Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
административный регламент / органы исполнительной власти / государственные (муниципальные) услуги / государственный гражданский служащий / административная реформа / концепция эффективного управления / менеджеристская модель публичного управления / administrative regulations / executive authorities / state (municipal) services / civil servant / administrative reform / concept of effective management / managerial model of public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дутова Д.И.

Статья посвящена исследованию административных регламентов в нормативно-правовом обеспечении деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обосновываются предпосылки внедрения в управление практики регламентации и стандартизации. Осуществляются первые шаги рассмотрения роли и значимости административного регламента и его нормативно-правового обоснования, вызванного в связи с проведением административной реформы. Подчеркивается внимание на структуризации административных регламентов. Делается вывод о приоритетных задачах, на решение которых направлено их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дутова Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article is devoted to the study of administrative regulations in the normative-legal support of the activities of executive authorities in the Russian Federation. The prerequisites for the introduction of regulation and standardization practices in management are substantiated. The first steps of consideration of the role and significance of administrative regulations and its normative-legal justification caused in connection with the administrative reform are carried out. Attention to the structuring of administrative regulations is emphasized. The conclusion is made about the priority tasks, which their use is aimed at solving.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

УДК 11

Дутова Д.И.

Студент 1 курса Направления подготовки:40.04.01 - Юриспруденция

Магистерская программа: «Юрист в государственных органах» заочной формы обучения

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию административных регламентов в нормативно-правовом обеспечении деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обосновываются предпосылки внедрения в управление практики регламентации и стандартизации. Осуществляются первые шаги рассмотрения роли и значимости административного регламента и его нормативно-правового обоснования, вызванного в связи с проведением административной реформы. Подчеркивается внимание на структуризации административных регламентов. Делается вывод о приоритетных задачах, на решение которых направлено их использование.

Ключевые слова:

административный регламент, органы исполнительной власти, государственные (муниципальные) услуги, государственный гражданский служащий, административная реформа, концепция эффективного управления, менеджеристская модель публичного управления.

Abstract

The article is devoted to the study of administrative regulations in the normative-legal support of the activities of executive authorities in the Russian Federation. The prerequisites for the introduction of regulation and standardization practices in management are substantiated. The first steps of consideration of the role and significance of administrative regulations and its normative-legal justification caused in connection with the administrative reform are carried out. Attention to the structuring of administrative regulations is emphasized. The conclusion is made about the priority tasks, which their use is aimed at solving.

Keywords:

administrative regulations, executive authorities, state (municipal) services, civil servant, administrative reform, concept of effective management, managerial model of public administration.

Административные регламенты разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», представляя собой нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Если акцентировать внимание на иных свойствах и характеристиках административного регламента, содержащихся в названном документе, а также в иных нормативно-правовых актах, то рассматривая постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 , подчеркнем что, Положения данного Постановления являются основными для административных регламентов федеральных органов исполнительной власти. И если сформулировать более узкое определение, то административный регламент выступает в качестве нормативно-правового акта органа исполнительной власти, определяющего сроки и последовательность его действий (административные процедуры), порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также с другими

органами исполнительной власти и организациями.

В такой формулировке просматривается специфика административных регламентов, их содержание должно обеспечивать реализацию принципа гласности за счет мер, направленных на информирование о порядке и результатах исполнения государственной функции. Требования к содержанию административных регламентов предопределяют конкретизацию административных процедур. Их детализация в регламенте позволяет логически обособить последовательность административных действий при исполнении государственной функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции.

Если рассматривать административные регламенты как составляющую правового поля, нормативно обосновывающего организационно-процедурные аспекты деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, то их следует оптимально представлять как уникальную правовую форму административно-публичной деятельности наряду с такими административно-правовыми актами, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правила, приказы, инструкции и пр.

В то же время регламент исполнения государственных функций представляет способы выполнения определенных обязанностей или функций государственными органами. Они могут включать в себя различные аспекты, такие как проведение инспекций, выдача разрешений или лицензий, контроль и надзор и т. д. Уникальность при этом заключается в том, что административные регламенты содержат сроки и последовательность административных процедур органов исполнительной власти. Порядок взаимодействия их структурных подразделений и должностных лиц, а также их взаимодействия с иными органами исполнительной власти, и организациями при исполнении государственных функций, и предоставлении государственных (муниципальных) услуг федеральными, и региональными органами исполнительной власти.

Административные регламенты являются также важным дополнением к системе контрактов и могут их заменять в тех сферах, где последние не применимы. В качестве наглядного примера можно привести Регламент проведения территориальными органами Федерального казначейства. В случаях, установленных Правительством РФ, проверки соответствия информации, указанной в государственном контракте, договоре о капитальных вложениях, контракте учреждения, договоре о проведении капитального ремонта, договоре (контракте), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц, фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), с использованием фото- и видеотехники при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. приказом Минфина России от 09.01.2020 № 5н).

Не так давно в административном праве появился совершенно новый институт, который именуется «регламентным правом». Данный институт направлен на регулирование правоотношений в сфере исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере органов государственной власти. На данный момент их принято достаточно большое количество, и процесс дальнейшего их внедрения в практическую деятельность органов исполнительной власти продолжается.

Следующим этапом в развитии рассматриваемого института стало утверждение постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти[8].

В нем было закреплено положение, что административный регламент федерального органа исполнительной власти составляют: регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.

Нельзя не упомянуть и утверждение постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452

Типового регламента внутренней организации федеральных органов, которым были определены структурные составляющие административного регламента и установлено, что порядок и сроки разработки административного регламента исполнения государственных функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг определяется Правительством РФ.

Важным событием стало принятие постановления Правительства РФ от 11 января 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В нем отмечается, что «административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федеральных органов исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций .

Таким образом, административный регламент фактически нормативно предопределяет последовательность действий по осуществлению государственных функций. Именно в основе такого понимания лежат подходы, составляющие основу концепции New Public Management при описании регламентации бизнес-процессов, где акцент делается на каждой конкретной операции. Кроме того, в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг разница между этими двумя видами регламентов заключается только лишь в одном разделе - регламент предоставления государственных услуг включает в себя «Требования к порядку предоставления государственной услуги», где приведены требования к порядку информирования об этой услуге, срокам предоставления, перечню оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и прочие положения, характеризующие требования, установленные соответствующими федеральным законодательством и подзаконными актами. В целом основная идея этого раздела - четко сформулировать требования к качеству государственной услуги. Оценивая данный документ, можно заключить, что в нем объединены и регламент, и стандарт. Так, во втором разделе Порядка «Требования к административным регламентам исполнения государственных функций и административным регламентам предоставления государственных услуг» дается описание стандарта предоставления государственной услуги; однако, как показывает практика, федеральные органы исполнительной власти значительно расширяют перечень параметров, которые входят в этот раздел. Соответственно, достигаются две ключевые цели - стандартизация процедуры взаимодействия заявителя с органами власти и регламентация действия государственных служащих. Процедура утверждения регламента позволяет в значительной степени повысить уровень требований к совершенствованию административных процедур и порядку взаимодействия с заявителем, причем она не является чрезмерно перегруженной.

В целом можно заключить, что административные регламенты играют значимую роль в нормативно-правовом обеспечении деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Они, условно говоря, задают шкалу качества исполнения государственных функций, а интеграция административных регламентов и стандартов государственных (муниципальных) услуг позволяет решать широкий спектр задач.

Во-первых, повышение качества предоставления этих услуг и их доступности для физических и юридических лиц

Во-вторых, содержательное наполнение административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти; в-третьих, повышение открытости

Список использованной литературы:

1. Аминов И. Р., Кадраева Е. И. Правовые акты органов местного самоуправления в системе правовых актов государства // Вопросы российской юстиции. 2021. № 12. С. 91-99.

2. Вестник ВГУ. Серия: Право 1462022. № 1 (прозрачности) деятельности органов исполнительной власти, их подконтрольность; в-четвертых, минимизация издержек при взаимодействии физических и юридических лиц с органами исполнительной власти.

3. Библиографический список Аминов И. Р., Кадраева Е.И. Правовые акты органов местного самоуправления в системе правовых актов государства // Вопросы российской юстиции. 2021. № 12. С. 91-99.

4. Барциц И.Н. Административный регламент: предложения к методике разработки // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 1 (2). С. 12-19.

5. Козлова Л.С. Административные регламенты: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2017. 415 с.

6. Муленко Н.В. Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции // Вестник БелЮИ МВД России. 2020. № 3. С. 49-53.

7. Прокофьев С.Е., Еремин С.Г., Галкин А.И. Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления: учеб. и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. С. 695 .

8. Яхина О. В. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Йошкар-Ола, 2019. 193 с.

References Aminov I.R., Kadraeva E. I. Legal acts of local self-government bodies in the system of legal acts of the state // Questions of Russian justice. 2021. № 12. Р. 91-99.

Bartsits I. N. Administrative Regulations: Proposals for Development Methods // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2007. № 1 (2). P. 12-19.

Kozlova L. S. Administrative regulations: text. manual for universities. M. : Publishing House Yurite, 2017. 415 p. Mulenko N. V. Administrative regulations as one of the tools to improve the quality of public services in the fi eld of migration // Bulletin of BelYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3. P. 49-53. Prokofi ev S. E., Eremin S. G., Galkin A. I. Theory and mechanisms of modern state and municipal administration: textbook and workshop for universities. M. : Publishing house Yurite, 2021. 695 p.

Yakhina O. V. Administrative regulations for the provision of municipal services: issues of theory and practice: diss. ... candidate lawyer. Sciences. Yoshkar-Ola, 2019. 193 p.

© Дутова Д.И., 2023

УДК 343

Ширинова А.А.

магистрант 3 курса заочной формы обучения Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Россия, г. Москва Научный руководитель: Спасенников И.Г. кандидат юридических наук, доцент Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Россия, г. Ростов-на-Дону

НАРКОБИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

Данная статья представляет собой обзорный анализ современной проблемы индустрии наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.