';:В1Шша ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ цию», формулируется «заказ» на содер
жание следующего этапа курсов повышения квалификации — этапа развития.
Особенность второго этапа — погружение участников в рефлексивную деятельность. Постоянное соотнесение (интеграция) индивидуального опыта с опытом социальным (сконцентрированным в науке) определяет личностный смысл непрерывного образования взрослого человека. Опыт + рефлексия этого опыта = развитие. Интенсивно осуществляется синтез познавательных интересов и мотивов достижения личности, что лежит в основе творческой активности познающего субъекта. Это достигается в рамках организационнодеятельностных и организационно-мыслительных игр, моделирования и разбора проблемных педагогических ситуаций и т.д. Процесс поиска некоторого познавательного результата приносит слушателю курсов особое эмоциональное удовлетворение, позволяя воплотить свои творческие силы. У учителя возникает потребность в создании таких условий, которые позволяли бы ему проявлять свои способности; ориентировка как простая ответная реакция на новизну превращается в систему устойчивых познавательных запросов, в интерес к постановке проблемы, в активный поиск информации. Этап заканчивается составлением плана индивидуальной работы в межкурсовой период.
Третий этап — творческое саморазвитие — осуществляется в рамках системологического подхода, который дает возможность осознать не только меха-
низмы, внутреннюю структуру и основные компоненты творческого саморазвития личности, но и условия или факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность саморазвития. Исходя из того что творческое саморазвитие — сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты, вся учебнопознавательная деятельность слушателей курсов направлена на осознание, формирование и развитие вышеназванных компонентов. Использование на занятиях эвристических технологий, технологий развития критического мышления, синергетических форм, методов и приемов позволит повысить эффективность результатов.
Таким образом, мы рассматриваем творческое саморазвитие сельского учителя как процесс, качественную интегральную характеристику личности и результат индивидуальной самоорганизуе-мой деятельности, одним из факторов содействия которой выступает повышение квалификации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань, 1996.
2 См.: Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск, 2000.
3 См.: Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб., 2001.
Поступила 14.08.03.
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
В.В. Кольга, проректор по довузовской и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета, доцент
Важнейшим фактором будущего развития Красноярского края является стабильное воспроизводство кадров для аэрокосмической отрасли. В системе непрерывного аэрокосмического образования, созданной на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета, значительное место занимает дополнительное образование школьников. В статье рассматриваются особенности профильного образования на довузовской ступени в Аэрокосмической школе, построенного на технологиях
педагогической интеграции.
к © В.В. Кольга, 2004
№ 1, 2004
The most important factor of Krasnoyarsk region further development is the stable personnel training for the aerospace industry. In the system of continuous aerospace education the particular place is devoted to the schoolchildren’s supplementary education. The professional education of schoolchildren at the aerospace school is based on the pedagogical integration techniques.
Лидерами современного образования сегодня могут стать учебные заведения, которые, во-первых, обладают мощными информационными, кадровыми, научными, материальными и другими ресурсами или в состоянии их привлечь, а во-вторых, способны сосредоточить и системно реализовать нестандартные педагогические методы и подходы. Поиск новых форм социального партнерства стал возможен в условиях практически не ограниченных возможностей для интеграции всех уровней образования. Большинство ныне существующих многоуровневых образовательных систем было создано в период начала и середины 1990-х гг.,
т.е. в период острейшего экономического кризиса, и такие формы сотрудничества вполне отвечали тогдашним целям выживания (эффект экономии на масштабе). В условиях относительной стабилизации ряд структур оказались слишком громоздкими и неспособными к восприятию новых требований развития.
Интегрированная система многоуровневого аэрокосмического образования на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета (рис. 1), созданная в период кризиса, за все прошедшие годы доказала свою жизнеспособность и смогла сконцентрировать новый потенциал для качественного роста.
О
м
н
о
Ж
о
&
н
о
о
£
&
н
Р и с. 1. Интегрированная образовательная система подготовки кадров для аэрокосмической отрасли
Благоприятным фактором, потенциально способствующим успешному решению указанных проблем, является наличие в Красноярском крае передового аэрокосмического комплекса с полностью сформированной соответствующей инфраструктурой. Помимо ряда ведущих предприятий ракетно-космической и авиационной отрасли (ГУП «Красмаш-завод», НПО прикладной механики
им. академика М.Ф. Решетнева, ОАО «Красноярские авиалинии» и др.) комплекс включает в себя сеть учебных заведений, обеспечивающих все уровни подготовки специалистов. Ведущим ее звеном является Сибирский государственный аэрокосмический университет (СибГАУ). Составляющими системы непрерывного образования в этом комплексе являются:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— профильная Аэрокосмическая школа (АШ) — муниципальное образовательное учреждение системы дополнительного образования с 4-летним циклом обучения (8—11-й классы) по направлениям: аэрокосмическая техника, радиоэлектроника, экономика, технические науки;
— профессиональный лицей № 16, обеспечивающий два уровня образования своих выпускников (начальное (НПО) и среднее (СПО) профессиональное образование) по направлениям: машиностроение, металлообработка, сварка, электромонтаж и др., с экспериментальными группами (ЭГ), обучающимися по согласованным с вузом программам;
— Красноярский техникум космического машиностроения (КТКМ).
Развитие аэрокосмического образования в интегрированном режиме выделяет в качестве приоритетных некоторые субъекты системы, обладающие большим потенциалом развития. В структуре данной системы такое место занимают довузовская подготовка и профориентация, а именно дополнительное профильное образование старших школьников в Аэрокосмической школе. АШ — единственное в регионе учебное заведение, выступающее, с одной стороны, связующим звеном между средней и высшей школой, а с другой — совершенно самодостаточным по воплощаемым здесь инновационным педагогическим идеям и технологиям образовательным учреждением. К ним относятся ценностный подход к моделированию содержания образования, уникальное образовательное пространство трех модулей — учебного, исследовательского, локальной экспресс-апробации; индивидуальное расписание учебных занятий, система продвижения научных исследований учащихся, система методической работы, пакет авторских интегрированных учебных курсов по направлениям «Летательные аппараты», «Электроника», «Технические науки», «Экономика», методика мониторинга качества образования, система диагностики технической креативности и самомотивации школьников.
Образовательный процесс в АШ выстроен по определенной схеме.
1. Ученик, приходя в АШ, выбирает одно из четырех учебных направлений. Это — его первый выбор.
2. Второй выбор — выбор предметов. Из 3—5 возможных на каждом направлении ученик выбирает два базовых (для направления «Точные науки» — «Черчение» и «Информатика»).
3. Третий выбор касается дополнительных предметов, которые могут быть как «предметными» («Информатика» для экономистов), так и «надпредметными» («Техническое моделирование» для ученика, выбравшего направление «Экономика»).
Такой подход вполне оправдан, так как исследования психологов показывают, что старшеклассники в состоянии определять как минимум половину содержания своего образования. Ученики сами выстраивают свою образовательную траекторию. Нет разделения на учебные группы. Постоянное обучение в разных по составу, численности временных группах развивает коммуникативную компетентность ребят. В определенной степени учащиеся регулируют и продолжительность обучения. Дельта времени, которым они могут распоряжаться, ограничивается только набором предлагаемых занятий — уроков и творческих мастерских. Кроме того, каждая предметная и надпредметная область представлена несколькими педагогами, и в данном случае не учитель решает, кто придет к нему на занятия, а ученик сам выбирает себе преподавателя. Фактически введена своеобразная презумпция ответственности — но именно это и служит лучшим средством самомотивации наших учеников.
Еще одной особенностью организации образовательного процесса в АШ является научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках соответствующего образовательного пространства. Появление такого модуля в пространстве АШ продиктовано особенностями инженерного образования — необходимостью погружения учащихся в замкнутый цикл научного исследования — от идеи и ее
№ 1, 2004
конструкторской и технологической проработки к реализации, апробации и оценке результата. Научно-исследовательской работой со школьниками в творческих мастерских занимаются все преподаватели АШ. Высокий уровень компетенции руководителей творческих мастерских
(7 кандидатов наук, 5 доцентов, 1 профессор, 10 аспирантов) позволяет ребятам выполнять серьезные работы и достигать значительных результатов.
В рамках научно-исследовательского модуля создана система продвижения научных работ учащихся АШ (рис. 2).
Р и с. 2. Схема управления методической работой в Аэрокосмической школе
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Интегрированный междисциплинарный подход к обучению стимулирует ребят самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи. Особенно актуально это для таких курсов, как «Информатика», где школьники не просто знакомятся с основными программными продуктами, но и рассчитывают с их помощью параметры будущих моделей самолетов, ракет, изучают базовые закономерности такой дисциплины, как «Сопротивление материалов», моделируют поведение естественных и искусственных систем.
Рейтинг профильного довузовского образования неизменно высок. Это подтверждается стабильным на протяжении пяти лет ростом почти на 10 % численности учащихся АШ, а также увеличением числа выпускников школы, ставших студентами вузов (в общем наборе абитуриентов в СибГАУ им принадлежит около 17 %).
Идеи непрерывного образования с переменным успехом воплощаются в нашей стране с 1917 г. Наблюдения показывают, что по большей части проектируется и реализуется не сама система, а ее отдельные элементы. Коренное отличие непрерывного образования в СибГАУ заключается в том, что здесь создана максимально наполненная система непрерывного образовательного сопровождения. Наша многолетняя практика свидетельствует, что это — наиболее оправданный путь достижения качества образования мирового стандарта. Однако подобных положительных примеров не так много. Большинство неудач связано с асимметричностью пространства целей, ресурсов, функциональных особенностей средней общеобразовательной, начальной, средней профессиональной и высшей школы.
На преодоление проблем подобного рода и направлен наш эксперимент, целями которого являются:
— разработка управленческой и профессионально-педагогической модели нового качества непрерывного аэрокосмического образования;
— создание условий для распространения уникальной модели системы непрерывного образования СибГАУ.
Отметим ряд уникальных особенностей разрабатываемой модели.
Во-первых, большинство субъектов эксперимента — это вполне самостоятельные и самодостаточные учебные заведения, с уже сложившимися традициями взаимодействия. Аэрокосмическая школа г. Красноярска решает эту проблему особым образом. Прежде всего само позиционирование школы как специального учреждения аэрокосмического образования обозначает выход на уникальную целевую аудиторию, которой является одаренная, способная творчески мыслить молодежь. Это условие предполагает вовлечение в учебный процесс мощных материально-технических, кадровых, информационных ресурсов, грандиозного научного и методического потенциала, имеющихся сегодня у высшей школы. Сейчас просто невозможно представить себе работу Аэрошколы без активного участия со стороны Сибирской аэрокосмической академии. Именно поддержка академии позволяет Аэрошколе сохранять свой творческий и исследовательский потенциал, развивать новые идеи.
Во-вторых, мы рассматриваем успешность и конкурентоспособность наших учащихся как взаимодополняющие факторы, способствующие личностной социализации. Существует достаточно много педагогических моделей успешности / конкурентоспособности, где эти категории наполняются самым многообразным набором дополнительных факторов. Мы избежали подобных проблем, определив следующую зависимость: успешный ученик = успешный студент = успешный специалист.
Коллектив Аэрошколы создает все условия для своих учащихся, чтобы они за четыре года обучения смогли адаптироваться к требованиям вуза, понять и начать реализовать возможности высшего образования. Для этого в учебный процесс Аэрошколы включена система инноваций: от открытого индивидуального образовательного маршрута (выбор учебного направления + собственное расписание) до возможностей многоуровневого продвижения собственных исследовательских и творческих проектов на конференциях и конкурсах всех уровней.
Поступила 13.02.04.