Научная статья на тему 'Администрация президента: поиск новой стратегии развития страны'

Администрация президента: поиск новой стратегии развития страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитрий Брюховецкий

На протяжении 2011 года главным содержанием деятельности Администрации президента (АП) являлся поиск новой стратегии развития республики в условиях усиления политического давления со стороны России и кризиса белорусской социально-экономической модели. Основным средством стабилизации ситуации в краткосрочной перспективе признано усиление «ручного» управления экономическими и политическими процессами в стране. Осознавая невозможность дальнейшего существования «социально ориентированной» экономики в условиях дефицита финансирования, Администрация президента подготовила почву для проведения непопулярных мер «руками» правительства. С этой целью инспирирован «конфликт» между «рыночниками» в правительстве и «консерваторами» в АП, итогом которого виделось проведение «шоковой терапии» («победа рыночников») и громкие отставки в правительстве. Умелое лавирование опытного номенклатурщика М.В. Мясниковича не позволило реализовать этот сценарий в прошедшем году. Параллельно АП значительно усилила контроль над номенклатурой, «зачистила» политическое поле страны, а также инициировала дискуссию о возможном реформировании политической системы Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Администрация президента: поиск новой стратегии развития страны»

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА: ПОИСК НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Дмитрий Брюховецкий

Резюме

На протяжении 2011 года главным содержанием деятельности Администрации президента (АП) являлся поиск новой стратегии развития республики в условиях усиления политического давления со стороны России и кризиса белорусской социально-экономической модели. Основным средством стабилизации ситуации в краткосрочной перспективе признано усиление «ручного» управления экономическими и политическими процессами в стране. Осознавая невозможность дальнейшего существования «социально ориентированной» экономики в условиях дефицита финансирования, Администрация президента подготовила почву для проведения непопулярных мер «руками» правительства. С этой целью инспирирован «конфликт» между «рыночниками» в правительстве и «консерваторами» в АП, итогом которого виделось проведение «шоковой терапии» («победа рыночников») и громкие отставки в правительстве. Умелое лавирование опытного номенклатурщика М.В. Мясниковича не позволило реализовать этот сценарий в прошедшем году. Параллельно АП значительно усилила контроль над номенклатурой, «зачистила» политическое поле страны, а также инициировала дискуссию о возможном реформировании политической системы Беларуси.

Тенденции:

• Администрация президента продолжает давить на правительство с целью вынудить его предпринять непопулярные социально-экономические меры;

• продолжилась политика «закручивания гаек» в отношении номенклатуры и гражданского общества;

• по инициативе Администрации президента будут предприняты крайне ограниченные и носящие преимущественно формальный характер преобразования, преподносимые как «реформирование» политической системы Беларуси.

Кадровые изменения

Администрация президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области го-

сударственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль исполнения решений Президента Республики Беларусь.

В связи с тем что Президенту Республики Беларусь принадлежат широкие полномочия, а сам он, в соответствии с Конституцией, «осуществляет посредничество между органами государственной власти», не всегда представляется возможным чётко разграничить деятельность президента, его администрации и проводимый в стране политический курс. Однако можно выделить ряд особенностей и тенденций, проявившихся в 2011 году, которые характеризуют место Администрации президента в системе государственной власти Республики Беларусь в этот период.

В 2011 в составе Администрации президента произошли важные кадровые изменения, формально связанные с началом нового президентского срока Александра Лукашенко и традиционной для этого события ротацией кадров. Однако изменение руководящего состава АП происходило на протяжении всего 2011 года (последние назначения — А. Тура на должность заместителя главы АП и А. Кобякова на должность посла Беларуси в России — произошли в октябре), что позволяет сделать предположение о более серьёзных причинах этих кадровых изменений.

Основные кадровые перемещения происходили по линии «Администрация президента — правительство», то есть речь идёт об усилении правительства за счёт бывших руководителей АП и о приходе в АП бывших министров. Наиболее заметным назначением явилась смена первого заместителя главы АП: на этом посту А.М. Радьков сменил Н.В. Петкевич. Снятие Н.В. Петкевич происходило в форме опалы: длительное время она находилась не у дел, а в информационной среде появились уничижительные материалы о её попытках найти работу в «Приорбанке». В сентябре 2011 Наталья Петкевич неожиданно для всех назначается на должность помощника президента вместо ушедшего в отставку В. Матвейчука.

Снятие Н.В. Петкевич косвенно свидетельствует о недовольстве главы государства деятельностью информационно-идеологической вертикали и неудовлетворительной поддер-

жкой среди населения, в том числе и на выборах. Кроме того, сыграло свою роль и соперничество Н.В. Петкевич с В.В. Ян-чевским, помощником президента, начальником главного идеологического управления.

А.М. Радьков известен в номенклатурной среде как убеждённый сторонник проводимого в стране политического курса. Находясь на государственной службе, он тем не менее возглавляет пропрезидентское общественное объединение «Белая Русь», а во время избирательной кампании руководил штабом А.Г.Лукашенко. Назначение А.М. Радькова явилось не только своеобразной наградой за вклад в победу президента, но и усилением практики «ручного» управления в Администрации президента, которому привержен бывший министр образования. Тем не менее надо понимать, что в отличие от других государственных органов, где первый заместитель уравновешивает руководителя организации, в Администрации президента первый заместитель главы — это в большей степени техническая фигура, которая не может на равных конкурировать ни с В.В. Макеем, ни с ключевыми помощниками президента.

Среди других важных перемещений следует отметить назначение А.Н. Калинина заместителем премьер-министра, курирующим вопросы строительства жилья и ЖКХ (ранее — помощник президента, главный инспектор по г. Минску), А.В. Кобякова — заместителем главы АП (ранее — заместитель премьер-министра, в октябре 2011 назначен послом в России), Л.В. Анфимова — первым заместителем председателя Комитета государственного контроля (ранее — заместитель главы АП), А.Н. Тура — заместителем главы АП (ранее — заместитель министра экономики).

Все эти назначения свидетельствует, с одной стороны, об усилении влияния Администрации президента на правительство, а с другой — о повышении профессионализма самой Администрации в сфере экономики (А.Н. Тур, А.В. Кобяков). Во время охватившего страну валютного кризиса Администрация президента внешне действовала достаточно беспомощно, постоянно подставляя с популистскими заявлениями о неизбежном укреплении рубля то А.Г. Лукашенко, то В.В. Ма-кея, а также упорно не желая отправить в отставку председателя правления Национального банка П.П. Прокоповича.

Администрация президента Ув правительство

После резкого экономического спада, пришедшегося на весну-лето, во второй половине 2011 в информационном пространстве Беларуси оживилась дискуссия о противостоянии «консерваторов» (сторонников прежней экономической политики из Администрации президента) и «рыночников-реформаторов» из правительства. К последним отнесены вице-премьер С. Румас и сам премьер-министр М.В. Мясникович.

Этот «конфликт» носил не только кулуарный характер. Так, на заседании Совмина 8 ноября возник спор между помощником президента С. Ткачёвым, с одной стороны, и М.В. Мясниковичем и С. Румасом — с другой. Десятого ноября А.Г. Лукашенко публично поддержал С. Ткачёва, заявив о недопустимости пересмотра задач, поставленных на IV Всебелорусском народном собрании. С подобными заявлениями президент выступал на протяжении всего 2011 года, неустанно критикуя правительство и Нацбанк и старательно выступая в роли единственного защитника завоеваний «социально ориентированной» белорусской экономики от ужасов рыночной экономики.

Представляется, что это «противостояние» носит во многом искусственный характер и срежиссировано самой Администрацией президента. Последняя, очевидно, обладала прогнозами о негативном развитии финансово-экономического сектора республики в 2011 и предприняла необходимые шаги по сохранению имиджа А. Лукашенко. Назначение В.М. Мяс-никовича, на которого предполагалось возложить основную ответственность за экономические проблемы в стране, по-видимому, преследовало цель дискредитировать бывшую советскую партийную элиту, ослабить её позиции в возможном номенклатурном перевороте.

Другая, не менее важная цель состоит в необходимости серьёзного реформирования белорусской социально-экономической модели, которая в условиях дефицита финансирования не может далее функционировать в прежнем виде. Несмотря на выступления А.Г. Лукашенко, есть достаточно оснований полагать, что высшее руководство страны планирует значительно снизить и без того невысокий уровень социальной защищённости рядовых белорусов. Учитывая непопуляр-

ность новой политики и даже возможный социальный взрыв, это реформирование нужно провести чужими руками, то есть руками правительства.

С этой целью в состав Совмина и введены не только «реформаторы», которые должны принять на себя основной удар, но и ряд полностью преданных президенту лиц, призванных контролировать изменения в наиболее чувствительных сферах социальной системы — строительстве жилья, ЖКХ, оплате и условиях труда. Одним из наиболее лояльных и дисциплинированных членов Совмина можно считать А.А. Тозика, который на посту вице-премьера прославился своими предложениями по ужесточению социальной политики государства: увеличить срок отработки по распределению, повысить пенсионный возраст, отменить льготы при поступлении в вузы, «точечно» финансировать социальные программы, работать «как китайцы», «загрузить» детей в школах и т. д.

Премьер-министр М.В. Мясникович, опытный и влиятельный номенклатурщик, на протяжении всего 2011 всячески противился стремлению Администрации сделать его «реформатором» и создателем «рыночно-ориентированной» белорусской модели развития. Поэтому конфликт между Администрацией и правительством представлял собой не конфликт «рыночников» и «консерваторов», а, скорее, желание чиновников переложить друг на друга ответственность за принятие крайне непопулярных решений.

«Призрак» политической реформы: ужесточение контроля над номенклатурой

На протяжении всего 2011 в информационном пространстве республики циркулировали рассуждения экспертов о возможном номенклатурном перевороте, причинами которого, по их мнению, должны стать общая дестабилизация социально-экономической ситуации и приход российского капитала, угрожающего интересам влиятельного директорского корпуса в Беларуси. Серьёзную опасность для режима представляет и возможность уличных выступлений рядовых белорусов.

Администрация президента самым серьёзным образом отнеслась к этим угрозам. Для их нейтрализации одновременно использовались две стратегии: с одной стороны, ужесточе-

ние контроля и репрессий, с другой — проведение идеи о необходимости частичных преобразований в политической системе страны. Ужесточение контроля происходило в отношении не только гражданского общества, но и номенклатуры. Самым серьёзным мероприятием можно считать создание Следственного комитета, который значительно ограничил деятельность всех силовых ведомств страны. Во главе новой структуры, подотчётной президенту, а значит, и его Администрации, встал бывший глава Оперативно-аналитического центра В.П. Вакульчик, доверенное лицо белорусского лидера.

Администрация президента незамедлительно и жёстко реагировала на любые колебания в среде высшей номенклатуры, предпринимая ряд шагов по ограничению её власти. Так, был арестован и осуждён командующий ВВС и войсками ПВО И. Азарёнок; принят указ «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления»; заменён Генеральный прокурор; усилен контроль над судебной системой, ограничена власть губернаторов в вопросе распределения земельных участков; укреплена система территориальной обороны, проведены заметные и нередко скандальные кадровые изменения в Министерстве юстиции и МВД.

В течение 2011 в той или иной форме не прекращались разговоры о необходимости изменения политического курса страны. Так, после долгих колебаний 2011-й был объявлен «Годом предприимчивости». Администрация президента попыталась провести ряд масштабных кампаний, частично популистского характера, по мониторингу работы местных властей с обращениями граждан и изучению состояния трудовой дисциплины на местах. Эти меры вызвали крайне негативную реакцию населения, что ещё больше укрепило высокопоставленных чиновников во мнении о необходимости хотя бы внешних преобразований. Тем не менее в Администрации президента в течение года так и не смогли выработать более или менее приемлемый план политических реформ или хотя бы определить их направление.

Заключение

В условиях кризиса белорусской социально-экономической модели главным содержанием деятельности Администрации

президента явился поиск новой стратегии развития страны, который не увенчался значимыми успехами. Руководство страны не смогло выработать приемлемый план экономических и политических реформ или хотя бы определить их направление. Как результат — тактический акцент на «ручном» управлении экономическими и политическими процессами в стране.

Вместе с тем Администрация президента усилила контроль над номенклатурой, «зачистила» политическое поле страны, а также инициировала дискуссию о возможном реформировании политической системы Беларуси. С большой долей вероятности можно утверждать, что в будущем году эта дискуссия будет практически «заземлена», хотя возможны и незначительные преобразования, носящие преимущественно внешний, то есть формальный, характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.