Научная статья на тему '\ афиша \ 10' февраль'

\ афиша \ 10' февраль Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ афиша \ 10' февраль»

CD ^

CO

CD

13, 16, 17, 18, 20 февраля

Милан. Ла Скала (Ьа Бса!а).

Премьера. Балет «Дон Кихот».

Музыка Людвига Минкуса. Хореография Рудольфа Нуриева по мотивам спектакля Мариуса Петипа. Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры. Мировая премьера спектакля состоялась на сцене Большого театра в 1869 году. Балет состоит из пролога и трех действий. В прологе зрители знакомятся с благородным идальго - Дон Кихотом. В первом действии все события происходят на улицах Барселоны. Здесь начинается любовная история вокруг дочери хозяина кабачка Китри и ее поклонников - цирюльника Базиля, самого рыцаря и дворянина Гамаша. Во втором действии события происходят уже в цыганском таборе. Именно здесь зрители могут наблюдать знаменитый поединок Дон Кихота с ветряными мельницами. Третье действие балета разворачивается на городской площади. Все веселы, счастливы, славят благородного рыцаря.

У этого веселого и простодушного балета счастливая судьба. Так сложилось, вероятно, потому, что история приключений начитавшегося рыцарских романов главного героя Дон Кихота и его слуги-оруженосца Санчо Пансы, сопровождаемая обустройством счастливого брачного союза Китри и Базиля, насыщена национальным колоритом. «Дон Кихот» появляется везде, где имеют представление о существовании пуантов, - от Китая до Австралии, от Исландии до Уругвая. «Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих

и без того крайне бравурных танцев... Крик, взвизгивания, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц - и забыта обыденная жизнь с ее невзгодами», -писал в своих мемуарах Петипа, рисуя испанский колорит. Дирижер - Светлана Филиппович. В главных ролях артисты Мариинского театра Наталья Осипова и Леонид Сарафанов.

3 февраля

Москва. Большой театр. Гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая маска» (внеконкурсная программа фестиваля «Маска плюс»).

Балет

«Любовь и Смерть».

Музыка Полада Бюль-Бюль оглы по мотивам древнего азербайджанского эпоса «Китаби Деде Коркут» («Книга моего деда Коркута»). Эпос был создан более тысячи лет назад, и когда в Азербайджане отмечали его юбилей, Полад Бюль-Бюль оглы, тогда министр культуры, сочинил музыкальное полотно, которое по сложности художественной структуры, богатству красок, точности интонаций звучало в унисон своей литературной первооснове. Музыкальная притча «Любовь и Смерть» - это поэтический рассказ о том, что путь от Любви (возвышенной - к Творцу, священной - к Родине, земной - к любимому человеку) до Смерти во все времена и у каждого человека свой, особенный, выстраданный. Всему наперекор можно пытаться жить честно, искренне, по зову сердца, совести и долга. Наградой человеку будет Любовь, перед которой бессилен даже зловещий лик смерти. Именно так, на самом острие смертельной схватки Добра и Зла, на взлете высоких чувств, проживают свои судьбы

главные герои балета - храбрый Азер и его возлюбленная, трогательная, но сильная духом Байджан. Из символики имен складывается название их родной земли - Азербайджана, ради которой, по мнению автора, нужно и должно идти на любые жертвы.

Премьера балета состоялась на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в 2005 году.

Хореограф-постановщик - заслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина. Дирижер-постановщик - главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, Оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская Камерата», постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии Фабио Мастранжело. Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов. В главных ролях: Наталья Кузнецова, Виктор Механошин, заслуженный артист Башкортостана лауреат Международного конкурса Денис Зайнтдинов, Анастасия Багаева, Андрей Вешкурцев, Мария Бабкина, Мария Иванова, Анастасия Кержеманкина, дипломант Международного конкурса Елена Сусанова.

16, 19, 22, 25 февраля

Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper).

Опера «Фальстаф».

Композитор - Джузеппе Верди. Либретто Ариго Бойто по пьесам Уильяма Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы».

Заканчивая «Отелло», престарелый Верди был убежден, что это его последняя

96

\АФИША\

98

благотворительность

Организаторы и слушатели Высших богословских курсов при Московской православной духовной академии пришли с подарками в московский Детский дом №59

Т

100

линия жизни

Владимир Мартынов ищет Музыку с большой буквы

Научный сотрудник МГУ Александр Магницкий рассказывает о своем предке Леонтии Магницком, авторе первого российского учебника по математике, учителе Ломоносова

110

проза жизни

В одном учреждении долго стоял сейф, переходивший от одного арендатора помещения к другому. И вот однажды его открыли

112

поздравляем именинников

опера. Но в 1890 году сотрудничавший с ним Бойто прислал либретто «Фальстафа».

И вот «Фальстаф» явился столь же гениальным воплощением Шекспира в комической опере, как «Отелло» - в музыкальной драме. Последнее творение Верди продолжает начатую «Севильским цирюльником» Россини линию развития итальянской оперы-буффа, с ее увлекательной динамикой и комедийной интригой. Органичное сочетание веселой буффонады и острой сатиры, светлой шутливой лирики с психологически проницательной прорисовкой главных образов определяет своеобразие оперы. Ее музыкальный язык рельефен, он отличается богатством и свежестью красок. Впечатляют яркие вокальные партии, где наряду с пленительной вер-диевской плавной кантиленой появляется новая для итальянской комической оперы декламационность, углубляющая реалистическую основу музыки. Премьера состоялась на сцене театра «Ла Скала» в 1893 году и вылилась в грандиозное чествование восьмидесятилетнего композитора. Правительство тогда решило присвоить Верди титул маркиза ди Буссето. Но маститый маэстро, оставшийся до конца жизни убежденным демократом, решительно воспротивился этому намерению. «Весь мир - это всего лишь шутка! (Tutto nel mondo e burla)», - восклицает в финале произведения главный герой -старый выпивоха, претендующий на роль Дон-Жуана, рыцарь Фальстаф. Но в каждой шутке - лишь доля шутки. Сам композитор характеризовал «Фальстафа» как лирическую комедийную драму. Действительно, здесь есть и любовная линия (взаимная и завершившаяся счастливым брачным союзом любовь дочери уважаемого горожанина Форда Наннетты и юного Фентона), и драматическая коллизия (грозящий Наннетте брак с французом, доктором Каюсом). Есть поучительная комедийная канва - сцена

спасения от ревнивого Форда рыцаря Фальстафа, явившегося на свидание к его жене Алисе. При этом «герой-любовник» был выброшен из огромной корзины, где вынужден был скрываться, прямо в уличную грязь. Уместно упомянуть эпизод физического наказания за развратность Фальстафа переодетыми в сказочных персонажей винздорцами. Дирижер - Ашер Фиш. В главных ролях: Сэр Джон Фальстаф - Амброджо Маэстри, Алиса Форд - Красимира Стоянова.

23, 27 февраля

Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).

«Аттила».

Опера

Композитор Джузеппе Верди. Лирическая драма на либретто Темистокле Солера и Франческо Мария Пьяве по трагедии Захарии Вернера «Аттила». Премьера спектакля состоялась в Венеции, в театре «Ла Фениче» 17 марта 1846 года. В новой редакции опера (с дополнительно написанным балетом) была предложена зрителям в Париже 21 апреля 1865 года. В России впервые спектакль представлен в Одессе силами итальянской труппы 26 июня 1849 года. Сюжет оперы основан на реальных исторических событиях. Аттила - завоеватель, предводитель гуннов, имевший все шансы покорить Рим. Весной 452 года он вторгся в Италию, захватил Аквилею, Конкордию, Альтинум, Патавиум (современная Падуя), разграбил Медиолан (Милан) и Тицинум (Павия). Перед ним открыли ворота Вицетия (современная Виченца), Верона, Бриксия (Брешия) и Бергамум (Бергамо). Однако после встречи с римским епископом Львом I Аттила отказался от планов похода на Рим, удовольствовавшись обещанием ежегодной дани.

Гунны считали Аттилу сверхъестественной личностью, обладателем меча бога

войны, дарующего непобедимость. Он стал излюбленным персонажем германского и скандинавского героических эпо-сов: в «Песни о Нибелунгах» Аттила фигурирует под именем Этцеля, в «Старшей Эдде» - Атли. Его образ привлекал внимание многих писателей, композиторов и художников - Рафаэля (ватиканская фреска Встреча Св. Льва и Аттилы), Пьера Корнеля (трагедия «Аттила»), Анри Борнье (драма «Свадьба Аттилы») и др. Скончался Аттила неожиданно, в 453 году, в разгар подготовки к вторжению в Восточно-Римскую империю, в ночь свадьбы с юной германкой Ильдеко (Хильдой). Существует версия, что он был убит своим оруженосцем по наущению римского полководца Аэция. Как бы то ни было, после смерти Аттилы гуннский союз распался.

В соответствии с историческими реалиями действие оперы происходит в Аквилее и около Рима в 434-453 годах. Однако здесь Аттила гибнет в ночь свадьбы от руки невесты - отважной Одабеллы, дочери погибшего в борьбе с гуннами правителя Аквилеи. По ходу сюжета она соперничает в праве отомстить завоевателю со своим возлюбленным офицером Форесто. В финале, лишившись своего предводителя (на него с кинжалом нападают Форесто и Одабелла - последней удается опередить жениха, зарезав Аттилу), иноземные захватчики терпят поражение от римлян, которыми руководит полководец Эцио. Роль Форесто исполняет Рамон Варгас, Аттилы - Ильдар Абдразаков, Эцио -Карлос Альварес.

На мировой премьере исполненные горячего патриотического подъема зрители в ответ на обращенную к Аттиле фразу Эция: «Возьми себе весь мир, лишь Италию, Италию оставь мне!» -выкрикивали «Нам, нам Италию!».

При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

CD из "О Q) Ь сг

\АФИША \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (94) 2010

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.