АДВОКАТСКАЯ ЭТИКА
АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРИШИН,
кандидат философских наук, профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры
Московского университета МВД России, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается сущность адвокатской этики, обосновывается ее необходимость. Предлагается авторское понятие этики адвоката. Дается характеристика основным категориям этики в сфере адвокатской деятельности (моральные обязательства, честь, справедливость, достоинство).
Ключевые слова: этика адвоката, профессиональная этика, моральные обязательства, честь, справедливость, достоинство.
ETHICS OF A LAWYER
ANATOLIY ALEKSEEVICH GRISHIN,
candidate of philosophical sciences, professor of chair of professional ethics and esthetic culture of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, professor
Annotation. The essence of ethics the lawyer reveals, its need locates. The author's concept of ethics of the lawyer is offered. The characteristic is given to the main categories of ethics in the sphere of lawyer activity (moral obligations, honor, justice, advantage). Keywords: ethics of a lawyer, professional ethics, moral obligations, honor, justice, advantage.
Профессия адвоката относится к тем видам деятельности, объектом которой является человек: его права и свободы, честь и достоинство, а зачастую и его судьба. Поэтому адвокатское сообщество, наряду с врачами, учителями, судьями, прокурорами и рядом других, объектом профессии которых так же выступает человек (его жизнь и здоровье, знания и развитие, опять же права и свободы), имеет свою профессиональную мораль и свою профессиональную этику. Исходя из особой роли адвокатской деятельности, прежде всего адвоката-защитника, можно предположить, что профессиональная этика адвоката возникла в числе первых, во всяком случае, в Древнем Риме она уже существовала.
Необходимость этики адвоката обусловлена рядом существенных причин. Во-первых, адвокатура — один из важнейших институтов защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированных конституциями большинства современных государств. Во-вторых, адвокатура выполняет эту функцию государства, не будучи государственным органом. В-третьих, авторитет адвокатов определяется не только их профес-
сионализмом и корпоративными традициями, но и моральным обликом служителей Фемиды, их моральным стилем профессиональной деятельности. В-четвертых, далеко не все правила служебного поведения адвоката (тем более внеслужебное общение) отражены в законе. На помощь праву, как всегда в таких случаях, приходит мораль, которая пронизывает все сферы деятельности человека и сопровождает его всю жизнь, поскольку нет таких ситуаций, когда бы человек не подвергался моральной оценке окружающих и нет такого положения, когда бы он сам морально не оценивал окружающих его людей.
Специфика адвокатской этика наиболее полно проявляется в деятельности адвоката-защитника, тогда как другие виды деятельности адвоката, как и иных служителей закона, с моральных позиций характеризуются юридической этикой. Не секрет, что адвокату-защитнику чаще приходится обращаться к морали, чем другим юристам. Это обусловлено, по крайней мере, тем, что без нравственного анализа и обоснования невозможно обеспечить паритет интересов и морально-психологических состояний потерпевшего и
- -я.¿¿¿Ь'-
обвиняемого, мотивов действий последнего, моральных последствий для обеих сторон, моральной оценки данного преступления общественным мнением и т.д. Моральное состояние потерпевшей стороны вполне очевидно и достойно сочувствия, сострадания. Однако, нельзя оставлять без внимания и моральное состояние обвиняемого, особенно, если преступление совершено случайно или впервые. Сам факт привлечения подобного человека к уголовной ответственности воспринимается им как катастрофа, конец карьеры, распад семьи, позор для всего рода. Вряд ли адвокат при защите обойдет эти аспекты.
Защита обвиняемого, как известно, предусмотрена законом, но всегда ли она морально оправдана? Достойны ли защиты с моральной точки зрения Чикатило, «битцевский маньяк», «царицынский стрелок» и им подобные? Как быть адвокату, если он морально не готов ходатайствовать о смягчении меры наказания обвиняемому, когда он симпатизирует жертве преступления? На эти и иные чрезвычайно сложные вопросы может помочь найти ответ этика адвоката. Разумеется, этическая наука не дает конкретных реко -мендаций, как и этические профессиональные кодексы нельзя рассматривать, как какие-либо инструкции. Задача этики вооружить специалиста определенным моральными принципами, знание которых, по словам Клода Гельвеция, способно заменить незнание некоторых фактов.
Этику адвоката можно представить как частноэ-тическую теорию, исследующую моральные ценности, регламентирующие профессиональную деятельность и поведение юриста. К моральным ценностям относятся принципы, категории, нормы, идеалы. Как правило , эти ценности носят о бщечеловеческий хар актер. Однако, они имеют свою специфику по отношению к работникам различных профессий. Так, нарушение принципа справедливости продавцом, обманувшим покупателя, и нарушение этого же принципа защитником, использовавшим безнравственные средства доказательства невиновности обвиняемого, совершившего тяжкое преступление, — это несопоставимые случаи по их правовым и моральным последствиям и ответственности. Моральный долг композитора (писать хорошую музыку) зависит от вдохновения и настроения автора, его заказчика, гонорара и т.д.; моральный же долг адвоката (защита человека) не может быть связан с настроением защитника, размером вознаграждения или социальным статусом подсудимого.
В основе этики адвоката лежат такие ключевые категории, как долг, честь, справедливость, достоинство, совесть. Именно эти и другие этические понятия лежали в основе выступлений «рыцаря правосудия», блестящего отечественного адвоката Федора Ники-форовича Плевако, великого мастера красноречия и экспромта. Нравственно воздействуя на прокурора, судью, присяжных, Ф.Н. Плевако широко и умело использовал такие слова, как милосердие, справедливость, стыд, совесть, сострадание, долг, благо, нравственность, а так же зло, злонамерение, корыстролюбие, тщеславие, эгоизм. Союз аргументов права и морали почти всегда приводил выступления Ф.Н. Плевако к искомому результату. Этим же приемом во многом обеспечивался успех и других выдающихся адвокатов царской России Н.П. Карбиевского, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова. Много внимания моральным аспектам адвокатской этики уделяют в процессуальной практике, публичных выступлениях, печатных работах и известные современные адвокаты М.Ю. Барщевский, А.Г. Кучерена, Г.М. Резник и др.
Среди этических категорий одно из центральных мест занимает категория долга. Долг (профессиональный, служебный, гражданский, отцовский, сыновий и т.д.) — это моральные обязательства человека перед семьей, обществом, адвокатурой и т.д. Долг побуждает работника совершать необходимые действия и поступки. Категория долга лежит в основе этической теории — деонтологии, исследующей нравственные требования в форме моральных предписаний.
Положение человека в коллективе и обществе, связанное с его профессиональной деятельностью и служебным положением характеризуется категорией честь. Честь побуждает работника поступать так, чтобы сохранить свою репутацию и мнение окружающих о своей профессии. Данная категория означает признание за человеком определенных моральных заслуг, которые он сам высоко оценивает. Честь предостерегает человека от действий, способных запятнать честь собственного мундира и своего коллектива.
Деятельность адвоката во многом базируется на категории справедливость. «Презумпция невиновности», деяние и воздаяние, права и обязанности, свобода и ответственность — это моральные границы, в пределах которых осуществляется справедливое правосудие. Справедливость предполагает равенство всех перед законом, объективную (непредвзятую) оценку действий правонарушителя, адекватный гонорар за
234
Вестник Московского университета МВД России
№ 8 / 2014
оказанные юридические услуги и т.д. Любой гражданин вправе рассчитывать на справедливую оценку своих достоинств и недостатков.
Важную роль в профессии адвоката играет этическая категория достоинство. Уважение достоинства подзащитного, всех участников судебного процесса — необходимое условие успехов адвоката, его морального авторитета. Унижение достоинства человека, в какой бы форме оно не осуществлялось, создает серьезный барьер между адвокатом и гражданином либо делает общение между ними вообще невозможным. «Достоинство личности, — говорится в ст. 21 Конституции РФ, — охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Внутренним судьей называют в народе совесть. Сохранить в чистоте свою совесть в ситуациях морального выбора и на протяжении всей жизни — исключительно значимая и трудная задача. Для адвоката нет дилеммы: судить по закону или по совести, а только по закону и в гармонии с совестью. Трудно найти наиболее тяжелое нравственное испытание, чем угрызения собственной совести. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» — такие слова вложил А.С. Пушкин в уста Бориса Годунова в одноименной драме.
Профессиональная этика, вырабатывая моральные правила поведения и деятельности работников, обусловленные особенностями их труда и ролью в жизни общества, как бы выделяет, обособливает данных специалистов. Такое обособление оправдано, если не носит искусственный, замкнутый характер закрытого клуба. Выделение тех или иных специалистов из социальной среды позволяет подчеркнуть престиж их профессии, их особый социальный статус, сохранять и укреплять профессиональные традиции, воспитывать у работников чувство гордости за свою профессию, дорожить славой своих предшественников и правом трудиться среди достойных и уважаемых в стране специалистов.
Профессиональная этика — это, с одной стороны, теория, изучающая профессиональную мораль, а с другой, — практика применения моральных ценностей при осуществлении профессиональной деятельности. Этика адвоката, как теория, исследует личность юриста как носителя определенной нравственности, включающего положительные моральные качества (добродетели), необходимые для успешной служебной деятельности, а так же моральные принципы и нормы, которыми он руководствуется. Этика адвоката, как практика, отражает реальное проявление морального аспекта служебной деятельности, моральный облик специалиста, качество применяемых моральных средств, моральный фактор во всем его многообразии.
Моральная жизнь сообщества адвокатов регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым в соответствии с данным законом 31 января 2003 г. на Первом Всероссийском съезде адвокатов с изменениями и дополнениями, внесенными Третьим Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре обязывает каждого адвоката строго соблюдать Кодекс, призванный поддерживать профессиональную честь, моральную ответственность перед обществом, хранить лучшие традиции адвокатуры, побуждать адвокатов осуществлять профессиональную деятельность в единстве нравственных и правовых начал и в соответствии с международными стандартами. Кодекс состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен моральным нормам и принципам профессионального поведения адвокатов. Во втором разделе рассматриваются процедуры привлечения адвоката и дисциплинарной ответственности. Соблюдение рекомендаций Кодекса профессиональной этики улучшает качество служебной деятельности адвоката, повышает его моральный авторитет среди граждан страны.