102
афиша
_Û Œ
VO CK
CD О
7, 10 сентября
Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper).
Опера в двух действиях «Волшебная флейта»
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта на либретто Эммануэля Шиканедера, возможно, в соавторстве с Карлом Людвигом Гизеке. Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года за два с небольшим месяца до смерти композитора.
Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил в марте 1791 года его давний приятель, антрепренер одного из театров венского предместья Шиканедер. Сюжет он почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» (1786-1789). Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес. В его либретто фигурируют мудрец Зарастро, появляющийся в колеснице, запряженной львами, мстительная Царица ночи, феи, волшебные мальчики и дикари, «масонские» испытания в египетской пирамиде и таинственные превращения. В этот наивный сюжет Моцарт вложил, однако, серьезную морально-философскую идею, свои самые заветные мысли. Идеалы оперы облечены таинственностью и мистической символикой, связанными с идеями и ритуалами общества масонов, ордена «вольных каменщиков», членами которого были Моцарт и Шиканедер. Многое впитавший из философии просветительства композитор вдохновлялся верой в изначальность добра, возможность совершенствования.
В трактовке Моцарта социальная утопия и фантастика перемешались с юмором, меткими жизненными наблюде-
ниями, сочными бытовыми штрихами. Фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Злобная и мстительная Царица ночи оказалась деспотически упрямой и коварной женщиной, три феи из ее свиты - дамами полусвета, словоохотливыми, вздорными, игриво-чувственными, а дикарь-птицелов Папагено - симпатичным обывателем, любопытным, трусливым и болтливым весельчаком, мечтающим лишь о бутылке вина и маленьком семейном счастье. Самый идеальный образ - Зарастро, олицетворение разума, добра, гармонии. Между его солнечным царством и царством ночи мечется Тамино - человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.
Дирижер - Айвор Болтон. В главных ролях: Анита Хартиг, Альбина Шагимуратова, Маттиас Клинк.
11, 14, 17, 20, 23, 27, 30 сентября
Париж. Гранд-Опера (Opéra national de Paris), оперный зал на площади Бастилии.
Опера в двух действиях «Итальянка в Алжире»
Музыка Джоаккино Антонио Россини на либретто Анджело Анелли, Гаэтано Росси.
Султан Мустафа-бей пресытился любовью жены Эльвиры и не прочь «освежить» свой гарем. Эльвиру он собирается отдать молодому рабу -итальянцу Линдоро, но тот любит оставленную на родине красавицу Изабеллу. Последняя, отправившись на его поиски, попадает в плен к Мустафе-бею, который в нее влюбляется. С помощью Эльвиры Изабелла решает провести султана. Пока та отвлекает внимание своего мужа, Изабелле и Линдоро удается скрыться. Одураченному султану остается вернуться к своей жене.
На использованное Россини либретто ранее другим композитором - Луиджи Моска - уже была написана опера с тем же названием, премьера которой состоялась в 1808 году в «Ла Скала». Для новой оперы либретто было несколько изменено композитором совместно с Гаэтано Росси.
Премьера оперы Россини состоялась в Венеции, в театре «Сан-Бенедетто», в 1813 году в постановке Джованни Пикути. В последующие несколько лет опера была поставлена на сценах многих театров Европы: в трех театрах Венеции, в Париже, Ливорно, Лиссабоне, Болонье. В репертуаре «Гранд-Опера» «Итальянка в Алжире» впервые появилась в апреле 1930 года.
Музыковед Абрам Гозенпуд выделяет среди многочисленных постановок этой оперы туринскую (1925, партию Изабеллы исполнила Кончита Супервиа), в «Ла Скала» (1974, дирижер Клаудио Аббадо)и на россиниевском фестивале в Пезаро в 1994 году (в роли Изабеллы - Дженнифер Лармор). В этом сезоне на сцене «Гранд-Опера» в роли Изабеллы - Вивика Жено, Мустафы - Марко Винко.
12, 14, 16, 18, 20, 21 сентября
Лондон. Ковент-Гарден (Covent Garden).
Опера в трех действиях «Дон Паскуале»
Музыка Гаэтано Доницетти на либретто (по-итальянски) самого композитора, вероятно, в сотрудничестве с Микеле Аккурси (псевдоним Джакомо Руффини), на основе либретто Анджело Анелли для «Доктора Антонио», некогда популярного произведения Стефано Павеси. Премьера: Париж, «Театр Итальен», 1843 год.
Историки этой оперы расходятся во мнении, за какой конкретно срок она была
102
прямые инвестиции / № 9 (101) 2010
\афиша \
104
культурное событие
Прошло 650 лет со дня основания Свято-Андроникова монастыря и столько же со дня рождения Андрея Рублева
107
проза жизни
В России достижения электроники не совмещаются с народным менталитетом
108
благотворительность
Пострадавшие от пожаров нуждаются в помощи. Куда нести деньги?
110
проза жизни
Мы стоим на пороге небывалой революции в образовании
112
поздравляем именинников
написана: 11 дней или 21 день. Но все едины в том, что «Дон Паскуале» - крупное творческое достижение композитора. Типичная опера-буффа с излюбленными в этом жанре ситуациями и типами: глуповатый влюбчивый старик (дон Паскуале), лукавая субретка (молодая вдова Норина), любовник (племянник дона, Эрнесто) и др.
В этой опере ни на мгновение не угасает кипучая энергия, мастерское остроумие, и при этом совершенно отсутствует всяческая аффектация. Словом, при достойном исполнении это произведение доставляет большее удовлетворение, чем любое из более ранних и менее гармоничных созданий маэстро. В главной роли: Паоло Гаванелли.
18, 20, 22, 24, 26-28 сентября
Милан. «Ла Скала» (Ьа Бса!а).
Опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы»
Музыка Джоаккино Антонио Россини на либретто Луиджи Привидали. Премьера - ноябрь 1812 года. Эта восьмая опера итальянского композитора крайне редко включается в репертуар оперных театров по причине очень сложных вокальных партий, именно этим данная постановка очень ценна для понимающей аудитории. Граф Альберто в непогоду оказывается в сельской гостинице и попадает в неразбериху из-за того, что его слуга перепутал чемоданы своего хозяина и дона Парменьоне. А тут еще суженая графа, когда тот приехал в дом ее опекуна дона Эвзебио, вздумала притвориться камеристкой, чтобы побольше разузнать о своем женихе. Всю эту кутерьму переодевания, неузнавания сделала возможной для вос-
приятия зрителей только живая и ясная музыка Россини. Примечательно, что подобно Доницетти, Россини потратил на сочинение этой оперы всего 11 дней! В спешке он даже не успел написать увертюру, которую пришлось позаимствовать из оперы «Пробный камень». Правда, к новой опере он сочинил «элегантную прелюдетту». И все-таки, несмотря на спешку, небрежности и оперные штампы, в этом произведении стихийно прорастают интонации, которые послужат совершенствованию и окончательному
определению россиниевского музыкального языка. Взять хотя бы квинтет «Какой приятный, какой изящный». Его начало иронично рисует портрет дона Парменьоне отрывистым и нервным parlando (говорком). Этот квинтет -одно из самых удачных мест в опере. В главных ролях: Филиппо Полинелли, Валерия Торнаторе, Валерий Турманов, Филиппо Фонтана.
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
О CD
о\
"О сг
\афиша \
прямые инвестиции / № 9 (101) 2010
103