- 91
ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
АДМИРАЛ С.О. МАКАРОВ О НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ ПОДГОТОВКИ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
Лариса Николаевна ТОЛСТОВА,
преподаватель ТОВМИ им. С.О. Макарова
Одной из важнейших традиций отечественной школы воспитания военнослужащих являются нравственные основы подготовки войск. В процессе формирования личности российских воинов большое внимание уделялось воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, твердость характера, сознательное отношение к своему делу, личный пример служения Отечеству. Как справедливо заметил выдающийся военный публицист, историк А.А. Кер-сновский 1, сущностью русской национальной доктрины являлось превосходство духа над материей. Нравственные основы воинского воспитания находились в центре внимания многих выдающихся военачальников и полководцев — Лазарева, Суворова, Нахимова, Ушакова и др. Особое место среди них принадлежит Степану Осиповичу Макарову, который значительное внимание уделял нравственным основам подготовки военнослужащих.
Талантливый флотоводец, ученый, кораблестроитель, путешественник, писатель, изобретатель — это далеко не полный перечень его дарований. Подлинное признание Макаров получил уже после своей смерти, а главной наградой его трудам стала благодарная память потомков. За заслуги перед Отечеством С.О. Макаров был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1877), Святого Станислава 1-й степени (1893), Святой Анны 1-й степени (1893), Святого Владимира 2-й степени (1898), Большого Орла (1902), золотой саблей с надписью «За храбрость» (1877)2.
Эта личность впечатляет не только глубиной мысли, дерзостью идей, но и удивительным даром предвидения. Ярким свидетельством лучших качеств Степана Осиповича Макарова является его знаменитый труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», опубликованный в «Морском сборнике» в 1897 г. Работа стала крупнейшим событием в области морского искусства тех лет, опережая время как минимум на четверть века. И хотя многие из его идей
сегодня уже прошлое военно-морской науки, но есть среди них такие, которые никогда не утратят своей значимости и актуальности в любую историческую эпоху.
Это идеи о роли нравственности в бою, значении военно-морской педагогики и психологии, самообразовании и воспитании, рассмотрению которых посвящены три из четырнадцати глав «Рассуждений...». Причем их значимость подчеркивает тот факт, что в перечне глав они занимают второе, третье и четвертое места. А сами предметы — военная педагогика и военная психология — сегодня входят в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин будущих офицеров. По мнению Макарова, «В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии»3, что обусловлено особой спецификой условий военно-морской службы.
Степан Осипович прекрасно понимал огромное значение нравственных качеств человека. «Нравственный элемент есть действительно огромная сила на войне, и нужно стремиться, чтобы как морские, так и сухопутные войска в этом отношении были доведены до самого высокого совершенства», — писал он4. Особенностью российских военных моряков, по мнению С.О. Макарова, является бескорыстная служба на благо Отечества. «Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, — отмечал знаменитый флотоводец. — .Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин чести носить морской мун-дир»5. Служение не за страх, а за совесть — важнейшая составляющая воинской службы.
Нравственный элемент создается посредством воспитания и образования войск. Задача воинского воспитания, по мнению С.О. Макарова, сводится к тому, чтобы придать всем военнослужащим соответствующие духовные качества. Причем по степени значимости воспитание он ставил на одном уровне с военным образованием. «Военное воспитание, — писал флотоводец, — мы ставим не ниже военного образования, а потому начнем с него»6. Дело воспитания защитников Отечества, воинской доблести он считал делом общественным и всенародным. А сам процесс обучения офицерского состава не должен прекращаться за стенами учебного заведения: «Надо, чтобы каждый знал, что с выходом из школы учение не оканчивается и что всю свою службу офицер, не желающий идти назад, должен учиться и работать»7. Большой любитель книг, Макаров имел хорошую библиотеку, не жалел денег на приобретение литературы, считал, что развитие офицера во многом зависит от содержания книг, которые он читает. Исходя из собственного опыта, он советовал молодым людям «Читать побольше оригинальных сочинений и в выборе книг не столько руководствоваться интересом излагаемого предмета, сколько достоинством автора»8. При этом он замечал, что все великие люди придавали большое значение изучению истории.
С.О. Макаров считал, что надо усваивать все необходимое не только из книг, но из самой жизни: «Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научиться; надо, кроме того, стараться из всего виденного извлечь для себя полезные указания»9.
Знаменитый флотоводец в своих работах выступал против шаблонности обучения, которое позволяет начальству не обременять голову измышлениями. В результате чего люди отучаются помнить о случайностях, которыми полно военное время. «Чем менее люди видят эти случайности во время мирных упражнений, — писал флотоводец, — тем труднее им будет на войне». Поэтому «недостаточно знать правила, надо еще иметь умение, которым из правил воспользоваться и каким образом его применить»10. Военная обстановка, согласно представлениям С.О. Макарова, требует от военнослужащих определенных качеств и навыков: «По-моему, уж если воевать, так воевать, и не тем, кто больше людей перебьет, а тем, кто возьмет умением действовать, храбростью, быстротою, сметливостью и знанием своего дела»11.
Рассматривая вопросы военно-морской педагогики, С.О. Макаров уделял большое внимание качествам, необходимым военнослужащим, начиная с командующего флотом и заканчивая матросом. Командующий флотом должен иметь твердый характер, храбрость и хладнокровие, ум, глазомер, морской глаз, познания, здоровье, справедливость. Матрос, по мнению адмирала, должен обладать следующими качествами: здоровьем и выносливостью, привычкой к дисциплине, привычкой к морю, смелостью, познаниями. Что касается остальных военнослужащих, то «...все остальные должности, — писал С.О. Макаров, — требуют и тех, и других качеств, ибо каждому приходится начальствовать над одними и подчиняться другим. Задача военного воспитания сводится к тому, чтобы придать всем военнослужащим вышеперечисленные качества»12.
Среди черт, необходимых каждому военнослужащему, включая главнокомандующего, Макаров выделял воспитание воли, которую надо развивать с самого юного возраста, чтобы не терять самообладания при любых обстоятельствах. Причем, чем выше умственное развитие, тем больше внимания необходимо уделять воспитанию воли. Заставить человека не чувствовать боль нельзя, но, владея собой, можно не показывать при этом никаких внешних проявлений. Воля может быть развита до совершенного предела, до совершенного «покорения чувства самосохранения»13. Как главнокомандующий, так и рядовые военнослужащие должны уметь полностью владеть собой, обладать крепкими нервами. Дисциплина как важная воинская добродетель может быть только осознанной. «Офицер, — писал флотоводец, — должен исполнять поручение разумно и не бояться ответственности»14. Сознательное исполнение своих обязанностей в сочетании с ответственным отношением к воинскому долгу в итоге, по его мнению, могут решить участь боя. Степан Осипович, прошедший большую школу взаимоотношений в процессе службы, прекрасно понимал значение примера командира для подчиненных, особенно для начинающих офицеров. «...В море все зависит от капитана, — писал он, — от него зависит здоровье и дух команды, которая всегда бодра, когда видит о себе постоянную заботливость и перед глазами знание своего дела, начиная от командира и кончая последним гардемарином»15.
Командир согласно представлениям Макарова, — это человек, который определяет все происходящее на корабле. Именно от него и офицеров зависит моральный дух: «.Мне кажется, что степень занятия и развития команды не зависит (а если зависит, то очень мало) от самой команды. Командир и офицеры могут так ее поставить, что будет заглядение; главное — нужно завести особенный дух и чувство собственного достоинства между всеми матросами. Нужно, чтобы они гордились именем своего судна, а не употребляли его в смысле карцера. Это можно достигнуть беспрестанной заботливостью об удобстве команды не только капитаном, но и всеми офицерами»16, — записал в своем дневнике С.О. Макаров 22 февраля 1867 г. Являясь сторонником гуманного отношения к матросам, он рассматривал заботу о подчиненных как высший нравственный долг офицера. «Сбережение сил экипажа должно составлять предмет главнейшей заботливости начальствующих лиц в военное время»17.
В связи с этим значительный интерес представляет составленный Макаровым в 1895 г. приказ начальника соединенных эскадр в Тихом океане, который вице-адмирал С.П. Тыртов подписал, не изменив ни единой буквы. Этот документ наряду с рекомендациями по поддержанию высокой боевой готовности, правил применения оружия и способов борьбы за живучесть также содержал рекомендации по поддержанию морального духа на кораблях: «Главною заботой батарейных командиров должно быть обадривание людей и поддержание в них бравости и энергии. .На судах не должны забывать, что свои потери чрезвычайно видны; поэтому от времени до времени для ободрения людей и для усиления их энергии следует с мостика посылать в батарею известия о потерях неприятеля, видимых и предполагаемых. Известия эти должны встречаться в батареях громкими криками «ура» и сопровождаться усиленной стрель-бою»18. Таким образом, командир в представлении Макарова — это мудрый, заботливый отец, способный в трудную минуту не просто поддержать подчиненных, но и повысить их боевой дух.
Одним из наиболее важных качеств офицера он считал умение находить выход из затруднительных положений. «Офицер должен исполнять поручение разумно и не бояться ответственности, и мы помним множество случаев, когда офицер не из опасения ответственности, а из желания не останавливаться перед затруднением смело заканчивал свое дело, несмотря на изменившуюся погоду», — писал С.О. Макаров 19.
Особое внимание он уделял обоснованию идеи о необходимости военному моряку освоиться с мыслью «погибнуть с честью». В процессе предварительной подготовки личного состава необходимо не только сделать себя восприимчивым к этой мысли, но и способным действовать на других своим увлечением и примером. Чувство страха под огнем — это нормальное явление, природный инстинкт, который необходимо сознательно побороть, в результате чего появляется самообладание. «Каждый военный человек, — писал флотоводец, — действительно должен воспитать в себе сознание того, что ему придется пожертвовать свою жизнь»20. Необходимо усвоить эту мысль — «погибнуть с честью» прежде всего морякам из-за специфики условий военно-морского флота. Флот, личный состав которого еще в мирное время освоится
с подобной мыслью, по мнению адмирала, будет иметь «большое нравственное преимущество над противником»21.
Придавая большое значение нравственным основам подготовки военных моряков, С.О. Макаров был строгим и требовательным начальником, заботливым командиром, поощрявшим добросовестное отношение к службе и разумную инициативу подчиненных. Он личным примером воодушевлял вверенных ему людей, воспитывая в них необходимые нравственные качества. Требовательность к себе в сочетании со строгим отношением к личному составу снискали ему заслуженную любовь и уважение. Возможно, именно в этом заключается сила воздействия и значимость его идей о нравственных основах подготовки личного состава флота. А знаменитые слова Макарова: «Дело духовной жизни корабля есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нем долю участия. бодрость духа на кораблях по преимуществу находится в руках строевых чинов, а потому изучение способов, как достигнуть успеха в этом направлении, составляет их прямую обя-занность»22, — послужат путеводной звездой не одному поколению офицеров военно-морского флота России.
1 Керсновский А.А. История русской армии. М., 1994. Кн. 1. С. 15.
2 Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки. XVII — начало XX вв. / Сост. Б.Н. Болгурцев. Владивосток, 1998. С. 122.
3 Макаров С.О. Мир не вечен...: «Рассуждения по вопросам морской тактики» и другие сочинения адмирала С.О.Макарова. СПб., 1997. С. 111.
4 Макаров С.О. Мир не вечен... С. 141.
5 Цит по: Пантелеев Ю.А. Адмирал С.О.Макаров. Л., 1949, с. 17.
6 Макаров С.О. Мир не вечен... С. 150.
7 Там же. С. 149.
8 Там же. С. 157.
9 Там же. С. 157.
10 Там же. С. 107.
11 Макаров С.О. Документы. М., 1953. Т. 1. С.44.
12 Макаров С.О. Мир не вечен... С. 147.
13 Там же. С. 77.
14 Там же. С. 160.
15 Макаров С.О. Документы. Т. 1. С. 45.
16 Там же. С. 42.
17 Приказ начальника соединенных эскадр в Тихом океане вице-адмирала С.П. от 25 апреля 1995 г. // Макаров С.О. «Рассуждения по вопросам морской тактики». М., 1946. С. 476.
18 Макаров С.О. «Рассуждения по вопросам морской тактики». С. 478.
19 Макаров С.О. Мир не вечен... С. 160.
20 Там же. С. 151.
21 Там же. С. 75.
22 Там же. С. 110.
SUMMARY: «Admiral S.O. Makarov on the Problems of Morals» is the title of the article written by Larisa Tolstaya where she tells about S.O. Makarov as a Russian scientist, ship-builder, traveler and writer, and inventor. But first of all he was a talented commander. Stepan Osipovich Makarov paid a considerable attention to moral base of training service men.