Крюкова Т. В.
АФРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ
© 2017 Крюкова Т.В.
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые меры, которые предпринимаются Африканским Союзом для поддержания мира и безопасности на континенте. Дается обзор пяти основополагающих компонентов африканского миротворческого механизма, именуемого Африканская архитектура мира и безопасности. Рассмотрены основные документы, составляющие нормативно-правовую базу контртеррористической деятельности АС. Представлен краткий анализ эффективности механизмов кризисного реагирования АС.
Ключевые слова: Африканская архитектура мира и безопасности, африканский миротворческий механизм, контртеррористическая деятельность, Африканский Союз
Терроризм на сегодняшний день представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. И ситуация в Африке только подтверждает этот факт. От рук одной только радикальной исламистской группировки Боко Харам, по некоторым данным, за семь последних лет погибли около 15 тыс. человек1. И ведь Боко Харам далеко не единственная террористическая группировка, действующая на территории Африки. Достаточно вспомнить еще сомалийскую «Аль Шабаб», угандийскую «Армию сопротивления Господа», Аль-Каиду в странах исламского Магриба, распространившую свой террор на Мали и Нигер, ИГИЛ, чье влияние на севере и западе Африки становится все сильнее и сильнее.
Разумеется, международное сообщество в лице крупнейших международных и региональных организаций, выражая серьезную обеспокоенность этой ситуацией, предпринимает различные меры, направленные на предупреждение и борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Остановимся на тех конкретных инструментах и средствах, которые есть в арсенале Африканского Союза как ключевой международной региональной организации, ответственной помимо прочего и за поддержание мира и безопасности на всем Африканском континенте. О тех мерах, которые предпринимаются АС для успешного противодействия терроризму.
Важнейшей предпосылкой для поддержания мира на континенте, служит, в первую очередь, так называемая Африканская архитектура мира и безопасности. Это своего рода африканский миротворческий механизм, состоящий из 5 компонентов. Первый компонент - это Совет мира и безопасности - орган, ответственный за принятие политических решений. Второй компонент - Континентальная система раннего предупреждения, выполняющая функцию аналитического центра. Третий, он же военный компонент - это Африканские силы постоянной готовности. Следующий компонент, четвертый - Коллегия мудрецов, играющая роль консультативного органа. И последний, пятый - Фонд мира в Африке.
Совет мира и безопасности (СМБ АС), созданный в 2004 году, призван осуществлять функции в области поддержания мира, безопасности и стабильности на Африкан-
ском континенте, раннего предупреждения конфликтов и превентивной дипломатии, миротворчества, посредничества, добрых услуг, примирения и расследования, постконфликтного миростроительства, а также гуманитарной деятельности, ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие функции. Совет мира и безопасности состоит из 15 членов, десять из них избираются сроком на два года, пятеро из них - на три года соответственно2.
Континентальная система раннего предупреждения. Она сотрудничает с ООН, ее учреждениями, различными другими международными межправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами, научными учреждениями и неправительственными организациями, собирает информацию из открытых источников, анализирует ее, а затем предоставляет СМБ отчеты о конфликтах и конфликтоопасных регионах, представляющих потенциальную угрозу миру и безопасности в Африке. СМБ на их основе формирует решения, которые служат основным ориентиром для развертывания Африканских сил постоянной готовности .
Африканские силы постоянной готовности (АСПГ) представляют собой миротворческие силы АС или, другими словами, межафриканские силы обороны, действующие на постоянной основе. Речь об их создании шла еще в 80-е гг., тогда же был сформирован контингент для проведения миротворческой операции в Чаде. Но операция тогда прошла не слишком успешно - помешали проблемы из-за нечеткой формулировки мандата и недостаточного финансирования. Разговор об их создании также возобновлялся в 90-е гг., но только в начале 2000-х годов АС четко подтвердил свое намерение сформировать АСПГ и приступил к реализации плана. Предполагалось создание 5 бригад в пяти субрегионах Африки - Западном, Северном, Центральном, Восточном и Южном4. Процесс формирования региональных бригад протекал неравномерно, и сейчас находится на разных этапах. Где-то, как, например, в Западной Африке, бригада сформирована и участвует в миротворчестве, а вот, например, на Севере или в Центральной части еще нет. Учения AMANI AFRICA, проведенные в октябре 2010, выявили и другие недостатки системы АСПГ, среди которых по-прежнему остается недостаточное финансирование, что порождает зависимость АСПГ от западных источников финансирования, сковывает и ограничивает ее деятельность. Таким образом, в настоящий момент проблема формирования АСПГ остается до конца нерешенной5.
Коллегия мудрецов. Была создана в 2007 году. Ее членами являются пять представителей Африканского континента. Они по поручению СМБ, председателя Комиссии АС либо по собственной инициативе формируют свою позицию касательно вопросов предотвращения угрозы миру и безопасности. Также периодически один из членов Коллегии может принимать участие в урегулировании конфликта в качестве посредника6.
Фонд мира в Африке. Был создан еще в 1993 году для финансирования деятельности, направленной на предотвращение угрозы миру и безопасности. В настоящее время служит цели оказания финансовой поддержки всем компонентам Африканской Архитектуры мира и безопасности. Доход Фонда формируется за счет финансовых ассигнований из регулярного бюджета АС, дополнительных взносов государств-членов АС, ча-
7
стного сектора и отдельных лиц .
Таким образом, Африканская Архитектура мира и безопасности, где зоны ответственности и компетенций четко распределены между каждым из ее 5 компонентов при координирующей роли СМБ, являет собой довольно жизнеспособный и внятный механизм, который может вполне эффективно и успешно справляться со своей главной за-
дачей по поддержанию мира и безопасности на континенте и предотвращению разного рода угроз, в том числе и угрозы терроризма.
Второй важный момент касается нормативно-правовой базы, на которую опирается контртеррористическая деятельность Африканского Союза.
Вообще надо отметить, что первые попытки стран континента ввести меры по борьбе с терроризмом предпринимались еще в 1992 году, когда на своей очередной, 28-й по счету, сессии, проводимой в Дакаре, Сенегал, тогда еще ОАЕ приняла Резолюцию об Укреплении Кооперации и Координации среди Африканских государств (Resolution on the Strengthening of Cooperation and Coordination among African States). В этой резолюции ОАЕ выразила серьезную решимость бороться с экстремизмом и терроризмом. На 30-й очередной сессии, проводимой в Тунисе в июне 1994, ОАЕ приняла Декларацию Кодекса поведения для межафриканских отношений (Declaration on the Code of Conduct for Inter-African Relations), в которой помимо прочего выражалось намерение усилить кооперацию африканских государств в деле противостояния терроризму . Апогеем всех этих попыток стало принятие в 1999 году в Алжире, на 35-й очередной сессии ОАЕ Конвенции о предупреждении и противодействию терроризму (1999 OAU Convention on the Prevention and Combating of Terrorism)9. Суть этой Конвенции сводилась к следующему: африканские государства обязали обновить и модифицировать их национальные законы с целью введения статей, предусматривающих уголовное наказание за террористическую деятельность; тщательно отслеживать и своевременно пресекать любую деятельность, сопряженную с террором. Вести строгий контроль на границах, при въезде и выезде из страны. Обеспечить надлежащий обмен данными с другими государствами-членами АС. Поощрялась кооперация и сотрудничество между государствами-членами и региональными организациями в борьбе с террористической угрозой.
Конвенция вступила в силу в декабре 2002 года и к настоящему времени ее ратифицировали около 40 членов. В сентябре 2002 года в Алжире на межправительственной встрече АС, посвященной вопросу предупреждения и предотвращения угрозы терроризма, был принят конкретный план действий (AU Plan of Action on the Prevention and Combating of Terrorism)10. Он вобрал в себя практические контртеррористические меры, направленные на преодоление проблем безопасности Африки, включая работу полиции, пограничный контроль, юридические и судебные меры, финансирование терроризма и обмен данными.
Одним из пунктов по реализации этого плана стало создание в 2004 году в Алжире Африканского центра по изучению и исследованию терроризма (the African Centre for the Study and Research on Terrorism (ACSRT)), призванного собирать, структурировать и анализировать информацию, касательно актов терроризма и террористических групп, а также участвовать в разработке контртеррористических программ и стратегий. Центр также реализует функцию быть межафриканской площадки и форума для взаимодействия и кооперации африканских государств и субрегиональных организаций в деле борьбы с терроризмом. Центр осуществляет кооперацию и на более высоком уровне, координируя контртеррористические меры АС с контртеррористическими мерами, предпринимаемыми международным сообществом11.
Еще одной мерой по реализации контртеррористического плана стало введение в октябре 2010 года, по решению, принятому на очередной сессии Ассамблеи АС, должности специального представителя АС по вопросам контртеррористической кооперации. Надо отметить, что эта должность предполагает одновременное исполнение обязанностей директора Африканского центра по изучению и исследованию терроризма. В июле
2011 года по решению, принятому на очередной, 17-й по счету, сессии Ассамблеи АС, был принят типовой закон о контртерроризме, который должен послужить образцом для национальных законодательств в области противодействия терроризму12.
Подводя итог, необходимо отметить, что у вышеобозначенных механизмов кризисного реагирования Африканского Союза, в частности на угрозу терроризма, есть вполне достойный потенциал, который оказывается весьма востребованным с учетом того, что «региональные и субрегиональные организации в Африке лучше других знают обстановку и располагают более подстроенными под местную специфику механизмами предот-
13
вращения и урегулирования конфликтов на континенте» . Принцип «африканским проблемам - африканское решение»14 на деле претворяется в жизнь. Тем не менее, несмотря на существенный потенциал Африканской архитектуры мира и безопасности и на все усилия африканцев, угроза терроризма на континенте не только не уменьшается, но и растет. В этих условиях важное значение приобретает расширение и укрепление конструктивного взаимодействия АС с крупнейшими международными партнерами, в первую очередь, с ООН и реализация дальнейших шагов по наращиванию потенциала по предотвращению терроризма и борьбе с ним как самой АС, так и африканских субрегиональных организаций и отдельных африканских государств15.
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 Blanchard L.P. Nigeria's Boko Haram: Frequently Asked Questions, Congressional Research Service, March 29, 2016 - https://www.fas.org/sgp/crs/row/R43558.pdf
2 Потенциал африканской региональной архитектуры поддержания мира и безопасности в дальнейшем развитии концепции «ответственность по защите» // Евразийский юридический журнал. № 10 (65), 2013.
3 Там же.
4 Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М.: Институт Африки РАН, 2013. - 459 с.
5 Там же.
6 Потенциал африканской региональной архитектуры поддержания мира и безопасности в дальнейшем развитии концепции «ответственность по защите» // Евразийский юридический журнал. № 10 (65), 2013.
7 Там же.
8 The African Union Counter Terrorism Framework - http://caert.org.dz/official-documents/AU-CT-Framework.pdf
9 OAU CONVENTION ON THE PREVENTION AND COMBATING OF TERRORISM, 1999 -http://www.caert.org.dz/official-documents/conventions/convention-terrorism.pdf
10 The African Union Counter Terrorism Framework - http://caert.org.dz/official-documents/AU-CT-Framework.pdf
11 Абрамова И.О. Африканская инициатива по борьбе с международным терроризмом. // Азия и Африка сегодня. 2016. № 5 (706). С. 10-12
12 Там же.
13 Выступление постоянного представителя РФ при ООН В.И. Чуркина на заседании СБ ООН. 24.05.2016 - http://russiaun.ru/ru/news/sc_auun
14 Там же.
15 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский регион в контексте фундаментальных трендов и формирующихся угроз в мировой экономике и политике//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2015. № 4 (81). С. 55-69.
Kryukova T.V.
THE AFRICAN PEACE AND SECURITY ARCHITECTURE
© 2017 Kryukova T.V.
Abstract: The article deals in detail with the main measures undertaken by the African Union in order to promote peace, security, and stability on the continent. The article reviews the five components of the African Peace and Security Architecture and contains a brief history of the efforts of African nations in preventing and combating terrorism.
Keywords: African Peace and Security Architecture, conflict prevention in Africa, coun-terterrorism, African Union
REFERENCES
Abramova I.O. (2016). Afrikanskaya initsiativa po bor'be s mezhdunarodnym terrorizmom [African Initiative on Combating International Terrorism ] // Aziya i Afrika [Asia and Africa Today]. No. 5 (706). Pp. 1012.
Blanchard L.P. Nigeria's Boko Haram: Frequently Asked Questions, Congressional Research Service, March 29, 2016 - https://www.fas.org/sgp/crs/row/R43558.pdf
Potentsial afrikanskoy regionalnoy architektury podderzhania mira i bezopasnosti v dalneishem razvitii kontseptsii «otvetstvennost po zashite» // Yevraziiskiy yuridicheskiy djurnal. №10 (65), 2013 [The potential of African Regional Peace and Security Architecture in the further development of concept «protection responsibil-ity»//Euroasian legal magazine. № 10 (65), 2013]
Konflicty v Afrike: prichini, dgenesis i problemi uregulirovania (yetnopoliticheskiye i sotsialniye aspekti). M.: Institut Afriki RAN, 2013. [The conflicts in Africa: the reasons, genesis and the issues of resolving (ethnopolitical and social aspects). Moscow.: Institut for African Studies RAS. 2013]. P. 459.
The African Union Counter Terrorism Framework - http://caert.org.dz/official-documents/AU-CT-Framework.pdf
OAU CONVENTION ON THE PREVENTION AND COMBATING OF TERRORISM, 1999 -http://www.caert.org.dz/official-documents/conventions/convention-terrorism.pdf
The African Union Counter Terrorism Framework - http://caert.org.dz/official-documents/AU-CT-Framework.pdf
Vistupleniye postoyannogo predstavitelya RF pri OON V.I.Churkina na zasedanii SB OON. [The speech of Churkin Vitaly, Ambassador of Russia to the United Nation at the meeting of the Security Council]Retrieved at <http://russiaun.ru/ru/news/sc_auun>; 24.05.2016
Abramova I.O., Fituni L.L. (2015) Afrikanskiy region v kontekste fundamental'nykh trendov i formiruyushchikhsya ugroz v mirovoy ekonomike i politike [The African Region in the Context of Fundamental Trends and Emerging Threats in the World Economy and Politics] //Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda.[ Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation]. No. 4 (81). Pp. 55-69.