Аграрное право
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Б.А.ВОРОНИН,
доктор юридических наук, зав. кафедрой права, Уральская ГСХА
Крестьяне во всем мире изначально связаны с сельским хозяйством. Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще [2].
На протяжении многих тысячелетий сельское хозяйство являлось главной, преобладающей сферой общественного труда, основным источником удовлетворения потребностей людей.
Россия традиционно считалась аграрной страной, и по этой причине сельское хозяйство занимало в экономике государства особое место. Как в любой другой стране, российское сельское хозяйство развивалось на основе естественных биологических законов и с учетом природно-климатических условий. Являясь органической составной частью общественного производства, сельское хозяйство так же развивалось на основе общих для всей экономики законов. Но наряду с вышеперечисленными факторами, развитие сельского хозяйства зависит и от политики того или иного государства в аграрной сфере. Понятие политики многогранно. Так, в Новом энциклопедическом словаре [3] политика определяется как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
В Толковом словаре русского языка (С.И.Ожегов и И.Ю.Ш-ведова) [4] понятие политики определяется как - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Политика бывает внутренняя и внешняя, а также выражающая ту или иную направленность (социальная, экономическая, экологическая, военная, информационная и т.д.).
Существует и аграрная политика государства. В Народной Энциклопедии научных и прикладных знаний 1911 года издания [1] дано определение сельскохозяйственной политики (что тождественно аграрной) - это наука о задачах государства и органов местного самоуправления по отношению к развитию производительных сил в сельском хозяйстве и к повышению благосостояния всего земледельческого населения.
В сельскохозяйственной по-
Peasants all over the world are initially connected with an agriculture. Manufacture of food stuffs is the very first condition of a life of direct manufacturers and any manufacture in general.
литике различают два главных способа воздействия на сельское хозяйство:
1. издание законов (законодательная деятельность);
2. практические мероприятия, прямо или косвенно направленные на улучшение положения или всего сельского хозяйства или его отраслей.
Думается, что это определение, как никакое другое, наиболее точно обозначило роль и место государства по отношению к сельскому хозяйству. Идеи сельскохозяйственной аграрной политики государства, изложенные в далеком 1911 году, актуальны и сегодня, разница лишь в одном - сегодня органы местного самоуправления гораздо в меньшей степени могут влиять на развитие сельского хозяйства, ибо все финансы и полномочия сосредоточены у органов государственной власти, как федеральной, так и субъекта федерации. С учетом сегодняшних российских реалий, понятие «аграрная политика государства» можно изложить в такой редакции: Аграрная политика государства - это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села.
Политика государства в сельском хозяйстве является субъективной основой для правового регулирования аграрных отношений.
От эволюционного или революционного характера аграрной политики напрямую зависит состояние аграрного производства и сельский уклад жизни в государстве. Достаточно вспомнить историю развития сельского хозяйства с 1917 года, когда в результате Октябрьской революции резко сменился вектор направления сельскохозяйственной деятельности в нашей стране. Идеи П.А. Столыпина [13] о создании крепкого единоличного собственника - надежного оплота государственности, путем выделения крестьян из общины на хутора и отруба, за счет административных и землеустроительных мероприятий, продажа земли через Крестьянский поземельный банк, предоставление долгосрочных ссуд, переселение на земли Юга и Востока, воплощенные в политические решения и законодательные акты российского государства были заменены ленинской аграрной политикой. Суть этой политики состояла в земельном переделе - ликвидации помещичьей собственности и национализации земли. Однако уже к концу 1918 года было выбрано другое направление аграрной политики - коллективизация сельского хозяйства, которая получила юридическое оформление в «Положении о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию». В.И Ленин обосновал необходимость использования кооперации как наиболее приемлемой формы преобразования личного крестьянского хозяйства. Социалистическое переус-
Аграрное право
тройство крестьянского хозяйства на кооперативной основе В.И. Ленин рассматривал в тесной связи с организацией и деятельностью государственных сельскохозяйственных предприятий - советских хозяйств (совхозов).
Признавая развитие сельскохозяйственной кооперации одним из важнейших средств подъема сельского хозяйства и приобщения трудящихся крестьянских масс к социалистическому строительству, ЦИК и СНК СССР 22 августа 1924 приняли постановление «О сельскохозяйственной кооперации» [9]. XV съезд партии (декабрь 1927 г.) принял решение о всемерном развитии коллективизации сельского хозяйства в стране. С этого времени судьбу сельского хозяйства стали определять не индивидуальные крестьянские хозяйства, а колхозы и совхозы. Таким образом, аграрная политика правящей партии (ВКП(б)) способствовала совершению глубочайшего революционного переворота в российской деревне.
В советский период наряду с политикой коллективизации в развитии сельского хозяйства заметную веху оставили Постановления Пленумов ЦК КПСС. Так, мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС определил главные особенности и направления аграрной политики КПСС и российского государства в этот период [8].
Таких направлений было три: Первое - обеспечить материальную заинтересованность работников сельского хозяйства в повышении производительности путем широкого использования экономических рычагов ведения хозяйства, развитие материального стимулирования колхозов, совхозов и колхозников и работников сельского хозяйства. Второе направление - было выражено в переводе сельского хозяйства на современную индустриальную основу, ускорении научно-технического прогресса в аграрной экономике. Были предусмотрены программы комплексной механизации, химизации сельского хозяйства, мелиорации земель.
Третье важное направление аграрной политики - заключалось в совершенствовании форм организации производства и улучшении управления сельским хозяйством, создании наряду с колхозами и совхозами аграрно-промышленных предприятий и объединений. Особенно большое значение для дальнейшего развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны в целом имели решения майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС, утвердившего Продовольственную Программу СССР на период до 1990 года
[7].
Основная цель аграрной политики в эти годы
- в возможно короткие сроки надежно обеспечить население страны продуктами питания. Для достижения поставленных целей предусматривалось выделение значительных средств, мобилизация материальных и трудовых ресурсов. Были намечены крупные меры по дальнейшему улучшению
жилищных и социально-бытовых условий жизни на селе.
Мы не ставим задачу подробного анализа результатов аграрной политики советского государства. Конечно же, здесь были и необузданное администрирование, и волюнтаризм, и «кровавое» нашествие на крестьян во время коллективизации. Многого из замыслов не удалось реализовать на практике, немало осталось нерешенных проблем. Но несмотря на эти недостатки и перегибы, а порой и преступления против крестьян, сельское хозяйство смогло обеспечить население страны продуктами питания и сырьем и в годы индустриализации, и в годы Великой Отечественной войны, и в последующий, непростой период функционирования российского государства.
Перечисленные основные этапы аграрной политики, проводимой партией и правительством в период с 1917 по 1990 года наряду с принятием кардинально новых направлений в развитии сельского хозяйства страны, наглядно показывают, что аграрная экономика все эти годы была под пристальным вниманием органов власти. Характерно, что все политические решения воплощались в законодательные и иные нормативные правовые акты колхозного и сельскохозяйственного законодательства, что способствовало становлению и развитию правового регулирования сельскохозяйственной деятельности и социального развития села. Это был период рождения и становления новых отраслей права - колхозного права и советского сельскохозяйственного права, которые стали эмпирической основой для формирования современного аграрного права.
Политические и социально-экономические изменения произошедшие в Российской Федерации с 1990 года, а также земельная реформа не могли не отразиться и на аграрном секторе экономики. Аграрная реформа, начавшись, в основном, с Указов Президента Российской Федерации, пошла путем проб и ошибок без необходимого научного обоснования. В результате преобразований, сельское хозяйство страны к 1995 году оказалось в стадии экономического кризиса. Такому положению в немалой степени способствовало отсутствие в российском государстве четкой современной аграрной политики. Поняв свою ошибку, что без участия государства аграрная экономика, как и экономика вообще, не может эффективно функционировать, 14 июля 1997 года был принят федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» [10], который определил, что задачами государственного регулирования агропромышленного производства является стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближении уровня и дохода работников
Аграрное право
сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Позитивные результаты действия этого закона общеизвестны. Во всяком случае и аграрные предприниматели, и органы власти всех уровней впервые за все годы реформы получили документ, определяющий главные направления развития отечественного сельского хозяйства и села в условиях вхождения в рыночную экономику.
Развивая идеологию закона от 14.07.97 г., Правительство Российской Федерации приняло 27.07.2000 г. постановление «Об основных направлениях агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы» [5]. Согласно этому документу, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение ресурсов для аграрного производства. Развитие аграрного комплекса признано одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства. К сожалению, кризисные явления в сельском хозяйстве оказались настолько глубоки, что по прошествии пяти лет многое из перечисленного осталось невыполненным. В то же время ситуация с обеспечением продовольственной безопасности страны и жизнедеятельности в сельских поселениях настоятельно требует принятия соответствующего политического решения о развитии отечественного сельского хозяйства и агропродо-вольственного рынка, а также решения животрепещущих социальных проблем села.
По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в нашей стране с 2006 года начинается реализация 4-х приоритетных национальных проектов: в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, и, что особенно радует, в аграрном секторе. В рамках реализации национального проекта на дополнительно выделенные финансовые средства планируется модернизировать аграрное производство. Планируется также внедрение и использование датских, бельгийских и финских технологий в растениеводстве и животноводстве. Значительная роль отводится личному подсобному хозяйству, где ставится задача сделать ЛПХ одним из существенных звеньев аграрной экономики. Идея национального проекта по возрождению отечественного сельского хозяйства это еще и элемент аграрной политики российского государства на современном этапе. Но при всем этом вызывает сожаление такой факт, что аграрная политика в государстве и сегодня проводится спонтанно, без юридического оформления.
У нас уже есть опыт, когда «келейно» принятое постановление Правительства РФ «Об основных направлениях агропродовольственной политики
Правительства Российской Федерации на 20012010 годы», так же тихо и незаметно не выполняется (по принципу - сам слово дал, сам его и взял обратно). Но если бы «Основные направления» были оформлены федеральным законом, то тогда Правительство оказалось бы под государственным и общественным контролем и надзором и с него был бы совершенно другой спрос. Возвращаясь к национальному проекту по возрождению отечественного сельского хозяйства, хотелось бы надеться, что при его реализации найдется место и аграрной науке и аграрному образованию, ибо этот проект обращен в будущее, а это означает, что без научных достижений и без подготовки аграрных специалистов, обладающих современными знаниями позитивное развитие отечественного сельского хозяйства более чем проблематично.
Стратегическими направлениями сегодня должны стать дальнейшее повышение продуктивности сельского хозяйства; разработка экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий. В современных условиях производства сельскохозяйственной продукции, когда конкуренция между сельскохозяйственными товаропроизводителями идет не только внутри одной страны, но и на международном уровне, необходимо применять все новейшие достижения науки и техники во всем их многообразии и комплексе. Надо обладать огромными объемом информации, как по производству сельскохозяйственной продукции, так и по маркетингу. Сегодня требуется определить четкие и ясные принципы аграрной политики российского государства, о чем говорил Президент РФ В.В. Путин на встрече с представителями аграрного бизнеса. В частности, он сказал - «Я согласен здесь с коллегами, которые говорят о том, что производитель должен знать стратегию развития отрасли. Это абсолютно верно. Он должен знать действия Правительства на ближайшие годы. Это может быть и не всегда приятно для кого-то, но в целом для страны, на перспективу, это, конечно, правильно. Мы должны понимать, если мы хотим, чтобы у нас внутри развивалось то или иное про-
Аграрное право
изводство, мы должны создать условия для его развития». Наверное, лучше, чем сказал Президент, не скажешь. Но все-таки это лишь слова и пожелания, а надо принять федеральный закон об основах аграрной политики, ибо требования закона превыше всего и его обязаны безукоризненно выполнять все население страны, все должностные лица, предприятия и организации, независимо от форм собственности и хозяйствования.
Аграрная политика это важнейшее социально значимое направление в деятельности государства. Особая значимость этой политики заключается в обеспечении населения продуктами питания отечественного производства при минимальном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Обеспечение продовольственной безопасности - значит обеспечение экономической и национальной безопасности российского государства. Но не менее важна, а может быть и в первую очередь, современная аграрная политика, направленная на народосбереже-ние, обеспечение занятости и повышение благосостояния сельских жителей, на социальное развитие сельских поселений.
Научно-технический и технологический прогресс в сельском хозяйстве сегодня, наряду с несомненным позитивом, высветил проблему «лишних» работников, которым надо оказать помощь в устройстве трудовой и хозяйственной жизни, в противном случае из некогда аграрной Россия превратится в страну без сел и деревень, а российский народ окончательно утратит свою самобытность.
Выбор курса государственной аграрной политики сегодня - это выбор будущего Российской Федерации, и к этому надо подойти в высшей степени ответственно и мудро, законодательно оформив все основные направления развития сельского хозяйства и обеспечения жизнедеятельности в сельских поселениях.
Верховенство легитимного закона в обществе
- важнейший принцип правового государства [6]. А по Конституции мы строим именно правовое государство.
Литература
1. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. 13-М, 1911 - с. 1-80.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.25 ч. II стр. 184-185
3. М. Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, 2000
4. М. Изд-во Азъ, 1996
5. Протокол № 25 от 27.07.2000, отдельное издание Минюста РФ
6. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, Баш.ГУ, 2001. стр. 139
7. Решение Партии и Правительства по государственным вопросам. М., 1983. т. 14. стр. 401-449.
8. Решение Партии и Правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5 (1962-65 гг.) М. Политиздат, 1968 стр. 606-609.
9. Сборник законодательных актов СССР и РСФСР 1917-1958 гг. Т. I, М, 1959
10. СЗ РФ 1997 № 29 ст. 3501 / отменен ФЗ № 122 от 24.08.04,
11. СЗ РФ 2004, № 35 ст. 3607
12. Собрание узаконений 1919 № 4 ст. 44
13. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственного Совета 1906-1911