История и этнология
АФАР ЭФИОПИИ В СИСТЕМЕ ЭТНИЧЕСКОГО
ФЕДЕРАЛИЗМА
© 2018 Р.Н. Исмагилова
ИСМАГИЛОВА Роза Нургалиевна, д.и.н., профессор, засл. деятель науки РФ, гл.н.с. Института Африки РАН. РФ, 123001, Москва ул. Спиридоновка 30/1, e-mail: rozaismagilova @gmail.com
Аннотация. В статье впервые дается анализ одного из эфиопских народов - афар, населяющего стратегически важный район Африканского Рога - штат Афар. Введение новой системы управления - этнического федерализма не улучшило положение населения. Это по-прежнему один из самых отсталых штатов страны. Земельные экспроприации для государственных проектов и частных инвесторов еще более усугубили бедственное положение. Сложные отношения с соседними народами - тиграй, амхара, сомали-исса -сопровождаются конфликтами. Многочисленные политические оппозиционные силы создают нестабильность в штате. По-прежнему сильна идея создания государства «Великого Афар», которое бы объединило всех представителей этого народа, живущих в странах Африканского Рога и, прежде всего, в Эритрее. Протестные движения в штатах Оромия и Амхара в 2015-2017 гг. оказали воздействие и на афар. Политический кризис в Эфиопии сохраняется. Одни эксперты называют это «началом эфиопской весны», другие - «цветнойреволюцией».
Ключевые слова: Эфиопия, афар, амхара, тиграй, оромо, сомали-исса, этнический федерализм, межэтнические отношения и конфликты
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-126-146
В 1991 г. после свержения режима Дерга в Эфиопии была введена новая система управления - федерализм. Страна была разделена по этническому принципу на 9 штатов. Этничность стала политической идеологией. Поэтому в мировой литературе новую систему стали назвать «этническим федерализмом» (подробнее см: [1]). Одним из 9 штатов является Афар, основным населением которого являются афар. Он расположен в северо-восточной части Эфиопии.
На северо-востоке штат граничит с Эритреей, на северо-западе, юго-западе, юге и юго-востоке - со штатами Тиграй, Амхара, Оромия и Сомали соответственно, на востоке - с Республикой Джибути.
Такое географическое положение обуславливает геополитическую и стратегическую значимость этого региона, его вовлеченность в события на Африканском Роге.
О значимости Афар для страны говорят и следующие данные: 75% всех жизненно важных дорог, связывающих Аддис-Абебу с портами Ассаб и Джибути, проходят через территорию штата. Самая используемая река в Эфиопии - Аваш (длиной 1200 км) -протекает через этот штат.
Административная карта Эфиопии (штаты).
Сегодняшний штат Афар характеризуется серьезной внутриполитической напряженностью, обусловленной в том числе и сложными межэтническими отношениями.
Однако существующие проблемы, осложняющие ситуацию, возникли не ныне. Это - историческое наследие. Они были и во времена правления императора Хайле Селас-сие, и в период Дерга при Хайле Мариаме Менгисту (1974-1991 гг.).
Основные из них: борьба различных политических сил (партий) против центрального правительства за власть и создание автономного региона; недовольство населения из-за отчуждения огромных земельных массивов в пользу государства и частных лиц (национализация земли при Дерге); сложные межэтнические отношения афар как с «хайлендерами» (так называют народы амхара, оромо, тиграй), так и с исса - субэтносом сомали.
Территория, населенная афар, занимает особое место в истории: это колыбель человечества. Именно здесь произошел первый человек: Australopithecus Afarensis (3-4 млн лет тому назад), Australopithecus Garhi («гари» на языке афар значит «удивление»), ранний homo erectus (2,5 млн лет тому назад). Останки 3-летней девочки «маленькой Селам» («мир»), найденные в местечке Кикка, датируются 3 млн лет тому назад.
В 2013 г. палеонтологами из университета Аризоны на территории афар была сделана новая сенсационная находка: левая половина нижней челюсти древнейшего рода Homo. Он был переходным звеном между австралопитеками и людьми. Радиоуглеродный анализ показал, что экземпляр происходит из слоев возрастом 2,80-2,75 млн лет, т.е. эта челюсть почти на 400 тыс. лет старше самых древних из известных на сегодня
останков рода Homo. Древнейшими людьми, относящимися к роду Homo, до настоящего времени считались Homo habilis, однако их происхождение оставалось неизвестным.
Штат богат природными ресурсами: месторождения нефти и газа, поташ, сульфат, гипс. К этому следует добавить также известные с глубокой древности соляные копи (куски соли издавна служили средством обмена во многих районах Африканского Рога). Представляют интерес также геотермальные источники как потенциальные генераторы энергии.
Вулкан Эрта Але и два самых больших в стране национальных заповедника - Национальный заповедник Аваш и Национальный парк Янгуду Рас - создают хорошие перспективы для развития туризма.
В административном отношении штат состоит из пяти зон: Ауси Расу; Килбет Расу; Габи Расу; Фантена Расу и Специальной вореды Аргобба. В свою очередь, зоны разделены на 29 воред [2].
В переписи населения 2007 г. в штате Афар учтено 85 этнических групп. Подавляющее большинство населения составляют афар (в переписи значатся как аффар) -1251 тыс. чел. (90,03%). Из других народов наиболее многочисленны амхара -72,5 тыс. (5,2%), аргобба - 21,6 тыс. (1,6%), тиграй - 16 тыс. (1,1%), оромо - 8,5 тыс. (0,6%), уолайта - 8,2 тыс. (0,6%). На долю остальных 79 народов приходится 0,8% [3].
По религиозной принадлежности 95,3% - мусульмане, 3,9% - приверженцы эфиопской ортодоксальной церкви, 0,7% - протестанты, 0,1% - католики.
На языке афар - афаринья, или афараф - говорит 90,8% населения штата. Он является рабочим языком. Из других языков распространены амхарский - около 7%, тигри-нья - 0,74%, оромифа - 0,68%, аргобинья - 0,4% и волатинья - 0,3%.
Помимо Эфиопии, афар живут в соседних странах. По оценке 2018 г.: в Эритрее 424 тыс. чел. и Джибути 300 тыс. [27]. По существу государственные границы разрезают единую этнотерриторию афар. Именно этим во многом объясняется тесная связь афар с событиями на Африканском Роге.
У афар несколько этнонимов. Соседние народы - амхара, оромо и сомали - называют их «адал», «адали». Среди арабов афар известны как «данакили». Дело в том, что издавна существовали торговые связи между арабскими моряками и кланом данакили, населявшим «королевство» Данакили (XV-XVII вв.). Со временем этноним «данакили» стал относиться ко всем афар. Еще один этноним - «телтал» («висящий») - уничижительное название, данное им тиграй. Тем самым тиграй подчеркивали бескультурье женщин-афар, не закрывавших верхнюю часть тела.
Сами афар называют себя либо «афар», либо «Кафара Умата» (нация афар) [4].
Свое происхождение они ведут от государства Куш - сына Хама, внука Ноя - первых кушитов, переселившихся в Данакильскую впадину [5, с. 319].
Основное занятие населения - скотоводство. Разводят верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз, свиней. Вдоль рек и озер распространено земледелие: выращивают кукурузу, бобовые, сорго, папайю, бананы, апельсины и др., а также хлопок. Издавна существовала добыча соли, и торговля ею с соседними странами приносила хороший доход.
Социальная организация афар характерна для большинства скотоводческих народов Африканского Рога. Ее основу составляет патрилинейная система родства и кланы. По некоторым данным у афар насчитывается свыше сотни кланов. Каждый из них имеет сложную иерархическую пирамидальную структуру со своей идентичностью, территорией и традиционными властями. Нижнюю часть пирамиды составляют большесе-мейные общины «дала». Несколько дала объединены в «кхида», последние - в «мела». Несколько мела составляют клан.
Имеются две группы кланов афар: асахимера (красные) и адохимера (белые). Происхождение их неизвестно.
По-прежнему большую роль играют традиционные власти разных уровней. Они действуют совместно с советами в соответствии с обычным правом «маада».
Сохраняются у афар и возрастные классы - «фимаа».
Среди афар продолжают бытовать этнические стереотипы и предубеждения.
Все это способствовало консервации традиционных социально-политических и культурных структур, образа жизни и известной изоляции афар как этнической общности.
Немного истории
У афар богатое историческое прошлое. Аксум, арабские завоеватели, Оттоманская империя, Абиссинская империя, борьба Франции и Италии в конце XIX в. и раздел этой территории в соответствии с договорами, подписанными с традиционными властями -все это не могло не оказать влияния на афар.
Отношения афар с Абиссинией восходят к аксумскому периоду и сопровождались борьбой за порт Адулис, принадлежавший одному из племен афар - адолла (не исключено, что это сегодняшние адал. - Р.И), на побережье Красного моря. В средние века происходили войны между христианскими государствами на территории нынешней Эфиопии и мусульманским эмиратом/султанатом Адал, в войсках которого было немало афар. Во второй половине XVI в. власть Адал все больше ослабевала. На земли афар пришли оромо. Но несмотря на неоднократные попытки правителей христиан амхара и тиграй подчинить себе афар, традиционные лидеры сумели сохранить свою власть и независимость.
В XIV в. афар приняли ислам. Это способствовало созданию централизованной и иерархической формы правления. К этому времени относится возникновение ряда султанатов: Таджура, Рахайто, Биру, Гобхат, Аусса во главе с султанами.
Эфиопские императоры вели борьбу против афар с целью захвата их территории. Султанат Аусса был вассалом эмирата Адал в Хараре. Однако оромо вытеснили их из Харара в Ауссу. Династия афар, основанная Каддафо в Ауссу, просуществовала вплоть до 1975 г. Остальные султанаты были захвачены европейскими державами и поделены между Италией, Францией и Эфиопией. Султанат Аусса сохранил известную степень автономии внутри Эфиопии вплоть до падения режима Хайле Селассие в 1974 г.
Ныне у афар четыре султаната: Аусса в штате Афар, Грифо на границе Эфиопии и Эритреи, Рахайто вдоль границы между Эфиопией и Джибути и Таджура в Джибути [4].
В результате раздела этнотерритория афар была включена в состав эфиопского государства в конце XIX в. Основной целью политики правительства было усиление контроля, использование природных ресурсов и сбор налогов.
В период правления императора Хайле Селассие территория афар была разделена на несколько провинций: Харар, Шоа, Уэлло, Тиграй, Эритрея. В каждой из этих провинций афар составляли меньшинство и были лишены участия в управлении.
Центральным правительством был разработан проект по созданию в долине реки Аваш частного товарного земледелия. В связи с этим участки земли были экспроприированы у местного населения.
После Второй мировой войны в Эфиопии была введена новая административная система, в соответствии с которой афар вошли в несколько административных единиц, что вызвало недовольство традиционных властей.
В 1961 г. на конференции в Тийо, на которой присутствовали 55 вождей племен, было принято решение о необходимости создания автономной административной еди-
ницы (governorate-general), которая объединила бы афар, живущих в Харар, Шоа, Уол-ло, Тиграй и Эритрее.
В 1963 г. Конференция в Ассаб высказалась за принятие петиции Хайле Селассие. Задача сбора подписей всех племенных вождей афар и вручение петиции императору была возложена на шейха Ясина Мухамода. Однако все традиционные лидеры, в том числе и религиозные, прибывшие в 1964 г. в Аддис-Абебу, чтобы просить о восстановлении единства афар, уехали ни с чем. Их прошение было проигнорировано императором [6, с. 345].
Недовольство политической элиты афар существующим режимом росло и привело к возникновению в начале 70-х годов подпольных протестных движений, а позже к созданию Фронта освобождения афар (The Afar Liberation Front).
Пришедший к власти в 1974 г. Временный военный административный совет (по-амхарски Дерг) использовал недовольство афар в своих целях. Он признал существование национального вопроса и обещал решить накопившиеся проблемы. В принятой им в апреле 1976 г. Программе национально-демократической революции была провозглашена автономия для национальностей [7].
При императоре Хайле Селассие существовали дружественные отношения с традиционными властями афар, в первую очередь, с султаном Аусса Али Мирахом. Ему был даже присвоен почетный титул «Любимец императора» (Bitwadded). Афар были единственной этнической группой, которая (помимо амхара и сомали) вела радиопередачи на своем языке. В благодарность султан обеспечивал безопасность важной стратегической дороги, соединявшей Аддис-Абебу с портом Ассаб. С приходом к власти Дерга в 1974 г. эти отношения взаимной помощи закончились.
В соответствии с земельной реформой 1975 г. вся земля была национализирована. Таким образом все огромные земельные участки, принадлежащие султану и аристократии афар, были экспроприированы в пользу государства. Более того, многие из прежних землевладельцев не только лишились собственности, но были заключены в тюрьму и поплатились жизнью.
Али Мирах, владевший огромными земельными массивами, прекрасно представлял грозившую ему участь, поэтому, когда власти пригласили его в Аддис-Абебу, он воспринял это как готовящуюся западню и предпочел в июне 1975 г. бежать из страны.
Вскоре начались волнения афар. Они поджигали принадлежавшие государству плантации в Тендахо, перекрыли шоссейную дорогу в Ассаб и тем самым прекратили экспорт и импорт. Начались большие трудности с бензином. В ответ власти начали борьбу, которая получила название «геноцид афар». Столица султаната Аусса Ийлсаите была разрушена, многие жители убиты. Власти обратились за помощью к детям прежнего султана, которого в свое время сместил Али Мирах, с просьбой навести порядок.
Афар сменили тактику открытого сопротивления и перешли к партизанской войне. Ханфаре Али Мирах, сын султана, направил ряд студентов в Сомали для овладения методами партизанской борьбы.
Как уже отмечалось выше, в период правления Хайле Селассие многие представители традиционных властей афар направляли императору многочисленные петиции, доказывая важность и практическую пользу для страны создания автономного государства Афар: это, во-первых, привлекло бы афар, живущих в Джибути, которые не разделяли идею создания «Великого Сомали», и, во-вторых, могло бы способствовать улучшению ситуации в провинции Эритрея и привлечению живущих там афар. А это, в свою очередь, обеспечило бы выход к Красному морю и порту Ассаб. Однако все эти петиции остались без ответа.
Новые власти (Дерг) всерьез заинтересовались подобными предложениями. В середине апреля 1977 г. в городе Геване политической элитой афар был созван конгресс
афар с целью укрепления единства этого народа и обсуждения проблемы создания самостоятельного региона в рамках эфиопского государства.
Присутствовали старейшины афар из всех пяти провинций, а также наблюдатели -представители политических партий афар из Джибути.
Участники конгресса призвали к немедленному созданию региона, который включил бы территорию всех афар, живущих в провинциях Эритрея, Тиграй, Уолло и Ха-рарге [6, с. 345].
В работе конгресса принимал участие член политического комитета Дерга Негуссие Негасса. Однако на обратном пути в Аддис-Абебу он был убит. Планы афар создания автономной административной единицы осуществлены не были.
В мае 1978 г. Ассаб (южная часть Эритреи, которая также является частью этнотер-ритории афар) стал независимым административным регионом, а статус дистрикта Аусса был повышен до уровня провинции. Эти два района рассматривались деятелями Национально-освободительного движения афар как ядро будущего региона. В него также должны были войти Геване (от Харарге), Афамбо, Дубти и Бати (от Уолло), Тийо (от Эритреи) и Шихет и Берхале (от Тиграй) [8, с. 2].
Программа национально-демократической революции, принятая Дергом в апреле 1976 г. и признавшая право всех национальностей на самоопределение, привела к расколу в рядах националистов афар: часть из них, в первую очередь молодежь, перешла на сторону властей и создала новую организацию Национально-освободительное движение афар (The Afar National Liberation Movement - ANLM). Они выступили за создание автономного государства Афар в границах Свободного союза эфиопских наций [9, с. 224].
В 1979 г. руководством Национально-освободительного движения афар был создан Фронт освобождения северных афар (The Northern Afar Liberation Front), позже переименованный в Национально-освободительный фронт афар (The Afar National Liberation Front). Он присоединился к Фронту освобождения эфиопских народов (The Ethiopian Peoples' Liberation Front) и Народному фронту освобождения Тиграй (The Tigray People's Liberation Front, TPLF) в борьбе против режима Дерга. Но это был кратковременный союз, поскольку ряд политических деятелей афар были против присутствия Народного фронта освобождения Тиграй на этнической территории афар.
Все последующие годы политические деятели афар продолжали вынашивать планы создания автономной административной единицы. Эти требования усилились в 1986 г. в связи с готовящейся реструктуризацией страны.
Но власти заявили, что создание подобного огромного по площади региона невозможно с точки зрения эффективности управления. Подавляющее большинство афар в 1988 г. были включены в автономный регион Ассаб, остальные - в дистрикт Аусса. Это привело к расколу Национально-освободительного движения. Часть членов была недовольна режимом Дерга. Они обосновались в труднодоступном районе на севере этно-территории афар. В будущем они стали создателями оппозиционной партии Угогомо (Ugogomo - «Революция»).
Часть политических деятелей афар поддержала правящий антидемократический режим.
Партии и современная внутриполитическая ситуация
Первые политические организации афар появились в 1960-1970-е годы.
Политические события на Африканском Роге и борьба против колониализма не могли не оказать влияния на самосознание молодого поколения афар, в первую очередь на студентов университетов Аддис-Абебы, Каира и Асмары. Уже в те годы существова-
ла идея объединения всех афар, разделенных границами (выше уже упоминалось о петициях традиционных вождей императору Хайле Селассие). В 1964 г. с этой целью была создана Ассоциация студентов афар (The Afar Students Association).
В 1970-е годы некоторые члены Ассоциации, отправившиеся на учебу в Египет, сыграли большую роль в формировании национальной идентичности афар и сплочении студентов-афар в Каире. В результате 2 ноября 1972 г. было создано Движение по мобилизации афар (The Afar Mobilization Movement ).
Одновременно подобное движение возникло и в Джибути. Однако у них были разные цели: первое боролось за автономию, второе вело антиколониальную борьбу за независимость против господства Франции.
В середине августа 1974 г., за месяц до свержения Хайле Селассие, в Берлине был создан Фронт освобождения афар (The Afar Liberation Front, ALF) во главе с одним из сыновей султана Али Мираха Ханфаре Али Мирах. Другой его сын Ахмед Али Мирах возглавил военное крыло Фронта. Своей главной задачей Фронт считал и считает создание независимого государства афар, которое включало бы афар, живущих в Эфиопии, Эритрее и Джибути.
Создание при Менгисту для афар автономной провинции не удовлетворило Фронт освобождения афар, поскольку наиболее плодородные земли в долине реки Аваш оставались в руках амхара. Однако все последующие годы ALF особо себя не проявлял.
Попытки молодых деятелей Движения за объединение афар с их радикальными лозунгами установить контакты с Фронтом освобождения афар - выразителем интересов традиционных властей во главе с Али Мирах - успеха не имели.
В мае 1991 г. Дерг был разгромлен. Это привело к активизации политических организаций афар в надежде на успешное осуществление своей мечты. На политическую арену вновь вышел бездействовавший до этого Фронт освобождения афар.
В работе конференции 27-8 мая 1991 г. в Лондоне принимал участие сын султана Али Мирах - Ханфаре Али Мирах. В качестве союзника Революционно-демократической партии эфиопских народов Фронт освобождения афар участвовал в Национальной конференции по созданию Переходного правительства, которая состоялась с 1 по 5 июля 1991 г. в Аддис-Абебе. Фронт получил в Переходном правительстве три места. Их заняли вернувшийся из изгнания султан Али Мирах и два его сына. В декабре 1991 г. Региональный совет афар избрал сына султана Хабиба Али Мирах президентом региона.
В 1992 г. состоялись первые региональные выборы. В них участвовали несколько политических организаций афар. Среди них, помимо Фронта освобождения афар, Партия фронта освобождения афар (The Afar Liberation Front Party) и Демократическая организация афар (Afar People 's Democraic Organization, APDO). На выборах победил Фронт освобождения афар. Ему принадлежало большинство мест в региональных органах законодательной и исполнительной власти. Победе помог тот факт, что у Фронта установились дружественные отношения с правящей партией в период борьбы против Дерга. Ведущую роль в руководстве ALF играли члены семьи султана. Возглавлял Фронт сын султана Ханфаре Али Мирах. Основной опорой Фронта был район Аусса, ядро султаната.
У султана было 12 сыновей и 10 дочерей от четырех жен и ему было из кого выбирать при назначении на министерские и посольские посты. Ему предоставили виллу и возвратили 10000 га земель в Ауссе, национализированные Дергом [10, с. 293]. Сын Али Мираха Ханфаре Али Мирах ненадолго стал первым главой штата Афар. Последовавший раскол в семье, отъезд султана Али Мираха в Саудовскую Аравию и проклятие
* По другим данным, эта организация называлась Движение за объединение афар (The Afar Rallying Movement).
своего сына Ханфаре за сотрудничество с правящим режимом положили конец Фронту освобождения афар.
Другой сын султана Омер в 1994 г. сформировал Национально-освободительный фронт афар (The Afar National Liberation Front). В этом же году было создано Национально-демократическое движение афар (The Afar National Democratic Movement).
С целью укрепления сотрудничества с Национально-освободительным движением афар власти назначили на ряд руководящих постов членов данной организации. Что же касается Фронта освобождения афар, то в сложившейся ситуации его деятельность оказалась малоэффективной.
В противовес оппозиционным партиям правящая партия создала Демократическую организацию афар. Ее членами и сторонниками были афар, населявшие прежде провинцию Тиграй. В действительности APDO представляла интересы не афар, а правящей партии Революционно-демократического фронта эфиопского народа (ИПРДФ) [11, с. 113]. Со временем APDO вытеснила АПФ и заняла господствующее положение в органах власти штата Афар.
Она победила на выборах в 1995 г. и завоевала большинство в законодательном собрании штата. Ханфаре вновь был избран президентом штата. Однако вскоре был смещен и его место занял представитель правящей партии Исмаил Али Сиро. Он был удобен властям и оставался президентом штата Афар вплоть до 2010 г.
Несмотря на то что афар получили свой штат, обстановка в регионе не только не улучшилась, но по многим причинам ухудшилась. Дело не только в катастрофическом положении в экономике, обострении земельного вопроса и межэтнических конфликтах.
После отделения в 1993 г. по итогам референдума от Эфиопии Эритреи часть этно-территории афар на побережье Красного моря была включена в состав нового государства. Таким образом, границы разрезали единую этнотерриторию. В результате члены одних и тех же кланов оказались в разных государствах. Ныне на повестке дня ряда политических деятелей с особой силой прозвучал лозунг создания «Великого государства афар» (Greater Afar).
Революционно-демократический Объединенный Фронт Афар (The Afar Revolutionary Democratic Unity Front) заявил, что афар «побережья Красного моря и хинтерланда должны быть вместе» [12].
Духовный и традиционный лидер афар султан Али Мирах также считает, что «Афар - это афар от Лейка до Массауа и даже верблюды знают, что это единая земля» [13, с. 9].
Разделение афар между тремя государствами: Эфиопией, Эритреей и Джибути вызывает недовольство не только политиков, но, пожалуй, в первую очередь рядовых общинников.
Родственные связи очень крепки. Существуют большие кланы, члены которых живут на территории Эфиопии, Эритреи и Джибути. К ним относятся кланы Аребта, Да-моита, Дахимела, Хаду, Хадамо, Сека, Маейто и Блеессева. Например, территория клана Хадамо расположена в основном в Эритрее, но также в нескольких зонах штата Афар и в Джибути. Члены клана Дахимела и Хаду живут в штате Афар, Джибути и Эритрее, а члены клана Секо - в основном в двух зонах штата Афар и в Эритрее [14, с. 2].
Эфиопско-эритрейский конфликт 1998-2000 гг. и связанные с ним военные действия значительно ухудшили положение афар. Дело не только в огромном количестве беженцев с обеих сторон, но не разминированные до сих пор минные заграждения мешают свободному перемещению скотоводов-афар со своими стадами.
В приграничных районах Эфиопии и Эритреи имеются вооруженные группы и партизаны, поддерживаемые правительствами обеих стран. Так, по имеющимся данным,
Демократическую организацию афар Красного моря (The Red Sea Afar Democratic Organization) поддерживает правительство Эфиопии, и ее база находится в Эфиопии. Организация действует в приграничных районах и Эритрее [14, с. 5].
С другой стороны, существуют пять или шесть вооруженных группировок афар, поддерживаемых эритрейским правительством и действующих в эфиопском штате Афар. Они не объединены организационно и действуют изолированно, нападая на мирных жителей, и захватывают их в качестве заложников, крадут скот [14, с. 5] .
В 2002-2016 гг. вооруженные группировки афар постоянно совершали рейды на территорию Эритреи, сопровождавшиеся убийствами солдат и офицеров. Так, 16 ноября 2008 г. мятежниками Демократической организации афар Красного моря были убиты около 300 эритрейских солдат в учебном центре в районе Афамбо [14, с. 5].
В апреле 2011 г. тогдашний премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи впервые заявил, что его правительство будет поддерживать мятежные группировки, выступающие против эритрейского режима с целью свержения президента Исайяс Афеверки [15]. Эритрея поддерживает Фронт освобождения афар и Демократическую организацию афар (The Afar Democratic Organization) в Эфиопии, а последняя - Революционный демократический союз афар в Эритрее (The Afar Revolutionary Democratic Union).
Оппозиционные партии и группировки афар существуют на территории Эритреи и Джибути.
В Эритрее афар населяют юго-восточные районы страны, включая порт Ассаб на Красном море. Демократическая организация афар Красного моря была создана в 2012 г. и действует под лозунгом «Красное море принадлежит афар!» [16].
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что внутриполитическая ситуация в штате крайне сложная. Одна из причин - обилие партий и организаций, борющихся за власть как между собой, так и против федерального правительства. Так, в 2016 г. у афар существовало несколько партий, движений, групп. Каждая из них считает себя единственным выразителем интересов афар.
В их числе:
а) парламентские партии: Единый Революционно-демократический фронт афар (The Afar Revolutionary Democratic Unity Front); Национально-демократическая партия афар (The Afar National Democratic Party);
б) региональные партии: Фронт освобождения афар (The Afar Liberation Front); Демократическое движение афар (The Afar People's Democratic Movement) [17].
Все эти партии зарегистрированы на сайте Министерства иностранных дел Эфиопии.
Наиболее оппозиционно настроенной партией афар в Эфиопии является Единый революционно-демократический фронт афар (The Afar Revolutionary Democratic Unity Front, ARDUF). Он был создан в 1993 г. путем объединения трех организаций.
По данным ВВС, ARDUF ставит своей целью создание независимого государства афар, объединив представителей этого народа, живущих в Эфиопии, Эритрее и Джибути. Споры идут о том, будет ли это независимое суверенное государство или автономный регион в пределах Эфиопии. ARDUF всегда выступал против отделения Эритреи, т.к. это расчленяет этнотерриторию афар [18].
Во время эфиопско-эритрейской войны в 1998 г. ARDUF был на стороне Эфиопии. В партии существует несколько фракций. Внутренние распри привели к ослаблению ее активности.
Еще одна антиправительственная организация Угугумо в прошлом выступала против Дерга, а не против существующего режима. Ее лидеры утверждают, что они представляют всех афар стран Африканского Рога, и что их цель - создание «Великого государства афар» [11, с. 113].
Группировка афар, с которой сотрудничают эфиопские оппозиционные силы, существует в Джибути. Это - Фронт за восстановление единства и демократии (The Front for the Restoration of Unity and Democracy). Особенно активно он действовал в 19911994 гг. сразу после установления в Эфиопии нового политического режима.
Обилие политических организаций афар и межпартийная борьба не только ухудшают ситуацию в штате, но приводит ко все большей дезинтеграции единой этнической общности.
Межэтнические отношения
Еще один фактор, обостряющий напряженность в штате - межэтнические отношения и конфликты.
Основные действующие «лица» -афар, амхара, оромо, тиграй и субэтнос сомали -исса.
Афар называют пограничные территории с оромо, сомали, тиграй, аргобба и вай-джерат «землей страха», а свою территорию - «землей света» [10, с. 300].
Напряженные отношения афар со своими соседями имеют давнюю историю. Этно-территория афар непосредственно граничит с оромо и сомали.
Согласно традиции, эти народы во время массовых миграций в XVI-XVII вв. захватили принадлежавшие афар земли. Последние в свою очередь двинулись на север на нагорья, населенные амхара. Часть афар были загнаны в засушливые районы Рифт Вэл-ли.
В период итальянской оккупации 1936-1941 гг. территория афар была присоединена к Эритрее. Это был тяжелый период в их истории. Постоянные атаки субэтноса сомали - исса вынуждали афар покидать родные земли, которые переходили в руки исса. Строительство железной дороги Аддис-Абеба - Джибути способствовало дальнейшей экспансии исса. Компания, сооружавшая железную дорогу, нанимала исса в качестве носильщиков, рабочих, охранников. В дальнейшем они все больше становились постоянными жителями в этих районах, изгоняя афар.
Напряженные отношения с исса длятся десятилетиями и с трудом поддаются урегулированию.
После отделения Эритреи и потери порта Ассаб большую значимость приобрела железная дорога в Джибути, которая пересекала долину реки Аваш. Земли вдоль этой дороги приобрели особую ценность и сюда потянулись «хайлендеры» - амхара и ти-грай. В восточных и южных пограничных районах возникли оживленные рынки и процветала (и процветает) контрабандная торговля. Доминирующее положение в этой торговле принадлежит сомали-исса, поскольку они могут свободно передвигаться среди своих соплеменников. Они контролируют караванную торговлю, поставляют верблюдов, работают в качестве проводников, носильщиков и охранников. На эфиопской стороне основными торговцами являются тиграй. Они действуют в трех торговых центрах: Гадамаиту, Адаитоу и Ундофо. Афар не участвуют в этой торговле. Но поскольку дорога проходит через их территорию, они постоянно сталкиваются со скотоводами исса, которые пасут скот на принадлежащих афар землях. Столкновения происходят также из-за владения водными ресурсами, а использование автоматического оружия приводит ко все новым и новым жертвам.
Часто случающиеся в этих районах засухи усугубляют ситуацию: скотоводы (и ис-са, и афар) в поисках пастбищ и водопоев вторгаются на территорию соседних народов, что приводит к конфликтам.
Так, засуха и голод («Большой голод», Unda Аbar) в 1973-1974 гг. привели к гибели по некоторым данным до 30% жителей и огромного количества скота. Следующая
засуха случилась в 1983-1984 гг. Еще более катастрофическими были последствия засухи в 2002-2003 гг. - афар потеряли 87% голов крупного рогатого скота, 85% верблюдов и 85% поголовья овец и коз. Это не только значительно ухудшило экономическое положение, но и привело к новым конфликтам с соседями карайю, исса и др.
20 апреля 2014 г. жители города Аваш и окрестностей в качестве протеста против постоянных захватов их скота исса заблокировали на несколько часов дорогу, связывающую Аддис-Абебу с Джибути. В ответ представители федеральной полиции применили репрессивные меры, в результате которых 12 человек были убиты. Вокруг г. Аваш были сосредоточены войска, что вызвало возмущение населения и требование вывести войска.
Поскольку обещания властей разобраться с произошедшим и наказать виновных выполнены не были, студенты колледжа и университета в городе Семера (столица штата Афар) 23 апреля 2014 г. организовали демонстрацию в защиту потерпевших. Однако основным был протест против захвата земель, принадлежащих афар, в Дубте, около Се-мера. Порядка десятка демонстрантов были арестованы и посажены в тюрьму [19].
Отчуждение земель в районах Афдера, Далоал, Теру и в долине реки Аваш продолжаются. Скотоводов насильно сгоняют с плодородных земель в полупустынные, лишенные воды местности.
Оппозиционная Партия народа афар (Afar People's Party) выступала с осуждением убийства гражданских лиц, насильственного выселения скотоводов, захвата земель и призывала Amnesty International и Human Rights Watch провести расследование ситуации в штате Афар [20].
Напряженность в этих районах сохранялась в течение 2015-2017 гг. Официальным властям, к сожалению, пока не удалось нормализовать ситуацию.
По мнению некоторых африканских ученых в основе сложных отношений лежит психо-социальная несовместимость, ненависть, сопровождающаяся насилием. На основании полевых исследований они утверждают, что ненависть между двумя этими этническими группами настолько глубока, что они не могут жить вместе. Например, в городе Геване нет ни одного исса. Только афар и «хайлендеры». А в таких городах, как Адаиту, Эндуфо и Гедамаиту, вы не найдете ни одного афар. Только исса и «хайленде-ры» [14, с. 6].
У афар отсутствует традиция заключения соглашений, которые способствовали бы разрешению конфликтов [10, с. 53].
К югу от реки Аваш происходят постоянные стычки афар с субэтносами оромо -карайю (каррайю), итту, ноле.
Еще один конфликтогенный район расположен в западной части Специальной во-реды Аргобба. Эта зона небольшая по площади и крайне перенаселена. В 1996 г., когда происходило размежевание в соответствии с новым административным делением, часть афар оказалась на территории штата Тиграй. Их вынудили переселиться в свой штат Афар. Это сопровождалось конфликтами и стычками. Конфликты продолжаются в этих районах и по сей день с субэтносом тиграй - вейджерат. Эфиопские исследователи отмечают, что прежде эти группы жили в мире и согласии, у них были общие пастбища и рынки. Существовали дружеские отношения между семьями. Они вместе выступали против режима Дерга.
Однако после 1991 г. ситуация резко изменилась. Началась борьба за естественные ресурсы, прежде всего за землю. Дело в том, что в результате экспроприации государством у афар огромных земельных массивов значительно сократились пастбища. К этому добавились частые засухи. Часть афар вынуждена менять привычный образ жизни скотоводов-кочевников, переходить к оседлости и заниматься земледелием. Поскольку плодородных земель мало, афар начали использовать участки в приграничных районах,
населенных земледельцами-вейджерат. Естественно, это вызвало недовольство последних и привело к конфликтам. Поскольку демаркация границ между афар и тиграй до сих пор не проведена, земли эти спорные. Конфликты, начавшиеся в 1995-1996 гг., когда часть территории вейджерат была передана штату Афар, продолжались в последующие годы: в 2002, 2007, 2010. В результате столкновения погибло немало людей с обеих сторон и был нанесен большой ущерб имуществу [21].
Помимо издавна существующих причин конфликтов между сомали и оромо: борьба за ресурсы (пастбища, воду), культурные традиции, когда убийство иноплеменника считается проявлением храбрости и ставится в заслугу юноше и др., в нынешних условиях возникла еще одна - Фронт освобождения оромо претендует на территорию вдоль реки Аваш для будущего государства Оромия (Greater Oromia) [22, с. 229].
Что же касается отношений афар с соседями амхара, то вооруженные столкновения очень часты, особенно в районе оживленных торговых пунктов Сенбетие и Шоа Робит. Так, в ноябре 2002 г. около 40 женщин и детей афар были убиты, когда они возвращались с рынка. По данным полиции, с 1995 по 2003 г. число убитых с обеих сторон составляло 174 человека, ранено было 75 [22, с. 229; 10, с. 300].
Постоянные пограничные конфликты афар с амхара, тиграй, оромо, сомали объясняются не только борьбой за ресурсы, но и тем, что до сих пор не проведена демаркация границ штатов. Часть земель афар находится в соседних штатах и афар требуют их возвращения.
По существующему положению границы должны определять власти самих штатов, а не федеральное правительство. Но региональные власти кивают на центр и положение не меняется.
Конфликтные ситуации у афар с соседями существуют издавна, но прежде не выливались в столь острое противостояние. Будучи соседями, представители разных народов вынуждены были находить пути для сосуществования. Этому способствовали межэтнические браки, обмен хозяйственными навыками и культурными ценностями. Этническая принадлежность мало волновала. Ситуация в корне изменилась с введением новой системы - федерализма.
Отныне требовалось четко определить свой этноним, так как он «привязывался» к определенной территории, т.е. к соответствующей административной единице: штату, зоне, вореде. А это уже власть во всех этих органах, финансирование и т.д. При этом основным аргументом является апелляция к истории: «эти земли принадлежали нашим предкам».
В прежние годы конфликты, возникавшие между афар и соседями (это относится вообще ко всем народам Эфиопии), разрешались традиционными методами. Они назывались по-разному. Например, в случае с афар - зевелде, с вейджерат - гереб и т.д. Ныне эти традиционные институты, хотя и сохраняются, но, к сожалению, не всегда поддерживаются официальными властями. Современные же органы правосудия непривычны малограмотным скотоводам-афар и до судов обычно дело не доходит.
С целью стабилизации обстановки федеральное правительство издало приказ о создании на уровне штата, зон и воред двусторонних комитетов по безопасности и миру. В их состав должны были войти представители администрации и правоохранительных органов, старейшины и военные. В задачу комитетов входило рассмотрение дел, связанных с конфликтными ситуациями, наказание виновных и обеспечение выплаты компенсации за потерю скота.
Несомненно, подобные комитеты, использующие нормы обычного права, важны. Однако если говорить в целом о роли традиционных властей в управлении в штате Афар, то деятельность советов старейшин, созданных в соответствии со статьей 63 Конституции штата, пока малоэффективна. Ныне администрация разных уровней имеет
собственных советников из числа старейшин. Они назначаются региональными властями: один советник в каждой вореде, по два-три - в зоне и несколько - на уровне штата. Президент штата также имеет собственного советника [4, 95].
Многочисленные совещания в Аддис-Абебе при участии тогдашнего премьер-министра Мелеса Зенауи, а также встречи в Аваше, Дире Дауа и Джиджиге под руководством министра по делам федерации ощутимых результатов не принесли.
Конфликты как с «хайлендерами», так и с исса продолжались и в 2014-2017 гг., зачастую принимая характер вооруженных.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются федеральные власти в штате Афар -недовольство населения в связи с массовым отчуждением земель в пользу государства и частных инвесторов.
Земельный вопрос
В 1960-1970-е годы при императоре Хайле Селассие плодородные земли в долине р. Аваш были переданы иностранным компаниям (английской и голландской) под плантации хлопка. В 1962 г. было создано Управление долины Аваш с целью развития товарного земледелия. К 1975 г. под эгидой Управления работало 33 иностранных компании. Им принадлежали колоссальные земельные массивы (более 60 000 га, или 25% плодородных земель). Афар изгоняли с их земель, что, естественно, вызывало большое недовольство и привело к совершенно неожиданному результату. Султан афар Али Мирах создал собственные плантации, которые составляли 22% всей обрабатываемой земли в районе Нижней Долины р. Аваш. Предприниматели афар получали огромную прибыль.
С приходом к власти в 1974 г. марксистского режима Менгисту Хайле Мариама официальными властями была сделана попытка развязать классовую войну афар против султана как эксплуататора рядовых общинников. Али Мирах вынужден был бежать в Саудовскую Аравию.
В 1975 г. в соответствии с законом плантации хлопка были национализированы Дергом, и созданы государственные фермы. Принадлежавшие султану и вождям афар земли были изъяты и распределены среди общинников по 2,5 га на семью. Однако новые поселения были совершенно чужды традиционному образу жизни скотоводов-афар. Более того, насильственное насаждение товарного земледелия было бедствием для скотоводов-афар - они лишились пастбища на восточном берегу р. Аваш.
Что же касается производства товарной продукции - хлопка и сахара - то в этом принимают участие не крестьяне-афар, а инородцы, в первую очередь сезонные рабочие оромо из Уолло и Шоа.
Изменилось и отношение к земле: она стала товаром и приобрела огромную ценность. Участились конфликты на почве оспаривания земельной собственности между кланами.
Усугубило ситуацию и отчуждение огромных участков земли в долине р. Аваш под национальные парки, охраняемые территории, заповедники в связи с развитием туризма. Так, под созданный в 1969 г. Национальный парк Аваш было экспроприировано 75 тыс. га пастбищ у скотоводов карайю-оромо и афар; в том же году Национальный парк Янгуди Расса лишил афар около 5 тыс. кв. км. Огромные земельные площади занимают заповедники, т.н. охотничьи угодья и др. В результате скотоводы оромо и афар лишились 353 тыс. га [31, с. 240].
Изъятие земель под агропроекты и национальные парки привело к конфликтам не только между афар - сомали-исса, афар - оромо, оромо - исса, но и между субэтническими группами и кланами внутри этих этносов. Например, между вейма афар и дебине
афар, вейма афар и дене афар. То же относится и к подразделениям сомали-исса и иту-оромо [22, с. 242].
В 1990-е годы плантационное хозяйство в долине р. Аваш, существовавшее при Хайле Селассие и процветавшее в период Дерга, пришло в упадок. Федеральные власти приняли решение часть земельных угодий передать местным общинам. С одной стороны, по закону землей распоряжаются власти штата. Но в соответствии с обычным правом все члены клана имеют равные права на землю. Сдача земли в аренду лишала общинников этого права. В результате некоторые старейшины нередко попросту торговали земельными участками, предоставляя земли в аренду по фиксированным ценам, а своим общинникам выделяли малоплодородные участки. Это привело к внутриэтниче-ским конфликтам как между субэтносами афар, так и между кланами. Так, в августе 2002 г. произошел конфликт между суб-субкланами вейма-афар-рекбак-деремела и абе-лы-хайсемале, в результате которого несколько человек погибло. Столкновения между кланами харкемела-федих'те (субэтническая группа дебине) и рекха-деремела (субэтническая группа вейма) унесли жизни 24 человек, сотни были ранены [22, с. 246].
В начале XXI в. федеральное правительство разработало проект создания на землях афар крупных агрохолдингов для производства сахара. Под плантации предполагалось занять все орошаемые земли - 85000 га по среднему и нижнему течению р. Аваш [22, с. 298]. Это касалось не только плантаций хлопка и обширных пастбищ, но и всех обрабатываемых афар столетиями земель в четырех воредах Ауссы. В 2007 г. началось строительство огромной плотины около г. Логиа. Другая плотина была запланирована на притоке Аваш - реке Кесселе. Население же переселялось в созданные деревни. Власти рисуют радужную картину будущих поселений с благоустроенными жилищами, больницами, ветеринарными пунктами, школами и т.д. С целью разъяснения преимуществ проектов покойный премьер-министр Мелес Зенауи дважды приезжал в штат. Однако пока мало что меняется.
Интеллигенция афар не выступает против, поскольку этот проект ей сулит выгоду. Молчаливое согласие и покорность старейшин объясняется отсутствием их влияния на власти штата, а также боязнью потерять свои посты, чему их учит печальный опыт [22, с. 300].
В начале 2005 г. эфиопское правительство начало воплощать в жизнь амбиционный ирригационный проект с целью создания плантаций сахарного тростника и строительства двух сахарных заводов в нижнем и среднем течении р. Аваш. Компания государственная. Из пяти зон штата Афар этот проект напрямую затрагивает население четырех зон. Земли, принадлежащие скотоводам общинникам-афар, были экспроприированы в пользу государства. Большие площади, занятые лесами, вырублены, чем нанесен огромный ущерб окружающей среде.
Потеря пастбищ и источников воды вызвала протест со стороны афар. Чтобы обеспечить порядок, власти ввели армейские подразделения. Тех, кто отказывался переселиться или выражал открыто недовольство, арестовывали и убивали [23].
Для борьбы против данного проекта и защиты прав афар была создана «Организация прав афар». Центральный комитет организации обратился в ООН, Европейский союз, другие международные организации с призывом заставить правительство отказаться от данного проекта и остановить работы в долине р. Аваш. Среди других требований: прекращение внешней помощи при осуществлении проекта в долине Аваш; отказ от применения химических удобрений; бойкот приобретения сахара и хлопка из долины Аваш; освобождение скотоводов-афар, заключенных в тюрьмы в связи с их протестом против данного проекта [23].
В соответствии с существующей системой землевладения и землепользования в традиционном обществе афар земля принадлежала общине, а также клану. Рядовой об-
щинник мог использовать землю в соответствии с нормами общинного права, но он не был ее собственником. Однако ни одно правительство не считалось с этим. При Хайле Селассие власти имели полное право экспроприировать землю. При Дерге вся земля была национализирована. Ныне, хотя Конституция признает право скотоводов на использование земли (ст. 40,5), она принадлежит государству. В результате, как отмечалось выше, огромные площади были попросту экспроприированы под государственные проекты, главным образом под сахарные плантации в долине р. Аваш, без обсуждения с местным населением. Подобная утвердившаяся практика игнорирования мнения рядовых общинников при разработке новых проектов вызывает большое недовольство населения и чревато возникновением конфликтных ситуаций. Поскольку в новых проектах участвуют инородцы, недовольство афар направлено против них, и конфликты приобретают этническую окраску.
Сокращение земельных угодий из-за экспроприации приводит к борьбе за пастбища и водные ресурсы, создавая конфликтные ситуации между кланами. Отношение властей и коммерческих структур к скотоводам-афар как к отсталым структурам, мешающим экономическому развитию страны, лишь усугубляет взаимное недовольство.
Как результат штат Афар - один из наиболее отсталых в экономическом отношении, население которого не может существовать без продовольственной помощи извне, уровень жизни падает. Более того, принятые проекты привели к сокращению земельных ресурсов, а как следствие - к борьбе за них и сокращению поголовья скота. Все это вынуждает скотоводов искать новые источники существования, отказываться от традиционных занятий и переселяться в города.
Рядовые общинники, убеждаясь в нежелании как федеральных, так и региональных властей решать их социально-экономические проблемы, в первую очередь развивать животноводство, с уважением относиться к привычному для скотоводов-афар образу жизни, связанному с обычным правом землепользования, считают себя дискриминируемой частью общества. Все это не может не создавать новых рисков и конфликтных ситуаций как на уровне властных структур, так и внутри традиционного общества афар.
Выводы
Несмотря на геополитическую и экономическую важность региона Афар, все прошлые правительства не просто игнорировали его, но своей политикой, в том числе и отчуждением земли, значительно ухудшили и без того плохое экономическое и социальное положение.
Введение новой формы государственного устройства пока что не улучшило социально-экономическое положение населения в штате Афар. Он по-прежнему остается одним из самых отсталых в экономическом и культурном отношении регионов. Более того, экспроприация федеральными властями огромных земельных площадей под плантации сахарного тростника и хлопка, строительство мощных плотин, создание крупных агрохолдингов приводит к сокращению пастбищ и сельскохозяйственных угодий общинников.
Эфиопские исследователи считают, что с самого начала введения новой системы государственного управления плохой менеджмент не позволил решать экономические проблемы. По словам Али Саида, «коррупция и присвоение средств стали нормой повседневной жизни. Оставшиеся средства должным образом не использовались. Существующие проблемы и нужды населения фактически игнорировались, ни о каком развитии не было и речи и в целом экономическая картина региона печальна» [11, с. 113-114].
Одним из показателей отсталости штата является система образования.
По данным традиционного правителя афар султана Али Мирах, во всем штате в 2002 г. были лишь три средние школы, одну из которых он построил на собственные деньги. Всего 1% населения имеет начальное образование [24].
Эфиопские ученые приводят еще более удручающие сведения, полученные ими в результате полевых исследований в штате Афар в 2006 г. Они утверждают, что образование доступно лишь членам правящей в штате Национально-демократической партии афар (The Afar National Democratic Party) [14, с. 7], которой принадлежат руководящие посты на всех уровнях.
Еще одна важная проблема не только для штата Афар, но и для других регионов страны - недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях. Причина та же: прежние правительства не занимались развитием периферии. Поскольку ключевые должности в штате были заняты амхара, тиграй и оромо, выпускники школ афар направлялись для обучения в Аддис-Абебу. По возвращении не имеющие опыта молодые люди возглавили все департаменты в региональных органах власти. Как правило, это -ближайшие родственники элиты.
Этнический федерализм не привел и к стабилизации этнополитической ситуации в штате, о чем свидетельствуют продолжающиеся межэтнические конфликты.
Поскольку до сего дня границы штата окончательно не определены, это приводит к постоянным конфликтам и вооруженным столкновениям с соседями - амхара, тиграй, оромо, сомали и др.
Насколько важна демаркация границ, например, между двумя штатами - Афар и Тиграй - свидетельствует следующий факт: между двумя зонами этих штатов общая граница. Со стороны Тиграй расположены 6 воред, 21 кебеле. Протяженность границы 360 км [22, с. 230]. Такая огромная пограничная территория, на отдельные участки которой претендуют обе этнические группы - потенциальный источник напряженности и конфликтов.
Сильное, а может быть, и эмоционально обостренное чувство солидарности и единства у афар умело используется некоторыми политическими деятелями для этнической мобилизации с целью воплощения в жизнь идеи создания «Великого государства афар» (Greater Afar).
Политические партии и движения, некоторые из которых являются однодневками, борются за власть. Однако их деятельность затрагивает только элиту. Подавляющее же большинство населения остается пассивным. Часть элиты активно сотрудничает с официальными властями.
У афар никогда не было централизованной системы управления. Существуют кланы со своей иерархией, возглавляемые старейшинами разных рангов и советами. Однако роль традиционных институтов в современном обществе все больше ослабевает. Это касается в первую очередь органов власти: как правило, участие старейшин ограничивается лишь низшей административной единицей - кебеле, включающей несколько до-мохозяйств. Это относится также к нормам обычного права, методам урегулирования межэтнических конфликтов. Тем не менее на местах традиционные власти по-прежнему сохраняют свое влияние и решают дела общины, такие как вопросы, связанные с землевладением и землепользованием и разрешением конфликтов. Они по-прежнему пользуются куда большим авторитетом у общинников, чем чуждые им органы правосудия и другие органы управления.
Известно, что в первые годы после достижения политической независимости во многих странах Африки начался процесс ликвидации традиционных институтов власти. Это касалось прежде всего вождей. Однако время показало их важность и в современных условиях. Были восстановлены или созданы палаты, советы вождей, и они играют ныне большую роль (Нигерия, ЮАР, Конго, Уганда и др.).
Похоже, и в Эфиопии федеральные власти все более начинают понимать важность традиционных институтов. Об этом свидетельствует, в частности, создание Совета старейшин (Advisory Council of Elders) на уровне штата, зон, воред. Это может улучшить ситуацию: помочь ликвидировать пропасть между современным административным устройством и традиционным обществом при условии, если это решение будет воплощено в жизнь, а не останется лишь на бумаге.
Захват в штате Афар пяти европейских туристов и десятка эфиопских гидов в марте 2007 г. мятежниками афар, принадлежащими к вооруженной группировке Угугумо, привлек внимание общественности, политиков и средств массовой информации во всем мире. Некоторые увидели в этом следы Аль-Каиды.
По мнению видного эфиопского ученого Ясина Ясин Мухамеда, произошедшее не имеет никакого отношения к Аль-Каиде. Однако, поскольку афар являются стратегическим меньшинством, забытым региональными и международными организациями, они, по мнению ученого, могут быть перспективными кандидатами для их рекрутирования террористическими группировками, действующими в районе Африканского Рога [25, с. 40].
Хотя афар не особенно восприимчивы к экстремистским идеям, проповедуемым организациями, подобными Аль-Каиде, считает Ясин Ясин Мохамед, однако такая возможность существует, если будет сохраняться их маргинализация и дискриминация и ухудшаться социально-экономическая ситуация в штате. В этом случае религиозные элементы смогут найти поддержку среди доведенных до отчаяния афар [25, с. 40]. И в качестве примера он приводит сомали.
Предостережения ученого, несомненно, заслуживают внимания со стороны эфиопских официальных лиц.
Этнополитическая ситуация в штате остается сложной. Хотя эфиопское правительство прекрасно понимает значимость этнического фактора, но пока экономические и социальные проблемы не решены и штат остается наиболее отсталым, недовольство населения растет и питает негативное отношение как к региональным властям, так и к федеральному правительству и к занимающим господствующее положение Народному фронту освобождения тиграй. Протестные движения, охватившие штаты Оромия и Ам-хара в 2016-2017 гг., не могли не сказаться и на настроениях афар. В октябре 2016 г. духовный лидер афар султан Алмирах (сын султана Алимираха Ханфаре, правителя афар с 1944 до 2011 г.) заявил, что он «поддерживает борьбу эфиопских народов за свои права. Народ должен был восстать против жестокого угнетения режимом меньшинства». Он подчеркнул, что и «афар вскоре начнут борьбу против режима, потому что их так же угнетает беспощадный режим, как и их братьев оромо и амхара. Режим Народного фронта освобождения тиграй принес афар неслыханные страдания и нищету». Его отец султан Алимирах любил повторять: «Оставьте в покое афар, даже их верблюды узнают национальный флаг Эфиопии» [26].
В 2018 г. в Эфиопии произошла смена власти мирным путем. 15 февраля неожиданно подал в отставку премьер-министр Хайлемариам Десалень, мотивируя это желанием облегчить проведение реформ. В действительности же его вынуди уйти протесты, организованные молодежью оромо.
2 апреля с. г. был избран новый премьер-министр Абийю Ахмед - оромо по своей этнической принадлежности. Это произошло впервые в истории Эфиопии, когда столь высокий пост занял представитель оромо, несмотря на то, что они составляют треть населения страны и насчитывают 34 млн человек (2018) [27].
Речь нового премьер-министра на инаугурации, его обещания провести коренные преобразования и удовлетворить требования протестантов, покончить с коррупцией
были восприняты всеми народами, в том числе и афар, с большим энтузиазмом и надеждой на лучшее будущее.
В апреле-июне 2018 г. в штате произошли антиправительственные выступления молодежи против плохого управления властями штата, коррупции и неучастия молодежи во властных структурах региона. Они требовали также освобождения политзаключенных. Протесты охватили несколько городов: столицу Семера, Асаиту, Бархале и др. Афар приняли участие в многотысячном митинге в Аддис-Абебе 23 июня в поддержку проводимых новым премьер-министром реформ [28].
26 июня штат Афар посетил премьер-министр Абийю Ахмед. Он обсудил c представителями различных слоев общественности насущные требования жителей, связанные с управлением и безработицей. В г. Семера был заложен камень на месте будущего индустриального парка, который обеспечит работой 20 тысяч человек. Была особо подчеркнута стратегическая значимость региона для страны, а также большие возможности для развития туризма [29].
Источники
1. Подробнее см. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М. Институт Африки РАН. 2018. 544 с. ISBN 978-591298-196-8.
2. www.gov.et
3. Summary and Statistical Report of the 2007 Population and Housing Census. Addis Ababa. 2008. http://www.csa.et
4. Kwesi Sanculotte-Greenidge and Demessie Fantaye. Traditional authority and modern hegemony: Peacemaking in the Afar Region of Ethiopia. Africa Dialogue. Monograph Series № 2/2012. Durban. ACCORD. 2012. pp. 75-98.
5. Murdock G.P. Africa: its Peoples and their Culture History. N.Y. L. McGraw-Hill Book Company, Inc. 1959. 456 p.
6. Shehim Kassim. Ethiopia, Revolution and the Question of Nationalities: the Case of the Afar. Journal of Modern African Studies. 1985. Vol.23. N 2. pp. 331-348. р. 345. DOI: https: // doi.org/10/1017/S0022278X00000203.
7. Programme of the National Democratic Revolution of Ethiopia. Addis Ababa. 1976.
8. Africa Confidential. 20 May 1981.
9. Kassim Shehim and J. Searing. Djibuti and the Question of Afar Nationalism. African Affairs. 1980. Vol. 79. N 315. pp. 209-226.
10. Markakis J. Ethiopia. The Last Two Frontiers. Suffolk. Beydell & Brewer Inc. 2011. 383 p. ISBN 978-184701-033-9.
11. Ali Said. Ethnicity in Ethiopian Politics. Ethnicity and the State in Eastern Africa. Eds. Mohamed Salih M.A. Markakis J. Uppsala. Nordiska Afrika Institutet. 1998. рp. 108-115. ISBN 917106-418-4.
12. ARDUF Communiqué. An official statement of Afar Revolutionary Democratic Unity Front on the Current issues. Toronto. 2003.
13. Цит. по: Gilkes P. Analysis: Even the Camels Know This Land is One. Ethiopian Review. 1993. Vol. 3. N 8.
14. Tadesse Berhe and Yonas Adaye Afar. The impact of local conflict on regional stability. Pretoria. Institute for African Studies. 2007. pp. 1-15.
15. BBC News-Eritr profile-Timeline. BBC News. http://www.bbc.co.uk/news/world-africa-13349395
16. Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights. Rule of Law in Armed Conflicts Protect. RULAC. 12 April 2012.
17. http://mfa.gov.et/Facts_about Ethiopia
18. BBC news. Jan.22, 2012; vvv.ayyaantu.com/horn-africa...
19. Tension in the Afar Regional State of Ethiopia. Testa News. April 24. 2014.
20. Afar People's Party (Qafar Immattah Party). Stop Military Aggression Against Civilians in Afar Region of Ethiopia! Press Release. TeslaNews. April 24. 2014.
21. Abraha Tesfy. Dynamics of Inter-Communal Conflict in North-East Ethiopia; The Case of Weijerat People and their Neighboring Afar. Anthology of Peace and Security Research. Addis Ababa. Institute for Peace and Security Studies. 2010. pp 1-57.
22. Yasin Mohamed Yasin. Regional Dynamic of Inter-Communal Conflict in the Horn of Africa: An Analysis of the Somali-Afar Conflict in Ethiopia and Djibouty. Ph. D. Thesis. Hamburg University. Hamburg. 2010. 350 p.
23. Half Million Afar Pastoralists Risk Displacement and Environmental Disaster in the Awash Valley of Ethiopia! www/assimba.org/articles/Half mil...
24. Ethiopia: Focus on the Afar People. http://www.dankalia.com/articles/00300.htm
25. Yasin Mohamed Yasin. Political History of Afar in Ethiopia and Eritrea. Africa Spectrum. 2008. Vol. 43. N 1. Horn of Africa, pp. 39-65.
26. Afar leader voices support to freedom struggle. ESAT News. October 4, 2016 . htpp://ethsat.com/afar-leader-voices...
27. joshuaproj ect.net/countries/Ethiopia.
28. africanews.com 29/06/2018.
29. africanews.com 30/06/2018.
AFARS OF ETHIOPIA IN THE SYSTEM OF ETHNIC FEDERALISM
© 2018 Roza Ismagilova
ISMAGILOVA Roza N., Professor, Dr.Sc. (Social Anthropology), Dignitary Scholar of the Russian Federation, Principal, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001, Russian Federation, e-mail: rozaismagilova@gmail.com
Abstract. The article pioneers the analyses of the results of ethnic federalism introduced in Ethiopia in 1991 - and its influence on Afar. Ethnicity was proclaimed the fundamental principle of the state structure. The idea of ethnicity has become the basis of official ideology. The ethnic groups and ethnic identity have acquired fundamentally importance on the political and social levels . The country has been divided into nine ethnically-based regions. The article exposes the complex ethno-political and economic situation in the Afar State, roots and causes of inter- and intra-ethnic relations and conflicts with Amhara, Oromo, Tigray and Somali-Issa, competition of ethnic elites for power and recourses. Alive is the idea of "The Greater Afar"which would unite all Afar of the Horn of Africa. The protests in Oromia and Amhara Regions in 2015-2017 influenced the Afar state as welll. The situation in Ethiopia nowadays is extremely tense. Ethiopia is plunging into serious political crisis. Some observers call it "the beginning of Ethiopian spring ", the others - "Color revolution "
Keywords: Ethiopia, ethnic federalism, Afar, Amhara, Oromo, Tigray, Somali-Issa, interethnic relations and conflicts, protest actions, "Greater Afar"
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-126-146
References
Abraha Tesfy. Dynamics of Inter-Communal Conflict in North-East Ethiopia; The Case of Weijerat People and their Neighboring Afar. Anthology of Peace and Security Research. Addis Ababa, Institute for Peace and Security Studies. 2010. pp. 1-57.
Afar leader voices support to freedom struggle. ESAT News. October 4, 2016. htpp: // ethsat.com/afar-leader-voices... (accessed 19.05.2017).
Afar People's Party (Qafar Immattah Party). Stop Military Aggression Against Civilians in Afar Region of Ethiopia! Press Release. TeslaNews. April 24. 2014.
Africa Confidential. 20 May 1981.
africanews.com 29/06/2018.
africanews.com 30/06/2018.
Ali Said. Ethnicity in Ethiopian Politics. Ethnicity and the State in Eastern Africa. Eds. Mohamed Salih M.A. Markakis J. Uppsala, Nordiska Afrika Institute! 1998. pp.108-115. ISBN 917106-418-4.
ARDUF Communiqué. An Official Statement of Afar Revolutionary Democratic Unity Front on the Current Issues. Toronto. 2003.
BBC News-Eritr profile-Timeline. BBC News. http://www.bbc.co.uk/news/world-africa-13349395
BBCNews. Jan.22, 2012; vvv.ayyaantu.com/horn-africa...(accessed 15.08.2016).
Ethiopia: Focus on the Afar People. http://www.dankalia.com/articles/00300.htm (accessed 12.09.2017)
Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights. Rule of Law in Armed Conflicts Protect. RULAC. 12 April 2012.
Gilkes P. Analysis: Even the Camels Know This Land is One. Ethiopian Review. 1993. Vol. 3.
N 8.
Half Million Afar Pastoralists Risk Displacement and Environmental Disaster in the Awash Valley of Ethiopia! www/assimba.org/articles/Half mil...(accessed 25.08.2017)
Ismagilova R.N. Efiopia: osobennosti federalizma (Ethiopia: the Peculiarities of the Federalism). Moscow. Institut Afriki RAN. 2018. 544 p. ISBN 978-5-91298-196-8.
Kassim Shehim and J. Searing. Djibuti and the Question of Afar Nationalism. African Affairs. 1980. Vol. 79. N 315. pp. 209-226.
Kwesi Sanculotte-Greenidge and Demessie Fantaye. Traditional authority and modern hegemony: Peacemaking in the Afar Region of Ethiopia. Africa Dialogue. Monograph Series № 2/2012. Durban. ACCORD. 2012. pp. 75-98.
Markakis J. Ethiopia. The Last Two Frontiers. Suffolk, Beydell & Brewer Inc. 2011. 383 p. ISBN 978-184701-033-9.
Murdock G.P. Africa: its People and Their Culture History. N.Y., L., McGraw-Hill Book Company, Inc.1959. 456 p.
Programme of the National Democratic Revolution of Ethiopia. Addis Ababa. 1976. Shehim Kassim. Ethiopia, Revolution and the Question of Nationalities: the Case of the Afar. Journal of Modern African Studies. 1985. Vol. 23. N 2. pp. 331-348. DOI: https:// doi.org/10.1017/S0022278 X00000203.
Summary and Statistical Report of the 2007 Population and Housing Census. Addis Ababa. 2008. Tadesse Berhe and Yonas Adaye Afar. The impact of local conflict on regional stability. Pretoria. Institute for African Studies. 2007. pp. 1-15.
Tension in the Afar Regional State of Ethiopia. Tesfa News. April 24. 2014. Yasin M.Y. Political History of Afar in Ethiopia and Eritrea. Africa Spectrum. 2008. Vol. 43. N 1. Horn of Africa, pp. 39-65.
Yasin M. Y. Regional Dynamic of Inter-Communal Conflict in the Horn of Africa: An Analysis of the Somali-Afar Conflict in Ethiopia and Djibouty. Ph.D. Thesis. Hamburg University. Hamburg. 2010. 350 p.
joshuaproject.net/country/Ethiopia http://mfa.gov.et/Facts_about Ethiopia; www.gov.et
Shehim Kassim. Ethiopia, Revolution and the Question of Nationalities: the Case of the Afar. Journal of Modern African Studies. 1985. Vol. 23. N 2. pp. 331-348. DOI: https://doi.org/10.1017/ S0022278X00000203
Summary and Statistical Report of the 2007 Population and Housing Census. Addis Ababa. 2008. Tadesse Berhe and Yonas Adaye Afar. The impact of local conflict on regional stability. Pretoria. Institute for African Studies. 2007. pp. 1-15.
Tension in the Afar Regional State of Ethiopia. Tesfa News. April 24. 2014. Yasin M. Y. Political History of Afar in Ethiopia and Eritrea. Africa Spectrum. 2008. Vol. 43. N 1. Horn of Africa, pp. 39-65.