Научная статья на тему 'АДВОКАТУРА В АРМЕНИИ ИМЕЕТ СВОЕ СЛОВО, И ОНО УЧИТЫВАЕТСЯ! ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ СИМОНОМ АЛЬБЕРТОВИЧЕМ БАБАЯНОМ'

АДВОКАТУРА В АРМЕНИИ ИМЕЕТ СВОЕ СЛОВО, И ОНО УЧИТЫВАЕТСЯ! ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ СИМОНОМ АЛЬБЕРТОВИЧЕМ БАБАЯНОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДВОКАТУРА В АРМЕНИИ ИМЕЕТ СВОЕ СЛОВО, И ОНО УЧИТЫВАЕТСЯ! ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ СИМОНОМ АЛЬБЕРТОВИЧЕМ БАБАЯНОМ»

Персона

АДВОКАТУРА В АРМЕНИИ ИМЕЕТ СВОЕ СЛОВО, И ОНО УЧИТЫВАЕТСЯ!

Интервью с Председателем Палаты адвокатов Республики Армения Симоном Альбертовичем Бабаяном ADVOCACY IN ARMENIA HAS ITS WORD, AND IT COUNTS!

Interview with the Chairman of the Chamber of Advocates of the Republic of Armenia Simon Albert Babayan

С 10 по 14 октября 2021 г. в г. Ереван (Республика Армения) организацией Centre de la protection international (руководитель - адвокат К.А. Москаленко) проведен цикл обучающих мероприятий и ряд рабочих встреч адвокатов из Российской Федерации. В ходе визита состоялась беседа российских адвокатов с Председателем Палаты адвокатов Республики Армения Симоном Альбертовичем Бабаяном.

Рагулин А.В.: Уважаемый Симон Альбертович! Благодарим Вас за то, что нашли время на беседу с представителями нашей делегации! Также поздравляем Вас с избранием Председателем Палаты адвокатов. Прежде всего, расскажите, пожалуйста, о структурном устройстве адвокатуры в Республике Армения.

Бабаян С.А.: Положение адвоката, статус адвоката в Армении зафиксированы на конституционном уровне. В Конституции есть специальная норма, где говорится, что государство обеспечивает юридической помощью посредством адвокатуры. Можно сказать, что эксклюзивность нашей профессии подчеркнута в Конституции.

В Армении все адвокаты являются членами Палаты адвокатов. Главный орган Палаты - Общее собрание. Органами Палаты также являются Совет палаты, состоящий из 13 членов, который занимается также дисциплинарными вопросами, Председатель Палаты адвокатов и квалификационная комиссия.

У Палаты есть свои структурные подразделения: Офис общественного защитника, Комиссия по защите прав адвокатов. Школа адвокатов - самостоятельное учреждение, действующее в качестве фонда, оно обеспечивает повышение квалификации адвокатов и обучение будущих адвокатов.

В Армении для входа в профессию адвоката нужно обязательно пройти обучение в Школе адвокатов. Эта организация создана по образцу аналогичной организации Франции в 2012 году. Со школой взаимодействуют представители Министерства юстиции как соучредители.

В Армении свыше 2350 действующих адвокатов. Есть большой приток в адвокатуру сотрудни-

ков следственных и судебных органов. На данный момент в школе адвокатов обучаются действующие прокуроры, следователи и судьи. Профессия адвоката в Армении довольна популярна, и это связано, наверное, с независимостью нашей профессии и возможностью действия.

Чтобы поступить в Школу адвокатов, нужно иметь высшее юридическое образование, не обязательно полученное в Армении, но обучение в Школе адвокатов проходит на армянском языке. Обучение в Школе адвоката проводится вне зависимости от стажа. Практика показала, что поступает примерно треть претендентов, так как экзамен сложный.

Вступительный экзамен состоит из двух этапов. На первом нужно ответить на тестовые вопросы, используя специальную платформу, где генерируются тесты. Мы предоставляем возможность заранее ознакомиться с вопросами. Нужно ответить правильно примерно на 140 вопросов, чтобы преодолеть этот конкурсный этап. Второй этап - устный экзамен. Были случаи, что отвечали и на 150 вопросов, но устный экзамен не сдавали.

Обучение осуществляется в вечернее время, занимает примерно год, разделяется на теоретическую-лекционную и практическую часть. На лекциях изучают прикладные дисциплины, связанные с навыками адвоката. Во время практической части обучающиеся оттачивают искусство ораторской речи, занимаются юридической практикой путем участия в «pro bono» работе, проходят симуляционные процессы. Обучение осуществляется и очно, и дистанционно, через Интернет. Распространены случаи, когда обучающиеся живут в Европе и обучаются дистанционно.

Изучаются предметы такого плана: «Тактика защиты по семейным вопросам», «Как составлять исковое заявление», «Составление заявления в Европейский Суд по правам человека», т. е. это не предметы, которым обучают в вузе.

Преподают адвокаты, судьи, т. е. специалисты в данной области. Обучение по всем предметам в школе заканчивается сдачей экзаменов. В результате обучения претенденты получают возможность принять участие в квалификационном экзамене, организуемом уже самой палатой.

В квалификационную комиссию входят адвокаты, представители, ученые национальной академии наук, кассационного суда, министерства юстиции. Экзамен сложный, не сдают его примерно тридцать процентов.

Всю бесплатную юридическую помощь в Армении, и по уголовным делам, и по гражданским, и по административным, осуществляет Офис общественного защитника. Государство финансирует 59 штатных мест общественных защитников.

Совет палаты адвокатов совмещает функции занятия общими вопросами и рассмотрение дисциплинарных дел адвокатов. У нас нет отдельной дисциплинарной комиссии, но есть специальные подготовители дисциплинарных дел, которые выбираются Общим собранием, собирают факты и доказательства и выносят проект заключения по дисциплинарному производству, не обязательный для Совета, а Совет сам решает вопрос ответственности.

Возбуждает производство Председатель Палаты, он же является членом Совета палаты, но после возбуждения производства Председатель не участвует в рассмотрении вопроса. Примерно 50 % возбуждений прекращаются Советом палаты. Совет объективно решает эти вопросы. Дисциплинарные правоотношения регулируются Законом об адвокатуре, дисциплинарным кодексом, и адвокаты стараются соблюдать правила этического поведения.

В Армении адвокатская профессия совмещена с коммерческой деятельностью по налогообложению, но в общем плане адвокатская деятельность - правозащитная. Государство на нас в финансовом плане смотрит как на обычных предпринимателей. Но у нас есть возможность принимать участие в юридическом бизнесе, и у нас решена проблема с тем, что предприниматели не хотят идти в адвокатуру. Адвокатское образование - это образование, где 100 % участников -адвокаты. Но адвокаты могут быть участниками коммерческих фирм.

Сычев О.М.: Как адвокатура в Армении защищает адвокатов? Адвокат всегда между нескольких сторон: и государство, и доверители, но сам он не всегда защищен и может быть необоснованно лишен адвокатского статуса.

Бабаян С.А.: У современной адвокатуры Армении - вечный конфликт с государственными органами, и все права, что у нас есть, можно сказать, завоеваны. Всегда у нас были трения.

Например, в 2012 году ведение реестра адвокатов хотели отдать в ведение Министерства юстиции. Мы посчитали, что есть непосредствен-

ное воздействие на независимость адвокатов. Мы результативно с этим боролись, дело дошло до забастовки, и от этой идеи они отказались.

В 2019 году хотели ухудшить режим налогообложения адвокатов, после ряда акций государство отказалось от нововведения.

При Палате есть Совет по защите прав адвоката и оперативная рабочая группа, которая осуществляет непосредственно реагирование на нарушение прав адвоката. У нас в законе есть положение, согласно которому нельзя осуществлять выемку в офисе адвоката, но один раз был такой случай, по судебному решению. Мы оспорили это судебное решение, так как оно было составлено неоднозначно.

Недавно у нас был случай, когда отношение общественности к адвокату было неоднозначным, поскольку он защищал представителя бывшей высшей власти. Дело дошло до угроз физической расправы, нецензурной брани в отношении адвоката, а государство вело себя довольно-таки пассивно. Мы, по инициативе на то время действующего президента Ара Зограбяна, выезжали на место, в суд, и он непосредственно вел переговоры с митингующими, после этого премьер-министр выступил с заявлением в поддержку адвокатов.

Мы всегда стараемся поддерживать наших коллег!

Сычев О.М.: Как у вас работает принцип состязательности сторон в уголовном процессе? Есть ли возможность адвокатского расследования, насколько доводы и доказательства адвоката могут повлиять на результат рассмотрения дела и привести, например, к оправдательному приговору?

Бабаян С.А.: В Армении адвокат - независимый участник процесса, и он может добиваться оправдательных приговоров. Процент оправдательных приговоров не могу точно назвать, поскольку занимаюсь в основном гражданскими и корпоративными делами.

Сачихин А.Ю.: А в целом позиция государства влияет на мнение судей?

Бабаян С.А.: Государственная власть, как и всегда, стремится иметь свое воздействие. Думаю, что у нас судебная система неплохая, но есть, конечно, такие судьи, от которых нужно избавляться.

Рагулин А.В.: У меня вопрос о так называемой «Политической системе адвокатуры». Я на сайте ознакомился с устройством палаты. Я так понял, что у вас в Палате прямые выборы. Я ознакомился на сайте с материалами выборов, политическими программами кандидатов, но в силу незнания

EURASIAN ADVOCACY 6 (55) 2021

языка не смог перевести их. Хотелось бы узнать, какие тезисы Вашей программы позволили Вам быть избранным на должность Председателя Палаты и как Вы намерены реализовывать их?

Бабаян С.А.: Председатель действительно избирается общим собранием адвокатов. Что касается программы, я долгое время в адвокатуре, по административной ее части, с 2014 года руководил Школой адвокатов, с 2009 года являлся членом Совета палаты, так что опыт административной работы есть.

За эти годы мои предшественники сделали очень многое для развития института адвокатуры Армении. Особенно хочу отметить вклад Ара Зо-грабяна. Благодаря его позиции сегодня наш институт, в хорошем смысле, находится совершенно на другом уровне, и восприятие государственной власти совершенно иное. Ранее не было школы, нам удалось добиться полной независимости адвокатуры от государства. Мы сотрудничаем с государством, ходим на совместные конференции, председателя Палаты адвокатов не назначает государство, несмотря даже на государственное финансирование Офиса общественного защитника.

Первая часть моей предвыборной программы посвящена тому, что нужно отстаивать и гордиться тем, что мы создали.

Вторая часть касается развития адвокатуры -совершенствования курсов повышения квалификации, интеграционных процессов с коллегами из других государств.

Мы предлагаем осуществить взаимное признание статусов адвокатов, ведь нередко при осуществлении юридической помощи появляются такие проблемы, когда вопросы имеют трансграничный характер, а помощь оказывается лицу, находящемуся за границей. Непризнание статуса адвоката создает проблемы. Мы у себя этот вопрос решили, проводим аккредитацию иностранных адвокатов, и иностранный адвокат может участвовать в судебных заседаниях в судах Армении, даже если он не обладает знаниями языка и законодательства. Иностранный адвокат может участвовать в судебных заседаниях Армении двумя способами.

Первый вариант - когда иностранный адвокат обладает знаниями правового поля Армении, владеет армянским языком, и Совет палаты выдает аккредитацию. Второй вариант - когда иностранный адвокат выступает совместно с адвокатом Армении. Такие случаи были, на судебных процессах выступали российские и французские адвокаты. Мы считаем, что это возможно в рамках деятельности Евразийского экономического

союза, где у нас нет общих таможенных границ, где есть сотрудничество во всех сферах, но пока мы еще не подошли к взаимному признанию статуса, в отличие от Европейского союза, где эта проблема решена.

Следующий шаг развития - адвокатура нового формата. Зачастую адвокаты сами нуждаются в помощи, сталкиваются с вопросами, которые выходят за рамки их специализации; тут можно применить американский опыт создания площадок, где сами адвокаты предоставляют помощь коллегам, это новый интересный формат.

Рагулин А.В.: Расскажите, пожалуйста, об организации процесса выборов. И еще я заметил у Вас на сайте, что указана информация о том, сколько человек проголосовали на выборах за конкретного кандидата. Зачем это нужно, и как сама процедура технически проходит?

Бабаян С.А.: Адвокаты приходят на общее собрание. Получают свой бюллетень, голосуют тайным голосованием, потом все подсчитывается, и объявляется количество голосов. Все прозрачно. Выборы всегда были честными, и никогда не возникало вопросов их оспаривания. Любой адвокат может выдвинуться путем самовыдвижения, или несколько лиц могут выдвинуть адвоката.

Председатель должен иметь статус адвоката обязательно. Если кворум состоялся, и больше 50 % проголосовали в пользу одного кандидата, то достаточно первого тура голосования. Если меньше, то назначается второй тур.

Мой оппонент, например, предлагал создать альтернативные адвокатские палаты. Мы категорически против такой идеи, поскольку считаем, что достижения обусловлены целостностью и единством палаты, и международная практика идет к централизации. В отличие от, например, Франции, где только в Париже 80 000 адвокатов. Да, там нужно территориальное распределение адвокатских палат. В таких государствах, как Армения, вряд ли нужно много палат адвокатов.

Рагулин А.В.: Каким Вы видите сотрудничество с представителями адвокатуры других государств?

Бабаян С.А.: У нас сотрудничество налажено в основном со всеми государствами. С Ираном, Российской Федерацией, с Молдавией, Ирландией, странами Средней Азии. С Францией у нас очень тесные связи, подписаны соглашения.

Сычев О.М.: Может ли адвокат быть включен в штат коммерческой организации?

Бабаян С.А.: Да, он может состоять в трудовых отношениях, являться участником коммерческих организаций как в качестве собственника,

так и в качестве индивидуального адвоката. Но чтобы статус адвокатского образования был, например, у общества с ограниченной ответственностью, нужно, чтобы все учредители и директор были адвокатами. Если этого нет, то организация не может пользоваться всеми теми гарантиями, которые имеет адвокатское образование.

Сычев О.М.: Насколько развиты контакты адвокатуры и государства на личном уровне руководства?

Бабаян С.А.: Председатель Палаты может всегда контактировать с высшими должностными лицами, их, может быть, в последнее время стало меньше, но они есть.

Гурова О.В.: Как устроена работа Офиса общественного защитника?

Бабаян С.А.: Все общественные защитники находятся в трудовых отношениях с Палатой адвокатов. Общественной защитой занимается структурное подразделение Палаты адвокатов -Офис общественной защиты. Если в процессе следователем выносится постановление, он направляет его в Офис общественного защитника, руководитель Офиса назначает адвоката, учитывая нагрузку, которая выдается автоматизированной системой. Осуществляется мониторинг нагрузки, посещение заседаний адвокатов. Дела распространяются с учётом территориального принципа. Следователь не знает, кто будет назначен адвокатом.

Все время происходит ротация общественных защитников, им начисляются баллы за работу. Если не набирается достаточное количество баллов, контракт не продлевается. Трудовые договоры составляются на год. Престиж в том, что заработная плата общественного защитника соотносима с заработной платой прокурора города Ереван. Палата адвокатов составила договор с государством, оно выделяет определённую этим договором сумму на расходы и на заработную плату, но возможности контроля за деятельностью непосредственно адвоката у государства нет.

Москаленко К.А.: Может ли гражданин выбрать общественного защитника? Может ли общественный защитник осуществлять защиту по договору с подзащитным?

Бабаян С.А.: Если у общественного защитника стопроцентная ставка, он не может осуществлять частную практику. Там, где менее ста процентов -может, но не в ущерб основной деятельности. Это некая «позитивная дискриминация». Поскольку

количество дел, обслуживаемых общественной защитой, все время растет, нам требуется больше штата в общественную защиту, и мы говорим об этом государству.

Киселев П.П.: Каков статус собираемых адвокатом источников доказательств?

Бабаян С.А.: Наш закон не делает разницы между доказательствами обвинения и защиты, нет презумпции недостоверности доказательств адвоката, они, конечно же, приобщаются, но оцениваются судом и вполне могут лечь в основу решения. По гражданским делам в основном мы собираем доказательственную базу до суда.

Если, например, адвокатом совершен опрос, суд может вызвать и опросить в качестве свидетеля. Но можно, например, заверить показания у нотариуса, это также применяется.

Есть специальный административный суд, который проходит «ex officio», то есть суд обязан сам выяснять обстоятельства дела.

Крикун Л.Л.: Какие изменения в работе возникли в связи с пандемией новой коронавирус-ной инфекции?

Бабаян С.А.: При локдауне мы осуществляли адвокатскую деятельность. Были, конечно, задержки в заседаниях, но публика в зал не допускается.

Аветисян Г.А.: Есть ли возможности участия адвокатов в законотворческом процессе, и как осуществляется взаимодействие в сфере конституционного судопроизводства?

Бабаян С.А.: При Палате адвокатов есть научная комиссия, которая дает «amicus curiae» рекомендации Конституционному Суду по всем делам, по заявке суда. По законотворчеству, поскольку это гласный процесс, адвокатура, как и все заинтересованные лица, вправе выражать свое мнение, и мы это делаем. Если дело касается непосредственно адвокатуры, то со всеми участниками законотворческого процесса мы взаимодействуем. Адвокатура имеет свое слово, и оно учитывается! Недавно был изменен УПК РФ, он вступит в силу с июля 2022 г., адвокатура принимала непосредственное участие в его разработке.

К.А. Москаленко: Благодарим Вас за беседу и желаем удачи в дальнейшем прогрессивном развитии адвокатуры!

Беседовали адвокаты К.А. Москаленко, А.В. Рагулин, ЛЛ Крикун., Г.А. Аветисян, П.П. Киселев, О.М. Сычев, А.Ю. Сачихин, О.В. Гурова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.