Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный штраф / административное наказание / административное правонарушение / административная ответственность / предупреждение / санкция / правоохранительные органы / administrative fine / administrative punishment / administrative offense / administrative responsibility / warning / sanction / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егупов Василий Александрович

В статье проведен научно-практический анализ проблем эффективности применения административного наказания в виде штрафа как самого распространенного административного наказания в России. Обращается внимание на необходимость более широкого применения и иных административных наказаний в целях исправления нарушителя и предупреждения совершения им новых административных правонарушений и преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE FINE AS AN ADMINISTRATIVE PENALTY IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF EFFECTIVE APPLICATION

The article provides a scientific and practical analysis of the problems of the effectiveness of the application of administrative punishment in the form of a fine as the most common administrative punishment in Russia, draws attention to the need for wider application of other administrative punishments in order to correct the violator and prevent him from committing new administrative offenses and crimes.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ»

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Я

Василий Александрович Егупов

доцент кафедры

гражданско-правовых

дисциплин

Московского психолого-социального университета,

доцент кафедры гражданского права Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук

egupov1981@mail.ru

115191, г. Москва,

4-й Рощинский проезд, 9А

141014, Московская обл., г. Мытищи,

ул. Веры Волошиной, д. 24

Аннотация. В статье проведен научно-практический анализ проблем эффективности применения

административного наказания в виде штрафа как самого распространенного административного наказания в России. Обращается внимание на

необходимость более широкого применения и иных административных наказаний в целях исправления нарушителя и предупреждения совершения им новых

административных правонарушений и преступлений.

Ключевые слова: административный штраф, административное наказание, административное правонарушение, административная ответственность, предупреждение, санкция,

правоохранительные органы.

V.A. Egupov,

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Moscow State University of Psychology and Social Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law, Moscow State Regional University, Candidate of Law, egupov1981 @mail. ru 115191, Moscow, 4th Roshchinsky proezd, 9A 141014, Moscow region, Mytishchi, Vera Voloshina str., 24

ADMINISTRATIVE FINE AS AN ADMINISTRATIVE PENALTY IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF EFFECTIVE APPLICATION

Annotation. The article provides a scientific and practical analysis of the problems of the effectiveness of the application of administrative punishment in the form of a fine as the most common administrative punishment in Russia, draws attention to the need for wider application of other administrative punishments in order to correct the violator and prevent him from committing new administrative offenses and crimes.

Key words: administrative fine, administrative punishment, administrative offense, administrative responsibility, warning, sanction, law enforcement agencies

Среди административных наказаний, применяемых судами и правоохранительными органами к нарушителям, наиболее часто используется административный штраф, который служит одним из основных источников пополнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сама по себе административная ответственность, как считает ряд известных административистов, это штрафная ответственность за незначительные нарушения закона, не влекущие, как правило, за собой вредные общественно опасные последствия, не подпадающие под признаки уголовно наказуемых деяний.

Следует отметить, что практически все составы административных правонарушений, предусмотренных как федеральным, так и региональным законодательством, в качестве санкции указывают именно на административный штраф. В ряде случаев он является единственной мерой административной ответственности. Назначать его вправе не только суды, но и иные юрисдикционные органы (антимонопольные органы, органы внутренних дел, органы транспортной безопасности и др.). Применяется он как к гражданам, так и к должностным лицам и даже к организациям (юридическим лицам).

Солидарен в этом с нами и ряд современных исследователей, которые отмечают, что «...административный штраф — одна из наиболее распространенных мер юридической ответственности в силу того, что он указан в качестве наказания во всех нормах, предусматривающих административную ответственность, что обусловило его повсеместное применение на практике и породило немало проблем, основной из которых остаётся спор о его сущности» [2, с. 116].

Целью административного штрафа, как и любого другого, в том числе более сурового административного наказания, является, прежде всего, предупреждение совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Как показывает практика,

административный штраф применяется как административное наказание более чем в 95% случаях совершения административного правонарушения. Все имеющиеся иные административные наказания применяются менее чем в 5% случаях (административный арест, лишение специального права, обязательные работы, дисквалификация, административное приостановление деятельности и другие). Возникает вопрос, насколько эффективно административное наказание в виде штрафа, достигает ли оно цели для каждого нарушителя?!

Безусловно, для большинства населения России, 75% которого находится, по последним данным за чертой бедности, административный штраф даже в незначительном размере весьма эффективен и полностью выполняет свою превентивную функцию. Однако для состоятельных граждан, для обеспеченных должностных лиц, для крупных коммерческих корпораций с миллиардами рублями прибыли такое наказание бессмысленно и крайне неэффективно. Более того, даже после уплаты административного штрафа подобные субъекты продолжают совершать административные правонарушения не боясь ответственности, которая только и может, что незначительно ударить им по финансам и никакого личного неблагоприятного характера для них не несёт. Иногда прибыльнее нарушать административное законодательство, отделываясь малыми штрафами, нежели соблюдать его и нести убытки. К сожалению, в предпринимательской среде зачастую так и происходит.

Решение данной проблемы видится в изменении, во-первых, санкций ряда норм КоАП РФ и кодексов об административных правонарушениях, действующих на территории того или иного субъекта. Во-вторых, в обеспечении применения этих санкций на практике. В частности, за повторное административное правонарушение, должно применяться более суровое, чем административный штраф наказание, например, административный арест или административное приостановление деятельности для юридических лиц.

Правы в этом отношении А.В. Зубач и С.Г. Черняев, которые пишут о том, что «...представляется интересным и заслуживающим внимания предложение В.Н. Плигина во внесенной им в Государственную Думу новой редакции КоАП РФ об увеличении видов административных наказаний с точки зрения их взаимозаменяемости. Например, обязательные работы по месту основной деятельности с отчислением определенной суммы в счёт уплаты административного штрафа за совершенное правонарушение. Такой подход даёт реальную возможность не только обеспечения уплаты большого массива штрафов, но и повышает реальность неотвратимости наказания, влияя на психологию правонарушителя» [1, с. 32].

По нашему глубокому убеждению, административный штраф не должен быть единственным административным наказанием за любое административное

правонарушение, включая даже безбилетный проезд. При этом, как за безбилетный проезд, так и за первый раз совершенное превышение скорости, должно применяться предупреждение и в санкции соответствующей статьи оно также должно быть предусмотрено. Не стоит, на наш взгляд, недооценивать предупредительный потенциал вынесенного в письменной форме предупреждения. Более того, считаем, что оно должно быть предусмотрено санкцией каждой без исключения статьи кодексов об административных правонарушениях. Иногда субъекта достаточно предупредить, выписав соответствующее постановление на месте, чтобы в дальнейшем, во-первых, он больше никогда не совершал подобные правонарушения, а во-вторых, с уважением стал бы относиться к правоохранительным органам, которые надлежащим образом на первый раз предупредили его, а не принудительно обязали его уплатить административный штраф.

При этом каждый привлеченный к административной ответственности субъект должен вноситься в базу данных лиц, подвергнутых административному наказанию, которая должна быть в открытом доступе для сотрудников правоприменительных органов в целях доказательства на месте неоднократности совершения указанного противоправного деяния и назначения уже более строгого, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, административного наказания за повторное совершение аналогичного правонарушения.

За систематическое нарушение административного законодательства применяться должны самые строгие меры административной ответственности — административный арест для физических лиц и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для организаций. При этом суды при назначении таких наказаний должны иметь сведения и постановления о ранее совершенных аналогичных административных правонарушениях и назначенных административных наказаниях.

Таким образом, эффективность наказания в виде административного штрафа для каждого без исключения субъекта будет достигнута тогда и только тогда, когда административный штраф не будет считаться в теории и особенно на практике единственно возможным видом наказания за административное правонарушение, а будет применяться не менее часто, чем другие, предусмотренные санкцией кодексов об административных правонарушений наказания, носящие, прежде всего, личный характер. Пока же эффективность административного штрафа как административного наказания в Российской Федерации находится, к сожалению, на крайне низком уровне. Последствия этого самые различные: от полного неуважения к административному законодательству и применяющим его органам власти до перехода

административно наказуемых деяний в уголовно наказуемые преступления с серьёзными общественно опасными последствиями. Поэтому профилактическая деятельность полицейских органов в борьбе с преступностью должна, прежде всего, начинаться с полного и неотвратимого применения всех существующих видов административных наказаний, а не только административных штрафов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Зубач А.В., Черняев С.Г. Штраф в системе административных наказаний Российской Федерации в свете законодательных новаций по данной проблеме // Вестник экономической безопасности. — 2017. — №2. — С. 30-34.

2. Позднякова Е.В., Боренштейн А.Л. Административный штраф как финансово-правовая мера ответственности // Вестник Владимирского юридического института. — 2015. — №3. — С. 116-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.