Научная статья на тему 'Аграрная и демографическая модернизация России в конце ХIХ - начале ХХI вв. : региональное измерение (научная школа профессора Г. Е. Корнилова)'

Аграрная и демографическая модернизация России в конце ХIХ - начале ХХI вв. : региональное измерение (научная школа профессора Г. Е. Корнилова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / АГРАРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ / АГРАРНЫЙ ПЕРЕХОД / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ / SCIENTIFIC SCHOOL / SCIENTIFIC DIRECTIONS / SCIENTIFIC PROBLEMS / AGRARIAN MODERNIZATION IN RUSSIA / AGRARIAN TRANSITION / HISTORICAL DEMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнилов Геннадий Егорович, Кругликова Галина Александровна

В статье анализируется процесс создания и функционирования научной школы по аграрной и демографической истории профессора Г. Е. Корнилова (выбор научной проблемы происходил в условиях «архивной революции», пристальное внимание уделялось истории сельского хозяйства и крестьянства России, в Институте истории РАН работал семинар по методологии историко-аграрных исследований, эти факторы повлияли на формирование научного направления школы). Показаны основные результаты научной школы (подготовка кадров: защищены 31 кандидатская и 5 докторских диссертаций), научные публикации, организация научных форумов (девятнадцати всероссийских историко-педагогических чтений, шести уральских демографических форумов, десяти международных конференций по аграрной истории России), участие в конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных),разработка новых научных направлений, в частности, исследование демографической модернизации региона). Исследования участников школы поддержаны различными грантами (РГНФ, РФФИ, Совета Европы). Руководитель и его ученики выполняли научные проекты с зарубежными учеными (Великобритании, Германии, Нидерландов, Украины, Японии). Школа сформирована на базе исторического факультета УрГПУ и Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. Особенность ее состояла в том, что она сочетала научную и образовательную деятельность, большая часть участников школы являются преподавателями в вузах. Признанием научных достижений являются рецензии, вышедшие в научных журналах различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRARIAN AND DEMOGRAPHIC MODERNIZATION OF RUSSIA IN THE LATE XIXth - EARLY XXIst CENTURIES: REGIONAL DIMENSION (Scientific School of Professor G. E. Kornilov)

The article analyzes the process of establishment and functioning of the scientific school of agrarian and demographic history of Professor G. E. Kornilov (the choice of the scientific problem took place during the "archival revolution" and close attention was paid to the history of agriculture and peasantry of Russia; at the Institute of History of Sciences, there was a seminar on the methodology of historical and agrarian studies; these factors influenced the formation of scientific areas of the school). The article shows the main results of the scientific school (in professional training of scholars: 31 candidate and 5 doctoral dissertations have been defended), scientific publications, organization of scientific conferences (nineteen all-Russian historical and pedagogical readings, six Urals demographic forums, ten international conferences on the agrarian history of Russia), participation in conferences of various levels (international, national and regional) and development of new research areas, in particular, the study of demographic modernization in the region). Researches of the participants of the school heve been supported by various grants (RHF, RFBR, Council of Europe). The scientific leader of the school and his students performed research projects with foreign scientists (from Great Britain, Germany, the Netherlands, Ukraine, Japan, etc.). The school formed on the basis of the Historical Faculty of the Ural State Pedagogical University and the Institute of History and Archaeology, Ural branch of the Russian Academy of Sciences. Its main feature was that it combined scientific and educational activities; the majority of participants are university teachers. The recognition of scholarly achievements is demonstrated by reviews, published in scientific journals of different countries.

Текст научной работы на тему «Аграрная и демографическая модернизация России в конце ХIХ - начале ХХI вв. : региональное измерение (научная школа профессора Г. Е. Корнилова)»

УДК 378.14:001.89:314.011:338.43(47)(Корнилов Г. Е.)

ББК Ч25+Ч448.04+С75+Т3(2)53 ГСНТИ 14.09.35; 03.23.55 Код ВАК 13.00.01; 07.00.02

Корнилов Геннадий Егорович,

доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, кафедра истории России, Уральский государственный педагогический университет; заведующий сектором экономической истории, Институт истории и археологии УрО РАН; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: genakorn@mail.ru.

Кругликова Галина Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kruglickova.galina@yandex.ru.

АГРАРНАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА Г. Е. КОРНИЛОВА)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная школа, научные направления, научные проблемы, аграрная модернизация в России, аграрный переход, историческая демография.

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется процесс создания и функционирования научной школы по аграрной и демографической истории профессора Г. Е. Корнилова (выбор научной проблемы происходил в условиях «архивной революции», пристальное внимание уделялось истории сельского хозяйства и крестьянства России, в Институте истории РАН работал семинар по методологии исто-рико-аграрных исследований, эти факторы повлияли на формирование научного направления школы). Показаны основные результаты научной школы (подготовка кадров: защищены 31 кандидатская и 5 докторских диссертаций), научные публикации, организация научных форумов (девятнадцати всероссийских историко-педагогических чтений, шести уральских демографических форумов, десяти международных конференций по аграрной истории России), участие в конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных),разработка новых научных направлений, в частности, исследование демографической модернизации региона). Исследования участников школы поддержаны различными грантами (РГНФ, РФФИ, Совета Европы). Руководитель и его ученики выполняли научные проекты с зарубежными учеными (Великобритании, Германии, Нидерландов, Украины, Японии). Школа сформирована на базе исторического факультета УрГПУ и Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. Особенность ее состояла в том, что она сочетала научную и образовательную деятельность, большая часть участников школы являются преподавателями в вузах. Признанием научных достижений являются рецензии, вышедшие в научных журналах различных стран.

Kornilov Gennadiy Egorovich,

Doctor of History, Professor of Department of History of Russia, Honored Scientist of RF, Assistant Professor of the Chair of Russian History, Ural State Pedagogical University; Head of the Department of Economic History, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the RAS, Еkaterinburg, Russia.

Kruglikova Galina Aleksandrovna,

Candidate of History, Professor of Department of History of Russia, Ural State Pedagogical University, Еkaterinburg, Russia.

AGRARIAN AND DEMOGRAPHIC MODERNIZATION OF RUSSIA

IN THE LATE XIXTH - EARLY XXIST CENTURIES: REGIONAL DIMENSION

(SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR G. E. KORNILOV)

KEYWORDS: scientific school, scientific directions, scientific problems, agrarian modernization in Russia, agrarian transition, historical demography.

ABSTRACT. The article analyzes the process of establishment and functioning of the scientific school of agrarian and demographic history of Professor G. E. Kornilov (the choice of the scientific problem took place during the "archival revolution" and close attention was paid to the history of agriculture and peasantry of Russia; at the Institute of History of Sciences, there was a seminar on the methodology of historical and agrarian studies; these factors influenced the formation of scientific areas of the school). The article shows the main results of the scientific school (in professional training of scholars: 31 candidate and 5 doctoral dissertations have been defended), scientific publications, organization of scientific conferences (nineteen all-Russian historical and pedagogical readings, six Urals demographic forums, ten international conferences on the agrarian history of Russia), participation in conferences of various levels (international, national and regional) and development of new research areas, in particular, the study of demographic modernization in the region). Researches of the participants of the school heve been supported by various grants (RHF, RFBR, Council of Europe). The scientific leader of the school and his students performed research projects with foreign scientists (from Great Britain, Germany, the Netherlands, Ukraine, Japan, etc.). The school formed on the basis of the Historical Faculty of the Ural State Pedagogical University and the Institute of History and Archaeology, Ural branch of the Russian Academy of Sciences. Its main feature was that it combined scientific and educational activities; the majority of participants are university teachers. The recognition of scholarly achievements is demonstrated by reviews, published in scientific journals of different countries.

Наука - специфическая отрасль человеческой деятельности. В современном понимании наука - это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения; это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат; это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения. Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему.

Научная школа - это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов. Научное направление по изучению аграрной и демографической истории России ХХ века на историческом факультете УрГПУ появляется во второй половине 1990-х гг. К этому времени вокруг профессора Г. Е. Корнилова образовался небольшой коллектив из студентов и аспирантов, которые занимались на его спецсеминаре, активно работали в архивах, готовили научные публикации. Затем последовали защиты кандидатских диссертаций. Уже первая защита диссертации А. С. Еремина вызвала небывалый интерес. Он написал работу по истории коллективизации не только не в русле традиционной историографии, но и на материалах всего одного округа Уральской области, назвав ее «ирбитский феномен» [7]. Во второй диссертации, подготовленной выпускником истфака УрГПУ Д. В. Ка-ракуловым, была поднята тема голода на Урале начала 1920-х годов. История голодовок населения станет одной из основных научных проблем научного коллектива, поскольку это трагическое событие есть результат экономического, политического, социального развития общества, захватывает все стороны жизни аграрного сообщества [5].

Уже в первых научных работах молодого коллектива проявились его сильные черты - тщательная архивная проработка, выявление и отбор исторических документов, достоверность и репрезентативность анализируемых источников. В процессе работы была выработана научная проблематика исследований. Вызвали научный интерес, получили одобрение ведущих ученых страны кандидатские работы Е. Ю. Баранова, С. И. Васильевой, С. В. Воробьева, М. С. Каменских, В. В. Кругликова, А. П. Кузьминой, И. А. Лавровой, Р. Т. Латыпова, М. К. Ман-кевич, Н. Н. Мельникова, Н. А. Михалева, С. А. Нефедова, О. В. Павловой, И. А. Поппа, С. А. Пьянкова, А. В. Союровой, М. В. Сума-

чевой, М. Ю. Тараканова, О. Г. Черезовой, С. С. Черноуховой, В. В. Шведова, Е. И. Яр-ковой. Всего профессор Г. Е. Корнилов подготовил 31 кандидата наук. Его ученики продолжают активную научную деятельность, работают в УрГПУ, УрфУ, Институте истории и археологии УрО РАН, в вузах страны (Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Москва, Нижневартовск, Нижний Тагил, Оренбург, Пермь), участвуют в научных конференциях, издают монографии, готовят докторские диссертации, выигрывают гранты РГНФ, РФФИ [18; 22; 23; 26]. Лауреатами премии Губернатора Свердловской области для молодых ученых за лучшую работу в области гуманитарных наук стали доцент УрГПУ И. А. Попп (2013), научный сотрудник ИИиАУрО РАН С. А. Пьянков (2014). Премию УрО РАН имени члена-корреспондента П. И. Рычкова за лучшую работу в области гуманитарных наук для молодых ученых в 2012 г. получил Н. А. Михалев (ныне ученый секретарь ИИиАУрО РАН).

Определенным этапом в развитии научной школы стала подготовка докторских диссертаций. С 2004 года ученики профессора стали защищать докторские диссертации по аграрной истории и исторической демографии: Л. В. Алексеева по истории Северо-Западной Сибири в 1917-1941 годах (ныне профессор в Нижневартовском государственном университете); В. А. Лабузов по истории аграрных преобразований в южноуральской деревне в 1917-1930-х годах (ныне министр образования Правительства Оренбургской области); В. В. Филатов по трансформации аграрных отношений на Урале в 1930-е годы (ныне декан гуманитарного факультета Магнитогорского государственного технического университета); Л. Н. Мазур по истории сельского расселения на Среднем Урале в ХХ веке (ныне заведующая кафедрой документационного и информационного обеспечения управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина); Е. Ю. Рукосуев по истории формирования уральской буржуазии (работал доцентом кафедры истории России УрГПУ, ныне ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН). Подготовлена к защите докторская диссертация В. А. Журавлевой по истории городского населения Урала в 1920-30-е годы. У них появляются свои ученики, под их руководством защищаются кандидатские диссертации. Так, профессор Л. В. Алексеева подготовила 5, профессор В. А. Лабузов -3 кандидата исторических наук.

Сформировавшийся научный коллектив поставил перед собой сложную задачу -

© Корнилов Г. Е., Кругликова С. А., 2015

формировать комплексы исторических документов. Первой такой работой стала подготовка сборника документов по «Продовольственной безопасности Урала в ХХ веке». В этой работе под руководством Г. Е. Корнилова и В. В. Маслакова принимали участие Д. В. Каракулов, Л. Н. Мазур, Л. И. Пе-ресторонина, Н. В. Ячменева. Двухтомник издан в 2000 году. Г. Е. Корнилов стал одним из основоположников нового направления историко-аграрных исследований -изучения продовольственной безопасности России и ее регионов. В рецензии на издание ведущие отечественные историки-аграрники В. П. Данилов и И. Е. Зеленин отметили, что в этой работе впервые в историографии в развернутом виде сформулирована и заявлена проблема продовольственной безопасности в историческом аспекте; представлен ценный информативный материал базового характера, на который можно опереться при дальнейшем изучении более широкого круга проблем данной темы в других регионах и по стране в целом [6, с. 171].

Введение в научный оборот документальных комплексов путем их публикации стало одним из основных направлений деятельности уральского ученого и его учеников [3]. Совместно с голландским историком Х. Кесслером был подготовлен сборник документов «Колхозная жизнь на Урале. 19351953», который был издан в ведущем российском издательстве «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)» в известной серии «Документы советской истории» (М., 2006). Документы книги раскрывают взаимоотношения государства и колхозов в сталинский период. Издание получило высокую оценку российских и зарубежных историков, положительные рецензии на книгу опубликованы в научных изданиях России, Германии, Канады, Франции [1, р. 741-744; 2, 8. 451; 9, с. 123-124; 17, с. 406-409].

Профессор Г. Е. Корнилов и его ученики Е. Ю. Баранов, С. В. Воробьев стали участниками проекта по подготовке фундаментального издания в 6 томах «Общество и власть. Российская провинция. 1917-1985: Документы и материалы (Пермская, Свердловская, Челябинская области)», в который вошли уникальные комплексы документов по истории взаимоотношения общества и власти в советскую эпоху [20]. В 2009-м году Г. Е. Корнилов и И. А. Лаврова издали сборник документов и материалов «Беспризорность на Урале. 1929-1941 гг.» (2009). Опубликованные исторические документы позволяют раскрыть факторы и причины, масштабы этого страшного социального явления, меры борьбы и направления деятельности государственных органов и обще-

ственно-политических организаций по ликвидации детской беспризорности.

Профессор Г. Е. Корнилов разработал новый теоретико-методологический подход в историко-аграрных исследованиях. Концепция аграрного перехода, разрабатываемая профессором Г. Е. Корниловым и его коллегами, коррелируется с теорией индустриальной модернизации России. Г. Е. Корнилов справедливо отметил, что Россия вошла в ХХ век аграрной страной, вышла из него страной индустриальной, процессы модернизации определили все сферы жизни деревни. Хронологические рамки аграрного перехода он определяет концом XIX -началом XXI века и выделяет три его фазы, в процессе которых происходила экономическая, демографическая, политическая, культурная, социальная, правовая трансформация аграрной сферы и сельского социума, изменение сельского расселения. По мнению Г. Е. Корнилова, аграрный переход к началу XXI века не завершен, поскольку крестьянство не стало актором модернизации. Крестьянство на протяжении всего ХХ столетия оставалось самой бедной группой населения страны.

Эта концепция апробирована в монографиях Г. Е. Корнилова, Е. Ю. Баранова и В. А. Лабузова «Аграрное развитие и продовольственное обеспечение населения Урала. 1928-1934 гг.» (М., 2009), «XX век и сельская Россия»(под ред. проф. X. Окуда, Токио, 2005); История российского крестьянства XX века (под ред. X. Окуда, Токио, 2006); «Способна ли Россия себя прокормить?» (Материалы заседания интеллектуально-делового клуба УрО РАН. Екатеринбург, 2007).

Предложенный концептуальный подход апробирован на материалах истории уральской деревни, отражен в таких сюжетах, как культурная модернизация уральской деревни, проблема занятости крестьянства, его материальное положение и быт, сельская электрификация, история уральских колхозов, МТС и совхозов, демографическое развитие. В этом же ряду стоят и аналитические статьи и рецензии по историографии аграрных исследований в современной России. С 2006 года коллектив научной школы проводит международную научно-практическую конференцию по аграрной истории России XVIII-XXI века в Оренбурге при финансовой поддержке Министерства образования Оренбургской области [24]; участвует в сессиях всероссийского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, организуемых научным советом по аграрной истории РАН, членом которого является профессор Г. Е. Корнилов [14, с. 394-406; 15, с. 91-101].

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки. Научная школа расширила проблемное поле и обратилась к изучению населения региона. Исследования в регионе по исторической демографии активизировались только в последнюю четверть века [4; 16]. Результаты историко-демографи-ческих исследований докладываются на Уральских демографических форумах, по инициативе профессора Г. Е. Корнилова в рамках форума проходит секция по историческим аспектам демографических проблем. В рамках форума историки тесно сотрудничают с демографами, экономистами, социологами, интенсивно осваивают их методологический инструментарий, что позволяет успешно решать новые исследовательские задачи. Диссертации Н. А. Михалева, С. А. Нефедова, О. В. Павловой, М. В. Су-мачевой, М. Ю. Тараканова, О. Г. Черезовой, В. А. Журавлевой, их монографии, статьи в рецензируемых журналах свидетельствуют о формировании этого нового для региона научного направления, ставшего одним из научных центров по исторической демографии России. Одна из последних монографий Г. Е. Корнилова, Г. Г. Корнилова, Н. А. Михалева, А. Г. Оруджиевой посвящена историко-демографическому развитию Ямала в ХХ в., формированию населения в одном из перспективных экономических регионов страны (Екатеринбург, 2013). Монография получила высокую оценку специалистов [8, с. 129-131].

Исследования по аграрной и демографической истории осуществляются при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, ЮТАБ, Совета Европы и др. Г. Е. Корнилов и его ученики принимали участие в международных научных проектах Манчестерского университета (Великобритания), Токийского университета (Япония), Фрайбургского университета (Германия), Института истории Украины, Назарбаев университета (Казахстан). Изданы коллективные монографии на английском и японском языках [10; 27]. Международным признанием научных результатов стало участие профессора Г. Е. Корнилова в XVII мировом конгрессе по экономической истории (Киото, Япония, 2015).

Научным школам свойственны такие характеристики - инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым. Научный коллектив постоянно ставит и решает актуальные научно-образовательные задачи. Это подтверждают проводимые 19 лет подряд на базе исторического факультета УрГПУ всероссийские

историко-педагогические чтения, результаты которых вышли в 31 томе [19; 25]. За прошедшие годы в различных мероприятиях Чтений (пленарные и секционные заседания, круглые столы, мастер-классы, творческие площадки) приняло участие более 2,5 тысяч студентов, аспирантов, преподавателей школ и вузов, научных сотрудников академических институтов страны и зарубежья. Концепция конференции включает апробацию научных разработок по мировой и отечественной истории, внедрение полученных научных знаний в образовательную среду школ и вузов, интеграцию исторической науки и образования в рамках единого научно-образовательного пространства. Организаторы этих научных форумов уверены, что происходящие трансформации мирового гуманитарного знания, методологический кризис отечественной исторической науки, а также противоречивые процессы в реформировании образовательной и научной систем России являются принципиальным вызовом сообществу профессионалов, несущих ответственность за состояние интеллектуальных, исследовательских, педагогических практик в стране.

Интеграция академической науки и высшего профессионального исторического образования нашла практическое применение в учебной работе. Подготовлены программы учебных курсов, учебные пособия «Историческое краеведение» (2005), «Историческое краеведение Урала» (2015), авторский коллектив включал преподавателей исторического факультета и научных сотрудников ИИиАУрО РАН. Студенты-историки, аспиранты привлекались к научной работе в академическом институте.

Участники школы внесли существенный вклад в разработку инновационной модели преподавания региональной истории. Они участвовали в подготовке учебников по истории Урала для общеобразовательных школ, методических пособий для учителей. Высокую оценку получил учебно-методический комплект по истории Ямала (учебник, хрестоматия и программы) [11; 12; 28].

Процесс формирования научных школ крупных ученых достаточно долгий и трудоемкий. Решение этой задачи в условиях высшего учебного заведения облегчается тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников из аспирантов, магистрантов и студентов, учебно-воспитательная и научная базы помогают научному коллективу добиваться существенных результатов в науке. Кафедра истории России УрГПУ стала инициатором проведения ежегодной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Шаг в

историческую науку». Проведено 15 научных конференций, изданы сборники материалов (редактор изданий доцент Э. А. Черноухов). Конференция переросла рамки региональной и стала всероссийской.

Инновации, столь востребованные российским обществом, могут быть обеспечены только особым типом специалистов. Цель научной школы - подготовка профессионалов, готовых успешно действовать в турбулентной, проблемной современной ситуации и в равной степени способных к стратегическому, исторически фундированному мышлению и активной инновационной практической деятельности.

Научная школа профессора Г. Е. Корнилова - это сложившаяся интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под его руководством исследовательские программы. Она получила всероссийское признание [3, с. 243-251; 13, с. 121-132]. Существенным признаком сложившейся научной школы является то, что в ней одновременно решаются задачи разработки и защиты научных идей, комплексное, коллективное выполнение исследовательских проектов и подготовка молодых ученых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kotsonis Yanni [рецензия] // The Russian Review. 2006. Vol. 65, № 1. P. 147-148; Rittersporn Coor. T. [рецензия] / / Cahiers du monde russeetsovietique. 2007. № 48/4.

2. Tubingen G. W. Rezensionen. Kolchoznajazizn' naUrale 1935-1953 [Kolchoslebenim Ural 1935-1953]. Sostav.Ch. Kessler i G.E. Kornilov. Izdat. Rosspen Moskva, 2006. 911 S., Tab. Serija «Documen-tysovetskojistorii» / / Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. Stuttgart, 2008. Band 56, Heft 3.

3. Аграрное развитие и продовольственное обеспечение населения Урала в 1928-1934 гг. Сборник документов и материалов / сост. Е. Ю. Баранов, Г. Е. Корнилов. Оренбург : Оренбургское литературное агентство, 2005. 285 с.

4. Алферова Е. Ю., Голикова С. В., Корнилов Г. Е. и др. Этнодемографическое развитие Урала в XIX-ХХ вв. (Историко-социологический подход). Екатеринбург : Екатеринбург, 2000. 104 с.

5. Голодовки в истории России XVIII-ХХ веков : сборник статей VIII международной науч.-практ. конф. / науч. ред. Г. Е. Корнилов, В. А. Лабузов. Оренбург, 2013. 272 с.

6. Данилов В. П., Зеленин И. Е. [Рецензия] // Отечественная история. 2001. № 6.

7. Еремин А. С. «Всякие законы отпадают...». Коллективизация в Ирбитском округе Уральской области / науч. ред. Г. Е. Корнилов. Екатеринбург : БКИ, 2005. 145 с.

8. Жеребцов И. Л. Рецензия на коллективную монографию: Население Ямала в XX веке: историко-демографический анализ / Г. Г. Корнилов, Г. Е. Корнилов, Н. А. Михалев, А. Г. Оруджиева. Екатеринбург : АМБ, 2013. 360 с. // Уральский исторический вестник. 2015. № 3.

9. Ильиных В. А. [рецензия] // Уральский исторический вестник. 2007. № 17.

10. История российского крестьянства 20 века : колл. монография / Под ред. проф. X. Окуда. Токио, 2007 (на япон. яз.).

11. История Ямала с древнейших времен до начала XXI века : программы систематического и элективного курсов / под общ. ред. Г. Е. Корнилова. Екатеринбург : АМБ, 2012. 75 с.

12. История Ямала с древности до наших дней : учебник для 6-9 классов общеобразоват. школ / отв. ред. Г. Е. Корнилов. Екатеринбург : АМБ, 2012. 240 с.

13. Кондрашин В. В. Историки-аграрники России XX-XXI вв.: творческий путь и международное сотрудничество. Прага : Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2014. 198 с.

14. Корнилов Г. Е. Заготовки сельскохозяйственной продукции в уральской деревне в условиях Великой Отечественной войны / / Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2014. Фискальная политика и на-логово-повинностные практики в аграрной истории России X-XXI вв. М.; Самара : Самарский университет, 2015.

15. Корнилов Г. Е. Формирование системы продовольственной безопасности России в первой половине XX века / / Российская история. 2011. № 3.

16. Корнилов Г. Е., Кузьмин А. И., Оруджиева А. Г. и др. Население Урала. XX век. История демографического развития. Екатеринбург, 1996. 212 с.

17. Левек Ж. (Канада) [рецензия] // Социальная история. Ежегодник. 2009. СПб., 2010.

18. Михалев Н. А. Население Ямала в первой половине XX века. Историко-демографический анализ / Под ред. Г. Е. Корнилова. Екатеринбург : УрО РАН, 2010. 196 с.

19. Образование на Урале и современные проблемы подготовки учителя истории : материалы Уральских историко-педагогических чтений. Екатеринбург : УрГПУ, БКИ, 1997. 85 с.

20. Общество и власть. Российская провинция. 1917-1985: Документы и материалы (Пермская, Свердловская, Челябинская области): в 6 т. / гл. ред.: академик РАН В. В. Алексеев; Ин-т истории и археологии УрО РАН. Т. 1. Общество и власть. Российская провинция. 1917-1941. Свердловская область. Документы и материалы. Екатеринбург : БКИ, 2005. 792 с.; Т. 2. 776 с.

21. Отечественная история: взгляд из XXI века : сборник статей научной школы профессора Г. Е. Корнилова. Екатеринбург : УрГПУ, 2012. 97 с.

22. Попп И. А. Мировой суд Пермской губернии в 1873-1893 гг. Екатеринбург : УрГПУ, 2011. 370 с.

23. Пьянков С. А. Крестьянское хозяйство Пермской губернии в конце XIX - начале XX века / под ред. Г. Е. Корнилова. Екатеринбург : РИО УрО РАН, 2014. 216 с.

24. Российская деревня в XVIII - XXI веках: социокультурное измерение : сборник статей IX международной науч.-практ. конф. / науч. ред. Г. Е. Корнилов, В. А. Лабузов. Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2014. 292 с.

25. Современный педагог-историк: актуальные проблемы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Ежегодник. XIX всероссийские историко-педагогические чтения. Часть 1. Екатеринбург : УрГПУ, 2015. 322 с.; Часть 2. 225 с.

26. Сумачева М. В. Этнические процессы на Урале во второй половине XX века. Екатеринбург : РГППУ, 2009. 257 с.

27. XX век и сельская Россия. Российские и японские исследователи в проекте «История российского крестьянства в XX веке» / Под ред. Xироси Окуда. Токио, 2005. 392 с.

28. Ямал в панораме российской истории : хрестоматия / гл. ред. Г. Е. Корнилов. Екатеринбург : АМБ,

2012. 240 с.

REFERENCES

1. Kotsonis Yanni [recenzija] / / The Russian Review. 2006. Vol. 65, № 1. P. 147-148; Rittersporn Coor. T. [recenzija] / / Cahiers du monde russeetsovietique. 2007. № 48/4.

2. Tubingen G. W. Rezensionen. Kolchoznajazizn' naUrale 1935-1953 [Kolchoslebenim Ural 1935-1953]. Sostav.Ch. Kessler i G.E. Kornilov. Izdat. Rosspen Moskva, 2006. 911 S., Tab. Serija «Documentysovet-skojistorii» / / Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. Stuttgart, 2008. Band 56, Heft 3.

3. Agrarnoe razvitie i prodovol'stvennoe obespechenie naselenija Urala v 1928-1934 gg. Sbornik dokumentov i materialov / sost. E. Ju. Baranov, G. E. Kornilov. Orenburg : Orenburgskoe literaturnoe agentstvo, 2005. 285 s.

4. Alferova E. Ju., Golikova S. V., Kornilov G. E. i dr. Jetnodemograficheskoe razvitie Urala v XIX-XX vv. (Istoriko-sociologicheskij podhod). Ekaterinburg : Ekaterinburg, 2000. 104 s.

5. Golodovki v istorii Rossii HVIII-HH vekov : sbornik statej VIII mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. / nauch. red. G. E. Kornilov, V. A. Labuzov. Orenburg, 2013. 272 s.

6. Danilov V. P., Zelenin I. E. [Recenzija] // Otechestvennaja istorija. 2001. № 6.

7. Eremin A. S. «Vsjakie zakony otpadajut...». Kollektivizacija v Irbitskom okruge Ural'skoj oblasti / nauch. red. G. E. Kornilov. Ekaterinburg : BKI, 2005. 145 s.

8. Zherebcov I. L. Recenzija na kollektivnuju monografiju: Naselenie Jamala v HH veke: istoriko-demograficheskij analiz / G. G. Kornilov, G. E. Kornilov, N. A. Mihalev, A. G. Orudzhieva. Ekaterinburg : AMB,

2013. 360 s. // Ural'skij istoricheskij vestnik. 2015. № 3.

9. Il'inyh V. A. [recenzija] // Ural'skij istoricheskij vestnik. 2007. № 17.

10. Istorija rossijskogo krest'janstva 20 veka : koll. monografija / Pod red. prof. H. Okuda. Tokio, 2007 (na japon. jaz.).

11. Istorija Jamala s drevnejshih vremen do nachala XXI veka : programmy sistematicheskogo i jelektivnogo kursov / pod obshh. red. G. E. Kornilova. Ekaterinburg : AMB, 2012. 75 s.

12. Istorija Jamala s drevnosti do nashih dnej : uchebnik dlja 6-9 klassov obshheobrazovat. shkol / otv. red. G. E. Kornilov. Ekaterinburg : AMB, 2012. 240 s.

13. Kondrashin V. V. Istoriki-agrarniki Rossii HH-HHI vv.: tvorcheskij put' i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo. Praga : Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2014. 198 s.

14. Kornilov G. E. Zagotovki sel'skohozjajstvennoj produkcii v ural'skoj derevne v uslovijah Velikoj Otechestvennoj vojny / / Ezhegodnik po agrarnoj istorii Vostochnoj Evropy. 2014. Fiskal'naja politika i nalogovo-povinnostnye praktiki v agrarnoj istorii Rossii H-HHI vv. M.; Samara : Samarskij universitet, 2015.

15. Kornilov G. E. Formirovanie sistemy prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii v pervoj polovine HH veka / / Rossijskaja istorija. 2011. № 3.

16. Kornilov G. E., Kuz'min A. I., Orudzhieva A. G. i dr. Naselenie Urala. HH vek. Istorija demograficheskogo razvitija. Ekaterinburg, 1996. 212 s.

17. Levek Zh. (Kanada) [recenzija] / / Social'naja istorija. Ezhegodnik. 2009. SPb., 2010.

18. Mihalev N. A. Naselenie Jamala v pervoj polovine HH veka. Istoriko-demograficheskij analiz / Pod red. G. E. Kornilova. Ekaterinburg : UrO RAN, 2010. 196 s.

19. Obrazovanie na Urale i sovremennye problemy podgotovki uchitelja istorii : materialy Ural'skih istoriko-pedagogicheskih chtenij. Ekaterinburg : UrGPU, BKI, 1997. 85 s.

20. Obshhestvo i vlast'. Rossijskaja provincija. 1917-1985: Dokumenty i materialy (Permskaja, Sverdlov-skaja, Cheljabinskaja oblasti): v 6 t. / gl. red.: akademik RAN V. V. Alekseev; In-t istorii i arheologii UrO RAN. T. 1. Obshhestvo i vlast'. Rossijskaja provincija. 1917-1941. Sverdlovskaja oblast'. Dokumenty i materialy. Ekaterinburg : BKI, 2005. 792 s.; T. 2. 776 s.

21. Otechestvennaja istorija: vzgljad iz HHI veka : sbornik statej nauchnoj shkoly professora G. E. Kornilova. Ekaterinburg : UrGPU, 2012. 97 s.

22. Popp I. A. Mirovoj sud Permskoj gubernii v 1873-1893 gg. Ekaterinburg : UrGPU, 2011. 370 s.

23. P'jankov S. A. Krest'janskoe hozjajstvo Permskoj gubernii v konce HIH - nachale HH veka / pod red. G. E. Kornilova. Ekaterinburg : RIO UrO RAN, 2014. 216 s.

24. Rossijskaja derevnja v HVIII - HHI vekah: sociokul'turnoe izmerenie : sbornik statej IH mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. / nauch. red. G. E. Kornilov, V. A. Labuzov. Orenburg : Izdatel'skij centr OGAU, 2014. 292 s.

25. Sovremennyj pedagog-istorik: aktual'nye problemy professional'noj podgotovki i professional'noj dejatel'nosti. Ezhegodnik. HIH vserossijskie istoriko-pedagogicheskie chtenija. Chast' 1. Ekaterinburg : UrGPU, 2015. 322 s.; Chast' 2. 225 s.

26. Sumacheva M. V. Jetnicheskie processy na Urale vo vtoroj polovine HH veka. Ekaterinburg : RGPPU, 2009. 257 s.

27. HH vek i sel'skaja Rossija. Rossijskie i japonskie issledovateli v proekte «Istorija rossijskogo krest'janstva v HH veke» / Pod red. Hirosi Okuda. Tokio, 2005. 392 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Jamal v panorame rossijskoj istorii : hrestomatija / gl. red. G. E. Kornilov. Ekaterinburg : AMB, 2012. 240 s.

Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.