Научная статья на тему 'Административный порядок защиты гражданских прав и интересов. Некоторые проблемы, возникающие в процессе их реализации'

Административный порядок защиты гражданских прав и интересов. Некоторые проблемы, возникающие в процессе их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2057
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК / ЮРИСДИКЦИОННАЯ / НЕЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ / ОБЩИЙ ПОРЯДОК / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / CIVIL RIGHTS / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / JURISDICTIONAL AND NON-JURISDICTIONAL FORMS OF PROTECTION / GENERAL PROCEDURE / SPECIAL PROCEDURE / STATE AUTHORITIES / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бельчик Анастасия Максимовна, Павлов Николай Владимирович

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие в процессе реализации административного порядка защиты гражданских прав и интересов. Авторами исследована и дана характеристика двух форм защиты (юрисдикционная и неюрисдикционная). Подробно рассмотрен специальный порядок. Выделены главные особенности, отличающие его от других форм защиты. Даны различные обоснования в необходимости решения возникших проблем. Предложены пути их нивелирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative procedure for the protection of civil rights and interests. Some problems that arise in the process of their implementation

This article discusses some of the problems that arise in the implementation of the administrative procedure for the protection of civil rights and interests. The authors investigated and characterized two forms of protection (jurisdictional and non-jurisdictional). The special order is considered in detail. The main features that distinguish it from other forms of protection are highlighted. Various justifications are given for the need to solve the problems that have arisen. Ways of leveling them are suggested.

Текст научной работы на тему «Административный порядок защиты гражданских прав и интересов. Некоторые проблемы, возникающие в процессе их реализации»

УДК 342.7

Бельчик Анастасия Максимовна

студентка,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

belchik_a_m@mail. ru

Павлов Николай Владимирович

кандидат юридических наук,

доцент кафедры административного и финансового права,

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

nik281@mail.ru

Anastasia M. Belchik

student,

Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin belchik_a_m@mail.ru Nikolay V. Pavlov

candidate of law sciences, associate of professor of

administrative and financial law Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin nik281@mail.ru

Административный порядок защиты гражданских прав и интересов. Некоторые проблемы, возникающие в процессе их реализации

Administrative procedure for the protection of civil rights and interests. Some problems that arise in the process of their implementation

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие в процессе реализации административного порядка защиты гражданских прав и интересов. Авторами исследована и дана характеристика двух форм защиты (юрисдикционная и неюрисдикционная). Подробно рассмотрен специальный порядок. Выделены главные особенности, отличающие его от других форм защиты. Даны различные обоснования в необходимости решения возникших проблем. Предложены пути их нивелирования.

Ключевые слова: гражданские права, административный порядок, юрисдикционная, неюрисдикционная формы защиты, общий порядок, специальный порядок, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Abstract. This article discusses some of the problems that arise in the implementation of the administrative procedure for the protection of civil rights and interests. The authors investigated and characterized two forms of protection (jurisdictional and non-jurisdictional). The special order is considered in detail. The main features that distinguish it from other forms of protection are highlighted. Various justifications are given for the need to solve the problems that have arisen. Ways of leveling them are suggested.

Keywords: civil rights, administrative procedure, jurisdictional and non-jurisdictional forms of protection, general procedure, special procedure, state authorities, local self-government bodies.

Каждому гражданину Российской Федерации законодательством страны предоставлены меры, направленные на признание или восстановление своих гражданских прав и интересов в случае их нарушения или оспаривания. Гражданские права закреплены в Конституции Российской Федерации и представляют собой определённую совокупность неотчуждаемых, основополагающих, естественных, принадлежащих человеку от рождения прав и свобод, которые не зависят от принадлежности лица к конкретному государству. Защита и соблюдение прав и свобод граждан - это обязанность, которой наделены все органы государственной власти, местного самоуправления. Главными и мощными рычагами в осуществление данного вида деятельности являются суды.

Защита гражданских прав состоит из определённых форм. Они представляют собой комплекс согласованных внутренних действий, которые направлены на защиту охраняемых законом субъективных прав и интересов. Различается юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты. Юрисдикционная форма защиты представляет собой комплекс мер, которыми наделены государственные органы и органы местного самоуправления, направленных на защиту или оспаривание нарушенных гражданских прав и законным интересов. Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], в процессе юрисдикционной формы выделяют: общий и специальный порядки. Защита гражданских прав и интересов по общему правилу осуществляется в судебном порядке. Согласно п. 1 названной статьи, данный порядок (судебный) осуществляют суды: арбитражный или третейский в соответствии с предоставленной им компетенцией. Средством защиты в названной юрисдикционной форме выступает иск, который представляет собой письменное обращение лица в суд с требование о защите его нарушенного субъективного права и законных интересов [2]. П. 2 ст. 11 ГК РФ признаёт специальный порядок защиты охраняемых законом гражданских прав и интересов, то есть, административный. В процессе данной юрисдикционной формы оспариваются нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления. Специальный порядок имеет исключительную особенность, которая заключается в применение её только в прямо указанных в законе случаях. Одним из основных способов защиты гражданских прав и интересов является обращение. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 К59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [3] предусматривает такие виды как:

1) предложение;

2) заявление;

3) жалоба.

Защита нарушенных гражданских прав и интересов в административном порядке осуществляется посредством подачи заявления или административной

жалобы в соответствующий орган лицом, права и интересы которого были нарушены. Жалоба представляет собой вид обращения граждан в соответствующие органы государства, который основывается на просьбе гражданина в защите или восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов данного лица или законных интересов других лиц. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации [4] и п. 2 ст. 11 ГК РФ каждый гражданин страны имеет право на оспаривание решения, принятого по жалобе в административном порядке.

Таким образом, можно отметить, что данная форма защиты гражданских прав и интересов не исключает возможности последующего или одновременного обращения по тому же вопросу лица в суд.

Закреплённые нормами закона или договора возможные действия или бездействия, а также их совокупность, которые направлены на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и интересов лиц представляют собой гражданско-правовой способ защиты нарушенных прав и интересов лиц. Главная цель данного способа - реальное восстановление нарушенного права лица, а не только наложение публично - правовой санкции к правонарушителю. Административные органы имеют право только на применение некоторых способов защиты нарушенных прав, к ним относятся: пресечение действий, которые не соответствуют нормам права или создают угрозу нарушения и восстановление тех положений, которые были до совершения нарушения. Можно выделить несколько возможных вариантов защиты при административном порядке:

- отмена вышестоящим органом, наделенного соответствующей компетенцией, решения, принятого нижестоящим;

- признание действия или бездействия должностного лица неправомерным;

- изменение или отмена нормативно правового акта федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ или органа местного самоуправления противоречащих действующему законодательству;

- исправление в документах гражданско-правового значения допущенных существенных опечаток и ошибок

Перечень данных мер, используемых в административном судопроизводстве, в отличие от гражданского судопроизводства, является открытым и может быть расширен защищающими субъектами по собственному усмотрению.

Нормы административного права устанавливают порядок процедуры защиты гражданских прав и интересов. Субъекты, осуществляющие защиту гражданских прав в административном порядке, можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся лица, состоящие с потерпевшим в отношениях, основанных на равенстве. Вторая группа включает субъекты, действующие на основе подчинения нижестоящих вышестоящим.

Административный порядок защиты гражданских прав и интересов, нарушенных субъектом, который состоит с потерпевшим в отношениях, основанных на равенстве принадлежит к компетенции многих органов и

должностных лиц государства. К таким органам, например, относятся: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная антимонопольная служба. Так, защищая гражданские права, уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обладают такими правами как:

1) выдача изготовителям предписание о прекращении нарушений прав потребителей;

2) прекращение нарушений обязательных требований;

3) устранение обнаруженных нарушений обязательных требований;

4) организация и проведение мероприятий, направленных на предотвращение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.

Согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей [6], граждане имеют право на обращение в органы местного самоуправления за защитой своих нарушенных прав. Данные органы имеют право:

- на рассмотрение жалоб направленных потребителями; консультацию граждан по вопросам, касающихся защиты их прав;

- разрабатывать определённые муниципальные программы, касающиеся защиты прав потребителей;

- незамедлительно извещать федеральные органы исполнительной власти в случае выявления нарушений.

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что в компетенцию органов местного самоуправления входит большой спектр полномочий, направленных на защиту прав потребителей. Однако, в то же время, существует определенная неточность, касающаяся самостоятельности органов при решении данных вопросов. Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [7] органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, которые наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации). На практике данные органы не могут организовать активные действия в области защиты прав потребителей. Им необходимо обратиться к органам исполнительной власти, которые наделены соответствующими полномочиями. На наш взгляд существует необходимость нивелирования такой проблемы как минимизация спектра полномочий, отнесённых к компетенции органом местного самоуправления в данной области.

В сфере конкурентных прав административная защита осуществляется антимонопольным органом, в компетенцию которого входят:

- предупреждение о прекращение действий, противоречащих нормам

законодательства;

- изменение или отмена актов, противоречащий антимонопольному

законодательству;

- выявление и устранение причин и условий, которые способствуют

возникновению правонарушения;

- проведение действий по восстановлению нарушенных прав

В административном порядке антимонопольный орган защищает гражданские права и интересы в сфере рекламы в случаях:

• обращения граждан в органы государственной власти или органа местного самоуправления;

• по представлению прокурора;

• заявления физического или юридического лица в указанный орган

Данные полномочия осуществляются посредством дачи предписаний,

включающих в себя меры, направленные на устранение возникших нарушений, а также - распоряжения об изменение или отмене актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, которые противоречат действующему законодательству государства о рекламе.

На основе изученной юридической литературы можно сделать вывод о том, что административный порядок защиты гражданских прав и интересов представляет собой определённую законодательно закрепленную совокупность действий лица, гражданские права и законные интересы которого были нарушены путём незаконных действий государственных органов или должностных лиц по обжалованию этих нарушений в вышестоящие органы, в компетенцию которых входит право на обжалование таких жалоб.

Приведённые положения позволяют выделить определённые особенности административного порядка защиты гражданских прав и интересов. На основе анализа нормативно - правовых актов и юридической литературы можно сказать о том, что неюрисдикционная специальная форма обладает определёнными признаками, присущими только ей и позволяющими отличить её от юрисдикционной. Можно выделить такие особенности, как:

• данная форма защиты производится именно властными структурными органами государственной власти и местного самоуправления;

• гибкий подход в выборе определённого способа защиты;

• процессуальное средство защиты - жалоба;

• более простая процедура рассмотрения и разрешения вопроса по поданной жалобе в уполномоченные органы;

• наличие права у лица права на обжалование решения, принятого государственным органом, в рамках административной защиты, в ходе судебного порядка;

• возможность последующего или одновременного обращения по тому самому вопросу лица в суд

Вышеуказанные проблемы предполагают поиск путей их решения, поскольку их наличие оставляют пробелы в административном порядке защиты гражданских прав и интересов.

На наш взгляд, Гражданский кодекс Российской Федерации недостаточно регламентирует данную форму защиты, в связи с чем, будет разумно для более точного понимания ст. 11 ГК РФ расширить её путём внесения таких дополнений как: сформулированного понятия, перечисленных видов и способов данного порядка. Также, мы предлагаем выделить отдельную статью или главу, которая будет касаться только административного порядка защиты гражданских прав и интересов лиц. Существует необходимость выделения точного и конкретного перечня способов защиты, которые именуются сейчас как «иные способы, предусмотренные законом». Данную проблему предлагаем решить посредством внесения изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ путём формирования полного и конкретного перечня форм защиты гражданских прав и интересов лиц в административном порядке. Это приведёт к отсутствию необходимости отсылки к иному действующему законодательству Российской Федерации. Будет разумно предоставить органам местного самоуправления помимо отнесённой обязанности незамедлительного извещения федеральных органов исполнительной власти при выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, право на приостановление или прекращение продажи таких товаров.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

2. Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. -М.: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ", 2017. С. 92.

3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N19. Ст. 2060.

4. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31, ст. 4398.

5. Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Literature:

1. Civil code of the Russian Federation of 30.11.1994 N 51-FZ / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1994. N 32. Article 3301.

2. Mokhov A. A., Vorontsova I. V., Semenova S. Yu. Civil process (civil procedural law) of Russia: textbook / Rel. ed. - Moscow: LLC "law FIRM contract", 2017. P. 92.

3. Federal law "On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation" dated 02.05.2006 N 59-FZ / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. N19. St. 2060.

4. The Constitution of the Russian Federation / / Assembly of the legislation of the Russian Federation of August 4, 2014 N 31, article 4398.

5. Law on consumer protection of 07.02.1992 N 2300-1 / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. N 3. Article 140.

6. Federal law" on General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation " dated 06.10.2003 N 131-FZ (with ed. and extra, Intro. effective from 01.09.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. N 40. Article 3822.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.