Научная статья на тему 'АФГАНИСТАН: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СТАБИЛЬНОСТИ'

АФГАНИСТАН: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» / МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ПАКИСТАН / ИРАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ольга

В статье анализируются события, которые предшествовали приходу к власти движения «Талибан». Отображены международные усилия по активизации межафганских мирных переговоров, а также результаты переговоров в формате «расширенной тройки» (США, Китай, Россия плюс Пакистан). Вскрыты причины того, почему талибы выступили против идеи первоочередного проведения выборов. Анализу подверглись позиции главных региональных игроков. Описаны усилия США по размещению в Афганистане своего остаточного контингента. Высказано мнение об общих чертах будущей структуры государственного управления Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АФГАНИСТАН: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СТАБИЛЬНОСТИ»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

АФГАНИСТАН:

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СТАБИЛЬНОСТИ

Ольга Новикова,

заведующая Отделом Европы и Америки, ИНИОН РАН

Аннотация. В статье анализируются события, которые предшествовали приходу к власти движения «Талибан». Отображены международные усилия по активизации межафганских мирных переговоров, а также результаты переговоров в формате «расширенной тройки» (США, Китай, Россия плюс Пакистан). Вскрыты причины того, почему талибы выступили против идеи первоочередного проведения выборов. Анализу подверглись позиции главных региональных игроков. Описаны усилия США по размещению в Афганистане своего остаточного контингента. Высказано мнение об общих чертах будущей структуры государственного управления Афганистана.

Ключевые слова: Афганистан, движение «Талибан», мирные переговоры, Пакистан, Иран.

Keywords: Afghanistan, Taliban movement, peace talks, Pakistan, Iran.

Главным успехом американцев в Афганистане можно считать недопущение использования террористами афганской земли для нападения на США. Президент Байден заявил в августе 2021 г., что США ставили эту цель и достигли ее в результате проведения операции в Афганистане1. Нелишне напомнить, что по мере того как становились очевидными серьезные препятствия на пути демократизации афганского общества, американцы постепенно свертывали риторику о продвижении демократических ценностей в этой стране. Однако афганцы отлично помнят, какие цели Соединенные Штаты ставили в начале своего присутствия: они могли найти некоторую поддержку у части населения Афганистана. Спикер нижней палаты афганского парламента Мир Рахман Рахмани и несколько депутатов заявили, что они считали основными целями американского присутствия в Афганистане борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и установление надлежащего управления. Афганцы полагают, что данные цели не были достигнуты.

Тем не менее нельзя отрицать тот факт, что Афганистан несколько преобразился в политическом и

социальном плане до прихода талибов к власти 15 августа 2021 г. Понятие демократии стало более ясным населению, молодежь все больше стремилась участвовать в выборах. Положение женщин, хотя и являлось по-прежнему предметом широкого обсуждения, несколько изменилось. Показатели смертности при родах резко снизились. Продолжительность жизни мужчин увеличилась с 44 лет до 61 года2. Уровень грамотности существенным образом повысился с 34% в 2002 г. до 43% в 2020 г. Программа обучения, которую возглавила ЮНЕСКО, охватывала 1 242 000 учащихся, из них 800 000 девочек и женщин3. Существовал плюрализм средств массовой информации: действовали 1879 СМИ, из них 203 телеканала, 349 радиостанций и 1327 печатных изданий4. Повысился уровень политических знаний, что невозможно было себе представить 20 лет назад.

В Соединенных Штатах реакция на решение президента Байдена относительно вывода войск была неоднозначной. Некоторые военные и конгрессмены поддержали решение президента, в то время как другие его критиковали. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил в интервью CNN, что «нет никаких гарантий относительно того, что произойдет в Афганистане после вывода американских войск»5. И действительно, ситуация отличается неопределенностью.

Приход талибов к власти - опять Эмират или что-то новое?

Несмотря на свои недостатки, соглашение между США и талибами и последующие внутриафганские переговоры предоставляли неплохую возможность

1 Байден заявил, что США достигли цели операции в Афганистане // РИА Новости. 16.08.21. - https://ria.ru/20210816/ bayden-1746008906.html

2 WORLDHEALTHRANKINGS - https://www. worldlife-expectancy. com/country-health-profile/afghanistan

3 Афганистан - ЮНЕСКО подчеркивает ключевые проблемы в области образования, науки и культуры в стране // UNESCO - 30/08/2021. - https://ru.unesco.org/news/afganistan-yunesko-podcherkivaet-klyuchevye-problemy-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-kultury-v

4 Там же.

5 Политика недели: Ваш выход, Америка // Afghanistan.ru. -19.04.2021. - https://afghanistan.ru/doc/142800.html

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

принести мир в раздираемый войной Афганистан. Даже противники правительства в афганской элите понимали, что в случае ликвидации сложившейся политической системы возможность возникновения гражданского конфликта сохранится. Понятно было, что ранее талибы поддерживали идею временного правительства, но не хотели играть в нем второстепенную роль. Лидер партии «Хизби Ислами» (Исламская партия) Г. Хекматияр повторял свою идею о необходимости создания переходного правительства с талибами сроком на один год, но в то же время даже он говорил о необходимости сохранения республиканской системы и афганских национальных сил обороны и безопасности.

Между тем талибы продолжали торговаться, пытаясь в обмен на свое участие в Стамбульской конференции договориться об освобождении из тюрем семи тысяч заключенных талибов в обмен на полное прекращение огня. В августе 2021 г. сами талибы освободили всех заключенных без разбора, в том числе и террористов из ИГИЛ и «Аль-Каиды», что вряд ли будет способствовать стабилизации внутриполитической ситуации в стране. Многолетняя просьба талибов относительно ликвидации санкционного списка ООН, в который входят многие функционеры движения, пока мировым сообществом не удовлетворена.

Весь 2021 г. был насыщен количеством международных усилий по активизации межафганских мирных переговоров. 1 февраля 2021 г. президент США Джо Байден должен был представить в Конгрессе свою концепцию внешней политики, но это мероприятие было отложено. Сенсационно прозвучало заявление госсекретаря США Энтони Блинкена, который объявил о необходимости «внимательно изучить» Дохийское соглашение, а точнее, секретные приложения к нему. Бывший кандидат в президенты ИРА Ахмад Вали Масуд, выступая перед экспертами, подтвердил, что талибы и США действительно подписали секретные приложения объемом в 900 страниц, о содержании которых ничего не известно ни президенту Афганистана Ашрафу Гани, ни его главному антагонисту, главе Высшего совета по национальному примирению Абдулле Абдулле. Масуд обвинил администрацию Трампа в том, что та скрыла от союзников условия, на которых была достигнута договоренность. В Москве также заявили, что американские дипломаты ввели в заблуждение своих партнеров, утверждая, что никаких секретных приложений к соглашению нет. Не раз делались намеки на то, что НАТО может продлить свое военное присутствие в Афганистане и после мая 2021 г., которые вызывали негативную реакцию со стороны талибов.

Встречи с делегацией движения «Талибан» проводились в Дохе, Москве, Тегеране, Исламабаде, Пекине, в том числе в формате «расширенной тройки» (США, Китай, Россия плюс Пакистан). Стам-

бульская конференция по Афганистану была отложена в силу того, что не удалось подготовить ее должным образом. Идея уподобить ее Боннской конференции ООН по Афганистану (2001) оказалась абсолютно нереалистичной в новых условиях лета 2021 г. в период бурного наступления талибов на всех фронтах. Единственное, о чем удалось договориться с талибами, так это об обеспечении безопасности в процессе вывода международных сил из Афганистана при соблюдении общих параметров Дохийского соглашения. Хотя пункт относительно полного разрыва отношений движения «Талибан» с «Аль-Каидой», как полагает американская сторона, так и не был выполнен.

Определенным препятствием на пути реализации идеи мирных переговоров выступил и бывший президент ИРА Ашраф Гани, который, желая продлить свое пребывание на посту главы государства, настаивал на том, чтобы власть была передана только избранному президенту.

Почему талибы выступили против идеи первоочередного проведения выборов? Во-первых, они не хотели прекращать боевые действия. Прекращение боевых действий в течение нескольких месяцев означало бы демобилизацию боевиков движения «Талибан». Во-вторых, им нужно было время, чтобы полностью интегрироваться в афганское общество и подготовиться к выборам. Возникал вопрос, смогут ли бывшие враги работать вместе? После конфликта, в результате которого погибли со всех сторон сотни тысяч людей, включая правительственные силы, повстанцев и гражданское население, будет очень трудно преодолеть эти проблемы. История показывает, что начало переговоров и подписание соглашений не гарантирует мирного урегулирования конфликтов. Эти шаги являются лишь началом сложного процесса, направленного на то, чтобы реализовать зафиксированное на бумаге. Самой большой проблемой для афганской действительности и в прошлом, и в настоящем являлось и является создание поддающихся проверке механизмов обеспечения соблюдения условий соглашения после его заключения.

Городское население Афганистана справедливо опасалось, что разделение власти с талибами может привести к возвращению исламистской версии правосудия, что может сопровождаться нарушением прав человека и приведет к утрате с таким трудом достигнутых определенных демократических свобод.

Пакистан, Иран и Индия - альтруисты или прокси-враги?

Для достижения устойчивых результатов при решении афганской проблемы особое значение имеют позиции главных региональных игроков.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Иран и Индия приветствовали сообщение о выводе американских войск до 11 сентября 2021 г.1 Прекрасно осознавая, что после этого, осенью 2021 г., афганская проблема станет исключительно региональной головной болью, обе страны заговорили о необходимости достижения компромисса на мирных переговорах, которым так и не суждено было состояться. Иран, в частности, предложил забыть о разногласиях перед лицом общей опасности - создания Исламского Эмирата Афганистан. Министр иностранных дел Ирана Зариф заявил, что Исламский Эмират представляет реальную угрозу национальной безопасности Ирана и Индии2, которые поддерживают идею демократического будущего Афганистана, а также Пакистана, на мусульманское население которого это будет оказывать демонстрационный эффект.

Пакистан хотел бы иметь лояльное Исламабаду правительство в Афганистане. Безусловно, Пакистан выступает против укрепления позиций Индии в Афганистане и всячески поддерживал американо-талибские соглашения как способ положить конец конфликту в Афганистане. Однако нельзя забывать, что пока Пакистан не перестанет предоставлять убежище талибам, американские усилия по долгосрочной стабильности в Афганистане обречены на провал. На самом деле, так оно и получилось.

Правда, в последние месяцы Исламабад все чаще демонстрировал поддержку идее мирного решения афганской проблемы и оказывал давление на талибов, чтобы они вернулись за стол переговоров. Пакистанцы даже пытались убедить талибов согласиться на участие во временном коалиционном правительстве, прекратить огонь и уменьшить уровень насилия, правда, безуспешно. Однако теперь Исламабад будет вынужден серьезно скорректировать свою позицию и вместе с мировым сообществом выступать за обеспечение равных прав всех основных этнических групп, проживающих на территории Афганистана. Это означает, что Пакистан является и будет оставаться очень важным игроком в регионе. В то же время неизвестно, как талибы в дальнейшем поведут себя уже в качестве правящей силы. Не исключено, что их поведение будет более независимым. Например, трудно себе представить, что они согласятся признать линию Дюранда в качестве официальной границы между Афганистаном и Пакистаном.

1 Кадомцев А. Афганистан и вывод американских войск: региональные последствия // Международная жизнь - 11.05.2021. -https://interaffairs.ru/news/show/30063

2 Muhammet Kurjun. Olga Keskin. Иран не позволит талибам создать в Афганистане Исламский эмират - Зариф. -17.04.21. - aa.co.tr/ru/мир/иран-не-позволит-талибам-создать-в-афганистане-исламский-эмират-зариф/221214#

Будущее Афганистана - полевые командиры или центральное правительство?

Заявление президента Джо Байдена от 14 апреля 2021 г. о выводе войск к 11 сентября3 того же года поставило кабульские власти в затруднительное положение, поскольку они должны были начать подготовку к будущему развитию событий, не имея полномасштабной военной поддержки со стороны США и НАТО во время боевых действий.

В первой декаде мая 2021 г. американский контингент общей численностью 3500 военнослужащих был сокращен на 12%. Начался и вывод войск союзников США по НАТО. Постепенно сокращалось и число частных военных контрактников, которых в Афганистане к концу 2019 г. было 25 тыс. чело-век4, а к 1 мая 2021 г. насчитывалось уже 18 тыс. Дальнейшее их сокращение стало болезненным ударом для афганской армии, поскольку именно они обеспечивали безопасность, занимались материально-техническим снабжением и техническим обслуживанием самолетов. В частности, функционирование афганских военно-воздушных сил серьезно зависело от американских контрактников.

Учитывая риски, которые могли возникнуть в связи с полным выводом войск, новая администрация США изучала возможность оставить в стране небольшой воинский контингент, сосредоточенный исключительно на борьбе с терроризмом. Вместе с тем, поскольку в Дохийском соглашении (29 февраля 2020 г.) между США и талибами предусматривалось, что все иностранные войска, за исключением военных атташатов, должны покинуть Афганистан, США не могли сохранить подобный контингент в стране без внесения корректировок в соглашение с талибами. Или же США должны были полностью проигнорировать Дохийское соглашение. Крайне маловероятно, что талибы согласились бы на размещение этого остаточного контингента в обозримом будущем. «Талибан» постоянно заявлял, что присутствие даже одного иностранного подразделения делает джихад обязательным для всех афганцев.

В летний период 2021 г. талибы уже контролировали больше территории Афганистана, чем когда-либо за последние 20 лет: практически до 70%. Похоже, что «Талибан» с началом ускоренного вывода иностранных войск начал целенаправленно идти к военной победе, отодвинув мирные переговоры на задний план. Некоторые лидеры движения «Талибан» даже считали, что вступление в мирный

3 Война в Афганистане: Байден заявил о выводе американских войск до 11 сентября. BBC News. - 13 апреля 2021. -https://www.bbc.com/russian/news-56740974

4 Егорова А. ЧВК в Афганистане: что будет после сделки? Regnum. - 10 марта 2020. - https://regnum.ru/news/2879556.html

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

процесс приведет к сокращению его роли на политической арене страны. Поэтому уровень насилия в Афганистане сохранился на прежнем уровне. Многие эксперты справедливо указывали на то, что талибы не откажутся от вооруженной борьбы, если не получат право принимать решения и управлять страной. И действительно, с приходом талибов к власти конфликт прекратился, хотя неизвестно, надолго ли?

В прошедшие годы наиболее важным фактором, определяющим стабильность афганской политической системы и влияющим на уровень безопасности в стране, оставались афганская армия, полиция и спецслужбы. Если армия и полиция сохранили бы свою численность, управляемость и боеспособность, а также снизили уровень коррупции в армии и повысили боевой дух военнослужащих, то можно было бы организовать сопротивление талибам на достаточно длительный период. Дело в том, что два-три года тому назад до 40% оружия и боеприпасов через посредничество наркодилеров уходило из армии к талибам. К тому же, хотя афганские военные и полицейские силы вместе насчитывали 300 тыс. человек1, реальное число военнослужащих и полицейских было значительно ниже. Недостающий персонал, на содержание которого США перечисляли деньги, оседающие в карманах военных чинов, американцы называли «призраками».

Вместе с тем вывод американского военного контингента, с мирным соглашением или без него, мог бы и не привести к автоматическому краху правительства в Кабуле. Выживание правительства зависело от финансовой и военной помощи со стороны иностранных союзников, особенно США, а также единства и решимости политической элиты страны. Тем более что США и НАТО в процессе вывода войск готовы были оставить большое количество военной техники афганским вооруженным силам. Однако все вышеперечисленные условия для более длительного сопротивления талибам, к сожалению, не были соблюдены правительством Ашрафа Гани.

Военные успехи талибов в последние годы и политическое признание, которое они получили у большинства региональных держав, убедили вооруженную группировку в том, что в случае провала переговорного процесса она может интенсифицировать свои военные операции. Такой подход означал, что талибы вновь готовы возобновить нападения на иностранные контингенты, городские центры и предоставлять убежище иностранным

1 Атанесян Г. Талибы берут власть в Афганистане. Почему Кабул пал так быстро? BBC News. - 17 августа 2021. -https://www.bbc.com/russian/features-58238757

экстремистским вооруженным группировкам. Даже если ВВС США имели бы возможность остаться и предотвратить тотальный коллапс афганской армии, талибы готовы были продолжать придерживаться своей стратегии ограничения присутствия правительственных сил в большинстве провинциальных центров и увеличения уровня насилия в районах, которые контролируются правительством. Другими словами, остаточный контингент иностранных войск, вне зависимости от его размера и локации, неминуемо привел бы к продолжению 20-летней войны.

Ускоренный вывод войск западной коалиции из Афганистана, несомненно, усилил политические позиции «Талибана» в стране. Некоторые эксперты полагали, что возвращение талибов к власти даже в составе общей администрации значительно сократит материальные и идеологические возможности афганского правительства. Подобное развитие событий, в свою очередь, могло бы спровоцировать обратную реакцию непуштунских политических и этнических групп. В частности, в тех условиях не исключалось возрождение нового проекта антиталибского сопротивления в виде Северного альянса № 2. Логично, что этнические группировки таджиков, узбеков и хаза-рейцев не хотят, чтобы ими управляли талибы, которые в своем подавляющем большинстве являются пуштунами. Некоторые полевые командиры на севере Афганистана уже с осени 2020 г. раздавали оружие своим сторонникам. Хазарейцы даже создали «Движение сопротивления за справедливость». Однако среди этих этнических группировок не было единства, общего плана действий и сильного харизматично-го лидера. В связи с этим, учитывая отсутствие единства среди политических движений в Афганистане и разнонаправленное влияние соседних центральноази-атских государств, объединения «северян» для оказания сопротивления талибам так и не произошло. К этому следует добавить нежелание президента Ашрафа Гани и его ближайшего пуштунского окружения оказать военную поддержку «северянам», а также предусмотрительную стратегию талибов по стремительному захвату северных провинций и нейтрализации любого сопротивления.

Летом 2021 г. прямые и косвенные участники афганских событий были поглощены реализацией сиюминутных задач, оставив за кадром деятельность многочисленных террористических группировок, находящихся на афганской земле. США и союзники были заняты организацией безопасного вывода своих войск, растерянное правительство Афганистана - запоздалыми попытками мобилизовать афганское общество на борьбу с талибами, внешние игроки - стремлением наладить мирный процесс, движение «Талибан», почувствовав запах победы, забыло про ИГИЛ. В связи с этим террори-

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

стические группировки, ощутив некоторую бесконтрольность, продолжали укреплять свои ряды. Поэтому не исключено, что исламистские вооруженные группировки, придерживающиеся жесткой линии, продолжат использовать вакуум безопасности для активизации вооруженной борьбы в стране, что, собственно, уже произошло с ИГИЛ, и, возможно, планировать проведение террористических актов за рубежом. Однако движение «Талибан» считает ИГИЛ своим врагом и поэтому употребит все средства, чтобы с ним справиться.

Политическая структура Афганистана находится в стадии формирования. Не факт, что инклюзивное правительство - это гарантия для ее стабильности. Видимо, неминуем процесс дележа реальной власти между талибами (в основном пуштунами), другими этническими группами и представителями старой политической элиты. Очевидно, исходя из анализа своих ошибок, «Талибан» не будет копировать старую систему власти, которую он создал в предыдущий период своего пятилетнего господства до 2001 г. Форма демократического правления за последние 20 лет создана, и маловероятно, что талибы ее полностью сломают. Делая ставку на религиозную составляющую управления государством, талибы вполне могут взять за образец государственное устройство Исламской Республики

Иран, сочетающее в себе исламские принципы с демократическими институтами, включая элементы афганской специфики. Как известно, в Иране существует выборная система, Конституция ИРА предусматривает функционирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, контроль над которыми осуществляется духовным лидером, высшим лицом государства. При осуществлении политического курса Иран нередко меняет соотношение между республиканскими и исламскими принципами, тем не менее сохраняя основы политической системы, созданной после исламской революции 1979 г.1 Исламская Республика Иран, имеющая уникальную систему государственной власти, - признанное в мире государство. Афганистан, вобрав в себя элементы государственной системы Ирана, может рассчитывать на международное признание. Международное сообщество, имея в виду ресурсную базу Афганистана, его геополитическое положение на перекрестке транспортных путей, заинтересовано в стабильности этой страны. Однако международная помощь в экономическом развитии Афганистана, очевидно, будет возможна лишь после признания этого государства мировым сообществом, что обусловлено сохранением определенных прав и свобод, достигнутых в предшествующий период.

1 Мамедова Н.М. (2018) Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 3. С. 152-165. - https://www.ogt-journal.com/ jour/article/view/319/319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.