Научная статья на тему 'АЭРОМОНАДЫ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ'

АЭРОМОНАДЫ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЭРОМОНАДЫ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ»

получения и способ нанесения вытяжек были аналогичными. Эксперимент длился 11 дней.

В течение всего периода наблюдения на новом участке не наблюдалось характерных признаков воспаления. Не было реакции «воспламенения» и на ранее исследованном участке (правом боку)', внешний вид животных и их поведение также оставались без изменений.

Кожно-резорбтивное действие образцов изучали на 90 белых крысах. В пробирки, заполненные вытяжками 72-часовой экспозиции, погружали хвосты животных, которые фиксировали пластилином. Ежедневная длительность экспозиции 4—5 ч. Продолжительность эксперимента 30 днеИ.

Для оценки кожно-резорбтивного действия материалов определяли интегральные показатели, характеризующие общее состояние организма, и показатели, характеризующие состояние органов, ответственных за детоксикацию химических веществ. Исследовали углеводный (количество сахара в крови), липидный (уровень холестерина в сы-поротке крови) и белковый (содержание остаточного азота в крови и соотношение белковых фракций) обмен. О состоянии печени судили по количеству остаточного азота и протромбнновому индексу. Общую резистентность организма к воздействию исследуемых материалов определяли по уровню гистамнна в крови, а также качественному и количественному составу кожной микрофлоры. Состояние ЦНС оценивали по величине сумммационно-порогового показателя. Исследования проводили в динамике эксперимента: фон, 15-й и 30-й Дни воздействия.

В I серии опытов (2 образца исследовали ранней весной) не обнаружено достоверных изменений изучаемых показателей. Исключение составлял лишь у-глобулин, количество которого в сыворотке крови подопытных и контрольных животных к концу эксперимента увеличивалось, что, очевидно, можно объяснить сезонным влиянием.

Во И серии опытов (4 образца) только у животных, подвергавшихся воздействию вытяжки из материала, содер-

жащего 1% смолы М-76, некоторые показатели не укладывались в пределы физиологической нормы. Так, количество холестерина в сыворотке крови к 15-му дню воздействия возросло до 93 мг% против 61 мг% в фоновом периоде (Р<0,05). Масса тела этих животных к концу эксперимента не только не увеличилась, но даже уменьшилась.

Анализируя результаты определения качественного и количественного состава кожной микрофлоры, мы не обнаружили различий как между подопытными и контрольными животными, так и по сравнению с исходными данными. Ни в одном случае не обнаружено колоний микроорганизмов красной" окраски, что свидетельствовало об отсутствии патогенной микрофлоры. • По коэффициентам массы внутренних органов также не выявлено достоверных различий между группами. При пробе с плаванием выявить сдвиги тоже не удалось.

Результаты описанного исследования показывают, что изученные образцы не оказывали кожно-раздражлощего и аллергенного действия. Не проявился и кожно-резорбтив-ный эффект 5 изученных материалов. Эти 5 тексгилеподоб-ных бумажных материалов предлагаются для практического применения в медицине. Образец же, содержащий 1 % смолы М-76, неблагоприятно действует на организм и н« может быть рекомендован для применения в медицинских учреждениях.

Литература. Адо А. Д., Ишимова Л. М. — Науч. труды Казан, мед. ин-та, 1964, т. 14, с. 69.

Иевлева Е. А. — Вести, дерматол., 1962, № 3, с. 83.

Л anno В. Г., Винокурская В. И ..Тимохина В. И. — Фармация, 1978, № 1, с. 48.

Методические указания к токсикологической оценке полимерных материалов и изделий на их основе для медицины. М., 1978.

Поступила 21.04.81

УДК вН.31:57».«43.2J-Q7S

Т. И. Графова АЭРОМОНАДЫ В ПИЩЕВЩХ ПРОДУКТАХ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Аэромонады — условно-патогенные микроорганизмы и в связи с этим подчиняются свойственным им закономерностям. У пожилых и ослабленных тяжелыми хроническими заболеваниями людей они могут вызывать генерализованные процессы септического характера, сопровождающиеся некрозами костно-мышечной системы; описаны раневые инфекции, связанные, как правило, с попаданием на раневые поверхности воды, зараженной аэромонадами; нередки случаи поражения кишечника типа энтеритов, особенно частые у детей. Входными воротами инфекции (кроме ран) предполагают пищеварительный тракт и заражение эпидемиологически связывают с водой (Conn; Meeks; Seidle и соавт.) и пищевыми продуктами (Г. П. Калина, 1977а; Л. Н. Юхименко и соавт.).

В связи с обнаружением аэромонад в пищевых продуктах — мясе в изделиях из него (Buttiaux, 1959; Klee-berger, 1977), рыбе (Л. Н. Юхименко и соавт.) возник вопрос о возможном их участии в пищевых токсиконнфек-цнях. Хотя вероятность этого не исключена (Г. П. Калина, 1977а), зарегистрирован лишь один достоверный случай групповой пищевой токсиконнфекцип, обязанной аэромонадам (Л. Н. Юхименко и соавт.), с подтвержденным источником — плохо проваренной свежемороженой рыбой дальневосточного бассейна — терпугом. В противоположность аэромонадозным энтеритам, связанным с потреблением воды, и другим аэромонадозам данная пищевая токси-коннфекция протекала легко и симптомы заболевания исчезли уже на 1—2-е сутки.

Неожиданными оказались сообщения об обнаружении (иногда в больших дозах) аэромонад в молоке — сыром и, что особепно существенно, пастеризованном. В 1968 г. Dempster из 421 культуры, психротрофных микробов, выделенных из молока н молочных продуктов, в 3,1% обнаружил аэромонады. В последующем в сыром молоке их находили в 17,1% (Kielwein и соавт.) и 34% (Beythein) проб, причем в последнем случае их количество достигало 100 000—500 000 в 1 мл. Из молока было выделено 27,7% изученных штаммов аэромонад (Kleeberger, 1965). Аэромонады обнаружены в 10% (Kielwein) и 46,6% (Veillet-Poncet) проб пастеризованного молока, причем в первом случае обсемененность колебалась от 1 —100 (63,6%), 101 — 1000 (27,3%) до 1000 — . 10 00Q (9,1%) в 1 мл. В СССР аэромонады впервые найдены в пастеризованном молоке зимой 1975 г. в 7 из 8 проб, но в связи с неотработаиной методикой исследования в небольших количествах — от 0,27 до 2,49 в 1 мл (Г. П. Калина, 1977а).

Все это поставило перед -нами следующие задачи: 1) установить степень обсемененности аэромонадами различных пищевых продуктов — рыбы, мяса и молочны^ продуктов; 2) определить по возможности уровень , эпидемического риска при высоком содержании аэромонад в последних.

Исследовано 749 проб: 171 — рыбы и рыбопродуктов. 234 — мясного фарша и мясных продуктов (вареных и копченых колбас), 91 — молока в тетрапаках из торговой сети.

Таблица 1

Обсемененность аэромонадами рыбы и рыбных продуктов

Число проб

Объект исследования положитель- Индекс, Ig/r

всего ных

Рыба.

мороженая 24 20(87,5 %) 3.10-2—3,38

дефростированная 30 24 (80 %) 6,2-Ю-3—2,79

разделанная 45 45 (100 %) 3-Ю-2—4,85

заливная 10 4 (40 %) З.Ю-2—0,3

печеная, жареная.

фаршированная 43 0

Паста «Океан» 12 2(17 %) 1,1 Ю-2

Масло креветочное 7 3 (43 Го) 3 . Ю-2—1,11

185 — сырого и пастеризованного молока по ходу технологического процесса (из пастеризатора, танков после хранения в течение 1—4 и 8—12 ч при 8 °С, тетрапаков, готовых к отправке в торговую сеть) и 68 — молочных продуктов (творога, кефира, сырков).

Пробы отбирали согласно ГОСТу 9225—68 «Молоко и молочные продукты. Методы микробиологического исследования», ГОСТу, 9958—74 «Колбасные изделия и продукты из мяса. Методы бактериологического исследования*. ГОСТу 7631—73 «Рыба, продукты переработки морских млекопитающих и беспозвоночных. Методы отбора проб для лабораторных исследований». Пищевые продукты титровали в среде накопления А-1 и после суточной инкубации при 30 °С высевали на среду А-2; выделенные культуры идентифицировали в средах А-3. А-4 и А-5 (Г. П. Калина. 19776; «Методы исследования объектов окружающей среды и патологического материала на аэромонады», утвержденные Минздравом РСФСР, 1980). Индексы определяли по таблице Хоскинса — Мура (титрование в 2 рядах).

При исследования рыбы и рыбных продуктов определяли частоту и степень обсемененности аэромонадами, поскольку, исходя из случая групповой пищевой токсико-инфекции, в которой источником послужила рыба, уровень обсемененности и частота обнаружения аэромонад приобретает эпидемиологическое значение. В табл. 1 приведены полученные данные.

С экологических позиций наибольший интерес представляет первая строка табл. 1 — обнаружение аэромонад в 87.5% проб мороженой рыбы, а иногда и чаще. С эпидемиологических позиций частая обсемененность разделанной рыбы коррелирует с описанной вспышкой, при которой мороженая дефростарованная при достаточно высокой температуре и плохо проваренная рыба явилась причиной заболеваний.

Мясо и изделия из него — второй вид пищевых продуктов, который вызвал Интерес после работ Eddi и Kitchell, Buttiaux (1959), хотя последний и считал, что аэромонады эпидемиологически неопасны. Следовало, учитывая их высокую протеолитическую активность, определить частоту и степень обсемененности ими мяса и мясных продуктов. Долученные результаты' приведены в табл. 2.

Как и рыба, мясо в виде фарша оказалось сильно обсемененным аэромонадами, причем уровень его обсемененности оказался значительно выше, чем рыб. Однако, если обсемененность рыбы мы можем считать результатом первичного заражения в естественных условиях, то обсемененность мяса аэромонадами, несомненно, имеет вторичный характер и обусловлена промывкой его перед приготовлением фарша и наличием компонентов, способствующих интенсивному развитию активных протеолитических аэромонад.

Эпидемиологическая опасность как рыб, так и мяса невелика, поскольку в нашей стране они. употребляются в термически обработанном виде (различные кулинарные изделия) и только погрешности в приготовлении, как это

Таблица 2

Обсемененность аэромонадами мяса и мясных продуктов

Число проб

Объект исследовании положитель- Индекс. Ig/r

всего ных

Фарш мясной:

котлетный 46 46 (100 %) 1 ,78—5,38

колбасный 56 56(100 %) 1.78—5,79

Колбаса вареная и коп-

ченая 132 0 0

было в отмеченном случае вспышки, могут привести к возникновению пищевой токсикоинфекции аэромонадной этиологии.

Молоко, особенно .пастеризованное, часто потребляется без термической обработки, однако как причина токсикоинфекции оно находится на последнем месте среди других пищевых продуктов.

На первом этапе исследовано пастеризованное молоко в тетрапаках. отобранных в торговой сети, — продовольственных магазинах разных районов города и области (т. е. пррдукция различных предприятий), всего 91 проба. Аэромонады обнаружены, во всех пробах, их индексы колебались в зависимости от времени года: от 3.2 ^/мл зимой до 4,6 ^/мл летом.

Полученные результаты обусловили необходимость определения источников обсеменения пастеризованного молока аэромонадами и причин этого обсеменения, а также установлении степени связанного с ней эпидемического риска. Это было выполнено в исследованиях на одном из предприятий молочной промышленности. В табл. 3 представлены результаты данной работы.

Следует подчеркнуть, что режим пастеризации на протяжении всего исследования был вполне удовлетворительным: индекс кишечной палочки был значительно ниже нормативного предела зимой, весной и осенью (0,04, 0,23 и 0,01 соответственно) и только летом несколько превышал его (0,6). Лишь в 4 пробах из 37 (2 весенних и 2 летних) он оказался выше норм, установленных для пастеризованного молока 1 группы (0,6, 06, 078 и 2,3), соответствуя II группе. Непосредственно после пастеризации аэромонады не обнаружены в 100 мл в 14 пробах, а в остальных в пределах 1—2 независимо от времени года. И это несмотря на то, что обсемененность сырого молока в ряде случаев превышала 10 000 в 1 мл.

Нарастание количества аэромонад в молоке начинается уже в танках хранения, когда (Особенно после 8—12 ч) почти в 11% проб их было более 10 ООО в Г мл. Еще выше обсемененность молока в тетрапаках, где показатель ее

Таблица 3

Обсемененность аэромонадами молока на разных этапах пастеризации н подготовки к реализации

Положительных проб молока

Индекс аэромонад. 1K/MJ1 сырого в пастеризаторе в танке хранения 1 — 4 ч в танке хранения 8— 12 ч в тетрапаках

<1—2,0 2,0—3,0 3,0—4,0 >4,0 11 14 3 6 23 0 0 0 22 7 4 2 14 11 8 4 7 12 7 10

, 34 23 35 37 36

Примечание. Исследовано 37 проб.

выше 10 ООО в 1 мл обнаружен в 27 % проб. Средние индексы аэромонад в сыром молоке составили 4,1 lg/мл, из пастеризатора — 0,45 lg/мл, из танков хранения после 1—4 ч—3,4 lg/мл, через 8—12 ч—4,3 lg/мл, из тетрапаков— 3,8 lg/ил. Средние индексы в тетрапаках, взятых с производства в целом, оказались ниже, чем в молоке из тетрапаков торговой сети.

Причиной быстрого обсеменения аэромонадамн молока после пастеризации является их способность к размножению при 1,5 °С, а тем более при температурном режиме танков (8 °С) в такой богатой питательной среде, как молоко. Пастеризация — не стерилизация и по нормативам в пастеризованном молоке допускаются остаточные количества жизнеспособных Е. coli. Исходя из ^того, сроки реализации молока по регламенту не должны превышать I сут. Следовательно, нет ничего неожиданного в том, что в пастеризованном молоке уже через 4—12 ч при 8 °С усиливается размножение аэромонад. Сам процесс пастеризации и последующий период «остывания» снимают в значительной степени лаг-фазу, что способствует быстрому переходу в экспоненциальный период развития микробов. За рубежом в последние 20 лет аэромонады уже находятся в поле зрения исследователей, об их возможной патогенности, в частности при проникновении через пищеварительный тракт, знают терапевты и эпидемиологи. Применение обязательных оксидазного и О/Ф-тестов .должно было облегчить диагностику аэромонадной токсикоинфекции, обусловленной употреблением пастеризованного молока. Однако в литературе и официальных сообщениях не указано ни одного случая вспышки или спорадического заболевания аэромонадной этиологии, обязанного потреблению пастеризованного либо иного молока. Veillet-Poncet, первая обнаружившая аэромонады в пастеризованном молоке, считает, что этр не являр".ся свидетельством опасного загрязнения или непригодности молока.

.При обильном потреблении молока, содержащего аэро-монады, следовало бы ожидать не менее значительного пребывания аэромонад в кишечнике здоровых людей. Данные литературы и наши наблюдения доказывают большую редкость подобного носительства.

Многие исследователи считают, что для пищевых ток-сикоинфекций. обусловленных «неспецифическими» (ус-

УДК б13.»й4:572.&1

лов но-патогенны ми) микробами — Е. coli, Proteus, В. се-reus, CI. perfringens и др., — независимо от вида возбудителя максимальная концентрация его в пищевом продукге должна быть не менее 106—10" в 1 мл. Исходя из этого, содержание аэромонад в исследованном нами молоке не вызывает опасений, так как оно на 1—2 порядка ниже указанного критического уровня.

Выводы. 1. Из мясного фарша и мороженой рыбы часто высеваются аэромонады.

2. Подтверждено наличие аэромонад в пастеризованном молоке.

3. Обсемененность аэромонадами молока на этапах, следующих после пастеризации и до реализации, объясняется их психротрофностью. *

4. Обнаружение аэромонад в рыбе и рыбных продуктах подтверждает возможность возникновения пищевых токсикоинфюкций аэромонадной этиологии, связанных с их употреблением.

Литература. Калина Г. П. — Гиг. и сан., 1977а,

№ 8, с. 97—100. Калина Г. П. — В кн.: Проблемы санитаркой микробиологии окружающей среды. М., 19776, с. 91 —103. Юхименко J1. Н., Харитонов С. Н. и др. — Ж. микро-

биол., 1977, № 7, с. 143—145. Buttiaux R. — Ann. Inst. Pasteur Lille, 1960, v. 11, p. 23— 28. \

Buttiaux R. — J. appl. Bact., 1959, v. 22, p. 153—158. Conn H. — Ann. intern. Med., 1964, v. 60, p. 568—589. Dempster J. — i. appl. Bact., 1968, v. 31, p. 290—301. Eddi В., Kitchell A. — Ibid., 1959, v. 22, p. 57—59. Kielwein G. — Arch. Lebensmitt.-hyg., 1971, Bd 22, S. 15— 19.

Kielwein G., Gerlach R., Johne H. — Ibid., 1969, Bd 20, S. 34—38.

Kleeberger A. — Milchwissenschaft, 1965, Bd 30, S. 602— 603.

Kleeberger A.—Z. Lebensmitt Untersuch., 1977, Bd 163, S. 44—47.

Meeks M. — Am. J. med. Techn., 1963, v. 29, p. 361—378. Seidle R., Allen D. et al. — Appl. environm. Microbiol-, 1980, v. 39, p. 1010—1018.

Поступила 02.09.8!

И. А. Опарин, Н. Б. Буиюнская, А. Н. Николаев

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КИРОВСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

С 1957 г. мы проводим изучение физического развития дошкольников, посещающих детские учреждения Киров-ска. В 1978 г. по общепринятой унифицированной методике обследовано 2446 детей в возрасте от 3 до 7 лет русской национальности, проживающих в Кировске не менее Злет. Из разработки исключено 378 (15,9%) карт, заполненных на детей со значительными отклонениями в состоянии здоровья. Численность детей в большинстве возрастно-по-ловых групп колебалась от 105 до 139, кроме детей 3 лет (см. таблицу)!

Анализ полученных данных показал, что физическое развитие дошкольников Кировска по динамике тотальных размеров тела подчиняется присущим этому возрасту закономерностям. отмеченным рядом исследований (К. П. Дорожнова; Г. В. Сендек).

При сопоставлении антропометрических показателей мальчиков и девочек установлено, что в большинстве возрастных групп мальчики имеют более высокий, рост (от 95,75 до 124,1 см), чем девочки (от 95,1 до 124,1) и только в возрасте 41/. и 7 лет эти различия несущественны (см. таблицу). Максимальная разница в росте мальчиков и девочек, как и у ленинградских дошкольников (И. П. Опарин

и соавт.), наблюдалась в возрасте 5Чг лет п составила 1,22 см. Ежегодный прирост длины тела дошкольников колебался от 7,1 до 8,6 см, несколько возрастая с возрастом. Наибольшее увеличение роста наблюдалось у детей от 3 до 4 лет (7,2 см) и от 6 до 7 лет (8,3—8.6 см).

Повышение максимальных прибавок в более раннем дошкольном возрасте свидетельствовало о перемещении первой фазы вытяжения на более ранний возраст (3— 4 года), что отвечает основным проявлениям акселерации в настоящее время (К. П. Дорожнова; Г. В. Сендек).

Показатели массы тела мальчиков и девочек в большинстве возрастных групп оказались близки и составили 15,03—24,8 и 14,9—25,6 кг соответственно. Погодовые прибавки массы тела колебались у мальчиков от 1,83 до 3,74 кг. у девочек — от 1,79 до 4,82 кг. несколько увеличиваясь с возрастом.

Окружность Трудной клетки у мальчиков всех возрастных групп была выше (52,9—60,7 см), чем у девочек (51,9—60,2 см). Ежегодное ее увеличение у мальчиков составило 1,77—2,25 см, у девочек — 1,3—3,3 см. Наибольшие погодовые сдвиги падали на возрастные группы от 6 до 7 лет. В возрасте от 3 до 7 лет рост мальчиков и девочек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.