practice.-2014.-No. 8. - P.61.
15. Sevryugin, Yu.V. Evaluation of the investment attractiveness of the enterprise: the author's abstract. dis. ... cand. econ. Sciences: 08.00.05. / Yu.V. Sevryugin. - Izhevsk, 2014. - 47 with.
16. Teverkina M.T. Qualitative assessment of the risks of investment projects / / Evaluation of investment.-2014.-No. 8.- P.58.
17. Turmanidze T.U. Analysis and evaluation of investment efficiency: Textbook. - M .: UNITY, 2015. - 600 c.
18. Shekalin AN, Gorbunov VN, Sinitsyn MA Identification of risk factors taking into account the specific features of investment activity / / Modern scientific research and innovation.2015.-No. 1. - P.49.
19. Yambulatov IM Risks of investment projects / / Young scientist. - 2015. - №10. - P. 567.
20. Yarygina A.M. "Methods for evaluating investment projects" / / Finance, Money, Investments, - No. 5 (1), -2014.-P.75.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-46-230131
В.В. Башкатов
доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
V. V. Bashkatov
associate Professor of the Department of accounting theory, Cand. Econ.S., Kuban State Agrarian University ([email protected]) С.М. Ильинова, М.А. Смирнова, А.Д. Ходоровский
студенты,
Кубанский государственный аграрный университет C.M. Ilinova, M.A Smirnova, A.D. Khodorovsky students, Kuban State Agrarian University ([email protected])
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Аннотация. Текущая система отчислений в пенсионный, социальный и медицинский страховые фонды существует около тридцати лет, но и с ней постоянно происходят изменения. С 1990 г. страховые функции были переложены с плеч государственного бюджета на созданные внебюджетные фонды, формируемые за счет отчислений работодателей. Так как данная система не принесла ожидаемых результатов, ее неоднократно реформировали. С целью легализации выплат заработной платы и привлечения дополнительных отчислений в фонды в 2001 г. был введен Единый социальный налог, просуществовавший до 2010 г. Его предназначение состояло в аккумуляции средств с целью реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное страхование, а также медицинскую помощь. Новый поворот событий в этой области - введение 34 главы НК РФ и послужил причиной предпринятой авторами попытки систематизации всех изменений, произошедших с платежами во внебюджетные фонды на протяжении 26 лет. Статья посвящена актуальным проблемам администрирования страховых взносов. Сделан анализ передачи с 1 января 2017 г. администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды налоговым органам РФ, рассмотрен генезис регулирования исчисления и взимания обязательных платежей.
Annotation. The current system of deductions to the pension, social and medical insurance funds has been around for thirty years, but changes are constantly taking place with it. Since 1990, insurance functions have been shifted from the shoulders of the state budget to established extra-budgetary funds, formed from the contributions of employers. Since this system did not bring the expected results, it was repeatedly reformed. In order to legalize the payment of wages and to attract additional contributions to the funds in 2001, the Unified Social Tax was introduced, which lasted until 2010. Its purpose was to accumulate funds to realize the rights of citizens to state pension and social insurance, as well as medical assistance. A new turn of events in this area is the introduction of chapter 34 of the Tax Code of the Russian Federation and served as the reason for the attempt undertaken by the authors to systematize all the changes that have occurred with payments to off-budget funds for 26
years. The article is devoted to topical problems of administration of insurance premiums. An analysis was made of the transfer from January 1, 2017, of the administration of insurance premiums to state social extra-budgetary funds to the tax authorities of the Russian Federation, the genesis of regulation of calculation and collection of compulsory payments is examined.
Ключевые слова: страховые взносы, администрирование, налоговые органы, государственные внебюджетные фонды.
Key words: insurance contributions, administration, tax authorities, state off-budget fund.
В Налоговый кодекс РФ с 1 января 2002 г. был введен единый социальный налог, заменивший отчисления во внебюджетные фонды.
Введение ЕСН послужило выводу заработной платы «из тени» и увеличило поступления ЕСН по сравнению с отчислениями в фонды во многом благодаря уменьшению объема изъятий от фонда оплаты труда.
Несмотря на рост доходов государственных социальных внебюджетных фондов, их удельный вес в ВВП неуклонно снижался, ослаблялась и социальная защищенность населения, прежде всего пенсионеров. Это объяснялось различными темпами роста ВВП и государственных социальных внебюджетных фондов.
Снижение ставки ЕСН в 2005 г. привело к уменьшению величины социальных фондов в масштабах страны (доходы социальных фондов составили 1178,1 млрд. руб.). Поступление налогов и взносов на социальные нужды в 2005 и 2006 гг. составило 5,4 % ВВП, а в 2007 г. - 2 %.
В 2005 г. рост ВВП составил 126,8 %, а динамика взносов на социальные нужды имела отрицательное значение.
В 2008-2009 гг. отрицательная динамика ВВП и небольшой рост поступлений в государственные внебюджетные фонды был связан с общемировым экономическим кризисом, набравшим силу в 2008 г. Негативные тенденции в наибольшей степени отразились на промышленных предприятиях, которые в числе антикризисных мер нередко использовали сокращение персонала, секвестирование расходов на социальные программы. Эти противоречия еще больше обострились в условиях экономического кризиса [1].
Социальные программы государства увеличивались, что отражалось на бюджете страны.
В связи с указанными проблемами, возможности государственных внебюджетных фондов по оказанию населению поддержки были весьма далеки от того, что декларировалась властью с самого начала экономического кризиса. Таким образом, власти не справлялись с решениями многих социальных задач, и замена ЕСН на страховые взносы носил отнюдь не технический характер.
24 июля 2009 г. был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Суть Закона сводилась к замене единого социального налога на самостоятельные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Администрирование взносов возлагалось на фонды. ЕСН был предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В результате с введением нового порядка число чиновников увеличилось, т.к. каждый фонд имел свой отдел по контролю, ревизии, получению отчетности и т.д. Бухгалтерским службам хозяйствующих субъектов прибавилась дополнительная нагрузка по начислению, перечислению, составлению и представлению отчетности по страховым платежам во внебюджетные фонды [4].
По сравнению со ставкой ЕСН общая сумма отчислений от фонда оплаты труда, в данном случае в форме страховых взносов, Законом № 212-ФЗ увеличивалась с 26 до 34 % и распределялась следующим образом (рисунок 1):
30 25 20 15 10 5 0
Динамика увеличения страховых взносов, в %
Пенсионный фонд
Фонд социального страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
2010 г.
20
2,9
1,1
2
2011 г.
26
2,9
2,1
3
Рисунок 1. Динамика увеличения страховых взносов в 2010-2011 гг.
Таким образом, общая процентная ставка страховых взносов в 2010 г. оставалась на уровне общей ставки ЕСН. Но для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) ставка была изменена в сторону уменьшения по сравнению с общей ставкой.
С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации [3].
Передача полномочий по учёту и контролю за уплатой взносов - это выполнение Президентского указа № 13 от 15.01.16 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины». Основная причина изменений - плохая собираемость платежей на страхование работников и предпринимателей.
Но, это не означает, что Пенсионный фонд прекращает взаимодействие с работодателями - за ПФР в части администрирования остается ряд функций:
- продолжится прием страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
- в ПФР необходимо представлять сведения индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), а также сведения о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позже 1 марта следующего года) [4].
Менее чем за год Федеральная налоговая служба провела работу по изменению десятков нормативно-правовых актов; разработке новой отчётности; сверке расчётов с плательщиками взносов; перераспределению сотрудников фондов для администрирования новых платежей.
Хотя сами фонды не упразднили, взносы в фонды в 2017 г. платить уже не надо, платежи производят на реквизиты налоговых инспекций по новым КБК. Отчётность в фонды тоже придётся сдавать, наряду с новой отчётностью в ИФНС.
Для страхователей важно, что взносы в фонды в 2017 г. рассчитываются по тем же правилам и тарифам, как и прежде.
Рассмотрим изменение минимальных фиксированных сумм за 2011-2017 гг.
30 000,00 25 000,00 20 000,00 15 000,00 10 000,00 5 000,00 0,00
Динамика увеличения фиксированных платежей, руб.
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2017 2016 2015 2014 2013 2012
Рисунок 2. Динамика увеличения минимальных фиксированных платежей в 2011-2017 гг.
Увеличение обязательных взносов ИП за себя вызвано не изменением порядка расчёта, а выросшим МРОТ, на основе которого рассчитывают минимальные фиксированные суммы.
Формула расчёта сумм взносов практически без изменений перешла из закона № 212-ФЗ. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который установлен на 2017 г., составляет 7500 руб.
Сроки уплаты платежей ИП не изменились: не позднее 31 декабря 2017 г. фиксированная сумма и не позднее 1 апреля 2018 г. - дополнительный 1 %.
С 2018 г. размер взносов ИП не привязан к МРОТ. В НК РФ прописан размер фиксированных платежей в рублях.
Таблица 1 - Ставки страховых взносов для ИП в 2018 г.
Вид взноса Сумма
Фиксированные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год не более 300 тыс. рублей 26 545 руб.
Дополнительные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год более 300 тыс. рублей 1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб.
Фиксированные взносы на медицинское страхование 5 840 руб.
Таким образом, минимальная фиксированная сумма взносов каждого индивидуального предпринимателя за себя равна 32 385 руб., что на 4 395 руб. больше, чем в 2017 г.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена новая предельная
база для начисления страховых взносов в 2017-2018 гг. (таблица 2): _Таблица 2 - База для начисления страховых взносов в 2017-2018 гг.
Взносы База Ставки
2017 г. 2018 г.
На обязательное пенсионное стра- 876 000 1 021 000 22%
хование 10% - при превышении базы
На обязательное социальное стра- 755 000 815 000 2,9%, при превышении базы взносы не
хование уплачиваются
На медицинское страхование не утверждается 5,1%
С 2018 г. предельная база для начисления страховых взносов будет выше. Вырастут лимиты по пенсионным и социальным взносам.
Новые предельные базы рассчитаны исходя из прогноза социально-экономического развития РФ на 2018 г. и плановый период 2019-2020 годов. Согласно прогнозу на 2018 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в следующем году составит 42 522 руб. Аналогичный показатель заработной платы в 2017 г. - 39 360 руб. Таким образом, исходя из параметров прогнозных показателей, размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличится на 8 % [3].
По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы по пониженным тарифам, указанным в таблице 3.
Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается вы-
плат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.
Таблица 3 - Общие и пониженные ставки по страховым взносам в 2017 г., установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации_
Категория плательщиков Платежи в ПФР Платежи в ФСС Платежи в ФОМС
Страхователи, не имеющие права на льготы до достижения предельной базы для начисления взносов 22% 2,9% 5,1%
Страхователи, не имеющие права на льготы, после достижения предельной базы для начисления взносов 10% 0% 5,1%
1. Организации и ИП на УСН, по некоторым видам деятельности 2. Аптеки, работающие на ЕНВД 3. ИП на ПСН, кроме занятых торговлей, общепитом, арендой 4. Некоммерческие и благотворительные организации на УСН 20% 0% 0%
1. Аккредитованные 1Т-организации 2. Хозяйственные общества и партнёрства на УСН, внедряющие изобретения, патенты, образцы, права на которые принадлежат государству 3. Организации и ИП, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность 8% 2% 4%
Страхователи в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0% 0% 0%
Участники проекта «Сколково» в России 14% 0% 0%
1 .Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя 2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития 3. Резиденты свободного порта «Владивосток» 6% 1,5% 0,1%
Дополнительно в ФСС уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2 % до 8,5 %). Сроки перечисления взносов за работников не изменились: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 3 ст. 431 НК РФ).
Подводя итог, выделим основные новшества в части первой и второй НК РФ:
1. Соответствующие нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, распространены на страховые взносы.
2. Установлены отдельные обязанности для плательщиков страховых взносов, в том числе обязанность в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов, данная норма вытекает из п. 3.4. ст. 23 НК РФ.
3. Налоговые санкции распространены и на плательщиков страховых взносов.
4. Администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, аналогичном администрированию налогов.
6. Дано определение тарифа страхового взноса, под которым понимается величина страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.
7. Имеется несколько категорий плательщиков, имеющих право на применение льготных тарифов страховых взносов, которые условно можно разделить на пять групп.
Источники:
1. Березина Е. Страховые взносы - 2017: что ждет плательщиков / Е. Березина // Новая бухгалтерия. - 2016. - №
8. - С. 82-92.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 18 июля 2017 года) (редакция,
действующая с 1 октября 2017 года).
3. Официальный сайт фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс] - URL: http://fss.ru/ (дата об-
ращения: 03.11.2017).
4. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обраще-
ния: 03.11.2017). Sources:
1. Berezina E. Insurance premiums - 2017: what awaits payers / E. Berezina // New Accounting. - 2016. - No. 8. - P. 8292.
2. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) (as amended on July 18, 2017) (edition effective October 1,
2017).
3. The official website of the Russian Social Insurance Fund [Electronic resource] - URL: http://fss.ru/ (date of circula-
tion: 03.11.2017).
4. The official website of the Pension Fund of the Russian Federation [Electronic resource] - URL: http://www.pfrf.ru/
(reference date: 03.11.2017).
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-46-230131
В.В. Башкатов
доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
V. V. Bashkatov
associate Professor of the Department of accounting theory, Cand. Econ. D., Kuban State Agrarian University ([email protected]) А.В. Белова, Т.С. Пирожкова, Я.Г. Тысячникова
студенты,
Кубанский государственный аграрный университет A.V. Belova, T.S. Pirozhkova, Ya.G. Tysyachnikova students, Kuban State Agrarian University ([email protected])
ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация. Невзирая на постоянное усовершенствование российской налоговой системы и урегулирование налогового законодательства, отображающего и учитывающего сложившуюся практику реализации налоговых отношений, одной из главенствующих проблем остается расплывчатость налогового законодательства, что является причиной содействию большого уровня конфликтных ситуаций, связанных как с различным осознанием налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками, так и с намеренным его фальсифицированием в интересах одной из сторон. Стандартизация связей между налоговыми органами и честными налогоплательщиками требует коллективных усилий и соответствующей организационной конъюнктуре для ее целедостижения. В статье рассмотрены особенности формулировки понятия «налоговые риски», исследуется классификация налоговых рисков. Определяются функции налоговых рисков и их характерные особенности, а также перспективы управления налоговыми рисками. Рассмотрена российская практика и зарубежный опыт последствий неэффективного управления налоговыми рисками.
Annotation. Despite the constant improvement of the Russian tax system and the regulation of tax legislation reflecting and taking into account the existing practice of tax relations, the vagueness of the tax legislation remains one of the main problems, which is the reason for the promotion of a large level of conflict situations, connected both with different awareness of tax legislation by fiscal bodies and taxpayers , and with intentional falsification in the interests of one of the hundred he said. The standardization of links between tax authorities and honest taxpayers requires collective efforts and the appropriate organizational environment for its achievement. In the article features of the formulation of the concept "tax risks" are considered, classification of tax risks is investigated. The functions of tax risks and their specific features are determined, as well as the prospects for managing tax risks. The Russian practice and foreign experience of consequences of ineffective management of tax risks are considered.
Ключевые слова: налоговые риски, управление налоговыми рисками, финансовые последствия, налоговое администрирование.
Keywords: tax risks, management of tax risks, financial implications, tax administration.
В условиях довольно значительного снижения налоговых поступлений в национальный