УДК 629.7
АЭРОСТАТЫ В МИРОВЫХ ВОЙНАХ ХХ ВЕКА
С. О. Фазлыев Научный руководитель - А. В. Лонин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос использования аэростатов для защиты воздушного пространства в период мировых войн ХХ века. Изучается механизм использования аэростатов заграждения. Особое внимание уделено способам защиты самолетов от аэростатов. Также затронут вопрос того, какую роль играют аэростаты в освоении воздушного пространства в ХХ1 веке.
Ключевые слова: аэростат, Мировая война, защита воздушного пространства, аэростатчи-ки, авиация.
AEROSTATS IN THE WORLD WARS OF THE TWENTIETH CENTURY
S. O. Fazliev Scientific Supervisor - A. V. Lonin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses the use of aerostats to protect the airspace during the world wars of the twentieth century. We study the mechanism of application of barrage aerostats. Special attention is paid to the methods for protection of aircraft from aerostats. Also a question was raised about what role the aerostats play in the development of the air space in the twenty-first century.
Keywords: aerostat, world war, protection of air space, pilots of aerostats, aviation.
Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд разнообразные технологии. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века - аэростаты. Однако факт - использовали.
Аэростат (от аэро... и греч. statos - стоящий, неподвижный) - это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха).
Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу [3].
Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.
Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённые друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.
Использовались аэростаты и для разведывательных целей. В конце XIX века, начале ХХ веков воздушное фотографирование, как новый способ разведки, вызывало живой интерес в среде научно-
Секция «Освоение космического пространства: история и современность»
технической и военной интеллигенции. Создаются фотоаппараты, специально предназначенные для фотографирования с воздушных шаров и змеев, разрабатываются способы дешифрирования фотограмметрических измерений воздушных снимков. На учениях и маневрах отрабатывается методика и организация аэрофоторазведки [1].
Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для защиты от тросов аэростатов заграждения. Наиболее надёжными считались, так называемые, параваны - устройства, натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало это, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то, пусть даже и по касательной, хорошего от этого самолёту было мало.
Германия также разработала весьма эффективные устройства для обезвреживания аэростатов заграждения. Немецкое устройство состояло из небольших С-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос [4].
В период Великой Отечественной войны наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Аэростатами увешивали всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два - тандемами: два километра троса несёт один аэростат, а над ним - ещё два километра - второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к его крылу. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.
Великая Отечественная война - это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки. Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь [2].
Конечно, решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия. Но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и «второго плана». Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтверждают, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.
Однако даже после окончания войн аэростаты не утрачивают свою актуальность. В наше время им находят применение в различных областях науки и жизни. При помощи аэростатных систем, поднятых на высоту 2-3 км, ведется передача радиосигналов; использование аэростатов в условиях горной местности позволяет увеличивать дальность радиосвязи в 4-5 раз; военно-морские силы поднимают на аэростатах трос-антенну, что обеспечивает связь с погруженными подводными лодками; стратостаты оказывают помощь астрономам, поднимая телескопы на большие высоты, где прозрачность атмосферы почти идеальна. Так же, аэростаты по-прежнему используются и военными: аэростатные радиолокационные комплексы успешно «служат» в ПВО в качестве системы слежения и
раннего предупреждения, некоторые модели, такие как «Тигр», принимают участие в патрулировании и охране границ нашей страны [1].
Библиографические ссылки
1. Матиясевич Л. М. У истоков космической разведки. М. : Министерство обороны РФ.
2. Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом // Химия и жизнь. № 5. 1983.
3. URL: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 27.03.2016).
4. URL: http://uvakin.ru/voennoe-primenenie-aerostatov/ (дата обращения: 27.03.2016).
© Фазлыев С. О.,2016