АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА: МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ И ХАРИБДОЙ «ДИКОЙ» ОЛИГАРХИИ
Николай Буров
Резюме
2012-й год явился для Администрации президента (АП) годом нелёгких поисков новой идеи, которая легитимировала бы происходящий в стране переход к полноценному государственно-олигархическому капитализму вместо социально ориентированного государственного капитализма. На протяжении года АП и правительство смогли стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране и снять с повестки дня вопрос о незамедлительных радикальных реформах неолиберального толка.
Вместе с тем АП выдвинула ряд инициатив по сокращению государственных социальных расходов - льготного кредитования строительства жилья, а также госаппарата; выступила за повышение стоимости услуг ЖКХ и здравоохранения; предприняла попытки по реформированию пенсионной системы. Одновременно АП принимала меры по сокращению темпов оттока специалистов.
В качестве основной идеи, оправдывающей сворачивание социальных обязательств государства, АП предложила модернизацию, не сумев, однако, наполнить это понятие конкретным содержанием. В течение года АП так и не решилась на изменение экономической политики и проведение политической реформы ввиду происходящего де-факто перераспределения ресурсов в пользу чиновничьих и близких к ним околовластных бизнес-групп.
Тенденции:
• нерешительность АП как в окончательном отказе от модели социально ориентированного государства, так и признании де-факто формирующегося государственно-олигархического капитализма в Беларуси;
• идейная пустота и отсутствие комплексного плана по развитию страны в качественно новых условиях; имитация дискуссий о реформировании, имеющих какие угодно цели, кроме проведения реальных реформ;
• начало постепенной изоляции АП как структуры, всё в большей степени не отвечающей интересам населения, бизнеса и номенклатуры.
Поиск нового облика страны
Во многом действия Администрации президента в 2012 году определялись катастрофическими для белорусской модели развития последствиями 2011 года. Благодаря беспрецедентной экономической поддержке со стороны России, АП и правительство смогли стабилизировать социально-экономическую ситуацию и снять с повестки дня вопрос о незамедлительных радикальных реформах в духе неолиберализма. Однако в Администрации президента хорошо понимают, что государство не в состоянии и далее проводить широкомасштабную социальную политику. Расходы на образование, здравоохранение, коммунальные услуги и т. д. всё в большей степени переносятся на рядовых граждан.
В отличие от предыдущего года, в 2012 АП и сама активно подключилась к этому процессу. Так, 6 января 2012 года подписан Указ № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», который фактически положил конец гордости белорусских властей — широкодоступному льготному кредитованию строительства жилья. Через некоторое время из-под действия указа выведены силовики, что особенно ярко подчеркнуло характер новой модели государственной политики в Беларуси.
Предпринимались попытки реформировать систему пенсионного обеспечения с целью сократить государственные расходы и повысить фактический возраст выхода белорусов на пенсию. Инициатором этих нововведений также стала АП. Взят курс на постепенное повышение стоимости услуг ЖКХ и здравоохранения, который, вероятно, в полной мере будет осуществлён в 2013 — 2014 годах.
В Администрации президента прекрасно осознают, что рост цен должен в определённой степени компенсироваться ростом доходов населения. Кроме того, АП хорошо усвоила уроки 2011 года. На протяжении всего 2012 А.Г.Лукашенко не реже одного раза в месяц проводил совещания с участием либо председателя Национального банка Надежды Ермаковой, либо премьер-министра Михаила Мясниковича по поводу ситуации на валютном рынке. Следует подчеркнуть, что та-
кое пристальное внимание к возможной девальвации национальной валюты АП проявляла в условиях беспрецедентно удачного для белорусской внешней торговли 2012 года.
В АП также хорошо понимают, что постепенное сворачивание социально ориентированной политики в условиях активизации интеграционных проектов на постсоветском пространстве приведёт к серьёзному оттоку специалистов, что может поставить инфраструктуру республики на грань выживаемости. В отличие от прошлых лет, прошедших под лозунгом «Не нравится — увольняйся», в настоящее время АП принимает серьёзные меры по сокращению темпов оттока специалистов. К традиционным мерам: повышению средней зарплаты до пресловутых USD 500 и активизации работы по обращениям граждан (с 22 января 2012 вступил в силу новый закон «О работе с обращениями граждан и юридических лиц», который существенно упростил процедуру подачи заявлений) — добавился совершенно неожиданный для республики механизм, а именно: по существу, принудительное закрепление работников ряда предприятий на их рабочих местах (декрет № 9 от 7 декабря 2012 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности»).
В АП в полной мере осознают ограниченность принимаемых мер. Отказ от социально ориентированной модели необходимо компенсировать неким новым слоганом или новой идеей, которые скрыли бы истинный смысл происходящих процессов, связанных с переходом к полноценному государственно-олигархическому капитализму.
Deus ex machina: модернизация
Новой идеей, активно пропагандируемой главой государства, явилась идея модернизации страны. Безусловно, этот термин использовался руководством республики и ранее, однако именно в 2012 он призван обозначить ту политику, которую пытается проводить в жизнь АП. Модернизация должна охватить и политическую, и экономическую сферы, и, судя по заявлениям белорусского лидера, должна стать своеобразным deus ex machina, который разом решит все проблемы в развитии страны.
Однако представления о модернизации в АП достаточно туманные. Так, эксперты неоднократно указывали, что под экономической модернизацией власти страны понимают лишь техническое переоснащение предприятий, которое зачастую превращается в незаконное освоение бюджетных средств, и усиление давления на работников предприятий. К этому короткому списку можно добавить и постепенный перенос тяжести расходов на социальную сферу с государственного бюджета на рядовых граждан при сохранении общей неэффективной системы хозяйствования в стране.
Представления о политической модернизации не менее туманны. Дискуссии о политической реформе инициированы Администрацией президента ещё в 2010 году, но, как и предсказывали многие эксперты, в 2011 году они так и не привели к каким-либо конкретным результатам.
2012-й год начался с громких заявлений А.Г. Лукашенко о готовности модернизировать политическую систему Беларуси (см., напр., интервью китайским СМИ 17 января 2012 года). Затем подобные заявления озвучивались президентом регулярно, став неотъемлемой частью практически всех его публичных выступлений.
Дискуссии о политической модернизации особенно актуализировались в связи с проведением парламентских выборов в стране в 2012 году и попытками возобновить полноценный диалог с Западом после событий 19 декабря 2010 года. Однако анализ выступлений президента показывает, что каких-либо внятных представлений о политической модернизации у высшего руководства страны не существует. Так, многочисленные рассуждения о введении избирательной системы по партийным спискам остались нереализованными, а сам глава государства неоднократно подчёркивал преждевременность введения такой избирательной системы в Беларуси. Практически отсутствует прогресс и в отношениях с политическими оппонентами.
Парламентские выборы, состоявшиеся в сентябре 2012, явились наиболее очевидным свидетельством стремления властей сохранить статус-кво. Как и предыдущие выборы в Национальное собрание, они прошли под полным контролем АП и по традиционному для Беларуси сценарию: заранее утвер-
ждённый состав депутатов, выполнение пожеланий президента о 30%-м представительстве женщин, сохранение наиболее опытных и проверенных представителей депутатского корпуса и т. д.
Тем не менее публично высшее руководство страны всё же допускает переход к пропорциональной избирательной системе в некоем отдалённом будущем. Безусловно, обсуждение этой проблемы активизируется одновременно с прогрессом в политических отношениях с Западом. В этой связи следует отметить серьёзное кадровое изменение в руководстве АП, которое ожидали многие аналитики: отстранение от должности главы АП Владимира Макея и назначение его министром иностранных дел. С точки зрения иерархии белорусской вертикали это считается понижением, но с точки зрения той «маятниковой» внешней политики, которую АП успешно проводила до конца 2010 года, это, безусловно, разумный шаг. Не секрет, что де-факто МИД является структурным подразделением АП, поэтому фигура нового министра призвана продемонстрировать европейским партнёрам намерение усилить западный вектор во внешней политике официального Минска.
Параллельно высшему руководству страны удалось не допустить назначения на должность главы АП явного пророссий-ского кандидата. По-видимому, фигура Андрея Кобякова призвана символизировать переходный момент в развитии политического курса страны: от социально ориентированного государства к государственно-олигархическому капитализму.
В 2012 году АП анонсировала реальную, в отличие от призрачной партийной реформы, реформу государственного аппарата. Сутью этой реформы является сокращение госаппарата на 25 — 30%, за счёт чего предполагается увеличить зарплаты госслужащим. Сокращение планируется осуществить преимущественно за счёт начальственного звена («внизу меньше, вверху побольше»), а также за счёт ликвидации ненужных функций. Для практической подготовки реформы создана спецкомиссия во главе с А. Кобяковым и Натальей Петкевич. Однако более или менее конкретная информация о реформе отсутствует. Можно предположить, что она выльется в очередную борьбу различных чиновничьих групп за доступ к административным и экономическим ресурсам.
Что делать?
Проведение парламентских выборов по традиционному сценарию, попытка возродить «маятниковую» внешнюю политику, ограниченность реформы государственного управления, возвращение к риторике «всем по пятьсот», использование президентом образа «грозного и рачительного хозяина», относящегося к 1990-м, — всё это свидетельствует о серьёзном застое в Администрации президента. В 2012 году можно выделить три наиболее ярких проявления этого застоя, которые одновременно должны стать и серьёзным сигналом для власти.
Прежде всего, это сохранение низкого — на уровне 30% — рейтинга А.Г. Лукашенко, несмотря на серьёзный рост реальных доходов населения в 2012 году. Практически все социологи зафиксировали тот факт, что возвращение к социальному контракту в Беларуси невозможно. Более того, это понимают и в АП. Однако попытки создать новый имидж президента закончились провалом.
Это хорошо иллюстрирует второе яркое событие, которое отчётливо свидетельствует о нарастании кризисных явлений в управлении: 17 декабря, посещая ОАО «Камволь», А.Г. Лукашенко устроил традиционный разнос чиновникам, а затем уволил директора предприятия. Буквально через несколько дней бывший директор занял должность главного инженера «Камволя». Конечно же, данный факт не свидетельствует о кризисе власти как таковой, но это очевидный сигнал как о неэффективности прежних методов управления, так и об окончательно сложившейся чиновничье-клиентельной структуре в белорусском обществе.
С последним обстоятельством связан третий яркий эпизод: назначение бывшего председателя Нацбанка Петра Про-коповича помощником президента в августе и фактическое восстановление позиций Виктора Шеймана осенью-зимой 2012 года. Это свидетельство не только кадрового голода, но и серьёзное свидетельство снижения способности АП воздействовать на внутреннюю борьбу в белорусском истеблишменте. Есть и определённые признаки номенклатурной приватизации даже вопреки позиции АП.
С определённой осторожностью можно сделать вывод, что 2012-й явился, вероятно, первым годом, зафиксировавшим начало процесса постепенной изоляции Администрации президента на белорусском политическом поле. Население хочет перемен, номенклатура хочет перемен, бизнес хочет перемен. И только АП, даже осознавая необходимость этих перемен, упорно делает ставку на силовой прессинг и использование традиционных методов управления 1990-х — начала 2000-х годов.
Заключение
Как и в 2011 году, Администрация президента не смогла выработать приемлемый план реформирования в условиях краха модели социально ориентированного государства. Анонсированные реформы и модернизация бессодержательны, в большей степени они являются следствием борьбы групповых интересов внутри белорусского истеблишмента, но не реальными попытками вывести страну на некий новый этап развития. Проведённая в 2011 году «зачистка» политического поля и ужесточение контроля над номенклатурой парадоксальным образом привели к некоторому ослаблению АП, вынужденной иметь теперь дело с теми группировками, на которые в основном и опирается действующий президент.