Научная статья на тему '\ афиша \ 10' сентябрь'

\ афиша \ 10' сентябрь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ афиша \ 10' сентябрь»

102

афиша

_Û Œ

VO CK

CD О

7, 10 сентября

Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper).

Опера в двух действиях «Волшебная флейта»

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта на либретто Эммануэля Шиканедера, возможно, в соавторстве с Карлом Людвигом Гизеке. Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года за два с небольшим месяца до смерти композитора.

Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил в марте 1791 года его давний приятель, антрепренер одного из театров венского предместья Шиканедер. Сюжет он почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» (1786-1789). Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес. В его либретто фигурируют мудрец Зарастро, появляющийся в колеснице, запряженной львами, мстительная Царица ночи, феи, волшебные мальчики и дикари, «масонские» испытания в египетской пирамиде и таинственные превращения. В этот наивный сюжет Моцарт вложил, однако, серьезную морально-философскую идею, свои самые заветные мысли. Идеалы оперы облечены таинственностью и мистической символикой, связанными с идеями и ритуалами общества масонов, ордена «вольных каменщиков», членами которого были Моцарт и Шиканедер. Многое впитавший из философии просветительства композитор вдохновлялся верой в изначальность добра, возможность совершенствования.

В трактовке Моцарта социальная утопия и фантастика перемешались с юмором, меткими жизненными наблюде-

ниями, сочными бытовыми штрихами. Фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Злобная и мстительная Царица ночи оказалась деспотически упрямой и коварной женщиной, три феи из ее свиты - дамами полусвета, словоохотливыми, вздорными, игриво-чувственными, а дикарь-птицелов Папагено - симпатичным обывателем, любопытным, трусливым и болтливым весельчаком, мечтающим лишь о бутылке вина и маленьком семейном счастье. Самый идеальный образ - Зарастро, олицетворение разума, добра, гармонии. Между его солнечным царством и царством ночи мечется Тамино - человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.

Дирижер - Айвор Болтон. В главных ролях: Анита Хартиг, Альбина Шагимуратова, Маттиас Клинк.

11, 14, 17, 20, 23, 27, 30 сентября

Париж. Гранд-Опера (Opéra national de Paris), оперный зал на площади Бастилии.

Опера в двух действиях «Итальянка в Алжире»

Музыка Джоаккино Антонио Россини на либретто Анджело Анелли, Гаэтано Росси.

Султан Мустафа-бей пресытился любовью жены Эльвиры и не прочь «освежить» свой гарем. Эльвиру он собирается отдать молодому рабу -итальянцу Линдоро, но тот любит оставленную на родине красавицу Изабеллу. Последняя, отправившись на его поиски, попадает в плен к Мустафе-бею, который в нее влюбляется. С помощью Эльвиры Изабелла решает провести султана. Пока та отвлекает внимание своего мужа, Изабелле и Линдоро удается скрыться. Одураченному султану остается вернуться к своей жене.

На использованное Россини либретто ранее другим композитором - Луиджи Моска - уже была написана опера с тем же названием, премьера которой состоялась в 1808 году в «Ла Скала». Для новой оперы либретто было несколько изменено композитором совместно с Гаэтано Росси.

Премьера оперы Россини состоялась в Венеции, в театре «Сан-Бенедетто», в 1813 году в постановке Джованни Пикути. В последующие несколько лет опера была поставлена на сценах многих театров Европы: в трех театрах Венеции, в Париже, Ливорно, Лиссабоне, Болонье. В репертуаре «Гранд-Опера» «Итальянка в Алжире» впервые появилась в апреле 1930 года.

Музыковед Абрам Гозенпуд выделяет среди многочисленных постановок этой оперы туринскую (1925, партию Изабеллы исполнила Кончита Супервиа), в «Ла Скала» (1974, дирижер Клаудио Аббадо)и на россиниевском фестивале в Пезаро в 1994 году (в роли Изабеллы - Дженнифер Лармор). В этом сезоне на сцене «Гранд-Опера» в роли Изабеллы - Вивика Жено, Мустафы - Марко Винко.

12, 14, 16, 18, 20, 21 сентября

Лондон. Ковент-Гарден (Covent Garden).

Опера в трех действиях «Дон Паскуале»

Музыка Гаэтано Доницетти на либретто (по-итальянски) самого композитора, вероятно, в сотрудничестве с Микеле Аккурси (псевдоним Джакомо Руффини), на основе либретто Анджело Анелли для «Доктора Антонио», некогда популярного произведения Стефано Павеси. Премьера: Париж, «Театр Итальен», 1843 год.

Историки этой оперы расходятся во мнении, за какой конкретно срок она была

102

прямые инвестиции / № 9 (101) 2010

\афиша \

104

культурное событие

Прошло 650 лет со дня основания Свято-Андроникова монастыря и столько же со дня рождения Андрея Рублева

107

проза жизни

В России достижения электроники не совмещаются с народным менталитетом

108

благотворительность

Пострадавшие от пожаров нуждаются в помощи. Куда нести деньги?

110

проза жизни

Мы стоим на пороге небывалой революции в образовании

112

поздравляем именинников

написана: 11 дней или 21 день. Но все едины в том, что «Дон Паскуале» - крупное творческое достижение композитора. Типичная опера-буффа с излюбленными в этом жанре ситуациями и типами: глуповатый влюбчивый старик (дон Паскуале), лукавая субретка (молодая вдова Норина), любовник (племянник дона, Эрнесто) и др.

В этой опере ни на мгновение не угасает кипучая энергия, мастерское остроумие, и при этом совершенно отсутствует всяческая аффектация. Словом, при достойном исполнении это произведение доставляет большее удовлетворение, чем любое из более ранних и менее гармоничных созданий маэстро. В главной роли: Паоло Гаванелли.

18, 20, 22, 24, 26-28 сентября

Милан. «Ла Скала» (Ьа Бса!а).

Опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы»

Музыка Джоаккино Антонио Россини на либретто Луиджи Привидали. Премьера - ноябрь 1812 года. Эта восьмая опера итальянского композитора крайне редко включается в репертуар оперных театров по причине очень сложных вокальных партий, именно этим данная постановка очень ценна для понимающей аудитории. Граф Альберто в непогоду оказывается в сельской гостинице и попадает в неразбериху из-за того, что его слуга перепутал чемоданы своего хозяина и дона Парменьоне. А тут еще суженая графа, когда тот приехал в дом ее опекуна дона Эвзебио, вздумала притвориться камеристкой, чтобы побольше разузнать о своем женихе. Всю эту кутерьму переодевания, неузнавания сделала возможной для вос-

приятия зрителей только живая и ясная музыка Россини. Примечательно, что подобно Доницетти, Россини потратил на сочинение этой оперы всего 11 дней! В спешке он даже не успел написать увертюру, которую пришлось позаимствовать из оперы «Пробный камень». Правда, к новой опере он сочинил «элегантную прелюдетту». И все-таки, несмотря на спешку, небрежности и оперные штампы, в этом произведении стихийно прорастают интонации, которые послужат совершенствованию и окончательному

определению россиниевского музыкального языка. Взять хотя бы квинтет «Какой приятный, какой изящный». Его начало иронично рисует портрет дона Парменьоне отрывистым и нервным parlando (говорком). Этот квинтет -одно из самых удачных мест в опере. В главных ролях: Филиппо Полинелли, Валерия Торнаторе, Валерий Турманов, Филиппо Фонтана.

При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

О CD

о\

"О сг

\афиша \

прямые инвестиции / № 9 (101) 2010

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.