Научная статья на тему 'Аглонские чудеса'

Аглонские чудеса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
594
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГЛОНА / AGLONA / ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА / MIRACLE-WORKING ICON / РАССКАЗЫ О ЧУДЕСАХ / STORIES ABOUT MIRACLES / ПАЛОМНИЧЕСТВО / PILGRIMAGE / ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК / CHURCH FESTIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыжакова Светлана Игоревна

Материалы, представленные в настоящей статье, были собраны автором в августе 2003 г. в ходе полевого исследования в окрестностях Аглоны (Восточная Латвия). В них отражены местные верования, связанные с чудотворной иконой Аглонской Божьей Матери, ее ролью в жизни местных людей и рассказы о событиях, которые рассматриваются как чудеса. Материал показывает, что практически все записанные в окрестностях Аглоны случаи свидетельствовали об активном обращении к Аглонской Божьей Матери, наложении на себя обетов и их исполнении, в результате чего и происходили чудеса. Они связаны с особыми временными периодами праздниками, паломничеством, либо с индивидуальными кризисными моментами жизни болезнью или особой нуждой. В рассказах описаны чудеса возникновения самой церкви и сохранения ее целостности; чудеса, происходящие с людьми, обращающимися к Богородице и выполняющими обеты; чудеса, происходящие с паломниками, идущими в Аглону на праздник 15 августа; а также чудеса, связанные с образом святого Антона. Обнаруживается и оборотная сторона чудес: наличие в Аглоне особой, святой силы, благодати, простирающейся от чудотворной иконы и базилики и особенно усиливающей на праздник 15 августа, приводит к неоднозначной оценке местными жителями большой популярности этого места. Возможно, это свидетельствует, среди прочего, об амбивалентной природе чуда, открывающего дорогу как положительным, так и отрицательным переменам в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рыжакова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Miracles in Aglona

The material presented in this article was collected by the author in August 2003 during field research in the area of Aglona (East Latvia). It reflects local beliefs related to the miracle-working icon of Our Lady of Aglona, its role in the life of local people and stories about events which are looked upon as miracles. The material shows that virtually all cases recorded in the Aglona area indicated an active appeal to Our Lady of Aglona, the making of vows and their fulfilment as a result of which miracles happened. They are linked to special temporal periods festivals, pilgrimages, either for individual crisis points in one's life such as illness or other special need. The stories describe miracles of the origin of the church itself and the protection of its integrity; miracles happening to people who appeal to the Mother of God and fulfil vows; miracles happening on pilgrimages made to Aglona on the feast of the Assumption on 15th August; miracles linked to the image of St. Antony. There is also another side to the miracles: the presence in Aglona of a special, holy power, divine grace, ranging from the miracle-working icon and basilica and especially strong at the feast of 15th August, results in mixed feelings among local inhabitants on the great popularity of the place. Perhaps this indicates, among other things, the ambivalent nature of the miracle, which opens the door to both positive and negative changes in a person's life.

Текст научной работы на тему «Аглонские чудеса»

Светлана Рыжакова Аглонские чудеса

Светлана Игоревна Рыжакова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва

lana@mega.ru

Материалы, представленные в настоящей статье, были собраны мной в августе 2003 г. в ходе полевого исследования в окрестностях Аглоны, небольшого города на юго-востоке Латвии (Латгале), где расположена одна из важных святынь христианского (прежде всего, католического) мира — храм Вознесения Богородицы.

Храм и монастырь были построены тут в начале XVIII в. доминиканскими монахами (получившими в латышском просторечии обозначение ЬаШв — «белые отцы», по цвету облачения), которых пригласили сюда из Вильнюса помещики Иева и Дардзес Шостовицкие. Доминиканцы привезли с собой из Литвы икону Божьей Матери, вокруг которой сложилось несколько легенд и развился значительный культ.

Точное время создания иконы и ее автор неизвестны. В Тракае хранится идентичная икона, подаренная византийским императором Витаутасу Великому в 1384 г. в связи с крещением Литвы (и переданная в 1409 г. в Тракайскую церковь). Возможно, доминиканцы привезли в Аглону копию этой иконы, что было связано с закреплением памяти о гибели Миндаугаса, первого христианского правителя Литвы, и двух его сыновей в 1263 г., во время поездки в земли

нынешней Аглоны. Ходят слухи и о подмене, о том, что икона в Аглонской церкви является оригиналом византийского происхождения, а в Тракае была оставлена копия.

Первая, деревянная, церковь в Аглоне и монастырь были построены в 1700 г.; в 1768 г. началось строительство каменных сооружений в барочном стиле, а в 1780 г. постройки были освящены. При первом латышском епископе, в 1920 г., храм в Аглоне получил статус кафедрального собора Рижского архиепископства, тут были открыты духовная семинария и католическая гимназия. В межвоенной Латвии Аглона стала паломническим центром. В советское время религиозная жизнь Аглоны была затруднена, однако — благодаря усилиям верующих — не прекращалась. В 1980 г., на празднование 200-летия храма, ему был присвоен статус Basilica minoris; в конце 1980-х — начале 1990-х гг. тут прошли ремонтные работы, благоустройство и расширение территории вокруг храма; и в августе 1993 г. его посетил папа Иоанн Павел II. Ныне Аглонская базилика является для Латвии памятником государственного значения; главный храмовый праздник Вознесение Богородицы отмечается здесь с 12 по 15 августа как национальный.

Несмотря на известность и значимость Аглоны в культурной географии Латвии, в собраниях латышского фольклора эта область представлена крайне скудно. Главной задачей моей работы 2003 г. было несколько заполнить эту лакуну и для начала выяснить, какие локальные верования бытуют здесь о чудотворной иконе Аглонской Божьей Матери, какую роль святыня играет в жизни местных людей, и — по возможности — записать рассказы о событиях, рассматриваемых как чудеса. Предполагалось определить, какие случаи тут воспринимаются и описываются как чудесные и как они интерпретируются.

Рассказы о чудесах занимают важное место в коммуникативной культуре практически всех народов мира. Функционально они располагаются между художественным творчеством (волшебная сказка — распространенный жанр фольклора и литературы) и повествованием о жизни, и почти всегда свидетельствуют о прорыве действительности, о соприкосновении человека с иным (священным, демоническим и т.п.). Чудо часто воспринимается как божественный дар, смысл которого, однако, может быть неочевиден и даже не всегда однозначно положителен. В разных религиозных культурах сформировалось различное отношение к чудесным событиям — от активного принятия и включения в основной конфессиональный «тезаурус» (чудеса Ветхого и Нового Заветов, в том числе исцеления и воскрешения мертвых; чудеса католических и православных

§ святых; чудеса, связанные с жизнью пророка Мухаммеда) до

? скептического развенчивания (ранний буддизм) или равноду-

I шия (веданта, конфуцианство) (см.: [Miracle 1999: 740]). Одна-

о ко позиция доминирующей конфессии по отношению к чудес-

< ному может не совпадать с представлениями, характерными

0 для народной, массовой религиозности (см.: [Lang 1997: 50, И 410-411]).

л

1 Взаимосвязь реального случая, воспринимаемого как чудесный, и рассказа о нем очень непроста. Иррациональность чуда

GQ

u «подтягивает» к себе все прочие составляющие (задействован-

ных людей и обстоятельства); само событие, описываемое как чудо, влияет на структуру рассказа о нем. Повествование часто делится на три части: главная, кульминационная часть (чудесное событие) обрамляется описанием ситуации до и после него. Чудо — трансформация, принципиальные перемены, происходящие с людьми и миром, в котором они живут, — составляет основу всего рассказа, выступает движущей силой, организующей структуру повествования и дающей пищу для размышления и рассказчику, и слушателю.

В рассказах о чудесах, как правило, наблюдается стремление осмыслить подобные события, придать им дидактическую направленность, выявить определенные закономерности. Не менее интересным представляется и социальный аспект подобных повествований: люди какого возраста, пола, образования их знают/помнят/рассказывают.

При сборе представленного ниже материала использовались включенное наблюдение в течение нескольких кратковременных посещений Аглоны и двух недель постоянного проживания, а также интенсивное общение с ее жителями, запись бесед и интервью (которые зафиксированы в аудиофайлах и полевом дневнике и находятся в авторском архиве).

Я жила в частном доме, расположенном в 1,5 км от Аглоны и получившем статус «натурального биологического хозяйства» — современной трансформации старой дачной традиции, широко распространенной в Восточной Латвии (в 1960-1980-е гг. значительную часть приезжих составляли ленинградцы; см. [Ryzhakova 2009: 409-415]). В рамках европейского туристического бизнеса ныне активно развивается тренд экологически чистого образа жизни, который стал основным элементом для сельского туризма балтийских стран, и в частности Латгале1.

1 Это иногда дополняется темой высокой духовности, например, в рекламе одного из туристических хозяйств около Аглоны: «Юглайни. Не туристический дом. Не дом бизнеса. Человек. Природа. Общество. Вера. Религия. Церковь. Высший Разум».

Отбор информантов происходил непосредственно в ходе работы и был основан на рекомендациях знакомых мне жителей Аглоны и ее окрестностей. Всеми моими собеседницами по теме чудес оказались женщины; поговорить с аглонскими мужчинами о необычных, чудесных событиях в жизни не удавалось, отчасти по причине их коммуникативной пассивности, отчасти из-за «немужского», «несерьезного» характера этой темы. В шести глубоких интервью фигурировала тема чудесных событий, произошедших в жизни местных жительниц, их близких и знакомых; чудотворная икона Аглонской базилики играла существенную роль в большинстве повествований об их жизни. Нужно признать, что в силу столь краткого периода полевой работы и немногочисленности информантов предлагаемые в настоящей статье материал и выводы носят предварительный характер и далеко не исчерпывают сложной и многоплановой темы чудес Аглоны, которая (насколько мне известно) еще практически не представлена в латышской научной фольклористической и этнографической литературе.

Итак, исходя из имеющегося материала, аглонские чудеса можно поделить на следующие группы.

1. Чудеса возникновения самой церкви и сохранения ее целостности

Появление Аглонской церкви, согласно местным устным преданиям, было результатом чуда. Не исключено, что этот рассказ имеет литературное происхождение, а впоследствии фольклоризировался (аналогичные истории известны о церкви святой Катрины в Кулдиге). Приведенный ниже рассказ в той или иной мере оказался известен всем моим собеседницам, вот одна из наиболее полных версий.

Pierakstîts tas nekur nav, bet no paaudzes uz paaudzi iet... Baznîcu saka celt 1697—98 gados, un tas bija saistîts ar dominikanu mukiem ierasanu. Pirms tam te, pie Rusonas ëzera, dzîvoja muiznieki — Sostovickas, un Aglonas zeme piederëja viniem. Muizu valdîja sieva, virs bija karavîrs, un vins biezi majas nav bijis. Saimniece bija loti dievbîjîga, pie vinas biezi viesojas müki un gañdznieki no Lietuvas, mises rîkoja muizas kapella.

Muizas kalpotaji kas pa mezu dzîvoja, puspagani bija, lai gan nokristîti bija, un starp viniem bija meitene, varda Annina. Pa dienu vina stradaja muiza, naca uz majam, majas visipagani, un nelava tai meitenei lugties. Meitene izgajuse no majam, te kaut kur meza vidu — taja vieta, kur ir kapsëta... vina meza vidu skaitîja rozukroni, un vinai lugsanas laika paradojas Dievmate starp divam eglëm, ar bërninu uz rokam, teikusi, ka

j¿ vina veletos lai seit uzcelta bazmca. Nu, meitene aizgajusi laikam uz

i? majam... ne, gan uz darbu nakosaja diena, stasfíja savai kundzei par so

¡ atgadijumu... Tas ta anpalika. To vietu cilveki apzmejusas. Tagad tur

i ir piemineklis. Cilveki nac lugties [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v.

< Aglona].

вй

§ [Это нигде не записано, но идет из поколения в поколение... Цер-

J ковь начали строить [в] 1697—98гг., и было это связано с появле-

| нием доминиканских монахов. До того здесь, у озера Рушонас,

§ жили два помещика — Шостовицкие, и земля Аглоны принадле-

ta

и жала им. Имением управляла жена, муж был военным, и его час-

то не было дома. Хозяйка была очень богобоязненна, у нее часто гостили монахи и духовенство из Литвы, в капелле усадьбы устраивали мессы.

Слуги усадьбы, которые жили в окрестных лесах [по-видимому, на окрестных хуторах. — С.Р.], были полу язычниками, и хотя крещеные были, и среди них была девушка по имени Анныня. Днем она работала в усадьбе, приходила домой, а дома все язычники, и не разрешали той девушке молиться. Девушка выходила из дома, тут, где-нибудь среди леса — на том месте, где кладбище... она посреди леса читала молитвы по четкам, и во время молитвы ей явилась Божья Матерь между двух елей, с ребеночком на руках, сказала, что хочет, чтобы тут была построена церковь. Ну, девушка пошла, кажется, домой... нет, на работу на следующий день и рассказала своей госпоже об этом случае... Так и стало. Место то люди отметили. Теперь там памятник. Люди молиться приходят.]

На мой вопрос: «Что значит — между двух елей?» ("Ko nozlme — starp divam eglem?") — был дан ответ: "Nu nezinu, varbüt, tads ka Dievs uz augsu paceltas rokas, gaismas... varbüt kaut kads pielicis klat, legenda" [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona]. — «Ну не знаю, может быть, такой, как Бог, поднятые кверху руки, на свету. может быть, кто-то прибавил, легенда».

Как чудо воспринимается появление в Аглоне доминиканских монахов и строительство церкви (существует предание о том, что одному из них во сне привиделась каменная белая церковь на месте более старой, деревянной [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g. v. Aglona]). Подчеркивается взаимосвязь чудотворных Аглон-ской и Остробрамской икон Богоматери.

Во всех записанных интервью имеются рассказы о неприятностях, случившихся с людьми, которые хотели разрушить крест или образ Христа в 1940-е гг. (в рамках советской антирелигиозной пропаганды); покушение на целостность храма, согласно распространенным поверьям, немедленно ведет к болезням и даже гибели.

Вот два примера — рассказы о попытках разрушить распятие во дворе храма.

Par krucifiksu, kas stavpie Aglonas bazilikas sakràlà laukuma. Padomju vara vinu gribëja nojaukt. Un izsaucas viens cilvëks, devas nojaukt krustu, panëma lidz vienu puiku. Un piepasiem Aglonas kapiem, ne no ka zirgs ta sabijis, saka skriet, tas bërnins izkulenojis no ratiem, bet tam virietim — sapinis grozos, un vinu tas zirgs ravis un stipri sakroplojis. Un ari — vël sodien tas krucifiks stav. Ta vajadzëja, laikam, ka vinu nenojaukt, to krucifiksu [Anc_01. PF 22.08.2003. 63 g.v. Jaunaglona].

[ О распятии, которое стоит у Аглонской базилики, на священном дворе. Советская власть его хотела разрушить. И вызвался один человек, двинулся разрушить крест, взял с собой одного мальчишку. И у самого Аглонского кладбища, ни с того, ни с сего, конь так перепугался, понес, парнишка выкатился из телеги, но тот мужчина — запутался в вожжах, и конь разодрал, сильно искалечил. А распятие то — по сей день стоит. Наверное, так нужно было, чтобы не разрушить его, распятие.]

Aglona bija maksats vidusskolniekiem lai pie bazilikas nojaukt krusta sisto Jëzus tëlu. Nu, divi uznëmas, komjauniesi, un rita viniem vajadzëja iet novakt. Bet vakara izejotpastaiga, ar sautrinam, ar bultu, vini viens otru ievainoja. Un viens, kam tika iesauta mugura sautrina, tika paralizëts. Un ta, krucifiks vëlsobaltdien stav. Netika nojaukt [Anc_01. PF 22.08.2003. 63 g.v. Jaunaglona].

[В Аглоне платили школьникам, чтобы те у церкви разрушили прибитый к кресту образ Иисуса. Ну, двое взялись, комсомольцы, и на утро нужно им было идти, ломать. Но вечером они пошли на прогулку, со стрелами, и один другого стрелой покалечил. И тот, которому в спину попала стрела, был парализован. И так распятие стоит по сей день. Не было разрушено].

2. Чудеса, происходящие с людьми, обращающимися к Богородице и выполняющими обеты

Значительную часть рассказов о чудесах составляют случаи осуществления желаний (выздоровление больных, рождение детей и т.д.) в результате выполнения обетов, накладываемых на себя верующими, почитания местного образа Богородицы, прямого обращения к Аглонской Божьей Матери. Обеты обозначаются словом apnemsanas (букв. «принятие на себя», «принятие решения», «взятие обязательства»): "Cilveks apnemas, vai iet ar kâjam svêtcelojumâ, vai rozukroni skaitït" [Sur_02. PF 20.08.2003. 48 g.v. Yoksti]. — «Человек принимает на себя обет идти пешком в паломничество или по четкам читать молитвы».

§ По словам моих собеседниц, Аглонская Божья Матерь имела

? три преимущественные «специализации». В XIX — первой по-

| ловине XX в. она была известна как защитница воинов. Вотив-

о ные дощечки с надписями «Счастливо вернуться с войны»

< приносили к ее образу. Известна история о медальоне с обра-

ТО

| зом Аглонской Богоматери, в который попала пуля, благодаря

Ц чему носивший его солдат остался жив [Aglo_01. PF 21.08.2003.

£ 63 Aglona].

X

п

5 Другая сфера ее покровительства распространялась на учащих-

и ся. По-видимому, к концу XIX — началу XX в. относятся рас-

сказы о студентах (в частности, учившихся в Санкт-Петербурге), которые обращались за поддержкой к этой чудотворной иконе, приносили ей дары (серебряные кубки) и оставляли в церкви вотивные дощечки [Anc_01. PF 22.08.2003. 63 g.v. Jaunaglona].

Наконец, третья и главная ее функция касается лечения. Свидетельства об излечении — это самые ранние случаи обращения к чудотворной иконе. В начале XVIII в. в окрестностях Аглоны была эпидемия чумы (что упоминается даже в гимне в честь Аглонской Божьей Матери); в 1,5 км от Аглоны, по дороге в Вишки, находится чумное кладбище. Но вокруг самой Аглоны, как гласят легенды, люди не умирали, во многом благодаря доминиканским монахам, которые лечили и проводили моления с просьбой о выздоровлении. Прихожане почитают родник, бьющий около базилики: его вода используется посетителями храма против глазных и других болезней (рассказывается множество конкретных случаев излечения).

Благодарность Пресвятой Деве выражалась в дарах, приносимых в церковь. Все мои собеседницы вспоминали об обычае нести сюда яйца (приносили столько, что их складывали в кучи и потом откармливали ими свиней), масло, сало, шерстяные и льняные ткани, нитки, вязаные вещи (особенно варежки и носки), церковное облачение и предметы интерьера; а также о традиции фиксации этих даров: у доминиканцев была учетная книга, куда их записывали. Особенное подношение совершил кардинал: он отвез в базилику свой орден Трех звезд, провозгласив, что все, что он сделал, было совершено с помощью Пресвятой Девы ^Ь_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona]. Особый вид подношений составляли вотивные изображения ног, рук, глаз и других больных частей тела, о выздоровлении которых люди молились.

Я записала несколько историй чудесного выздоровления, рассказанных моими собеседницами.

Выздоровление одной из моих собеседниц (48 лет) оказалось связано с обетом бабушки: после родов она 10 дней пролежала в коме, и тогда бабушка на коленях проползла вдоль дорожки, которая раньше вела от креста до входа в церковь (около 200 м), прося ей здоровья. Выздоровление было воспринято как чудо. «И это был не первый и не последний раз, когда я просила Божью Матерь» ^ш_01. PF 19-27.08.2003. 48 ^у. Уо1оЛ1].

Другая записанная история повествует о чудесном спасении: семья плыла в лодке по озеру, везли крестить ребенка. Лодка перевернулась, и пока люди выбирались, потеряли младенца, которого унесло течением. Стали молиться Богородице и вскоре нашли его в камышовых зарослях — он запутался в пеленках, плыл и пристал к берегу [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona]. Известна история о парне-наркомане, который вдруг стал ходить в церковь и исцелился [Апс_01. PF 22.08.2003. 63 g.v. Jaunaglona].

Жизнь одной из информанток (65 лет), согласно ее собственному рассказу, представляет собой постоянное явление чудесного, хотя и наполнена с детства тяжелыми болезнями: «Только Божья Матерь хранила меня от смерти. И это — Божье чудо!» В 10 лет она испугалась собаки, вслед за чем у нее начала болеть нога, и вскоре был обнаружен остеомиелит. После долгого пребывания в больнице девочка была выписана домой как безнадежная, врачи отказались ее лечить. Родители обратились к монахиням из Аглоны, те стали читать в книгах и дали рецепт — красную глину уварить в кашу и на льняной ткани накладывать на ногу, меняя повязку и вынося старую глину (которая становится «больная») из дома. Процедуру эту делали в течение трех дней перед Рождеством, а в это время монахини в монастыре молились о ее здоровье. «И глина, и Божья Матерь — обе помогли!» Потом ей сказали — пусть идет в церковь, благодарит. «И теперь я всю жизнь хожу. Никогда не отказываюсь, если помыть церковь нужно, украсить». Ее невестка никак не могла родить, и ей уже собирались делать кесарево сечение. Узнав об этом, свекровь начала молиться, зажгла свечу Аглонской Божьей Матери, и невестка прямо на операционном столе в один момент родила. После молитв в Аглоне родился ребенок и у брата моей собеседницы [Eg_01. PF 22.08.2003. 65 ^у. Jaunaglona].

По словам В.Г. (55 лет), вся жизнь может быть воспринята как чудо: «Я довольна своей жизнью. Все мои родные умерли на своих ногах. Это только благодаря Божьей Матери. Разве же это не чудо?» ^^г_01. PF 20.08.2003. 55 ^у. Juglaini].

Как чудо описывалась легкая смерть мужа одной из рассказчиц (75 лет).

§ Mans virs viegli nomira. Tikai vienu ziemu slimoja. Vinam bija zarnos

i? asaka — no kurienes vina? Sita ieduras, notika sastrutojums. Saslimo-

I ja ar vederu. Ne par ko negribeja braukt uz slimnici — es ar varu

о vinam... Izsauca atro, uzlika operacija, iznema asaku. Nakti sataisija

< operaciju, vienu dienu padzxvoja, un nomira, 13 augusta. Vinam bija 84

! gadi, bet stiprs tads. Ka ta asaka iegaja, pasakiet man? 16 augusta

Ü paglabaja. Visi brinas: Dievmates svetiba. Moz ta vajadzeja?Laikam,

^ ta vajadzeja [Ancv_01. PF 22.08.2003. 75 g.v. Jaunaglona].

X

n

jjj [Мой муж легко умер. Только одну зиму болел. У него была кость

GQ

и в кишках — откуда она? Так вот, впилась, кровотечение про-

изошло. Заболел животом. Ни за что не хотел ехать в больницу — я его силой... Вызвали «скорую», положили на операцию, вынули кость. Ночью операцию сделали, один день пожил и умер, 13 августа. Ему было 84 года, но сильный такой. Как та кость вошла, скажите мне? 16 августа похоронили. Все удивлялись: Благословление Божьей Матери. Может, так надо было?Наверное, так надо было.]

Чудеса, происходящие с паломниками, идущими в Аглону на праздник 15 августа

Главный храмовый праздник Аглоны — день Успения Богородицы, отмечаемый 15 августа. По словам одной рассказчицы (63 года),

irminéts, ka nakusino draudzessvetcelojuma ar karogiem un dziesmam. 1860-jos gados. Tadpirmo reizi tiek minets Aglonas svetcelojums. Drosi vien, péc dzimtbusanas atcelsanas, kad cilveki vareja briviparvietoties. Tadag nak no visam malam, nak ar kajam. Bet agrak, es atceros, un mana mamma stastija, ka ar kajam naca tikai no tuvakajiem drauzem, bet mäs dzivojam Ludza, tad braucam ar vilcienu lidz Aglonas stacijai, un no turienes naca ar kajam. No Rigas vilciens naca Latvijas laika. Cilveki naca visos gados [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona].

[Говорят, что шли из приходов в паломничество с хоругвями и песнями. В 1860-е годы. Тогда в первый раз упоминается паломничество в Аглону. Наверное, после отмены крепостничества, когда люди смогли свободно передвигаться. Теперь идут отовсюду, пешком идут. Но раньше, я помню, и мама рассказывала, что пешком шли только из ближайших приходов, а мы жили в Лудзе и ехали на поезде до Аглонской станции, и оттуда шли пешком. В латвийское время [в межвоенной Латвии, 1920-1930-е гг. — С.Р.] из Риги ходил поезд. Люди приходили во все времена.]

В некоторых рассказах вспоминаются более или менее явные противодействия властей массовому храмовому празднеству в советское время:

Vistrakäkais bija, es atceros, 1960-jie gadi. Paslйdinäja nagusërgu, aizvëra visus celus un nelaiza nevienu cilvëku uz Aglonu, bet cilvëki näca tik un tä... Nelava braukt ar masinäm. Mana mamma un tante brauca no Ludzas rajona, autobusä biletes nepärdeva. Taksometriem an bija järegistmjas, un parasti tantinaspateica tuväkas Aglonai vietas. Un soferis seit nedrikstëja cilvëkus nëmt — uzreiz pärbaudija. Dazi mëginâja sapelnit, braucot Hdz krustojumam un atpakal [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona].

[ Самое жуткое было, помню, — 19б0-е годы. Объявили ящур, закрыли все дороги и ни одного человека не пускали в Аглону, но люди все равно шли... Не разрешали на машинах ездить. Мои мама и тетя ехали из районы Лудзы, в автобусах билеты не продавали [до Аглоны. — С.Р.]. Такси тоже должны были регистрироваться, и обычно тетушки называли ближайшие к Аглоне места. И таксист тут не имел права брать людей — тут же проверяли. Некоторые пытались заработать, ездя до перекрестка и обратно.]

1980-jos gadu beigäs visi ierobezojumi bija nonemti, un säkäs svetcelojumi. Pirma bija grupa no Rëzeknes, viniem ir täds protesta garins. Dziedäja, näkusi no Rezeknes as käjam... Täds Märas koris nodibinäja: Rezeknes müzikas koledza un Daugavpils müzikas koledza tagadëjas visi salasijas, gäjusi käjäm. Tagad jau daudz... Lieläka tiesä, noskatijamies, näkvairäkbërniunjauniesi... [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[В конце 1980-х годов все запреты были сняты, и начались паломничества. Первой была группа из Резекне, у них был такой про-тестный дух. Пели, шли пешком от Резекне. Основали такой хор Мары: собрались все из нынешних Резекненского музыкального колледжа и Даугавпилсского музыкального колледжа, шли пешком. Теперь-то уже многие. По большей части, как мы видим, дети идут, и молодежь. ]

Ныне тысячи верующих-католиков совершают паломничество, некоторые группы приходят сюда пешком, организуют палаточные лагеря или останавливаются в школах, в частных домах Аглоны и ее окрестностей.

Особую группу чудесных историй составляют случаи, происходящие с паломниками. Вот один из них, произошедший с группой из Карсавы в 2003 г.

Sogad, piemëram, notika interesants gadijums ar Karsavas grupu, kas näca uz Aglonas svëtcelojumä. Vienas meitenes vecmämina stästija. Vini irpaliela grupa, kädi 30 jauniesi un dazas vecäkas sievietes. Gäjusi lidz Maltai, viss normäli, aiz Maltas viniem piesëjis viens piedzeris. On iet un lamäjas, visädos traucëja, bërni Mdzas — tä katehizëja, kas audzina bërnus, teica: "Tagad Iügsimiespar dzeräjiem, jo katram jau kaut käda problëma mäjäs ar to dzersanu, biezi, lielai dalai". Bet vins iet un iet.

§ Tad ta katehitiete apstajas, parmeta vinam lielu krustu un saka: "Ej

i? projam miera... Jezus Kristus varda, ej projam". Tas apstulbis,

! pastavëjis, pablusinajis, galvu pagrozijis, un aizgajis. Nu, vini gajusi

о talak. Liels mezs no Rëzeknes, meza viniem pievienojis viens virietis,

< simpatisks, ar bardzinu, gariem matiem, s ortos, loti skaistam acim —

! meitenes, ka jau meitenes, pievers uzmanibu. Loti gudrs, stasta no

il Bibeles veselas lapas, runajas ar viniem, un kad vinu uzprasija, lai vins

^ par sevi kaut ko atbild, beigas vins stasta, ka ilgi vinam bija nav laut

g runat ar cilvëkiem, pëc tam an teica — nebija brivi vinam starp cilvëkiem

« dzivot, bet — "jo vini man loti daudzpari dañjusi", ka vins saka. "Bet nu

s odien man atlauts ar jums aprunaties". Vins prasija: "Kur jus ejat?" — "Tur mums meza ir Jana maja, tur gulësim pa nakti, vai Jûs nezinat, cik ilgi tas ir talu?" (jo vini domaja, vins ir vietëjs). Vins saka: "Tas nevarëtu bût talu, bet es tulit paskatisos". Un vins pazûd, pëksni neviens vinu neredz, vairak vina nav. Pëc kada britina vins uzrodïjis, bet ar velosipedu, garas biksës, un saka: "4kilometri lidz tam majam". Nupavisam tikisi, ka vins nevarëja tikt lidz tam majam un atpakal, nu nekada veida! Mazakie nav ievërojusi — nu, ir tas onkulis, nav tas onkulis, trisdesmit bërni... Nu tad vins atvadas, kur irpagrieziens uz tam majam. Vins saka: "Mës vël tiksimies". — "Aglona tiksimies? Jûs an uz Aglonu?"— "Në, — vins saka, — mës tiksimies Tur", — rada uz augsu. Nu, vini ta nobnni-jusies, ka vins sitads te, nu ka... drusku kerts. Nu, vini aiziet lidz Jana majam, kur vini apmetusies. Tikko vini iet istaba, vinipaliek stivi. Viniem no sienas svëtbildë uz viniem skatas tas cilvëks, ko vini pa celam bija satikusi. "Mësso cilvëku redzëjam! Vins naca mums idz!" Visi parbijusies, nometusies celos, skaita rozukronus, un gandriz navgulëjusi no ta — ipasi lielakie. Meitene atnakusi majas no svëtcelojuma — pavisam jociga pali-kusi... Mës ticam Dievam, bet nevarëjam iedomaties ka ir vël kada di-mensija, ko mës nevaram redzët un dzirdët. Mës esam pieradusas pie materialas pasaules — un kad pëksni tads kaut kas paradas — uz reiz visiem mazlietin soka stavoklis. Tadi gadijumi reizëm notiek añ [Aglo_ 01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona].

[В этом году, например, произошел интересный случай с группой из Карсавы, которая шла в Аглону в паломничество. Рассказала бабушка одной из девочек. Они — довольно большая группа, человек 30 подростков и несколько женщин постарше. Шли до Мал-ты, все нормально, за Малтой привязался к ним один пьяный. Идет и ругается, по-всякому мешает, дети молятся — и та, которая проводит катехизацию, которая воспитывает детей, говорит: «Теперь будем молиться о пьющих, потому что у каждого же ведь дома имеется какая-нибудь проблема с этим пьянством, часто, у большинства ведь». Но тот идет и идет. Тогда та, воспитательница, останавливается, наложила на него большой крест и сказала: «Иди с миром. Во имя Иисуса Христа, уходи». Тот обомлел, постоял, почесался, головой помахал и ушел. Ну, идут они дальше. Большой лес от Резекне, в лесу

к ним присоединился один мужчина, симпатичный, с бородкой, длинными волосами, в шортах, с очень красивыми глазами — девочки, как уж девочки, обращают внимание. Очень умный, рассказывал из Библии целыми страницами, разговаривал с ними; и когда его спросили — пусть тот о себе что-нибудь ответит, он наконец сказал, что долго ему не было позволено с людьми разговаривать; потом сказал также — не разрешено ему было среди людей жить, но — «потому что они мне очень много плохого сделали», так он сказал. «Но сегодня мне позволено с вами поговорить». Он спросил: «Куда вы едете?» — «Там в лесу у нас дом Яниса, там мы будем ночевать; не знаете ли, как далеко до него?» (потому что они думали, он местный). Он сказал: «Это должно быть недалеко, но сейчас я погляжу». И он пропал, вдруг никто его не видит, нет его больше. Через некоторое мгновение он появился, но — на велосипеде и в длинных брюках, и говорит: «Четыре километра до того дома». Но совсем так скоро, не мог он до того дома добраться и обратно, ну никоим образом! Маленькие этого не приметили — ну, есть тот дядька, нету того дядьки, тридцать детей... Ну, теперь он простился, там, где поворот к тому дому. Он сказал: «Мы еще встретимся» — «В Аглоне встретимся? Вы тоже в Аглону?» — «Нет, — он сказал, — мы встретимся Там», — показывает наверх. Ну, они так поудивлялись, что он такой вот, ну как... тронутый слегка. Ну, они дошли до дома Яниса, где они расположились. Только зашли в комнату, тут и застыли. Смотрит на них со стены на иконе тот человек, которого они по дороге встретили. «Мы этого человека видели! Он шел с нами!» Все испугались, упали на колени, читают молитвы по четкам, и почти что не спали из-за этого — особенно те, кто постарше. Девочка вернулась домой из паломничества — совсем странная стала... Мы верим в Бога, но не могли представить себе, что есть еще какая-то дименсия, которую мы не можем видеть и слышать. Мы привыкли к материальному миру — и когда внезапно что-то такое проявляется, тут же у всех слегка состояние шока. Иногда и такие события происходят.]

Во всех интервью отчетливо разделялись «старые» и «новые» паломники и даже звучала критика поведения харизматических христиан.

Bërnibä manä, kad istie svëtcelotäjigäja garäm mйsu mäjai. Kas viniem ir bija lidzi:päris maizes ricinas, iesitais salveti säls, basas käjas, kurpes uz pleciem. Un tagad? Tie svëtcelotäji iet, viniem ir viss uz prieksu sagatavots, sarunäts, saplanots. Iesu tur un tur, galdu kläs tas, sagaidis tas. Agräk — tikai padzerties iegäja ieksä. Saimnieks, ja loti gribëja palidzet, deva piena kmzi, vai ogu, augliti, bet an — diezvai. Un ari — agräk gäja ar visu procesiju, no Kraslavas. Tagad ir mobilais un tä täläk. Ir cilvëki, kas uztvër visu kä izklaidi, drusku [Jas-Gr_01. PF 20.08.2003. 55 g.v. Juglaini].

§ [Вмоем детстве [1940-50-е гг. — С.Р.], когда настоящие палом? ники шли мимо нашего дома. Что у них было с собой: пара ломтей I хлеба, завязанная в салфетку соль, босиком, туфли за плечами. i А теперь? Паломники эти идут, все у них заранее заготовлено, < договорено, спланировано. Пойду туда и туда, стол накроет тот ! и тот, встретит тот. Раньше — только попить входили внутрь. Ü Хозяин, если очень хотел помочь, давал кувшин молока или ягод, ^ плодов, да и то — то ли да, то ли нет. А еще — раньше шли со всей g процессией, из Краславы. Теперь — мобильник и так далее. Есть 3 люди, которые воспринимают все немного как развлечение.]

Pagajuso gada bija ta, ka svetcelnieki gaja garam müsu majai, jauniesu grupa, un ar visu karogu, apstajas pie müsu krucifiksa un tad, ar tadam ovacijam — "kva-kva, mjau-mjau, hru-hru"... Vai tas ir ta? Vai tas iet ta? Kads tas ir svetcelojums? Es uzskatu — svetcelojums ir pasizupurésana. Es izupuréjos tamgajienam, un laisanémtgandarijumu no Aglonas Dievmates [Sur_03. PF 27.08.2003. 48 g.v. Yoksti].

[В прошлом году так было, что паломники шли мимо нашего дома, группа молодежи, и с хоругвью, остановились у нашего распятия, и так, со всякими овациями — «ква-ква, мяу-мяу, хрю-хрю»... Ну что это такое?Разве так подобает?Какое это паломничество? Я считаю — паломничество это самопожертвование. Я жертвую себя этому шествию, и чтобы получить в ответ удовлетворение от Аглонской Божьей Матери.]

На вопрос, зачем паломники сюда едут, все мои собеседницы говорили о конкретной, ощутимой помощи, которую оказывает Пресвятая Дева своим верующим: "Pec paleidzeibas brauc, tikai pec paleidzeibas" [Ancv_01. PF 22.08.2003. 75 g.v. Jaunaglo-na] — «за помощью едут, только за помощью». — «А почему именно 15 августа?» — "Avot laikam tie ir tädi svetki, kad Dievamäte vairäk piedod visiem!" [Ancv_01. PF 22.08.2003. 75 g.v. Jaunaglo-na] — «А вот наверное это такой праздник, когда Божья Матерь больше всего всех прощает!»

4. Чудеса святого Антона

Подобно другим католическим областям Латвии, в Аглоне бытует множество рассказов о чудесах, совершаемых святым Антоном, к которому обращаются с просьбой найти потерянные вещи. Примером тому могут быть следующие рассказы.

Svetais Antons — pazaudetu lietu atradéjs, paligs. Man bija tads gadijums. Mans laulibasgredzens. Karsta vasaras laika stradaju, uzliku uz mazopirkstu. Bija zemenu laiks, es stradaju darza, atnacu majas — gredzena nav. Pamégini tagad atrast mazo laulibas gredzenu zemenu stados pamatigos. Nu, saku skaitit sveto Antona lügsanu un lüdzu, Anton, palidz man!Nu, es iesupa tam zemenupaskurinasos, — nu nav.

Un tur bija sarakta zeme — lai staditjaunas zemenes, un uz tas saraktas zemes stav mans gredzens. Ta ka nolikts virsu. Nu es tur nebiju!Neraku neko, bet tas gredzens nolikts tiesi tur! Tas gan riktigs brinums bij.

Betparejie atgadijumi — tie ir simtiem, kad noliec kaut ko, un skleroze, nevar atrast, tad lüdzu, lai Antons palidz. Vot vakar fotopapiru mekléju — nekur nav. Es saku — "Svetais Antons, vienigi Tu man vari palidzet! Kur tas fotopapirs? Unpéksni man ta ka met pa galvu:paskaties tur; un tur tas bija. Tadu gadijumu ka noliksana un atrasana — tikai Antons var palidzet. Tikai tu palüdzi — uz reiz, vai atcerési, vai acu prieksa stavési ta manta.

Pazina stastija, ka agrak brauca uz Polocku ar masinu, iepirkties. Aizbraucot aiz Verhnedvinska, meza vinai masina saluzt. Vina pie stura, un ieksa tikai dels — puika. Vini atpaka¡ jau brauca. Stav meza vidu. Masinas tik reti iet. Viens apstajas un nokonstatéjis, kas tur vinai sabojajas. Vinapacel vienam roku, otram, — nav. Péc tam neiet masinas nemaz. Vakars naks virsu. Galu gala apstajas viena masina, un tur bija tada detala. Vini salaboja, un mamma saka: "Fu! Nu paldies svétam Antonam!" Izradijas, ka visu laiku mamma sédéja masina un skaitija lugsanu svétam Antonam [Aglo_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Aglona].

[Святой Антон — находит пропащие вещи, помощник. У меня такой случай был. Мое обручальное кольцо. Работала в жаркое летнее время, надела на мизинец. Было время клубники, я работала в саду, пришла домой — кольца нет. Попробуй теперь найти маленькое обручальное кольцо в густых клубничных зарослях. Ну, начала читать молитву святому Антону и прошу: Антон, помоги мне! Ну, пойду я в ту клубнику, порыщу, — ну нет. И была там вскопанная земля — чтобы сажать новые клубничные саженцы, и на этой вскопанной земле лежит мое кольцо. Как будто бы положенное сверху. Ну я там не была! Не копала ничего, но кольцо положено прямо там! Это, действительно, чудо было.

А прочие случаи — их сотни, когда положишь что-то, и склероз, не можешь найти, тогда прошу, чтобы Антон помог. Вот вчера фотобумагу искала — нигде нет. Я говорю:«Святой Антон, только Ты мне можешь помочь! Где та фотобумага ?» Я, вдруг мне словно ударяет по голове: посмотри там; и там было. Такие случаи как оставление и находка — только Антон может помочь. Ты только попроси — тут же, или вспомнишь, или прямо перед глазами окажется та вещь.

Знакомая рассказывала, что раньше ездили в Полоцк на машине, закупаться. Миновали Верхнедвинск, и в лесу машина у нее сломалась. Она за рулем, и внутри — только сын, мальчик. Они уже возвращались домой. Стоят посреди леса. Машины редко идут. Один остановился и констатировал, что у нее там сломалось. Она одному, другому машет — нету. Потом совсем нет машин.

§ Вечер наступает. Наконец остановилась одна машина, и там

? была такая деталь. Починили они, и мама говорит: «Фу!Ну, спа-

| сибо святому Антону!» Оказалось, что все время мама сидела

о в машине и читала молитву святому Антону. ] <

« В честь святого Антона назван родник в ограде Аглонского хра-

§ ма, известный с начала XIX в. своими целебными свойствами.

| До конца XIX в. тут преобладала серная вода, и при монастыре

| существовала больница, проводились лечебные серные ванны.

!г Традиция набирать воду в источнике и использовать ее в на-

и родной медицине сохранилась поныне. Считается, что особен-

но полезна эта вода в случае болезни глаз.

Другой значительный католический святой, почитаемый в Аг-лоне и ее окрестностях, с которым связываются чудесные истории, — это святой Донат, покровитель больных и людей, оказавшихся в несчастье. Крупнейший храм, посвященный ему, находится в Краславе. Однако конкретных историй, связанных со святым Донатом, мои собеседницы не вспомнили.

5. Оборотная сторона чудес

Наличие в Аглоне особой, святой силы, благодати, простирающейся от чудотворной иконы и базилики и особенно усиливающейся на праздник 15 августа, приводит к неоднозначной оценке местными жителями большой популярности этого места.

В большинстве разговоров о чудесах в Аглоне, об излечении после посещения церкви и молитв упоминались также и отрицательные последствия подобных обращений.

Эти люди, которые сюда приезжают, калеки, больные, все просят, и они уезжают — спокойные, умиротворенные, все говорят, что получили что-то отсюда... Мы же ощущаем, что они словно оставляют здесь что-то нехорошее, то ли грехи свои... ^ш_02. PF 20.08.2003. 48 Уок8Й].

Нам тяжело. У нас это праздничное ощущение довольно условным получается. Потому что приходят к нам очень разные люди — и с проблемами, и с добрыми мыслями, и с дурными. Теперь я это так остро уже не воспринимаю, но когда работала в церкви, там можно было ощутить — такое чувство тяжести, и не в физическом смысле слова, а в духовном. Хотя в Аглоне все же это не так сильно, как в Лурде, где я была в 2000 г. В сравнении с Лурдом в Аглоне, можно сказать, после праздника остается даже, в общем, легкость. Словно бы лето закончилось, 15 августа, год закончился, и — все. И все же, также ощущение легкости остается. В Лурде же я почувствовала, что туда все эти люди принесли — калеки, инвалиды, больные, те, кто шел искать себе здоровье.

Тут, у нас, количество больных не столь велико. И все же. Уходят они успокоенные, потому что они оставили тут все, от чего просили избавление, духовно подзарядились и т.п. Люди говорят: «О, я был в Аглоне, теперь опять могу целый год спокойно жить, вся тяжесть — с плеч долой» [^1о_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. Ag1ona].

На вопрос: «Какими вы ощущаете Аглону и ее жителей?» — звучали признания: «Все свои беды люди оставляют тут»; «Тут такое место, где очень много негативной энергии. Потому что очень многое оставлено. Большое количество людей сюда является» ^а8^г_01. PF 20.08.2003. 55 g.v. Jug1aini]. Говорили о необходимости защиты себя от негативного влияния других людей. Высокую заболеваемость в окрестностях Аглоны и особенно большое число раковых больных связывают прежде всего с этим ^шг_02. PF 20.08.2003. 48 g.v. Уок8Й].

Наконец, рассказы о чудесах могут осознаваться как сообщения о личных проблемах человека, которые не подлежат разглашению. На вопрос, помнит ли она какие-то рассказы о чудесах, исцелениях и т.д., одна моя собеседница сказала: «Нет, у меня память такова, что я не запоминаю чужие проблемы. Чтобы, не дай Бог, язык не развязался и не рассказать об этом другим» ^1о_01. PF 21.08.2003. 63 g.v. А^опа].

Итак, возвратимся к поставленным в начале работы вопросам. В записанных рассказах о чудесах можно выявить некоторые закономерности: речь идет о местах концентрации (чудеса чаще происходят около особых элементов ландшафта — священных деревьев, лесов, озер, гор, а также в священных местах, прежде всего в церквях) и временах концентрации чудес (праздники — как календарные, так и жизненного цикла). Как правило, выделяются источник их происхождения (чудо как результат божественной силы и прежде всего действий Богородицы) и метод (чудо совершается в результате выполненного обета, дается как дар, который нужно правильно использовать, или оно случается независимо от действий человека).

Одно из самых общих делений чудес может быть основано на их интерпретации как произошедших спонтанно или в результате целенаправленных действий. С одной стороны, чудо может быть описано как внезапное проявление священного, иерофания. Это чудо как непосредственное вмешательство священного в обычное течение жизни, как прорыв повседневности, оно не связано с предварительными действиями человека. С другой стороны, чудо описывается как результат специальных (иногда весьма интенсивных) действий. Это чудо как

§ осуществление желания в результате самопожертвования, об-

? ращения к высшим силам, молитвенных просьб, исполнения

! обетов и т.п.

(J X

I Наш материал показывает, что практически все записанные

« в окрестностях Аглоны случаи свидетельствовали об активном

§ обращении, наложении на себя обетов и их исполнении, в ре-

I зультате чего и происходили чудеса. Они оказывались связан-

I ными с особыми временными периодами — праздниками,

j¡j паломничеством, или же с индивидуальными кризисными мо-

ta

u ментами жизни — болезнью или особой нуждой. В качестве

источника чуда очень часто фигурируют Пресвятая Дева или конкретный святой. Как чудо воспринимаются прежде всего излечение, исполнение желания (рождение ребенка, удачная сдача экзаменов, возвращение, нахождение потерянного). Однако, по словам пожилых женщин, простая жизнь человека и легкая, быстрая смерть «на своих ногах» также являются чудом.

Довольно сильна дидактическая направленность записанного материала. Рассказы о чудесах, как правило, начинаются с длинных историй о жизни, выступающих преамбулами, и заключаются наставлениями, хотя само чудесное событие не всегда оказывается только лишь ожидаемым счастливым разрешением трудной ситуации; его иррациональность в принципе оставляет повествование открытым, не позволяет сделать однозначное заключение. Примечательно, что чудеса в рассказах моих собеседниц не всегда однозначно приветствуются (и даже могут определяться как «проблемы человека»), а обилие посетителей Аглоны в ходе храмового праздника и вовсе расценивается местными жителями как проблематичное. Возможно, это свидетельствует, среди прочего, об амбивалентной природе чуда, открывающего дорогу как положительным, так и отрицательным переменам в жизни человека.

Библиография

Lang B. Sacred Games: A History of Christian Worship. New Haven; London: Yale University Press, 1997. 527 p. Miracle // Merriam-Wester's Encyclopedia of World Religions / Consulting ed. W. Doniger. Springfield, Massachusetts: Merriam-Websters Incorporated, 1999. P. 740. Ryzhakova S. «Крестьянский домик, нанимаемый горожанином»: о некоторых метаморфозах петербургской/ленинградской дачи в XIX—XX вв. // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area / Ed. by N. Baschmakoff and Mari Ris-tolainen. Helsinki: Aleksanteri Institute, Gummerus Printing, 2009. P. 409-415. (Aleksanteri Series 3. 2009)

1. Икона Аглонской Божьей Матери

2. Аглонская базилика. Фото автора, 2003 г.

5. Главный алтарь церкви. Фото автора, 2004 г.

6. Праздничная процессия 8 сентября 2003 г.

7. Несут хоругви на крестном ходе. Фото автора, 2004 г.

8. Святой родник возле базилики. Фото автора, 2003 г.

9. Берут воду. Фото автора, 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.