которых других страданиях. В частности, у населения, проживающего в горных районах (Закатальском, Кахском, Белоканском, Шекинском, Варташенском, Кусарском, Кубинском, Ханларском, Лерикском), а также в Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области, отмечается увеличение щитовидной железы, заболевания эндемическим зобом. Уровень пораженное™ населения эндемическим зобом коррелируется с низким содержанием йода в почве и продуктах питания.
Эндемические очаги кариеса зубов выявлены в Ленкоранской и Шеки-Закатальской зоне, Кубинском и Варташен-Коткашенском районах, в Нагорио-Карабахской автономной области. В питьевой ьоде этих местностей, а также в водопроводной воде Баку определены низкие концентрации фтора. На Апшеронском полуострове наблюдается высокое содержание в питьевой воде колодцев фтора; он является районом, эндемичным по флюорозу.
В Азербайджане встречаются зоны с избыточным содержанием в почве бора, молибдена, меди, марганца и кобальта (Нахичеванская АССР, Ханларский и Кедабекский районы). Вместе с тем на большой территории выявляется низкое содержание в почвах молибдена, кобальта, меди, марганца, йода, фтора. Например, в Щеки-Закатальской зоне обнаружена недостаточная обеспеченность почв и растительности йодом, кобальтом, медью и марганцем, в Кировабад-Казахской зоне — недостаток меди и кобальта, а также избыточное количество никеля в почве. Пониженное содержание никеля установлено в почвах Кура-Арак-синской низменности. В Ленкоранской зоне обнаружена недостаточность йода, в Апшерон-ской — слабая обеспеченность кобальтом, йодом и марганцем.
В питьевых водах почти всех зон определяется недостаточное количество йода, фтора, марганца, кобальта, меди, цинка и молибдена. Подземные воды Апшерона, например, содержат в избытке фтор.
Степень обеспеченности почвы микроэлементами отражается на содержании их в местных продуктах питания, хотя и менее выраженно, чем в питьевых водах. Отмечается сравнительно низкая обеспеченность продуктов питания местного происхождения медью, молибденом, кобальтом и йодом.
Таким образом, выявляются известный дефицит физиологически важных микроэлементов в объектах внешней среды Азербайджана, а иногда и избыток некоторых из них (фтор), что предопределяет наличие очагов ряда эндемических заболеваний микроэлементной этиологии. Следует подчеркнуть, что биогеохимические условия республики требуют дальнейшего изучения, в первую очередь в медицинском аспекте. Выяснение корреляционной зависимости между содержанием биоэлементов в окружающей природной среде и заболеваемостью населения окажет практическую помощь органам здравоохранения в профилактической и лечебной работе.
ЛИТЕРАТУРА. А г а е в И. Г., ГюльахмедовА. Н. — В кн.: Материалы 1-й Азербайжанской республиканской конференции по проблеме «Микроэлементы в медицине и животноводстве». Баку, 1969, с. 7.— Алиев Ю. М. — В кн.: Материалы итоговой конференции Центральной научно-исслед. лаборатории Азербайджана за 1969— 70 гг. Баку, 1971, с. 17. — Он же. — «Азербайджане^ мед. ж.», 1972, № 3, с. 72. — Он же. — В кн.: Материалы 3-го съезда гигиенистов и санитарных врачей Азербайджана. Баку, 1975, с. 502. — Грека лова Т. В., Ахундов К. Ф. — В кн.: Некото рые вопросы гигиены сельских населенных мест Азербайджанской ССР. Баку, 1972, с. 118. — ГюльахмедовА. Н. Микроэлементы в почвах зоны хлопководства Азербайджана и эффективность их применения под хлопчатник. Баку, 1961. — Керимо-в а М. Г. — «Вопросы питания», 1971, № 6, с. 68. — Н и я з о в А. X., ГюльахмедовА. Н. — Материалы 1-й Азербайджанской республиканской конференции по проблеме «Микроэлементы в медицине и животноводстве». Баку, 1969, с. 8. — Ш а к у р н Б. К.— Там же, с. 20.
Поступила 31/УИ 1975 г.
УДК 614.77-078: [576.851.48-1-576.851.214
Канд. биол. наук А. Ф. Перцовская, Е. В. Филимонова
АДСОРБЦИЯ КИШЕЧНЫХ ПАЛОЧЕК И ЭНТЕРОКОККОВ РАЗЛИЧНЫМИ ПОЧВАМИ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Нашей целью было выяснить, в каком количестве адсорбируются клетки санитарно-показательных микроорганизмов (кишечной палочки и энтерококков) на поверхности частиц различных почв н насколько прочно эти клетки удерживаются на них. В опытах использовали различные почвы — дерново-подзолистую (легкого и тяжелого состава), аллюви-ально-луговую (черноземы обыкновенный и мощный), торфяные, горно-каштановые, пере-гнойно-глеевые, серозем и краснозем. Эксперименты проводили по следующей схеме. В стеклянные бюксы помещали навеску почвы (1 г) и вносили суспензию суточных культур кишечных палочек или энтерококков определенной концентрации, содержащую в 1 мл
Таблица 1
Адсорбция сан итарно-показательных микроорганизмов различными почвами
Количество адсорбированных микробов (в%)
Тип почвы
Дерново-подзолистая (тяже-
ло суглинистая) 60 59
Дерново-подзолистая (песок) 20 60
Чернозем обыкновенный
(тамбовский) 48 42
Чернозем мощный (харьков-
ский) 42 32
Чернозем мощный (курский) 36 36
Аллювиально-луговая 20 63
Торфяная 72 61
Горно-каштановая 40 42
Перегнойно-глеевая 67 —
Серозем 66 46
Краснозем 65 62
Таблица 2
Процент недоучитываемых санитарно-показательных микроорганизмов после стандартной предварительной обработки
Микроорга-
низмы (в %)
Тип почвы о 3»
1°
X га * с X о Л X
Дерново-подзолистая (тя-
жело суглинистая) 87 90
Дерново-подзолистая (пе-
сок) 25 67
Чернозем обыкновенный
(тамбовский) 20 40
Чернозем мощный (харь-
ковский) 27 22
Чернозем мощный (кур-
ский) 30 36
Аллювиально-луговая 15 67
Торфяная 42 35
Горно-каштановая 85 100
Перегнойно-глеевая 72 —
Серозем 73 100
Краснозем 100 74
500 млн. клеток кишечной палочки или 1 млрд. клеток энтерококков. Суспензию приготавливали из нескольких штаммов кишечной палочки или энтерококков, способность которых к адсорбции была предварительно проверена на модельных адсорбентах (стекло, в том числе модифицированное). Для того чтобы произошла адсорбция бактериальных клеток на почвенных частицах, навески почвы с внесенной суспензией микробов выдерживали 1 ч. Затем почву переносили в колбу со 100 мл стерильной водопроводной воды, после чего проводили 20-кратное взбалтывание почвенной суспензии и через 30 с отстаивания отбирали суспензию для посева на соответствующую среду. Из бактериальной суспензии, вносимой в почву, делали контрольный высев и адсорбцию рассчитывали по разнице в количестве выросших колоний из чистой суспензии и суспензии, куда добавляли исследуемую почву для изучения адсорбции. Разница между количеством микробов в чистой суспензии взвеси, принимаемой за 100%, и процентом микробов, оставшихся в суспензии после внесения ее в почву, показывала процент микробов, адсорбированных данной почвой.
Полученные данные представлены в табл. 1,из которой видно, что на различных почвах клетки санитарно-показательных микроорганизмов адсорбируются по-разному. Изученные почвы можно расположить в следующий ряд по мере уменьшения количества адсорбированных на них клеток кишечных палочек: торфяная, перегнойно-глеевая, краснозем, серозем, тяжело суглинистая дерново-подзолистая почва, различные черноземы, горнокаштановая, аллювиально-луговгя и дерново-подзолистая (песок). По степени адсорбции энтерококков изучаемые почвы расположились в несколько иной последовательности. В наибольшем количестве адсорбировались клетки энтерококков на частицах почв 4 типов — аллювиально-луговой, красноземе, дерново-подзолистой и торфяной. Несколько в меньшем количестве адсорбировались энтерококки на частицах горно-каштановой почвы и различных видах чернозема.
Однако при оценке адсорбции клеток микроорганизмов важно не только установить, в каком количестве они адсорбируются, но и насколько прочно. Опыты Д. Г. Звягинцева показали, что 10-минутное взбалтывание вызывает слабый десорбирующий эффект. Следовательно, зная количество клеток микроорганизмов, которое десорбируется при его применении, и сколько клеток адсорбируется при стандартных условиях, можно судить о прочности прикрепления изучаемых микроорганизмов и выяснить процент клеток санитарно-показательных микроорганизмов, не учитываемых полностью в различных почвах при стандартной предварительной обработке.
Прочность прикрепления клеток кишечных микробов к поверхности почвенных частиц неодинакова у различных почв. Из табл. 2 следует, что наиболее прочно адсорбция клеток санитарно-показательных микроорганизмов происходит на красноземе и горно-каштановой почве.
Судя по результатам опытов, адсорбция энтерококков, как и клеток кишечной палочки, может существенно различаться в зависимости от механического состава почв (на разных видах дерново-подзолистых почв, например, почти в 3 раза).
Полученные нами данные говорят также о необходимости дифференциального подхода к предварительной обработке различных почв для санитарно-бактериологического анализа и разработке новых общедоступных методов десорбции из почвы санитарно-покаэательных микроорганизмов, обеспечивающих их наиболее полный учет.
ЛИТЕРАТУРА. Звягинцев Д. Г. Взаимодействие микроорганизмов с твердыми поверхностями. М., 1973.
Поступила 12/У1 1975 г.
УДК в 13.632:546.361-07:616-008.923.6-085.246.9:546.267
Л. И. Селецкая, В. П. Борисов, В. С. Кушнева, Ф. А. Белинская,
С. И. Волкова
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫВЕДЕНИЯ ЦЕЗИЯ С ПОМОЩЬЮ ФЕРРОЦИАНИДОВ
Настоящая работа посвящена профилактике накопления и ускорению выведения из организма цезия при помощи ферроцианидов. В опытах использован ферриферроцианид.
Эффективность ферроцианидов хорошо изучена при инкорпорации радионуклидов цезия, рубидия и таллия (П. В. Рамзаев и соавт.; Л. И. Селецкая и В. П. Борисов; Nig-rovich), но не исследована при поступлении в организм стабильных изотопов этих редких элементов.
При выполнении данной работы большое внимание было уделено оценке емкости ферроцианидов как сорбентов. При интоксикации радиоизотопами цезия количество этого элемента ничтожно мало (не превышает 1 • Ю-4 г). Однако в условиях производства стабильного цезия могут попадать в организм значительно большие весовые количества металла.
Эксперименты проведены на белых крысах-самках линии Вистар весом 170=^10 г в 2 вариантах: при однократном введении Cs'37 и ферроцианида (профилактический вариант) и при отсроченном длительном применении антидота с целью выведения резорбированного металла. В последнем случае начали вводить ферроцианид через 5 сут после Cs13', который к этому сроку уже полностью инкорпорировался в организме — ферроцианид вводили в дозах от 50 до 200 мг на животное перорально. Использован раствор Cs137 NÓ3 (20 мкКи на животное) без носителя (вес 2- Ю-7 г), а также с прибавлением носителя (Csl33N03) в количестве 3, 20, 100 мг на животное в расчете на металл. Физико-химические опыты проводили со стабильным Cs133Cl. Уровень депонирования и выведения цезия из организма определяли при помощи прижизненных измерений уизлучения от тела крыс сцинтилляционным датчиком на установке БЖСС. Одновременно проведены физико-химические исследования по оценке катионообменной емкости ферроцианидов по отношению к цезию.
Емкость ферроцианидов составляла около 0,91—1,17мг-экв Cs133 на 1 г сорбента. Большое поглощение цезия (99,7—99,6%) наблюдалось только при почти стократном увеличении количества сорбента по сравнению с этим металлом.
При снижении относительного количества ферроцианида сорбция уменьшилась до 55—60% (138 мг Cs133 на 1 г ферроцианида) и 9—11,7% при относительно равных количествах цезия и сорбента.
В соответствии с физико-химическими исследованиями поставлены биологические опыты с одновременным введением цезия и сорбента в желудок белым крысам.
При постановке опыта использованы 3 группы контрольных крыс (варианты 1—3): без носителя, с 20 и 100 мг носителя; во всех случаях вводили Cs137 в дозе 20 мкКи. Из полученных данных видно, что выведение радиоактивного цезия у контрольных крыс шло в соответствии с известными данными об этом изотопе (на 22-е сутки в организме осталось около 50% введенной дозы цезия, на 34-е сутки — около одной трети). Носитель практически не влиял на скорость выведения цезия. Ферроцианид в дозе 200 мг (вариант 4) снизил депонирозаиие цезия (без носителя) в 50—100 раз. К 34-м суткам в организме осталось 0,74% изотопа, тогда как в контроле (варианты 1—3) — 32—38%. При прибавлении носителя в количестве 3 мг (вариант 5; соотношение носителя к ферроцианиду 1,5 : 100) эффективность сорбента снизилась в 2—3 раза (1,7% к 34-м суткам). При введении 20 мг носителя (вариант 6), т. е. при соотношении цезия к сорбенту I : 10, эффективность снизилась в 10 раз, оставаясь, однако, на достаточно высоком «защитном» уровне (7,4% к 34-м суткам). Носитель в количестве 100 мг цезия на 200 мг ферроцианида практически полностью блокировал защитное действие сорбента (накопление цезия в теле крыс к 5— 15-м суткам составляло 52—70%, к 34-м суткам — 31,1%). Уровень снижения эффективности in vivo был очень близок к показателям снижения сорбции цезия in vitro, полученным в физико-химических опытах, при соотношении сорбента и цезия 1 : 1,3.
Таким образом, при попадании цезия в пищеварительный тракт защитный эффект можно ожидать при дозах сорбента, превышающих количество элемента не менее чем в 10 раз. Следовательно, дозы ферроцианидов в 1—2 г на прием могут предотвратить всасывание 100—200 мг цезия, попавшего в пищеварительный тракт, дозы в 10 г — около 1 г цезия.
Несравненно больший интерес представляла проверка действия ферроцианидов на выведение уже депонированного цезия при пролонгированном использовании сорбента. В таб-