АФРИКА: ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ*
Н.Д. КОСУХИН
Институт Африки РАН ул. Спиридоновка, 30/1, 103001,Москва, Россия
Одной из наиболее приметных и политически актуальных форм социальной сегментации является этническая стратификация в африканских странах.
Этническая стратификация представляет собой неравномерное распределение взаимодействующих этносов в различных сферах жизни общества: экономической, политической, культурной. Речь идет о различных подтипах этнической стратификации: этносоциальной, этнополигической, этнокультурной; при совмещении же этнических и религиозных различий в качестве отдельного типа целесообразно выделить этноконфессиональную стратификацию (см.: [13, с. 29]).
Этническое неравенство в той или иной форме присуще любому политэтническому обществу.
Этнический фактор в большинстве стран Африки является одной из наиболее сложных социально-политических проблем, интегрирующий в себе комплекс всех противоречий в африканском обществе. Через призму этнического фактора и этнической общности (клан, этнос, народность, нация) необходимо ставить и решать экономические, социальные, политические и культурные проблемы Африки. Это объясняется прежде все тем, что социальноклассовые и национальные факторы в условиях недостаточно развитой социальной структуры как бы скрыты, заслонены этническими проблемами, которые выступают на передний план общественно-политической жизни. Этнические проблемы (этнократия) в Африке возникли еще в колониальную эпоху, и особую остроту они приняли в постколониальный период, когда стали возникать национальные государства, имеющие многоэтническую основу (об этом подробнее см.: [6]).
Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках.
На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы (см.: [1, с. 92]). При этом
По своему содержанию этот термин включает все, что связано с этносом, этническим самосознанием, межэтническими отношениями, ролью этнического фактора в политической жизни (см.: [7, с. 19]).
следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.
Кроме этнической пестроты, каждая африканская страна исключительно разнообразна и по религиозной принадлежности. В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане - также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.
В качестве примера можно привести ситуацию в Федеративной Республике Нигерии. Этнический фактор (этничность) продолжает играть существенную роль в общественной жизни Нигерии. Он проявляется в деятельности политических партий и организаций, в армии и военных переворотах, в организации государственного управления, влияет на формирование политики и осуществление конкретных социально-экономических и культурных мероприятий в различных штатах страны.
На каждом из этапов исторического развития этнический фактор имел свои особенности и выражал интересы тех или иных социальных классов и слоев. Зачастую он используется политическими кругами для разжигания межэтнических противоречий и конфликтов, подрыва политической стабильности государства, а также в целях направления социального протеста народных масс в русло межэтнической борьбы (подробно см.: [5]).
Нигерия - страна этнического плюрализма. На ее территории проживает более 200 народов, говорящих на разных языках, различающихся по уровню и особенностям социально-экономического и культурного развития, по конфессиональной принадлежности, по традициям и обычаям, относящихся к разным историко-культурным областям.
Более половины всего населения Нигерии приходится на три народа -йоруба, игбо и хауса. Хауса насчитывают более 20 млн. человек и составляют около трети населения Северной Нигерии, 10% - фульбе, 5% - ибибио и 4% -канури. Таким образом, шесть народов составляют более 70% всего населения. Кроме того, имеется огромное количество более малочисленных этнических групп - иджо, нупе, игала и др. Точная их численность неизвестна (выше дана оценка на начало 1989 г.). Различны языки, уровень экономического, культурного, социального и этнического развития этих народов.
В мае 1967 г. Нигерия была разделена на 12, в 1976 г. - на 19, в 1987 г. -на 21, в 1991 г. - на 30 штатов. В настоящее время их - 36. Новое административное деление было проведено с большим учетом этнического состава по сравнению с прежним делением на пять больших районов (Северная Нигерия, Западная Нигерия, Восточная Нигерия, Среднезападная область и Федеральная территория Лагос). Во многих штатах один из народов составляет большинство населения. Однако большая часть штатов полиэтнична по своей структуре. Значительной сложностью отличаются штаты Плато, Баучи, Бенуэ, Тараба, Адамава, Кросс-Ривер, где имеется огромное количество небольших по численности народов (см.: [10, с. 21]).
Росту значения этнического фактора в Нигерии, его политизации в большей степени способствовала нерешенность национального вопроса, напряженность межэтнических отношений. Трудности, имеющиеся в отношениях между различными нигерийскими народами, проистекают из совокупности различных
факторов исторического, социально-экономического и психологического характера. Главные из них - нерешенность социально-экономических проблем, региональная неравномерность социально-экономического развития, наличие антагонистических слоев и групп, политика правящих кругов и решение унаследованных ими от колониального периода проблем, в том числе этнических. Значительную роль в отношениях между этносами играют живучие этнические предрассудки и стереотипы, сохранение многих традиционных структур, в том числе этнической стратификации.
Распространенные в массовом сознании этнические предрассудки и предубеждения представляют собой характеристику всей группы или отдельных ее членов. Подобные стереотипы, как правило, этноцентричны - основываются на господствующей в данной группе системе культурных норм и порождаются недостаточной или неадекватно воспринимаемой информацией о других этнических группах, а также существующими сложными межэтническими отношениями.
В многомиллионном населении Нигерии, по оценочным данным конца 80-х годов, мусульмане составляли от 44 до 49%, христиане - от 34 до 39-40, приверженцы так называемых традиционных верований - примерно 17% (см.: [10, с. 38]).
Различные вероисповедания распространены неравномерно по территории страны: мусульмане преобладают в северных штатах, в западных штатах составляют немногим более половины населения и на востоке - менее 1%. Подавляющее число христиан живет на востоке (около 80% населения восточных штатов) и на западе (более 40% населения западных штатов), на севере христиане составляют не более 10% населения. Приверженцы традиционных верований (традиционалисты) рассеяны по всей стране, больше всего их сохранилось на среднем западе, на востоке и в центральных северных штатах. Такое исторически сложившееся разделение на религиозные «сферы влияния» постепенно, хотя и медленно, размывается. В современной Нигерии нередки семьи, в которых под одной крышей уживаются приверженцы всех основных религий страны.
Наиболее общие тенденции 80-х гг. в сфере распространения религий при сохранении за мусульманами сильных позиций на севере и западе Нигерии -продвижение христианства в ряд северных штатов (главным образом, в форме христианско-африканских церквей) и расширение сферы его влияния в юго-западных штатах, сокращение численности традиционалистов (в 1976 г. они составляли 31,5% населения страны), главным образом за счет увеличения количества христиан (в 1976 г. они составляли около 20% населения).
По конституциям 1979, 1989 и 1999 гг., правительства штатов или федерации не имеют права принимать какую-либо религию в качестве государственной. Часть нигерийской общественности трактует это как признание светского характера нигерийского государства. Однако в действительности прямых указаний на светский характер государства в конституциях нет.
Религия как форма идеологии оказывает большое влияние на жизнь нигерийского общества. С 80-х гг. усилилось стремление государства к использованию ее нормативных функций, ей отводится важная роль в формировании нравственности. Не только традиционное религиозное воспитание (в семье, в деревне и т.п.), но и вся система образования - от начальной школы до университета - прививает уважение к религии. Различные аспекты ее регулярно освещаются средствами массовой информации. Атеизм не
проповедуется, однако допускаются публичное осуждение клерикализма и критика поведения религиозных деятелей. Со второй половины 80-х годов усилилась тенденция к использованию в политической борьбе религиозных различий и разногласий.
Нигерийские исламские фундаменталисты считают, что ислам в его «чистой» форме может стать программой, осуществление которой будет способствовать решению социальных, экономических и политических проблем современной Нигерии. Фундаменталисты объявляют еретическими и немусульманскими организациями оба крупнейших мусульманских братства на территории Нигерии - кадирия итиджания - и призывают мусульман возвратиться к первоначальному, «чистому» исламу.
Крупнейшими общенигерийскими организациями мусульман являются Общество победы ислама (Джаамату насрил ислам), основанное в 1962 г., и Союз мусульман Нигерии.
Религиозная ситуация в Нигерии отличается значительной напряженностью, которая особенно резко усиливалась в 80-х гг. Практически все сколько-нибудь крупные движения социального протеста этого периода выражались в форме конфликтов на религиозной почве. С конца 1980 г. типичным выражением религиозных конфликтов были массовые демонстрации, вооруженные столкновения и бунты, в которых участвовали тысячи людей. Религиозные волнения сопровождались многочисленными человеческими жертвами, разрушением культовых сооружений, порчей имущества, яростными нападками на символику и ритуал «чужой» религии. В печати велась и ведется острая полемика по религиозным вопросам; для общественной жизни Нигерии характерно использование вероисповедальных разногласий в политической борьбе. Бунты и другие наиболее значительные волнения на религиозной почве в 80-х годах не распространялись за пределы северных штатов страны. В начале 80-х годов они имели характер борьбы различных сект и направлений внутри мусульманской общины. С 1986-1987 гг. центральное место в религиозных конфликтах заняло христианско-мусульманское противоборство. Беспорядки подавлялись силами федеральной полиции и армии с применением танков, авиации, артиллерии.
Основную массу участников выступлений составляли городские низы, люмпены, безработная молодежь, студенты и учащиеся, религиозные фанатики. Правительственные и общественные обследования показали, что глубинными причинами конфликтов были рост социальной напряженности в стране, массовая безработица молодежи и этноконфессиональные противоречия, вызванные ущемлением прав национальных меньшинств.
Уже после того, как в 1999 г. О. Обасанджо стал президентом, в Нигерии возобновились столкновения между христианами и мусульманами. Банды подростков-мусульман нападают на представителей других этнических и религиозных групп в северных штатах, особенно в городе Кано, где доминируют мусульмане хауса, а христиане вытесняются. В богатой нефтью дельте реки Нигер вспыхивают вооруженные столкновения между представителями этносов итсекири, урхобо и иджо. Здесь в 1999 г. всего лишь за неделю боев, связанных со спорами из-за правительственных субсидий и распределения доходов от нефти, погибло несколько сот человек. В юго-западном городе Сагаму йоруба изрубили почти 60 человек из народности хауса. А в городе Кано было убито примерно столько же йоруба.
Избрание президентом О. Обасанджо, христианина йоруба, который в тот момент пользовался поддержкой и части северной элиты, усилило противоречия между северянами (хауса-фулани), традиционно занимающимися высокие посты в вооруженных силах Нигерии, и южными этносами.
В феврале 2000 года произошли столкновения между христианами и мусульманами в Кадуне: было убито около 400 человек с двух сторон. Вмешательство армии, переброска подкреплений из центральной Нигерии и Лагоса остановили вспышку насилия, которая могла привести к малой гражданской войне. Христиане стали мигрировать на юг, в Лагос, на юго-запад или в Восточную Нигерию. Межэтнические столкновения с человеческими жертвами происходят и в лагосском мегаполисе.
Шариат в качестве господствующей правовой системы впервые был введен в северном штате Замфара в декабре 1999 года. Его примерам последовали девять северных штатов с преобладающим мусульманским населением (см.: [3, с. 155]).
Шариат стал знаменем северной политической элиты, которая использует религию, чтобы осуществлять собственные политические амбиции. Но в ответ на это появились группы, которые выступают за самоопределение йоруба, и христиан, и мусульман, а в районе Дельты Нигера окрепло движение местных этносов за автономию.
О. Обасанджо, понимая, что взаимоотношения между центром и регионами должны измениться, не занял никакой позиции в отношении введения шариата, хотя это и противоречило светской конституции Нигерии.
Мусульмане преобладают в 18 северных штатах. В девяти из них уже введен шариат, а в десятом - Кано - он действует фактически. И губернатор, и эмир Кано, второго по численности населения города страны и столицы одноименного штата, долго противились введению шариата, так как в Кано живет почти миллион христиан, в том числе йоруба и игбо. Но под давлением религиозных групп и мусульманских улемов они вынуждены были отступить -была опасность, что законодательное собрание штата может вынести импичмент губернатору. Если будет введен шариат в жесткой форме, то, видимо, начнется исход сотен тысяч людей, и экономика штата рухнет. Христиане опасаются оказаться в северных штатах на положении людей второго сорта. Законодательное собрание Кано уже ввело шариат, и де-факто он применяется. Губернатор не одобрил это постановление, но и не наложил на него вето.
Введение шариата в 12 штатах стало бомбой замедленного действия, которая может расколоть Нигерию. Напряженность между Севером, с одной стороны, и Западом и Востоком, с другой, возрастает.
В конституциях 1979, 1989 и 1999 гг., в различных правительственных документах постоянно проводится идея единства страны, подчеркиваются федеративный характер, общность интересов всех народов, населяющих государство. Только большое внимание к интересам и традициям всех народов, содействие в развитии их языков, культуры, провозглашение юридического равноправия, проведение политики, направленной на достижение фактического равенства, помощь отсталым в социально-экономическом отношении этническим меньшинствам, демократическая кадровая политика, когда главным критерием является профессионализм, а не этническая принадлежность, - все это, несомненно, могло бы способствовать решению сложных этнических проблем и интенсификации интеграционных процессов в рамках государственных границ Нигерии.
Нельзя оставить без внимания ситуацию в Демократической Республике Конго, где этнический состав отличается большой сложностью. Здесь насчитывается более 200 этносов. Даже при объединении близких между собой групп число этнических общностей достигает 50.
В средние века в бассейне р.Конго сложилось несколько десятков раннефеодальных государств, среди которых наиболее значительными были Конго, Лунда, Луба, Бушонго и Ндонго. Государство Конго объединило множество родственных по языку и культуре племен (конго, вили, йомбе, сунди, мбата, бембе, зомбо и др.), положив начало формированию народности конго (баконго). В период колониальных захватов территория государства Конго была расчленена между бельгийскими, французскими и португальскими владениями. Теперь конго живут и в сопредельных с Заиром странах - в Анголе и Республике Конго.
Общая численность конго оценивается в 4,5 млн. человек, что составляет 15,9% всего населения страны. Самые крупные этнические подразделения конго: мбала (около 0,6 млн. человек), суку-самба (0,5 млн.), пенде (0,3 млн.), йомбе (0,3 млн.) (см.: [2]).
В области Шаба, в южной части области Киву, в Западном и Восточном Касаи живут луба (5,1 млн. человек). Этот крупный народ имеет давние традиции государственности: в XVI в. Государство Луба занимало территорию между рекой Луалаба и озером Танганьика, т.е. все плато Катанга. Кроме собственно луба сюда относят также луала, мпуту, капиока, хемба, бангубангу, бинджи, хелеба, тумбве и некоторые другие более мелкие народности, в общей численности населения луба составляют 18% (см.: [12, с. 27, 22]).
Сосед луба на юго-востоке - народ бемба, основная часть которого живет в Замбии. В области Шаба бемба населяют все пограничные с Замбией районы.
Больше трети населения ДРК придерживается традиционных верований и культов, в частности культ предков занимает главное место.
Согласно религиозным верованиям конго, души умерших предков (или родственников) даже после смерти остаются членами рода. Этот факт свидетельствует, по мнению французского антрополога и религиоведа Б. Оля, что его «надо рассматривать как религию общинного типа, связанной с местным окружением и социальной структурой больше, чем человеком, как таковым» [11, с. 244].
Понимание сущности традиционных верований дают представление религии небольшого этноса бахунде. По мнению конголезского религиоведа Винсента Мунаго, «жизнь индивидуума понимается как жизнь-соучастие. Член племени, клана, семьи знает, что он живет не своей собственной жизнью, а жизнью общины. Он знает, что вне общины у него не будет средств к существованию; в особенности он знает то, что его жизнь есть соучастие в жизни родственников по восходящей линии и что ее сохранение и укрепление постоянно зависит от этого соучастия. Для него жить означает существовать внутри общины, общности, участвовать в священной жизни предков, продолжить «бытие» своих предшественников и подготовить свое собственное продолжение в своих потомках» [75, с. 135]).
Заир - одно из самых христианизированных государств Тропической Африки. Около 54% его населения (в 1978 г. 15 млн. человек) - христиане.
Принадлежность к этнической группе, межклановое родство, устойчивая религиозность населения создают по отношению к африканскому обществу
искаженное представление о происходящих в нем социальных процессах, маскируют реальную социально-классовую дифференциацию, ставшую необратимым явлением. Кроме того, широкое распространение мелкобуржуазных концепций (так называемого микронационализма, «африканского социализма», заирской самобытности) способствует камуфляжу классовых антагонизмов. В том случае, когда социальные противоречия совпадают с расовыми, религиозными или этническими, происходят драматические конфликты, как это было, например, в Заире.
Этнический фактор всегда играл существенную роль в жизни заирского общества, он неоднократно выходил на поверхность политической жизни, вызывая то дробление страны на полтора-два десятка небольших, но упрямых в отстаивании своей автономии провинций, то действительный ее раскол и появление на карте Африки новых государственных образований, отказывавшихся признать власть центрального правительства.
Центробежные процессы наиболее отчетливо проявились в годы «Первой республики» (1960-1965), когда управление страной перешло к руководителям многочисленных этнорегиональных политических институтов (провинциальных парламентов и правительств, партий, молодежных организаций), соглашавшихся на существование лишь чисто номинального киншасского (тогда леопольдвильского) «центрального» правительства (см.: [5, с. 46]).
Внутренний вооруженный конфликт в ДРК последних лет вновь показал, что вооруженные конфликты на этнической почве являются одной из наиболее сложных социально-политических проблем, интегрирующих в себе комплекс всех противоречий в африканском обществе. Межэтнические конфликты перерастают в гражданские войны и оказывают дестабилизирующее воздействие не только на Африканском континенте, но и в мире в целом.
В результате внутреннего вооруженного конфликта и гражданской войны нависла угроза распада ДРК как минимум на три части. На территории, контролируемой соперничающими между собой группировками, ведется расхищение природных ресурсов (подробно см.: [4]).
Постколониальный период характеризуется не ослаблением, а усилием и расширением конфликтов. В 60-80-е гг. казалось, что это вызвано, прежде всего, соперничеством СССР и стран Запада. Но взрыв конфликтов, в том числе полномасштабных войн, в Африке в 90-е гг. указывает на более глубокие причины этой ситуации, в которой внешние силы - лишь одна из составляющих африканской трагедии. Во всех постколониальных африканских войнах уже погибло более 10 млн. человек, большинство - мирные жители. Десятки миллионов остались без крыши над головой и работы, миллионы людей стали беженцами или перемещенными лицами (см.: [14, с. 58]).
Хрупкие, несовершенные, чуждые местным социумам государственные структуры зачастую оказались не в состоянии справиться с вызовами этноконфессиональных групп, отстаивающих свои эгоистические интересы. Это относится как к странам, где правили военные, так и к формально гражданским, даже «демократически» созданным режимам.
Идеология и практика этнического национализма XX века направлена на подмену прав граждан кровно-языковым родством, где равенство этносов подменяется их иерархическим делением на коренные и национальные меньшинства, чем создается почва для межэтнических конфликтов.
В большинстве исследований в качестве общепризнанных причин обострения межэтнических конфликтов упоминается несколько.
Во-первых, культурные и языковые и этнические различия, несмотря на тенденции к ассимиляции, обнаруживают особую стойкость даже в развитых обществах, которым присуща высокая социальная и географическая мобильность населения.
Во-вторых, возрождение этничности сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинств, которые добиваются большей доли политической власти в центре и той или иной формы автономии на местном уровне. Они расторгают прежние идейно-политические союзы, нередко подвергают сомнению легитимность существующей системы государств, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.
В-третьих, во всех полиэтничных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств. Когда экономическое и социальное неравенство совпадает с языковыми и/или культурными различиями, нередко возникает система этнической
стратификации. Зачастую классовый конфликт и этнический конфликт дополняют друг друга и создают мощный толчок к переменам. Там, где такие различия совмещаются с определенными территориальными границами, эта сила чаще всего принимает форму националистического движения, нацеленного на достижение полной независимости от доминирующего большинства.
В-четвертых, изменения этнодемографической ситуации вследствие
миграционных процессов и/или различий в темпах роста отдельных групп нарушают сложившуюся систему стратификации и этнического разделения труда, обостряя межгрупповое соперничество.
В-пятых, ускорение социально-экономического развития, особенно на ранних стадиях индустриализации, скорее усиливает, нежели ослабляет, этнический партикуляризм, обостряя соперничество за ресурсы и распределение благ и привилегий.
Эти выводы подтверждаются на примере практически любого
полиэтнического государства. В то же время они охватывают лишь отдельные аспекты эволюции полиэтничных обществ.
Отличительной особенностью межэтнических конфликтов является
широкий спектр участников, представляющих все основные слои и социальные группы этноса. Российский исследователь А.А. Празаускас считает целесообразным различать конфликты национально-государственные, межэтнические и этносоциальные. Последние возникают вследствие обострения соперничества в процессе распределения благ и ресурсов (должностей, рабочих мест) между однотипными или сходными сегментами различных этнических групп, т.е. обусловлены вертикальной социальной мобильностью (см.: [9, с. 71-72]).
Этнорегиональные (либо этносоциальные) движения направлены в конечном счете на повышение статуса этноса либо в рамках существующей этнической стратификации, либо - путем отделения - в международном сообществе.
Литература
1. Африка: Энциклопедический справочник. - Т. 1. - М., 1986.
2. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. - М., 1981.
3. Васильев А.М. Африка - падчерица глобализации. - М., 2003.
4. Винокуров Ю.Н. Демократическая Республика Конго: власть и оппозиция. - М., 2003.
5. Винокуров Ю.Н. Заир: этнический фактор в политике общенационального сплочения. // Социо- и этнокультурные процессы в современной Африке. - М., 1992.
6. Высоцкая Н.И. Эволюция национализма в Тропической Африке: XX век. - М., 2003.
7. Исмагилова Р.Н. Этничность и процессы национальной интеграции // Ангола. Этносы и нация. Материалы научного коллоквиума «Ангола - 25 лет независимости: итоги и перспективы» (ноябрь 2000 г.). - М., 2003.
8. Исмагилова Р.Н., Грушевский А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Нигерии // Нигерия: власть и политика. - М., 1988.
9. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. - М., 1991.
10. Нигерия: Справочник. - М., 1993.
11. Оля Б. Боги Тропической Африки. - М., 1976.
12. Республика Заир: Справочник. - М., 1984.
13. Социальный облик Востока. - М., 1999.
14. Страны Африки. - М., 2002.
15. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. - М., 2000.
AFRICA: POLITICIZED OF ETHNICITY N.D. Kosukhin
Institute of Africa,
Russian Academy of Scienses,
Spiridonovka str., 30/1, 103001, Moscow, Russia
This article deals with the examination of the problem of the politicized of ethnicity in modem African countries. Since recent time in the African countries has begun intensive development of ethnic factor as a result of ethnic heterogeneity of societies and inability of government to overcome tribalism. This trend reflects an aspiration of ethnic elite to get power and access to resources. It resulted arising of separatism as well as involvement of some African countries in civil war.