Научная статья на тему 'Аэростатная система защиты объектов инфраструктуры и экономики'

Аэростатная система защиты объектов инфраструктуры и экономики Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
189
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Неклюдов В. Н., Вышинский Д. В., Миськов В. А., Павлушенко М. И.

В статье рассматривается возможность применения аэростатных летательных аппаратов для решения задач в интересах гражданской защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Неклюдов В. Н., Вышинский Д. В., Миськов В. А., Павлушенко М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article there is given the possibility of using aeronotics units (ballons) for Civil Defense tasks.

Текст научной работы на тему «Аэростатная система защиты объектов инфраструктуры и экономики»

УДК 614.8.084

В.Н. Неклюдов, Д.В. Вышинский к.в.н., В.А. Миськов к.в.н., М.И. Павлушенко к.в.н. (Академия гражданской защиты МЧС России) АЭРОСТАТНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЭКОНОМИКИ

V. Nekludov, D. Vyshinsky, V. Miskov, M. Pavlushenko AERONOTICS BALLONS SYSTEM FOR DEFENSE OF INFRASTRUTURE AND ECONOMIC OBJECTS

В статье рассматривается возможность применения аэростатных летательных аппаратов для

решения задач в интересах гражданской защиты.

In the article there is given the possibility of using aeronotics units (ballons) for Civil Defense tasks.

о

VO re CP ro re CP

и cu

T X I X

cu f— I

0

1

T ^

re I

В современных военных конфликтах прогнозируется перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве. Ход и исход вооруженной борьбы, главным образом, будет определяться противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки будут преимущественно закреплять военный успех и обеспечивать достижение политических целей. Решающая роль в вооруженной борьбе будет отводиться не многомиллионным общевойсковым группировкам войск, а высокоточному оружию, оружию на новых физических принципах, средствам информационной борьбы, что выдвигает новые более высокие требования к технической оснащенности войск и профессиональной подготовке военнослужащих.

В 21 веке вооруженная борьба будет направлена не на последовательный разгром группировок сил общего назначения, а на овладение стратегической инициативой в информационной сфере, уничтожение (разрушение) ключевых объектов системы государственного и военного управления, инфраструктуры и экономики.

Угроза уничтожения заводов, предприятий, представляющих основной экономический потенциал страны, либо элементов инфраструктуры, может стать решающим фактором, который заставит противника прекратить сопротивление о чём свидетельствует опыт войн в Ираке и Югославии.

Сегодня особую озабоченность вызывает широкое применение в военных действиях крылатых ракет (КР) и других беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Малая высота полета и большой радиус действия делают КР трудно различимыми на фоне местных предметов, что затрудняет их обнаружение до тех пор, пока они не окажутся на чрезвычайно малом расстоянии от цели. Малый отражающий сигнал КР и их способность атаковать цели с любого направления вынуждает организовывать круговую защиту объектов. Тактическая авиация, совершая полет на малых и предельно малых высотах с огибанием ре-

льефа местности, также способна наносить скрытные удары по наиболее важным объектам экономики в глубоком тылу противника. Вместе с тем современные средства воздушного нападения (СВН) обладают рядом недостатков, правильное использование которых позволит организовать им достаточно эффективное противодействие.

1. Большинство маловысотных СВН обладают низкими скоростями полета ( менее 900 км/ч). Трудность поражения зенитными средствами связана, в основном, с внезапностью появления низколетящих СВН в зоне поражения зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и малое время нахождения их в этой зоне. Современное оповещение о полете СВН позволит персоналу ЗРК своевременно изготовиться и резко повысить результативность стрельбы.

2. Важнейшим элементом большинства современных СВН является блок спутниковой навигации GPS и в случае подавления его работы средствами радиоэлектронного противодействия (РЭП) КР практически перестает быть высокоточным оружием.

3. Полет на малых и сверхмалых высотах делает возможным создание искусственных препятствий.

Анализ этих недостатков позволяет определить способы противодействия СВН: совершенствование средств обнаружения СВН с использованием средств воздушного базирования (аэростатных систем); создание средств противодействия СВН: средств радиоэлектронного подавления (РЭП), подавляющих аппаратуру спутниковой системы навигации и каналы радиосвязи дистанционного пилотирования.

Исторический анализ применения аэростатных заграждений (АЗ) показывает, что они создавались, прежде всего, для защиты городского населения, объектов культуры и экономики в годы первой мировой и Великой Отечественной войны, а также в современных военных конфликтах в зоне Персидского залива и в войне НАТО против Югославии. В США с 1992 г. реализуется проект, в основу которого положена радиолокационная система на привязных аэроста-

тах для обнаружения низколетящих КР JLENS. Она дает возможность ВМС США организовать оборону в прибрежной зоне путем наблюдения и опознавания целей, определения траектории полета.

В последнее время аэростаты заграждения приобретают все большую роль в некоторых странах НАТО. Разработанные английской фирмой Rampart привязные аэростаты объединяются в систему, обслуживаемую одним оператором. Специальные средства связи позволяют создать защитную зону диаметром в 30 км. Аэростаты наполняются газом и развертываются автоматически (время наполнения составляет 60 сек, вывода на высоту 1000 м — 6 минут).

В Советском Союзе АЗ с сетевыми элементами была предложена Воздухоплавательным научно-исследовательским центром ВВС в 1990 г. как средство борьбы с КР. При попадании КР в такое АЗ вырывается часть сети, на которой раскрываются тормозные парашюты. Создаваемое ими сопротивление гасит мощность ходовых двигателей КР. В мае 2001 г. на одном из войсковых полигонов была испытана российская система АЗ. Налет средств воздушного нападения моделировался на ракетном треке. Использовался отечественный аналог КР «Томагавк». После входа в контакт с АЗ летательный аппарат потерял устойчивость и упал. Эффективность использования АЗ была уточнена в 2002 г. при проведении повторного эксперимента. Налет летательного аппарата типа КР на сетевой элемент АЗ показал, что он приводит лишь к локальным повреждениям сети в тех тросах, которые непосредственно контактируют с аппаратом. Таким образом, заграждение сохранило возможность к дальнейшему использованию.

Анализ конструктивных особенностей и способов применения КР и других типов БПЛА позволяет предложить ряд способов комплексного воздействия АЗ на СВН:

против плоскостей — тросовым заграждением и сетями;

против планера — осколочными полями, формируемыми боеприпасами аэростатного базирования;

против всей конструкции — фугасными минами и объемно-детонирующими взрывами;

против двигателей — распылением веществ,

приводящих работу ходового двигателя к взрыву или помпажу;

против системы наведения — ослеплением ОЭС целенаправленным радиоэлектронным, инфракрасным, электростатическим или другими типами противодействия;

против аэродинамических характеристик КР

— применение тормозных парашютов на сетях заграждения.

Следует отметить, что аэростатические элементы этих систем имеют двойное назначение. В военное время — это аэростатическая защита, в мирное

— средство базирования аппаратуры экологического, метеорологического, таможенного и других видов контроля. АЗ могут применяться для перехвата КР случайного, несанкционированного, провокационного или террористического запуска, а также ракет, сбившихся с курса.

Кроме того, аэростатические летательные аппараты, в силу таких своих летно-технических свойств, как большая продолжительность и дальность полета, возможность внеаэродромной эксплуатации, низкая стоимость летного часа, безопасность полета, простота и надежность эксплуатации могут найти применение в зависимости от обстановки совместно с авиацией МЧС России или самостоятельно при решении следующих групп задач:

АСР (поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведение наземных АСФ на объекты поиска; эвакуация пострадавших из района ЧС);

специальные авиационные работы (ведение воздушной, инженерной, РХ разведки и мониторинга местности; разведка пожарной и ледовой обстановки; картография и аэрофотосъемка);

обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных КП; ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;

воздушные перевозки (доставка в зоны ЧС оперативных групп, АСФ, оборудования и снаряжения, гуманитарных грузов).

На наш взгляд, возможность применения аэростатных летательных аппаратов для решения задач в интересах гражданской защиты требует специального исследования.

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I X CU н

I

0

1 т

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.