств, мобилизация материальных и трудовых ресурсов. Были намечены крупные меры по дальнейшему улучшению

жилищных и социально-бытовых условий жизни на селе.

Мы не ставим задачу подробного анализа результатов аграрной политики советского государства. Конечно же, здесь были и необузданное администрирование, и волюнтаризм, и «кровавое» нашествие на крестьян во время коллективизации. Многого из замыслов не удалось реализовать на практике, немало осталось нерешенных проблем. Но несмотря на эти недостатки и перегибы, а порой и преступления против крестьян, сельское хозяйство смогло обеспечить население страны продуктами питания и сырьем и в годы индустриализации, и в годы Великой Отечественной войны, и в последующий, непростой период функционирования российского государства.

Перечисленные основные этапы аграрной политики, проводимой партией и правительством в период с 1917 по 1990 года наряду с принятием кардинально новых направлений в развитии сельского хозяйства страны, наглядно показывают, что аграрная экономика все эти годы была под пристальным вниманием органов власти. Характерно, что все политические решения воплощались в законодательные и иные нормативные правовые акты колхозного и сельскохозяйственного законодательства, что способствовало становлению и развитию правового регулирования сельскохозяйственной деятельности и социального развития села. Это был период рождения и становления новых отраслей права - колхозного права и советского сельскохозяйственного права, которые стали эмпирической основой для формирования современного аграрного права.

Политические и социально-экономические изменения произошедшие в Российской Федерации с 1990 года, а также земельная реформа не могли не отразиться и на аграрном секторе экономики. Аграрная реформа, начавшись, в основном, с Указов Президента Российской Федерации, пошла путем проб и ошибок без необходимого научного обоснования. В результате преобразований, сельское хозяйство страны к 1995 году оказалось в стадии экономического кризиса. Такому положению в немалой степени способствовало отсутствие в российском государстве четкой современной аграрной политики. Поняв свою ошибку, что без участия государства аграрная экономика, как и экономика вообще, не может эффективно функционировать, 14 июля 1997 года был принят федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» [10], который определил, что задачами государственного регулирования агропромышленного производства является стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближении уровня и дохода работников

Аграрное право

сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Позитивные результаты действия этого закона общеизвестны. Во всяком случае и аграрные предприниматели, и органы власти всех уровней впервые за все годы реформы получили документ, определяющий главные направления развития отечественного сельского хозяйства и села в условиях вхождения в рыночную экономику.

Развивая идеологию закона от 14.07.97 г., Правительство Российской Федерации приняло 27.07.2000 г. постановление «Об основных направлениях агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы» [5]. Согласно этому документу, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение ресурсов для аграрного производства. Развитие аграрного комплекса признано одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства. К сожалению, кризисные явления в сельском хозяйстве оказались настолько глубоки, что по прошествии пяти лет многое из перечисленного осталось невыполненным. В то же время ситуация с обеспечением продовольственной безопасности страны и жизнедеятельности в сельских поселениях настоятельно требует принятия соответствующего политического решения о развитии отечественного сельского хозяйства и агропродо-вольственного рынка, а также решения животрепещущих социальных проблем села.

По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в нашей стране с 2006 года начинается реализация 4-х приоритетных национальных проектов: в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, и, что особенно радует, в аграрном секторе. В рамках реализации национального проекта на дополнительно выделенные финансовые средства планируется модернизировать аграрное производство. Планируется также внедрение и использование датских, бельгийских и финских технологий в растениеводстве и животноводстве. Значительная роль отводится личному подсобному хозяйству, где ставится задача сделать ЛПХ одним из существенных звеньев аграрной экономики. Идея национального проекта по возрождению отечественного сельского хозяйства это еще и элемент аграрной политики российского государства на современном этапе. Но при всем этом вызывает сожаление такой факт, что аграрная политика в государстве и сегодня проводится спонтанно, без юридического оформления.

У нас уже есть опыт, когда «келейно» принятое постановление Правительства РФ «Об основных направлениях агропродовольственной политики

Правительства Российской Федерации на 20012010 годы», так же тихо и незаметно не выполняется (по принципу - сам слово дал, сам его и взял обратно). Но если бы «Основные направления» были оформлены федеральным законом, то тогда Правительство оказалось бы под государственным и общественным контролем и надзором и с него был бы совершенно другой спрос. Возвращаясь к национальному проекту по возрождению отечественного сельского хозяйства, хотелось бы надеться, что при его реализации найдется место и аграрной науке и аграрному образованию, ибо этот проект обращен в будущее, а это означает, что без научных достижений и без подготовки аграрных специалистов, обладающих современными знаниями позитивное развитие отечественного сельского хозяйства более чем проблематично.

Стратегическими направлениями сегодня должны стать дальнейшее повышение продуктивности сельского хозяйства; разработка экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий. В современных условиях производства сельскохозяйственной продукции, когда конкуренция между сельскохозяйственными товаропроизводителями идет не только внутри одной страны, но и на международном уровне, необходимо применять все новейшие достижения науки и техники во всем их многообразии и комплексе. Надо обладать огромными объемом информации, как по производству сельскохозяйственной продукции, так и по маркетингу. Сегодня требуется определить четкие и ясные принципы аграрной политики российского государства, о чем говорил Президент РФ В.В. Путин на встрече с представителями аграрного бизнеса. В частности, он сказал - «Я согласен здесь с коллегами, которые говорят о том, что производитель должен знать стратегию развития отрасли. Это абсолютно верно. Он должен знать действия Правительства на ближайшие годы. Это может быть и не всегда приятно для кого-то, но в целом для страны, на перспективу, это, конечно, правильно. Мы должны понимать, если мы хотим, чтобы у нас внутри развивалось то или иное про-

Аграрное право

изводство, мы должны создать условия для его развития». Наверное, лучше, чем сказал Президент, не скажешь. Но все-таки это лишь слова и пожелания, а надо принять федеральный закон об основах аграрной политики, ибо требования закона превыше всего и его обязаны безукоризненно выполнять все население страны, все должностные лица, предприятия и организации, независимо от форм собственности и хозяйствования.

Аграрная политика это важнейшее социально значимое направление в деятельности государства. Особая значимость этой политики заключается в обеспечении населения продуктами питания отечественного производства при минимальном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Обеспечение продовольственной безопасности - значит обеспечение экономической и национальной безопасности российского государства. Но не менее важна, а может быть и в первую очередь, современная аграрная политика, направленная на народосбереже-ние, обеспечение занятости и повышение благосостояния сельских жителей, на социальное развитие сельских поселений.

Научно-технический и технологический прогресс в сельском хозяйстве сегодня, наряду с несомненным позитивом, высветил проблему «лишних» работников, которым надо оказать помощь в устройстве трудовой и хозяйственной жизни, в противном случае из некогда аграрной Россия превратится в страну без сел и деревень, а российский народ окончательно утратит свою самобытность.

Выбор курса государственной аграрной политики сегодня - это выбор будущего Российской Федерации, и к этому надо подойти в высшей степени ответственно и мудро, законодательно оформив все основные направления развития сельского хозяйства и обеспечения жизнедеятельности в сельских поселениях.

Верховенство легитимного закона в обществе

- важнейший принцип правового государства [6]. А по Конституции мы строим именно правовое государство.

Литература

1. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. 13-М, 1911 - с. 1-80.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.25 ч. II стр. 184-185

3. М. Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, 2000

4. М. Изд-во Азъ, 1996

5. Протокол № 25 от 27.07.2000, отдельное издание Минюста РФ

6. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, Баш.ГУ, 2001. стр. 139

7. Решение Партии и Правительства по государственным вопросам. М., 1983. т. 14. стр. 401-449.

8. Решение Партии и Правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5 (1962-65 гг.) М. Политиздат, 1968 стр. 606-609.

9. Сборник законодательных актов СССР и РСФСР 1917-1958 гг. Т. I, М, 1959

10. СЗ РФ 1997 № 29 ст. 3501 / отменен ФЗ № 122 от 24.08.04,

11. СЗ РФ 2004, № 35 ст. 3607

12. Собрание узаконений 1919 № 4 ст. 44

13. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственного Совета 1906-1911

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.