Промышленность
АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ*
Владислав ГОРДЕЕВ
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: gordeev-vs@ranepa.ru Рустам МАГОМЕДОВ
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: magomedov-m@ranepa.ru Татьяна МИХАЙЛОВА
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, доцент. E-mail: mikhailova@ranepa.ru
Агломерационные эффекты для обрабатывающей промышленности России существенны и в среднем выше, чем в странах Западной Европы. Заметен также эффект «агломерационной тени»: в окрестностях крупных городов производительность фирм выше и падает с увеличением расстояния от центра агломерации. На нынешнем этапе развития российской экономики рост промышленной занятости в крупных городах — резерв повышения производительности.
Ключевые слова: промышленность, обрабатывающая промышленность, агломерации, агломерационные эффекты.
Локомотивом современной экономики являются города - места концентрации населения, фирм, рыночных трансакций. Именно в городах создается большая часть добавленной стоимости. Чем крупнее город, чем выше плотность населения в нем и тем выше производительность труда и капитала.
Наблюдаемые агломерационные эффекты в обрабатывающей промышленности стран Западной Европы - это около 5% прироста совокупной факторной производительности при удвоении размера города. Такие результаты получены, в частности, в исследованиях специалистов, занимавшихся данной проблематикой1.
Каковы механизмы возникновения агломерационных эффектов? Крупные города выигрывают в производительности в силу своего географически удобного расположения - на пересечениях удобных транспортных путей,
берегах морей и судоходных рек. В крупные города мигрируют наиболее инициативные и производительные работники. Кроме того, здесь выше конкуренция и выжить могут только самые лучшие фирмы.
Оценка размеров агломерационных эффектов для широкого спектра фирм, географических локаций и отраслей обрабатывающей промышленности России представляет практический интерес. Зная и понимая зависимость между показателями географического распределения экономической активности на территории РФ и экономической эффективностью на уровне малых субъектов экономической деятельности -фирм, предприятий, мы можем более точно прогнозировать эволюцию пространственной структуры российской экономики, представлять последствия ее развития и разрабатывать региональную политику с учетом этих факторов.
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 13 (51) (июль 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 См.: Sveikauskas L. The productivity of cities // The Quarterly Journal of Economics. 1975. Pp. 393—413; Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., and Roux S. Estimating agglomeration economies with history, geology, and worker effects. In Agglomeration Economics. University of Chicago Press, 2010. Pp. 15—66; Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., Puga D., and Roux S. The productivity advantages of large cities: Distinguishing agglomeration from firm selection // Econometrica. 2012. Vol. 80. No. 6. Pp. 2543—2594.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 8 • AUGUST-SEPTEMBER 2017 19
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
По выборке из более 70 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности с численностью занятых от 10 человек и выше, расположенных на всей территории России, нами была осуществлена оценка того, насколько производительность фирм зависит от размера населенного пункта, в котором они находятся. И сделан следующий вывод: в среднем, если один город по численности населения превосходит другой в два раза, то фирмы в нем производительнее на 8-10%. Это выше, чем наблюдается в западных странах.
Однако причинно-следственная связь может быть и обратной. Так, в частности, не размер города делает фирмы более эффективными, а сами города образовались и выросли там, где особенности географического положения были благоприятны для экономической деятельности. Либо такое объяснение: не агломерационные эффекты влияют на производительность, а изначальные выгоды географического положения.
Или же агломерационные эффекты достигаются благодаря самоотбору работников и производителей: самые инициативные бизнесмены и компетентные работники чаще всего стремятся реализовать себя в крупных городах. Миграция,таким образом, увеличивает производительность в более крупных городах и уменьшает -в малых и средних, откуда уезжают лучшие работники.
Чтобы учесть эти возможные альтернативные объяснения, мы использовали инструментальные переменные - исторические данные по людности городов в 1897 и в 1959 гг. Структура экономики и уровень технологического развития, существовавшие в эти годы, настолько отличаются от современных, что можно предположить: история населенности мест не влияет на современную производительность напрямую. А современная миграция тем более не зависит от исторического наследия.
Еще одно объяснение наблюдаемых агломерационных эффектов - жесткая конкуренция на крупных рынках. В больших городах
много потребителей, но много и фирм. Чем больше фирм на рынке, тем жестче конкуренция. Самые неэффективные производители не выдерживают конкуренции и разоряются, а средний уровень производительности растет из-за этого жесткого отбора. Мы проверили гипотезу, согласно которой в результате эффекта конкуренции худшие фирмы (из выживших) в крупных городах должны «подтягиваться» ближе к средним.
Проверка показала, что эффект самоотбора практически не наблюдается. Крупные рынки не выталкивают неэффективных производителей - наоборот, на них фирмам легче выжить: мы наблюдаем там производителей еще более неэффективных, чем в малых городах. Но в то же время крупные рынки создают лидеров отрасли, и поэтому фирмы с очень высокой производительностью тоже чаще встречаются в агломерациях.
Таким образом, размер рынка в современной России не связан с жесткостью конкуренции на нем. Скорее рынки крупных городов все еще недостаточно насыщены, уровень конкуренции на них невысок, и поэтому даже неэффективные производители имеют возможность найти себе здесь нишу для сбыта.
Более того, в географических окрестностях крупных агломераций наблюдается монотонное падение среднего значения производительности с увеличением расстояния от центра агломерации. Например, в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга средняя производительность монотонно убывает вплоть до расстояния 200 км, и на расстоянии в 200 км производительность на 40% ниже, чем в центре агломерации.
Агломерационные эффекты в российской обрабатывающей промышленности сильны и работают напрямую, повышая производительность всех фирм в более населенных локациях. Следовательно, потенциал перераспределения экономической активности в направлении крупных городов России значителен и использован пока что не в полной мере. ■
20 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 8 • АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 2017