ЭФИОПИЯ: ПОБЕДА СИДАМА В ВЕКОВОЙ БОРЬБЕ ЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
© 2021 Р.Н. Исмагилова
ИСМАГИЛОВА Роза Нургалиевна, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва ул. Спиридоновка 30/1, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье впервые в отечественной африканистике детально анализируется борьба одного из эфиопских народов - сидама - за самоопределение. 20 ноября 2019 г. в Эфиопии произошло поистине историческое событие: впервые в истории страны одна из многочисленных этнических общностей страны - сидама - добилась самоуправления. На референдуме около 98% представителей этого народа проголосовали за создание штата Сидама. Это вызвало цепную реакцию в Штате южных народов: уже 13 этнических общностей: уолайта (во-лайта), гамо, каффа и другие требуют создания собственных штатов. Центробежные процессы в стране заметно активизировались. Статья состоит из четырех разделов. В первом -«Кто такие сидама?» дается подробная этнографическая характеристика данного социума, подчеркивается живучесть традиционных социальных институтов, в том числе социальной стратификации, наличия и в наши дни каст ремесленников. При этом отмечается, что глобализация и урбанизация вносят существенные изменения в жизнь этих людей. Во втором разделе, «Сидама в условиях этнического федерализма», анализируются положительные и негативные стороны этнического федерализма и причины недовольства сидама, приведшие в итоге к их борьбе за достижение самоуправления. В третьем разделе, «Борьба сидама за самоуправление», дается подробное освещение многолетней борьбы сидама против политики амхариза-ции в имперский период, против дискриминации в годы правления Дерга и с 1991 г. во времена этнического федерализма. Наконец, четвертый раздел, «Референдум», посвящен детальному описанию этого важного события в жизни сидама: трудностей в организации референдума, позиции федеральных властей, победы. В пятом разделе - «Ситуация после референдума» автор анализирует конституцию нового штата. Интервью с активистами движения сидама за самоуправление - учеными университета Авассы, журналистами - помогли понять события в период после референдума.
Ключевые слова: Эфиопия, этничность, этнический федерализм, этнические общности, самоуправление, традиционные социальные институты, касты ремесленников, сидама, уолай-та, оромо, амхара, тиграй, Абийю Ахмед
DOI: 10.31132/2412-5717-2021-55-2-47-65
20 ноября 2019 г. в Эфиопии произошло поистине историческое событие: впервые в истории страны одна из многочисленных этнических общностей страны - сидама -добилась самоуправления. На референдуме около 98% сидама проголосовали за создание штата Сидама. Это вызвало цепную реакцию в Штате южных народов: уже 13 этнических общностей: уолайта, гамо, кеффа (каффа) и другие требуют создания собственных штатов. Центробежные процессы в стране заметно активизировались. 4 июля 2020 г. состоялась передача дел Законодательным советом Штата южных народов новому штату. В этот же день вступила в силу Конституция. 22 февраля 2021 г. состоялась официальная инаугурация штата Сидама. В стране появился десятый штат. Укрепит ли появление еще одного штата этническую основу эфиопской федеративной системы?
Кто такие сидама?
Численность населения в Эфиопии в 2021 г. составила более 117 млн человек [1]. Сидама насчитывают более 4, 8 млн человек [2]. До образования административной территории они жили в Штате южных народов. Места их обитания расположены в юго-западной Эфиопии, между озерами Абайя и Аваша. Сидама утверждают, что существующее название «сидамо» было дано амхара в конце XIX в. после включения сидама в состав Эфиопского государства. Ныне этот этноним вызывает протест: сидама считают его оскорбительным. Некоторые исследователи (в частности, Э. Черулли) включают в состав сидама камбатта (кембата), хадья (хадийя), тамбаро, алаба, дараза [3]. Однако в переписи 2007 г. эти народы учтены отдельно. По-видимому, можно говорить об их языковой и культурной близости к сидама при сохранении этнонимов и этнического самосознания. Сидама делятся на субэтнические группы: сиабадино, абела, гарбич, алата, холло, аваса, сабулла, малгано, адичо и арбагона, каждая из которых имеет более мелкие подразделения и занимает строго фиксированную территорию. Говорят на языке сидама также афоо, входящем в кушитскую группу.
По религиозной принадлежности 90% - христиане (протестанты и католики), из них 15% христиане-монофиситы; часть - мусульмане. Христианство начало распространяться в начале XX в. Сохраняются традиционные верования и культы. Верховное божество - Магано. Его олицетворяет небо. Солнце (аричо) и луна (агана) - глаза бога. Магано - создатель всего. Жрецы - калу - занимают особое положение в обществе.
Согласно устной исторической традиции, у сидама существовали раннеполитиче-ские образования, которые иногда учеными называются «королевствами».
В XVI в. в поисках плодородных земель сидама мигрировали из северных районов на юг и дошли до реки Дава. Некоторые исследователи (Э. Черулли. Дж. Хамер, Кифле Вансамо [4]) считают, что у сидама существовала система Гада, как у оромо. Основу социальной организации сидама составляет малая семья. Сохраняются возрастные классы и инициации. Издавна существовало социальное расслоение (знать, общинники, зависимые категории). Ремесло (как и охота) и ныне считаются презираемым занятием, и ремесленники (кузнецы, гончары, дубильщики и др.) составляют эндогамные касты. Но и внутри ремесленников существует градация. Так, гончары-хадичо занимают низшую нишу в социальной иерархии сидама. Они живут преимущественно в вореде Дара в южной части нынешнего штата Сидама. Сами они считают себя идентичностью, отличной от сидама и борются за самоуправление. Они создали политическую партию «Демократическая организация сидама-хадичо» (Sidama-Hadicho People's Democratic Organisation) и добились после прихода к власти в 1991 г. Революционно-демократического фронта эфиопских народов (Ethiopia Peoples' Revolutionary Democratic Front) создания вореды. Позже они стали требовать статуса зоны, чтобы подчиняться в будущем непосредственно властям Штата южных народов, а не зоны Сидама. Во время проведения референдума по вопросу о создании штата Сидама 20 ноября 2019 г. они жаловались, что их заставляли сказать «да» [5].
Во главе каждой субэтнической группы сидама стоит вождь - балаббат. В имперский период он был посредником между населением и государственными чиновниками. В известной степени это сохраняется и ныне. В качестве государственных чиновников выступают главы кебеле и воред.
Для сидама характерно земледельческо-скотоводческое направление хозяйства. Выращивают тэфф, сорго, пшеницу, картофель, батат, энсете («ложный банан»), чат и др. Из товарных культур - кофе, чай, табак. Этническая территория сидама - основной район производства кофе, и сорт кофе «сидамо» высоко ценится на мировых рынках. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов. Скот - показатель богатства.
Поселения чаще всего дисперсного типа, состоящие из нескольких домохозяйств одной семьи. В домохозяйства, как правило, входят обрабатываемые земельные участки. В придорожных районах поселения уличного типа: дома - куполообразные жилища, напоминающие перевернутую луковицу, - расположены вдоль дороги.
Традиционная одежда сидама - набедренные повязки из кожи и накидки из шкур барана, козы или из луба - сменились костюмом, характерным и для других народов Эфиопии. Основным материалом служит хлопчатобумажная ткань фабричного или кустарного производства. Женщины обматывают кусок ткани вокруг бедер, иногда дополняя костюм накидкой - шаммой. Мужчины также обертывают торс куском ткани, а другой кусок набрасывают на плечи и грудь. Носят также короткие штаны и шаммы. Все больше переходят к европейскому типу одежды. Весьма популярны украшения. У женщин - медные браслеты, бусы, металлические серьги, у мужчин - серьги и нечто вроде медного воротника (сохофа), определяющего социальное положение.
У сидама сохраняется традиционная культура: фольклор (сказки, пословицы и поговорки, песни и др.), танцевальное и музыкальное искусство [6].
Активно идущие процессы глобализации и урбанизации вносят заметные изменения в традиционное общество. Все больше сидама овладевают современными профессиями. Среди них немало ученых, профессоров и преподавателей Университета Авас-сы, колледжей и школ, сотрудников СМИ и др.
Сидама в условиях этнического федерализма
В 1991 г. в Эфиопии введена система этнического федерализма. Существующие девять штатов: Тиграй, Афар, Амхара, Оромия, Сомали, Бенишангул/Гумуз, Штат южных народов, Народы Гамбелы, Народ Харари созданы по этническому признаку. Этнич-ность стала политической идеологией и государственной доктриной.
Штаты с согласия проживающего на данной территории народа создаются на основе территориального принципа, идентичности, языка и других этнических признаков. Субъекты федерации - штаты - обладают равными правами и властью. Каждый штат автономен в управлении своим регионом и использует свой язык в системе администрации и образовании.
В административном отношении штаты делятся на зоны. Те в свою очередь на во-реды и Специальные вореды в соответствии с этническим составом, самой низшей единицей являются кебеле, состоящие из нескольких поселений.
По переписи 2007 г. в Эфиопии насчитывается 85 этнических групп. Этническое многообразие само по себе не является источником и причиной конфликтогенной ситуации. Система этнического федерализма по разным причинам обострила противоречия между различными этническими общностями. Прежние конфликты между этническими общностями из-за земли, пастбищ, водопоев ныне приобрели новое звучание. В основе части из них вовсе не межэтнические противоречия, соперничество, противостояние. Но выгладят они как межэтнические столкновения. Хотя во многих случаях они действительно приобретают форму кровопролитных столкновений между этническими группами. Одним из ключевых факторов возникновения конфликтов является именно политизация этничности. Конфликты происходят не столько из-за земли или водопоев, сколько из-за борьбы за посты в разных органах власти как региональных, так и федеральных, за распределение бюджетных ассигнований, за создание новых административных единиц на узкоэтнической основе. В этом причина борьбы сидама и других этнических общностей за создание собственных штатов.
Источником недовольства является также законодательно закрепленная кодификация этнических общностей на «нации», «национальности» и «народы», по-существу являющаяся дискриминацией. Осложняет ситуацию и деление на «титульные» и «не-ти-
тульные» национальности. В результате такие многомиллионные народы, как амхара, оромо, тиграй и другие превратились вне своих штатов в дискриминируемые этнические меньшинства.
Недовольны своим положением и сидама. В последнее десятилетие ситуация в зоне Сидама заметно ухудшилась. Клановая элита сидама была недовольна ликвидацией в 1992 г. их региона как административной единицы и созданием для них зоны, считая это ущемлением права на самоопределение. Они жаловались на дискриминацию в области распределения финансов и других ресурсов. Несмотря на то, что федеральные власти пошли на ряд уступок (в региональном правительстве на большинство позиций были назначены сидама), требования создания штата продолжались. Примечательно, что в своем отказе создать новый штат партийные органы и федеральные власти опирались на традиционно презираемую касту ремесленников хадичо.
Большая часть сидама была признательна за то, что могла развивать свою культуру и использовать свои языки в системе начального образования и в судах; но они не участвовали в выработке политики, и их голос не был слышен; их жизненный уровень представлялся им неудовлетворительным; их не устраивали высокие налоги и плата за обучение детей, из-за которой только немногие семьи могли направлять своих детей в среднюю школу, пишет эфиопский исследователь Кифле Вансамо [7, с. 171].
Недовольство политической элиты сидама вызывала политика региональных властей, направленная на развитие городов, поскольку в этом случае земля экспроприировалась у крестьян «для развития города». Земля крестьян также передавалась среднему классу и инвесторам, в том числе и иностранным.
Это же относилось и к столице штата городу Авасса, расположенному на землях сидама. Развитие городских центров дает прежде всего работу и другие блага. Но это должно быть разъяснено населению компетентными управленцами из числа самих сидама [7, с. 328].
По закону земля - собственность государства. Но для сидама земля священна и принадлежит всей этнической общности. Именно боязнь потерять ее из-за экспроприации под агро- и другие проекты - причина их острого недовольства. Именно поэтому они требовали создания собственного штата, убежденные в том, что региональные власти, состоящие из сидама, сумеют защитить их интересы.
Спорадически возникали конфликты между сидама и их соседями - субэтносами оромо - гуджи и аруси, также уолайта из-за статуса Авассы.
Борьба сидама за самоопределение
Территория сидама была включена в состав будущего государства Эфиопия во время походов императора Менелика II в конце XIX в. Как и другие покоренные народы, они оказались гражданами второго сорта. Вся власть в стране принадлежала амхара. Сидама испытывали дискриминацию, им запрещалось употреблять имена на родном языке и предлагались имена на амхарском языке. Политика амхаризации вызывала недовольство и протест сидама, поскольку разрушались их традиционные социально-политические и культурные институты. Все это постепенно привело к национализму си-дама и требованиям самоопределения.
Сидама более столетия борются против центральных властей, требуя автономии и самоуправления. Для этого использовались как мирные демонстрации, так и вооруженное сопротивление.
В период правления императора Хайле Силассие (1930 - 1974) они входили в полиэтническую провинцию Сидамо. При Дерге (1974 - 1991) в течение шести лет (19781984) они боролись против режима с оружием в руках. Их борьбу возглавило Освободительное движение сидама (Sidama Liberation Movement) [8]. В борьбе погибло, по не-
которым данным, около 12 тыс. человек [9]. В результате они добились контроля над тремя дистриктами Ароресса, Бенса и Арбегона.
Разгром Дерга в 1991 г. означал для сидама новую эру. После прихода к власти Революционно-демократического фронта эфиопских народов (ИПРДФ, Ethiopia Peoples Revolutionary Democratic Front) в соответствии с Хартией переходного периода страна была разделена на 14 регионов. Территория нынешнего Штата южных народов состояла из пяти регионов. Регион № 8 включал сидама, гедео, бурджи и амхара. Среди них сидама превалировали. Таким образом, они фактически ненадолго получили статус региона [10]. Однако неожиданно, без всякой консультации с этническими общностями, проживавшими в них, в том числе и с сидама, пять прежних регионов были объединены в один штат с нелепым названием -Штат южных наций, национальностей и народов. В новый штат вошли более 80 этнических общностей с разными языками и культурами. Позднее 56 из них были признаны властями «титульными национальностями».
Сидама получили административную единицу - зону. Это с самого начала вызвало недовольство сидама и они стали требовать большей автономии - создания собственного штата. При этом они ссылались на 47 статью Конституции 1995 г., в соответствии с которой «любая нация, национальность или народ могут создавать свой собственный региональный штат при условии, что это решение будет одобрено 2/3 состава соответствующего законодательного органа». Решение направляется в вышестоящий орган, который должен в течение одного года со дня принятия решения о создании штата организовать референдум. Если результат референдума положительный, региональное (т.е. штата. - Р.И.) законодательное собрание должно начать процесс передачи власти вновь созданному штату, который естественно становится членом федерации [18].
Протест сидама против правящей партии ИПРДФ достиг апогея в марте 2002 г. и стал известен как «убийства в Лоокке» (Looqqe Massacre), где в результате столкновений безоружных протестующих с федеральными войсками были убиты, по разным источникам, от десятка до 70 человек, 200 человек были ранены, свыше 1000 арестованы [11]. Причиной недовольства стал план правительства выведения города Авассы -столицы зоны Сидама и одновременно столицы штата, из состава зоны.
Убийства в Лоокке на время приостановили требования сидама самоуправления, но они надолго остались символом борьбы.
Однако плохое административное управление в Штате южных народов, постоянная маргинализация сидама и не включение их во властные структуры вынудило представителей этого народа в правящей партии штата - Демократическом движении народов южной Эфиопии (Southern Ethiopia Peoples' Democratic Movement), являющейся составной частью ИПРДФ, вновь поставить вопрос о самоопределении. Между 14 и 17 июля 2005 г. законодательный совет зоны Сидама принял решение требовать создания штата. Решение совета было поддержано старейшинами, учеными и нашло широкую поддержку населения. В соответствии с Конституцией, решение было направлено в законодательный совет штата с требованием воплотить его в жизнь и начать подготовку к референдуму. Законодательный совет штата согласился с данным решением. То же сделал Совет национальностей штата. Но в связи с крайне обострившейся обстановкой в стране, связанной с всеобщими выборами 2005 г., руководство ИПРДФ по прямому указанию премьер-министра Мелеса Зенауи приказало положить решение под сукно и не давать хода процессу, связанному с референдумом. Несколько лидеров сидама, включая высокопоставленных членов Демократического движения народов южной Эфиопии, были наказаны и для сохранения статус-кво кооптированы новые [8, с. 147-154]. Снова национальная борьба сидама потерпела поражение.
Однако сидама продолжали выражать недовольство по поводу своего положения. Они считали, что экспорт производимого ими кофе приносит стране большие доходы, но они от этого ничего не имеют. Кроме того, вся полнота власти в Штате южных наро-
дов принадлежала руководству штата. Они не делегировали часть полномочий, как это предусматривалось конституцией, зонам и воредам. Это касалось таких первостепенной важности вопросов, как налогообложение, экономическая, социальная политика, природные ресурсы. Поэтому основная причина борьбы сидама - достижение не только политического, но и экономического самоопределения. Они хотели сами распоряжаться природными ресурсами, в том числе землей, и сбором налогов.
Требования сидама вызывали недовольство в первую очередь правящей партии штата, поскольку отделение сидама ослабило бы возможности партии на выборах на федеральном уровне.
Политическая элита сидама вновь активизировалась в 2018 г., когда стало ясно, что власть ИПРДФ слабеет на фоне протестных движений, охвативших страну в 2015 - начале 2018 гг. [12 с. 424-438]. 2 апреля 2018 г. премьер-министром был избран Абий Ахмед Али. Провозглашенные им реформы, направленные на демократизацию страны, вселили надежду в сидама. После серии консультаций и петиций жителей 21 вореды зоны Сидама законодательный совет проголосовал за референдум по созданию штата [13].
Активисты сидама считали свое требование частью политики демократизации, объявленной Абий Ахмедом, и полагали, что достижение большей автономии приведет к улучшению жизни народа. Они утверждали, что статус штата положит конец 130 годам угнетения, и озвучивали своего рода мантру, что они являются последним поколением, которое будет бороться за автономию [14].
По мнению многих экспертов, борьбу за самоопределение по-существу возглавило молодежное движение сидама Эджеетто (Ejjeetto)1. Они сравнивают их с Кеерроо - зачинателями протестных движений оромо в 2015 г. [подробнее см. 12].
Ситуация в зоне Сидама в 2018 г. была крайне напряженной. В середине июня во время проведения традиционного новогоднего фестиваля сидама Фиче Чамбалаалла (Fichee-Chambalaalla), на котором вновь звучали требования автономии, в результате межэтнических столкновений, по данным ООН, погибли 10 человек, 29 ранены и 20 тысяч, преимущественно уолайта, были вынуждены бежать в Авасса и его пригороды [15]. В ответ уолайта напали на сидама в городе Содо, столице зоны Уолайта.
24 июня 2018 г. Национально-освободительный фронт сидама опубликовал заявление, в котором говорилось: «Мы настоятельно рекомендуем элите уолайта не вмешиваться в дела сидама, включая требования самоуправления» [15].
Абий Ахмед прибыл в Авассу и возложил ответственность за произошедшее на администрацию. По приказу премьер-министра глава зоны Сидама и мэр Авассы подали в отставку [16]. То же сделал лидер правящей партии штата Шиферав Шигуте, сидама по своей этнической принадлежности (в руководстве партии сидама занимали господствующее положение [17]).
Требования сидама звучали все громче. Бездействие лидеров правящей партии страны - ИПРДФ, Национального избиркома (National Electoral Board of Ethiopia) и регионального правительства вызывало все большее недовольство политической элиты сидама, которая настойчиво требовала уважения к конституции.
В июле 2018 г. члены законодательного совета зоны Сидама вторично проголосовали за предоставление сидама статуса штата. Решение было поддержано законодательным советом Штата южных народов. Власти направили соответствующее письмо в Национальный избирком с просьбой ускорить организацию референдума, как это предусмотрено статьей 47 (2) Конституции [18]. Многие ученые и политические деятели различных уровней обратили внимание федеральных властей на затягивание решения данной проблемы.
1 Ejjeetto с языка сидама переводится как молодежь.
Ухудшение ситуации в штате в связи с усилившимися межэтническими конфликтами и столкновениями заставило партию активизироваться. На 10 конгрессе партии в августе 2018 г. было принято постановление, в соответствии с которым все требования общества должны быть научно обоснованными. Поскольку требования самоопределения выдвигали и другие этнические общности штата, партией была создана исследовательская группа из видных ученых.
Официальные лица - представители сидама, подталкиваемые активистами молодежного движения, заявили о готовности в одностороннем порядке объявить о создании штата Сидама 18 июля 2019 г., если правительство не объявит дату проведения референдума раньше.
Премьер-министр заявил в парламенте 1 июля 2018 г., что требование сидама о создании штата конституционно, но необходимо время для проведения подобной процедуры, когда будет сформирован новый избирком и он начнет свою работу [14].
30 ноября 2018 г. законодательный совет штата направил в Национальный избирком инструкцию по поводу организации референдума.
В начале 2019 г. кампания за создание штата Сидама еще более активизировалась. В феврале и апреле митинги состоялись в Авассе. Они назывались Гаадо Фурра2 демонстрации. В марте была организована Гаадо II - трехдневная забастовка под лозунгом «Оставайтесь дома».
Национально-освободительный фронт сидама (Sidama National Liberation Front), известный ранее как Фронт освобождения сидама (Sidama Liberation Front), в марте 2019 г. призвал молодежь в борьбе за Авассу работать вместе с Кеерроо - молодежью оромо, которые считают Аддис-Абебу, расположенную на их земле, своим городом.
В апреле была проведена массовая демонстрация. На плакатах были надписи: «Мы любим Эфиопию, но мы требуем прав для сидама», «Мы, сидама, поддерживаем федерализм и выступаем против унитаризма». 9 апреля в Авассе прошел многотысячный митинг, в котором активную роль играли женщины-сидама. Они несли плакаты с надписью: «Мы не забудем потери наших детей, мужей и братьев, которые требовали референдума» [19].
9 мая в поддержку сидама выступил Народный альянс за свободу и демократию (Peoples' Alliance for Freedom and Democracy), объединяющий пять этнонационалисти-ческих организаций. В заявлении говорилось: «Эфиопское правительство должно прекратить затягивание выполнения требований сидама и срочно объявить дату референдума. Невыполнение требований сидама дорого обойдется федеральному и региональному правительствам» [20].
Единая цель сплотила общность сидама [19]. Президент Штата южных народов, который до этого возглавлял зону Сидама, публично поддержал требования народа. Сида-ма все более активно выступали единым фронтом: молодежное движение «Эджеетто», ученые и студенты университета Авассы, официальные лица, рядовые граждане, представители диаспоры. Поскольку от федерального правительства, а именно Национального избиркома, не было ответа, было решено объявить 18 июля о создании штата Си-дама в одностороннем порядке. Эта идея вызвала широкую поддержку всех слоев населения. Была создана группа из юристов, которая бы подтвердила правомерность с точки зрения конституции создания штата в одностороннем порядке. В ответ премьер-министр, выступая в парламенте, предупредил о недопустимости односторонних действий.
В июле 2019 г. протестные движения в зоне сидама усилились. Поводом послужило убийство 18 июля молодого мужчины этой национальности. В городе Хагере Седам полицией были убиты 14 человек. Произошли межэтнические столкновения. Сообщалось
2 Гаадо Фурра - легендарная средневековая царица сидама.
о нападениях сидама на представителей других этнических групп. Зафиксированы под-жиги частных домов и административных зданий, были разрушены три христианские церкви в Хагере Седам, мукомольная фабрика, сожжено много машин, разгромлен популярный туристический центр Арегаш Лодж [21]. Всего же в столкновениях в июле погибло более 100 человек. Выступая в парламенте премьер-министр Абий Ахмед заявил, что применит силу в штате [22]. По мнению эфиопского ученого Мэконнена Тес-файе, это было сделано с целью заставить прекратить открыто выражать законные демократические требования создания и другими этническими общностями штатов [22].
Во второй половине июля обстановка в зоне Сидама накалилась до предела. В результате межэтнических столкновений были убиты 53 человека. Более 1000 человек арестованы, активисты посажены в тюрьму. Были задержаны руководители акций из молодежного движения, представители СМИ, студенты и сотрудники университета Авассы [22].
Накануне 18 июля был получен ответ Избиркома о том, что ему требуется еще пять месяцев для подготовки референдума и что он будет проведен 13 ноября. Это вызвало возмущение молодежи Эджеетто, которая настаивала на объявлении о создании штата немедленно. В конце концов они согласились не делать этого и провести в этот день широкую дискуссию в Гудумаале. Это очень важное для сидама место в Авассе на берегу озера, где традиционно проводятся обсуждения различных политических и социальных проблем, собрания старейшин, культурные фестивали и празднества. Однако федеральные военные силы воспрепятствовали проведению дискуссий и приказали разойтись. Это вызвало возмущение сидама во многих районах зоны. В результате протест был подавлен силами безопасности в Авассе и соседнем Вотера Расса. В столкновениях погибли не только сидама, но также силтие, гураге, амхара, а их собственность разрушена [23]. Десятки активистов сидама были арестованы [24].
Опасаясь усиления протестных выступлений и новых жертв, руководство Освободительного движения сидама согласилось с переносом сроков референдума на ноябрь. Однако продолжавшиеся беспорядки, сопровождавшиеся насилием, и неуправляемое молодежное движение, привели к объявлению 22 июля в Штате южных народов по существу чрезвычайного положения (military emergency rule "Command Post Authority"), которое сохранялось до конца 2020 г.
Введение чрезвычайного положения, считает Мэконнен Тесфайе, это нарушение статьи 93 (4с) Конституции, поскольку было сделано без одобрения парламента [22].
25 июля за агитацию в пользу сидама были смещены официальные лица из администрации Авасса и зоны Сидама, а также из зоны Хадийя, которые также начали требовать создания штата. В сентябре был отправлен в отставку поддерживавший сидама президент Штата южных народов Миллон Матевос и замещен Рису Йирдав из зоны Гураге.
Активисты сидама по защите прав человека утверждали, что власти намеренно преследуют людей, высказывавших законные требования. «Мы настоятельно рекомендуем эфиопскому правительству создать Штат сидама. Международное сообщество должно оказать нажим на премьер-министра Абий Ахмеда и заставить его уважать конституционный процесс, связанный с референдумом, с тем, чтобы предотвратить еще большую нестабильность» [25].
Как уже говорилось выше, для изучения требований самоуправления рядом этнических общностей штата правящая партия Демократическое движение народов южной Эфиопии (СИПДМ) создала Исследовательскую группу. Группа приступила к работе в начале 2019 г. В результате проведенных исследований этнополитической ситуации в штате, изучения опыта федерализма в других странах, анализа 17 тысяч анкет в конце июня 2019 г. группа представила свои рекомендации Исполкому СИПДМ. Собранный материал свидетельствовал о серьезных политических и административных недостатках в регионе, что привело в итоге к маргинализации большинства этнических общно-
стей. Так, например, оказалось, что политическая власть в штате монополизирована несколькими общностями; экономика сосредоточена в руках немногих акторов; существующие проекты расположены в определенных районах и имеют прямое отношение к верхним эшелонам власти и т.д. [5]. Исследовательская группа представила свои рекомендации, касающиеся требований ряда этнических общностей изменения своего статуса - создания штатов вместо зон. 22 июля она объявила о трех возможных вариантах решения проблемы: оставить все как есть; разделить штат на два или три штата; заморозить требования создания новых штатов [22].
В конце июля после многочисленных дискуссий и консультаций с членами партии и представителями этнических общностей Исполком СИПДМ и Центральный комитет приняли решение: «55+1». Это означало, что будет удовлетворено только требование сидама. Остальные 55 народов («титульные национальности») останутся в штате.
Протесты в Авассе и настойчивые требования сидама - членов правящей партии ИПРДФ - вынудили Исполком ИПРДФ поддержать результаты исследования и решение СИПДМ, а также высказанные рекомендации. Это открыло зеленый свет борцам сидама.
По требованию Избиркома и чтобы помочь процессу подготовки к референдуму, законодательный совет штата создал в сентябре 2019 г. Transition Project Office, которому было поручено разработать юридически обоснованный раздел собственности (речь шла о том, кому будет принадлежать Авасса).
15 октября Избирком решил отложить референдум на неделю до 20 ноября 2019 г. [26].
Деятели сидама как из правительственных, так и оппозиционных организаций, активно включились в политический процесс. Законодательный совет зоны Сидама создал Academic Task Force из 40 ученых-сидама, в задачи которого входила разработка конкретных мер, касающихся законодательных, административных основ нового штата. Этот орган разработал также проект конституции.
Эксперты утверждают, что некоторые деятели внутри правящей партии страны активно подталкивали сидама в их борьбе за автономию. Так, Народный фронт за освобождение тиграй (Tigray People's Liberation Front, ТПЛФ), важная составляющая партия в коалиции ИПРДФ, которая вначале выступала против отделения сидама, стала активно поддерживать их. Дело в том, что политическая элита тиграй - ядро ТПЛФ, сторонники жесткой линии внутри ИПРДФ, недовольные все большей потерей властных полномочий после прихода к власти Абий Ахмеда весьма вероятно были заинтересованы в проведении референдума и связанных с ним протестных движениях, рассматривая их как факторы создания конфликтогенной ситуации, ослабляющей власть премьер-министра.
Некоторые оромо внутри правящей партии в штате Оромия -Демократической партии оромо (Oromo Democratic Party) поддерживали референдум сидама по другой причине. Для них моноэтническое владение Авассой является прецедентом для будущего статуса Фин Фине (Аддис-Абебы), и поэтому новый штат для них - естественный союзник [22]. Постоянную поддержку сидама оказывала оппозиционная организация Фронт освобождения оромо (Oromo Liberation Front).
По мнению некоторых эфиопских ученых, инициатором создания штата выступала политическая элита сидама в борьбе за власть и ресурсы. «Она эксплуатирует лозунг «мы против них», чтобы отвлечь внимание общественности от неравенства и коррупции, - пишет Тешоме Бораго. - Отделение не-сидама в Авассе и других городах экономически выгодно сидама? Изменение названия «зона» на «штат» магически решит остро стоящие проблемы бедности, коррупции и плохого управления? - вопрошает ученый. - Разве введение языка сидама для большинства жителей, родившихся и живущих в городах и зоне Сидама, которым нужен доступ к управленческим структурам, соответствует морали?» [27].
Противники сидама иначе не называют их как «экстремисты». В качестве примера можно привести некоего Дамо Гатамо, который в своих многочисленных статьях уничижительно отзывается о сидама, утверждая, что вся власть в Авассе принадлежит им, и они занимаются коррупционной деятельностью [28].
Референдум
Администрация зоны Сидама организовала различные комитеты по подготовке референдума. Среди них: Комитет по референдуму (Referendum Campaign Committee). Чтобы добиться положительного результата голосования, использовались баннеры, брошюры, плакаты, велась активная пропаганда, разъяснялись символы, которые будут в избирательных бюллетенях: Шаафета - традиционный у сидама сосуд для еды, означал «да», хижина - «нет», т.е. остаемся дома в штате.
В Авассе и других местах были развешаны постеры с изображением шаафеты. Их сопровождал текст: «Голосуя за Шаафету, вы голосуете за единство и развитие!». «Шаафета - еда для всех без дискриминации!». «Шаафета - символ культуры сидама!», «Да здравствует сидама и любимый народ!», «Голосуйте за Шаафету!» [5].
Агитация за Хижину - «нет» была минимальной.
Большую активность проявляла молодежь сидама.
Национальный избирком в своем заявлении от 16 июля 2019 г. детализировал проблемы, которые необходимо решить до референдума. Это прежде всего права этнических меньшинств и не-сидама. Это вызвало протест со стороны сидама, поскольку дело избиркома - только организация референдума. Но, не желая обострять отношения с избиркомом, руководители зоны Сидама ответили, что меньшинства будут пользоваться всеми правами, гарантированными конституцией.
Во время процесса регистрации избирком организовал серию передач по телевидению и радио с разъяснениями о том, как будет проходить голосование. В день референдума была организована горячая линия в городе Авасса для обращения граждан с жалобами [29].
Было задействовано 6843 сотрудника из Аддис-Абебы и штата Оромия, прошедшие специальное обучение, на 1692 избирательных участках [29].
По данным выше указанных недоброжелателей, официальные лица Авассы якобы отстранились от участия в референдуме, и мэр Авассы ничего не сделал, чтобы не допустить нелегальных избирателей [28]. Многие представители других этнических групп предпочли не регистрироваться и не участвовать в референдуме, считая, что он касается исключительно сидама [5].
Наконец, настал долгожданный день - 20 ноября. Официальные лица заявляли, что избирательные участки в Авассе откроются в 6 часов утра.
В четверг 20 ноября уже в 4 часа утра толпы людей несмотря на холодную погоду потянулись к избирательным участкам, чтобы успеть проголосовать. По данным агентства Рейтер, женщины несли на руках детей, старейшины и старики были облачены в белые домотканые покрывала (габи), было много молодежи с традиционными повязками на головах. Многие размахивали своими избирательными бюллетенями [31].
Избирательные участки были переполнены. Чтобы дать возможность проголосовать всем желающим, было продлено время работы участков до 8 часов вечера. По мнению многих наблюдателей, голосование проходило в спокойной обстановке. Люди открыто выражали свою радость.
Вскоре после открытия избирательных участков премьер-министр Абий Ахмед написал в Твиттере: «Референдум сидама является выражением демократического пути, на который встала Эфиопия. Поскольку граждане сегодня идут голосовать, я призываю всех соблюдать спокойствие и порядок» [32].
Успех референдума был ошеломляющий: около 98% сидама проголосовали за создание штата. Абий Ахмед поблагодарил избирателей. «Мои поздравления гражданам и институтам, вовлеченным в мирный и демократический референдум по созданию штата Сидама. Выборный процесс демонстрирует нашу способность привести наши различия к урнам и свидетельствует о демократическом процессе», - говорится в Твиттере офиса премьер-министра [33]. По словам главы Эфиопской комиссии по правам человек Даниэля Бекеле, посетившего более 100 избирательных участков в пяти городах и 15 небольших центров в сельской местности в зоне Сидама, референдум прошел мирно и никаких больших нарушений зафиксировано не было [34].
Поскольку Military Command Post издал указ, запрещающий многолюдные собрания, никаких торжеств с участием большого числа людей не было.
4 декабря 2019 г. избирком опубликовал окончательные результаты референдума: число зарегистрированных избирателей - 2 304 577, число проголосовавших - 2 279 022 (98.8911%), недействительных бюллетеней - 16 624,
за Шаафета (создание штата - Р.И.) проголосовал 1 984 283 (97,7%), за Годжо (остаться в Штате южных народов - Р.И.) - 30 018 (1,478%) [35]. Итоги референдума вызвали широкий отклик. Многие СМИ в разных государствах поздравили сидама с победой. Особую радость выражали СМИ так называемых без государственных народов (Каталония, Бельгия).
14-15 января 2020 г. в Аддис-Абебе Европейским институтом мира был заслушан отчет «Требования сидама самоуправления: изучение референдума о региональном штате», подготовленный по поручению Института известным норвежским эфиопистом профессором Кьетилом Тронволлом совместно с Филате Бородже и Кайредином Тезера. В Отчете отмечалось, что, хотя референдум прошел в спокойной обстановке и не было беспорядков, на каждой стадии его подготовки были проблемы, в том числе открытые столкновения и акты насилия. В день голосования были допущены ошибки и 11% всех голосов были аннулированы. Затягивалось объявление результатов референдума. В отчете рассматриваются вопросы, связанные с процедурой создания штата Сидама и его отношениями в будущем со Штатом южных народов, с передачей власти, статусом столицы Авасса, защитой этнических меньшинств, созданием Совета штата. Нерешенность всех этих проблем чревата большими трудностями - подчеркивается в документе [5].
Результаты референдума по самоопределению включают контроль за налогами, образование, безопасность, здравоохранение и др. Предстояло решить много проблем, связанных с меньшинствами в новом штате, поскольку в ряде районов они проживают компактно.
Ситуация в штате после референдума
Накануне референдума большие споры велись относительно статуса Авассы, которая в то время была столицей Штата южных народов и одновременно зоны Сидама. В городе расположен крупнейший в стране индустриальный парк, в котором западные и азиатские компании производят одежду на экспорт. Политическая элита сидама настаивала, чтобы полиэтническая Авасса принадлежала сидама. 18 октября 2019 г. законодательный совет штата одобрил документ, по которому Авасса останется в будущем Штате сидама, но Штат южных народов будет использовать ее совместно, пока не будет найдена в будущем альтернативная столица [37].
Неоднократно высказывались предложения выделить его в федеральную административную единицу подобно Аддис-Абебе и Дире Дауа. Согласно Конституции нового штата, г. Авасса принадлежит ему [39].
По прошествии года после референдума предстояло решить множество проблем. В том числе определить границы между вновь созданным штатом и Штатом южных народов, а также узаконить границы со Штатом оромия. Самим же властям сидама - обозначить свое отношение к живущим в штате другим общностям и особенно к этнически меньшинствам, чтобы в будущем не создавать конфликтогенные ситуации; урегулировать отношения с уолайта; разработать и принять конституцию; создать институты управления и др. Объясняя задержку, федеральные власти ссылались на то, что, якобы, нет ясности в том, как должна осуществляться передача власти новому штату. Однако все это предусмотрено статьей 47 (3) конституции, в соответствии с которой Законодательный совет Штата южных народов должен принять документ такого содержания: «В соответствии со статьей 47 (3) конституции и в соответствии с итогами референдума 20 ноября 2019 г. создать новый штат Сидама» [18].
Вместо этого власти ввели в штате чрезвычайное положение.
Были запрещены выступления и проведение собраний. По данным активистов организации Права человека сидама (Sidama Human Rights), постоянно происходили нарушения прав сидама даже со стороны официальных представителей правящей в штате Партии процветания [21]. Так, 30 апреля и 1 мая 2020 г. силами региональной полиции был похищен глава службы безопасности в зоне Сидама, нанесены оскорбления известным ученым и активистам сидама в городе Авасса и воредах Далле, Локка Абаайя. В тюрьмах находились свыше 2000 политзаключенных-сидама в зонах Сидама и Хадийя [21] (некоторые из них были освобождены в связи эпидемией коронавируса).
Администрация зоны Сидама и города Авассы с начала 2020 г. требовала передачи власти новому штату. Активисты сидама обратились к мировому сообществу с просьбой оказать давление на эфиопское правительство, чтобы воплотить в жизнь решения референдума.
18 июня 2020 г. Законодательный совет Штата южных народов официально признал новый штат и передал властные полномочия [38].
4 июля была принята на заседании Регионального совета в Авассе и вступила в силу Конституция. Я чрезвычайно благодарна эфиопскому ученому, активному участнику движения сидама за самоуправление, преподавателю университета Авассы Йохана-ну Йокамо за присланную Конституцию. Согласно Основному закону, штат называется Национальный региональный Штат сидама (The Sidaama National Regional State) [39]. Статья 2 определяет границы нового штата: на востоке, севере и северо-западе он граничит со Штатом южных народов, на юге и западе - со Штатом оромия. Рабочий язык - сидааму афоо, столица - город Авасса. Верховная власть принадлежит народу сидама (статья 8). Государство и религия разделены. В штате не должно быть государственной религии. Государство не должно вмешиваться в религиозные дела; религии не должны вмешиваться в государственные (статья 11).
Часть I Конституции посвящена правам человека: право на жизнь, безопасность людей и свобода; запрет на бесчеловечное обращение; право на равенство; свобода религии, верований и взглядов.
Часть II Конституции излагает демократические права: право на мысли, взгляды и их выражение. Гарантируется свобода прессы и других масс медиа, а также творчества. Провозглашается свобода собраний, мирных демонстраций и права на петиции.
Большая статья посвящена правам женщин (статья 34). Они имеют равные права с мужчинами. В документе подчеркивается, что, поскольку они долгие годы страдали от неравноправия и дискриминации, им предоставляются дополнительные возможности с тем, чтобы они участвовали наравне с мужчинами в политической, экономической и социальной сферах, а также в общественных и частных институтах. Конституция запрещает законы, обычаи и практику, направленные на угнетение или причинение женщинам физического или умственного вреда. Женщины имеют право на оплачиваемый дек-
ретный отпуск. Они также имеют право на приобретение, управление, контроль, использование и передачу собственности. В особенности они имеют равные права с мужчинами на использование, передачу, управление и контроль за землей. Они также равноправны в вопросах наследования. Гарантируются равные права в вопросах, касающихся работы, продвижения по службе, оплаты труда и пенсионного обеспечения.
Статья 35 определяет права детей, статья 37 - право избирать и быть избранным.
Особенно важна статья 38, провозглашающая национальные права народа сидаама:
«1. Народ сидаама имеет:
а) безусловное и безоговорочное право на самоопределение и управление. Это право включает право народа вплоть до отделения;
б) право на сохранение своей национальной идентичности, уважение к ней, обогащение и заботу об ее наследии и истории, равно как использование и развитие своего языка и культуры;
в) любой человек имеет в пределах своей географической территории право на определение своих дел, осуществление самоуправления, а также на эффективное участие в системе федерального правительства путем свободного, не дискриминируемого честного и равноправного представительства.
2. Право народа на самоопределение вплоть до отделения, сформулированное в подпункте 1 может осуществляться:
а) когда установлено, что требование отделения одобрено двумя третями голосов регионального совета;
б) когда федеральное правительство организует референдум, который должен быть проведен в течение трех лет с момента получения решения регионального совета об отделении;
в) когда требование отделения поддержано большинством голосов народа на референдуме;
г) когда федеральное правительство передаст свою власть региональному совету;
д) когда произойдет разделение ресурсов так, как это предписано законом.
3. «Выражение «народ сидама» в данной конституции следует понимать как народ, который говорит на языке сидама афоо, верит в общность идентичности сидаама, разделяет общую культуру, ценности, образ жизни, психологию, живет в интегрированном социо-экономическом окружении и населяет общую территорию».
Следующие статьи конституции посвящены праву на собственность, экономическим, социальным и культурным правам, праву на труд, праву на развитие.
Часть IV регламентирует структуру регионального штата и разделение властей. В ней отмечается, что в административном отношении штат состоит из регионального правительства, администраций зон, городов, воред и кебеле. Высшим законодательным органом является Региональный совет. Он подчиняется народу и избирается народом на пять лет. Высшая исполнительная власть принадлежит президенту штата. Он избирается по рекомендации политической партии или коалиции партий, имеющей большинство мест в Региональном совете на пять лет. При президенте действует Региональный административный совет. Судебная власть принадлежит Верховному суду. В каждой административной единице, вплоть до самой низшей - кебеле, объединяющей несколько поселений, имеются также три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная). Конституция детально описывает права и обязанности всех этих органов.
Конституция Штата сидама значительно отличается от конституций других штатов. Во-первых, она создана не как копия федеральной конституции. Во-вторых, и это чрезвычайно важно, в ней нет деления на «титульные» и «не-титульные национальности» как в большинстве штатов где, как отмечалось выше, даже такие многомиллионные этнические общности, как оромо и амхара, считаются этническими меньшинствами и подвергаются дискриминации. Нет также деления на «нации», «национальности» и «на-
роды» (в соответствии с федеральной конституцией и конституциями других штатов нации заслуживают штата, национальности - зоны, народы - вореды или Специальной вореды. (В этом проявилось влияние российской социальной антропологии, которая делит все этнические общности на нации, народности и племена - Р.И.). Конституция си-даама употребляет нейтральный термин «народ». Еще одно отличие состоит в большом внимании, которое уделено проблеме женщин.
Вызывает удивление отсутствие в конституции статьи о меньшинствах, как этнических, так и социальных: ремесленники до сих пор занимают низшие ступени в социальной иерархии. Но и внутри ремесленных групп имеется градация. Так например, гончары адичо (хадичо), живущие в вореде Дара, занимают низшую нишу. Сами они считают себя идентичностью, отличной от сидама, и борются за самоуправление. Они создали Демократическую организацию сидама-хадичо и требуют образования для них зоны вместо вореды [5].
22 февраля 2021 в Авассе состоялась официальная инаугурация штата. По сообщению Эфиопского агентства новостей, присутствовали десятки тысяч жителей, главы федеральных региональных и городских властей, делегации федеральных городов Аддис-Абебы и Дире Дауа. Присутствовали также послы Ирана, Словакии, Шри Ланки, Чехии, Малави, Сьерра Леоне, Замбии и Бангладеш [40]. Глава Штата оромия Симелис Абдиса заявил, что штат дарит новому штату 100 млн бирр [41]. Муниципалитет Аддис-Абебы подарил 50 млн бирр. Выступивший на церемонии спикер Палаты федерации Адем Фарах призвал жителей нового штата сделать все, что способствовало бы укреплению национального единства. Глава Штата сидама Деста Ледамо поблагодарил собравшихся [40].
13 марта 2021 г. в жизни нового штата произошло знаменательное событие: премьер-министр Абий Ахмед официально открыл большой агро-промышленный комплекс - Интегрированный агро-индустриальный парк Йиргалем. Из 12 производств вступили в строй три - производство масла авокадо, капсулированного кофе и расфасовка меда.
Влияние образования Штата сидама на обстановку в регионе
Успешная борьба сидама вдохновила представителей других этнических общностей: уже 13 народов в Штате южных народов требуют автономии - уолайта, гураге каффа, гамо, бенч, дауро, шека и другие. Эти требования были официально озвучены на Конгрессе правящей партии Штата. В мае 2019 г. уолайта организовали массовый митинг в столице своей зоны города Соддо и законодательный совет потребовал проведения референдума по созданию штата Уолайта 3 декабря 2019 г. [42]
6 октября 2020 г. Палата федерации единогласно одобрила требование пяти администраций зон и одной Специальной вореды о создании Национального Регионального штата юго-западных эфиопских наций (South West Ethiopia National Regional State). Он должен объединить зоны Каффа, Шека, Бенч Шеко, Дауро. Западный Омо, а также Специальную вореду Конта. По данным эфиопского ученого Кулле Курша, в Штате южных народов идет подготовка соответствующего референдума.
За примерами далеко ходить не надо: в Нигерии когда-то было три штата, а ныне 36, и все они созданы по этническому принципу. И требования создания новых штатов продолжаются.
С требованиями самоопределения выступают амхароязычные волкаит и райя. Ныне они живут в Штате тиграй. Но они требуют присоединить их территорию к штату Амхара. Некоторые представители политической элиты тиграй призывают к отделению от Эфиопии и созданию собственного государства. Все это показатель усиления этно-национализма.
Создание Штата сидама укрепляет этническую основу федерализма, при которой этничность является политической идеологией. Это объясняет, почему другие этнические общности, например, самая многочисленная - оромо - активно поддержали борьбу сидама. Они увидели в этом укрепление суб-национального гражданства. В то же время политические элиты некоторых этнических групп, например, амхара являются сторонниками унитарной системы. Они полагают, что отделение сидама нарушает эфиопскую общность и может привести к дезинтеграции, если примеру сидама последуют другие народы.
Источники
1. https://countrymeters.info (дата обращения 20.02.2021)
2. https://joshuaproject.net/people_group/14630/ET (дата обращения 20.02.2021)
3. Cherulli E. The Peoples of South-West Ethiopia and its Borderland. London, 1956, с 118.
4. Cherulli E. The Peoples of South-West Ethiopia and its Borderland. London, 1956, с. 123; Hamer J. Sidamo Generational Class Cycles: A Political Gerontocracy. Africa. 1970, т. 40, № 1, с. 67; Kifle Wansamo. Towards Building Stability in a Multinational/ethnic Society. Conflicts in Sidaama-land, Ethiopia.. Lancaster University. 2007, с. 288-296.
5. Tronvoll K., Filata Boroje, Kairedin Tezera. The Sidama quest for self-rule: a study of the referendum on regional statehood. European Institute for Peace. Oslo, 2020. https://www.eip.org/new-events/2020/01/14/ (дата обращения 19.11.2020)
6. Райт М.В. Народы Эфиопии. М., 1965; Cherulli E. The Peoples of South-West Ethiopia and its Borderland. London, 1956; Levine D.N. Greater Ethiopia. The Evolution of a Multiethinic Society. 2 изд. Chicago, London, 2000.
7. Kifle Wansamo. Towards Building Stability in a Multinational/ethnic Society. Conflicts in Sidaamaland, Ethiopia. Lancaster University. 2007, с. 171.
8. Aalen L. The Politics of Ethnicity in Ethiopia: Actors, Power and Mobilization under Ethnic Federalism. Leiden, 2011.
9. Shiferaw Muleta. A brief political history of Sidama Nation for self-rule. Addis Standard. https:// addisstandard.com/2019/05/ (дата обращения 19.11.2020)
10. Transitional Charter Negarit Gazeta, 22.07.1991, т. 50, № 1, с. 1-5.
11. Sidama Liberation Front, Sidama National Liberation Front, Sidama Liberation Movement. https://www.globalsecurity.org/military/world/para/sidama.htm (дата обращения 03.01.2021)
12. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М., 2018, с. 424-444.
13. Sidama's quest for statehood. The Reporter, 10.11.2018.
14. Crisis Group: Time for Ethiopia to bargain with Sidama over Statehood. Addis Standard. https://addisstandard.com/crisis-group-time-for-ethiopia-to-bargain-with-sidama-over-statehood/ (дата обращения 20.12.2020)
15. Davison W. Sidama expect referendum on statehood within a year after zone backs autonomy demand. https://www.ethiopiaobserver.com/2018/07/20/; Deadly violence hits Hawassa as protesters call for Sidama state. Sidama Observer, 14 June 2018. https://www.ethiopiaobserver.com/ 2018/06/14/deadly-violence-hits-hawassa-as-protesters-call-for-sidama-state/ (дата обращения 20.08.2018)
16. Sidama Zone head, Hawassa mayor resign. The Reporter, 5.07.2018.
17. Ermias Tasfaye, Kulle Kursha. Southern comfort on the rocks. https://www.ethiopia-insight.com/2019/11/20/ (дата обращения 24.10.2020)
18. Constitution of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. Addis Ababa, 1995.
19. Yohanan Yokamo. Sidama declares state of impatience. https://www.ethiopia-insight.com/2019/05/05/sidama-declares-state-of-impatience/ (дата обращения 21.06.2020)
20. "Shrugging off the Sidama's quest by the Ethiopian government must come to an end by urgently fixing the date for referendum". Press statement, Peoples' Alliance for Freedom and Democracy. 9.05.2019.
21. More than 35 dead in Ethiopia's Sidama Zone Following Civil Unrest. https://sprudge.com/ 2019/07/24/ (дата обращения 06.07.2020)
22. Makonnen Tesfaye. The Escalating Suppression of Southern Ethiopian Nationalities. https://aigaforum.com/article/2019/07/27/ (дата обращения 20.06.2020)
23. Ethiopia referendum: Dozens killed in Sidama clashes. BBC, 22.07.2019. http://www.bbc.com/news/world-africa-49070762 (дата обращения 23.08.2020)
24. News: Dozens arrested after clashes between security, Sidama statehood activists; police, activists report causalities. Addis Standard. https://addisstandard.com/2019/07/19/ (дата обращения 23.08.2020)
25. More arrests in Sidama as authorities refuse to hand power to new region. https://www.ethiopia-insight.com/2020/05/08/ (дата обращения 19.09.2020)
26. Ethiopia postpones autonomy referendum for ethnic Sidama. Fana News Agency. Reuters, 15.10.2019. https://www.reuters.com/article/us-ethiopia-politics/ (дата обращения 14.06.2020)
27. Teshome Borago. Like every dispute in Ethiopia, Sidama statehood must wait. https://www.ethiopia-insight.com/2019/07/25/; Makonnen Tesfaye. The Sidama Question, Democratic Self-determination and Federalism. https://aigaforum.com(article)2029/07/24/
28. Damo Gatamo. Was the Sidama People's Vote for Statehood in Awassa Free and Fair? https://www/ecadforum.com/2019/11/22 (дата обращения 07.08.2020)
29. Ethiopia holds referendum to determine statehood for Sidama Zone. International Foundation for electoral systems. https://www.ifes.org/news/ethiopia/2020/01/15/ (дата обращения 08.08.2020)
30. Sidama's a day away from their dream come true. https://www.ena.et/en/news/2019/11/20/; Sidama Votes to Become Region in Referendum: Nat'l Electoral Board of Ethiopia. https://www.ena.et/en/news/?p=10911/2019/11/24/ (дата обращения 02.09.2020)
31. Ethiopia awaits 10th regional state as Sidama referendum holds. https://www.africanews. com/2019/11/20/ethiopia-awaits-10th-regional-state-as-sidama-referendum-holds/ (дата обращения 25.11.2019)
32. Giulia Paravicini. "Born again": Ethiopian minority votes on autonomy. https://www.the guardian.pe.ca/news/world/2019/11/20/ (дата обращения 23.11.2019)
33. Ethiopia PM celebrates democratic display in Sidama referendum. https://www.africanews. com/2019/11/21/ (дата обращения 22.11.19)
34. Ethiopia's Sidama vote overwhelmingly to form autonomous region. https://www.nazret. com/ 2019/11/23/ (дата обращения 26.11.2019)
35. NEBE Statement "Sidama Referendum Final Result". National Electoral Board of Ethiopia. Sidama Referendum Final Result. 4.12.2019.
36. The Sidama's quest for self-rule. European Institute for Peace. https://www.eip.org/new-events/2020/01/14/ (дата обращения 25.02.2020)
37. Addis Standard, 18 October 2019.
38. Council ratify Ethiopia's new ethnic-Sidama statehood. https://borkena/2020/06/18/ (дата обращения 20.06.2020)
39. Constitution of The Sidaama National Regional State. Hawassa, 4.07.2021.
40. Sidama Region Officially Inaugurated. Ethiopian News Agency. https://www.ena.et/en/?p =21844/2021/02/22/ (дата обращения 24.02.2021)
41. Oromia announces 100m birr support to Sidama regional state. https://www.fanabc.com/ eng-lish/2021/02/22/ (дата обращения 24.02.2021)
42. A rally in Wolaita-Sodo called for Wolaita statehood. Addis Insight, 17.05.2019.
ETHIOPIA: THE VICTORY OF THE SIDAMA IN THE LONGER THAN A CENTURY'S STRUGGLE FOR THE SELF-DETERMINATION
© 2021 Roza Ismagilova
ISMAGILOVA Roza N., Professor, Dr.Sc. (Social Anthropology), Principal Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: [email protected]
Abstract. For the first time in the history of domestic Ethiopian studies, the article analyzes in detail the successful struggle of one of the Ethiopian peoples', the Sidama, for self-determination. On the 20th of November, 2019 a truly historic event took place in Ethiopia: one of the country's many ethnic communities, the Sidama, achieved self-government. At a referendum about 98% voted in favor of the creation of the Sidama state. This provoked a chain reaction in the Southern Nations, Nationalities and Peoples' Region: already 13 ethnic communities - Wolaita, Gamo, Gurage, Kaffa and others -are demanding the creation of their own states. Centrifugal processes in the country have become noticeably more active. The present paper is divided in four sections. The first section, "Who are the Sidama?", offers a detailed description of the Sidama and emphasizes the vitality of traditional social and cultural institutions, including ethnic stratification and the continued presence of castes of artisans. At the same time, it is noted that globalization and urbanization are introducing significant changes in the life of the Sidama. The second section, "The Sidama under ethnic federalism", analyzes the positive and negative aspects of ethnic federalism and the reasons for the discontent of the Sidama, as well as the causes of Sidama's grievances and conflicts over power and resources with other ethnic communities, which ultimately led to their struggle for self-government. The third section, "The Sidama's struggle for self-government", provides a detailed account of the Sidama's struggle against the policy of Amharization during the imperial period, the discrimination in Derg rule (1974-1991) and, since 1991, during the period of ethnic federalism. The fourth section, "Referendum", is devoted to a detailed description of this important event in the life of the Sidama and their victory: the difficulties and obstacles to organizing the referendum, the attitude of the federal government, the referendum itself and victory. Finally, in the fifth section, "The impact of the creation of the Sidama state on the situation in the region", the author analyzes the Constitution of the new state. The creation of the new 10th state on the ethnic basis means the strengthening of ethnic federalism in Ethiopia. It is important to stress that the author has conducted several e-mail interviews with Sidama scholars and journalists - active participants in the Sidama movement for self-determination - on the topic of postreferendum events.
Keywords: Ethiopia, ethnicity, ethnic federalism, ethnic communities, Sidama state, self-determination, Sidama, Wolaita, traditional social institutions, professional castes, Oromo, Amhara, Tigray, youth-eejeettoo, Abiy Ahmed
DOI: 10.31132/2412-5717-2021-55-2-47-65
References
Aalen L. The Politics of Ethnicity in Ethiopia: Actors, Power and Mobilization under Ethnic Federalism. Leiden, 2011.
Addis Standard, 18 October 2019
A rally in Wolaita-Sodo called for Wolaita statehood. Addis Insight, 17 May 2019.
Cherulli E. The Peoples ofSouth-West Ethiopia and its Borderland. L., 1956.
Constitution of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. Addis Ababa, 1995.
Constitution of the Sidaama National Regional State. Hawassa, 4 July 2020.
Council ratify Ethiopia's new ethnic-Sidama statehood. https://borkena/2020/06/18/ (accessed 20.06.2020)
Crisis Group: Time for Ethiopia to bargain with Sidama over Statehood. Addis Standard. https://addisstandard.com/crisis-group-time-for-ethiopia-to-bargain-with-sidama-over-statehood/ (accessed 20.12.2020)
Damo Gatamo. Was the Sidama People's Vote for Statehood in Awassa Free and Fair? https://www/ecadforum.com/2019/11/22 (accessed 07.08.2020)
Davison W. Sidama expect referendum on statehood within a year after zone backs autonomy demand. https://www.ethiopiaobserver.com/2018/07/20/ (accessed 20.08.2018)
Deadly violence hits Hawassa as protesters call for Sidama state. Sidama Observer, 14 June 2018. https://www.ethiopiaobserver.com/2018/06/14/deadly-violence-hits-hawassa-as-protesters-call-for-sidama-state/ (accessed 20.08.2018)
Ermias Tasfaye, Kulle Kursha. Southern comfort on the rocks. https://www.ethiopia-insight.com/2019/11/20/ (accessed 24.10.2020)
Ethiopia awaits 10th regional state as Sidama referendum holds. https://www.africanews.com/ 2019/11/20/ (accessed 25.11.2019)
Ethiopia holds referendum to determine statehood for Sidama Zone. International Foundation for electoral systems. https://www.ifes.org/news/ethiopia/2020/01/15/ (accessed 08.08.2020)
Ethiopia postpones autonomy referendum for ethnic Sidama: Fana News Agency. Reuters, 15 October 2019. https://www.reuters.com/article/us-ethiopia-politics/ (accessed 14.06.2020)
Ethiopia referendum: Dozens killed in Sidama clashes. BBC, 22 July 2019. http://www.bbc.com/news/world-africa-49070762 (accessed 23.08.2020)
Ethiopia PM celebrates democratic display in Sidama referendum. https://www.africanews.com/ 2019/11/21/ (accessed 22.11.19)
Ethiopia's Sidama vote overwhelmingly to form autonomous region. https://www.nazret.com/ 2019/11/23/ (accessed 24.11.2019)
https://countrymeters.info (accessed 28.02.2021) https://joshuaproject.net/people_group/14630/ET (accessed 20.02.2021) Hamer J. Sidamo Generational Class Cycles: A Political Gerontocracy. Africa. 1970, vol. 40. № 1. Giulia Paravicini. "Born again": Ethiopian minority votes on autonomy. https://www.theguardian. pe.ca/news/world/2019/11/20/ (accessed 23.11.2019)
Ismagilova Roza. Efiopia: osobennosti federalisma (Ethiopia: the Peculiarities of the Federalism). Moscow. Institut Afriki RAN. 2018. 544 p. ISBN 978-5-91298-8.
Kifle Wansamo. Towards Building Stability in a Multinational/ethnic Society. Conflicts in Sidaa-maland, Ethiopia. Lancaster University. 2007.
Kulle Kursha. Respecting self-determination could prove good governance model for Ethiopia's Southern Nations. https:www.ethiopia-insight.com/2020/09/22/ (accessed 24.09.2020)
Levine D.N. Greater Ethiopia. The Evolution of a Multiethinic Society. 2 ed. Chicago, L., 2000. Makonnen Tesfaye. The Escalating Suppression of Southern Ethiopian Nationalities. https://aigaforum.com/article/2019/07/27/ (accessed 20.06.2020)
Makonnen Tesfaye. The Sidama Question, Democratic Self-determination and Federalism. https://aigaforum.com(article)2029/07/24/ / (accessed 20.06.2020)
More arrests in Sidama as authorities refuse to hand power to new region. https://www.ethiopia-insight.com/2020/05/08/ (accessed 19.09.2020)
More than 35 dead in Ethiopia's Sidama Zone Following Civil Unrest. https://sprudge.com/2019/ 07/24/ (accessed 06.07.2020)
NEBE Statement "Sidama Referendum Final Result". National Electoral Board of Ethiopia. Sidama Referendum Final Result. December 4, 2019.
Oromia announces 100m birr support to Sidama regional state. https://www.fanabc.com/english/ 2021/02/22/ (accessed 25.02.2020)
News: Dozens arrested after clashes between security, Sidama statehood activists; police, activists report causalities. Addis Standard. https://addisstandard.com/2019/07/19/ (accessed 23.08.2020) Rait Maria. Narodi Efiopii (The Peoples of Ethiopia). Moscow, 1965.
Shiferaw Muleta. A brief political history of Sidama Nation for self-rule. Addis Standard. https://addisstandard.com/2019/05/ (accessed 19.11.2020)
"Shrugging off the Sidama's quest by the Ethiopian government must come to an end by urgently fixing the date for referendum". Press statement, Peoples' Alliance for Freedom and Democracy. 9 May 2019.
Sidama Liberation Front. Sidama National Liberation Front. Sidama Liberation Movement. https://www.globalsecurity.org/military/world/para/sidama.htm (accessed 03.01.2021) Sidama National Regional Constitution. Hawassa, 2020. Sidama's quest for statehood. The Reporter, 10 November 2018.
Sidama Region Officially Inaugurated. Ethiopian News Agency. https://www.ena.et/en/?p =21844/2021/02/22/ (accessed 24.02.2021)
Sidama Zone head, Hawassa mayor resign. The Reporter, 5 July 2018.
Sidama's a day away from their dream come true. https://www.ena.et/en/news/2019/11/20/ (accessed 22.11.2019)
Sidama Votes to Become Region in Referendum: Nat'l Electoral Board of Ethiopia. https://www.ena.et/en/news/?p=10911/2019/11/24/ (accessed 12.12.2019)
Teshome Borago. Like every dispute in Ethiopia, Sidama statehood must wait. https://www.ethiopia-insight.com/2019/07/25/ (accessed 12.12.2019)
The Sidama's quest for self-rule. European Institute for Peace. https://www.eip.org/new-events/2020/01/14/ (accessed 25.02.2020)
Transitional Charter Negarit Gazeta, 22 July 1991, vol. 50, No. 1, pp. 1-5
Tronvoll K., Filata Boroje, Kairedin Tezera. The Sidama quest for self-rule: a study of the referendum on regional statehood. European Institute for Peace. Oslo, 2020. https://www.eip.org/new-events/2020/01/14/ (accessed 19.11.2020)
Yohanan Yokamo. Sidama declares state of impatience. https://www.ethiopia-insight.com/2019/ 05/05/sidama-declares-state-of-impatience/ (accessed 21.06.2020)