Научная статья на тему 'Адыгские детские величальные песни'

Адыгские детские величальные песни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
619
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ПЕСНЯ ВЕЛИЧАНИЯ РЕБЕНКА / ПРИУРОЧЕННЫЙ ОБРЯДОВЫЙ КОНТЕКСТ / ПРЕДРЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / THE ADYGHE CHILDREN'S FOLKLORE / THE SONG OF GLORIFICATION OF THE CHILD / THE DATED CEREMONIAL CONTEXT / FORECASTING FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шхабацева Марина Аскарбиевна, Хакунова Эльза Хамедовна

Рассматриваются детские величальные песни, выделяемые в отдельную жанровую группу. Отмечается, что исследователями-адыговедоведами изучены некоторые вопросы относительно функций песен величания детей, характера их приуроченности к обрядам. Целью является описание художественной специфики текстов, типологических особенностей образостроения. Акцентируется внимание на том, что в исследуемом жанре выделяются песни, приуроченные к празднику рождения ребенка и собственно величальные песни. Отмечается повествовательный характер детских величальных песен. Практическая и научная значимость исследования заключается в раскрытии общности мотивов и клишированных формул величальных и колыбельных песен. Установлено, что ведущим мотивом в песнях, посвященных и мальчикам, и девочкам, является пожелание благополучного будущего, счастливой жизни. Выявлено, что подобно колыбельным детские величальные песни выполняют предрекательную, благопожелательную и предохранительную функции. Для достижения поставленных задач применены сравнительные, структурно-типологические методы исследования. Схожесть мотивов и формул адыгских детских величальных песен и колыбельных приводит к контаминации жанров: песни исполняются как в контексте детских ритуальных празднеств, так и вне обряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adyghe children’s songs of praise

This paper deals with the children’s songs of praise allocated in separate genre group. Researchers of the Adyghe culture studied some questions concerning functions of children’s songs of glorification, the nature of their confinement to ceremonies. The purpose of this paper is to describe art specifics of texts, typological features of image construction. It is emphasized that the songs confined to a holiday of the birth of the child and actually songs of praise are allocated within the studied genre. The narrative character of the children’s songs of praise is marked out. The practical and scientific importance of this research lies in disclosure of a community of motives and cliched formulas of the songs of praise and lullabies. It is established that the leading motive in the songs dedicated to both boys and girls is the wish of the safe future and happy life. It is revealed that like lullabies children’s songs of praise perform forecasting, blessing and safety functions. Comparative, structural and typological methods of research are used to achieve the objectives. Similarity of motives and formulas of the Adyghe songs of praise and lullabies leads to a contamination of genres: songs are sung both in the context of children’s ritual festivals and out of a ceremony.

Текст научной работы на тему «Адыгские детские величальные песни»

УДК 398.831 (470.621)

ББК 82.3 (2=Ады)

Ш 98

Шхабацева М.А.

Преподаватель фольклорного отделения АРДШИ им. К.Х. Тлецерука, e-mail: marina_shhabaceva@mail. ru

Хакунова Э.Х.

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра адыго-ведения НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, е-mail: khakunchik@mail.ru

Адыгские детские величальные песни

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются детские величальные песни, выделяемые в отдельную жанровую группу. Отмечается, что исследователями-адыговедоведами изучены некоторые вопросы относительно функций песен величания детей, характера их приуроченности к обрядам. Целью является описание художественной специфики текстов, типологических особенностей образостроения. Акцентируется внимание на том, что в исследуемом жанре выделяются песни, приуроченные к празднику рождения ребенка и собственно величальные песни. Отмечается повествовательный характер детских величальных песен. Практическая и научная значимость исследования заключается в раскрытии общности мотивов и клишированных формул величальных и колыбельных песен. Установлено, что ведущим мотивом в песнях, посвященных и мальчикам, и девочкам, является пожелание благополучного будущего, счастливой жизни. Выявлено, что подобно колыбельным детские величальные песни выполняют предрекатель-ную, благопожелательную и предохранительную функции. Для достижения поставленных задач применены сравнительные, структурно-типологические методы исследования. Схожесть мотивов и формул адыгских детских величальных песен и колыбельных приводит к контаминации жанров: песни исполняются как в контексте детских ритуальных празднеств, так и вне обряда.

Ключевые слова:

Адыгский детский фольклор, песня величания ребенка, приуроченный обрядовый контекст, предрекательная функция.

Shkhabatseva М.А.

Teacher of Folklore Department of ARDShI named after K.Kh. Tletseruk, e-mail: ma-rina_shhabaceva@mail. ru

Khakunova E.Kh.

Candidate of Philology, Senior Researcher of the Center of Adyghe Cultural Studies at Scientific Research Institute of Complex Problems of Adyghe State University, e-mail: khakunchik@mail. ru

Adyghe children's songs of praise

Abstract:

This paper deals with the children's songs of praise allocated in separate genre group.

Researchers of the Adyghe culture studied some questions concerning functions of children's songs of glorification, the nature of their confinement to ceremonies. The purpose of this paper is to describe art specifics of texts, typological features of image construction. It is emphasized that the songs confined to a holiday of the birth of the child and actually songs of praise are allocated within the studied genre. The narrative character of the children's songs of praise is marked out. The practical and scientific importance of this research lies in disclosure of a community of motives and cliched formulas of the songs of praise and lullabies. It is established that the leading motive in the songs dedicated to both boys and girls is the wish of the safe future and happy life. It is revealed that like lullabies children's songs of praise perform forecasting, blessing and safety functions. Comparative, structural and typological methods of research are used to achieve the objectives. Similarity of motives and formulas of the Adyghe songs of praise and lullabies leads to a contamination of genres: songs are sung both in the context of children's ritual festivals and out of a ceremony.

Keywords:

The Adyghe children's folklore, the song of glorification of the child, the dated ceremonial context, forecasting function.

Песни величания детей (сабыйгъэш1о орэдхэр) занимают особое место в неигровом фольклоре адыгов. Они мало изучены в фольклористическом адыговедении, но мы находим интересные наблюдения у таких исследователей, как З.М. Налоев, М.А. Джандар, Р.Б. Уна-рокова, относительно функций величальных песен детей, характера их приуроченности к обрядовому контексту. Так, З.М. Налоев, классифицируя песни, посвященные детям, величальные в честь первого ребенка выделяет в отдельную группу [1: 18]. Как отмечает М.А. Джандар, рождение ребенка прославлялось особой величальной песней [2: 68]. К исследованию привлечены 16 текстов песен величания детей. Они зафиксированы на таких территориях компактного проживания адыгов, как Бжедугия и Темиргой, Республика Адыгея и Турция. Интерес представляют варианты Хаджетхан Тле-хатук (Пчегатлукай), Хавы Укол (Едеп-сукай), Паго Гучетль (Ассоколай), Габи-дет Беретарь (Начерезий), Ханмелеч Ху-тыз (Джиджихабль), Айшет Тлехас (Гат-лукай), Рахмет Богус (Габукай), Шамсет Тугуз (Тауйхабль), Фатимет Куштаноко (Адамий), Чебахан Хаджемуковой (Дже-рокай), Дузы Шиковой (Блечепсин), Фат-мы Урдум (Турция). В адыгском детском

фольклоре функционируют величальные песни и, как отмечалось выше, они могут исполняться как на семейных ритуальных мероприятиях (празднике рождения ребенка, пеленания, первого шага и т.д.), так и в необрядовом пространстве. Данное обстоятельство послужило основанием того, что в величальных песнях выделены такие разновидности как песни, приуроченные к празднику рождения ребенка, и собственно величальные песни.

В песне, исполняемой в честь новорожденного (сабый кьэхъугъакЪм кьыфа1орэ орэд) ребенку желают благополучия, долголетия. Как отмечает М.А. Джандар, песня исполнялась во время обряда цыгъо джанэ щылъэн (доел.: 'одевание мышиной рубашки'). Считалось, что не только ритуал одевания, но и само название рубашки (цыгъо джан) выполняет функцию оберега от сшаза [2: 70]: Дае, даер, дэе 1апэр сэ сик1алэм фэмафа! Мэфэ лъагйэм идэхэгъум сэ сик1алэр къэхъугъи,

Л1эш1эгъуишъэ к1элэ мафэм егъашН Мэфэ лъагйэр л1эш1эгъуишъэм Лъэрэзэхэу тиунагьо къытферэхъ [КАДФ, Шыхьэтыкьо Хъ.] -Дае, дае, дайны пальцы пусть для моего мальчика окажутся счастливыми! В священный день мой мальчик родился!

Счастливый младенец сто веков пусть проживет!

День святой в [течение] ста веков пусть в нашу семью приходит!

В отличие от данного текста, собственно величальные песни содержат множество благопожеланий, выраженных в форме тирады. Подобно колыбельным песням величальные выполняют предрекательную, благопожелательную, предохранительную функции. В предре-кательных ребенка наделяют желаемыми качествами. В благопожелательных песнях желают благополучия, здоровья, счастливой жизни. Предохранительную выполняет и величальная песня, и обряд, к которому она приурочена. По типу текста величальные песни являются повествовательными. В них дается картина будущей жизни ребенка.

В песне величания, посвященной девочке, предрекается благополучное замужество: Тарантасым исэу, Сомэр къык1эк1этэкъоу, Шыкушъхьэзэрыхъэу, Ку хъагъэм исэу, Шъуз-к1алэхэри пэгуш1оу, Сэри сыпэгуш1уатэу. Сомэр къык1эк1этэкъоу, Сипшъашъэу Нэфсэтыр ащэщт -В тарантасе кто находится, Монеты кто рассыпает, Чей верх повозки плетенный, В карете кто разъезжает, Женщины и дети кому улыбаются, И я кого встречаю с улыбкой. Монетами кого обсыпают, Мою девочку Нафсет так заберут в дом жениха.

В песне, посвященной мальчикам, тот же мотив с некоторыми дополнениями: Къыщэнышъы медэу, Дак1ор мэлишъэу, Фарэр иосэ хэтэу фэстын. Шъуз-к1алэхэр ыгъэгуш1оу, Сэри сыпэгуш1уатэу, Сомэр къык1эк1этэкъоу,

Шыкушъхъэ зэрыхъэу, Ку хъагъэми исэу къыщэн -Мой мальчик как женится. Сто овец в дополнение, И коня в качестве выкупа отдам. Женщины и дети ему рады, И я встречаю его с улыбкой. Монеты он рассыпает. В карете с плетенным верхом Он женится.

В величальных песнях мальчику желают быть мужественным, доблестным воином:

Джахьфарыр фарэм тесэу мэзек1у, Зек1о мак1ошъ дышъэ уанэр къегъэшъу -Джахфар на «фаре» разъезжает, В поход как отправится, Золотое седло под ним изнашивается.

Воину желают быть добрым, щедрым, внимательным по отношению к окружающим людям: Къыдэхьажьышъ Хьэблэ чылэр егъэгуащ, Зэригъэгуащэрэр дарие мыбзышъ, мыух, Афэмыухырэр сик1алэм исом -Возвращается когда, Аульчан кто одаривает, Раздает нескончаемо кто рулоны парчи, Бездонным оказывается чье богатство.

Подобный мотив также присутствует и в колыбельных песнях адыгов. Так, отмечается, что «вместе со своей воинственностью, идеальный герой [колыбельных] песен обладает и такими качествами, как щедрость, доброта, внимание к родным, близким: Къыдэхьажьымэ си Аслъаныр пчъэ1ушхуа, уипчъэ1ушхоми хъазынэшхор щагощи (По возвращении моего льва его двор большой наполняется людьми, во дворе большом раздают большие чудеса)» [3:141].

В песнях величания девочки внимание уделяется ее трудолюбию, рукоделию: Фыщалъэми е!эмэ, Фыщ к1имыгъэз. Дзэмэ яшъуашэр Зы мафэм егьэчъы. Ичъырлэныстэр

Зэрэмаисашхъу -Ведро проса понесет кто, Крупинку не уронит. Для войска одежду За день справляет. Стальные ножницы чьи Булату [подобны].

В величальной песне девочке «внушается женское счастье. Посредством песни ей рисуется картина будущего, наполненная красотой и благополучием»: Ра, хьэхьаеу, сидах, Ра, узыгъэдахэрэр унапц, Ра, зэхэпцэ дахэри ужэгъу, Уиныбджэгъу к1алэхэри къыохъуапсэх, Уиблэрыпсым жъгъау-сау регъа1о, Тош-мэшым удэу, убзэуухэс, Уитыжъын бзыгъэхэриуипа1у... -Ра, ге-гей, моя красавица, Ра, тебя украшают твои брови, Ра, выточена красиво твоя шея, Твои друзья тебе завидуют. Твоя цепочка перезвон [издает], В роскоши рукодельницей пребываешь Из серебра твоя шапка [сшита] [4: 341].

В одной из величальных песен, дается портрет идеальной девушки на выданье: Ыпэ пакъэ, нынэ, Оркъ пшъашъ, Ыпшъэ к1эк1ы, нынэ, Ямыш1ык1, Еш1эк1ыгъэр, нынэ, Икъэптан, Икъэптаныр, нынэ, Къурдауз. Иблэрыпсыр, нынэ, Ахъщэ мин, Шыуминыр, нынэ, Ипсэлъыхъу... [КАДФ, Богус Р.] -Курносая,

Дворянская девочка,

Шея короткая, Особенная, В пору сшит Ее бешмет, Бешмет ее Бобровый, Ее ожерелье -

[Оценивается] в тысячи рублей, Всадников тысяча -Ее поклонники...

В величальных песнях внешность девочки описывается посредством клишированных формул: ыпэ пакъэ - курносая, ыпшъэ к1эк1ы - шея короткая, узыгъэдахэрэр унапц - украшают тебя брови, уи ирсъэцы-пэр дыщэплъу — кончики твоих волос - золотистые, уитыжъын бзыгъэхэр уипа1у -из серебряного лоскута твоя шапка. Окружающие предметы, действия девочки описываются следующим образом: уи лэгъунэр тохъуанэ - твоя комната как тохуанэ (дом для князя), къызпыщэщыр уи Ыпэ - букв, 'осыпаются с чего - твои пальцы'. Мальчикам посвящаются соответствующие характеристики: илъабэр дыжъын - его ножка серебряная, дэхэ нэпэф - он светлоликий; икъэптан - налымэс - в бриллиантах его бешмет; ку хьагъэм ис- в карете разъезжает, иш дышъэуанэ тегъэк1агъ - на его коне золотое седло.

Как видим, в исследуемых текстах функционируют те же мотивы и формулы, что и в приуроченных к обряду пеленания песнях. Данное обстоятельство сближает два относительно самостоятельных жанра: детские величальные песни и колыбельные. Иногда они контаминируют-ся - в одних ситуациях, функционируют в ритуальных празднествах, в других - в повседневной жизни с установкой на бла-гопожелание ребенку.

Примечания:

1. Налоев З.У истоков песенного искусства адыгов // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. 1 / сост. В.Х. Барагунов, З.П. Кардангушев. М.: Сов. композитор, 1980. С. 7-26.

2. Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп, 1991. 144 с.

3. Унарокова Р.Б., Шхабацева М.А. Объективация идеального героя в колыбельных песнях адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 3 (145). С. 138-143.

4. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе координат мира // Мир культуры адыгов / сост. Р.А. Ханаху. Майкоп: Адыгея, 2002. С. 337-345.

5. Адыгэ к1элэц1ык1у 1оры1уат = Адыгский детский фольклор // Архив Центра ады-говедения Адыгейского государственного университета (ЦА АГУ). П. 23. 300 ед. хранения / собрано Р.Б. Унароковой.

6. Тыркуем ис адыгэхэр. 1оры1уатэр = Фольклор адыгов Турции / сост. Р.Б. Унарокова. Майкоп: Адыгея, 2004. 580 с. (на адыг. яз.)

References:

1. Naloev Z.U. Origin of the Adyghes' singing art // Folk songs and instrumental melodies of Adyghes. Vol. 1 / сотр. by. V.Kh. Baragunov, Z.P. Kardangushev. M.: Sov. composer, 1980, P. 7-26.

2. Dzhandar M.A. Song in family rituals of Adyghes. Maikop, 1991. 144 pp.

3. Unarokova R.B., Shkhabatseva M.A. Objectification of the ideal hero in lullabies of Adyghes // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 3 (145). P. 138-143.

4. Unarokova R.B. Folk song in the world coordinate system // The world of Adyghe culture / сотр. by R.A. Khanakhu. Maikop: Adygheya, 2002, P. 337-345.

5. Adyghe children's folklore //Archives of the Center of Adyghe Studies of Adyghe State University (ASU С A) P. 23. 300 units of storage / collected by R.B. Unarokova.

6. Folklore of Turkish Adyghes / сотр. by R.B. Unarokova. Maikop: Adygheya, 2004. 580 pp. (In Adyghe lang.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.