Научная статья на тему 'Агентство печати «Новости» и информационное сопровождение Олимпиады-80 за рубежом'

Агентство печати «Новости» и информационное сопровождение Олимпиады-80 за рубежом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ОЛИМПИАДА-80 / МЕГАСОБЫТИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПРОПАГАНДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / АГЕНТСТВО ПЕЧАТИ "НОВОСТИ" / АПН / СССР / OLYMPIC GAME / OLYMPICS-80 / MEGA-EVENT / CULTURAL DIPLOMACY / PROPAGANDA / NEWS AGENCIES / NEWS AGENCY "NOVOSTI" / APN / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Милованова Рузанна Владимировна, Никонова Ольга Юрьевна

Статья посвящена изучению роли агентства печати «Новости» в освещении Олимпиады-80 за рубежом. АПН рассматривается как один из инструментов советской культурной дипломатии, способствовавший формированию положительного образа СССР накануне и в период проведения Олимпийских игр. Анализ организационных основ деятельности агентства, целей и основной аудитория, методов работы за рубежом и тематики материалов помогает осмыслить механизмы функционирования информационных агентств как важного субъекта информационной политики государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APN AND INFORMATION SUPPORT OF THE OLYMPICS-80

The article is about studing the role of the press agency “Novosti” in the coverage of the Olympics80 abroad. APN is considered as one of the tools of the Soviet cultural diplomacy, promote a more positive image of the Soviet Union before and during the Olympic Games. Analysis of the organizational principles of the agency’s activities, objectives and main audience, methods of working abroad and materials subject helps to comprehend the mechanisms of functioning of news agencies as an important subject of information policy states.

Текст научной работы на тему «Агентство печати «Новости» и информационное сопровождение Олимпиады-80 за рубежом»

УДК 070.1 + 796.032.2:070.1 ББК Ч600.471 + Ч549.10:Ч60

DOI: 10.14529/ssh170106

агентство печати «новости» и информационное сопровождение олимпиады-80 за рубежом*

Р. В. Милованова, О. Ю. Никонова

Статья посвящена изучению роли агентства печати «Новости» в освещении 0лимпиады-80 за рубежом. АПН рассматривается как один из инструментов советской культурной дипломатии, способствовавший формированию положительного образа СССР накануне и в период проведения Олимпийских игр. Анализ организационных основ деятельности агентства, целей и основной аудитория, методов работы за рубежом и тематики материалов помогает осмыслить механизмы функционирования информационных агентств как важного субъекта информационной политики государств.

Ключевые слова: Олимпийские игры, Олимпиада-80, мегасобытие, культурная дипломатия, пропаганда, информационные агентства, агентство печати «Новости», АПН, СССР.

Такие мегасобытия как Олимпийские игры, благодаря их масштабности, международному участию спортсменов и организаторов и широкому освещению в мировых СМИ, дают возможность стране-организатору мягко воздействовать на международное сообщество, позволяя транслировать свою культуру и национальную самобытность на аудиторию, которая может достигать нескольких миллиардов человек. Это можно с полным правом экстраполировать на 0лимпиаду-80 — крупнейшее спортивное и культурное событие в новейшей советской истории. Информационное сопровождение олимпиад во всех странах является одной из стратегических задач оргкомитетов этого мероприятия, опыт такой работы тщательно изучается.

Первые олимпийские игры, проводившиеся в СССР, рассматривались руководством страны как уникальная возможность продемонстрировать всему миру советские достижения и успехи, доказать преимущества советского социалистического строя над буржуазным. Как подчеркивают российские исследователи, оно «вовсе не скрывало своих намерений использовать Московскую Олимпиаду в идеологических целях». Для этого в составе Оргкомитета Олимпиады-80 было создано управление пропаганды под руководством В. Г. Шевченко [1, с. 164], над целями формирования положительного образа СССР в период Олимпийских игр работала целая сеть различных организаций, в том числе и информационные агентства.

В статье будет проанализирована деятельность агентства печати «Новости» как субъекта информационной политики СССР за рубежом накануне и в период проведения 0лимпиады-80. АПН будет рассмотрено как один из инструментов советской культурной дипломатии, задачами которого были мониторинг общественного мнения в иностранных государствах, оперативное реагирование на негативные высказывания о СССР и Олимпиаде-80 и продвижение положительного образа советской страны в заграничной прессе. Основой для такой интерпретации деятельности АПН является современная трактовка публичной (культурной) диплома-

тии1 в трудах Н. Кулла, который характеризует информационные кампании (advocacy) и мониторинг зарубежного общественного мнения (listening) как важные составные части публичной дипломатии, обеспечивающие диалог между правительством страны и сообществами за рубежом и тем самым отвечающие за эффективность дипломатии [17, с. 25]. Важным для оценки эффективности деятельности АПН на олимпийском «направлении» являются актуальные определения информационных агентств как организаций, отвечающих за оперативную передачу информации, обеспечивающих свою аудиторию «индивидуализированных мультимедийным контентом», интерактивным и поступающим в «режиме реального времени» [3, с. 76]. Национальные информационные агентства, по мнению современных аналитиков, призваны формировать имидж государства [4, с. 230].

Прежде чем перейти к центральному вопросу статьи, мы кратко остановимся на истории агентства печати «Новости», охарактеризуем место 0лимпиады-80 в истории олимпийских игр. Затем будут рассмотрены основные аспекты информационного обеспечения Олимпиады — ключевые темы коммуникации вокруг игр, способы реализации контрпропаганды, задействованные акторы.

В 1961 г. на базе Советского информационного бюро (Совинформбюро) при СНК СССР и ЦК ВКП(б), образованного в первые дни Великой Отечественной Войны, было создано агентство печати массовых общественных организаций под названием «Новости». Его высшим руководящим органом являлся Совет учредителей агентства, в который вошли Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание» [15]. Таким образом, формально учредителем АПН являлось не государство, а общественные организации, хотя современные исследователи относят это новостное агентство к государственным [6, с. 16]. В уставе АПН было записано, что основной целью организации является

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10213).

1 В связи с тем, что терминологические дискуссии для данной статьи не являются релевантными, публичная и культурная дипломатия рассматриваются в ней как синонимы. — Прим. авт.

«широкое распространение за рубежом правдивой информации о Советском Союзе» [15].

Основными задачами АПН были сбор, обработка и распространение информации с целью дальнейшей ее передачи и публикации в СМИ. В единой централизованной системе информационной пропаганды, охватывавшей весь спектр каналов воздействия на общественное мнение внутри СССР и за рубежом, агентство печати «Новости» выполняло функцию влияния именно на международную общественность. Агентство сотрудничало более чем с 4,5 тысячами средств массовой информации в 120 странах, уже в конце 1970-х годов издавало за рубежом около 30 иллюстрированных журналов и 5 газет, а общее число бюллетеней и пресс-релизов, выпускавшихся им ежегодно, превышало 150 наименований [7, с. 56]. В советский период АПН являлось монополистом в этой области, что выдвигает его на позиции важного субъекта культурной дипломатии и объясняет его ключевую роль в работе с зарубежными СМИ при освещении 0лимпиады-80 [2, с. 84—85].

Олимпиада-80 по многим причинам была особым событием в истории олимпийского движения и в новейшей советской истории. Она стала первой Олимпиадой, проведенной в социалистическом государстве. В играх участвовала 81 страна, представленная 5748 спортсменами [1, с. 167; 5, с. 377]. На подготовку и ход Олимпиады сильное влияние оказали особенности эпохи Холодной войны — противостояние двух супердержав СССР и США, экстраполяция этого противоборства на другие регионы мира, перенос идеологической, экономической и политической борьбы в сферу культуры и спорта. 0лимпиада-80 связана с крупнейшим в истории олимпийских игр бойкотом, в котором приняли участие по различным данным от 30 до 60 стран [1, с. 168]. Главной причиной бойкота было введение советских войск в Афганистан в 1979 г. Однако идеологическая борьба вокруг Олимпиады и подготовка бойкота начались, как свидетельствуют источники, еще раньше афганских событий. Попытки предупредить и смягчить последствий бойкота потребовали от Оргкомитета Олимпиады и партийно-государственного руководства больших организационных усилий и интенсивной информационной кампании.

13 сентября 1978 г. в ЦК КПСС поступила аналитическая записка АПН «Основные тезисы враждебной пропаганды в связи с 0лимпиадой-80 и предложения по контрпропаганде» [8, с. 187—190], в которой указывались основные темы «антисоветской кампании» в западных СМИ: нарушение прав человека в СССР (процессы над диссидентами Орловым, Гинзбургом, Щаранским и др.); превращение олимпийских игр в Москве в «политико-пропагандистское шоу» с целью влияния на развивающиеся страны; технологическая отсталость СССР и, как следствие, обращение к западным кампаниям для оказания строительных и сервисных услуг, ввоз оборудования из-за рубежа; деформация олимпийского движения в Советском Союзе и странах соцлагеря за счет его профессионализации (подготовки избранных «физически одаренных экземпляров» на «фабриках

золотых медалей»); нарушение принципов проведения и информационного освещения олимпийских игр — высокая вероятность избирательной выдачи виз по политическим соображениям, цензурирование работы представителей зарубежной прессы и телевидения в Москве.

Необходимо отметить, что информационные записки АПН, направлявшиеся в ЦК КПСС и другие высшие партийно-государственные органы, были результатом постоянной работы агентства по мониторингу общественного мнения за рубежом. В ежемесячных отчетах о ситуации в различных странах, направлявшихся в посольства, АПН сообщало о сюжетах и темах, которые поднимались в западной прессе и были связаны с Советским Союзом. Так, сюжет о нарушении прав человека в СССР был одним из главных в критических материалах западной прессы. Эта тема постоянно фигурировала в отчетах АПН по Франции, ФРГ, Великобритании и особенно США, начиная с 1976 г. и вплоть до открытия 0лимпиады-80 [10]. Подготовка к Олимпийским играм в Москве стала поводом для интенсификации кампании в зарубежной прессе. Информационные справки агентства цитировали европейские СМИ, которые писали, что «... советские граждане лишены права высказывать свои мысли, создавать политические и культурные общества или эмигрировать из страны» («Интернэшнл геральд трибюн»), призывали «использовать свое присутствие на Олимпиаде-80 для помощи диссидентам» («Экономист»). АПН сообщало об активизации деятельности Международного комитета по наблюдению за проведением московской Олимпиады, который ставил целью через свои 15 филиалов в США, Канаде и Западной Европе ознакомить как можно большее число людей с фактами нарушения прав человека в СССР (по данным «Голоса Америки») [8, с. 211]. Различные европейские и американские СМИ публиковали, по наблюдениям АПН, информацию о создании в странах Западной Европы комитетов по защите прав человека в СССР в период проведения Олимпийских игр («Ньюсуик», «Ассошиэйтед Пресс», «Немецкая волна»). Их задачей было проведение различных «диверсионных» акций в Москве в дни Олимпиады — разговоров с советскими людьми на тему нарушений прав человека, обеспечение иностранных туристов картами-путеводителями по советским тюрьмам, раздача и ношение значков «Берлин-36. Москва-80. Олимпиады угнетения», маек с изображением диссидентов, выкрикивание антисоветских лозунгов во время награждения призеров и др. [8, с. 211, 243].

В последний предолимпийский год аналитические записки АПН стали напоминать сводки с фронтов информационной войны. Наиболее острыми международными темами, требовавшими «контрпропагандистских» мер, были, по мнению АПН, апартеид и участие в Олимпиаде спортсменов из африканских государств, а также спровоцированный итальянским журналом «Камбио 16» сюжет о возможной «китайской провокации» против советского руководства в случае приезда китайцев на Олимпиаду. Тема введения советских войск в Афганистан, начавшегося в декабре 1979 г., напротив, оказалась

Р. В. Милованова, О. Ю. Никонова

для АПН в «зоне умолчания». Советские СМИ воздерживались от обсуждения главной причины бойкота как в конце года, так и в момент проведения Олимпийских игр [1, с. 168] — факт, который требует своего объяснения. Зато благодатным пространством для острой полемики стали проблемы советской экономики и сферы услуг. АПН скрупулезно фиксировало высказывания о том, что СССР на подготовке к Олимпиаде «зарабатывает миллиарды», что русские проявляют изобретательность для получения валюты, вплоть до выращивания специальных лягушек «для французских гурманов» («Штерн»). В своих записках агентство перечисляло критические высказывания о московских ресторанах, в которых обеда «приходится ждать часами», о московских гостиницах, в которых «можно бриться только в коридоре, т. к. в номерах розетки испорчены...», о нехватке номеров, о не говорящих на иностранных языках служащих, о первоклассных спортивных сооружениях, оборудованных «туалетами XIX века» и др. («Шпигель», «Ю. С. Ньюс энд Уорлд рипорт», «Зюддойче цайтунг» и др.) [8, с. 210, 242]. Набирала обороты шпионская тема, тесно увязанная с обсуждением преувеличенных, на взгляд иностранца, мер безопасности. Западные газеты, по сообщениям АПН, писали о поварах, подготовленных КГБ, ограничении возможностей передвижения, жестких и слишком тщательных досмотрах чемоданов, о высылке из Москвы бомжей и проституток.

Мониторинг западных СМИ был лишь первым шагом в информационном сопровождении Олимпиады со стороны АПН. Основной задачей была организаций контрпропагандистских мероприятий, выработка приемов, форм и методов контрпропаганды, формулировка содержательного наполнения текстов. В аналитической записке АПН от 1978 г. были предложены основные приемы контрпропаганды. Так, одним из главных способов опровержения «антисоветских» утверждений и убеждения зарубежной аудитории было обращение к знаковым и известным фигурам в олимпийском движении, представителям зарубежной общественности, которые пользовались авторитетом на Западе и одновременно симпатизировали СССР. Например, аналитики АПН предлагали широко распространять заявления президента МОК М. Килланина о гарантиях Москвы в соблюдениях правил проведения олимпийских игр. Как отмечают российские исследователи, при этом советская сторона успешно использовала в процессе организации игр тот факт, что для Килланина это была последняя олимпиада на посту президента, и он не хотел допустить срыва этого мегасобытия [1, с. 167]. В споре по «южноафриканской проблеме» предлагалось цитировать генерального секретаря Высшего совета спорта Африки Ж. К. Ганги, а по вопросу о готовности олимпийских объектов — вице-президента МОК японца М. Киокава [8, с. 244]. Использование «своих» для западного слушателя и зрителя персонажей казалось очень эффективным приемом. Поэтому советская сторона была чрезвычайно огорчена тем, что американский боксер Мохаммед Али, который активно выступал против расизма и рассматривался как вероятный советский симпатизант, стал призывать к бойкоту Московской

Олимпиады из-за вторжения СССР в Афганистан [1, с. 166].

Материалы СМИ должны были подчеркивать «принципиальное отличие» Олимпиады-80 от других Олимпиад, выражавшееся в том, что «она проводится в духе разрядки, на основе экономического и научно-технического сотрудничества стран, принадлежащих к различным политическим системам». Тема «особости» должна была звучать во всех материалах, публикуемых за рубежом, и в материалах, предоставляемых зарубежных СМИ. Аналитики АПН предлагали: «Полезно указывать, что СССР посетит в дни Олимпиады больше иностранцев, чем Мюнхен или Монреаль.»; «Если в Монреале советский турист имел всего 3 билета на олимпийские соревнования, то в Москве иностранный турист сможет ежедневно побывать на соревнованиях, посмотреть культурную программу и совершить туристскую поездку по Москве» [8, с. 190, 212]. Агентство считало, что необходимо активно использовать тему ущерба, нанесенного СССР во Второй мировой войне, и огромной работы по восстановлению народного хозяйства. Этот прием был призван особо подчеркнуть усилия советского государства при строительстве олимпийских объектов и в сфере бытовых услуг. В текстах подчеркивалось, что здесь СССР находился в неравных с другими странами условиях. Тема советского сервиса по мере приближения мегасобытия становилась все более «горячей». Для руководства страны, олимпийские объекты и бытовые услуги были вопросом политическим. Как указывает А. Д. Попов, «Олимпиада-80 в организационном отношении должна была превзойти все предыдущие игры и продемонстрировать всему миру преимущества социалистической системы.» [18, с. 267]. Важными аргументами в вопросах о комфорте на играх были высказывания членов МОК и национальных олимпийских комитетов, побывавших на VII Спартакиаде народов СССР, ее участников и гостей. Спартакида преподносилась в информационных материалах как опытный образец, доказавший способность СССР организовать и успешно провести мегасобытие.

Собственно «контрпропагандистским» методом информационной политики можно было бы назвать продвижение в материалах СМИ тем, призванных играть роль «контрудара» — например, статей о расизме в ЮАР и США, о коммерческом характере интереса зарубежных компаний к «олимпийским» контрактам с СССР и др. [8, с. 189]. Аргументами контрпропаганды должны были служить и апелляции к логике. Так, обвинения в цензуре и тотальном контроле журналистов АПН предлагало опровергать как «вымысел буржуазной пропаганды, в который они не верят сами»: «В Москве будет находится 7400 журналистов (в т. ч. 5,5 тыс. иностранных). В их распоряжение будут предоставлены Главный пресс-центр и 26 субпресс-центров, международная АТС на 1500 номеров, 2000 телексов, управляемых самими журналистами. Практически невозможно установить «контроль» за сотнями тысяч гостей, спортсменов и журналистов, если бы даже кто-либо и попытался сделать это, что признают даже американцы...» [8, с. 190].

Разработанные в рекомендациях АПН контрпропагандистские приемы и сюжеты агентство предполагало продвигать как в зарубежных изданиях (публикуя там материалы собственных корреспондентов), так и в изданиях АПН — специальных бюллетенях. С марта по середину апреля 1979 г. агентство опубликовало 203 литературных материала, посвященных строительству олимпийских объектов, подготовке обслуживающего персонала, билетной программе Игр. Значительное место в публикациях занимали интервью и беседы с руководителями Оргкомитета Олимпиады, советского и республиканского Спорткомитетов [8, с. 214]. В 1980 г. большинство бюллетеней АПН публиковали материалы об Олимпийских играх, все номера бюллетеней «Этюд Совьетик» и «Актуалите Со-вьетик» с февраля по август 1980 г., издававшихся во Франции, были целиком посвящены Олимпиаде [9].

Наиболее сложной задачей была публикация материалов в западноевропейских и американских СМИ. Тем не менее, АПН удалось за годы подготовки Олимпиады и в момент ее проведения добиться размещения статей своих корреспондентов в целом ряде изданий. По теме прав человека в СССР были опубликованы статьи А. Сухарева «Непрошенные защитники прав человека в СССР» в «Дойче Фоль-ксцайтунг» (от 22.01.1976), В. Нечаева «Режиссеры Олимпиады-80» в «Унзере Цайт» (от 19.02.1976), В. Некрасова «Права человека и настоящая действительность» в «Дейли уолрд» (от 26.01.1978),

B. Куроедова «Советское право и свобода совести» в «Эвангелишер пресседенст» (12.02.1976), Г. Герасимова «Права человека» в «Пиплз уорлд» (от 08.07.1978) [11]. В отчете за апрель 1976 г. по ФРГ упоминается статья в журнале «Дас Да» «Сахаров — политическое невежество и злобная клевета». Редакция западногерманского журнала в течении нескольких месяцев вела на его страницах дискуссию по делу Сахарова — «борца за права человека» в СССР. АПН, опубликовав ответный материал, подчеркнуло, что оно своей статьей подвело черту под этой дискуссией и расценило это как серьезный успех [11].

Материалы о ходе строительства олимпийских объектов и налаживанию работы сферы обслуживания были опубликованы АПН в западных изданиях «Вуа увриер», «Интернешнл джимнаст», «Вест-дойче Альгемайне Цайтунг», «Реджистер». Статью

C. Никитина «Интурист — Олимпиаде-80», посвященную теме Москвы как «самой спокойной столице мира» [8, с. 245], удалось напечатать 20.07.1979 в «Лайсве» [12].

После открытия Олимпийских игр самой взрывоопасной темой стал сюжет бойкота Олимпиады-80 в связи с вводом советских войск в Афганистан. Как уже говорилось выше, причина бойкота оказалась табуизированной информацией, поэтому основной акцент публикаций был сделан на дискредитацию самой идеи неучастия в играх. В материалах АПН настойчиво проводились идеи о том, что игры состоятся независимо от позиции Соединенных Штатов; что решение о бойкоте Олимпийских игр было принято американским национальным олимпийским

комитетом под давлением администрации Картера, который сделал бойкот лозунгом своей предвыборной кампании. До и после игр АПН активно продвигало в западной прессе свои материалы о неэффективности бойкота. Всячески подчеркивалось, что от него пострадали в первую очередь спортсмены тех стран, которые не смогли принять участие в играх. Агентству удалось напечатать на эту тему статьи преимущественно во французских изданиях — «Матен», «Юманите», «Котидьен де Пари», а также в эмигрантском «Юкрениен Ньюс» и в «Дейли Уорлд» [14].

Помимо публикационной деятельности в иностранных СМИ АПН проводило работу с информационными агентствами социалистических стран, давая им рекомендации по освещению Олимпиады-80 как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 5—7 декабря 1978 г. в Берлине и 23—24 апреля 1980 г. в Москве прошли совещания представителей информагентств и агентств печати социалистических стран по вопросам освещения Олимпийских игр, на которое прибыли представители Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Восточной Германии, Чехословакии, Польши, Румынии, Кампучии, Кубы, Лаоса, Монголии [8, с. 195—190]. На совещаниях журналистам из социалистических стран разъяснялись те проблемные сюжеты, которые были выявлены в ходе мониторинга западной прессы, а также давались рекомендации, как отвечать на критику. Помимо этого агентства получили советы по дальнейшей работе. Например, правление АПН и дирекция ТАСС считали целесообразным, чтобы «. информационные агентства соцстран передавали аргументированные пропагандистские и контрпропагандистские материалы олимпийской тематики не только в «кольцо соцстран», но и в ряд капиталистических и развивающихся стран, с которыми поддерживаются традиционные контакты. ГДР — в ФРГ и Австрию западный Берлин, Испанию, Швейцарию. ПНР — в Францию, ЧССР — в Англию, ВНР — в Италию, Куба — в неприсоединившиеся страны и Латинскую Америку» [16, с. 20—21].

Олимпийские игры и подготовка к ним широко освещались в мировых СМИ. На играх присутствовали 7629 представителей средств массовой информации, из которых 5652 были зарубежными журналистами [9, с. 377]. Важным направлением информационного сопровождения Олимпиады-80 была работа с лояльными по отношению к Советскому Союзу журналистами. В рамках выполнения данной задачи АПН работало с аккредитованными в Москве журналистами, а также приглашало в СССР журналистов, редакторов и директоров СМИ за собственный счет. Им демонстрировались олимпийские объекты и предоставлялись материалы для подготовки и публикации статей. Например, по приглашению агентства Москву посетили генеральный директор издающегося в Риме на арабском языке журнала «Ар-Рияда аль-Арабийя» (тираж 85 тыс.) Омар Джилани, редактор спортивного отдела газеты австрийских коммунистов «Фольксштимме» (тираж 45—80 тыс.) Хайнц Слудачик, спортивный редактор калифорнийской газеты «Валледжо инде-пендент пресс» Дейв Биронио. Агентство рассчиты-

Р. В. Милованова, О. Ю. Никонова

вало, что результатом таких поездок станут серии статей по олимпийской тематике [8, с. 471—474]. И действительно, испанский журналист Н. Херреро с помощью материалов АПН подготовил 15 крупных репортажей об Олимпиаде-80, опубликованных в «Ола», «Интервью» и «Пуэбло», англичанин Т. Стивенс опубликовал большую статью в «Нью Сайентист» [8, с. 735]. Благодаря АПН появились материалы об Олимпиаде-80 в «Экип», «Юньон», «Котидьен де Пари», «Вуа нувель» и др. изданиях, написанные западными корреспондентами [13].

В целом за период проведения Олимпиады АПН опубликовало за рубежом 10 629 материалов, большинство из которых были размещены в СМИ стран социалистического лагеря (1092). На «развитые капиталистические страны», по сведениям агентства, пришлось 975 материалов, из которых 877 появились в газетах и журналах Западной Европы. Остальные публикации были размещены в СМИ государств Третьего мира. Наиболее успешным направлением в Западной Европе была работа во Франции и ФРГ, где материалы АПН публиковались в самых разных изданиях. Во Франции это были «Экип», «Юманите», «Паризьен либере», «Этен-сель», «Виа увриер», «Матен», «Нувель републик прогрэ», «Вуа дю Нор», «Марсейез», «Котидьен де пари», «Франс юрсс» и даже «Монд». В ФРГ материалы Агентства публиковались в «Унзере Цайт», «Дойче фолькцайтунг», «Дойче Бауцайтунг», «Ди Тат», «Франфуртер Альгемайне», «Нордзеецайтунг» и др. Такой широкий спектр СМИ был обусловлен не только активностью Агентства в продвижении своих материалов, но и тесными связями с рядом местных журналистов, установленными задолго до Олимпиады-80.

Аналитический отчет АПН сообщал, что газеты и журналы США, Канады, Австралии и Новой Зеландии предпочитали размещать материалы собственных корреспондентов и практически не принимали статьи Агентства [8, с. 765—766]. Исключение представляли СМИ национальных диаспор, поэтому американской аудиторией АПН были читатели «Юкрениен Ньюс», «Карпатской Руси», «Русского голоса» и «Армениан обзервер».

Оценивая свою деятельность накануне и во время Олимпийских игр, АПН подчеркивало свою высокую эффективность. В традиционной информационной записке в ЦК КПСС говорилось, что «организаторы бойкота Московской Олимпиады, реакционные круги Запада, вся машина империалистической пропаганды. потерпели пропагандистское поражение, дезавуировав себя в глазах широких слоев мировой общественности и создав тем самым негативный для Запада баланс как в нынешней пропагандистской обстановке, так и в ближайшей перспективе ее развития» [8, с. 775]. Ретроспективно такой вывод, составленный в духе победного официального дискурса об успешном проведении Олимпиады-80, нуждается в критической переоценке. На основании изученных материалов можно утверждать, что АПН действительно играло одну из ключевых ролей в информационном сопровождении Московских Олимпийских игр. Его функция мониторинга зарубежного общественного

мнения была основой для аналитической работы советских пропагандистов, а результаты конвертировались в планы контрпропагандисткой работы в СМИ. Работа Агентства печати «Новости» по информационному сопровождению Олимпийских игр 1980 г. была сконцентрирована вокруг четырех главных тем — проблемы прав человека в СССР; советской экономики и недостатков советского сервиса; мер по обеспечению безопасности; рисков, связанных с международной ситуацией, и бойкота. Формы и методы информационного сопровождения Олимпиады-80, а также содержание материалов АПН в целом укладываются в общую концепцию методов советской культурной дипломатии 1970— 1980-х гг.: подчеркивание миролюбивого характера советской международной политики; апелляция к памяти о роли СССР во Второй мировой войне и разрушительным последствиям войны для советской страны; акцентирование уникальности и превосходства советских достижений; использование симпатизантов СССР за рубежом и авторитетных фигур мирового значения для трансляции позитивного образа советского государства на иностранную общественность; инструментализация СМИ стран социалистического лагеря как ретранслятора советских «посланий» в «капиталистические страны». При этом остается неясным, насколько содержание и качество материалов АПН отвечало уровню развития технологий медийной сферы 1970—1980-х гг. и было конкурентоспособным в идеологической борьбе с зарубежными СМИ. Важным представляется рассмотрение субъективного фактора—работы руководства и журналистов. Вопрос о деятельности АПН в период Олимпиады-80 необходимо рассмотреть в более тесной связи с другими агентами культурной дипломатии, задействованными в ме-гасобытии, чтобы охарактеризовать роль агентства в формировании комплексной картины культурно-дипломатических «посланий».

Литература и источники

1. Багдасарян, В. Э. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930—1980-е годы / В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, К. А. Мазин и др. — М. : Форум, 2007. — 256 с.

2. Бокерия, С. А. Опыт информационной пропаганды в СССР как инструмент мягкой силы / С. А. Бокерия, А. А. Диева //Вестник РУДН. Сер. История. — 2015. — № 3 — С. 81—89.

3. Войцехович, К. А. Информационное агентство «Ассошиэйтед пресс» в условиях современного информационного рынка : автореф. дис. ... канд. филол. наук/ К. А. Войцехович. — М., 2005. — 193 с.

4. Голубев, В. Ю. Сравнительный анализ рынка информационных услуг в Великобритании и России (сегмент информационных агентств) / В. Ю. Голубев, Г. С. Мельник // Вестник СПбГУ. Сер. 9. — 2011. — Вып. 1. — С. 230—242.

5. Игры XXII Олимпиады. — Т. 2. Подготовка и проведение. — М., 1981. — 533 с.

6. Могилевская, Э. В. Информационные агентства в интернете: особенности и принципы функционирования: автореф. ... дис. канд. филол. наук/Э. В. Могилевская. — Воронеж, 2008. — 22 с.

7. Сбруев, В. В. Основные этапы становления мирового информационного пространства: от первого ин-

формационного агентства до Интернета /В. В. Сбруев //ВестникРУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. — 2011. — № 3. — С. 51—61.

8. Пять колец под кремлевскими звездами: документальная хроника 0лимпиады-80 в Москве / под ред. Н. Г. Томилиной. — М. : МФД, 2011.

9. ГАРФ. Ф. 9587. Оп. 2. Д. 1414. Л. 1, 11, 35, 104.

10. ГАРФ. Ф. 9587. Оп. 2. Д. 1142, 1156, 1157, 1158, 1221, 1236,1238, 1290,1301, 1302,1307, 1358,1414. Л. 1, 2, 14, 27, 29, 35, 74, 75, 92, 93, 94, 152, 153, 154.

11. ГАРФ. Ф. 9587. Оп.2. Д. 1157. Л. 19, 32; Д. 1307. Л. 21, 100.

12. ГАРФ. Ф. 9587. Оп. 2. Д. 1358. Л. 97.

13. ГАРФ. Ф. 9587. Оп. 2. Д. 1301. Л. 76, 77, 107, 108, 119, 120.

14. ГАРФ. Ф. 9587. Оп. 2. Д. 1414, 1417. Л. 4, 5, 12, 13, 27, 34, 52, 78.

15. Со дня создания АПН 55 лет: неказенный слог и правдивая информация. — URL: https://ria.ru/

society/20160403/1401585316.html (дата обращения 4.12.2016)

16. Совещание представителей информационных агентств и агентств печати социалистических стран по вопросам освещения Олимпийских игр в Москве и координации совместной пропагандистской деятельности. Москва 23—24 апреля 1980 г. Телеграфное агентство Советского Союза Агентство печати Новости. — М., 1980.

17. Цветкова, Н. А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914—2014 гг. : дис. ... д-ра полит. наук. СПб, 2015.

18. Aleksej D. Popov. «Марафон гостиприимства». Олимпиада-80 и попытка модернизации советского сервиса // Cahiers du monde russe. — 2013/1. — Vol. 54. — P. 265—295.

Поступила в редакцию 11 ноября 2016 г

МИЛОВАНОВА Рузанна Владимировна, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). E-mail: [email protected]

НИКОНОВА Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, заведующий кафедрой «Отечественная и зарубежная история», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). E-mail: olga-nikonova@ yandex.ru

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 1, pp. 37—43

DOI: 10.14529/ssh170106

APN AND INFoRMATioN suPPoRT of THE oLYMPics-80

R. V. Milovanova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

O. Y. Nikonova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The article is about studing the role of the press agency "Novosti" in the coverage of the Olympics-80 abroad. APN is considered as one of the tools of the Soviet cultural diplomacy, promote a more positive image of the Soviet Union before and during the Olympic Games. Analysis of the organizational principles of the agency's activities, objectives and main audience, methods of working abroad and materials subject helps to comprehend the mechanisms of functioning of news agencies as an important subject of information policy states.

Keywords: Olympic Game, 0lympics-80, mega-event, cultural diplomacy, propaganda, news agencies, news agency "Novosti", APN, USSR.

References

1. Bagdasarjan V.Je., Orlov I.B., Mazin K.A., Fedulin A.A., Shnajdgen. J.J. Sovetskoe zazerkal'e. Inostrannyj turizm v SSSR v 1930-1980-e gody [Soviet looking glass. Foreign tourism in the USSR in 1930-1980-ies], M.: FORUM, 2007. 256 p.

2. Bokerija, S.A., Dieva A.A. Opyt informacionnoj propagandy v SSSR kak instrument mjagkoj sily [Experience informational propaganda in the Soviet Union as an instrument of soft power], Vestnik RUDN, serija Istorija. - 2015. - № 3 - P. 81-89.

3. Vojcehovich K. A. Informacionnoe agentstvo «Assoshijejted press» v uslovijah sovremennogo informacionnogo rynka. [The news agency "Associated Press" in today's information market], Avtoref. dis... k.fil.n. M., 2005. - 193 p.

4. V. Ju. Golubev, G. S. Mel'nik. Sravnitel'nyj analiz rynka informacionnyh uslug v Velikobritanii i Rossii (segment informacionnyh agentstv) [Comparative analysis of the information services market in the UK and Russia (segment news agencies)],// Vestnik SPbGU. Ser. 9. 2011. Vyp. 1. P. 230-242.

5. Igry XXII Olimpiady. T. 2. Podgotovka i provedenie. M., 1981. - 533 p.

6. Mogilevskaja Je. V. Informacionnye agentstva v internete: osobennosti iprincipy funkcionirovanija [News agencies on the Internet: features and principles of operation], Avtoref.. diss. k.filol.n. Voronezh, 2008. - 22 p.

7. Sbruev, V.V. Osnovnye jetapy stanovlenija mirovogo informacionnogoprostranstva: ot pervogo informacionnogo agentstva do interneta [The main stages of the global information space: the first news agency to the Internet], Vestnik RUDN, serija Literaturovedenie. Zhurnalistika. - 2011. - № 3. - P. 51-61.

8. Pjat' kolec pod kremlevskimi zvezdami: dokumental'naja hronika Olimpiady-80 v Moskve [The five rings under the Kremlin stars: documentary chronicle of the Olympics-80 in Moscow],M.: MFD, 2011.

Р. В. Милованова, О. Ю. Никонова

9. GARF. F. 9587. Op. 2. D. 1414. P. 1, 11, 35, 104.

10. GARF. F. 9587. Op. 2. Dd. 1142, 1156, 1157, 1158, 1221, 1236, 1238, 1290, 1301, 1302, 1307, 1358, 1414. Pp. 1, 2, 14, 27, 29, 35, 74, 75, 92, 93, 94, 152, 153, 154.

11. GARF. F. 9587. Op.2. D. 1157. Pp. 19, 32; D. 1307. L. 21, 100.

12. GARF. F. 9587. Op. 2. D. 1358. P. 97.

13. GARF. F. 9587. Op. 2. D. 1301. Pp. 76, 77, 107, 108, 119, 120.

14. GARF. F. 9587. Op. 2. D. 1414, 1417. Pp. 4, 5, 12, 13, 27, 34, 52, 78.

15. So dnja sozdanijaAPN 55 let: nekazennyj slog i pravdivaja informacija from https://ria.ru/society/20160403/1401585316. html

16. Soveshhanie predstavitelej informacionnyh agentstv i agentstv pechati socialisticheskih stran po voprosam osveshhenija Olimpijskih igr v Moskve i koordinacii sovmestnoj propagandistskoj dejatel'nosti. Moskva 23 - 24 aprelja 1980 g. Telegrafnoe agentstvo Sovetskogo Sojuza Agentstvo pechati Novosti [The meeting of representatives of news agencies and press agencies of the socialist countries on the coverage of the Olympic Games in Moscow and the coordination of joint advocacy. Moscow 23 - 24 April 1980 Telegraph Agency of the Soviet Union, the Novosti Press Agency] ,- M., 1980.

17. Cvetkova N.A. Publichnaja diplomatija kak instrument ideologicheskoj i politicheskoj jekspansii SShA v mire, 1914— 2014 gg. [Public diplomacy as a tool of the United States of the ideological and political expansion in the world, 1914-2014], Diss.... d.polit.nauk. SPb, 2015. P. 25.

18. Aleksej D. Popov. «Marafon gostipriimstva». 0limpiada-80 ipopytka modernizacii sovetskogo servisa ["Hospitality of Marathon." Olympics-80 and trying to modernize the Soviet service], Cahiers du monde russe. 2013/1. Vol. 54. P. 265-295.

Received November 11, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.