Научная статья на тему 'АДЫГСКИЙ КОСТЮМ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ'

АДЫГСКИЙ КОСТЮМ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

1507
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный костюм / национальная одежда / черкешенка / адыги / национальный женский пояс / галуны / золотая вышивка / national costume / national clothing / Circassian / Adyge / national women's belt / braid / gold embroidery.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанова Аминат Мурадиновна, Битокова Жанна Борисовна

В статье описывается история создания национального адыгского женского костюма. Основная цель данной работы состоит в пробуждении интереса к изучению культуры своего народа и позволит лучше узнать историю создания традиционного женского костюма, а также его влияние на современный дизайн одежды. Для каждой нации важно сохранять и беречь свою историю. Любой народ, даже самый малочисленный, живет до тех пор, пока живут его культура, традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADYGHE COSTUME FROM ITS ORIGINS TO THE PRESENT DAY

The article describes the history of the creation of the national Adyghe women's costume. The main purpose of this work is to arouse interest in the study of the culture of their people and will allow you to better learn the history of the creation of traditional women's costume, as well as its influence on modern fashion design. It is important for every nation to preserve and preserve its history. Any nation, even the smallest, lives as long as its culture, traditions and customs live, which are passed down from generation to generation.

Текст научной работы на тему «АДЫГСКИЙ КОСТЮМ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

УДК 7.04

Султанова Аминат Мурадиновна Sultanova Aminat Muradinovna

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры архитектурного проектирования, дизайна и ДНИ Битокова Жанна Борисовна Bitokova Zhanna Borisovna Студентка Student

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

АДЫГСКИЙ КОСТЮМ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ ADYGHE COSTUME FROM ITS ORIGINS TO THE PRESENT DAY

Аннотация. В статье описывается история создания национального адыгского женского костюма. Основная цель данной работы состоит в пробуждении интереса к изучению культуры своего народа и позволит лучше узнать историю создания традиционного женского костюма, а также его влияние на современный дизайн одежды. Для каждой нации важно сохранять и беречь свою историю. Любой народ, даже самый малочисленный, живет до тех пор, пока живут его культура, традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Abstract. The article describes the history of the creation of the national Adyghe women's costume. The main purpose of this work is to arouse interest in the study of the culture of their people and will allow you to better learn the history of the creation of traditional women's costume, as well as its influence on modern fashion design. It is important for every nation to preserve and preserve its history. Any nation, even the smallest, lives as long as its culture, traditions and customs live, which are passed down from generation to generation.

Ключевые слова. национальный костюм, национальная одежда, черкешенка, адыги, национальный женский пояс, галуны, золотая вышивка.

Key words. national costume, national clothing, Circassian, Adyge, national women's belt, braid, gold embroidery.

Во все времена, в мире не существовало ни одной нации, которая не пыталась бы сохранить свою одежду для потомков. Каждое поколение привносило что-то новое, дополняло и модернизировало ее. Так и черкесы, через

XIVМеждународная научно-практическая конференция века пронесли свою национальную одежду, которую многие народы Кавказа, взяли за основу своей традиционной одежды. Хотелось бы отметить, что для многих народов и национальностей Северный Кавказ всегда считался колыбелью. Войны, междоусобицы, а также тесное соседство привело к тому, что обычаи и традиции стали видоизменяться, сложилась кавказская культура.

Называя Черкесию родиной красоты, немецкий философ и историк Иоганн Готфрид Гердер красоту черкесских женщин выделял особо и подчеркивал, что за ними прочно и надолго закрепилась слава самых красивых в мире: «Черкешенок, - пишет он, - все знают и все превозносят за их красоту, за черный шелк тонких бровей, за черные глаза, в которых горит огонь, за гладкий лоб, маленький рот, округлость лица... Счастье, что Европа была не очень удалена от этого средоточия красивых форм, что многие из населявших Европу народов в разное время или жили в областях между Черным и Каспийским морями, или же медленно прошли по этим землям». Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». Еще в VI веке нашей эры начал формироваться уникальный, исключительно красивый наряд, который сегодня во всем мире называют «адыга фаща».

Для формирования национального костюма черкесов потребовалось достаточно много времени. Только к концу XVШ-началу XIX в.в. адыги показали окончательный вариант национального костюма (рис.1).

Рис.1 Черкешенки в национальном костюме XVIII -XIX вв.

Джеймс Белл, в своем двухтомном «Дневнике пребывания в Черкесии в течении 1837,1838,1839 г.г.» в двадцатом письме делится своим впечатлением. Девушка же, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами (нарядная пряжка или застежка.), также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном, - имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена во всю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка, придают ее фигуре женственность, а если она высокого роста, то достоинство и грацию; девушка, повторяю, выходит без покрывала и если случается, то она смешивается с толпой мужчин без всякой робости [1].

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик. Эльбрус. 1974

Рис.2 Черкесы. Гравюра из книги J. B. B. Eyries. Voyage pittoresque en Asie

et en Afrique... T. I, 183

Штаны были обязательной частью одежды женщин Северного Кавказа в XVIII- первой половины XIX вв.(рис.2). Адыгские женщины носили длинные широкие штаны, собранные у щиколотки и почти всегда видны из под рубахи и верхней одежды[2,с.42]. Со временем изменилась длина женского платья, когда-то оно доходило до колен и из-под него были видны шаровары, но постепенно оно удлинилось до пола.

Традиционный праздничный наряд черкешенок выглядел благородно и торжественно, подчеркивал стройность и изящество девушки. Распашное платье из плотного шелка или бархата являлось основой наряда и называлось сай. Согласно адыгским эстетическим представлениям пестрые ткани, яркие и кричащие сочетания цветов были неприемлемы. Очень редко на старинных фотографиях встречаются платья белого цвета. Одежда шилась из тканей темных тонов, например, торжественного черного цвета или благородных оттенков темно-красного.

Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа ХУШ-ХХвв.

Издательство «Наука» Москва 1989 г.

«Научные междисциплинарные исследования» Цвет также являлся одним из показателей сословного различия, платья

красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского

происхождения. Глубокие оттенки тканей были предпочтительнее еще и потому,

что на них хорошо читается золотошвейный орнамент, которым украшалось

платье в строго определенных местах.

Вышивка золотом на декоративных нарукавниках сая, была самым ярким

акцентом, при этом достаточно броский, но в тоже время лаконичный орнамент,

также располагался в центральной части нарукавников. Декоративные элементы

костюма не должны были перегружать наряд, выглядеть слишком крупно или

вычурно. На нагруднике, имитирующий кафтанчик, который чаще всего

исполнялся из ткани красного цвета, располагались серебряные застежки.

Больше ярких цветовых пятен в костюме не предусматривалось. Нижнее платье,

которое надевалось под сай, должно было сочетаться по цвету с верхним платьем

и создавать гармоничный образ. В большинстве случаев длина рукава платья

доходила до локтя. Подол платья украшали золотым шитьём, преобладал

растительный орнамент в виде бардюров. Из золотых нитей, в ручную, ткались

галуны, которые закрывали все швы и края платья.

Платье девушки в отличие от наряда взрослой женщины не украшалось и

не подбивалось мехом, оно могло быть простёганным на шерсти или вате. Крой

праздничного платья соответствовал крою черкески, и всегда шилось в талию,

подчёркивая стан девушки. Серебряные накладки на плечах или вдоль выреза

платья, застежки и пояс, изготовленные с применением различных ювелирных

техник. Адыгский (черкесский) женский пояс как правило был у женщин и

девушек из состоятельных семей не был обязательной частью костюма женщины

(во многих случаях он отсутствовал). Шапочка (из галунов или вышитая, с

кистями и оплетенная сеткой из золотых нитей) придавали праздничному наряду

дополнительную торжественность. Шапочка одевалась не глубоко и значительно

увеличивала рост. Если девушки ходили повсюду с открытым лицом, то

замужние женщины, выходя из дома, накидывали большое белое покрывало

белого цвета, спускающееся очень низко, а при встрече с мужчинами

XIVМеждународная научно-практическая конференция прикрывали им нижнюю часть лица. Это было характерно в основном для

женщин знатных фамилий и, как подчеркивали сами авторы, являлось

результатом влияния мусульманской Турции [3,с.64,364]. Обувь в виде высоких

скамеечек, обтянутых бархатом с серебряными украшениями и сделанных по

форме ступни, была принадлежностью только женщины высшего сословия.

И все же, какое место занимает национальная одежда в жизни адыгского народа? Как бы не было больно, но приходиться признать тот факт, что перенявшие одежду казаки носят ее чаще, чем адыги. Черкесы ее практически не носят, «фаша» теперь стала достоянием музеев и национальных ансамблей.( рис.4). Но все же сегодня черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая традиции и обычаи своего великого народа. Все чаще невесты предпочитают светскому свадебному платью, необыкновенно красивые «фаша», украшенные потрясающей вышивкой мастериц золотошвеек. Ведущие модельеры М.Саральп, М.Хацукова помогают национальному костюму органично вписываться в реалии современного мира, подчеркивая динамичность, утонченность, изысканность и способность трансформироваться и меняться. (рис.5).

Уникальное и неповторимое платье черкешенки прошлых столетий в современном стиле, является гордостью всех праздничных современных торжеств, отражая богатство и самобытность культуры черкесского народа.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик. Эльбрус. 1974.

Рис.4 Концертный костюм с традиционными элементами национального

адыгского костюма М. Хацуковой.

502

Рис.5 Твидовая коллекция с элементами народного костюма М. Саральп.

Библиографический список:

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974.

2. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.Издательство «Наука» Москва 1989 г. Стр.42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.