Научная статья на тему 'Афганистан: послевыборное похмелье'

Афганистан: послевыборное похмелье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан: послевыборное похмелье»

хотя прогноз Оливье Руа, что в Средней Азии «в ближайшие 10-20 лет русский уже не будет предпочтительным иностранным языком для элит и его место займет английский», выглядит несколько преждевременным, однако не исключено, что по мере того, как русский действительно будет становиться иностранным языком, ему будет все сложнее конкурировать с английским. Впрочем, можно предположить, что это произойдет не скоро. Русский пока достаточно востребован в Узбекистане, в чем не последнюю роль играет традиционный и имеющий глубокие исторические корни билингвизм: наличие, помимо диалектов узбекского, некого «статусного» языка - персидского, иногда арабского, на котором велось делопроизводство, писались указы, сочинялись стихи и проза. С известной долей условности можно сказать, что русский язык продолжает удерживать эту «статусную» нишу. Не исключено и развитие русско-узбекского варианта - еще в середине 1980-х годов исследователи отмечали влияние «узбекского языка на русский». Наконец, русский пока сохраняет свои позиции как язык внутрирегиональной (среднеазиатской) коммуникации, здесь можно согласиться с Александром Джумаевым: «Один из столпов регионального культурного единства - русский язык, без которого мы уже в скором будущем не сможем понимать друг друга в прямом смысле этого слова ("поколение незнающих" уже вступает в активную жизнь)».

Тем не менее то, насколько долго продлится «жизнь после смерти» русского языка в Узбекистане и чем он станет через 2030 лет - иностранным ли, «мертвым», или сохранится в виде суржика, - предсказывать пока довольно сложно.

«Неприкосновенный запас», М., 2009 г., № 4, с. 233-243.

В. Коргун,

доктор исторических наук (ИВ РАН) АФГАНИСТАН: ПОСЛЕВЫБОРНОЕ ПОХМЕЛЬЕ

16 сентября 2009 г. Независимая избирательная комиссия объявила предварительные итоги президентских выборов: действующий президент Хамид Карзай получил 54,6%, А. Абдулла -27,8, Р. Башардост - 10%. Однако Миссия наблюдателей Европейского Союза высказала сомнения. Независимая комиссия по жалобам и претензиям, действующая под эгидой ООН, провела пересчет

94

голосов 10% «сомнительных» бюллетеней. В результате оказалось, что на деле действующий президент набрал менее 50% голосов. Под давлением Вашингтона Карзай был вынужден согласиться с решением Независимой избирательной комиссии о проведении второго тура голосования. Незадолго до нового тура голосования единственный соперник Карзая д-р Абдулла Абдулла снял свою кандидатуру. Выборы стали безальтернативными. 2 ноября председатель ЦИК страны А. Лодин объявил о победе Карзая.

Предчувствия, мягко говоря, шероховатого исхода предстоявших выборов появились уже к концу 2008 г., когда о готовности бороться за пост президента заявили основные претенденты. Уже тогда многие ставили под сомнение шансы Карзая на победу, хотя и признавали, что ему нет реальной альтернативы. Его пресс-секретарь Хамидзада заявлял, что главным достижением президента является то, что он дал стране «новый демократический порядок» в рамках «самой прогрессивной конституции в мусульманском мире». Президент также добился устойчивого экономического роста - с негативных показателей в 2001 г. до самых высоких темпов (13%) экономического развития в Азии в 2007 г. Однако на деле эта радужная картина далека от действительности. Уровень жизни афганцев остается крайне низким. Треть населения не имеет работы, около 5 млн. человек находятся за чертой бедности - средний годовой бюджет семьи не превышает 350 долл. Разгул коррупции поразил все структуры государственного управления. Коррупция стала неотъемлемым компонентом функционирования всех звеньев госаппарата - от полицейского, получающего 100 долл. в месяц и берущего взятки, чтобы прокормить семью и уплатить за квартиру, до министров и других высших государственных служащих. Отсутствие безопасности, безработица и бедность, коррупция толкают нищих, обездоленных, отчаявшихся людей, в первую очередь безработную молодежь, в лагерь исламских экстремистов движения «Талибан»: там боевику платят 300 долл. в месяц. На фоне нынешних государственных чиновников талибы выглядят честными людьми. Никто тогда не брал взяток. На большей части страны царил порядок. И если в 2003 г. они контролировали 30 из 364 административных районов, то к концу 2008 г. расширили свой контроль до 164.

Своей неспособностью справиться с наркобизнесом, коррупцией и непотизмом недавний фаворит Карзай вызвал растущее раздражение Вашингтона - главного спонсора Афганистана. Сенатор

95

Дж. Байден, нынешний вице-президент США, посетивший Кабул в феврале 2008 г., во время обеда в президентском дворце поинтересовался у Карзая состоянием коррупции в его правительстве. В ответ он услышал, что в Афганистане ее вообще нет, а если и есть, то это не его, Карзая, вина. К концу 2008 г. избранный президент США Б. Обама склонялся к тому, что Карзай - ненадежная и неэффективная фигура, а американские политики - авторы афганской политики Вашингтона открыто говорили о том, что будут, по возможности, обходить Карзая и иметь дело напрямую с губернаторами провинций. Многие, как и в Вашингтоне, полагали, что замена Карзая на посту главы государства может вернуть страну в нормальную колею. Тем не менее, в руках Карзая находились государственные ресурсы, армия, полиция, миллиарды долларов международной помощи. За семь лет ему удалось вывести страну из средневекового состояния, в котором она оказалась при талибах, к более свободному и, по крайней мере, на словах, демократически ориентированному обществу.

Согласно Конституции, выборы должны были состояться 21 мая 2009 г., однако, учитывая отсутствие гарантий безопасности их проведения, Карзай вопреки требованиям своих политических оппонентов настоял на переносе выборов на 20 августа. К этому времени Обама планировал направить в Афганистан дополнительно 21 тыс. солдат и офицеров, которые, как предполагалось, должны были обеспечить безопасность во время выборов. 8 мая началась регистрация кандидатов в президенты. Карзай, пользуясь административными ресурсами афганского образца, прежде всего косвенным и прямым подкупом, начал консолидировать свои позиции. Зарегистрировавшись в качестве кандидата в президенты, Карзай назвал бывшего министра обороны, маршала М.К. Фахима, своим напарником, кандидатом в вице-президенты. В лагере оппозиционного блока Национальный объединенный фронт, одним из основателей которого был Фахим, наметился раскол. Кроме того, поскольку Фахим являлся одним из лидеров Северного альянса, ядро которого составляли таджики, президент рассчитывал заручиться поддержкой этой второй по численности после пуштунов народности Афганистана. Решение Карзая пригласить Фахима вызвало болезненную реакцию многих рядовых афганцев, правозащитников и политических деятелей, в том числе зарубежных. Глава миссии ООН в Афганистане К. Эйде пытался убедить президента отказаться от своего решения. На роль второго вице-

96

президента Карзай взял действующего вице-президента, хазарейца А.К. Халили, обеспечив себе часть голосов хазарейцев. Удостоверение кандидата получили лидер партии Национальный конгресс Л. Педрам, депутат парламента, глава Ассоциации юристов К. Ранджбар, бывший в период советской оккупации президентом Национальной академии наук. К ним примкнул бывший член ЦК Народно-демократической партии Афганистана и министр обороны в 1988-1990 гг. генерал Ш. Танай, который в марте 1990 г. поднял вооруженный мятеж против президента Наджибуллы. К кандидатам присоединился еще один бывший член ЦК НДПА, посол Афганистана в СССР X. Мангал. Список претендентов пополнили: депутат парламента Абдуссалама «Ракети», бывший полевой командир талибов, праправнук легендарного «железного эмира» Аб-дуррахмана, правившего страной в 1880-1901 гг., бывший владелец первого ночного клуба в Кабуле А.А. Серадж, бывший генеральный прокурор А.Д. Сабет, который объявил «джихад» коррупции, но сам был обвинен в том, что брал взятки у наркобаронов. Но более или менее серьезных соперников Карзая было всего трое - доктор А. Абдулла, бывший министр финансов Ахмадзай и депутат парламента Башардост.

Наибольшего успеха на выборах добился бывший глава МИД доктор Абдулла, представляющий оппозиционные политические круги, связанные с Северным альянсом. Он был в числе ближайших соратников легендарного национального героя Афганистана А.Ш. Масуда, погибшего от рук террористов. Он занимал пост министра иностранных дел в правительстве президента Б. Раббани и в администрации Карзая. Будучи наполовину пуштуном (по отцу), Абдулла рассчитывал также на голоса части пуштунского сообщества. На выборы он шел под лозунгом радикального реформирования структуры власти - создания парламентской системы с премьер-министром во главе исполнительной власти. Его программа была нацелена на децентрализацию власти путем перераспределения полномочий в пользу местных органов. Абдулла был выдвинут Национальным фронтом Афганистана - оппозиционным блоком партий, обладающим большинством мест в парламенте. Однако Фронт расколот по этническому принципу, и попытки оппозиционных кандидатов выдвинуть единого претендента на пост главы государства оказались неудачными.

А.Г. Ахмадзай, бывший министр финансов, известный своим реформаторством и пуштунским национализмом, представлял не-

97

большую, но влиятельную прослойку технократов, получивших образование на Западе и вернувшихся в страну из эмиграции. Он получил поддержку 32 политических партий и 342 народных советов (шура). В основе программы Ахмадзая лежали призыв к «миру и стабильности, реформированию финансовой системы и укреплению национального единства» и критика коррупции правительства. Лозунги Ахмадзая были просты и доступны: «Если я выиграю выборы, моей главной целью станет устранение коррумпированной администрации, обеспечение работой и жильем миллиона людей». Он сделал упор на приоритетное развитие экономики, в первую очередь экспорта сельскохозяйственной продукции, добывающей промышленности и энергетики. Он заявил, что готов идти на переговоры с основной массой талибов, которых, по его мнению, можно привлечь на сторону правительства, предоставив работу. Неординарно выглядел бывший министр планирования, депутат парламента популист Р. Башардост. С началом избирательной кампании он поставил палатку перед зданием парламента и поселился в ней, демонстрируя полный аскетизм и слияние с народом. Из всех известных претендентов Башардост был самым последовательным критиком Карзая. В своих многочисленных интервью на открытом воздухе он проповедовал справедливость и эгалитаризм.

По-прежнему неохотно поддерживая правительство Карзая, Вашингтон присматривался к вероятным претендентам: в США были приглашены Абдулла и Ахмадзай, а также позднее отказавшиеся от участия в выборах Джалали и Ширзай. Во время своего визита в Афганистан в июле 2008 г. тогда еще кандидат в президенты США Б. Обама сначала встретился с Ширзаем, а уже затем с Карзаем. Весной 2009 г. в недрах Белого дома созрела мысль учредить в афганском правительстве X. Карзая пост «главного администратора» с прерогативами премьер-министра, который был бы лоялен США, боролся с коррупцией и перераспределял денежные потоки международной помощи не в министерства, а в провинции. Президент в этом случае превращался бы в декоративную фигуру, в своего рода «отца нации». Но Карзай категорически отверг такой вариант, заявив, что «Афганистан никогда не станет марионеткой».

Активная фаза предвыборной кампании президента началась 15 июня. Ведущие претенденты не жалели сил и средств на организацию многолюдных митингов. Кабул был увешан плакатами и портретами кандидатов. По мере приближения выборов критика в адрес Карзая усиливалась. Его обвиняли в провале социальной и

98

экономической политики, в тотальной коррупции. В этой обстановке Вашингтон стал несколько дистанцироваться от Карзая: посол США К. Айкенберри неожиданно появился на пресс-конференциях главных соперников Карзая - Абдуллы и Ахмадзая. Все три ведущих претендента - А. Гани, Абдулла и Р. Башардост -поддерживали военное присутствие НАТО в Афганистане, лишь критикуя в разной степени американцев за гибель мирных жителей. Тем временем военная обстановка в стране продолжала накаляться. Лидеры талибов в ответ на призыв президента Карзая участвовать в выборах заявили о намерении сорвать их. Они угрожали расправиться с теми, кто будет участвовать в голосовании. Растущее насилие в южных провинциях, где талибы имеют наибольшее влияние, предсказывали аналитики. В самой неспокойной провинции Гильменд, производящей до 40% всех афганских наркотиков, незадолго до выборов 10 из 13 округов уже были под контролем талибов, и лишь в конце июля объединенными силами британских войск (9 тыс. человек), американских морских пехотинцев и частей афганской армии удалось обеспечить здесь безопасность предстоящих выборов. Из 222 избирательных участков в провинции лишь 107 смогли открыться в день выборов. На организованном там митинге в его поддержку Карзай так и не появился, опасаясь за свою жизнь, и его речь была зачитана. Зато его главный соперник Абдулла накануне выборов выступил перед громадной аудиторией на кабульском стадионе, а затем прилетел на встречу с избирателями в окруженный с трех сторон талибами г. Гардез, центр провинции Пактия.

Тем временем Карзай обхаживал местную знать, сколачивал альянсы с племенными вождями, воротилами бизнеса и бывшими полевыми командирами, включая целую сеть «военных баронов», которые способны повлиять на выборы. Он обещал нужным людям в обмен на поддержку посты министров, губернаторов и даже вновь создаваемые провинции. Крупные предприниматели получали свою «долю» в виде снижения налогов. Назначенные президентом чиновники на местах активно вмешивались в избирательный процесс, лоббируя его интересы. Большинство афганцев неграмотны, многие даже не представляли, кто участвует в гонке и почему кандидаты хотят стать президентом, поэтому были готовы голосовать так, как им скажут местные лидеры. Карзай даже предлагал высокие посты в правительстве и Абдулле, если тот откажется от борьбы за пост президента, но Абдулла был непреклонен. Особую

99

остроту предвыборной интриге придало возвращение опального лидера узбеков генерала Дустома из Турции, где он находился в изгнании с марта 2008 г. Дустом обеспечил поддержку Карзая многими избирателями-узбеками.

Безопасность проведения выборов обеспечивали 300 тыс. человек, из них 100 тыс. иностранных войск. Независимая избирательная комиссия и правительство Афганистана объявили о том, что выборы были успешными. Официальные лица из ООН, ЕС, НАТО и США поздравляли друг друга с успешным завершением кампании. Однако в выборах приняли участие 38,7% всех избирателей (на первых президентских выборах в 2004 г. голосовали 70%). По мере того как шел подсчет голосов, становилось ясно, что Карзай явно опережает своего ближайшего соперника - Абдуллу. Мало кто сомневался, что победил действующий президент. Речь шла лишь о том, наберет ли он 50% плюс один голос с тем, чтобы избежать второго тура голосования. Независимые наблюдатели отмечали многочисленные нарушения Закона о выборах (в том числе урны для голосования, набитые бюллетенями в пользу одного кандидата, голосование по указке влиятельных фигур, отсутствие беспристрастности официальных лиц, многократное голосование одних и тех же людей, участие в выборах несовершеннолетних). Не дожидаясь окончания подсчета голосов, Абдулла обвинил Карзая в «организованной государством фальсификации». Однако при этом он занял благоразумную и взвешенную позицию, обещая предотвратить насильственные акции протеста его сторонников. На встрече с представителем президента США Холбруком Абдулла заверил его, что он и его сторонники готовы признать результаты выборов, чтобы избежать возникновения смуты в стране. После выборов факты массового нарушения на выборах начали всплывать на поверхность. По мере того как накапливались жалобы на многочисленные нарушения, которые приняли массовый характер, ставилась под сомнения сама легитимность выборов и будущего президента. Говорили, что каждый пятый бюллетень признавался недействительным. В Кандагаре, родной провинции Карзая, махинациями с выборами занимался его брат, председатель Законодательного собрания провинции А.В. Карзай, который завалил избирательную комиссию урнами, набитыми бюллетенями с именем X. Карзая. На некоторых избирательных участках за Карзая проголосовали 100% (а в ряде мест и больше!) избирателей. Заполненные бюллетенями урны поступали и из несуществующих изби-

100

рательных участков-фантомов и недоступных для наблюдателей высокогорных районов.

В этой напряженной обстановке росли беспокойство и разочарование официального Вашингтона. Все последние годы Карзай умело использовал обязательства США перед Афганистаном в собственных интересах. При этом он умудрился извлечь из недовольства Вашингтона его политикой немалые дивиденды: своим избирателям он подавал себя как единственного кандидата в президенты, который противостоит американскому диктату. Американцы оказались заложниками ситуации: при всем их недовольстве массовой фальсификацией выборов, они все же не могли рискнуть вмешаться в процесс выборов и были вынуждены ждать исхода, который зависел от решения Комиссии по жалобам и претензиям. А в нее поступило более 2700 жалоб на нарушения, 726 из которых были настолько серьезными, что могли повлиять на исход голосования. Складывавшаяся ситуация обнаружила признаки нараставшего политического кризиса, который грозил подорвать восьмилетние международные усилия по стабилизации Афганистана. Действительно, США за это время столько вложили в Афганистан, онако они столкнулись с тем, что выборы были скандально нечестными, подрывают доверие к афганскому правительству и его западным спонсорам, ставят под вопрос веру афганцев в демократию и дают шанс талибам заявлять, что они побеждают в Афганистане. Ближайший выход Вашингтон видел в том, чтобы подтолкнуть двух основных соперников сесть за стол переговоров и сформировать коалицию. Однако они все менее скрывали взаимную враждебность.

Тем временем талибы активизировали свои действия. Сомнительная легитимность выборов, их явная фальсификация служили мощным импульсом для расширения и усиления эффективности их пропаганды. Судьба выборов перешла в руки Независимой комиссии по жалобам и претензиям. После пересчета голосов было принято решение о проведении второго тура президентских выборов, хотя аналитики высказывали опасения, что повторное голосование может привести к этническому и региональному расколу, в условиях которого большинство пуштунов юга поддержит Карзая, а таджики объединятся на севере вокруг Абдуллы. Ситуация «зависла» в состоянии неопределенности. Но Абдулла внес ясность, отказавшись от участия во втором туре, объяснив свое решение тем, что не верит в то, что этот тур выборов будет более честным. Из выбор-

101

ных перипетий победитель Х. Карзай вышел весьма потрепанным, выборы оказались дискредитированными, и вряд ли они подкрепили легитимность центральной власти в Афганистане. Тем не менее представляется, что выборы как таковые стали шагом в верном направлении по пути модернизации политики и общества страны. Но помогут ли они решить главные проблемы: потеснить талибов, преодолеть всеобщую нищету и наркобизнес? Ведь откровенно слабое кабульское правительство не контролирует ситуацию в стране и целиком полагается на иностранную помощь.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 12, с. 13-18.

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук (ИВ РАН) «АЛЬ-КАИДА» В ИРАКЕ

Один из исламистских идеологов аз-Завахири считает главной задачей джихада в Ираке изгнание американцев и создание исламского государства, а в перспективе - свержение режимов в соседних странах и объединение их в халифат. С точки зрения главных действующих лиц радикального исламизма, «...война в Ираке предсказана в Коране и Сунне, и именно отсюда начнется победное шествие ислама». Поэтому им, по мнению аз-Завахири, выпала великая честь - вести борьбу против неверных в самом сердце мусульманского мира. Главное поле битвы со временем будет находиться именно в Ираке и соседних странах - Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Палестине. «Эта территория, - говорил аз-Завахири, - подобна птице, крылья которой - Египет и Сирия, сердце - Палестина, о чем имеется пророчество». Главная цель «Аль-Каиды» в Ираке - образование исламского государства. Она также стремится обеспечить территорию, где моджахеды разных стран могли бы беспрепятственно проходить военно-террористическую подготовку, скрываться от преследований спецслужб.

После начала оккупации Ирака, иорданец Абу Мусабу аз-Заркауи в сентябре 2004 г. обратился ко всему мусульманскому сообществу с призывом о помощи моджахедам Ирака. Заручившись поддержкой бен Ладена, он стал лидером джихада «Аль-Каиды» в этом государстве. Аз-Заркауи оказался нужен «Аль-Каиде» как символ сопротивления Западу в самом сердце мусульманского мира. Лидер «Аль-Каиды в Ираке» отличался организа-

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.