Memory
Г.К. Уразалиева
Адвокат маленького человека
Так бы я назвала прижизненную миссию Наталии Никитичны Козловой, с которой я дружила с 1990 г., была на защите ее докторской диссертации «Социология повседневности» в ИФ РАН, регулярно встречалась и беседовала на всякие темы в коридорах РГГУ, где мы пересеклись уже в 1999 г. Ранее мы с ней выезжали в команде ее коллег-философов на семинар в Подмосковье в Востряково, затем продвигали в их же компании идею гуманитарной экспертизы всех правительственных документов РФ через различные фонды. О том, что она теоретически защищает как адвокат в своих работах жизнь маленьких советских людей, Наталия Никитична и не подозревала. Но вся ее теоретическая и методологическая позиция позволяла увидеть историю не бессубъектной, а как раз в центре событий поместить этого маленького человека посреди самых драматичных страниц истории страны. В статье «Методология анализа человеческих документов» она пишет, что так понимала лучше родителей и себя в обществе, в котором провела большую часть жизни. Авторы дневников и воспоминаний, что она прочитала в Народном архиве, верили, «что события их жизни не утратят силы воздействия в будущем». Наталия Никитична поставила точный диагноз социальной науке советского времени. Ответ на вопрос, зачем читать человеческие документы из Народного архива, тесно связан с ответом на другой вопрос: «отчего у нас в моде, скорее, историософия без истории и без человека?». Позже в ее книге «Советские люди. Сцены из истории» реализовалась ее работа с Народным архивом, о котором она рассказывала уже осенью в РГГУ, после летнего отпуска, проведенного в жару в его кабинетах. Эти рассказы о таком отпуске
© Уразалиева Г.К., 2016
150
Г.К. Уразалиева
в Архиве послужили нарративным толчком для меня, стали заразительным примером. Я захотела в рамках своего курса «Этносо-циология» на социологическом факультете РГГУ тоже собирать такие тексты, документы текущей эпохи. Нашим студентам стала задавать домашнюю работу по написанию эссе на тему «Я русская (другое), это значит...». Тексты студенческих эссе собираю уже 16 лет. В них студенты описывают, как осознавалась ими их этническая идентичность. Так с непрямой подсказки Наташи Козловой родилась учебная методика «Этноавтобиография», которую я использую более 15 лет.